УДК 785
В. Ф. Кочеков
КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА В НАРОДНОИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ (к статусу классической шестиструнной гитары)
Рассматривается проблема определения места классической шестиструнной гитары в системе образования: ее нахождение на отделениях и кафедрах народных инструментов и попытки части гитарного сообщества вывести ее за рамки этих учебных структур.
Ключевые слова: классическая шестиструнная гитара, народный инструмент, статус, стиль, исполнитель, учебные заведения, репертуар
В российском музыкальном мире существует проблема, которая муссируется вот уже не одно десятилетие. Речь идет о статусе гитары, ее месте в структуре учебных заведений. Как известно, класс гитары находится при отделениях и кафедрах народных инструментов. Часть представителей гитарного сообщества требует вывести гитару из этой структуры, и требования звучат довольно категорично. Судите сами: «В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы» [5, с. 185].
Сторонники данного направления убеждают, что классическая шестиструнная гитара в российском музыкальном пространстве сохранила свою «национальную стерильность» и никак не может соседствовать с русскими народными инструментами, тем более отождествляться с ними.
Попробуем разобраться в данной ситуации и для начала обратимся к самому определению термина статус: «Совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощенной точки зрения статус объекта или субъекта - это его состояние либо
позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе» [11]. Рассмотрим характеристики, которые помогли бы четче определить статус классической шестиструнной гитары в российском музыкальном пространстве.
Исторический аспект. Шестиструнная гитара начала культивироваться в России на рубеже XVIII - XIX вв. благодаря двум известным итальянским деятелям: композитору, дирижеру и педагогу Джузеппе Сарти, а также скрипачу и композитору Карло Каннобио. Безосновательно предполагать, что по прошествии нескольких веков шестиструнная гитара не ощутила на себе влияние русской культуры. Это естественный процесс, отрицать который, с точки зрения взаимовлияния и взаимодействия культур, ненаучно. Труды известных ученых Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева и других подтверждают данное положение.
Историческим фактом является и нахождение гитары на кафедрах и отделениях народных инструментов с самого начала организации профессионального образования в СССР. Определение шестиструнной гитары на отделения народных инструментов в то время не вызывало никакого сомнения, так как семиструнная гитара считалась народным инструментом, по аналогии шестиструнный инструмент попал именно на эти отделения. Не находим подтверждения того, что рассматривался вопрос включения шестиструнной гитары в систему обучения на струнно-смычковых инструментах.
С точки зрения «совокупности стабильных значений параметров объекта» шестиструнная гитара совпадает с конструкцией, деталями,
92
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
В. Ф. Кочеков
Классическая шестиструнная гитара в народно-инструментальной культуре России...
внешним видом с семиструнной гитарой. И способы звукоизвлечения, исполнительские приемы и средства, фактурные возможности совпадают с семиструнной, русской гитарой, а никак не со скрипкой или скрипичным альтом.
Ситуация, когда классическая шестиструнная гитара обособляется и антагонистично противопоставляется в родственном отношении семиструнной гитаре, напоминает недавнее прошлое в истории трехструнной и четырехструнной домры. Вспомним, что борьба между представителями этих инструментов доходила до крайностей, когда даже делались заключения по поводу игры на 4-струнной домре, в которых говорилось «...об искривлении позвоночника, затрудненном дыхании музыкантов... добавление на инструменте одной струны могло привести к кардинальному изменению посадки» [4, с. 223]. В настоящее время вряд ли кто помнит об этом, так как оба инструмента существуют на равных правах, без претензий одного из них на особый статус.
Если рассматривать значение «народный инструмент» с научной, искусствоведческой точкой зрения, то шестиструнная гитара, несомненно, подпадает под это понятие. Обратимся к положениям, выработанным российскими музы-кантами-учеными Д. И. Варламовым и М. И. Им-ханицким: «...музыкальные инструменты. становятся народными, когда они в совокупности высоко социально значимы (имеют положительный социальный статус) и этносоциально своеобразны (обладают специфическими признаками, характерными для данной сущности) при наличии художественности» [3, с. 306]. «Под народным инструментом целесообразно понимать тот, который служит для выражения музыкальных эмоций и мыслей преобладающей части общества, не входящей в его элиту» [7, с. 23].
Апелляция к особому репертуару шестиструнной классической гитары и утверждение на этом основании ее исключительного положения вызывает большие сомнения, так как репертуар - это одна из характеристик инструмента, далеко не определяющая. Если следовать данной логике, то балалайка, на которой играл выдающийся музыкант Н. Осипов, должна иметь
какой-то особый статус, так как творческая концепция исполнителя основывалась на классике. Отсутствие достаточного количества отечественного академического репертуара для классической шестиструнной гитары, основанного на русских национальных традициях, явление преходящее. Не вызывает сомнения, что данный пробел в российском гитарном исполнительстве и педагогике будет заполнен. Тогда и отпадет один из пунктов об исключительности гитары в репертуарном отношении.
Утверждение, что именно оригинальный репертуар, созданный для гитары зарубежными авторами, должен лежать в основе исполнительства и педагогики, кажется не совсем верным и убедительным. Обосновывается это тем, что отечественный репертуар «не ложится» на шестиструнную гитару, которая по своей природе не соответствует русскому музыкальному стилю.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к понятию стиль. «Стиль (style, от лат. stilus (stylus) - стержень для письма, от греч. stylos - палочка, стерженек)» [10, с. 661]; «Стиль - это совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления» [9, с. 756].
Если «иноземная» природа классической шестиструнной гитары не может соответствовать русскому музыкальному стилю, то каким образом на «нерусских» скрипке, фортепиано, симфоническом оркестре великие русские и советские композиторы реализовывали русский музыкальный стиль, основой которого являлись национальные русские традиции?
То, что классическая шестиструнная гитара тесно связана с русским народно-инструментальным исполнительством, доказывает направление, разрабатываемое гитаристом и композитором Сергеем Рудневым и обозначенное им как «Русский стиль»: «. У нас в России уникальная, самобытная гитарная школа, аналогов которой нет в мире» [1, с. 20].
Основа «Русского стиля» - родной ладовоинтонационный язык, богатая культурная традиция, русский менталитет. Идея материализо-
93
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
В. Ф. Кочеков
Классическая шестиструнная гитара в народно-инструментальной культуре России...
валась музыкантом в методическом пособии «Русский стиль игры на классической гитаре», где приведены такие авторские аранжировки, как «Русские народные песни и пляски», «Сюита на сказки А. С. Пушкина». Путь к «Русскому стилю» - объединение возможностей классической шестиструнной гитары и техники гитары русской семиструнной. По глубокому убеждению С. Руднева: «На классической гитаре можно и нужно играть по-русски» [8, с. 27].
К ярким представителям «Русского стиля» с полным основанием можно отнести известного гитариста, композитора В. Митякова. В его репертуаре значительное место занимают авторские обработки русских народных песен, авторские пьесы, которые по всем составляющим можно определить как очень близкие к народным.
Данное направление в отечественном гитарном искусстве набирает силу, получает дальнейшее распространение. Показательно, что с 2005 г. проходят Нижегородские гитарные фестивали, девиз которых: «Классическая гитара. Русский стиль». На фестивалях представляется весьма широкая панорама русской гитарной школы. По содержанию фестивали стали новой, значительной вехой в развитии гитары именно как российского национального инструмента. Это обосновал российский гитарист и композитор В. Козлов, в творчестве которого данное направление занимает значительное место: «Это то, чего не хватает государству сейчас - национальной идеи. И с помощью таких фестивалей мы это ощутим» [2, с. 9].
Одним из факторов в стремлении к выделению особого статуса классической шестиструнной гитары, ее обособлению в системе музыкального образования можно назвать «генную гитарную память». В процессе становления и развития гитарного искусства гитаристы являлись «штучным исполнительским и педагогическим товаром»; тогда в общей массе исполнителей и педагогов профессиональные гитаристы были в меньшинстве. Все это не могло не сказаться на ощущении некоей избранности, особой иерархии. Ситуация в настоящее время кардинально изменилась, гитаристов готовят в трехступенной системе образования, имеется
исполнительский корпус прекрасных музыкантов. Но «генная память», устойчивая и долговременная, сохранилась в значительной массе гитаристов, стремящихся к «самостийности» жанра и положения.
Безусловно, в начальном учебном звене -ДМТТТ. школы искусств - имеется существенный негативный фактор, который может (в некоторой степени) оправдать стремление гитаристов к обособлению. Спрос желающих обучиться по классу шестиструнной гитары не может удовлетвориться имеющимся количеством профессиональных гитаристов-педагогов. Как правило, их подменяют педагоги-народники: домристы, балалаечники, баянисты. Естественно, качество преподавания во многом страдает в данной ситуации, а подготовить учащегося музыкальной школы для поступления в музыкальное училище, колледж непрофессиональному гитаристу весьма и весьма проблематично. Нежелание гитаристов, получивших профессиональное базовое образование, соседствовать с непрофессионалами объяснимо. Но это вопросы совершенно иного порядка. К сожалению, чиновники от культуры вместо того, чтобы решать глобальные проблемы сохранения русского народно-инструментального искусства, находящегося даже не в состоянии стагнации, а приближающегося к катастрофическому, за счет гитары «поддерживают» народников. Безусловно, данная практика никогда не решит задач с русскими народными инструментами, составляющими одну из основ русской национальной культуры, которая определяет менталитет нации. Более того, это будет и в дальнейшем способствовать конфронтации гитаристов и народников. Добавим, что в системе среднего и высшего профессионального образования (за редким исключением) работают специалисты с базовым профессиональным образованием. Определенная
часть этих специалистов ратует за вывод гитары с отделений и кафедр народных инструментов, за «модернизацию существующей образовательной системы».
В ответ хочется привести высказывание одного из видных представителей отечественного
94
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
В. Ф. Кочеков
Классическая шестиструнная гитара в народно-инструментальной культуре России...
гитарного искусства, гитариста и композитора Никиты Кошкина: «...я очень рад тому, что гитара была на кафедре народных инструментов, когда я учился. Потому что благодаря этому я смог заниматься такими дисциплинами, как дирижирование, смог играть в оркестре» [6, с. 37].
В качестве альтернативы культивируемой негативной тенденции об отделении гитары, отмежевания ее от балалайки и домры можно сослаться на опыт гитаристов Челябинской области, в исполнительской и педагогической практике которых никогда не возникал вопрос о несовместимости гитары с русскими народными инструментами. Напротив, всегда было обоюдное стремление к деловому сотрудничеству, совместному осуществлению различных музыкальных проектов (один из ярких примеров этого - проведение впервые в России фестивалей «Хрустальные струны» - гитара в ансамбле со струнными русскими народными инструментами). Отсутствие нездоровой конкуренции между гитаристами данного региона, между гитаристами и народниками выгодно отличает его от многих других; атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи гитаристов - один из значительных факторов, способствующий стремительному становлению и развитию исполнительско-педагогической гитарной школы в регионе,
1. Беседы с Сергеем Рудневым. О русской гитарной № 1. - С. 20.
успешному функционированию всех структур, связанных с гитарным искусством, педагогикой, пропагандой.
Аргументируя нашу позицию по поводу несостоятельности стремления определенной части гитарного сообщества к определению особого статуса классической шестиструнной гитары, обусловленному некими специфическими характеристиками и качествами инструмента, подчеркнем еще раз, что данный инструмент органично вписался в культурное пространство России, стал его неотъемлемой частью. Следовательно, выделение его в особую категорию -процесс во многом искусственный, не несущий в своей основе никакого позитива. Подтверждением этого может служить вывод доктора искусствоведения Д. И. Варламова: «Национальный инструментализм - явление целостное, основанное на синтезе русской народной традиции и академического искусства, а процессы эволюционизи-рования русского национального инструментализма социально-исторически обусловлены, непрерывны и художественно целесообразны» [3, с. 306]. Таким образом, классическая шестиструнная гитара, оставаясь интернациональным инструментом, всем ходом исторической интеграции в русскую музыкальную культуру по праву считается и национальным инструментом.
;оле или о старом по-новому // Гитаристъ. - 2004. -
2. Буркина, М. Классическая гитара звучит по-русски / М. Буркина // Гитаристъ. - 2005. - № 1. - С. 9.
3. Варламов, Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX - XX вв.: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Д. И. Варламов. - Саратов, 2009. - С. 306.
4. Вертков, К. А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. - Ленинград, 1975. - С. 223.
5. Ганеев, В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. Р. Ганеев. - Саратов, 2006. - С. 185.
6. Имрекова, М. Интервью с композитором и гитаристом Никитой Кошкиным / М. Имрекова // Гитаристъ. -2006. - № 2. - С. 37.
7. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах / М. И. Имханицкий. -Москва, 2002. - С. 23.
8. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом // Гитаристъ. - 2002. - № 1. - С. 27.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 3-е изд., стереотип. -Москва: Азъ,1996. - С. 756.
10. Словарь иностранных слов в русском языке // под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. - Москва: ЮНВЕС, 1995. - С. 661.
11. Статус [Электронынй ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 % D1% 82% D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81.
Сдано 22.05.2014
95
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
В. Ф. Кочеков
Классическая шестиструнная гитара в народно-инструментальной культуре России...
V. F. Kochekov
CLASSIC SIX-STRING GUITAR IS IN FOLK-INSTRUMENTAL CULTURE OF RUSSIA
(to status of classic six-string guitar)
Abstract. Describes a problem caused by the presence of six-string classical guitar at the offices and departments of national instruments and attempts by some part of the guitar community beyond these educational structures.
Keywords: classical guitar, six-string folk instrument, status, style, artist, academic, repertoire, artist
References
1. Conversation with Sergey Rudnev. About Russian guitar school or old in a new way // Gitarist [Guitarist]. -2004. - № 1. - P. 20.
2. Burkina, M. Classical guitar sounds in Russian / M. Burkina // Gitarist [Guitarist]. - 2005. - № 1. - P. 9.
3. Varlamov, D. I. Narodnye traditsii v kontekste evolyutsii natsional'nogo instrumentalizma v muzykal'nom is-kusstve Rossii XIX - XX vv. [National traditions in the context of the evolution of the national instrumentalism in the musical art of Russia of the XIX - XX centuries]: thes. ... of doctor of Arts: 17.00.09 / D. I. Varlamov. -Saratov, 2009. - P. 306.
4. Vertkov, K. A. Russkie narodnye muzykal'nye instrumenty [Russian folk musical instruments] / K. A. Vertkov. -Leningrad, 1975. - P. 223.
5. Ganeev, V. R. Klassicheskaya gitara v Rossii: k probleme akademicheskogo statusa [Classical guitar in Russia: to the problem of academic status]: thes. ... of cand. of Arts: 17.00.02 / V. R. Ganeev. - Saratov, 2006. - P. 185.
6. Imrekova, M. Interview with composer and guitarist Nikita Koshkin / M. Imrekova // Gitarist [Guitarist]. -2006. - № 2. - P. 37.
7. Imkhanitsky, M. I. Istorija ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah [History of playing Russian folk instruments] / M. I. Imkhanitsky. - Moscow, 2002. - P. 23.
8. Classical guitar in Russian style or new about the old // Gitarist [Guitarist]. - 2002. - № 1. - P. 27.
9. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - 3rd ed., stereotyp. - Moscow: Az, 1996. - P. 756.
10. Slovar' inostrannyh slov v russkom jazyke [Dictionary of foreign words in Russian language] // ed. I. Lehina and F. Petrov. - Moscow: UNVES, 1995. - P. 661.
11. Status [Electronic resource] // Vikipediya [Wikipedia]: the free encyclopedia. - URL:
http ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D1 % 82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8.
Received 22.05.2014
96
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)