Научная статья на тему 'К вопросу о поиске новых форм народно-инструметального искусства'

К вопросу о поиске новых форм народно-инструметального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / ГИТАРА / РУССКИЕ СТРУННЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИКА / FESTIVAL / GUITAR / RUSSIAN STRINGED FOLK INSTRUMENTS / INSTRUMENTAL ART / PERFORMANCE / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков В. Ф.

Материал статьи отражает современный этап народно-инструменталь-ного искусства, а именно исполнительства на гитаре и русских струнных народных инструментов на Южном Урале. Освещаемый фестиваль первая попытка объединить усилия специалистов-гитаристов и специалистов-народников для популяризации, пропаганды, укрепления роли вышеназванных инструментов в музыкальной жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT A SEARCH OF NEW FORMS OF FALK AND INSTRUMENTAL ART

The article's material reflects the modern stage of folk and instrumental art, namely guitar and Russian stringed instruments performance on the South Ural. The reported festival is the first attempt to combine efforts of specialists-guitarists and specialists-populists for the popularization, promotion, strengthening the role of above-mentioned instruments in the region's musical life.

Текст научной работы на тему «К вопросу о поиске новых форм народно-инструметального искусства»

бережное отношение к древним обычаям и, вместе с тем, открытость новому являются необходимым условием сохранения и обогащения жанра.

Как уже было указано, в древности северо-восточные ян-гэ были сопряжены с сезонными сельскохозяйственными работами, особенностями крестьянского труда и религиозными потребностями людей. Янгэ ХХ века, так популярные в городах, сильно отличаются от древних, базирующихся на календарном цикле: современные янгэ претерпели серьезную жанровую и содержательную трансформацию. Из жанра уходит религиозно-ритуальный компонент, что является результатом смены мировоззрения. Современные янгэ отражают социальные проблемы дня сегодняшнего, их содержание обогащается во многом за счет театра, оперы, и, что не менее важно, - массовой городской культуры.

Обогащение сюжетики янгэ, использование в музыкальной ткани представления народных и созданных композиторами мелодий, старинных и современных инструментов, укоренившихся в танцевальной практике движений и новых па определяет неизбывную популярность этого национального жанра.

Примечания:

* Этот сюжет является традиционнъм для провинции Хэбэй, он основан на древних легендах. Суть его заключается в следующем: один бедный рыбак, не имея средств, чтобы платить большие налоги, убивал один за другим сборщиков денег, а затем убил и себя.

** Данный сюжет родился в провинции Шаньси. Его краткое содержание: двое богатых юношей, наследников древних династий борются за право жениться на девушке. Девушка отвечает взаимностью только одному из них. Ее отец перед своей смертью поставил условие: кто сможет натянуть тетиву и выстрелить из очень тяжелого железного лука, за того она и должна выйти замуж. В результате интриг отвергнутого претендента к счастливому сопернику, оба они изгоняются из родной местности. В течение долгого времени несчастная девушка собирает доказательства невиновности своего возлюбленного, надеясь вернуть его в родной поселок. Доказательства собраны, и она сама, переодевшись мужчиной, отправляется вершить свою судьбу. Интриган наказан, любимый найден. Данный оперный сюжет потом разыгрывается и в янгэ.

Библиографический список

1. Дай, Л. Китайский народный национальный танец: пособие для преподавателя. - Шэньян: Шэньянское издательство, 2009.

2. Ян Сяосюй. Вопросы генезиса и развития жанра янгэ в северовосточных провинциях Китая // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. СПб.: Астерион, 2009.

3. Ло Сюн Йен. Китайский народный танец. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006.

4. Северо-восточный янгэ. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2004.

5. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Сборник произведений Мао Цзэдуна: В 5 т. Пекин: Пекинское народное издательство, 1991. - Т. 4.

7. Ху Тин Йин, Лю Сяо Чжэн Янгэ - наследие китайского искусства. Пекин: Китайский культурный союз, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.01.10

УДК 78.03

В.Ф. Кочеков, доц. ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: v_Kochekov@mail.ru К ВОПРОСУ О ПОИСКЕ НОВЫХ ФОРМ НАРОДНО-ИНСТРУМЕТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материал статьи отражает современный этап народно-инструменталь-ного искусства, а именно исполнительства на гитаре и русских струнных народных инструментов на Южном Урале. Освещаемый фестиваль - первая попытка объединить усилия специалистов-гитаристов и специали-стов-народников для популяризации, пропаганды, укрепления роли вышеназванных инструментов в музыкальной жизни региона.

Ключевые слова: фестиваль, гитара, русские струнные народные инструменты, инструментальное искусство, исполнительство, педагогика.

Русские народные музыкальные инструменты являются неотъемлемой частью культуры русского народа. Становление, развитие инструментов в историческом плане проходило в непростых, порой трагических, для инструментального искусства условиях. Тем не менее, русский инструментарий выжил в меняющемся социокультурном пространстве России и Южно-Уральского региона, не утратил значения для культуры своего народа, и сейчас, как и ранее, без балалайки, домры, баяна невозможно говорить о существовании русского национального фольклорного, любительского и профессионального искусства. Именно поэтому затронутая проблема требует пристального внимания специалистов.

Русская семиструнная гитара в ХУШ-Х1Х вв. занимала большое место в музыкальной культуре России. А сразу после октября 1917 года идея приобщения широких масс населения нашей страны (как детей, так и взрослых) к культуре, искусству через музицирование на русских народных инструментах, гитаре возникла у представителей государства. Этот процесс осуществлялся для решения следующих задач: воспитание уважения к своей национальной культуре, массовый музыкальный ликбез, формирование фундамента для профессионального музыкального искусства и педагогики. Проводимая работа, имеющая большое значение в плане музыкального воспитания и образования, осуществлялась государственными

органами активно и целенаправленно на протяжении многих десятилетий, вплоть до 80-х годов прошлого века.

В 60-х годах прошлого столетия у нас в СССР произошел настоящий гитарный бум, обусловленный целым рядом причин. Именно с этого периода гитара прочно вошла в музыкальный быт и образовательную сферу страны в целом и Южного Урала в частности. Гитара была включена в классы и кафедры народных инструментов учебных заведений и заняла в них свое место.

В настоящее время данный процесс значительно видоизменился в негативную сторону. Об этом с тревогой говорят специалисты-народники. Происходит резкое падение интереса к русским народным инструментам, начинаются серьезные проблемы с наборами в музыкальные школы, средние и высшие учебные заведения на отделения народных инструментов. Это очень сложная многогранная проблема, и ее однозначного решения нет. Но имеется фактор, который может благотворно повлиять на «жизнь» народных музыкальных инструментов, имеется: широкая, разнообразная и эффективная пропаганда народного искусства и народных музыкальных инструментов. При этом формы пропаганды, способствующие укреплению и развитию исполнительства на народных инструментах, могут быть различными. Одной из таких форм являются открытые фестивали.

Обеспокоенность проблемой состояния струнных народных инструментов заставила в 2004 году «сесть за стол переговоров» представителей Главного управления культуры и искусства Администрации Челябинской области, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского института музыки им. П.И. Чай-ковского, Ассоциации деятелей классической гитары на Южном Урале и Челябинского фонда культуры. Было решено организовать и провести с 27 по 29 февраля 2004 года в г. Челябинске 1-й Всероссийский фестиваль ансамблей щипковых народных инструментов. Большая заинтересованность всех сторон позволила в дальнейшем провести данное мероприятие четко, без организационных сбоев, в намеченные сроки, по заранее спланированной программе.

Существенная особенность указанного фестиваля состояла в том, что он был посвящен выдающимся уральским музыкантам-народникам Владимиру Васильевичу Знаменскому и Сергею Яковлевичу Садакову. Сохранение нашего культурного наследия, традиций, дань уважения тем, кто формировал фундамент народно-инструментального исполнительства и педагогики на Южном Урале, было одной из целей фестиваля. Ведь очень верно и довольно безжалостно высказались древние философы о том, что для тех, кто забудет прошлое, не будет будущего. А изучение современной социокультурной ситутации в стране свидетельствует: сейчас настолько прозаично и обыденно забывать свои корни, первопроходцев, что целые события, явления, люди уходят в безвозвратное забытье. Последствия этого для национальной культуры могут быть самые тяжелые.

Владимиру Васильевичу Знаменскому (1894 - 1975 гг.) принадлежит инициатива открытия класса народных инструментов в Свердловском музыкальном училище и в консерватории. В 1940 году В.В. Знаменский был одним из инициаторов создания ансамбля песни и пляски Уральского военного округа и служил в нем в качестве хормейстера и педагога-вокалиста. Деятельность Владимира Васильевича Знаменского оставила глубокий след в музыкальной культуре Урала и Западной Сибири. Основанные им учебные заведения стали кузницей музыкальных кадров. Многие его ученики заняли ведущее положение среди исполнителей на народных инструментах, стали известными композиторами, видными педагогами и сейчас достойно продолжают дело своего учителя.

С именем Сергея Яковлевича Садакова (1905 - 1963 гг.) неразрывно связано народно-инструментальное искусство Южного Урала, зарождение ансамблей и оркестров русских народных музыкальных инструментов. Благодаря этому блестящему музыканту и замечательному педагогу, струнные народные инструменты получили широкое признание. С.Я. Садаков заложил основу профессионального искусства, воспитал целую плеяду исполнителей и педагогов-народников. Значение наследия С.Я. Садакова трудно переоценить. Он стоял у истоков ансамблевого и сольного исполнительства, определил пути развития струнных русских народных инструментов в Южно-Уральском регионе, создал и реализовал систему музыкального воспитания народников.

Задачами 1-го Всероссийского фестиваля ансамблей щипковых народных инструментов явились:

1) широкая пропаганда русских народных струнных музыкальных инструментов, гитары;

2) популяризация домры и балалайки;

3) стимулирование дальнейшего развития русских народных струнных инструментов;

4) повышение профессионального уровня исполнителей на русских народных струнных инструментах;

5) определение перспективы проведения подобных фестивалей в дальнейшем.

Объединение русских народных инструментов и гитары в одном музыкальном мероприятии было не случайным. И здесь необходимо рассмотреть положение обучению игре на шестиструнной классической гитаре в учебном музыкальном пространстве нашей страны.

Уже на протяжении многих десятилетий статус шестиструнной классической гитары в учебных заведениях все еще определяется. Исторически сложилось так, что в профессионально-педагогическом отношении гитара зародилась на отделениях народных музыкальных инструментов. Данная система сохранилась до сих пор. Все прошедшее время шла то глухая, то явная борьба за «чистоту» гитары. «Гитара не может находиться в одном ряду с русскими народными музыкальными инструментами, поэтому она и называется «классической», - заявляют апологеты «гитарной чистоты». Все это способствовало укоренению некоего «гитарного снобизма», возникновению оп-ределенной дистанции между на-родниками-струнниками и гитаристами. И сейчас еще громко звучат призывы с требованием вывести гитару из отделений народных инструментов, причем аргументацией выступает тезис о том, что народные инструменты отрицательного влияют на процесс приобщения к гитаре в целом (!) Но проблема эта во многом надуманная, ее фактически не существует. Музыканты-народники и гитаристы прекрасно сосуществуют в одной структуре, и на гитарной педагогике и исполнительстве это не отражается негативно. Осуществлять некую ревизию данной устоявшейся традиции, по нашему мнению, было бы нецелесообразно.

Изначально в положении о челябинском фестивале организаторы указали обязательное исполнение музыкальных произведений на щипковых инструментах в ансамбле с гитарой. Затем, учитывая, что музицирование на струнных народных инструментах совместно с гитарой в то время не имело широкой практики (хотя по тембральному соотношению эти инструменты идеально подходят друг другу), положение было изменено. Однако отсутствие ансамблей данного состава исключало бы элемент массовости, который являлся одним их определяющих на фестивале. В конечном счете, было принято решение о том, что гитара должна присутствовать в ансамблях, инструментальные составы которых могут быть самыми различными.

Здесь необходимо пояснить суть вопроса. Классическая шестиструнная гитара на Южном Урале в пропаганде не нуждается, так как популярность ее в нашем крае не вызывает сомнений. В Челябинске состоялось уже пятнадцать Международных фестивалей: «Классическая гитара на Южном Урале». Уровень проводимых фестивалей очень высок. Это отмечают как иностранные гости, так и наши именитые гитаристы. В регионе сформировалась профессиональная исполнительско-педагогическая база, позволяющая осуществлять подготовку гитаристов, опираясь на преемственность в освоении шестиструнной гитары. Для этого имеются все необходимые факторы: многоступенчатая образовательная система (начальное, среднее, высшее звено), квалифицированные педагоги-гитаристы, значительное число обучающихся детей и взрослых, исполнители высокого профессионального уровня. Помимо ставших традиционными Международных фестивалей «Классическая гитара на Южном Урале», проводятся иные различные мероприятий, связанных с этим музыкальным инструментом. Таким образом, Южный Урал занимает в России достаточно заметное положение в области гитарного искусства, исполнительства и педагогики.

Иначе обстоят дела в сфере народных щипковых инструментов. Если говорить о профессиональных коллективах, то в Челябинске существует оркестр русских народных инструментов «Малахит» - оркестр высочайшего исполнительского уровня, известный как в России, так и далеко за ее пределами. Данный коллектив является высококлассным пропагандистом народного искусства. Но если обратиться к вопросу приобщения самых широких масс к народно-инструментальному искусству через струнные народные инструменты, то можно увидеть серьезную проблему в реализации этой задачи.

Несмотря на успешное осуществлявшееся на протяжении многих десятилетий через систему любительства и самодеятельного творчества приобщение детей и взрослых к русским народным инструментам (причем масштаб и содержание этой работы были поистине уникальными), задача значительного

охвата детского и взрослого населения творчеством, связанным с народными музыкальными инструментами, в настоящее время решается малоэффективно. Все меньше и меньше звучат на концертной эстраде голоса домры и балалайки, фактически отсутствуют соответствующие материалы в средствах массовой информации, ликвидирована сфера народноинструментального любительства и самодеятельности. Все эти проблемы и объединили организаторов фестиваля для решения конкретных указанных выше практических задач.

«География фестиваля» включала в себя многочисленные города Челябинской области, гг. Екатеринбург, Ульяновск, Оренбург. Возраст участников охватывал широкий диапазон: самому юному участнику было 9 лет, самому старшему - за 60 лет. Количество участников мужчин и женщин было примерно одинаково. Участвовали представители детских музыкальных школы, детских школ искусств, средних специальных и высших учебных заведений. Количественный состав ансамблей - от дуэтов до больших оркестров. Со сцены звучал даже экзотический курай - это был своеобразный музыкальный подарок гостей из Казахстана. Разнообразие наблюдалось и в инструментальном составе ансамблей, и в репертуаре. Среди композиторов, чьи произведения исполнялись на фестивале - Х. Авеседо, И.С. Бах, А. Бызов, А. Вивальди, В. Городовская, В. Козлов Ф. Крейслер,

Г. Купер, К. Муниер, Ж. Оффенбах, Н. Паганини,

А. Пьяцолла, П. Сарасате, Б. Трояновский, А. Цыганков, П. Чайковский, А. Хачатурян, А. Шульман. Звучала как классическая, так и современная музыка, включая джазовые направления.

Широко был представлен исполнительский состав музыкантов. В фестивале участвовали уже известные музыканты: Заслуженные артисты России Ш. Амиров, Е. Быков; ансамбль «Трио гитаристов Урала» в составе Заслуженных артистов России В. Козлова, Ш. Мухатдинова, В. Ковбы. Некоторые участники ранее выступали на различных конкурсах, включая международные, имели награды за призовые места. Были и «перворазники», те, кто впервые вышел на концертную эстраду.

Все три фестивальных дня имели очень насыщенную и разнообразную программу. Открытие состоялось 27 февраля с официальной части, сразу же перешедшей в кон-церт, где помимо солистов и ансамблей малых форм выступили два больших коллектива: оркестры русских народных инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского института музыки им. П. И. Чайковского.

Второй день фестиваля открылся встречей-воспоминанием о тех людях, памяти которых было посвящено уральское музыкальное мероприятие: Владимире Васильевиче Знаменском и Сергее Яковлевиче Садакове. Об этих замечательных людях с большой теплотой и любовью рассказывали их ученики. Такая встреча со слушателями очень органично вписалась в ход работы фестиваля.

Днем состоялись концерты, на которых демонстрировали свои умения юные музыканты, ансамбли гитаристов, балалаечников, домристов. Специфика фестивалей в отличие от конкурсов заключается в отсутствии нездорового духа соперничества, борьбы за место, за призы. Этим объясняется тот факт, что, практически, ни у кого из выступавших детей не отмечалось страха, сценического волнения, паники, губитель-ной для многих и начинающих, и уже сформировавшихся музыкантов. Исполнение отличалось свободой, творческим подъемом, непринужденностью. Специалисты отметили серьезный исполнительский уровень начинающих музыкантов.

Вечером второго дня фестиваля состоялся концерт, в котором звучали мандолина с гитарой, а затем - балалайка с гитарой. Мандолина - инструмент, ставший для многих музы-кантов-струнников экзотическим, хотя в г. Челябинске в 40 -50-е годы прошлого столетия мандолина часто звучала на

Библиографический список

концертной эстраде. Существовали целые ансамбли и оркестры, называемые неаполитанскими. Поэтому понятен интерес, проявленный к выступлению наших гостей из г. Екатеринбурга - дуэту, в составе Заслуженного работника культуры России Валерия Жданова (мандолина) и лауреата Международного конкурса Александра Фотеева (гитара). Программу выступления артистов составили самые разнообразные по стилю произведения. С большим интересом воспринималось звучание двух разнообразных по тембру инструментов. Выступление дуэта было очень тепло встречено слушателями.

Во втором отделении звучали балалайка с гитарой. Со-листом-балалаечником выступал Заслуженный артист России, ректор Екатеринбургской консерватории Ш. С. Амиров. Выступление яркое эмоциональное, с филигранной техникой, экспрессией и глубоким проникновением в образную сферу исполняемых произведений. Отмечалось идеальное соотношение двух музыкальных инструментов: балалайки и гитары.

Последний день фестиваля начался с общения с гостями из г. Екатеринбурга. Валерий Павлович Жданов рассказал о мандолине, ее особенностях, специфике игры на ней. В свое время он организовал в своем городе оркестр мандолинистов. Оркестр неоднократно выезжал с концертами на родину мандолины, в Италию. Слушателям бы-ло интересно узнать, какое место занимает мандолина на своей родине, как встречали наших отечественных артистов итальянцы.

Затем состоялся разговор с Шаукатом Сабировичем Амировым о состоянии дел в области русских народных инструментов. Заинтересованность публики к данной тематике выразилась в большом количестве вопросов, живом, неподдельном интересе к затронутой проблеме. Вторая половина общения Ш.С. Амирова со слушателями включала в себя проведение мастер-класса. Занимаясь с юным балалаечником, мастер показал себя в педагогическом процессе также достойно, как и на концертной эстраде.

Вечером состоялся заключительный концерт, который прошел на высоком исполнительском уровне. Достойным, завершающим аккордом этого концерта и всего фестиваля явилось выступление оригинального коллектива: лауреата международных конкурсов ансамбля русских народных инструментов «Яхонтовый ларь». Коллектив, этот, несомненно, своеобразный и колоритный. Его отличала блестящая исполнительская техника, своеобразный репертуар, эмоциональность и искрометный юмор. Ансамблю пришлось несколько раз играть «на бис».

Проведенный 1-й Всероссийский фестиваль ансамблей щипковых народных инструментов до настоящего времени не имеет аналогов. Он был первой попыткой организовать полномасштабное мероприятие, в котором русские народные щипковые инструменты выступали полноправными партнерами гитары. Доказательством успешности фестиваля служит значительное число непосредственных участников, заполненные слушателями залы, серьезное профессиональное обсуждение насущных проблем состояния и перспектив развития русского народного инструментария. Об этом же говорит тот факт, что все приехавшие преподаватели, руководители оркестровых коллективов, единогласно высказались за продолжение проведения подобного вида музыкальных мероприятий. Цели I Всероссийского фестиваля ансамблей русских струнных народных инструментов были достигнуты, задачи решены. Одна из форм народно-ин-струментального исполнительства доказала свою состоятельность и перспективу. Организованный впоследствии второй подобный фестиваль полностью это подтвердил. Именно мероприятия в форме фестиваля во многом могут способствовать повышению интереса к русским народным инструментам как со стороны музыкантов-профессиона-лов, так и со стороны самой широкой слушательской аудитории, что, несомненно, является фактором укрепления русской национальной культуры.

1. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М., 2002.

2. Имханицкий, М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. - М., 2008.

3. Кочеков, В.Ф. Девятый наш уральский фестиваль // Народник. - 2002. - № 4.

4. Кочеков, В.Ф. Трио гитаристов Урала // Гитарист. - 2005. - № 2.

5. Кочеков, В.Ф. Уральский гитарный юбилей // Гитарист. - 2006. - № 2.

Статья поступила в редакцию 7.02.10

УДК 821.161.1

О.А. Федорова, аспирант НОУВПО «ОмГА», г. Омск, E-mail: oksanf979@yndex.ru НАТУРФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ СП. ШЕВЫРЕВА 1820 - 1830 ГГ.

В статье рассматривается актуальная литературоведческая проблема, связанная с изучением пейзажной лирики и натурфилософских взглядов С. П. Шевырева. В работе раскрываются магистральные для поэта и любомудров мотивы и образы, являющиеся ключом к пониманию их эстетических и натурфилософских взглядов. Научный интерес представляют образные представления русского романтика о мире и месте человека в ней. Статья освещает эстетические, жанровые искания любомудров, внесших значительный вклад в развитие философской прозы и поэзии.

Ключевые слова: романтизм, эстетика, русская культура, образ, пейзаж, мироздание, природа.

Кружок любомудров, в который входили Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, В.Ф. Одоевский, А.И. Кошелев, Н.М. Ро-жалин и др., сыграл важную роль в развитии русской эстетической мысли, а также способствовал развитию и становлению в России философской поэзии и прозы. В соединении философского знания, религиозной веры и творческого вдохновения любомудры видели основную цель художника. Поэтическое творчество С.П. Шевырева 1820 - 1830-х гг. фокусирует идейно-эстетические и религиозные искания любомудров. Шевырев вошел в русскую культуру как выдающийся ученый, критик, переводчик и поэт. Его первый литературный опыт сразу же обратил на себя внимание А. С. Пушкина. В советском литературоведении изучением творческого наследия поэта занимались М. Аронсон, Е.А. Маймин, А.И. Абрамов, И. Сергиевский, Л.Я. Гинзбург. На современном этапе развития литературоведческой науки исследованию творчества Шевырева посвящены работы А. Э. Еремеева, Г. В. Косякова, О. Бознак, Ф. А. Петрова и др. Поэтическое наследие автора не изучено должным образом.

Творческое наследие Шевырева многомерно и является ключом к пониманию русского философского романтизма. Так, говоря о философичности лирики любомудра Е.А. Май-мин подчеркивает: «Стихи Шевырева и были философскими не по естественному ходу поэтической мысли, а больше всего по авторскому заданию» [1, с. 88].

В лирике Шевырева важное место занимает послание «К непригожей матери» (1829), в котором возникает персонифицированный образ России. Метафорическое сближение России, родной земли и матери укоренено в русской культуре. Принцип композиционной и образной антитезы сближает послание любомудра с произведением М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном» (между 1756 и 1761):

Изобрази Россию мне,

Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу ...[2, с. 273].

Послание Шевырева также имеет четко выраженную полемическую направленность. Поэтом отражено восприятие России теми, кто видит в ней лишь неприглядную действительность:

Пусть говорят, что ты дурна,

Охрип от стужи звучный голос,

Как лист сосновый, жесток волос И грудь тесна и холодна...[3, с. 139].

Пейзажные и портретные детали создают образ суровой красоты России, отражают ее величие, субстанциональную силу и особенность: «пламенная важность», «спокойствие чела», «гордая отважность», «великость духа». В послании лесной пейзаж метафорически раскрывает колыбель русской культуры. Поэт создает не столько пространственный образ России, сколько многогранный пейзаж ее души. Духовная красота и сила Родины подчеркивается, во-первых, ее победой над судьбы «неправыми ошибками», во-вторых, образным рядом «дщерей славных». В послании Шевырева мы видим, как аллегория трансформируется в развернутую метафору [4, с. 37], приобретая индивидуальное образное воплощение.

Во второй части послания выстраивается образ чувственной, земной красоты, который создается благодаря портретным и пейзажным деталям, художественным определениям, эпитетам: «жгущий», «сладострастный», «полуизмученно-прелестный». В образе южной красавицы доминирует мотив страстного огня: «сожженной», «жаркою рукой», «черный зной», «любови огневой». Изначально в образе «красавицы давно известной» проявлена печать болезненности. В послании возникает традиционный для флористики русских романтических элегий и идиллий южный пейзаж:

И кипарис и апельсин В ее власах благоухали;

Венки цветов и злак долин Одежды легкие стрясали [5, с. 140].

Диалог позволяет автору создать более индивидуализированный образ южной красоты, привнести в лирический текст драматизм. В послании мы видим прямые указания на впечатления поэта, полученные от итальянской природы («я прославленную видел»). В пейзажной образности возникает историософская направленности: если с Италией соотнесены скорбь по великому прошлому, неустроенность в настоящем, в связи с чем возникает образ «гробов», то с Россией - пророческая устремленность в будущее, вера в ее великое предназначение. Такое восприятие России перекликается с авторской позицией Хомякова [6, с. 257], с формирующейся идеологией раннего славянофильства. В третьей части послания возникает образность, характерная для од Шевырева. Данная образность приобретает религиозную направленность: «обетованием горят», «пророчит», «невспыхнувшей души». Образность финала послания соотносится с христианскими добродетелями веры, надежды и любви. С чувственным огнем южной красавицы контрастирует образный ряд духовного света. Через сравнение («как в небе метеоры») в образность финальной части вводится небесный пейзаж. В финале послания образ «дурной красоты» России предстает в двух измерениях: реальном и субстанциональном, метафизическом. Шевырев, как и Хомяков, Гоголь, Тютчев, видит в русской истории и в русском национальном характере основу великого предназначения. Персонифицированный образ России в финале послания представлен в единстве прошлого, настоящего и предвосхищаемого великого будущего, залогом которого является духовная чистота (неистощенные лета», «жизни девственная радость»).

В пейзажной лирике Шевырева значимое место занимают образы, связанные с морем и рекой: «Петроград» (1829), «Тибр» (1829), «Две реки» (1830). Баллада Шевырева «Петроград» (1829) начинается со сцены спора между морской стихией и Петром I. Пейзажные детали вводятся в этой балладе различными средствами: через прямую речь морской стихии, при помощи ее олицетворенного портрета, посредством оценок Петра I, а в дальнейшем через образный ряд наводнения. Смысловой доминантой морской стихии в балладе выступает ее ярость, враждебность:

Море злилось и шумело,

По синеющим устам Пена белая кипела [5, с. 143].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.