Научная статья на тему 'Китайская народная Республика в Азово-Северопричерноморском субрегионе: современное состояние и планы на будущее'

Китайская народная Республика в Азово-Северопричерноморском субрегионе: современное состояние и планы на будущее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / КНР / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / КРЫМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КИТАЙ / АЗОВСКОЕ (РОСТОВО-ДОНБАССКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДОНБАСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаян Давид

В Азово-Северопричерноморском субрегионе сталкиваются и переплетаются интересы многих стран. Кроме того, он связан многочисленными нитями не только с другими территориями Азово-Черноморского региона, но и с рядом регионов России и Украины. Активную политику в отношении этих территорий ведет и Китайская Народная Республика (КНР). При этом наибольший интерес для нее представляют Крым, который практически соприкасается с Кавказом, Ростовская область и Донбасс (в частности, Луганская и Донецкая области); налаживая связи с ними, Поднебесная укрепляет свои позиции в Северо-Восточном Причерноморье и в Приазовье. Подобная политика вписывается в общую геополитическую стратегию КНР в акватории Черного моря; ниже мы рассмотрим некоторые ее направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская народная Республика в Азово-Северопричерноморском субрегионе: современное состояние и планы на будущее»

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В АЗОВО-СЕВЕРОПРИЧЕРНОМОРСКОМ СУБРЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Давид БАБАЯН

кандидат исторических наук, независимый исследователь

Введение

ВАзово-Северопричерноморском субрегионе сталкиваются и переплетаются интересы многих стран. Кроме

того, он связан многочисленными нитями не только с другими территориями Азово-Черноморского региона, но и с рядом реги-

онов России и Украины. Активную политику в отношении этих территорий ведет и Китайская Народная Республика (КНР). При этом наибольший интерес для нее представляют Крым, который практически соприкасается с Кавказом, Ростовская область и Донбасс (в частности, Луганская

и Донецкая области); налаживая связи с ними, Поднебесная укрепляет свои позиции в Северо-Восточном Причерноморье и в Приазовье. Подобная политика вписывается в общую геополитическую стратегию КНР в акватории Черного моря; ниже мы рассмотрим некоторые ее направления.

Крымское направление

Китай проявляет подчеркнутый интерес к Крыму, точнее к различным отраслям экономики этой автономии. КНР является одним из основных торговых партнеров Крыма. Так, по итогам 2011 года наибольший удельный вес в общем объеме импорта Крыма имел Китай (на его долю пришлось почти 40% от всего объема импорта автономии)1.

Одной из наиболее перспективных сфер сотрудничества предстает энергетика; КНР намерена инвестировать в сооружение парогазовой электростанции в Крыму2 на базе Щелкинской АЭС, строительство которой было приостановлено в 1989 году. Мощность электростанции должна составить 700 МВт; ее ориентировочная стоимость составляет 800 млн долл., а газ для нее будет поступать по специальному ответвлению от недавно проложенного газопровода Джанкой — Феодосия — Керчь. Предполагается использовать газ, который будет добываться на шельфе3.

В настоящее время в турецком порту Гиресун заканчивается наладка буровой платформы, которая по величине и мощности не будет иметь равных в Черном море. Ее установят у берегов Крыма для добычи нефти и газа на морском шельфе. Добытого газа хватит, чтобы обеспечить потребление каждого шестого жилищно-коммунального предприятия Украины4.

Китай также собирается предоставить Украине в рамках лизингового соглашения буровую платформу стоимостью 200 млн долл. для добычи углеводородов на шельфе5.

Китай и Крым намерены сотрудничать и в сельском хозяйстве. В конце 2011 года в Пекине был подписан меморандум о сотрудничестве между правительством Автономной Республики Крым и Экспортно-импортным банком Китая и Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов. Меморандум предусматри-

1 Об этом подробнее см.: Автономная Республика Крым: Макроэкономическое обозрение 2011 год. Симферополь: Министерство экономического развития и торговли Автономной Республики Крым, 2012. С. 11.

2 См.: Китай даст денег на строительство электростанции в Крыму // ТСН [http://ru.tsn.ua/groshi/kitay-dast-deneg-na-stroitelstvo-elektrostancii-v-krymu.html], 3 сентября 2010.

3 См.: Дорожовец О. Крым китайский // ИА «Агентство промышленной политики» [http://minprom.ua/ articles/70547.html], 24 июня 2011.

4 См.: Вивденко Г., Осипов В., Стеченко А. В Крыму ждут буровую платформу — надежду отечественной газодобычи // Re:public [http://republic.com.ua/article/25164-V-Krymu-jdut-burovuYu-platformu—nadejdu-otechestvennoy-gazodobychi.html], 29 апреля 2012.

5 См.: Китай выделит 700 миллионов долларов на строительство электростанции в Крыму // Корреспондент.net [http://korrespondent.net/business/economics/1113229-kitaj-vydelit-700-millionov-dollarov-na-stroitelstvo-elektrostancii-v-krymu], 6 сентября 2010.

вает строительство сельскохозяйственных комплексов, включая зерновой элеватор, комбикормовый завод, холодильные помещения, завод по производству биотоплива, биогазовые электростанции, фрукто- и овощехранилища, крупнотоварные фермы по разведению крупного рогатого скота, свинокомплексы, птицефабрики и оптовые рынки6. Планируется также восстановление и развитие оросительной инфраструктуры и мелиоративных сетей7.

Не меньший интерес проявляет Китай и к крымским винам. Речь, в частности, идет о корпорации «Хайнаньские авиалинии» (HNA), которая намерена закупать вино не только для пассажиров рейсов, но и оптом. Компания планирует поставлять красные и белые вина, преимущественно сухие, крупным компаниям и госструктурам провинции Хайнань и других китайских регионов. Не исключается продажа украинских вин в крупных супермаркетах Китая8.

КНР не обошла вниманием и сферу туризма. Предполагается, в частности, увеличение потока китайских туристов в Крым9. Перспективами развития рекреационного комплекса заинтересовался и китайский отельный бизнес10.

Весьма интересным направлением сотрудничества представляется развитие транспортной сферы, в частности морских и воздушных перевозок. Китайская сторона выразила готовность участвовать в реконструкции международного аэропорта Симферополь и Ялтинского морского торгового порта; стоимость проектов составляет около 500 млн долл.11

По объему пассажирских перевозок международный аэропорт Симферополь занимает второе место в Украине после киевского Борисполя12, но крымские власти намерены пойти еще дальше: они рассчитывают, что сотрудничество с КНР позволит превратить полуостров в крупный морской и авиационный транспортный узел. Так, они обратились к компании ««Хайнаньские авиалинии» с предложением о выполнении совместных рейсов с местным перевозчиком «Крымавиа» в ряд украинских и российских городов, в частности по маршрутам Симферополь — Киев, Симферополь — Москва, а в летнее время — Симферополь — Нижний Новгород и Симферополь — Петербург13.

Кроме того, по договоренности между правительством Крыма и китайской компанией «China National Technical Import & Export Corporation» последняя должна построить морской грузовой порт на озере Донузлав в районе Евпатории; общий объем инвес-

6 См.: На развитие сельского хозяйства Крыма китайский банк выделяет кредит // Обозреватель [http:// finance.obozrevatel.com/business-and-finance/na-razvitie-selskogo-hozyajstva-kryimu-vyidelyaet-kridit-exim-bank-of-china.htm], 10 ноября 2011.

7 См.: Юрченко Е. Крым готов к приходу китайских инвесторов в сферу сельского хозяйства // Министерство экономического развития и торговли Автономной Республики Крым [http://www.minek-crimea.gov.ua/news_content.php?skey=%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9&search_resultsPage=2& cid=2435], 9 ноября 2011.

8 См.: Танасийчук О. Одна из крупнейших авиакомпаний Китая будет угощать пассажиров украинскими винами // ИА «Укринформ» [http://photo.ukrinform.ua/rus/current/photo.php?id=425444], 11 ноября 2011.

9 См., например: Китай уже 10 лет ждет, чтобы отправить своих туристов в Крым // Новости Крыма [http://news.allcrimea.net/news/2011/11/10/1320921000/], 10 ноября 2011.

10 См.: Китай будет инвестировать в Крым // Аргументы и факты (Украина) [http://www.aif.ua/money/ news/40748], 10 ноября 2011.

11 См.: Китайские инвесторы нашли 500 миллионов долларов на Симферопольский аэропорт и Ялтинский порт // ИА»Е-Крым» [http://e-crimea.info/2012/07/03/59983/Kitayskie_investoryi_nashli_500_millionov_ dollarov_na_Simferopolskiy_aeroport_i_YAltinskiy_port.shtml], 3 июля 2012.

12 См.: Там же.

13 См.: Танасийчук О. Инвестиционный прорыв Крыма в Китай // Киевский ТелеграфЪ [http://telegrafua. com/social/12550/], 10 July 2012.

тиций составит более 1 млрд долл.14 Китайская сторона рассматривает строительство современного порта в Крыму как важнейший стратегический проект, который позволит наладить логистику поставок товаров из КНР в Восточную Европу15.

В свою очередь, крымские власти считают, что осуществление данного проекта позволит создать тысячи рабочих мест, придать импульс развитию строительной индустрии, построить новые современные автомобильные и железные дороги, развить торговую инфраструктуру и добиться многомиллионных поступлений в бюджет16.

Весьма примечательно, что в конце июля — начале августа 2012 года в Черное море впервые в истории вошел отряд кораблей ВМФ КНР. В составе отряда, который под командованием заместителя командующего Северным флотом ВМС Китая контрадмирала Янь Цзюфея, по приглашению Министерства обороны и командования ВМС Украины прибыл в Севастополь, были эсминец «Циндао» с управляемым ракетным оружием и сторожевой корабль «Яньтай»17. Основной целью визита кораблей ВМС Китая было изучение навигационных и географических особенностей Черного моря18.

Совершенно очевидно, что КНР ведет в акватории Черного моря весьма активную политику, которая постоянно развивается и приобретает новое качество.

Азовское (Ростово-Донбасское) направление

Ростовская область

Весьма динамично развиваются и взаимоотношения между КНР и Ростовской областью, которая особо заинтересована в налаживании сотрудничества в сфере машиностроения и строительства. Эти вопросы обсуждались, в частности, во время визита делегации области в Китай в конце февраля 2008 года. В ходе визита первый заместитель губернатора Ростовской области И. Станиславов напомнил, что Ростовская область является одним из крупнейших в России центров машиностроения и продукция ее заводов вполне конкурентоспособна на Западе; однако ее мало поступает на китайский рынок19.

Рассматривалась возможность создать в Ростовской области совместно с китайской компанией «С^гу» автомобильный комплекс. Кроме того, обсуждалось сотрудничество в сфере строительства, изучения китайского опыта и технологий, а также привлечения строительных фирм и рабочих из КНР к сооружению в Ростовской области различных объектов20.

14 См.: Китайцы дают $1 млрд на строительство порта в Крыму // Росбалт [http://www.rosbalt.ru/ ukraina/2011/11/09/910481.html], 9 ноября 2011.

15 См.: Там же.

16 См.: Китай выделит $1 млрд на новый порт в Крыму // LB.ua [http://economics.lb.ua/state/2011/11/10/ 123265_kitay_videlit_1_mlrd_na_noviy_.html], 10 ноября 2011.

17 См., например: Отряд боевых кораблей ВМС Китая вошел в Черное море // ИТАР-ТАСС [http:// www.itar-tass.com/c96/484829.html], 31 июля 2012.

18 См.: Там же.

19 См.: Ростовская область РФ готова наращивать экономические связи с Китаем // Жэньминь жибао [http://russian.people.com.cn/31518/6358190.html], 21 февраля 2008.

20 См.: Там же.

Интерес Китая к Ростовской области с каждым годом возрастает. В мае 2012-го сюда прибыла делегация деловых кругов КНР. Среди возможных направлений работы было названо строительство детских садов, сахароперерабатывающего завода и создание специализированного центра китайских товаров21. Китайские бизнесмены отметили высокую инвестиционную привлекательность области и выразили желание участвовать в реализации некоторых проектов22.

Среди успешных совместных проектов между Ростовской областью и КНР можно назвать сотрудничество Таганрогского автозавода (ТагАЗ) с компанией «Chery». В 2010 году ТагАЗ приступил к сборке двух моделей под собственным брендом Vortex (серийная сборка кроссовера Vortex Tingo и тестовая сборка седана Vortex Corda). Обе модели являются «клонами» автомобилей, выпускаемых под маркой «Chery»23.

Летом 2011 года представители ТагАЗа заявили, что намерены вывести на рынок новый автомобиль TAGAZ C10, созданный совместно с китайской компанией «Jianghuai Automobile Co Ltd»; за основу взята модель JAC A138 Tojoy, представленная в 2008 году в КНР24.

Ростовская область и Поднебесная сотрудничают также на городском и районном уровнях. Здесь можно отметить соглашения об установлении побратимских отношений между Ростовом-на-Дону и Сямэнем (провинция Фуцзянь), а также Таганрогом и Цзини-ном (провинция Шаньдун)25. Таганрог будет развивать экономическое сотрудничество с Китаем главным образом в производственной сфере26.

Особый интерес представляет и сотрудничество в сфере образования и культуры. В области планируется создать Институт Конфуция. Этот вопрос обсуждался в рамках визита посетившей Таганрог в конце июня 2010 года официальной делегации Цюйфуского государственного педагогического университета во главе с его ректором. Стороны рассмотрели перспективы создания культурно-образовательного центра Конфуция в Таганроге и научно-культурного центра им. А.П. Чехова в Цзинине27.

Институт Конфуция планируется открыть и в Ростове-на-Дону на базе Ростовского государственного строительного университета28.

Создание двух Институтов Конфуция сыграет важную роль в укреплении гуманитарных связей между Китаем и Северным Кавказом в целом.

Развитие связей между КНР и Ростовской областью наглядно отражается и на динамике внешней торговли. По итогам 2008 года внешнеторговый оборот области с Китаем

21 См.: Ростовская область будет расширять сотрудничество с Китаем // Российская газета [http://www. rg.ru/2012/05/14/reg-ufo/china-anons.html], 14 мая 2012.

22 См.: Китайские инвесторы приходят на Дон // Официальный портал Правительства Ростовской области [http://www.donland.ru/EventScheduler/EventSchedulerViewPost.aspx?pageid=92218&ItemID=35783& mid=83793], 12 мая 2012.

23 См.: ТагАЗ переименовал еще двух «китайцев» // РБК Daily [http://www.rbcdaily.ru/2010/10/14/ industry/519046], 14 октября 2010 .

24 См.: В Таганроге будут собирать китайский JAC A138 Tojoy, он будет стоить не дороже $12,5 тысячи // Газета.Ru [http://www.gazeta.ru/auto/news/2011/06/07/n_1873533.shtml], 7 июня 2011.

25 См.: О визите министра культуры Китая в Ростовскую область // Представительство МИД России в Ростове-на-Дону [http://www.rostov.mid.ru/doc/vizit_kitai.htm], 10 May 2009.

26 См.: Сотрудничать с Китаем // Наше время [http://www.nvgazeta.ru/business/2594.html], 20 августа

2010.

27 См.: Таганрог посетила делегация из Китая // Студенческая правда [http://www.spravda.ru/news/ 10235.html], 17 июля 2010.

28 См.: Визит китайской делегации // Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова [http://www.tgpi.ru/news/01-07-2010/1], 1 июля 2010.

составил 388 млн долл., увеличившись по сравнению с 2007 года на 164 млн долл.29 В 2011 году товарооборот между Китаем и Ростовской областью составил 712 млн долл. Таким образом, за три года объем товарооборота вырос более чем в 1,8 раза. По данному показателю Поднебесная заняла 4 место среди торговых партнеров области30. При этом КНР была вторым по значению экспортером товаров в Ростовскую область — на ее долю пришлось 13,7% от общего объема импорта; по данному показателю Поднебесная уступила лишь Украине31.

Интересно, что в Ростовской области наблюдается одна из самых высоких концентраций китайских мигрантов на юге России. Мигранты, в основном торговцы, осели в одном из окраинных микрорайонов Ростова, известном под названием «Темерник»32. Однако говорить об образовании чайна-тауна пока преждевременно.

Донбасс

Развитие сотрудничества с Ростовской областью дает КНР возможность вывести на качественно новый уровень взаимоотношения с сопредельными районами Украины; особый интерес для китайской стороны представляет еврорегион «Донбасс». Возможное укрепление связей Китая с этим еврорегионом в дальнейшем может содействовать социально-экономическому развитию Ростовской (РФ), Луганской и Донецкой (Украина) областей и развитию между ними сотрудничества в области охраны окружающей среды, а также в сферах науки, образования, культуры и спорта33.

Украинская сторона также весьма заинтересована в развитии связей с Поднебесной; Киев видит в КНР одного из наиболее стратегически важных партнеров, в частности, для Донбасса34.

Подобная заинтересованность не случайна: в налаживании взаимоотношений с КНР Украина видит возможности для развития своей энергетической сферы. Что касается Донбасса, то ему принадлежит весьма значительная роль в укреплении энергетической безопасности страны. Стороны уже сделали ряд важных шагов в данном направлении. Так, в 2010 году между Государственным банком развития КНР и Министерством угольной промышленности Украины был подписан меморандум. Согласно этому документу, на реконструкцию украинской энергетики планируется выделить более 1 млрд долл.35

29 См.: Экономическое сотрудничество Ростовской области с Китайской Народной Республикой в 2008 году // Официальный портал Правительства Ростовской области [http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid= 88491&mid=80407&ItemID=76857], 28 апреля 2009.

30 Внешнее сотрудничество Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области [http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76521], 11 марта 2012.

31 См.: Статистика внешней торговли Ростовской области за 2011 год // Южное Таможенное управление [http://yutu.customs.ru/images/stories/2012-03-13-STATISTIKA_ROST_OBL_2011-_.doc], 14 March 2012.

32 Об этом подробнее см.: Крепский А. Китайская миграция в Ростовскую область: угроза национальной безопасности или тенденция современной глобализации? // Ассоциация военных политологов [www. milpol.ru/sgs/krepskii.doc], 9 January 2012.

33 Подробнее о данной организации см., к примеру: Еврорегион «Донбасс» // Еврорегион «Донбасс», официальный интернет-ресурс [http://euroregion-donbass.ru/about.php], 15 July 2012.

34 См.: Пилипенко Н. Китайские комбайны для угля Донбасса // Газета «Жизнь», орган Донецкого областного совета и областной государственной администрации [http://lifedon.com.ua/home/1545-kitayskie-kombayny-dlya-uglya-donbassa.html], 12 July 2012.

35 См.: Там же.

В рамках данного соглашения уже стартовал ряд пилотных проектов; один из них, на сумму 120 млн долл., предусматривает переоснащение и реорганизацию трех украинских шахт в течение 15—20 лет. Кроме того, КНР выразила готовность закупать украинский уголь36. Так, 85 млн долл. китайских инвестиций будут вложены в шахту им. Мельникова в Лисичанске (Луганская область), в частности в ее техническое перевооружение и оснащение материалами (украинскими) и оборудованием (украинским и китайским). Шахта им. Мельникова должна освоить эти средства в течение двух лет и вернуть инвестиции в 2020 году37.

Весьма важным событием в развитии сотрудничества в сфере энергетики стало соглашение о привлечении 3,6 млрд долл. в строительство двух заводов по газификации угля и перевод украинских теплокоммунэнерго на уголь, подписанное в 2012 году между Министерством энергетики Украины и Госбанком развития КНР38. Украинская сторона полагает, что это позволит сократить закупки природного газа на 11—12 млрд куб. м и таким образом добиться большей энергетической независимости страны.

КНР развивает взаимоотношения с Донбассом не только в энергетической, но и в других отраслях. Особое значение Китай придает налаживанию связей с Луганской областью, которая имеет значительный экономический потенциал и входит в пятерку наиболее развитых промышленно-экономических регионов Украины. Луганск является самым крупным промышленным центром на востоке Украины; это наиболее важный транспортный узел, через который проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные пути с запада и с востока Украины в северные, центральные и южные области России39.

Китай выступает одним из главных внешнеторговых партнеров Луганской области. В 2011 году на долю КНР пришлось 2,1% ее импорта, что составило более 100 млн долл.40 По данному показателю Китай занимал 4-ю позицию.

Луганская область и КНР сотрудничают и в сфере образования и науки. При Луганском национальном университете им. Т. Шевченко действует Институт Конфуция, являющийся первым в Украине41; здесь изучают китайский язык и культуру.

В свою очередь, Луганский национальный университет им. Т. Шевченко активно сотрудничает с целым рядом учебных заведений КНР, среди которых Международный профессиональный колледж (провинция Шаньси), Юнчинский государственный университет, Гуандунский научно-технический колледж, Дацинский педагогический университет, Ченд-жанский туристический колледж, Вейфанский профессиональный колледж, Шансийский колледж экономики и бизнеса, Чжецзянский туристический институт, Университет Цзи

36 См.: Китай дает $120 млн на переоснащение трех шахт Украины // Экологический портал «Климат и погода» [http://www.carnivorousplant.info/klimat/28294-kitaj-daet-120-mln.-na-pereosnashhenie-trex-shaxt-ukrainy.html], 12 July 2012.

37 См.: Китай проспонсирует модернизацию шахты в Луганской области // LB.ua [http://economics.lb. ua/trades/2012/02/21/137833_kitay_prosponsiruet_modernizatsiyu.html], 21 февраля 2012.

38 Об этом подробнее см.: Гавриш О., Беликов Д. Китай дает угля. КНР поможет Украине избавиться от газовой зависимости // Коммерсантъ Украина, 2012, № 110 [http://kommersant.ua/doc/1981624?isSearch= True], 16 июля 2012.

39 Более подробно о данном регионе см.: Краткий обзор экономики Луганского региона // Региональное агентство содействия инвестициям Украины [http://ripa.org.ua/index.php?route=product/category&path= 35], 2 August 2012.

40 См.: Проект стратегии социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» до 2020 года. Ростов-на-Дону, Донецк, Луганск: Секретариат Еврорегиона «Донбасс», 2012. С. 36.

41 См.: Институт Конфуция в Луганске — это уникальная возможность выучить китайский язык и познакомиться с культурой древнейшей мировой цивилизации // Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко [http://www.luguniv.edu.ua/?z1=b,115], 7 марта 2008.

Шоу, Университет Чун Чжоу и т.д.42 Преподаватели, аспиранты, докторанты и студенты университета проходят стажировку и проводят научные исследования в ведущих учебных заведениях Поднебесной, а также принимают активное участие в различных исследовательских проектах (в их финансировании участвует Министерство науки Китая). В Луганском университете обучаются китайские граждане43.

В рамках сотрудничества Луганской области с КНР было принято решение об открытии украинского научного центра в Чжэцзянском университете. Здесь будут созданы библиотека и музей44. Научный коллектив Центра будет состоять из ученых обеих стран, а целью его деятельности будет изучение украинской экономики и культуры.

Необходимо также упомянуть и об активном сотрудничестве Китая с Донецкой областью. По результатам 2011 года Китай стал четвертым крупнейшим партнером Донецкой области по импорту. На его долю пришлось 5% всего объема импорта области45. Однако вполне вероятно, что со временем в балансе внешней торговли Донецкой области доля Китая будет постепенно увеличиваться. Об этом свидетельствуют шаги, предпринимаемые обеими сторонами для расширения и углубления двустороннего сотрудничества. Так, в 2010 году была достигнута договоренность о сотрудничестве Донецкой области с провинцией Гуандун, являющейся одним из наиболее экономически развитых регионов Китая46.

Донецкая область укрепляет отношения и с другими провинциями КНР. В 2011 году представители Донецкого региона побывали в Китае и ознакомились с работой свободных экономических зон в Шанхае и Шеньчжене; был проведен ряд деловых встреч в Пекине, Шанхае, Гонконге и других городах47. Кроме того, Донецкая область пригласила китайских инвесторов. Регион ждет реализации 129 проектов на сумму 6,7 млрд долл.48 Особый интерес для области представляют инвестиции из Китая в технопарки, а также в развитие передовых научных разработок.

Китай намерен осуществить ряд совместных программ с Ростовской областью и Донбассом. Речь идет, в частности, о крупномасштабном проекте (в нем задействованы Ростовская, Луганская и Донецкая области) по строительству автомобильной дороги, пересекающей практически всю Украину и выходящей на Ростовскую область, Волгоград и дальше на Китай49.

3аключение

КНР ведет весьма активную политику в Азово-Северопричерноморском субрегионе. Очевидно, что налаживание связей с Кавказом, Крымом и Донбассом создает для

42 См.: Международная деятельность/Сотрудничество // Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко [Ьир:/Аште^1^ишу^и.иаЛ^1=Ь,78], 10 февраля 2011.

43 См.: Там же.

44 См.: В КНР появится первый научный центр по изучению Украины // Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко [http://www.luguniv.edu.ua/?z1=b,2598], 22 апреля 2011.

45 См.: Зовшшньоеконом1чна д!яльшсть // Донецька обласна державна адмшютращя [http://www.donoda. gov.ua/main/ua/2175.htm], 10 августа 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 См.: Авдеенко В. Донецкая область будет сотрудничать с китайской провинцией Гуандун // РИА Новости [http://rian.com.ua/economy/20100715/78451886.html], 15 июля 2010.

47 См.: Донецкая область направила своих посланников в Китай // Новости Донбасса [http://novosti. dn.ua/details/157117/], 21 июня 2011.

48 См.: Донецкая область хочет нашествия китайских долларов. Готова освоить почти 7 миллиардов // Остров [http://www.ostro.org/donetsk/economics/news/206370/], 1 июля 2011.

49 См.: Российско-украинский «Донбасс» построит дорогу до Китая // Росбалт [http://www.rosbalt.ru/ federal/2010/10/29/785355.html], 29 октября 2010.

КНР достаточно хорошие перспективы для расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества, причем не только в Азово-Северопричерноморском субрегионе, но и во всем Причерноморье, где Поднебесная также весьма активна. В этой связи хотелось бы особо остановиться на инвестициях КНР в портовую инфраструктуру практически всех стран Черноморского бассейна.

Так, китайские инвесторы интересуются болгарским портом Варна и хотят принять участие в его управлении в рамках концессии. По словам посла КНР в Болгарии Го Еч-жоу, вопрос о порте Варна постоянно стоит в повестке дня встреч между руководителями двух стран50.

Немалое значение придают сотрудничеству с Китаем и власти Румынии; это может дать им хорошую возможность для развития порта Констанца и превращения его в центр региональный торговли51.

КНР не исключает возможность осуществления инвестиционных программ в турецких портах52. Развивается сотрудничество в сфере портовой инфраструктуры между Батуми и портами Гуандуна53.

Примечательно, что заинтересованность в привлечении КНР к развитию европейских черноморских портов проявляют и депутаты Европарламента. Так, Б. Глаттфельдер (депутат от Венгрии) заявил, что для стимулирования торговли с Центральной и Восточной Европой Китай должен инвестировать в портовую инфраструктуру Черного и Средиземного морей. Он также отметил важность вложений в портовую инфраструктуру Румынии, Хорватии и Словении54.

Китайская сторона не обошла вниманием и Одесский порт55. Кстати, в Одессе достаточно динамично развивается китайская община. Интересным представляется и тот факт, что в июле 2012 года появилась электронная версия газеты областного совета «Одесские Известия», часть тиража которой вышла на китайском языке. Презентация китайскоязычной электронной версии газеты состоялась в Одесском областном совете. Она призвана стать единым информационным порталам для членов китайской общины, стремящихся получить полную информацию о жизни в регионе56.

О важности Черноморского региона говорят и представители КНР. Например, по словам Мо Вэньхэ, вице-президента одной из крупнейших китайских и международных

50 См., например: China Interested in Concession of Bulgarian Black Sea Port Varna // Novinite Sofia News Agency [http://www.novinite.com/view_news.php?id=138813], 25 April 2012.

51 См.: Liam L. Region's Infrastructure to Get USD 10 bln Chinese Boost, Romania's Constanta Port Could Be Import Hub // Romania-Insider [http://www.romania-insider.com/regions-infrastructure-to-get-usd-10-billion-chinese-boost-romanias-constanta-port-could-be-import-hub/56270/], 27 April 2012.

52 См.: Chinese Firms Seek Investment in Turkey // Hrnriyet Daily News [http://www.hurriyetdailynews.com/ chinese-firms-seek-investment-in-turkey.aspx?pageID=238&nID=18306&NewsCatID=345], 13 April 2012.

53 См.: Friendly Relations between Guangdong Province, China, and Autonomous Republic of Adjara, Georgia // Government of the Autonomous Republic of Adjara [http://www.adjara.gov.ge/eng/index.php?page= show&id=242], 6 August 2011.

54 См.: Fu Jing. Black Sea Ports Offer Much Promise // China Daily [http://www.chinadaily.com.cn/china/ 2011weneurope/2011-06/25/content_12774677.htm], 25 June 2011.

55 См., например: Минтранссвязи: Китай намерен привлечь в Одесский порт свои контейнерные линии и заинтересован в строительстве новых перевалочных комплексов // Кабинет Министров Украины [http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=243683833&cat_id=244314008], 28 сентября 2010; «Одесский морпорт» планирует привлечь китайцев для установки гелиоколлекторов // Корпоративные Новости [http://www.corpnews.com.ua/content/news/7/5006/], 16 июля 2012.

56 См.: Газета одесского облсовета впервые вышла на китайском языке // ИАУНИАН [http://www.uman. net/news/513547-gazeta-odesskogo-oblsoveta-vpervyie-vyishla-na-kitayskom-yazyike.html], 7 июля 2012 (см. также китайскую версию газеты «Одесские известия» [http://cn.new.izvestiya.odessa.ua/]).

корпораций «China Harbor Engineering»57, черноморские регионы имеют большую важность. По его мнению, их географическое положение предоставляет колоссальные возможности для постройки портов и расширения в регионе китайского бизнеса58. Очевидно, что Пекин будет и далее расширять и углублять связи со странами региона. И в данном контексте налаживание стабильных связей с Азово-Северопричерноморским субрегионом для Поднебесной особенно значимо.

Важность данного региона определяется как наличием здесь мощного экономического потенциала, так и геополитическими императивами. Углубляя экономические связи с этими территориями, Пекин, помимо прочего, борется против проникновения в Китай таких идеологий, как исламский фундаментализм и пантюркизм. При этом КНР делает главную ставку на улучшение социально-экономического положения в субъектах региона.

Следует также отметить, что усиление позиций Китая в Азово-Северопричерномор-ском субрегионе выгодно и России; в силу его географической удаленности от Китая Москва не видит в этом никакой геополитической опасности.

В целом углубление связей с Китаем позитивно сказывается на социально-экономической ситуации в регионе и позволяет успешно бороться с экстремизмом.

Таким образом, в Азово-Северопричерноморье КНР вряд ли столкнется с геополитическим противодействием ключевых игроков, что будет еще больше содействовать расширению и углублению ее связей с этими территориями.

57 no^poSHee o ^aHHOH KOMnaHHH cm.: Official website of China Harbour Engineering Company [http:// www.chec.bj.cn/tabid/67/Default.aspx], 9 August 2012.

58 Cm.: Fu Jing. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.