Научная статья на тему 'Классификация духовно-нравственных ценностей современного офицера'

Классификация духовно-нравственных ценностей современного офицера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2181
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL-MORAL VALUES / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / GENERAL HUMAN VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТИ / THE PERSONAL-ORIENTED VALUES / PROFESSIONAL-ORIENTED VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панасенко Ю. А., Елагина В. С.

В статье отражены результаты теоретического исследования особенностей духовно-нравственных ценностей современного российского офицера; предложена классификация духовно-нравственных ценностей офицера, включающая три группы ценностей: общечеловеческие, профессионально-ориентированные и личностно-ориентированные, дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Панасенко Ю. А., Елагина В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the spiritualmoral values of the contemporary officer

The article reveals the results of theoretical studies of the special features of the spiritualmoral values of contemporary Russian officer. The classification of the spiritualmoral values of the officer is suggested, which includes three groups of the values: general human, professionaloriented and personaloriented, also their characteristics are given.

Текст научной работы на тему «Классификация духовно-нравственных ценностей современного офицера»

Панасенко Ю.А., Елагина В.С.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА

В современных условиях развития российского общества, связанного с появлением новых социально-экономических, политических и культурных реалий, реформированием Вооруженных Сил, проблема формирования у офицеров духовности, духовно-нравственных ценностей становится достаточно актуальной и нуждается в переосмыслении.

Следует отметить, что под влиянием происходящих изменений в стране и Вооруженных силах, меняются военно-профессиональная деятельность, личностно-цен-ностные установки и ориентиры офицеров. Система духовно-нравственных ценностей современного офицера приобретает целый ряд особенностей, проявляющихся в том, что формирование духовно-нравственных ценностей офицера направлено на глубокое осознание им социальной значимости своего долга и ответственности за выполнение возложенных на него обязанностей.

Важнейшей составляющей духовно-нравственных ценностей российского офицера выступает его военно-профессиональная компетентность, высокий профессионализм и военное мастерство, обусловленные характером современных войн и конфликтов, появлением новейших средств, способов и форм ведения вооруженной борьбы, повышением степени ответственности. Радикальные преобразования в обществе и Вооруженных силах, понимание необходимости духовно-нравственного обновления армии, определения новых ценностей, норм, традиций и идеалов меняют ценностные ориентации, отражающиеся в духовном мире офицера.

К особенностям духовно-нравственных ценностей современного офицера относится культура принятия управленческих решений, высокий уровень которой позволяет офицеру совершать свои поступки в пределах нормы морали и целесообразности, принимать самостоятельные решения в ситуации неопределенности, прогнозировать возможные последствия и нести личную ответственность в условиях военного и мирного времени.

Духовно-нравственные ценности офицера выступают как целостность и взаимосвязь его нравственной и профессиональной позиции; как единство слова и дела, мотивов и поступков; как способность устанавливать межличностные отношения с подчиненными, создавать позитивный духовно-психологический настрой военного подразделения.

Духовно-нравственным ценностям и их значению в жизни и деятельности офицерского корпуса посвящено огромное количество научно-исследовательских работ, значимость которых трудно переоценить. Обобщая различные подходы к определению системы ценностей современного российского офицера, их особенностей и направлений формирования и развития у военнослужащих, мы под духовно-нравственными ценностями офицера будем понимать совокупность взаимодействующих интересов, идеа-

лов, принципов, чувств и убеждений, которые обусловливают мотивацию и оказывают регулятивное воздействие на социальную и профессиональную активность личности офицера как защитника Отечества.

Разные подходы к исследованию духовно-нравственных ценностей офицерского корпуса, к определению их особенностей порождают множественность их классификаций по различным критериям. Так, в связи со структурой бытия выделяют природные и культурные ценности; в соответствии со структурой личности выделют биопсихологические и духовные ценности; в зависимости от формы духовной культуры ценности классифицируют на нравственные, эстетические, религиозные, научные, политические и правовые; в связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно выделить предметные и субъектные ценности. Таким образом, разнообразие ценностей порождает условность их классификации.

Анализ духовно-нравственных ценностей офицера, их направленности и развития в новых условиях российской действительности, изучения их роли и значения в становлении, укреплении и формировании духовно-нравственной безопасности личности, общества и государства, позволил нам выделить три группы духовно-нравственных ценностей: общечеловеческие (ценности, ориентированные на общество и государство), профессионально-ориентированные (ценности по отношению к военной службе) и личностно-ориентированные (ценности по отношению к самому себе), характеристика которых представлена в настоящей статье.

К общечеловеческим нравственным ценностям, обусловленным спецификой военно-профессиональной деятельности офицера, целесообразно отнести такие ценности, как: собственное достоинство офицера, совесть, благородство, великодушие, скромность, адекватная самооценка, склонность и любовь к военному делу, справедливость.

Собственное достоинство является одной из важнейших ценностей офицера. Это основной критерий понимания воинской чести офицера, содержащий два элемента: особое моральное требовательное отношение офицера к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Достоинство, на наш взгляд, обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями общества, морали и нравственности, беречь свою репутацию, то есть воздерживаться от дурных привычек, угодничества, бросающих тень на офицерское звание. Офицеру должны быть чужды такие качества, как клевета, распространение порочащих слухов, бахвальство, трусость. Для современного офицера неприемлемы пьянство, использование бранных слов, азартных игр, участие в финансовых спекуляциях, которые принижают его достоинство и честь офицера. В своих мемуарах питомец Николаевской академии Генерального штаба генерал А.А. Игнатьев подчеркивал, что «самое опасное - оказаться смешным» [1, С. 104].

Достоинство офицера подразумевает уважение к нему со стороны других людей, осознание своих человеческих прав, подобающее отношение к нему в обществе. Офицер верно служит Отечеству, защищая его с оружием в руках, и поэтому заслуживает глубокого уважения общества и государства.

На протяжении всей истории развития человечества нравственная категория «со-

весть» являлась осознанием личностью офицера честности перед своими товарищами.

Категория «совесть» определяется как способность личности осуществлять моральный самоконтроль, умение самостоятельно формулировать нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков. Офицер, давший честное слово офицера, непременно должен его выполнить. Измена слову признается низостью, она считалась и считается недостойной звания офицера.

Русскому офицеру всегда были присущи такие нравственно ценные качества, как благородство и великодушие, выступающие в качестве мотивов его поступков, обусловливающихся не личной выгодой, карьеризмом и корыстью, а стремлением принести пользу Отечеству, порученному делу. Следует подчеркнуть, что благородство, жертвенность всегда были присущи российскому офицеру.

Характерной чертой личности офицера является его великодушие во взаимоотношениях с людьми, подчиненными, строгость и требовательность, которые сочетаются с человечностью, проявлением благожелательности, обходительности (без панибратства), уважительности, доверия к подчиненным. Великий полководец А.В. Суворов в своих мемуарах, обращаясь к личности военачальника, писал: «Будучи врагом зависти, ненависти и мщения, он низлагает своих недругов великодушием и владычествует над друзьями своей верностью» [2, С. 170].

Отличительной чертой русского офицера всегда выступала скромность, то есть умение сопоставить свою самооценку с оценкой окружающих людей. Скромность офицера находит свое отражение в качествах характера и проявляется в умеренности во всех требованиях, отсутствии стремления к богатству и роскоши, первенству, желанию показывать себя, соблюдение рамок приличия, степенности в общении с другими людьми. Скромность офицера не допускает самонадеянности, себялюбивости, гордости, заносчивости, наглости. Скромность как черта характера всегда была присуща русскому офицеру и проявлялась даже у крупных начальников.

Для познания себя, регулирования своей деятельности и коррекции поведения офицеру необходима адекватная самооценка. Периодически разумная личность пытается оценить себя, свои возможности, определить свою судьбу, цель жизни.

Настоящий офицер должны отдаваться своему делу, любить службу и хранить ей верность, выполнять свой долг до самого конца. Быть военным - это значит нести ответственность за жизни других людей, заботиться о своих подчинённых, порой относиться к ним как к своим детям. Офицеру нельзя легкомысленно относиться к своему делу, не отдать ему всего себя. Существует множество примеров, когда верность своему делу, долгу, оказывается сильнее многочисленной армии врага.

Вторую группу духовно-нравственных ценностей составляют профессионально-ориентированные нравственные ценности офицеров, которые объединяют следующие ценности: единоначалие, высокий морально-боевой дух, преданность офицерскому долгу, офицерская честь («честь мундира»), гордость за службу в Вооруженных Силах Российского государства, верность Военной присяге, Боевому знамени, верность боевым и воинским традициям, дружба и войсковое товарищество, командирская воля, сочетание разумной инициативы и самостоятельности при принятии командирских решений, профессиональное честолюбие, стремление к систематическому повышению

военно-профессиональной компетентности, сочетание высокой требовательности и заботы о подчиненных.

Наряду с морально-боевым духом, для достижения победы, необходимо воспитание преданности офицерскому долгу. Честь офицера проявляется, прежде всего, в достойном выполнении воинского долга, Военной присяги. «Честь и Родина» - девиз, которому неустанно должен следовать офицер. Принцип «честь дороже жизни» и в наше время является лейтмотивом передового офицерства. Верные Военной присяге и воинскому долгу они предпочитают смерть сдаче в плен.

Определив «преданность офицерскому долгу» как нравственную ценность офицера, считаем необходимым отдельно рассмотреть тесно связанную с ней офицерскую честь, являющуюся важнейшим показателем, эталоном личности офицера, одним из проявлений воинской чести.

Анализ литературы и войсковой практики показывает, что понятие «честь мундира офицера» можно трактовать как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле слова оно связывалось с особой формой одежды и присвоенными знаками отличия, которые вводились для офицеров того или иного полка и стали традиционными.

В широком смысле «честь офицерского мундира» означает не только личную честь, но и нравственную обязанность оберегать достоинство офицерского звания, честь рода войск, армии и флота, а также честь государства. Тот, кто носит мундир, погоны офицера, не имеет морального права забывать об этом. Офицерская честь - это глубокое чувство гордости за свою профессию, принадлежность к Вооруженным Силам. Соблюдать честь - значит ценить войсковое товарищество, боевую дружбу, доверять сослуживцам, ставить интересы службы выше личных. Честь офицера неотделима от его благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро [3]. Офицерская честь - это характерная черта высоконравственной личности офицера, выражающая его внутреннюю сущность. Она обнаруживает себя в процессе взаимодействия личности с обществом. Честь офицера выражает оценку обществом его фактической моральной ценности. Таким образом, «офицерская честь и честь мундира» является одной из важнейших нравственных ценностей офицеров воинской части.

Офицерская честь неразрывно связана с гордостью за службу в Вооруженных Силах Российского государства. Офицер - профессия идейная. Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно.

Непреходящей нравственной ценностью офицера является верность Военной присяге и Боевому знамени. В истории Российской и Советской Армии есть множество примеров героизма солдат и офицеров, которые, воодушевляя бойцов, поднимали их в бой со знаменем в руках и побеждали врагов благодаря воспитанному у воинов безмерному уважению к этому символу воинской чести, доблести и славы. Уважение к Боевому знамени прививается офицерам через воинские ритуалы, бережное отношение к нему со стороны всех без исключения командиров и начальников, сохранение именно того знамени, которое первоначально было вручено воинской части.

Существенным требованием офицерской чести и нравственной ценностью офи-

церов является преданность дружбе и войсковому товариществу. Товарищество имеет особую значимость в Вооруженных Силах. Еще в дореволюционные времена разрабатывались правила поведения товарищей, заповеди. Актуальны и в наши дни «Заповеди товарищества», которые генерал-инспектор военно-учебных заведений, великий князь Константин Константинович в 1913 г. разработал и разослал по всем кадетским корпусам и военным училищам от своего имени. Положения «Заповедей» и сегодня весьма поучительны для офицеров и служат историческим доказательством принятия дружбы и войскового товарищества как нравственной ценности офицеров части.

Учитывая современный уровень развития вооружения и военной техники, у офицера необходимо воспитать «командирскую волю», которая рассматривается как сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Волевая личность в процессе руководства воинскими коллективами, воинами способна регулировать их деятельность настойчиво и целенаправленно, проявляя при этом взыскательность, то есть требовательность. Безвольная личность никогда не пользовалась авторитетом и не может руководить воинами.

Принимая во внимание высокотехнологичность и скорость развития современных поражающих средств, необходимо воспитание разумной инициативы и самостоятельности при принятии командирских решений, способствующих более быстрому и качественному решению поставленной задачи. Существенным ценностным ориентиром для российского офицера является высокий профессионализм, уровень военно-управленческой культуры, организованность, дисциплинированность, инициатива, творчество, высокие политические, морально-боевые и психологические качества.

Группа личностных нравственных ценностей офицеров Вооруженных Сил представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, существующих в сознании человека и отражающих значимые для него, сущностно необходимые качества. К таким качествам мы отнесли личное мужество, патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию, бескорыстное служение нравственным идеалам российского общества, дисциплинированность, честность и порядочность, чувство ответственности, воинский этикет, тактичность и уважительное отношение к начальникам и подчиненным. Настоящий офицер всегда находится впереди подчиненных, являясь для них образцом героизма, храбрости и мужества. Личное мужество означает «присутствие духа», «осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах, значимых для личности», «способность бесстрашно противостоять опасности».

Мужество и героизм офицеров, глубокое чувство любви к Родине, выполнение долга по защите Отечества, величие и слава - все эти высокие качества и стремления в полной мере проявляются у офицеров, для которых высшей нравственной ценностью является патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, государства и глубокое чувство, опирающееся на естественную связь человека с Родиной, на деятельное отношение к Отечеству и отражающее общенациональную гордость и любовь к Отчизне, гражданскую ответственность за ее судьбу.

Ценным качеством личности офицера является глубокое уважение к духовно-нравственному наследию своего народа, верность системе национально-религи-

озных духовных ценностей. Высокая нравственность личности офицера выражается через его «гражданственность», определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Гражданственность офицера проявляется в его организаторских способностях, инициативе, творчестве и предприимчивости. Она неотделима от высокой ответственности личности за судьбу подразделения, воинской части, Вооруженных Сил, за всю страну.

Атрибутом сознательного офицера является общественная активность личности, высокая степень ответственности, сознательности и самоограничения, чувство бескорыстного служения нравственным идеалам российского общества, возведенное в ранг нравственной ценности.

Таким образом, систему духовно-нравственных ценностей современного российского офицера следует представить тремя группами ценностей: общечеловеческие, профессионально-ориентированные и личностные ценности, которые являются основой, ядром ценностного мира офицера.

Литература

1. Игнатьев А.А. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю: в 2 т. - М.: Правда,1989.

2. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова - М.: Русский путь, 2000.

3. Валеев Б. Л. Офицерская честь: Военная мысль № 11, 12. - М.: Воениздат,1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.