Си Чжан
КИТАЙСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрено общее состояние образования по религиоведческим дисциплинам в Китае в конце XX -начале XXI века, кратко проанализированы исторический опыт и развитие религиоведческого образования в Пекинском университете в контексте современной глобализации. На основе проведенного исследования автором не только показаны достигнутые результаты в китайском религиоведческом образовании, отмечены существующие недостатки, но и обращено внимание на научный обмен между Китаем и Россией. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-1/43.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 179-182. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
21. Шидловский И. И. Собака-ищейка и розыск с нею. Л.: Издание Ленинградского спортивно-пролетарского общества «Динамо», 1926. 146 с.
22. Kaldenbach J. K9 Scent Detection. Alberta - Calgari: Detselig Enterprises, Ltd., 1998. 168 p.
23. Petranek G., Durwald W., Schmidt R. Du Bedeutung von geruchsspuren für die Identifizierung bei Massenunfällen // Kriminalistik und forensische Wissenschaften. DDR, 1986. № 61-62. S. 139-140.
24. Romanes G. J. Experiments on the Sense of Smell in Dogs // Nature. 1887. July. P. 273-274.
25. Schoon A., Haak R. K9 Suspect Discrimination. Alberta - Calgari: Detselig Enterprises, Ltd., 2002. 168 p.
26. Straus J., Kloubek M. Kriminalisticka odorologie. Plzen: Ales Cenek, 2010. 184 s.
USING MAN'S SMELL TRACES WHILE REVEALING AND INVESTIGATING CRIMES IN RUSSIA AND ABROAD IN HISTORICAL RETROSPECTION
Sergievskii Dmitrii Alekseevich
Forensic Science Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
sergui@list.ru
The article analyzes more than a century-old history of using detector dogs while conducting operational-investigative measures and forensic expertise in our country and abroad. The author provides a review of the existing methods to identify the persons implicated in a crime by their smell traces, examines the existing methodical differences of olfactory studies conducted by law enforcement bodies of different countries and the procedural status of the findings.
Key words and phrases: legal expertise; man's smell traces; identification of person by smell traces; history of using service dogs in law enforcement activity; procedural status of olfactory studies.
УДК 1(091) Философские науки
В статье рассмотрено общее состояние образования по религиоведческим дисциплинам в Китае в конце XX-начале XXI века, кратко проанализированы исторический опыт и развитие религиоведческого образования в Пекинском университете в контексте современной глобализации. На основе проведенного исследования автором не только показаны достигнутые результаты в китайском религиоведческом образовании, отмечены существующие недостатки, но и обращено внимание на научный обмен между Китаем и Россией.
Ключевые слова и фразы: религиоведческое образование в Китае; изучение религии; Отделение религиоведения Пекинского университета; система образования; религиоведение.
Си Чжан
Санкт-Петербургский государственный университет zhxzhangxi@hotmail. com
КИТАЙСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Религиоведение как образовательная дисциплина появилось в Китае значительно позже, чем в странах Европы и России, оно стало активно и бурно развиваться с конца XX века. Образование, так или иначе связанное с религией, в Китае можно получить в двух типах учебных заведений: во-первых, это учебные заведения, созданные религиозными группами, цель которых состоит в подготовке священнослужителей, и, во-вторых, это светские научно-образовательные учреждения, ориентированные на преподавание научных знаний о религии и подготовку специалистов-религиоведов.
После Третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.) в Китае была принята программа свободы вероисповедания, отменен запрет на религиозную практику, политика стала ориентироваться на новые отношения религии и государства. Правительство КНР провело целый ряд мероприятий для развития китайского религиоведения: были созданы или реорганизованы научно-исследовательские центры и организации по изучению религии, основаны печатные издания, открыты новые образовательные учреждения по направлению «Религиоведение».
В китайской системе высшего образования религиоведение рассматривалось как философская дисциплина, после 1980-х гг. оно на короткое время получило самостоятельность. Однако в конце 1990-х гг. по постановлению Министерства образования Китая в перечне учебных дисциплин высшего образования религиоведение снова было утверждено как одна из восьми философских дисциплин. В настоящее время в китайской высшей образовательной системе к философским дисциплинам относятся: китайская философия, западная философия, марксистская философия, этика, эстетика, логика, философия науки, религиоведение. Следует отметить, что в таком регулировании существуют некоторые недостатки, поскольку философскими методами трудно исследовать все особенности религии.
Сегодня обучение религиоведению развивается в Китае быстрее других философских дисциплин. Были созданы научно-образовательные центры изучения религии: в 1979 г. - в Нанкинском университете, в 1980 г. -в Сычуаньском. В первом уделяется пристальное внимание изучению христианства, во втором - даосизма. Журнал «Религиоведение» (Religious Studies)) - первый университетский журнал по научному
изучению религии - был основан Сычуаньским университетом в 1982 г.
В начале 1990-х гг. произошли большие перемены в международной обстановке: социальный переворот в Восточной Европе и распад СССР, что побудило китайских ученых обратить внимание на функции религии и ее социальную роль в развитии общества. Это, в свою очередь, повлекло создание новых научно-образовательных центров по религиоведческим дисциплинам. Так, в 1988 г. в Центральном национальном институте была создана кафедра религиоведения и истории религии, в 1991 г. в Китайском народном университете - центр изучения религии, в 1992 г. в Центрально-китайском педагогическом университете -научно-исследовательский центр религии. Но в тот период количество выпускников по направлению «Религиоведение» было небольшим.
1994 и 1998 гг. характеризуются ростом обучения религиоведению (Таблица 1). В конце XX века этот процесс стал принимать скачкообразный характер. В 2003 г. в Китае в 23 вузах была открыта специальность «Религиоведение», в том числе 7 вузов имеют право присуждать ученую степень бакалавра, 12 вузов - магистра и имеют аспирантуру.
Таблица 1.
Появление религиоведческого образования в Китае
Время создания Названия высших образовательных учреждений
1994 г. Пекинский университет, Шанхайский образовательный институт, Шаньдунский университет
1995 г. Юго-Восточный университет
1996 г. Фуданьский университет, Северо-Западный институт национальных меньшинств
1997 г. Нанькайский университет, Чжуншаньский университет, Уханьский университет
1998 г. Сучжоуский университет, Чжэцзянский университет, Сямыньский университет, Шэньсиский педагогический университет
1999 г. Восточно-Китайский педагогический университет
2001 г. Университет Цинхуа, Университет Хуацяо
2002 г. Пекинский объединенный университет
2003 г. Пекинский педагогический университет
Перечисленные научно-образовательные учреждения предоставляют условия для подготовки специалистов-религиоведов. Знаменательно, что на Четвертом пленуме ЦК КПК 16-го созыва (16-19 сентября 2004 г.) была предложена резолюция «Всестороннее и гармоничное устойчивое развитие личности - общая цель воспитания», открывающая широкий горизонт для развития науки о религии, поскольку в КНР обучение религиоведению становится важной составляющей полноценного качественного образования и всестороннего развития учащихся.
В китайских высших образовательных учреждениях религиоведческое образование стоит на внеконфес-сиональной, научной позиции. Пекинский университет был первым, в котором стали изучаться религиоведческие специальности, поскольку в нем имеется прочная традиция изучения религии. Известные китайские ученые Лян Шумин (ШШШ), Ху Ши (ЙЯЙ), Тан Юнтун (ТШШ) и Сюн Шили (Ш+Л) достигли значительных результатов в изучении китайских и индийских религий. В бывшем Институте теологии Пекинского университета работали Чжао Цзычэнь и некоторые другие христианские богословы. В начале 1950-х гг. на факультете философии были собраны исследователи философии и религиоведения.
В 1981 г. профессоры Жэнь Цзиюй и Хуан Нансен предложили, чтобы в Пекинском
университете было открыто отделение «Религиоведение». Оно было организовано благодаря совместному сотрудничеству Пекинского университета и Института мировых религий Академии общественных наук КНР. С 1989-1990 учебного года кафедра религиоведения Пекинского университета стала самоуправляемой. В сентябре 1995 г. отделение религиоведения стало самостоятельным факультетом, но научно-образовательная работа осуществляется совместно с философским факультетом. В 2000 г. на Отделении религиоведения, в соответствии с потребностью учебного процесса, были созданы кафедры «Изучение буддизма и даосизма» и «Изучение христианства и теоретического религиоведения».
Кафедра изучения буддизма и даосизма имеет свою историю. Еще в 1919 г., в период «Движения 4 мая», ректор Цай Юаньпэй приглашал Лян Шумина (ШЖМ) преподавать индийскую философию, затем Ху Ши (ЙЯЙ), Тан Юнтун (МД^), Сюн Шили (Ш+Л) - вести курсы «История буддизма», «Философия буддизма», «Литература буддизма», «Школа (секта) сострадания и милосердия», «Древняя индийская логика» и др. В настоящее время на кафедре работают шесть преподавателей под руководством Яо Вэйцзюнь Основные научно-исследовательские направления данной кафедры включают в себя историю буддизма в Индии и Китае, философию буддизма, историю религии в Китае, буддийскую литературу в Китае и Индии,
древнеиндийскую философию, буддизм в Европе, Америке и Японии, введение в буддизм, историю даосизма в Китае, классическую литературу даосизма и многое другое.
На кафедре изучения христианства и теоретического религиоведения работают 7 преподавателей, заведующий данной кафедрой - Чжан Чжиган Основные ее научно-исследовательские направления - теории религиоведения, философия религии, социология религии, антропология религии, западная христианская теология, история христианских учений в Китае, христианство и китайская культура, классическая христианская литература, православие, русская философия и культура, философия ислама, классическая исламская литература, история исламских учений, арабская философия и культура. В последние годы на кафедре вышли в свет работы «Что такое религиоведение», «Философия религии», «Святой и светский мир», «История западной философии в ХХ веке», «Философия христианства в Китае», «Исследование философии Лю Чжи» и другие.
Кроме того, на Отделении религиоведения Пекинского университета работают приглашенные преподаватели. В последние годы были приглашены Ту Вэймин Чэнь Куин (РвВШ) и другие ученые с международной известностью; а также были приняты молодые ученые из Гарварда, Принстона, Чикаго и других ведущих университетов для продолжения обучения и проведения научных исследований; также были приглашены религиозные деятели и государственные служащие в качестве консультантов. Нетрудно заметить, что высококвалифицированные научно-образовательные кадры создали благоприятные условия для религиоведческого образования в Пекинском университете.
В 2003 г. на этом Отделении была утверждена новая учебная программа в соответствии с проектом «Укрепление основ, индивидуализация обучения, разделение подготовки». По новым образовательным стандартам важнейшие учебные задачи религиоведческого общего образования состоят в формировании мировоззренческих установок учащихся, знакомстве с местом и ролью религии в человеческой цивилизации и современной общественной жизни, воспитании уважения и толерантности к религиозной деятельности. Курсы профессионального религиоведческого образования ориентируются на то, что у учащихся постепенно формируется умение самостоятельного анализа различных религиозных феноменов, тем самым в конкретных социально-исторических условиях уясняется влияние религиозных факторов на другие сферы человеческой деятельности. Так, общее образование по специальности проводится на младших курсах, профессиональное - на старших. Кроме того, для улучшения учебного содержания профессионального религиоведческого образования Отделение религиоведения Пекинского университета разрабатывает новые научно-исследовательские области и учебные курсы. Там были открыты курсы, связанные с мифологией, этикой религии, первобытной религией, народной религией и так далее. Для изучения классической религиозной литературы были разработаны и внедрены курсы по древним языкам - «Еврейский язык», «Древнегреческий язык», «Латинский язык», «Санскрит», «Пали», «Персидский язык» и «Арабский язык».
Однако следует отметить, что в китайском религиоведческом образовании имеются сложные нерешенные проблемы, требует улучшения его учебное содержание. Следует добавить некоторые курсы по религиоведению, такие как «Феноменология религии», «Психология религии» и другие, для чего необходимы высококвалифицированные преподаватели, которых недостаточно. В настоящее время китайские исследователи религии в основном разделяются на две группы: одна занимается историей религии, другая - философией религии. Следует признать, что изучение истории религии и философии религии в последние годы поднялось на высокий теоретический уровень, но это привело к тому, что другие дисциплины развиваются не так интенсивно. Кроме того, разрыв между теоретическим обучением и практической деятельностью стал очевидным недостатком учебных программ по религиоведению. Постоянно возникают ситуации, когда учащиеся знают историю религии, но не имеют представления о нынешнем состоянии религий; знают теории религии, но не умеют анализировать религиозные феномены. Поэтому необходимо совершенствовать образовательные приемы и практики.
Несмотря на то, что в процессе обучения религиоведению существуют некоторые недостатки, религиоведческое профессиональное образование Пекинского университета высоко оценивается китайским общественным мнением. Оно не только предоставляет непредвзятую информацию о религиозных верованиях, традициях и ритуалах, освещает основные теории по религиоведению и истории религии, активно стремится проводить теоретико-методологические инновации и реализовывать междисциплинарный учебный проект, но и выявляет общечеловеческие ценности в различных религиях, способствует преодолению конфликтов и напряженности различных религиозных объединений, тем самым благоприятствует воспитанию толерантности в общественной жизни, проведению межкультурного и межрелигиозного диалога [2, с. 33]. С 1990-х гг. количество китайских специалистов-религиоведов устойчиво растет. Можно сказать, что религиоведческое образование стало важным фактором для дальнейшего развития китайского общества и международного сотрудничества, особенно для того, чтобы в контексте нарастающей глобализации опираться как на общечеловеческие ценности, так и на самобытные религиозные и культурные традиции различных народов.
На стыке ХХ-ХХ1 веков происходящие коренные изменения культурной и социальной действительности вызывают потребность в новых мировоззренческих ориентациях [1, с. 362]. Привлекают внимание ученых проблемы межцивилизационного и межконфессионального диалога, роли религии в процессе общественного развития. Китайские исследователи подчеркивают общие этические установки, необходимые для межконфессионального взаимодействия, отмечают, что в процессе глобализации необходимы ослабление трения между различными конфессиями и углубление их взаимопонимания. Выработка новых путей развития требует возврата к общечеловеческим ценностям, традиционным философским концепциям. Отказ от них ведет к национальной вражде, войнам, научным суевериям, религиозному фанатизму [Там же, с. 364].
Для установления межрелигиозного диалога в Китае был организован ряд конференций, например, «Межконфессиональные диалоги: Китай и Запад» (в Шаньдунском университете в 2001 г.), «Диалог буддизма и христианства» (в Педагогическом университете Шэньси в 2003 г.), «Диалог религии и построение гармоничного общества» (в Ланьчжоуском университете в 2007 г.). Вместе с тем в изучении данной проблемы существуют некоторые недостатки. Например, китайские ученые главным образом изучали англо-американские исследования, не уделяя должного внимания исследованиям представителей других научных сообществ, что привело к отсутствию целостного представления, учета разнообразия позиций и представлений.
Отрадно, что эта ситуация начала меняться в 2015 г. С 10 по 14 сентября в Китае в рамках форума Сун-шань состоялась международная конференция «Гармония через разнообразие: коллективные усилия по строительству мира, основанного на общей судьбе человечества», нашедшая поддержку у Китайского международного центра по культурному обмену, Китайского общества по культурному наследию, Института высших гуманитарных исследований при Пекинском университете, Организации по недвижимости Центрального Китая, Фонда по сохранению исторического наследия Китая и развитию китайской цивилизации провинции Хэнань. В нем приняли участие отечественные и зарубежные исследователи, а также политическая и экономическая элита китайского общества.
Один из вдохновителей и организаторов данного Форума - Ту Веймин - всемирно известный философ, современный представитель неоконфуцианской мысли, профессор Пекинского университета, почетный профессор многих китайских и зарубежных университетов, глава Оргкомитета предстоящего Всемирного философского конгресса, который должен состояться в Пекине в 2018 г., глава созданных им в рамках Пекинского университета Института высших гуманитарных исследований и Института мировой этики, автор многочисленных исследований о мировой значимости наследия конфуцианской мысли. В последнее время он развивает обширную концепцию «диалогической цивилизации», которая должна заменить «осевую цивилизацию».
В Форуме приняли участие деятели культуры и науки из Италии, Турции, Австрии, Дании, Японии, Индии. Российскими представителями были С. С. Хоружий (с докладом «Пути и перспективы гуманизма») и доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Финансового университета при Правительстве РФ А. Н. Чумаков (с докладом «Философия, духовный гуманизм и взаимопонимание в человеческом сообществе»).
Именно для укрепления китайско-российских научно-исследовательских контактов в последние годы созданы центры по изучению русской культуры в Восточно-Китайском педагогическом университете, Пекинском университете, Университете Цинхуа, Китайском народном университете, Хэйлунцзянском университете и Пекинском педагогическом университете. В рамках междисциплинарных подходов эти научно-исследовательские центры играют важную роль в изучении русской культуры и способствуют пониманию русского национального характера.
Таким образом, в настоящее время в китайских ведущих вузах религиоведение не только занимается теоретическими научными исследованиями, но и ориентируется на практику, связанную с высшим гуманитарным образованием и духовным развитием отдельного человека, а также с устойчивым развитием общества. Регулярно организуются международные конференции, издаются профессиональные научно-теоретические журналы. Можно сказать, что вузы и их научно-исследовательские центры по изучению религии дали импульс развитию китайского религиоведения. Несмотря на то, что в его развитии существуют некоторые недостатки, мы убеждены в том, что в будущем они будут постепенно преодолены, а исследования религии будут в дальнейшем устойчиво развиваться.
Список литературы
1. Колесников А. С. Философская компаративистика. Восток - Запад: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 390 с.
2. Шахнович М. М. Петербургская религиоведческая школа: истоки и традиции // Вестник Российского сообщества преподавателей религиоведения. М.: Социально-политическая мысль, 2008. Вып. 1. С. 26-33.
CHINESE THEOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Xi Zhang
Saint Petersburg University zhxzhangxi@hotmail. com
The article examines the general state of theological education in China at the end of the XX - the beginning of the XXI century, briefly summarizes the historical experience and development of theological education in Peking University in the context of modern globalization. On the basis of the conducted research the author presents the results obtained in Chinese theological education, focuses on the existing shortcomings and mentions scientific exchange between China and Russia.
Key words and phrases: theological education in China; theology; Department of Theological Studies of Peking University; education system; religious studies.