Самсонов М.М.
Старший преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Сотрудничество КНР и стран Восточной Африки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на современном этапе развития
В последние годы лишь немногие инициативы какой-либо страны получили такое же внимание, как инициатива Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь» (ОПОП). Правительство Китая охарактеризовало этот проект, как «инициативу, способствующую экономическому процветанию и региональному экономическому сотрудничеству, принципам взаимных консультаций, совместного строительства и совместного использования, координации политики и взаимовыгодного развития» [2]. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно говорил о важных глобальных целях, достижению которых будут способствовать реализация проектов в рамках инициативы ОПОП [3].
Инициатива ОПОП — это амбициозный геополитический проект, призванный, по сути, поставить Китай в центр глобальной сети сухопутных, морских и цифровых связей, проект, который, как многие понимают, будет способствовать установлению нового глобального экономического и политического порядка. Пекин стремится повлиять на стратегические глобальные цепочки поставок, перенаправляя потоки международной торговли через критически важные морские пути и морские порты.
Начиная с публикации первой официальной Белой книги Китая и Африки в 2006 г., за которой последовали спонсируемые Китаем проекты в Бангладеш, Шри-Ланке и Пакистане, участились разговоры о так называемой китайской стратегии «Жемчужной нити», которая состоит из финансируемых Китаем инфраструктурных и торговых проектов вдоль побережья Индийского океана [4].
В то время китайские источники отрицали, что эти проекты были частью более обширной стратегии. Тем не менее, успех Китая в предотвращении последствий мирового финансового кризиса 2008 г. по-
будил китайских чиновников начать говорить о стратегических планах в ином ключе. После избрания на пост главы КНР, Си Цзиньпин дал понять, что Китай будет стремиться значительно расширять свое дипломатическое, экономическое и политическое влияние, и что это влияние не будет ограничено соседними странами Восточной и Южной Азии. В своих выступлениях Си неоднократно упоминал древний Шелковый путь — серию торговых путей через Центральную Азию, которые обеспечивали контакты между Европой и Китаем. Восстановление Шелкового пути как наиболее удобного и доступного способа перемещения между двумя полюсами Восточной Азии и Европы, вскоре стало приоритетом для новых властей Китая.
В конце концов Си Цзиньпин и другие китайские официальные лица заговорили о «Морском шелковом пути» XXI века. В 2018 г. Китай учредил Китайское агентство по международному сотрудничеству в области развития, функцией которого стало курирование инициативы ОПОП [5].
Через этот механизм Китай стремится укрепить связи с шестьюдесятью странами Азии, Африки и Европы, каждая из которых может быть заинтересована в продолжении хороших отношений с КНР. Для восточноафриканских стран инициатива представляет собой возможность получить финансирование и материальную поддержку для инфраструктурных проектов, которые находились в стадии разработки в течение многих лет.
На рубеже XXI века Китай стал крупной экономической державой и начал реализацию политики «Идти вовне», направленной на продвижение китайских инвестиций за рубежом. КНР предприняла шаги по ин-ституционализации своих отношений с Африкой, основав в 2000 г. Форум китайско-африканского сотрудничества (англ. FOCAC). В первом саммите FOCAC, который состоялся в Пекине в 2006 году, приняли участие главы государств, правительств, а также министры иностранных дел и экономики 48 африканских стран. В этот период с помощью FOCAC и двустороннего сотрудничества Пекин стремился расширить торговлю с африканскими странами, позиционировать себя как надежного альтернативного партнера, и построить стратегическое партнерство с различными государствами. Во время реализации политики «Идти вовне» Пекин смог углубить отношения с Эфиопией и Кенией. Западные правительства обвинили Эфиопию в нарушениях во время проведения выборов 2005 г., а Всемирный банк приостановил кредитование страны. Этим восполь-
зовался Пекин. В 2007 г. в Эфиопии была создана Восточная промышленная зона ШК) — ОЭЗ, управляемая Китаем [6]. Инициатива ОПОП придала новый импульс сотрудничеству по линии Юг-Юг. К 2020 г. Китай предоставил 60 млрд юаней помощи развивающимся странам и международным организациям, участвующим в строительстве «Одного пояса и одного пути», в основном включая различные виды помощи и беспроцентные кредиты [7].
В ноябре 2011 года Китай и ВАС подписали Рамочное соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве, которое стало первым механизмом, созданным между Китаем и африканской субрегиональной организацией. Соглашение укрепляет двустороннюю торговлю, расширение инвестиций, трансграничные технологические возможности и помощь в целях развития. На фоне стремительных процессов глобализации отношения дружбы и сотрудничества между Китаем и странами Восточной Африки развивались довольно быстро: от политических обменов между лидерами высокого уровня до всесторонних контактов между партийными, правительственными, военными, культурными и бизнес-организациями и создания механизмов регулярных консультаций с некоторыми странами ВАС.
Стимулом для развития сотрудничества явились взаимные потребности двух сторон, а также стабильная политическая ситуация в странах Восточной Африки, позволившая китайскому правительству наращивать свое свое присутствие на континенте.
После первых выступлений Си Цзиньпина о запуске инициативы ОПОП, последовала длинная серия встреч, конференций и саммитов, каждая из которых предоставила возможность китайским властям продвигать программу, конкретизировать ее детали, привлекать к участию потенциальных партнеров и поэтапно раскрывать амбициозные масштабы ОПОП. Например, на конференции «Архипелаги Шелкового пути» (МЩ^ШШ^), состоявшейся в г.Фучжоу в ноябре 2019 г., в качестве спонсоров были указаны более десятка китайских правительственных и академических учреждений, а также Министерство иностранных дел [8].
Встречи представителей китайских властей, торгово-промышленных и инвестиционных кругов, журналистов и общественных организаций Китая и африканских стран стали регулярными. В период пандемии COVID-19 мероприятия не прекратились, перейдя лишь в онлайн-фор-мат. Когда ситуация стабилизировалась, высокопоставленные ки-
тайские чиновники возобновили поездки в Африку для разрешения имеющихся проблем и укрепления отношений. Китай назначил специального посланника в Восточной Африке Сюэ Бина, который вместе с делегациями шести африканских стран посетил Аддис-Абебу в июне 2022 г. Сюэ Бин заявил, что Китай находится в наилучшем положении, чтобы помочь «в восстановлении стабильности» в регионе Африканского Рога [9]1.
Страны Восточной Африки стали стратегической точкой входа Китая на континент. Расположенный рядом с регионом Индийского океана, ВАС находится в непосредственной близости от морского пути, который имеет жизненно важное значение для глобальной торговли и безопасности. Инициатива «Морской шелковый путь», как элемента ОПОП, соединяющего Китай с Африкой, имеет решающее значение для геополитических планов Китая. Доступ к морским портам, железнодорожным линиям, электростанциям и межрегиональным автомагистралям в ВАС увеличивает стратегическое, экономическое и политическое влияние КНР.
Укрепляя геополитическую позицию Китая, ОПОП задуман как альтернатива глобализации под руководством Запада. Большая часть Африки страдает от нехватки автомобильных и железных дорог, портов, энергетических трубопроводов и сетей, водных проектов, не говоря уже о проблемах связи и доступа в Интернет. Кроме того ощущается значительная нехватка промышленных парков, судоходных мощностей, выставочных залов для торговых ярмарок и неразвитость туристического сектора. Так называемый «Пекинский консенсус» делает акцент на огромных инвестициях в физическую инфраструктуру, которые, в свою очередь, стимулируют быстрое экономическое развитие и способствуют сотрудничеству, взаимному развитию и совершенствованию глобального управления2. Считается, что развитие происходит не за счет навязывания структур управления, подобных тем, которые ассоциируются с либеральными демократиями, а через транснациональные отношения, которые являются более инклюзивными, создавая «беспроигрышные» сценарии обмена [10]. ВАС, возможно, является наиболее динамичным субрегиональным интеграционным проектом в Африке,
1 Понятием «Африканский Рог» принято обозначать территории Сомали, Джибути, Эфиопии и Эритреи.
2 Пекинский консенсус или «Китайская экономическая модель» - термин, означающий современную экономическую политику Китайской Народной Республики, которая стала активно развиваться и применяться после смерти Мао Цзэдуна и реабилитации Дэн Сяопина.
не в последнюю очередь, благодаря его стремлению к экономической, политической и культурной интеграции через таможенный союз, общий рынок и валютный союз [11].
Таким образом, расширение связей и сплоченности посредством развития региональной инфраструктуры является ключевым приоритетом блока наряду с улучшением межрегионального доступа к рынкам продуктов питания, обеспечением мобильности людей и товаров, а также координацией соответствующей политики.
Сотрудничество с внешними партнерами имеет решающее значение для достижения этих целей. В этой связи основными направлениями сотрудничества ВАС и Китая являются финансирование и развитие инфраструктуры, а также торговые и инвестиционные проекты [12]. Это во многом отражает видение Китая: «Если хотите процветать, сначала постройте дороги» [13].
Внутри региона наблюдается явная переориентация на гармонизацию национальных и региональных экономических планов развития, в том числе в сфере инфраструктуры.
Значительная часть проектов в рамках ОПОП реализуется в Кении. Традиционно считавшаяся воротами в ВАС и крупнейшей экономикой региона, Кения приняла флагманский региональный проект, соединяющий ее порт Момбаса со странами, не имеющими выхода к морю, включая Уганду, Руанду и Южный Судан.
Помимо проектов в Кении, большая часть проектов подпадает под реализацию транспортного коридора Порт Ламу-Южный Судан-Эфиопия (ЬЛРББЕТ), крупную инициативу регионального развития, призванную соединить Кению, Эфиопию, Южный Судан и более широкий регион Восточной Африки.
Подобные региональные проекты демонстрируют сдвиг в сторону инфраструктуры, способствующей торговле, которая, в свою очередь, призвана стимулировать внутриафриканскую экономическую интеграцию. Все это позволяет африканским экономикам - особенно небольшим -участвовать в коллективных переговорах с Китаем и другими внешними игроками, что облегчает им обеспечение финансирования инфраструктурных проектов.
Помимо инфраструктуры, Китай теперь стал крупнейшим поставщиком потребительских товаров, капитала и финансов в регион, а также вторым крупнейшим поставщиком двусторонних кредитов в Восточную Африку, уступающим только Всемирному банку.
В период с 2015 по 2020 гг. институты ЕС (не считая двусторонних обязательств государств-членов ЕС) выделили Восточной Африке $256,7 млн, что составляет лишь 4% двусторонних кредитов Китая Восточной Африке за тот же период [14]. Так, например, решение Танзании выйти из совместного соглашения об экономическом партнерстве ВАС-ЕС в 2016 г. можно рассматривать как показатель того, что ЕС потерял свое стратегическое влияние в ВАС в результате альтернатив, предоставленных Китаем [15].
Несмотря на то, что нескорые страны высказывают обеспокоенность по поводу растущего долгового бремени, непрозрачных контрактов и огромного торгового дисбаланса между Китаем и членами ВАС, главы государств и правительственные чиновники охотно укрепляют сотрудничество с Китаем. Политические лидеры считают, что они нашли надежного союзника в лице Китая, и что позволяет им продвигать свою программу региональной интеграции и развития. Они вдохновлены быстрым развитием Китая и убеждены, что Пекин может предложить альтернативную модель развития, которая соответствует региональным и континентальным приоритетам Африки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КИТАЯ И СТРАН ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В РАМАХ ИНИЦИАТИВЫ ОПОП
Считается, что у китайского проекта ОПОП есть несколько достаточно четких целей, среди которых диверсификация торговых отношений и наращивание мягкой силы в разных регионах. В то же время Китай также продолжает свои усилия по вытеснению США в регионах, входящих в ОПОП. После того, как США установили более широкое военное и дипломатическое присутствие в Центральной Азии в начале 2000-х годов, Китай начал активнее инвестировать в африканский континент, не акцентируя при этом внимание на таких вопросах, как права человека и другие темы, которые обычно используют в своей риторике США.
К 2019 г. 40 из 55 стран Африки взяли китайские кредиты для реализации инфраструктурных проектов. В 2021 г. Китай по объему своих инвестиций в Африку превзошел не только Соединенные Штаты, но и таких давних партнеров стран континента, как Германия.
При обсуждении экономического участия Китая в Африке слишком часто игнорируется роль получателей китайской помощи и кредитов. В то время как Пекин стремится к таким регионам, как Восточная Африка, руководствуясь своими экономическими и стратегическими интересами,
местные правительства приветствуют сотрудничество с Китаем, надеясь с его помощью реализовать собственные программы развития.
Страны Восточной Африки рассматривают инициативу ОПОП как катализатор возрождения Восточноафриканского сообщества без участия США. В 2004 г. страны, позже создавшие Восточноафриканское сообщество, разработали генеральный план железных дорог, который, в конечном итоге, превратился в конкретные проекты, объединившие Кению, Уганду, Руанду, Бурунди и Южный Судан. Таким образом, страны-реципиенты активно используют потоки китайских инвестиций и адаптируют концепцию ОПОП в своих интересах.
Восточная Африка важна для Пекина из-за своего стратегического местоположения, растущего потребительского рынка и полезности в качестве платформы для продвижения китайской «мягкой силы» [16]. Прибрежные регионы Восточной Африки расположены вдоль важнейших морских путей судоходства. Джибути, например, расположена прямо за перевалочным пунктом Баб-эль-Мандеб, отделяющим регион Индийского океана от коридора Красного моря до Суэца и Средиземного моря. Ежегодно через Баб-эль-Мандеб проходит около 20% мировой торговли [17]. В то же время в Джибути расположена не только зарубежная военная база Народно-освободительной армии (НОАК), открывшаяся в августе 2017 г. на 90-ю годовщину Коммунистической партии Китая, но и силы США, Франции, Италии и Японии. Стратегическое расположение этой небольшой страны также служит точкой заземления подводных кабелей и кратчайшим маршрутом для высокоскоростного интернет-трафика между Африкой и Азией [18].
Африка, несомненно, служит важным каналом для достижения еще одной ключевой цели Китая - трафика товаров в порт ОПОП в Гвадаре (Пакистан). Китайские компанииодолжают работать над строительством железной дороги из Гвадара в Синьцзян. После завершения проект не только сократит время путешествия с 45 дней по существующему морскому маршруту до 10 дней по суше, но также обеспечит Китай энергией и другими ресурсами без необходимости проходить через Малаккский пролив. Есть мнение что это является, в том числе, и одной из целей реализации всей инициативы [19].
Тем не менее, выгода для африканских стран, участвующих в ОПОП, очевидна. Танзания воспользовалась участием в ОПОП, чтобы стать одной из двенадцати стран, которые могут экспортировать соевые бобы в Китай. Более очевидным преимуществом для Танзании является то, что
китайцы строят в стране два новых порта — Ламу и Багамойо. Китай, покрывающий большую часть расходов на строительство, оцениваемых в $10 млрд, обещает Танзании, что к 2045 г. новый порт сможет обрабатывать в 25 раз больше грузов, чем в настоящее время проходит через Дар-эс-Салам [20].
Проект ОПОП помогает африканским государствам не только в строительстве инфраструктурных объектов, но и в расширении электронной коммерции. В апреле и мае 2022 г. предприятия из 23 африканских стран были приглашены принять участие в Фестивале покупок африканских товаров. Используя платформы прямых трансакций и электронной коммерции, предоставленные китайцами, потребители в Китае могли заказать различные африканские товары, включая эфиопский кофе, кенийский черный чай, южноафриканское вино и др. [21].
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И СТРАНАМИ ВАС
Сотрудничество в сельскохозяйственной сфере. Сельское хозяйство является одним из важных секторов государств-членов ВАС и основой экономики каждого государства-члена. Доступ к достаточному питанию и искоренение бедности и голода являются одной из целей развития, к достижению которой уже давно стремятся государства-члены ВАС. Сельскохозяйственная продукция, производимая государствами-членами ВАС, в основном включает кукурузу, рис, картофель, бананы, маниоку, фасоль и шпинат. Основными экспортируемыми сельскохозяйственными продуктами являются хлопок, кофе, чай, табак и сахарный тростник.
В рамках сотрудничества Китай и государства-члены ВАС реализуют множество сельскохозяйственных проектов. Существует две основные модели сотрудничества в сфере сельскохозяйственного производства между Китаем и африканскими странами: первая модель — это комплексные проекты помощи Китая, включая демонстрационные центры сельскохозяйственных технологий, направление экспертов, обучение местных африканских фермеров и технического персонала, а также участие в Продовольственной и сельскохозяйственной программе Организации Объединенных Наций. Вторая модель включает инвестиционные проекты китайских предпринимателей, преимущественно производящих и обслуживающих местную продукцию в Африке.
С 2011 г. Китай запустил проект учебного центра по сокращению
бедности на уровне деревни с участием китайских экспертов по сельскому хозяйству (Peapea Village Poverty Reduction Project) [22]. Этот проект является первой программой помощи Китайского международного центра по борьбе с бедностью, направленной на сокращение бедности в Африке. Укрепляя организационную роль деревенских комитетов и обучая демонстрационные сельскохозяйственные домохозяйства, Китай ищет пути улучшения местных технологий и эффективности сельскохозяйственного производства. За последние 7 лет этот проект оказал непосредственную поддержку почти 200 демонстрационным домохозяйствам. Под руководством китайских специалистов по сельскому хозяйству фермеры не только осваивают передовые технологии посева, но и создали механизм взаимопомощи и сотрудничества, что привнесло огромные изменения в производство и жизнь местных фермеров. Местные жители, которые когда-то полагались исключительно на погодные условия, не только попрощались с нехваткой продовольствия, но и значительно увеличили доходы своих семей, улучшили местные условия жизни.
Сотрудничество в промышленной сфере. В настоящее время сотрудничество Китая в промышленном секторе ВАС в основном сосредоточено на строительстве инфраструктуры, особенно на возведении железных дорог, автомагистралей, электростанций и т. д., что не только способствует развитию местной экономики, но и создает больше возможностей трудоустройства для местного населения.
За последние два десятилетия в Восточной Африке произошел всплеск китайского финансирования и инвестиций, который в основном, но не исключительно, направлен на развитие инфраструктуры и транспортного сектора. Китайские государственные предприятия построили железные дороги в Джибути, Эфиопии и Танзании, а также порт в Джибути. В Эфиопии были созданы промышленные парки для переработки сельскохозяйственной продукции, производства кожи и текстиля, а также построены телекоммуникационные сети в Эфиопии и Танзании. С 2007 г. два крупнейших зарубежных банка Китая инвестировали в Африку больше, чем восемь других крупнейших кредиторов вместе взятых, на общую сумму $23 млрд. [23].
Типичным примером является железная дорога из кенийского портового города Момбаса в столицу Найроби. Железная дорога Момбаса-Найроби затем будет продлена до Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана. Основная линия этого железнодорожного проекта - 472 км, идущих
с юго-востока на северо-запад, проходящих через восточный регион. Эта железная дорога построена компанией China Road and Bridge Engineering Co. — знаковым международным брендом инженерных подрядов, принадлежащим China Communications Construction Company.
Проект железной дороги Момбаса-Найроби имеет большое значение для социально-экономического развития Кении и строительства в Африке «трех сетей и одной информатизации» Это один из
ключевых проектов Китая на африканском рынке, реализация которого нацелена помочь восточноафриканскому региону значительно сократить транспортные расходы и время в пути между городами Момбаса и Найроби с 12 часов до 4,5 часов. Кроме того, строительство железной дороги также принесло китайский капитал, технологии, стандарты, опыт производства оборудования и управления в Восточную Африку. Правительство Кении полагает, что железная дорога Момбаса-Найроби, как крупный проект «Видения до 2030 года», поможет Кении и восточноаф-риканскому региону и дальше развивать экономику, сокращать бедность и решать проблемы занятости, а также сократит затраты на бизнес и логистику. Эта железная дорога считается самым амбициозным проектом Кении с момента обретения независимости в 1963 г. Его стоимость составляет $3,8 млрд, при этом основным источником финансирования является правительство Китая.
Основная цель проектов заключается в содействии развитию и процветанию ВАС, включая создание лучших условий для работы и трудоустройства. Среди других крупных проектов можно назвать проект расширения международного аэропорта Бужумбура в Бурунди, мост Кигамбони в Танзании, проекты коммерческих и офисных зданий в Руанде, а также проект дороги Кануни-Синг-Канони-Сембабуле-Вилла-Ма-рия в Уганде и т. д.
Рост инфраструктуры, построенной и профинансированной Китаем в Восточной Африке в предыдущее десятилетие, способствовал росту транзитных коридоров, которые конкурируют за обслуживание внутренних регионов и стран, не имеющих выхода к морю, особенно Эфиопии. Таким образом, инфраструктурные проекты, особенно в транспортном секторе, составляют основную часть экономического присутствия Китая в Восточной Африке и, по сути, на африканском континенте в целом.
Гуманитарное сотрудничество между Китаем и странами Африки. Между сторонами регулярно расширяется культурное и образовательное
сотрудничество. Китай подписал соглашения о кооперации в области культуры и образования со многими странами Восточной Африки. Правительство Китая ежегодно предоставляет студентам из стран ВАС места для обучения в китайских университетах. Так, например, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Китаем и Министерством сельского хозяйства и образования Эфиопии, с июня 2001 г. Китай направил в Эфиопию несколько сотен сельскохозяйственных и городских учителей для преподавания и обучения местных педагогов и учащихся профессиональных колледжей. В последние годы МИД КНР также организовал курсы обучения для административных и технических кадров. Кроме того, осуществляется активный культурный обмен между сторонами. Китай направляет песенные и танцевальные труппы, акробатические и фольклорные ансамбли на Сейшельские острова и Коморские острова, в Кению, проводит кинофестивали.
Средства массовой информации обеих сторон продолжают развивать отношения сотрудничества. Новостные сообщения агентства Синьхуа широко приняты газетами различных стран Восточной Африки. В мае 2001 г. правительства Китая и Кении подписали соглашение о сотрудничестве в сфере радио и телевидения. Центральное телевидение Китая регулярно отправляет журналистов в Африку для обучения местных специалистов и подготовки репортажей.
Китай также активно развивает сотрудничество в медицинской сфере и продолжает отправлять медицинские бригады в Эритрею, Коморские острова, Сейшельские острова, Джибути и другие страны.
ТРУДНОСТИ И ВЫЗОВЫ В РАЗВИТИИ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И СТРАНАМИ ВАС
Есть мнения, что взаимодействие Китая с регионом ВАС носит беспорядочный характер и обусловлено множеством различных факторов, что приводит к резкому увеличению инфраструктурных мощностей в регионе и может оказаться избыточным. Без интегрированной стратегии региональных связей Восточная Африка столкнется с риском долгосрочного избытка мощностей, а крупные проекты превратятся в так называемых «белых слонов»3.
Хотя Пекин играет важную роль в удовлетворении потребностей региона в критически важной инфраструктуре, он также заинтересован
3 Белый слон (англ. white elephant) — английская идиома. Означает некое дорогостоящее имущество, которое хозяин вынужден содержать, но взамен не получает от него никакой пользы.
в продвижении экспорта подрядных услуг, известного как стратегия «экспорта всей отраслевой цепочки» или «стратегия экспортно-поставочной цепочки» (от англ. "whole industry chain export" or "export-supply chain"). Благодаря своим возможностям китайские компании принимают бизнес-решения, которые могут обеспечить большую скорость как для подрядчика, так и для клиента, но порой противоречат интересам государств-получателей. Например, технико-экономические обоснования некоторых проектов, в том числе железных дорог стандартной колеи в Эфиопии и Кении, проводились китайскими подрядчиками, а не независимыми сторонними консультантами [24]. Это может приводить к явным конфликтам интересов сторон.
Существует мнение, что обещанные китайскими властями успехи, не были в полной мере достигнуты. Ряд проектов в рамках ОПОП, хотя и начинались с большой помпой, пришли в упадок из-за различных факторов. Так, есть оценки, что кенийская железная дорога стала каналом для дешевого китайского импорта в Кению, нанеся значительный ущерб производственному сектору страны. Точно так же железная дорога Танзания-Замбия не смогла привлечь местные или региональные инвестиции и послужила лишь усилению зависимости Замбии от Танзании.
Трудностью можно назвать проблему дисбаланса во внешней торговле между сторонами. Из-за воздействия глобальной экономической ситуации и финансовой нестабильности экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и некоторыми странами Восточной Африки по-прежнему претерпевает значительные колебания. Основная причина этого явления - влияние структуры импорта и экспорта продукции Китая и Восточной Африки. Большая часть товаров, экспортируемых из Восточной Африки в Китай, представляет собой, в основном, сельскохозяйственную продукцию и минеральные ресурсы, тогда как импортируемая из Китая продукция - это преимущественно текстиль и одежда. В результате разница в ценах между импортной и экспортной продукцией между странами Восточной Африки и Китаем велика, а спрос на продукцию не сбалансирован, что приводит к значительному дисбалансу в торговле между Китаем и странами ВАС.
Хотя за последние годы странами Восточной Африки были достигнуты определенные успехи в экономическом развитии, в настоящее время многие страны столкнулись с большими трудностями, связанными с погашением долгов. Участники ВАС, как и другие страны континента,
были получателями крупных кредитов от китайского правительства и частных китайских предприятий. Китай продолжает расширять свое присутствие в Африке, и в настоящее время это - крупнейшая страна-кредитор. На долю Китая приходится 17% внешнего долга Эфиопии, 33% - Кении и 70% - Джибути. Некоторые государства ввели новую налоговую политику и усиление налоговых проверок, чтобы уменьшить финансовое давление [25].
Китай в некоторых особых случаях идет на списание долгов, однако он скорее предпочитает рефинансировать кредиты. Например, в 2018 г. Эфиопия смогла получить отсрочку на сумму $3,3 млрд. Годом ранее Судану было списано $160 млн, что составило 2,5% от его общего долга Китаю.
Китай также активно участвует в масштабном плане расширения Аддис-Абебы, известном как Генеральный план развития Аддис-Абебы. Экспортно-импортный банк Китая предоставил финансирование и рабочую силу для первой на континенте системы легкорельсового транспорта, обслуживающей Аддис-Абебу. В итоге 85% стоимости пришлось на кредит этого китайского банка. Запуск строительства происходил торжественно, однако в итоге система не справилась со своей основной задачей, которая заключалась в решении проблемы перегруженной транспортной системы в столице региона. Эфиопия в настоящее время имеет второй по величине внешний долг среди стран Африки к югу от Сахары, задолжав китайцам более $13 млрд [25].
После того, как мир более чем на два года столкнулся с негативными последствиями пандемии, стало ясно, что закрытые на этот период проекты в Африке не смогут себя окупить, а должники с еще меньшей вероятностью погасят свои кредиты и с еще большей вероятностью будут просить массовое списаниеили реструктуризацию. Это, безусловно, осложнило и без того непростую ситуацию как для китайской, так и африканской сторон. Тем не менее, в период пандемии Китай оказывал значительную поддержку африканским странам для борьбы с коронавирусом, что также было высоко оценена правительствами многих стран.
ПЛАНЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ СО СТРАНАМИ ВАС
Несмотря на успехи и трудности экономического сотрудничества Китая и Восточной Африки за последнее десятилетие, Пекин сохранит
присутствие в этом регионе. Хотя китайские банки сократили финансирование местных инфраструктурных проектов, китайские подрядчики продолжают проявлять активность. Компания China Road and Bridge Company (CRBC), построившая SGR Момбаса-Найроби, в 2022 г. завершила строительство скоростной автомагистрали Найроби в рамках государственно-частного партнерства [26]. CRBC будет управлять платной дорогой в течение двадцати семи лет. Как и дорога Момбаса-Найроби, скоростная автомагистраль Найроби, была запущена в преддверии всеобщих выборов в Кении летом 2022 г., что свидетельствует о том, что темпы работ китайских подрядчиков будут продолжать оставаться привлекательными для политиков, придерживающихся графика выборов.
В феврале 2022 г. Пекин назначил своего первого специального посланника по Африканскому Рогу, что потенциально предвещает более комплексную региональную дипломатическую стратегию [26].
Месяцем ранее во время визита министра иностранных дел Китая Ван И обсуждалась необходимость «ускорить региональную активность для преодоления проблем развития». Ван И заявил, что два крупных железнодорожных проекта, построенных и профинансированных Китаем в регионе — железная дорога Момбаса-Найроби и железная дорога Аддис-Абеба-Джибути — «должны быть расширены с целью распространения на
соседние страны» [26]. В соответствии с предложениями Китая, железная дорога Момбаса-Найроби в Кении будет продлена до Уганды, Руанды, Южного Судана и, в конечном итоге, до Демократической Республики Конго. Тем временем линия, соединяющая столицу Эфиопии Аддис-Абебу с Джибути, будет продлена до Эритреи. Ван И призвал к более быстрому освоению Красного моря и Индийского океана для разработки структуры «две оси плюс два побережья», призвал «ускорить строительство промышленного и экономического пояса, создать условия для занятости и роста, улучшить потенциал независимого развития и идти в ногу со временем».
Помимо Кении, Ван И посетил Эритрею, которая занимает стратегическое положение на Красном море и в ноябре 2021 г. присоединилась к инициативе ОПОП, а также Коморские острова, архипелаг в Индийском океане, где Китай расширяет свое присутствие в рамках своего Морского Шелкового пути. Дальнейшие инвестиции в порты региона
могут оказаться решающими для успешного развития Морского Шелкового пути.
Железнодорожное сообщение между Аддис-Абебой и портом Асэб в Эритрее может стать выигрышной картой в новой дипломатической стратегии Китая в районе Рога. Считается, что поскольку Эфиопия уже связана с Кенией транснациональной дорожной системой, вполне возможно, что весь регион Восточной и Центральной Африки вскоре будет связан между собой, а за ним последуют и другие регионы. Расширение железнодорожной сети на Африканском Роге было одной из главных стратегических целей Пекина в Африке, как способ улучшения транспортного сообщения.
Наличие железной дороги стандартной колеи, соединяющей прибрежные и внутренние порты региона, будет иметь важное значение для региона в среднесрочной перспективе. Африканские страны хотят экономической интеграции друг с другом и с миром, для этого необходимо изменить свою экономическую географию.
Но комментарии Ван И о том, что это строительство произойдет «в свое время», предполагают, что все зависит от того, как африканские правительства создадут условия (мир, стабильность, реалистичные технико-экономические обоснования), которые позволят китайскому капиталу использоваться продуктивно [27].
Хотя нынешнее сотрудничество Китая и Африки имеет свои сильные и слабые стороны, партнеры уверенны в важности дальнейшей кооперации, созданы механизмы регулярных консультаций с некоторыми странами ВАС. Стороны придерживаются концепции взаимовыгодного сотрудничества и продолжат «работать вместе во всех направлениях для достижения общих целей развития».
Список литературы / Bibliography
1. Wilson-Andoh, Phebe. China's Belt and Road Initiative in Kenya. // URL: https://www.fpri.org/article/2022/05/chinas-belt-and-road-initiative-in-kenya/ (10.02.2024)
1. Jointly building the "Belt and Road": a major practice in building a community with a shared future for mankind // URL: https:// www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/tyb/zyxw/202310/t20231010_11158751.html (10.02.2024)
3. Summary of important speeches of General Secretary Xi Jinping on issues of joint construction of "Belt and Road" // URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202310/content_6909316.htm (10.02.2024)
4. Strategy of "Strand of Pearls" and "Maritime Silk Road" // URL: https://www.ydylcn.com/skwx_ydyl/initDatabaseDetail?con-tentId=6678505&siteId=1&contentType=literature (10.02.2024)
5. China has great potential for international development cooperation - experts are discussing the establishment of a national agency for international development cooperation // URL: https://www.gov.cn/zhengce/2018-04/18/content_5283809.htm (10.02.2024)
6 The eastern industrial zone in Ethiopia: Catalyst for development? // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/ pii/S0016718517303056 (10.02.2024)
7. Yan Fuchan. The initiative "Belt and Road" promotes the development of "globalization", 2017. (10.02.2024)
8. Fuzhou is the starting point of China's Maritime Silk Road // URL: http://www.fuzhou.gov.cn/zgfzzt/zjrc/mdfc/lswh/201404/
t20140430_129396.htm (10.02.2024)
9. Ambassador Xue Bin Appointed Special Envoy of the Ministry of Foreign Affairs for the Horn of Africa // URL: http://so.chi-
na-embassy.gov.cn/chn/zfgx/202202/t20220224_10645226.htm (10.02.2024)
10. China's Risky Soft-Power Push in East Africa. // URL: https://consilienceproject.org/chinas-risky-soft-power-push-in-east-af-rica/ (10.02.2024)
11. Pillars of EAC Regional Integration. https://www.eac.int/integration-pillars (10.02.2024)
12. Infrastructure and the Politics of African State Agency: Shaping the Belt and Road Initiative in East Africa. // URL: https://link.
springer.com/article/10.1007/s41111-022-00214-8 (10.02.2024)
13. The only way to solve the problems of poverty and development in Africa: "If you want to be rich, first build roads" // URL: https:// baijiahao.baidu.com/s?id=1595961800534795527&wfr=spider&for=pc&searchword=^Mg^^^%20 Africa (10.02.2024)
14. Chinese lending to East Africa: What the numbers tell us. https://devinit.org/resources/chinese-lending-to-east-africa-what-the-numbers-tell-us/ (10.02.2024)
15. Tanzania's refusal to sign EU trade pact gives East Africa time to rethink. // URL: https://theconversation.com/tanzanias-refus-al-to-sign-eu-trade-pact-gives-east-africa-time-to-rethink-62707 (10.02.2024)
16. Daniel R. Russell and Blake H. Berger. Weaponizing the Belt and Road Initiative. // URL: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3162723/china-hopes-expand-east-african-rail-network-and-develop-ports (10.02.2024)
17. Bab El-Mandeb Strait: a Threatened Strategic Passage. // URL: https://www.moroccoworldnews.com/2018/08/252041/bab-el-mandeb-strait-strategic-passage (10.02.2024)
18. China builds Digital Silk Road in Pakistan to Africa and Europe. // URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Belt-and-Road/ China-builds-Digital-Silk-Road-in-Pakistan-to-Africa-and-Europe (10.12.2023)
19. Juan Cole. The China-Pakistan Economic Corridor and the Gulf Crisis. // URL: https://www.qu.edu.qa/static_file/qu/research/ Gulf%20Studies/documents/Gulf%20Studies%20monographic%20series%20No%204%20Juan%20Cole.pdf (10.02.2024).
20. East Africa braced for ports battle. // URL: https://www.businessdailyafrica.com/bd/news/east-africa/east-africa-braced-for-ports-battle-3899548 (10.02.2024)
21. Build a "New Silk Road" for China-Africa economic and trade cooperation // URL: https://www.163.com/dy/article/I9CF2GTL-0528CJEP.html (10.02.2024)
22. Director of the state council leading group office of poverty allevition and development. // URL: https://yearbook.iprcc.org.cn/ zggjfpzxnj/hdjbyw/hdjb2012/402044.shtml (10.02.2024).
23. China has invested more in Africa than the other top eight lenders combined. // URL: https://qz.com/africa/2125769/chi-na-has-invested-23-billion-in-africas-infrastructure (10.02.2024)
24. Chen Yunnan Railpolitik: the strengths and pitfalls of Chinese-financed African Railways. https://pandapawdragonclaw. blog/2020/03/16/railpolitik-the-strengths-and-pitfalls-of-chinese-financed-african-railways/ (accessed: 10.02.2024)
25. Elliot Wilson China. End of the Belt and Road? // URL: https://www.euromoney.com/article/b1lx4xdjgghf3z/china-end-of-the-belt-and-road (10.02.2024)
26. Chinese Firm Completes Work on Nairobi Expressway. // URL: https://www.constructionkenya.com/2550/nairobi-express-way/ (10.02.2024)
27. Jevans Nyabiage. China hopes to expand East African rail network and develop ports. // URL: https://www.scmp.com/news/ china/diplomacy/article/3162723/china-hopes-expand-east-african-rail-network-and-develop-ports (10.02.2024)