Украинский кризис и его влияние...
237
О.А. Тимофеев'
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация. Основные направления китайско-украинского стратегического сотрудничества были связаны с инвестиционными проектами и планами по аренде сельхозугодий на юго-востоке Украины, в настоящее время переживающем период нестабильности. В создавшихся условиях политика КНР будет, скорее всего, определяться геополитическим стратегическим партнерством с Москвой и перспективами участия в экономических проектах российского Крыма. В международных организациях Пекин фактически выстраивает коалицию со странами БРИКС в целях поддержания дружественного нейтралитета в отношении России.
Ключевые слова: Украина; стратегическое партнерство; аренда сельхозугодий; Крым; невмешательство во внутренние дела; ООН; миссия добрых услуг.
4 января 1992 г. КНР стала вторым (после Израиля) азиатским государством, признавшим независимость Украины, что демонстрирует значительный интерес экономического и
* Тимофеев Олег Анатольевич, к. и. н., заместитель декана факультета международных отношений, доцент кафедры китаеведения Амурского государственного университета (г. Благовещенск).
238
Международные отношения КНР
геополитического характера, который Китай традиционно испытывал к этой стране.
В 2001 г. в ходе визита на Украину председателя КНР Цзян Цзэминя было подписано Совместное заявление об укреплении всесторонних отношений дружбы и сотрудничества в XXI веке. Примечательно появление в документе термина «всесторонние», по-китайски — цюаньмянь (в свою очередь являющегося калькой широко распространенного английского термина comprehensive). Характеристика двусторонних отношений как сотрудничества, имеющего всесторонний характер, означало стремление Киева и Пекина к сбалансированности партнерства, что, по мнению китайских политиков, зиждется на трех равноценных составляющих: политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях1. При этом в китайской иерархии партнерств уровень всестороннего сотрудничества в 2001 г., наряду с Украиной, был присвоен лишь Европейскому союзу. Американо-китайские отношения в официальных документах стали характеризоваться термином «всестороннее партнерство» лишь в 2009 г. российско-китайские — годом спустя, а отношения с Казахстаном — другим приоритетным для Пекина партнером на постсоветском пространстве — в 2010 г.
После некоторого перерыва, пришедшегося на годы президентства В. Ющенко, в 2010 г. начался новый этап активизации двусторонних отношений, связанный с заметным изменением внешнеполитического курса нового украинского правительства.
Прежде всего развитию украино-китайских связей способствовали официальные контакты между руководителями двух стран. Уже в сентябре 2010 г. президент Украины В. Янукович совершил официальный визит в Пекин. В ходе визита руководители обоих государств выразили желание перевести отношения между двумя странами на качественно новый уровень. Было зафиксировано стремление в ближайшие два года увеличить годовой товарооборот между двумя странами до уровня в 10 млрд долл. По итогам переговоров было подписано 13 соглашений и контрактов. Среди них: Совместное заявление о всестороннем повышении уровня отношений дружбы и сотрудничества; Основные направления развития украинско-китайских
Украинский кризис и его влияние...
239
отношений на 2010—2012 гг.; соглашения о совместном сотрудничестве в таких сферах, как финансы, транспортная инфраструктура, энергетика, авиационно-космическая промышленность. Также в ходе посещения В. Януковичем ОАР Сянган было подписано соглашение о безвизовых поездках. Подписанные во время визита соглашения и контракты среди представителей украинского экспертного сообщества получили название «Нового Шелкового пути» (Новий Шовковий шлях)2.
В апреле 2011 г., выступая на Азиатском форуме в Боао, премьер-министр Украины Н. Азаров заявил, что Украина планирует поделиться своим опытом и разработками в области безопасности АЭС, что было призвано повысить значение Киева для КНР в связи с произошедшей незадолго до этого аварией на Фукусима Дайичи и захлестнувшей территорию Китая «нуклеофо-бией»3. «Украина пережила и в ближайшие дни будет отмечать двадцать пятую годовщину со дня самой крупной техногенной аварии в мире — чернобыльской катастрофы. Мы на себе испытали, что это значит, и поэтому безопасное использование такого важного вида источника энергии, как ядерная, является главной проблемой для нашего развивающегося мира», — заявил глава украинского правительства4. Пожалуй, далеко не случайным, в этой связи, является то, что китайская сторона уже в июне того же года согласилась подписать с Януковичем декларацию о стратегическом партнерстве.
В 2013 г. между Китаем и Украиной была достигнута договоренность о совместных действиях, реализуемых в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (сычоу чжи лу цзинцзи дай) от Китая до Европы через Центральную Азию, страны Закавказья и Украину. Важно подчеркнуть, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» хорошо коррелировался с планами Украины, нацеленными на евроинтеграцию, о чем, в частности, заявил в начале декабря 2013 г. украинский посол в КНР О. Демин: «Китай, как абсолютно цивилизованная страна, очень спокойно реагирует на решения своих друзей и партнеров... Китай, конечно, заинтересован в том, чтобы Украина была в европейском пространстве, поскольку они видят Украину в таком случае, как ворота в Европу»5.
240
Международные отношения КНР
Примечательно, что по тем же причинам курс на сближение с Пекином был позитивно встречен на Украине представителями не только правящих кругов, но и оппозиции. Интересным представляется анализ выступления первого заместителя председателя комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам В. Наливайченко на состоявшейся 29 мая 2013 г. в Дипломатической академии при МИД Украины конференции «Развитие стратегического партнерства между Украиной и КНР: результаты, проблемы и перспективы». В своем приветственном адресе В. Наливайченко6 выразил уверенность в том, что партнерство с Пекином позволит Украине усилить свои позиции на пути к ЕС. В частности, он отметил: «Стремление Украины в Евросоюз может быть использовано в качестве точки опоры для выстраивания полезных связей с Китаем. С другой стороны, предлагая Китаю свое пространство для инвестиций и высоких технологий, отдавая себе отчет в том, что возможности Украины, далеко отстающей по объему торговли с КНР от США, Японии и Еермании, ограничены, мы понимаем, что такое сотрудничество обязательно приведет к развитию экономического потенциала страны, а значит к усилению экономических аргументов в переговорном процессе с ЕС»7.
Еосударственный переворот в Киеве 22 февраля 2014 г. заставил Китай серьезно задуматься о том, как реагировать на украинский кризис. Во-первых, Майдан отчетливо напоминал «цветные революции», которые в КНР традиционно рассматривались как часть западной стратегии «мирной эволюции» (хэпин янъбянъ) по отношению к государствам с неугодными правительствами. Во-вторых, вследствие краха в Украине прежней системы государственной власти, наступившего экономического коллапса и начавшейся гражданской войны под вопросом оказалась реализация многих китайско-украинских совместных проектов.
Перспективы Китая на украинских рынках значительно осложнились также и тем, что юго-восточные регионы, которые предполагалось сделать основными объектами инвестиционного сотрудничества, после киевского переворота либо попали под контроль назначенных Киевом олигархических князьков (Днеп-
Украинский кризис и его влияние...
241
ропетровская и Одесская области), либо стали районом боевых действий (Донецкая, Луганская и Харьковская области).
Так, например, в 2013 г. стало известно о соглашении, подписанном между Синьцзянским производственно-строительным корпусом (бинтуань) и украинской KSG Agro об аренде 100 тыс. гектаров сельхозугодий в Днепропетровской области и дальнейших планах расширения арендованного клина до 3 млн гектаров в течение 50 лет. Проект мог бы стать не только самым крупномасштабным, но и совершенно уникальным как для Украины, так и для Китая. О его значимости говорит тот факт, что в настоящее время общая площадь сельскохозяйственных угодий, арендованных китайскими компаниями за рубежом, составляет около 2 млн га. Однако уже очевидно, что переход региона под полный контроль И. Коломойского срывает данную сделку.
В связи с началом боевых действий в Донецкой области не сможет быть реализован и включенный в Программу развития отношений стратегического партнерства между Украиной и Китаем на 2014—2018 гг. проект постройки в г. Горловка совместного предприятия по производству синтетических углеводородов путем газификации каменного угля, несмотря на вполне реальные перспективы острого энергетического кризиса в Украине.
Более того, в конце марта 2014 г. министр аграрной политики и продовольствия Украины И. Швайка подтвердил циркулировавшие в течение месяца слухи о том, что Китай подал иск к Украине в Арбитраж Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAPTA) по возврату кредита в 3 млрд долл. Как известно, в 2012 г. китайский Эксимбанк и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины договорились о предоставлении украинской стороне кредита в размере 3 млрд долл., которые планировалось направить на форвардные и спотовые закупки зерна для дальнейших поставок в КНР. Первый транш в размере 1,5 млрд долл. украинская компания получила в начале 2013 г., однако не рассчиталась за него зерном8.
16 марта 2014 г. в Крыму состоялся референдум о статусе полуострова, по результатам которого было принято решение о
242
Международные отношения КНР
возвращении полуострова в состав России. В сложившейся ситуации Китай предпочел следовать своей долгосрочной линии на поддержание стабильно позитивных отношений с Москвой. Автору в связи с этим вспоминается замечание члена Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Цзинцзе, высказанное в ходе доклада на состоявшемся в июне 2006 г. в Харбине 4-м Российско-китайском форуме по приграничному сотрудничеству, о том, что Пекину не следует опасаться укрепления влияния России на постсоветском пространстве.
15 марта 2014 г. во время голосования в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции, требующей признать указанный референдум нелегитимным, Китай, как и ожидалось, занял позицию дружественного нейтралитета по отношению к России, воздержавшись от голосования. Таким образом, китайская дипломатия не позволила России оказаться в полной изоляции по принципиально важному для нее вопросу.
В выступлении после состоявшегося голосования постоянный представитель Китая при ООН Лю Цзеи отметил: «Китай всегда призывал международное сообщество к конструктивным усилиям и предоставлению добрых услуг (во сюань) в целях деэскалации ситуации в Украине». Он подчеркнул, что голосование в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции именно сейчас приведет исключительно к противостоянию сторон и осложнит ситуацию, что не отвечает интересам как украинского народа, так и международного сообщества9.
Следует отметить, что предложение Пекина о формате добрых услуг (good offices) разительно отличалось от санкционных мер по принуждению (enforcement), на которых настаивают страны Запада.
17 марта 2014 г. официальный представитель МИД КНР Хун Лэй по поводу результатов референдума в Крыму отметил, что китайская сторона придерживается принципа уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран мира, подчеркнув, что Китай с повышенным вниманием следит за развитием обстановки в Крыму, рассчитывает, что все стороны будут сохранять сдержанность и в ближайшие сроки
Украинский кризис и его влияние...
243
найдут путь политического урегулирования, смогут на основе диалога, уважения разумных обеспокоенностей и справедливых прав всех сторон найти оптимальное решение и урегулировать крымскую проблему10.
В последовавшем 19 марта 2014 г. комментарии информационного агентства Синьхуа поддержка в адрес России была высказана достаточно четко. Примечательным оказалось прямое указание на применение странами Запада политики «двойных стандартов»: от Косово до Южной Осетии, а также от Коморов до Крыма, западные страны применяют двойные стандарты в международных делах, исходя лишь из собственных интересов. Один и тот же факт — например, провозглашение независимости — Запад оценивает всегда по-разному: иногда называет это «национальным самоопределением», если развитие событий отвечает их интересам, а если нет — осуждает подобные шаги как «сепаратистскую деятельность». Такие действия отдельных государств Запада напоминают «раздвоение личности», и им трудно заслужить доверие международного сообщества11.
Следует отметить и тот факт, что действия Москвы были с пониманием расценены и другими членами группы БРИКС. Последнее имело тем более важное значение в условиях, когда Россия была отстранена от участия в работе G7/G8.
Взвешенная и сбалансированная позиция Китая по украинскому кризису нашла значительную поддержку среди широкого круга государств мира, что вполне наглядно проявилось 27 марта 2014 г. в ходе принятия Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. Данный документ был принят лишь незначительным большинством: за него проголосовало 100 из 193 государств — членов ООН, что развеяло планы киевских властей и их западных покровителей на широкое осуждение Москвы органом, в котором Россия не обладает правом вето (рис. 1). Показательно, что воздержались от осуждения действий России все члены БРИКС и ШОС.
Примерно в таком же ключе Китай сформировал свою позицию в условиях обострения ситуации в юго-восточных районах Украины. Выступая 12 мая 2014 г. на брифинге в МИД КНР, представитель ведомства Хуа Чуньин в ответ на просьбу
244
Международные отношения КНР
прокомментировать состоявшиеся в Донецкой и Луганской областях народные референдумы заявила: «Китай, как и прежде, придерживается принципа невмешательства во внутренние дела другого государства. Китай уважает суверенитет и территориальную целостность Украины и выступает за то, чтобы кризис в этой стране и все имеющиеся противоречия были надлежащим
образом урегулированы в рамках закона и порядка на основе
12
взвешенного подхода и в интересах всех сторон» .
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
86,7
51,8
48,2
Рис. 1. Процентное соотношение членов СБ и ГА ООН, воздержавшихся и присоединившихся к осуждению референдума в Крыму
Разумеется, в создавшейся ситуации Китай справедливо рассчитывает на возобновление старых и развитие новых инвестиционных проектов в вернувшейся в состав России Республике Крым — наиболее стабильном регионе постукраинского пространства. Следует подчеркнуть, что Крымский полуостров достаточно хорошо знаком как китайским политикам, так и китайскому бизнесу. Председатель КНР Цзян Цзэминь в 2001 г. закончил, а Ху Цзиньтао в 2011 г. начал свой визит в Украину с посещения Крыма. Регион рассматривался в качестве одной из
Украинский кризис и его влияние...
245
важнейших опорных баз китайско-украинского стратегического партнерства. Так, например, в ходе состоявшегося в декабре 2013 г. визита Януковича в Китай был подписан меморандум о строительстве глубоководного порта на территории Сакского района. Однако, несмотря на тот факт, что в ходе визита В. Путина в КНР в мае 2014 г. китайская сторона подтвердила интерес к данному проекту, крымские власти выражают скепсис по поводу его перспектив, поскольку, во-первых, он может разрушить уникальную туристско-рекреационную зону Западного Крыма, а во-вторых, в настоящее время все торговые порты по-
13
луострова простаивают .
На куда большие перспективы могут рассчитывать другие проекты. В рамках подписанного еще в 2009 г. контракта Феодосийская судостроительная компания «Море» обязалась поставить Китаю два десантных судна на воздушной подушке проекта 958 «Бизон». Первый из указанных кораблей был в штатном режиме передан заказчику в мае 2013 г., а второй — без проведения ходовых испытаний отбуксирован в сторону пролива Босфор в начале марта 2014 г. Вполне вероятно, что командование ВМС НОАК будет вынуждено обращаться к российской стороне за технической помощью как в проведении ходовых испытаний, так и в связи с законтрактованным строительством двух подобных судов на территории Китая, а в перспективе — и с новыми предложениями о возобновлении контракта.
Интерес у китайской стороны могут вызвать и перспективы сотрудничества с Судостроительным заводом «Залив» (г. Керчь), в прошлом выполнявшем заказы на строительство военных кораблей, танкеров, стационарных нефтяных платформ, судов ледового класса и другой продукции.
Предполагается, что сфера привлечения китайских инвестиций будет значительно выходить за пределы исключительно судостроительной отрасли. Так, в апреле 2014 г., в ходе визита в КНР вице-премьер правительства РФ А. Дворкович сообщил об интересе китайских фирм, работающих в сфере альтернативной энергетики, к проектам по строительству ветряных электростанций в Крыму14. А уже месяц спустя средства массовой информации заявили о возможном участии китайской China Railway
246
Международные отношения КНР
Construction Corporation в реализации крупнейшего на юге России инфраструктурного проекта — строительстве мультимодального мостового перехода через Керченский пролив, предполагаемая стоимость которого оценивается в сумму до 3 млрд долл.15
Таким образом, украинский кризис, ставший крупнейшим внешнеполитическим испытанием для России со времени окончания «холодной войны», не только не помешал стабильному и позитивному развитию ее отношений с Китаем, но и способен в еще большей степени расширить всеобъемлющее стратегическое партнерство между двумя странами.
Примечания
1 Выступление заместителя министра иностранных дел КНР Сун Тао на конференции «Ситуация в Европе и китайско-европейские отношения». 16.08.2012 (на кит. яз.).
2 Україна — Німеччина — Китай: відлік пішов. 10 вересня 2010 р. URL: http://buket.ucoz.com/MV_PDF/2010/36-10.pdf
3 Как известно, жители КНР в эти месяцы начали массово запасаться поваренной солью.
4 URL: http://www.atominfo.ru/news6/f0231.htm
5 URL: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/kitay-vidit-ukrainu-kak-vor ota-v- evropu-479688.html
6 В настоящее время — руководитель СБУ и главный организатор геноцида русскоязычного населения в юго-восточных областях Украины.
7 Развитие стратегического партнерства между Украиной и Китайской Народной Республикой: результаты, проблемы и перспективы. Материалы украинско-китайской научно-практической экспертной конференции. 29 мая 2013 г. Киев: Дипломатическая академия при МИД Украины, 2013. С. 24—25. URL: http://dipacadem.kiev.ua/wp-content/uploads/2013/12/Матері али-українсько-китайськой-конференціі.pdf
8 URL: http://apk.rbc.ua/rus/shvayka-podtverdil-isk-kitaya-k-ukraine-po-kr editu-v-3-mlrd-21032014174000
9 URL: http://news.xinhuanet.com/world/2014-03/16/c_119786570.htm
10 URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/fyrbt_602243/jzhsl_602247/t11 37990.shtml
Украинский кризис и его влияние...
247
11 URL: http://russian.news.cn/cis/2014-03/19/c_133197425.htm
12 URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/fyrbt_602243/jzhsl_602247/t11 55040.shtml
13 URL: http://news.allcrimea.net/news/2014/5/29/kitaiskie-investory-duma jut-o-porte-v-krymu-13587
14 Крымская правда. 14.04.2014.
15 URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1165957