Л.К. Г ребенкина, Н.А. Копылова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В статье изложены основы педагогики сотрудничества как одного из современных гуманистических направлений педагогической науки. Раскрыты принципы, методологические подходы и концептуальные идеи, пути и средства ее реализации в высшей школе. Обобщен опыт реализации принципов и идей педагогики сотрудничества на занятиях по педагогическим курсам и английскому языку в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.
педагогика сотрудничества, сотрудничество, взаимодействие, сотворчество, гуманно-личностный подход, гуманизация, педагог-новатор, коллективная творческая деятельность.
Педагогика сотрудничества как новое направление педагогической науки появилась в 80-е годы ХХ века, в самом начале перестроечных процессов, как обобщение научных взглядов и опыта педагогов и психологов отечественной и зарубежной школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс,
Э. Берн и др.). Она породила многочисленные инновационные процессы в образовании, воспитании и развитии учащихся, вызвала общественный резонанс и стремление обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения и воспитания, предложила обоснование идей гуманизма, характеризующих школу, и как одну из главных ее составляющих - сотрудничество взрослых и детей. Инициаторами научного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов Советского Союза (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. Никитин, Л.А. Никитина, В.Ф. Шаталов, МП. Щетинин
и др.). Помощниками в осмыслении и пропагандистами их инновационных идей стали известные публицисты В.Ф. Матвеев и С.Л. Соловейчик.
Следует отметить, что концептуальные идеи педагогики сотрудничества в 80-е годы ХХ столетия разрабатывались учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных образовательных учреждениях и в разных условиях. Как научно-теоретическое направление, оно стало оформляться после ряда встреч в подмосковном поселке Переделкино (сентябрь 1986 г.), поселке Цинандали (сентябрь 1987 г.), городе Москве (март 1988 г.), в Краснодарском крае (сентябрь 1988 г.). В это же время было заявлено, что данное направление представляет собой совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогика сотрудничества - это открытая программа, ее
смысл - в творчестве всех учителей, она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.
Основные взгляды педагогов-новаторов были отражены в серии статей «Учительской газеты», посвященных их встречам 29. Как отмечает Г.К. Се-левко, концепция технологии педагогики сотрудничества первоначально публиковалась в виде тезисов-идей (манифестов): «педагогика сотрудничества», «демократизация личности», «методика обновления», «войдем в новую школу», «поворот», «от ученика к личности», «человек свободный». Например, манифест «Методика обновления» включал идеи «воодушевляющего управления», «гармонизации и гуманитаризации», «реализма целей воспитания», «совместной жизнедеятельности детей и взрослых», «самоопределения», «личностной направленности воспитания», «добровольности», «коллективной направленности» 30.
Цель педагогического процесса, считают педагоги-новаторы, - гармоничное развитие личности ребенка, а сотрудничество - главная категория обучения и воспитания, где воспитатели и воспитанники являются равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, имеющие свободу и равные условия выбора. Первая задача школы, по их мнению, - развить ребенка, чтобы он сам, без принуждения, мог и хотел добывать (а не получать!) знания, приобретать умения и навыки, развивать способности. Они подчеркивали, что педагогика сотрудничества предполагает личностный подход, что проявляется в принятии каждого ребенка как ценности, в знании и учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за активность и инициативу, любознательность и творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что его ценят. Так, например, суть гуманно-личностного подхода (по Е.Н. Ильину) - это любить, понимать, принимать, сострадать, поддерживать и помогать 31.
В работах педагогов-новаторов большое место уделяется деятельности учителя-воспитателя, задача которого состоит в том, чтобы уметь слушать ребенка, вести с ним диалог, понять его интересы и помочь правильно, с научной точки зрения осознать их, учить понимать и выражать себя, помогать состояться как личность. На уроках педагог стремится научить каждого школьника, ориентирует их на успех, способствует организации гуманистических отношений, сотворчества, учится сам и учится у своих учеников, а не копирует уроки других. Отсюда важная составляющая педагогического процесса, основанного на сотрудничестве - это самообразование и саморазвитие учителя. Содержание и методы работы педагогов-новаторов подчинены одной общей цели: воспитание, обучение и развитие детей на основе принципов гуманизма.
29 Войдем в новую школу // Учительская газета. 1988. 18 окт. ; Демократизация личности // Там же. 1987. 17 окт. ; Методика обновления // Там же. 1988. 19 март. ; Педагогика сотрудничества // Там же. 1986. 18 март.
30 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. М., 2006. Т.1. С. 140-151.
31 Ильин Е.Н. Путь к ученику: книга для учителя. М., 1988.
Педагогика сотрудничества - это не только сотрудничество учителей с детьми и коллегами, но и с родителями, которые должны быть союзниками в обучении и воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности. Взаимодействие учителей и родителей может проявляться в праве родителей посещать уроки в любой день, в проверке домашнего задания, в вовлечении их в работу школьников во внеурочное время и др. Изучение комплексной деятельности педагогов-новаторов дает возможность заметить, что каждый из них - это талантливый педагог, добившийся высоких практических результатов и внесший свой вклад в развитие педагогической науки.
Таким образом, анализ концептуальных идей педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века, активно реализующих идеи и принципы педагогики сотрудничества, позволяет утверждать, что их подходы к обучению и воспитанию учащихся представляют новую, гуманистическую систему. В свою очередь появление гуманистического демократического направления в педагогической науке, утверждающего, что в истинной педагогике нет объектов, есть только субъекты деятельности, также носит инновационный характер.
В итоге на основе проделанного анализа литературы, работ по изучению опыта педагогов-новаторов и творчески работающих учителей нашего времени были выделены и обобщены ведущие концептуальные идеи, которые, на наш взгляд, современны и реализуются в настоящее время (рис. 1).
Ведущие идеи педагогики сотрудничества:
в обучении в воспитании
- взаимодействие; - сотворчество; - успех как главное условие развития детей в обучении; - обучение всех детей с любыми индивидуальными данными; - систематическая обратная связь; - равные условия на уроке для каждого; - комфортность школьников в классе; - коллективная коммуникативность обучения; - усвоение знаний на основе их вариативного и многократного повторения; - учение без принуждения; - ликвидация неуспеваемости и перегрузок; - крупноблочное изложение теоретического материала; - личность ребенка - главная ценность и основной объект/субъект внимания педагога; - взаимодействие; - сотворчество; - самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие как воспитателей, так и воспитанников; - учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников; - забота о себе, окружающих людях и мире; - гуманистический стиль общения и взаимоотношений; - духовно-нравственное обогащение личности; - коллективная творческая деятельность; - добровольность и свобода выбора как формы, содержания дела,
- комментируемое управление; - вариативность оценки знаний учащихся; - предупреждение ошибок. так и способов его реализации; - взаимодействие с родителями и социумом; - самоуправление.
7
Предполагаемый результат развитие гармоничной, нравственно и духовно совершенной, социально активной, саморазвивающейся личности ребенка через активизацию внутренних резервов
Рис. 1. Основные концептуальные идеи педагогики сотрудничества
нашего времени
Современные принципы и концептуальные подходы педагогики сотрудничества современности в обобщенном виде представлены на рисунке 2.
Принципы Подходы к организации деятельности
- профессиональная компетентность; - антропологический, гуманистический;
- гуманистическая направленность; - системно-целостный;
- сотрудничество (педагогическое взаимодействие); - личностно ориентированный;
- культуротворчество; - субъектно-деятельностный;
- природосообразность; - полисубъектный;
- творческая направленность развития; - диалогический;
- интеграция; - культурологический;
- проблемность и эвристика; - профессиональное самосовершенствование.
- преемственность;
- непрерывность.
Рис. 2. Основные принципы и концептуальные подходы педагогики сотрудничества
Как следует из рисунков, концептуальные идеи, принципы и подходы педагогики сотрудничества 80-х годов ХХ века составляют основу современной педагогики сотрудничества и являются импульсом к совершенствованию педагогической науки в целом.
Мы убедились, что каждому педагогу-новатору нашего времени присущи свои принципы, которые соотносятся с методологическими, общедидактическими и воспитательными подходами, такими, как антропологический, этнопедаго-
гический, гуманистический, единства объективного и субъективного (внешнего и внутреннего), деятельностный, личностно ориентированный, полисубъектный (диалогический), смыслообразования, культуротворчества, интеграции, творческой направленности развития, взаимодействия, индивидуализации и дифференциации, профессионально-педагогического совершенствования и самосовершенствования, проблемности и эвристики, непрерывности и преемственности.
Кроме того, соотнеся ценности педагогики сотрудничества с общепедагогическими ценностями и учитывая, что педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, были выделены как социальнопедагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основой индивидуально-личностной системы ценностей: связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде; удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; позволяющие осуществить самореализацию; дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.
Таким образом, следует отметить, что в педагогике сотрудничества категория «сотрудничество» выступает как педагогическая ценность, формирующаяся в учебно-воспитательной системе, и в то же время как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в обучении и воспитании. Она является ориентиром по формированию профессиональной компетентности, заботливых, партнерских межличностных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, любви, совести, взаимоуважении, заботе и поддержке в различных видах совместной деятельности, по усвоению учащимися нравственных и эстетических норм и служит развитию гармоничной личности, что соответствует современным гуманистическим концепциям развития.
Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества активно изучаются и применяются в высшей школе. В.И. Андреев, разрабатывая инновационно-прогностический курс педагогики высшей школы, раскрывает совокупность метапринципов (принцип принципов) развития высшего образования: системный (например, системно-целостный, системно-целевой, системно-структурный и т.п.), аксиологический (система ценностей), культурологический (формирование базовой культуры личности), антропологический (целостное знание о человеке), гуманистический (признающий ценность человека как личности), синергетический (процесс взаимодействия двух взаимосвязанных подсистем: преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, сотрудничество индивидов), герменевтический (теория и искусство истолкования текстов) 32.
Каждый из этих метапринципов основан на сотрудничестве и взаимодействии субъектов деятельности. Например, гуманизация в плане образования
32 Андреев В.И. Педагогика высшей школы : инновационно-прогностический курс. Казань, 2006. С. 34.
и воспитания требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, взаимодействия, основанного на доверительности и взаимной требовательности. Гуманизация образования и воспитания в высшей школе - «это прежде всего совершенствование функционирования и развитие образовательных систем с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного педагога, студента безотносительно к его достоинствам и недостаткам» 33.
Успешная реализация гуманистического принципа в образовательном учреждении требует признания приоритетных ценностей личности педагога и обучающихся, изменения позиции преподавателя, который должен всегда стоять «впереди обучаемого», а не «над обучаемым», строго соблюдать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.
Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества учитываются в развитии образовательно-воспитательной системы Рязанского государственного университета (РГУ) имени С.А. Есенина 34 Организуя целостный педагогический процесс, педагоги вуза опираются на принципы организации педагогического взаимодействия, такие, как диалогиза-ция, проблематизация, персонификация, индивидуализация, и создают условия для гуманного педагогического взаимодействия, рассматривая его как основу гуманизации общения преподавателя и студента. Взаимодействие педагогов и студентов осуществляется на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях, при выполнении разнообразных творческих работ, во всех видах внеаудиторной деятельности, на которых обсуждаются важнейшие проблемы современного образования.
Ежегодно кафедрой педагогических технологий вуза совместно с управлением учебно-воспитательной работы университета организуется конкурс профессионального мастерства, где студенты всех факультетов, используя технологию коллективной творческой деятельности, демонстрируют свои способности в интеллектуальной деятельности, профессиональной практике, научной работе, актерском мастерстве.
Реализация идей педагогики сотрудничества в учебной и научной работе на факультете истории и международных отношений РГУ осуществляется в индивидуальной и групповой работе со студентами (в учебных и исследовательских группах, научных кружках и секциях) 35.
Так, большинство учебных занятий по английскому языку проводится в форме коллективных творческих дел. Рассмотрим в качестве примера обобщающее занятие на тему «Транспорт в Великобритании и США» («Transport in Great Britain and in the USA»).
33 Там же. С. 24.
34 Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт). Рязань, 2008. С. 101-105.
35 Байкова Л.А. и др. Методика воспитательной работы. М., 2005.
На первой стадии предварительной работы со студентами проводятся беседы, выясняются интересующие их вопросы по теме, выдвигаются конкретные образовательные, воспитательные и развивающие задачи, придумываются различные варианты дела, организуется установочная (стартовая) беседа со студентами, определяется ведущая тема занятия.
Вторая стадия коллективного планирования дела включает выбор совета дела, ответственных за распределение ролей и обязанностей, подготовку материала, выбора места, времени и формы проведения.
Третья стадия коллективной подготовки дела проходит в виде уточнения, конкретизации плана подготовки и проведения, организуется выполнение этого плана, окончательно определяются роли, например, ведущие (Interviewers), министр транспорта Великобритании (the Transport Minister of Great Britain), министр транспорта США (the Transport Minister of the USA), водители такси Лондона (London taxi drivers), водители такси Нью-Йорка (New York taxi drivers), водители поездов в Лондоне (London train drivers), водители поездов в Нью-Йорке (New York train drivers), водители автобусов в Лондоне (London bus drivers), водители автобусов в Нью-Йорке (New York bus drivers), менеджеры английских и американских аэропортов (managers of English and American airports), радиослушатели (radio listeners) и т.д.
На четвертой стадии осуществляется конкретный план мероприятия, разработанный советом дела с учетом коррективов, которые вносятся участниками при подготовке коллективного творческого дела. Например, на радиопередачу приглашаются гости, в той или иной мере связанные с проблемой транспорта, которые совместно со студентами обсуждают насущные проблемы. «Радиослушатели» звонят в студию, задают интересующие их вопросы.
На пятой стадии - коллективного подведения итогов - проходит общий сбор участников и анализ проведенного дела (рефлексия), целью которого является выяснение, что удалось и что не получилось, над чем предстоит еще работать, какие необходимо решать педагогические задачи в первую очередь.
Шестая стадия - ближайшее последействие - служит для выполнения решений, принятых в результате коллективного анализа, предложения темы нового коллективного творческого дела, планирования мероприятия по выбранной теме.
Следует отметить, что занятия по иностранному языку в форме коллективного творческого дела помогали всем его участникам высказываться по конкретной тематике, выражать свое мнение, слушать товарищей, вести диалог, спорить, доказывать свою точку зрения. Такие занятия развивают у студентов навыки монологического, диалогического высказывания, решают образовательные и воспитательные задачи (закрепление лексики и грамматики по пройденной теме, знакомство с культурой и обычаями стран изучаемого языка), служат развитию личности.
С целью гуманизации образовательного процесса и расширения профессиональной компетентности будущих специалистов в учебный план по специ-
альности «учитель» был внесен предмет по выбору «Педагогика гуманизма». Мы полагали, что необходимо не просто достичь определенной осведомленности студентов о деятельности педагогов-гуманистов, но и сформировать у них профессиональную гуманистическую позицию, помочь выяснить и осознать сущность и приоритетность гуманного подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое значение имели аудиторные занятия, направленные на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку у них собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В организации занятий использовались технологии активного обучения, кроме того, разрабатывались педагогические технологии, рассчитанные на гуманизацию и сотрудничество в подготовке и проведении учебных занятий.
По итогам изучения курса ежегодно проводится опрос студентов по выявлению осознания значимости профессии педагога-гуманиста и потребности в гуманистической деятельности. Данные опроса студентов 3 курса факультета истории и международных отношений представлены в таблице.
Таблица
Осознание студентами значимости приоритетов гуманистической педагогики
Вопрос Вариант ответа Количество респондентов, %
В чем заключаются приоритеты гуманистической педагогики? Создание гуманных условий 61,5
Личность ребенка как ценность 59,6
Любовь и уважение к детям 57,7
Личностный подход 36,5
Субъект-субъектные отношения 30,8
Г армоническое развитие 30,8
Сотрудничество 26,9
Общечеловеческие ценности 13,5
Чем привлекает Вас как будущих педагогов гуманистическая педагогика? Г уманно-ценностное отношение к ребенку 75,0
Личность как ценность 38,5
Практическая значимость 34,6
Г армоническое развитие 23,1
Субъект-субъектные отношения 23,1
Что нового дал Вам курс «Педагогика гуманизма»? Персоналии гуманистической педагогики 61,5
Гуманистические системы и технологии 25,0
Ребенок - субъект педагогического взаимодействия 13,6
Я-концепция 9,6
Ситуация успеха 7,6
Ценности народной педагогики 7,6
Как показывают данные таблицы, студенты подчеркивают новизну информации изучаемого курса, значимость ее в деятельности учителя, осознают приоритеты гуманистической педагогики, причем главными приоритетами считают признание личности ребенка как ценности 59,6 процента респондентов, любовь и уважение к детям - 57,7 процента, создание для гуманных отношений необходимых условий - 61,5 процента. Для своей будущей профессиональной деятельности в качестве педагога-гуманиста подчеркивают важность признания личности ребенка как ценности 38,5 процента респондентов, гармонического развития детей - 23,1 процента, гуманно-ценностных отношений - 75 процентов и субъект-субъектных отношений - 23,1 процента.
Наше исследование, направленное на изучение гуманистической направленности студентов факультета истории (27 - 2 курса, 23 - 5 курса), показало, что все студенты однозначно понимают значимость общечеловеческих и личностных гуманистических ценностей для их педагогической деятельности. Приоритет отдается прежде всего семье (40 респондентов), образованию, знаниям (40 респондентов), человеку и его здоровью (31 респондент), родине (26 респондентов), культуре (26 респондентов). Менее предпочтительными ценностями для них являются труд (12 респондентов), природа (18 респондентов), религия (15 респондентов). Среди личностных ценностей наиболее предпочтительными являются ценность личного достоинства (37), свобода человека (36), вера в добро и справедливость (31), патриотизм и гражданственность (25).
При изучении предмета по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня завтра» ставилась цель ознакомить студентов с концептуальными идеями педагогики сотрудничества и деятельностью педагогов-новаторов, определить значимость и пути внедрения технологий для современного учителя, доказать актуальность, современность и значимость идей педагогики сотрудничества для педагогов XXI века, а также для развития теории современной отечественной педагогики.
В соответствии с принципами гуманизации в курсе раскрываются научнотеоретические основы педагогики сотрудничества, истоки и тенденции ее развития, рассматриваются ключевые концепции и вариативные технологии педаго-гов-новаторов, необходимые для будущих специалистов.
Предмет по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра» апробировался в учебном процессе РГУ со студентами 2 курса факультета иностранных языков на отделении «Английский язык». В ходе изучения курса и по его итогам проводилось анкетирование 33 студентов по выявлению знания педагогики сотрудничества. Результаты анкетирования в начале изучения курса представлены в диаграмме на рисунке 3.
Рис. 3. Показатель знания студентами педагогики сотрудничества в начале изучения курса
После изучения предмета все студенты (100 процентов) стали принимать идеи педагогики сотрудничества. В качестве ведущих они выделили гуманистическую направленность, сотрудничество, творчество, направленность на развитие, субъектную позицию участников целостного педагогического процесса, взаимодействие и совместную деятельность, крупноблочную подачу учебного материала, комментируемое управление, коллективную творческую деятельность, воспитание гражданственности и патриотизма (на основе предмета) в процессе обучения, принципы семейного воспитания. Студенты отмечали, что многие принципы и концептуальные идеи педагогики сотрудничества активно применяются ими и реализуются в школах и что их использование, как полагали 27 студентов (82 процента), принесет только положительные результаты в работе современной школы.
Мы убедились, что профессиональному росту и воспитанию будущих педагогов как нельзя лучше способствуют организация занятий на основе взаимодействия, создания ситуации успеха, диалога и стимулирования самостоятельной педагогической работы студентов, поддержка их исследовательских проектов. В практику преподавателей кафедры педагогических технологий вошли такие формы учебных занятий, которые предполагают совместную деятельность преподавателей и студентов, их активное участие в подготовке и проведении коллективной творческой деятельности. Кроме того, преподаватели поддерживают так называемые «вертикальные» взаимосвязи: студенты старших курсов становятся организаторами занятий и внеаудиторной деятельности для младших. Это дает возможность совершенствовать знания, вырабатывать профессиональные умения, изменяет социальный статус студента, позволяет формировать адекватную самооценку. Включение в педагогическую деятельность позволяет студенту корректировать и мотивационную сферу - развить мотивацию достижения успеха. Как правило, появляется желание продолжать свою работу с младшими курсами, рождается инициатива. Особенно ярко проявляется такое взаимодействие в работе студентов-кураторов.
Таким образом, изучение концептуальных идей педагогики сотрудничества и организация опыта преподавателей отечественной высшей школы по их использованию, в частности идеи педагогического взаимодействия и совместной деятельности, способствуют модернизации образования и повышению качества
подготовки будущих специалистов и педагогов вуза в рамках перехода на многоуровневое образование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. -Казань, 2006.
2. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова [и др.]. - М., 2005.
3. Войдем в новую школу // Учительская газета. - 1988. - 18 окт.
4. Гребенкина, Л.К. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт) / Л.К. Гребенкина, Н.А. Копылова. - Рязань, 2008.
5. Демократизация личности // Учительская газета. - 1987. - 17 окт.
6. Ильин, Е.Н. Путь к ученику : кн. для учителя. - М., 1988.
7. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. - Екатеринбург, 2007.
8. Методика обновления // Учительская газета. - 1988. - 19 март.
9. О программе модернизации педагогического образования. - Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1313 от 1 апреля 2003 г. - М., 2003.
10. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. - 1986. - 18 март.
11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. - М., 2006.
12. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. - М., 2006.
13. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление / под ред. З.И. Васильевой. - Л., 1989.