ента, которая значима как для социального работника, так и для самого клиента.
Выбор методов сбора данных и характер их отбора зависят во многом от позиции исследователя. Однако в настоящее время почти все методы социальных наук относятся к междисциплинарным. Тем не менее, некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические методы исследования.
Основными компонентами технологического процесса, как указывалось, являются постановка целей, сбор, анализ и систематизация информации, социальная диагностика, уточнение на ее базе целей и поставленных задач, формулирование стратегии действия и выбор соответствующего инструментария.
Оценка накопленного «технологического багажа» социальной работы зависит от времени развития социальной работы в России. В настоящее время существуют три обобщенные точки зрения на развитие социальной работы в нашей стране:
- до 80-х годов ХХ века не была развита система специализированных учреждений социальной работы (при естественном отсутствии методов и технологий);
- как и во многих других странах, уже с середины XIX века существовала система учреждений социальной работы для населения;
- существовали отдельные формы и направления социальной работы (либо непрофессиональной, либо, напротив, узконаправленной медицинской, психологической и др.), но отсутствовала целостная система социальной помощи, соответствующая развитию общества в конце ХХ века [2; с. 227].
Представляется, что последняя точка зрения более правомерна. Действительно, в СССР существова-
ли определенные системы медицинской, пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Но ответа на вопрос, кто должен координировать деятельность различных социальных учреждений, долгие годы не удавалось получить, потому что отсутствовали соответствующие службы и профессионально подготовленные специалисты. А органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим разнообразием социальных проблем, не располагали нужными технологиями.
Социальная работа как профессиональная деятельность стала насущной необходимостью в современной России, к которой предъявляются жесткие технологические требования. Для российского общества в настоящее время важной задачей является интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, соответствующим прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом.
Таким образом, можем подвести некоторые итоги. Сущностные характеристики технологий социальной работы выражаются в таких составляющих, как: а) определенный способ достижения личных и общественных целей; б) суть данных целей выражена в пооперационном осуществлении деятельности; в) эти операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; г) разработка этих операций проводится на основе научных знаний; д) обязателен учет специфики сферы, где осуществляется деятельность. Данные характеристики технологий социальной работы в методологическом плане значимы и важны для дальнейшего развития системы современной социальной работы.
Библиографический список
1. Албегова И.Ф. Социальные технологии: теория и практика // Социальная работа: История, теория и технология / под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. Ярославль, 1997. С.93-103.
2. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 356 с.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1997.
4. Словарь-справочник по социальной работе / отв. ред. Холостова Е.И., Панов М.В. М.: Юристъ, 2004. С. 321.
УДК 2(077)
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В КУРСЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Н.К.Барсукова1
Иркутский государственный университет, 664003, ул. Карла Маркса, 1.
Рассмотрена актуальная проблема изучения новой дисциплины - религиоведения. Изложены исторические этапы развития религиозного и религиоведческого образования на территории отечественного образовательного пространства. Раскрыты некоторые ключевые термины, составляющие основу религиоведения: «религия», «религиозное мировоззрение», «религиозная картина Мира». Показано, что в курсе религиоведения данные понятия изучаются со сравнительных и беспристрастных позиций.
Ключевые слова: религия; религиоведение; религиоведческое образование; мировоззрение; картина Мира.
1Барсукова Надежда Константиновна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры философии, религиоведения и теологии, тел.: 89501118418, е-mail: barnk@bk.ru
Barsukova Nadezhda, Candidate of Pedagogics, Competitor for a Doctor's degree, of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology, tel.: 89501118418, e-mail: barnk@bk.ru
SOME HISTORICAL AND IDEOLOGICAL ISSUES IN THE COURSE OF RELIGIOUS STUDIES N.K. Barsukova
Irkutsk State University, 1, Carl Max St., Irkutsk, 664003.
The article deals with the urgent problem of studying a new discipline - Religious Studies. The author outlines the historical stages of the development of religious education and education in the field of Religious Studies on the territory of national educational space. Some key terms that form the basis of Religious Studies - "religion", "religious ideology', "religious picture of the world" - are revealed. It is shown that the course of Religious Studies familiarizes with these concepts in a comparative and impartial way.
Key words: religion; Religious Studies; Religious Education; ideology; picture of the world.
Ушла в прошлое эпоха, в которой государством предписывалось формирование научного мировоззрения советских граждан с марксистско-ленинских диалектико-материалистических позиций, одним из направлений которого являлось их атеистическое воспитание. Начиная с 1918 года, в соответствии с ленинским Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», религия как феномен индивидуальной и общественной жизни была практически исключена из содержания образования. В правовых документах о религии и религиозных культах того времени указывалось, что обучение детей знаниям о религии может производиться исключительно частным образом в семье и только их родителями. Религиозное образование мирян во всех образовательных учреждениях и в любых формах было полностью запрещено (религия - это «опиум для народа» (К.Маркс)) и трактовалось как вмешательство Церкви в дела государства и нарушение законодательства. Получить религиозное образование можно было лишь в специальных религиозных учебных заведениях, готовивших профессиональные религиозные кадры, количество которых было строго ограничено.
Реальный доступ к изучению религии в форме религиозного и религиоведческого образования российские граждане получили только с принятием в октябре 1990 года Верховным Советом РСФСР Закона «О свободе вероисповеданий», в котором было сформулировано право на преподавание знаний о религии в государственных учебных заведениях. Тогда же постановлением Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» был отменен ленинский Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это означало, что с этого момента отменен жесткий контроль со стороны государства над религиозной жизнью и деятельностью религиозных организаций в обществе, в том числе в области образования, которое долгие годы проводилось в духе воинствующего атеизма.
Религиозное образование мирян теперь может осуществляться как в негосударственных учреждениях образовательной системы, которые учреждены или контролируются организациями религиозных конфессий, общественными объединениями или частными лицами, так и факультативно вне учебных планов по желанию детей и (или) их родителей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Во всех этих случаях преподавание знаний о религии ведется, в первую очередь, представителями религи-
озных конфессий и направлено на приобщение учащихся к данной религиозной культуре, к данной религиозной вере, вероисповеданию. Из стен таких образовательных учреждений должен выйти конфессионально ориентированный человек, твердо стоящий на позициях данного религиозного мировоззрения и отождествляющий себя с данной религиозной организацией.
Что касается духовного или профессионального религиозного образования, то его можно получить в специальных образовательных учреждениях религиозных организаций, где осуществляется профессиональная подготовка лиц, необходимых для отправления религиозного культа, проведения обрядов, богослужений, а именно священнослужителей, церковнослужителей, мулл, раввинов и т.д.
Развитие религиоведческого образования в нашей стране практически началось с 1993 года после опубликования инструктивного письма Министерства образования России «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», где был предложен проект религиоведческого образования в государственной школе. В нем рекомендовалось изучение религиозной культуры проводить в форме факультативных учебных курсов, например, таких, как «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др. В письме особо делался акцент на то, что целью преподавания должно стать только сообщение сведений о религии, главным образом, религиоведческой направленности, но никак не формирование отношения к религии. В документе также указывалось, что изучение религии не может носить обязательного характера и светская школа не берет на себя обязательства приобщить учащихся к тому или иному вероисповеданию. Таким образом, было положено начало созданию правовой базы, на основе которой стало возможным активно развивать религиоведческое образование в нашей стране.
Однако, религиоведение как направление гуманитарного знания возникло еще в XIX веке (так называемое «классическое религиоведение»), которому предшествовало сравнительное изучение мифологии. Считается, что основы религиоведения как самостоятельной научной дисциплины были заложены Ф.М. Мюллером (1823-1900), работавшим в области мифологии и сравнительной лингвистики. Он стал основоположником исторического принципа, который заключается в том, что изучение каждой религии должно проходить в контексте мировой истории, а определе-
ние сущности религии должно быть философским, вычленяющим моменты, присущие всем религиозным формам. Эта идея получила свое продолжение в работах И.Я. Баховена, Ф.Х. Бауора, Э.Ренана и др.
Свой вклад в становление религиоведения, помимо исторических исследований, внесли Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Р.Маррет и др., которые в рамках антропологии и этнологии занимались проблемой происхождения религии. Основоположниками социологического подхода в изучении религии считаются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др., чьи идеи были развиты А. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, Т. Парсоном, Р.К. Мертоном и др. Начальный арсенал религиоведения пополнили также и исследования в области психологии религии У. Джеймса, Л. Леви-Брюля, З.Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др.
Классическое западноевропейское религиоведение XIX века характеризуется тем, что в нем четко прослеживаются идеи эволюционного подхода с выявлением универсальной логики развития религии, когда каждая ее форма занимает строго определенное место в эволюционной схеме. То есть практически все типологии религии были выстроены от простейших форм религиозных верований до наиболее сложных и развитых - «мировых религий». По сути, здесь была использована методологическая схема, взятая из активно развивавшегося в это время естествознания, мировоззренческой основой которого выступал философский материализм и механицизм. Эта методология систематизации научного знания была некритически заимствована и перенесена сначала в науки о живой природе, затем в социологию (социальный дарвинизм), а позже и в область философского изучения религии.
Характерной особенностью первых работ в области религиоведения была его атеистическая направленность. Объясняется это тем, что изучение религии в любом обществе неотделимо от господствующих в нем в данную историческую эпоху представлений и ее оценок в целом и конкретных религиозных традиций в частности. А поскольку XIX век был еще тесно связан с эпохой Просвещения, то религия трактовалась так, как это было принято в это время - как результат невежества масс, человеческое заблуждение, возникающее исторически вследствие ограниченности научных знаний. И хотя в этот период возникают и другие философские концепции религии, идеи западного секулярного антиклерикализма продолжают в целом сохраняться в трудах большинства западных религиоведов вплоть до 20-40-х годов, а в нашей стране почти до конца ХХ века.
Российское религиоведение социалистического периода соответствовало в общем виде западноевропейскому религиоведению, но по идеологическим причинам выдавалось за научный атеизм. Попытки некоторых советских ученых отождествить научный атеизм и марксистко-ленинское религиоведение вызывало массу вопросов в правомерности такого подхода, поскольку для научного анализа неприемлема идеологическая партийность. Любая партийность или религиозность включает в себя односторонность, корректи-
ровку истины в определенном направлении, что несовместимо с истинной наукой, в основе которой лежат принципы объективности, всесторонности и беспристрастности исследования.
Ныне в отношении религиоведения преобладает позиция, которая ориентирована на независимое от каких-либо мировоззренческих предпочтений изучение религии в комплексе научных и философских дисциплин - история религии, социология религии, психология религии, философия религии и т.д. Предполагается, что полученные таким образом знания о религии будут объективными, в отличие от знаний идеологически оценочных.
В современной российской педагогической теории и практике пока не накоплено достаточного опыта в отношении обучения новой дисциплине. На сегодняшний день четко задан только вектор: педагог должен придерживаться центристской линии и избегать изложения материала о религии с крайних позиций как атеистического, так и апологетического подходов.
Религия как феномен имеет множество дефиниций как в богословии, так и в различных источниках светского характера. Несовпадения в трактовке данного понятия связаны с тем, что не существует единого понимания природы религии, ее общей парадигмы. Религия интерпретируется по-разному в зависимости от мировоззренческой позиции, которую занимает автор и, кроме того, как уже было сказано выше, от общих установок относительно религии, принятых в ту или иную эпоху и в том или ином обществе. Если не брать во внимание мнение, которое состоит в отрицании самой возможности давать какие-либо суждения относительно истинности данного феномена, то во всем множестве определений религии можно указать на два принципиальных направления. Первое связано с тем, что религия есть нечто, соответствующее сверхъестественной реальности, в которой проявляются действия Бога, божества (божеств), а знание (откровение) о ней утверждается в религиозных традициях. Второе направление исходит из убеждения о том, что религия является продуктом заблуждения человеческого ума, есть иллюзорная реальность, обращение к которой обусловлено различными причинами.
Теологические определения исходят из убеждения, что Бог - это реальная сущность, а религия есть ни что иное, как величина особого рода, появляющаяся в результате взаимодействия между Богом и человеком. Философские трактовки религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические трактовки оставляют за рамками своих формулировок вопрос об истинности существования сверхъестественных сил и сосредоточивают свое внимание лишь на социальных и психологических последствиях религии.
Для примера приведем некоторые высказывания.
Теологические. Религия - переживание святого (Р. Отто); жизнь нас в Боге и Бога в нас (П. Флорен-
ский); это выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового универсума (Т. Лукман).
Христианское богословие определяет религию как восстановление утраченной вследствие грехопадения связи человека с Богом, путь возвращения, воссоединения (от лат. re-ligia - вос-соединение) человека с Богом.
Философские. Религия - это сфера духовной жизни общества, группы, индивида; способ духовно-практического освоения мира; область духовного производства; форма общественного сознания, где идеальное - и продукт, и форма. Религия представляет собой проявление сущности общества, выражение глубинных общественных связей; необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; отражение действительности; общественную подсистему; феномен культуры.
Социологические и психологические. Религию можно определить как коллективные общественные представления, имеющие обязательный для всех членов общества характер (Э. Дюргейм, М. Вебер). Религия - это личный индивидуальный «религиозный опыт», который порождается чувствами и темпераментом человека (У. Джеймс); это сублимация влечений человека, «коллективный невроз» (З. Фрейд); это любая система мыслей и действий, которая предоставляет человеку систему ориентиров и объект поклонения (Э. Фромм).
Следует понимать, что не бывает религии вообще. Можно говорить лишь о различных ее классификациях, в зависимости от того, какие принципы положены в их основу. К примеру, немецкий философ Гегель формы религии расположил в таком порядке:
1. Религия природы.
1.1. Непосредственная религия (чародейство).
1.2. Раздвоение сознания в самом себе. Религия субстанции:
а) религия меры (Китай); б) религия фантазии (брахманизм); в) религия в себе бытия (буддизм).
1.3. Переход от религии природы к религии свободы. Борьба субъективности:
а) религия добра и света (Персия); б) религия страдания (Сирия); в) религия тайны (Египет).
2. Религия духовной индивидуальности.
2.1. Религия возвышенного (иудеи).
2.2. Религия красоты (греки).
2.3. Религия целесообразности или разума (римляне).
3. Абсолютная религия (христианство).
Исторические этапы религии, по Г. Зибеку, выглядят следующим образом:
1. Религия природы, религия мирового утверждения без этического определения (религии народов, не дошедших до культурного состояния).
2. Религия нравственности, представляющая много степеней (мексиканцы, перуанцы, аккады, китайцы, египтяне, индусы, персы, римляне; высшую степень здесь образует религия греков).
3. Переход от религии нравственности к религии спасения - иудейство.
4. Религия спасения, обращенная в одну сторону в смысле отрицания мира, - буддизм.
5. Положительная религия спасения - христианство.
6. Возврат к религии нравственности - ислам.
В отечественном религиоведении принято выделять следующие этапы развития исторических форм религии:
1. Доклассовое общество - тотемизм, магия и мантика, фетишизм, культ природы, анимизм.
2. Классовое общество.
2.1. Политеизм - уже не существующие религии (религия древнего Вавилона, Египта, Греции, Рима); действующие религии (зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство).
2.2. Монотеизм - иудаизм и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Если говорить о религии в целом, то можно сказать о том, что по сути своей она является мировоззрением, поскольку предлагает свой способ воззрения на мир и ориентации в нем человека. В основе религиозного мировоззрения лежит религиозная картина Мира, выполняющая следующие функции:
1. Важнейшая из них - объяснительная. Религиозная картина стремится описать и интерпретировать Мир, отличительной особенностью которого является его «удвоение» - деление на мир естественный, земной («дольний»), материальный (природа, общество, человек), доступный нашему познанию и воздействию, и мир неземной, нематериальный - потусторонний, небесный («горний»), сверхъестественный, сверхчувственный. Этот мир не только имеет самостоятельное существование, но и связан с материальным миром особыми отношениями, оставаясь при этом неизменным. Религиозная картина дает не просто такое представление о Мире, но формирует четкую иерархию и значимость каждого из объектов. Центральным элементом, основанием бытия выступает образ Бога или богов, а все другие элементы Мира так или иначе с ним связаны.
2. Религиозная картина выполняет упорядочивающую функцию, рассматривая Мир как целостный и единый, при этом речь идет об однозначно и направленно упорядоченном Мире.
3. Особую роль в религиозной картине занимает человек не только как природное, но и как духовное существо. Религиозная картина выступает как критерий ценностных знаний и выполняет аксиологическую функцию, объясняя цель, место, значимость и смысл жизни человека и гарантируя высшие, абсолютные ценности и нормы.
4. В числе специфических выступает профетиче-ская функция, в которой религиозная картина выступает как предвидение сценариев будущего развития Мира.
Однако, как не существует религии вообще, так не существует и религиозной картины вообще. Опираясь на одну из представленных выше классификаций религий, можно перечислить религиозные картины: по-
литеистические (зороастристская, индуистская, джай-нистская, сикхистская, даосистская, синтоистская, конфуцианская) и монотеистические (иудаистская, буддийская, христианская, исламская).
Любая из этих религиозных картин определена и ограничена канонами и догматами той религии, в рамках которой она осмысливается. Каждая из них содержит свои особые представления о божественном начале, свои картины мироздания, свои представления о человеке, назначении и смысле его жизни, смерти и
бессмертии, свою особую в каждом случае трактовку добра и зла, нравственные идеалы, нормы и правила, свои способы постижения иного («горнего») мира и связи человека с этим миром. Поэтому, когда мы говорим о религиозном мировоззрении личности, следует уточнить, на основе какой религиозной картины оно строится. В религиоведении подробно исследуется религиозная картина Мира как совокупность религиозных картин и дается их сравнительный (и что очень важно, беспристрастный) анализ.
Библиографический список
1. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: 3. Коростелева Ю.Е. Религиозная картина мира: гносеологи-Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с. ческий анализ: дисс. ... канд. филос.наук: 09.00.01, Магнито-
2. Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник/ под общ.ред. горск, 2002. проф. В.И. Жукова. 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 384 с.
УДК 159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИГРОКА В ПОКЕР К.В.Варыханова1, Т.П.Линчук2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены результаты исследования личностных особенностей игроков в покер, способствующих формированию патологического гемблинга. Выборочную совокупность составили 25 постоянных посетителей покерного клуба. На основе корреляционного анализа установлены значимые связи между уровнем контроля над пристрастием к игре, стажем игры, готовностью к риску и потребностью в поисках острых ощущений. Выделено две группы испытуемых: группа риска и группа зависимых. Выявлено, что по исследуемым параметрам профили личности испытуемых обеих групп идентичны, различия зависят от этапа формирования зависимости от игры. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: аддикция; патологический гемблинг; психологические особенности личности; готовность к риску; потребность в поиске ощущений; жизненные ценности личности; акцентуация характера.
PSYCHOLOGICAL TRAITS OF POKER PLAYER'S PERSONALITY K.V. Varyhanova, T.P. Linchuk
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents the study results of the traits of poker players' personality, contributing to the formation of pathological gambling. The sampling consisted of 25 frequenters of a poker club. On the basis of the correlation analysis the authors identified significant associations between the control level over gambling, game experience, willingness to take risks and the need to seek thrills. Two groups of testees were allocated: a risk group and a group of addicts. It was revealed that according to the tested parameters the personality profiles of the testees in both groups are identical; the differences depend on the phase of game addiction formation. 1 figure. 2 tables. 3 sources.
Key words: addiction; pathological gambling; personality psychological traits; willingness to take risks; need to seek thrills; personality vital values; character accentuation.
В настоящее время в нашей стране продолжается почти никем не контролируемое развитие игорного бизнеса. Несмотря на его запрет, кроме деятельности в специально отведенных местах, казино продолжают работать, модифицируясь, например, в покерные клубы. Зависимость от игры (патологический гемблинг) становится все более серьезной социальной проблемой. Патологический гемблинг - одна из форм аддик-
ции, в возникновении которой роль играют не только биологические и социальные, но и психологические факторы. Имея четкие представления о наборе психологических качеств, способствующих формированию зависимости личности от азартных игр, можно создавать индивидуальные и групповые программы, направленные как на профилактику данного вида зависимости, так и на ее раннее выявление.
1Варыханова Клара Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148946933. Varyhanova Klara, Candidate of Biological sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148946933.
2Линчук Тамара Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148760466. Linchuk Tamara, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148760466.