Коридор Лобито в конкурентной борьбе США с Китаем за минеральные ресурсы Африки
Хлопов Олег Анатольевич,
к. полит.н., доцент кафедры американских исследований, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
E-mail: [email protected]
В последние годы усиливается соперничество между Соединенными Штатами и Китаем. Растущее значение приобретают новые сферы конкуренции, связанные с технологической гонкой, в том числе за доступ к минеральным ресурсам, которые становятся незаменимыми в высокотехнологичных отраслях, и формирования новых международных транспортных коридоров.
Поддерживаемая США и европейскими странами инициатива по созданию экономического транспортного коридора Лоби-то в Африке отражает стратегические интересы и противодействие растущему влиянию Китая и выступает в качестве альтернативы китайскому инфраструктурному проекту «Один пояс - один путь» (BRI). Автор приходит к выводу, что транспортный коридор Лобито предусматривает расширение транспортной инфраструктуры трех африканских стран (Ангола, Конго, Замбия) с целью увеличения объемов экспорта их минеральных ресурсов на международные рынки через ангольский порт Лобито, при этом США видят в этом возможность для американских и западных компаний вытеснить китайских конкурентов и получить широких доступ к разработке минералов.
Ключевые слова: транспортный коридор, Лобито, минеральные ресурсы, стратегическая конкуренция, международные рынки, Африка, США, КНР, Ангола, Конго, Замбия.
Введение
Минеральные ресурсы, в последние годы приобретают актуальность в политической повестке дня из-за растущего спроса, нестабильных ценовых движений, узких мест в цепочке поставок и геополитических проблем. Глобальный переход к низкоуглеродной экономике стимулирует развитие технологий, зависящих от полезных ископаемых, таких как кобальт, медь, литий, никель и редкоземельные элементы. Спрос на эти критические минеральные ресурсы также значительно возрастет с увеличением стремления развитых стран развивать современные технологические отрасли, и необходимы для перехода на более экологичные энергетические технологии.
Геополитическая напряженность в современном мире обостряет борьбу за доступ к критически важные минеральным ресурсам Международные организации (ОЭСР, ВТО, Международное энергетическое агентство и др.) предполагают ужесточение борьбы за природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции1.
Минеральные ресурс и редкоземельные металлы (кобальт литий, медь), необходимые для производства современных технологий, таких как жидкристаллические экраны, аппараты МРТ, беспилотники, солнечные панели и аккумуляторы, играют важную роль в инновационных отраслях, они необходимы для создания современных видов вооружения, аккумуляторов электромобилей и ветряных турбин. Литий, называемый «белым золотом», является самым легким твердым элементом в периодической таблице. Благодаря своему высокому электрохимическому потенциалу он играет критически важную роль в производстве батарей для электромобилей.
Критические минералы (или стратегические минералы), являются полезными ископаемыми, важными для мировой экономики с риском дефицита запасов. Риски поставок таких минералов обусловлены различными факторами, такими как геологический дефицит, торговая политика и геополитические условия.
США и Китай углубляют сотрудничают с африканскими партнерами в разработке критически важных минералов в Африке, что имеет жизненно важное значение для продвижения экономических и национальных интересов безопасности США и КНР. Увеличивающийся спрос на эти ресурсы со стороны развитых, и кто будет их разрабатывать существенно повлияет на экономическое будущее континента и за его пределами [1].
Африка занимает ведущие позиции в мире по сырьевым товарам, жизненно необходимые, в частности, для развития инновационных технологий XXI в., и уже в следующем десятилетии она превратится, по прогнозам, в важнейший стратегический резерв источников сырья [2].
Однако нехватка трансграничной инфраструктуры в большей части Африки ограничивает интеграцию африканских стран в мировую экономику, хотя Африканская континентальная зона свободной торговли, созданная в 2018 г, является крупнейшей в мире, охваты-
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
International Energy Agency, The Global Critical Minerals Outlook 2024. IEA. 2024. https://www.iea.org/reports/global-critical-minerals-outlook-2024 (accessed 05.11.2024)
вающей 43 государства. Соединенные Штаты и Китай стремятся расширить свое влияние на рынке минералов в Африке в условиях нарастания геополитической напряженности и обострения борьбы за доступ к полезным ископаемым [3], предлагая свои инициативы в создании транспортных коридоров.
Китай в стратегии США за доступ к минеральным ресурсам Африки
С момента создания Форума по сотрудничеству Китай-Африка (Forum on China-Africa Cooperation - FOCAC) в 2000 г. КНР значительно расширила свои торговые, инвестиционные и финансовые связи с африканскими странами, особенно в строительном секторе. В сентябре 2013 г. во время визита в Казахстан Си Цзиньпин предложил построить «Экономический пояс Шелкового пути», а затем добавил «Морской Шелковый путь XXI века». Взятые вместе, эти два направления, которые стремились соединить Китай с Центральной, Южной и Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком, Африкой и Европой, в рамках общей инициативы «Один пояс, один путь».
Опираясь на эту инициативу Китай за последние два десятилетия, вложив не менее $170 миллиардов в строительство портов, железных дорог и других крупных инфраструктурных проектов по всей Африке, которые позволили Пекину и китайским компаниям развивать долгосрочные партнерские отношения по критически важным ресурсам [4]. Отношения Африки с Китаем оказали глубокое влияние на ключевые сферы в Африке: экономическое и политическое развитие, средства массовой информации, развитие инфраструктуры, прямые иностранные инвестиции, кредиты и международные отношения [5].
Китайское финансирование африканских стран в форме займов, кредитов и инвестиций имеет важную особенность: оно идеологически не мотивировано, китайские инвестиции и кредиты не обусловлены требованиями к политическому курсу и экономической политике африканских государств, в отличие от Запада, который зачастую диктующего государствам определённые условия для предоставления экономической помощи и инвестиций [6]. Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки в 2009 г.; по состоянию на 2020/2021 г. двусторонняя торговля между КНР и Африкой примерно в четыре раза превышала объем торговли между США и странами Африки [7].
Проблема для США заключается в том, что Китай в подавляющем большинстве доминирует в мировой переработке этих материалов. Пекин уже в течении двух десятилетий углубляет связи и заключает соглашений с африканскими партнерами по развитию инфраструктуры и разработке месторождений природных ресурсов в Африке [8], что дает ему серьезное преимущество в глобальной гонке за ресурсы.
В Стратегии национальной безопасности, опубликованной администрацией Дж Байдена в октябре 2022 г. отмечается, что конкуренция между крупнейшими мировыми державами и общие угрозы, такие как изменение климата являют самыми важными проблемами, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты. США рассматривают Китай как единственный конкурент, который на-„ мерен изменить международный порядок и, все больше, ^ обладает экономической, дипломатической, военной и технологической мощью для достижения этой цели .
см о см
-1-
National Security Stratagem. The White House. Washington.
z October 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-con-
В августе 2022 г. администрация Джо Байдена опубликовала «Стратегию США в отношении стран Африки к югу от Сахары» (U.S. Strategy Toward Sub-Saharan Africa), в которой изложен подход США к отношениям со странами Африки и определяет важность региона для интересов национальной безопасности США2. В этой стратегии изложены четыре цели по продвижению приоритетов США совместно с африканскими партнерами.
1. Содействие усилиям по повышению подотчетности, выявлению коррупции, поддержке верховенства закона и независимых судебных органов, улучшению управления природными ресурсами, а также повышению продовольственной безопасности.
2. Сдерживание авторитаризма, поддержка гражданского общества и честные выборы, борьба с терроризмом.
3. Восстановление экономических возможностей после пандемии, укрепление профилактики инфекционных заболеваний и обеспечение финансирования для экономического роста, улучшение доступа к Интернету и информационным технологиям.
4. Поддержка справедливого энергетического перехода с акцентом на сохранение природных экосистем, адаптацию к изменению климата, переход от ископаемого топлива при удовлетворении потребностей в энергии и расширение цепочек поставок минеральных ресурсов.
Администрация Джо Байдена в 2021 г. объявила об инициативе под названием «Построим снова лучший мир» («Build Back Better World - B3W), которая должна была стать альтернативой китайской инициативе «Один пояс, один путь» для развития инфраструктуры стран с низким и средним уровнем дохода. Эта программа на саммите «Большой-7», который прошел в Японии в июне 2022 г., в «Партнерство по глобальным инвестициям в инфраструктуру» (Partnership for Global Infrastructure Investment - PGII). PGII направлена на мобилизацию частного капитала в инфраструктурные проекты в размере $600 млрд в течение следующих пяти в рамках усилий ведущих западных экономик мира по противодействию китайской инициативе «Один пояс, один путь»3.
В рамках этой инициативы США, и их партнеры представили два крупных транспортных проекта. Проект Индия-Ближний-Восток-Европа (India-Meddle East-Europe - IMEC) должен связать Индию, Персидский залив и Европу через сеть железных дорог и судоходных линий. В дополнение к торговым связям IMEC предусматривает электроэнергетическую и цифровую инфраструктуру, а также трубопровод для экспорта чистого водорода. В Африке США лоббируют расширение транспортного коридора Лобито (Трансафриканский коридор), соединяющий Анголу с Демократической Республикой Конго (ДРК) и Замбией, в конечном итоге с выходом к Индийскому океану.
Инфраструктурный проект Лобито символизирует широкие амбиции США по сдерживанию Китая на фоне
tent/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 28.11.2024).
2 U.S. Strategy toward Sub-Saharan Arica. August 2022. The White House, Washington. https://www.whitehouse.gov/wp-con-tent/uploads/2022/08/U.S.-Strategy-Toward-Sub-Saharan-Africa-FINAL.pdf (accessed 05.11.2024)
3 The White House. Fact Sheet: President Biden and G7 Leaders Formally Launch the Partnership for Global Infrastructure and Investment. WH. Washington DC. June 26, 2022. https://www. whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/26/ fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-formally-launch-the-partnership-for-global-infrastructure-and-investment/ (accessed 05.11.2024)
усиления роли КНР в доминировании в цепочке поставок критически важных природных ресурсов.
С этой целью в 2022 г. под руководством США было сформировано «Партнерство по безопасности минералов» (Minerals Security Partnership -MSP), в состав которого вошли 14 стран (Австралия, Канада, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Норвегия, Республика Корея, Швеция, Великобритания и ЕС). Деятельность партнерства направленно на стимулирование государственных и частных инвестиций в развития устойчивых цепочек поставок критически важных энергетических минералов путем сотрудничества с правительствами и компаниями принимающих стран1. Участники Партнерства (MSP) будут оценивать проекты по добыче полезных ископаемых по всему миру, по нескольким видам сырья и этапам цепочки создания стоимости, включая проекты по переработке минеральных ресурсов.
В начале 2024 г. группа законодателей в Сенате США представила «Закон о безопасности критически важных минералов» (Critical Minerals Security Act - CMA), который
призван помочь Вашингтону обеспечить доступ к важ-
2
ным минеральным ресурсам , и эта инициатива являются частью стратегии США по созданию собственной цепочки поставок критически важных минералов.
В условиях усиливающейся глобальной конкуренции США продолжают адаптировать свою транспортную политику и инвестиции, чтобы сохранить свою позицию ключевого мирового лидера в контроле над глобальной транспортной сетью. Активная политика США по инициативам создания транспортных коридоров с участием американских частных компаний США отвечает следующим стратегическим целям в контексте формирования сложного геополитического ландшафта в различных регионах мира и усиливающейся конкуренции с КНР.
1. Сохранение глобальной мощи: США стремятся сохранить свое мировое влияние, обеспечивая бесперебойную и безопасную транспортировку товаров, энергии и военных активов.
2. Противодействие росту Китая: США активно работают над противодействием растущему экономическому и военному влиянию Китая, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Евразии и на африканском континенте, где реализация возможных транспортных инфраструктурных проектов рассматривается как стратегическая задача по противодействию китайской инициативы «Один пояс, один путь».
3. Содействие участию американских компаний и частных инвесторов в международных проектах: США всячески поддерживают участие частного бизнеса путем расширения торговли и инвестиций в ключевые транспортные коридоры и в проекты по добыче природных ресурсов.
Несмотря на острую межпартийную борьбу между республиканцами и демократами в Конгрессе существует двухпартийный консенсус относительно того, что многочисленные вызовы со стороны Китая представляют экзистенциальную угрозу национальным интересам США [9].
В докладе Китая «Один пояс, один путь: последствия для Соединенных Штатов» Совета по международным отношения американские эксперты предлагают, чтобы США выдвинув собственную позитивную повестку дня,
используя свои сильные стороны и координируя действия с союзниками и партнерами. Если США не предложат эффективную альтернативу, Пекин может переориентировать глобальные торговые сети, установить технические стандарты, которые поставят в невыгодное положение некитайские компании, усилить свое политическое влияние и приобрести возможности проецирования своей мощи [10].
Участие США в реализации проекта коридора Лобито
Богатые запаса Африки критически важных минералов, необходимых для экономики энергетического перехода, военно-промышленного комплекса таких как литий, кобальт, медь и графит, они представляют собой огромную возможность для социально-экономического развития африканских стран. Программа «Повестка дня 2063 г.» («Agenda 2063: The Africa we want») Африканского союза поднимает множество вопросов, связанных с транспортными коридорами, где физическая география может быть сложной, а нехватка инвестиций означает, что каждый проект должен быть максимально экономичным. Возможность «загрузить» коридоры - железными дорогами, дорогами и кабелями - может помочь достичь экономии масштаба3.
Коридор Лобито является ключевым проектом США в Африке в важном секторе - добыче минеральных ресурсов. Проект предполагает формирование транспортного коридора пересекающий Анголу, Демократическую Республику Конго (ДРК) и Замбию, соединяющая «Медный пояс» последних двух стран с ангольским портом Лобито на побережье Атлантического океана. Хотя проект сосредоточен на восстановлении и строительстве железной дороги, он также включает в себя строительство дорожной, водной и цифровой инфраструктуры, разработку месторождений минеральных ресурсов, включая экспорт кобальта из ДРК и меди из Замбии через ангольский порт Лобито на мировой рынок.
Хотя изначально Бельгия и Португалия построили железную дорогу более века назад (1902-1929 гг.), создав важные ворота для промышленных и сельскохозяйственных товаров из Анголы, ДРК и Замбии, инфраструктура была почти полностью уничтожена во время гражданской войны в Анголе (1975-2002) [11]. Постоянная нестабильность в ДРК также привела к приостановке работы железной дороги за пределами границы с Анголой. В результате порт Лобито, который является воротами коридора, теперь обрабатывает лишь часть своей возможной пропускной способности. В 2004 г. китайские компании вложили не менее $2 миллиардов в реконструкцию коридора [12].
Стремясь обеспечить успех проекта, высшие должностные лица США усилили свою дипломатию в регионе, в том числе подписав совместный меморандум о взаимопонимании с Анголой, ДРК, Замбией, Европейским союзом Африканским банком развития (АфБР) и Африканской финансовой корпорацией (АФК)4.
1 US Department of State. Minerals Security Partnership. https://www.state.gov/minerals-security-partnership/ (accessed 05.11.2024)
2 USA Congress. S.3631 - Critical Minerals Security Act of 2024. Text. 118-th Congress (2023-2024). https://www.congress.gov/ bill/118th-congress/senate-bill/3631/text/is (accessed 05.11.2024)
3 African Union. Agenda 2063: The Africa We Want (Popular version). AU. September 2015. https://au.int/sites/default/files/docu-ments/36204-doc-agenda2063_popular_version_en.pdf (accessed 05.11.2024)
4 US Department of State. Signing of the Memorandum of Understanding on the Development of the Lobito Corridor and the Zambia-Lobito. Media Note. Washington. October 6, 2023. https:// www.state.gov/signing-of-the-memorandum-of-understanding-on-the-development-of-the-lobito-corridor-and-the-zambia-lobito-rail-line/ (accessed 05.11.2024)
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE CT
В Меморандуме излагаются намерения подписавших сторон сотрудничать в различных секторах для реализации полного экономического потенциала коридора, опираясь на соглашение «Агентства по содействию транзитным перевозкам по коридору Лобито, подписанное представителями Анголой, ДРК, Замбией в январе 2023 г. о сотрудничестве с целью развитие новой железнодорожной линии Замбия-Лобиту. АФК была назначена ведущим разработчиком проекта для работы с другими подписавшими сторонами. Предлагаемая линия проходит от Луакано в Анголе до Калумбилы в Замбии, продолжая соединяться с существующей сетью в Чин-голе, которая проходит через границу с ДРК. Строительство новой железнодорожной линии, соединяющая северо-запад Замбии с железной дорогой «Lobito Atlantic» и портом Lobito, представляет собой самую значительную транспортную инфраструктуру на африканском континенте будет способствовать региональной торговле по железной дороге от Атлантического океана до Индийского океана [13].
Инициатива, поддерживаемая США и Европой, совместно с тремя странами предполагает создание «стратегического экономического коридора», который позволит сократить время транспортировки, уменьшить экологически вредные риски при перевозках важных полезных ископаемых и стимулировать экономическое развитие, укреплению цепочек поставок, расширяя взаимные экономические связи со многими странами.
В ноябре 2023 г. Президент США Джо Байден принимал президента Анголы Жуана Лоренсу, а госсекретарь Энтони Блинкен сделал Анголу ключевой остановкой в своем турне по Африке в январе 2024 г. Летом 2024 г. Амос Хохштейн, специальный президентский координатор Байдена по глобальной инфраструктуре и энергетической безопасности, также встретился с президентом Замбии Хакаинде Хичилемой и Самайлой Зубайру, президентом и генеральным директором «Africa Finance Corporation», чтобы обсудить коридор Лобито.
Всего за день до того, Пекин представил предложение инвестировать более $1 миллиарда в железную дорогу Тазара, которая связывает Замбию и Танзанию и позволит соединить Медный пояс Замбии с портом Дар-эс-Салам в Танзании с выходом к Индийскому океану. Правительства Танзании и Замбии уже договорились передать концессию на железную дорогу китайской государственной компании «China Civil Engineering Construction Corp»1.
В целом амбициозный проект по оценкам ангольских официальных лиц, оценивается не менее чем в $10 млрд2. Усиление конкуренции и выход новых игроков могут дать африканским правительствам больше рычагов для заключения будущих сделок и партнерств. По мере роста спроса на эти полезные ископаемые многие африканские страны также стремятся развивать собственную промышленность и иметь возможность добавлять стоимость к своим минералам и металлам перед экспортом.
Ожидается, что поддержка США будет включать более $550 миллионов в виде кредита со стороны американской «Корпорации международного развития и финансирования» (DFC) для восстановления ангольского железнодорожного участка. Участок железной дороги
Р7 1 Hill M. China Signs Deal to Revamp Mao-Era Southern Afri-
c3 can Railway // Bloomberg. 4 September, 2024. https://www.bloomb-
„ erg.com/news/articles/2024-09-04/china-signs-deal-to-revamp-
o decades-old-southern-african-railway (accessed 05.09.2024)
CM 2
Schipani A. The US-backed Railway Sparking a Battle for Af-T_ rican Copper // FT. August 21, 2024. https://www.ft.com/content/ z cb2823c7-f451-4bc9-959e-ec7e07384a31 (accessed 05.09.2024)
Бенгела в Анголе будет управляться в течение 30 лет консорциумом «Lobito Atlantic Railway», в который входят сингапурский сырьевой гигант «Trafigura», португальская строительная компания «Mota-Engil» и брюссельский частный железнодорожный оператор «Vecturis», которые вместе планируют инвестировать $555 миллионов в ангольские и конголезские проекты.
Этот консорциум выиграл контракт по китайскому предложению, что, по оценкам экспертов, отражает некоторую неудовлетворенность западных стран относительно его взаимодействия с Китаем3. Хотя все три страны продолжат вести бизнес с Китаем, они приветствуют наличие большего количества участников, включая американских и европейских партнеров из частного сектора и их различные подходы к развитию и эксплуатации инфраструктуры (рис. 1).
Рис. 1. Карта. Проект расширения коридора Лобито, поддержанный США и ЕС - от порта Лобито на Атлантическом побережье Анголы до Медного пояса и месторождений минеральных ресурсов в Конго, предусматривающий строительство железнодорожной линии в Замбии.
Источник: APA News4.
Проект коридора Лобиту подразумевает строительство почти 350 миль железнодорожной линии в Замбии, а также сотен миль подъездных дорог, связывающих южную часть Конго и северо-западную часть Замбии с региональными и мировыми рынками через порт Лобито в Анголе. Он также включает в себя продолжающиеся усилия «Lobito Atlantic Railway» (LAR) по модернизации и эксплуатации железнодорожной линии Бенгела (более 800 миль), которая соединяет Анголу с ДРК. После завершения проект расширит экономический коридор, соединяющий все три принимающие страны с миром, потенциально снизит издержки для бизнеса и продвинет общее видение связанной, открытой железной дороги от Атлантического океана до Индийского океана.
Возможные слолжности и риски проекта Лобито
Проекту коридора Лобито предстоит преодолеть множество трудностей. Прежде всего, он должен доказать свою коммерческую жизнеспособность, перемещая достаточно грузов, чтобы оправдать значительные затраты на строительство, эксплуатацию и обслуживание. Поскольку мировые цены на критически важные минералы нестабильны, это часто создает трудности и проблемы для производителей и поставщиков. Кроме того, шаги африканского правительства по запрету экспорта сырьевых товаров, с целью увеличить переработку минералов с добавлен-
3 Payton B. Parallel Lines - US and China vie for African Rail Dominance // African Business. September 8, 2023. https://african. business/2023/09/resources/paraNel-lines-us-and-china-vie-for-african-rail-dominance (accessed 05.11.2024)
4 APA News. https://apanews.net/angola-drc-and-zambia-ministers-to-strategise-on-lobito-corridor/
ной стоимостью в Африке, могут привести к снижению объемов железнодорожных перевозок на фоне отсутствия местных перерабатывающих мощностей.
Коридор должен будет стимулировать местную экономическую активность, особенно в сельском хозяйстве, чтобы завоевать поддержку местного сообщества и увеличить железнодорожные перевозки. Три участвующих правительства должны будут синхронизировать железнодорожные операции и приоритеты в условиях меняющейся экономической и политической динамики.
Проект сталкивается с проблемами безопасности и эксплуатации, особенно в Замбии, где строительство железной дороги начинается с нуля, что требует потенциального перемещения населения и смягчения воздействия на окружающую среду.
В настоящее время в Африке действуют лишь немногие американские горнодобывающие и связанные с ними компании. Хотя США, и африканцы имеют общую заинтересованность в более высокой добавленной стоимости переработки минералов в Африке, существует опасность того, что строгие экологические требования африканских правительств, предъявляемые при разработке месторождений, будут сдерживать иностранные инвестиции в глобально конкурентоспособную отрасль [14].
Проект, поддерживаемый Вашингтоном, по возрождению железнодорожной линии амбициозен и сложен. Он охватывает три страны, связывая Конго и Замбию в богатом медью сердце Африки с атлантическим побережьем Анголы через сеть железнодорожных линий протяженностью 2600 километров. Сложность для США заключается в том, что китайские компании уже контролируют или имеют значительные доли в шахтах, которые производят большую часть меди и кобальта в Конго. Согласно исследованию Бостонского университета, с начала 2000-х гг. Пекин предоставил африканским правительствам кредитов и займов на сумму более $1821. (С 2000 по 2023 г. 41 китайский кредитор подписал 1306 обязательств по кредитам и займам на сумму $182,28 млрд с 49 африканскими правительствами и семью региональными учреждениями). Большая часть этих денег была потрачена на строительство транспортной инфраструктуры, включая аэропорты, железные и автомобильные дороги, порты.
Некоторые эксперты сомневаются, оправдает ли спрос на металлы расходы на железнодорожный проект, в то время как другие задают вопрос - смогут ли действующие в горнодобывающей промышленности Конго китайские и западные компании использовать линию, частично финансируемую одним из их конкурентов «Trafigura», при этом любая смена руководства в одной из стран-участниц может подорвать устойчивость проекта,
Развивающаяся всемирная гонка за критически важными минералами в Африке открывает большие возможности для развития Африки, но также несет и множество рисков. История освоения природных ресурсов на континенте указывает на то, что слишком часто эксплуатация нефти, природного газа, алмазов, древесины и других природных ресурсов подпитывала масштабную коррупцию, разрушение окружающей среды и жестокие конфликты.
Старшая исследовательская группа Института мира Соединенных Штатов (The United States Institute of Peace - USIP) в своем докладе «Критически важные минералы в Африке: укрепление безопасности, поддержка
1 Chinese Loans to Africa Database. The Boston University
Global Development Policy Center. 2024. https://www.bu.edu/gdp/ chinese-loans-to-africa-database/ (accessed 05.11.2024)
развития и сокращение конфликтов в условиях геополитической конкуренции» отмечает, что лучше всего, чтобы правительство США и американские компании, работающие в Африке, предлагали ответственные и прозрачные методы ведения бизнеса. В отчете даются десятки рекомендаций о том, как строить и расширять партнерства между США и странами Африки в области критически важных минералов2. Эксперты отмечают, что проект коридора Лобито может являться важной моделью ведения бизнеса с целью не только получения прибыли, но содействия миру, безопасности и экономическому развитию в рамках усилий по разработке критически важных минералов континента. Укрепление безопасности и управления, а также совместное использование экономических выгод с местными сообществами может помочь устранить коренные причины конфликтов и нестабильности в Африке.
Заключение
Растущий спрос на природные ресурсы и полезные ископаемые в мире подчеркивает необходимость портовой и железнодорожной инфраструктуры для облегчения перемещения товаров по всему миру и стимулирования экономического роста Африки. Связывая богатый медью, литием и другими редкоземельными металлами горнодобывающий регион с морем, коридор Лобито открывает возможности для экономического роста, при этом инфраструктурные инвестиции являются мощным катализатором для создания малого бизнеса вдоль железнодорожных транспортных маршрутов, способствуя местному экономическому росту. Его стратегическая значимость заключается в интеграции экономического и природно-ресурсного потенциала африканских государств в мировую экономику.
В случае успеха проект позволит повысить безопасность и устойчивость цепочки поставок, стимулировать экономический рост и содействовать торговле между африканскими странами. В то же время очевидны и геополитические мотивы нового коридора трудно не заметить. Если коридор Лобито сможет увеличить производство и торговлю критически важными минералами, такими как медь и кобальт, он снизит зависимость от Китая в цепочке поставок электромобилей.
Активное участие США в проекте Лобито - это часть американской стратегии по восстановлению их ослабленного влияния в Африке, где другие страны, такие как Китай, Россия также активно развивают свой бизнес. Экономическая и национальная безопасность США зависят от диверсификации цепочек поставок этих важных материалов. Тем не менее Китай уже более двух десятилетий строит инфраструктуру и обеспечивает концессии по разработке важных минеральных ресурсов по всему африканскому континенту. Американским компаниям нелегко конкурировать в этой среде. Это растущее внимание политики США происходит на фоне усиления геополитической конкуренции США с Китаем, который доминирует во многих африканских горнодобывающих секторах.
США и ЕС объединили свои усилия, в том числе путем совместного инициирования технико-экономических обоснований для расширения новой железнодорожной линии между Замбией и Анголой. Выступая в качестве
USIP Senior Study Group. Critical Minerals in Africa: Strengthening Security, Supporting Development, and Reducing Conflict amid Geopolitical Competition. United States Institute of Peace. April 9, 2024. https://www.usip.org/publications/2024/04/critical-minerals-africa-strengthening-security-supporting-development-and (accessed 05.11.2024)
C3
о
u~
IE
0
1
-1 У
"О
IE
u~
d I_
u
CM
о
CM
важного звена для африканских стран, не имеющих выхода к морю и расширяя их доступ на международные рынки, коридор открывает возможности американского бизнеса для доступа к критически важным африканским минеральным ресурсам и контроля за цепочками их поставок.
Однако это не первый случай, когда Запад предлагает многообещающую международную программу помощи Африке в преодолении ее экономических проблем. В предыдущие десятилетия континент стал свидетелем провала идеи Вашингтонского консенсуса, который пытался реорганизовать макроэкономическую политику многих стран Африки, но в итоге усугубил финансовое давление на и без того бедствующие африканские государства. На этот раз стратегия США и их партнеров нацелена на прозрачность финансирования и инвестиций, массовое вовлечение местных компаний и населения в развитие транспортного коридора Лобито. Для Запада, как и для Китая, активное участие в транспортных проектах в государствах Центральной Африки имеет решающее значение в глобальной гонке за минеральные ресурсы и обеспечение своего будущего. Для африканских государств проект Лобито дает шанс и возможность создания собственной производственной базы, но для этого необходимо, чтобы компании не только добывали минеральные ресурсы, но и передавали технологии с целью производства готовой продукции.
Литература
1. Африка перед лицом современных вызовов и угроз / А.Ю. Борзова, Н.Г. Гаврилова, С.Н. Волков [и др.]. М. Институт Африки РАН, 2021. 216 с.
2. Дейч Т.Л. Китай в Африке в условиях становления многополярности и интересы России // Африка -восходящий центр формирующегося многополярного мира: Сборник статей. М. Институт Африки РАН, 2024. С. 154-165
3. Lu Ch. Washington Wants to Revive a Critical Minerals Mega-Railway Through Africa // The Foreign Policy. February 28, 2024. https://foreignpolicy.com/2024/02/28/ lobito-corridor-angola-critical-minerals-us-china-infrastructure-investment/ (accessed 05.09.2024)
4. Дейч Т.Л. Китай в Африке в условиях становления многополярности // Вестник ученых-международников. 2023. № 4(26). С. 219-226.
5. Eisenman J. Shinn D.H. China's Relations with Africa: A New Era of Strategic Engagement. 2023. Columbia University Press. 504 p.
6. Блищенко В.И. Китай: новая геополитическая сила в Африке // Обозреватель. 2024. № 2(403). С. 37-46. DOI 10.48137/2074-2975_2024_2_37.
7. Дейч Т.Л. Экономические связи Китая с Африкой: проблемы и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2022. № 7. С. 48-56. DOI 10.31857/ S032150750020975-4.
8. Shalal A., Psaledakis D., Martina M.Biden says U.S. is 'all in' on Africa's future // CNBC Africa. 15 Dec. 2022. https://www.cnbcafrica.com/2022/biden-says-u-s-is-all-in-on-africas-future/ (accessed 05.09.2024)
9. Sutter G.R.US-China Relations: Perilous Past, Uncertain Present. Rowman & Littlefield Publishers. 2022. 420 p.
10. Hillman J., Sacks D. China's Belt and Road: Implications for the United States (Independent Task Force Report). Council on Foreign Relations. 2021. 188 p.
11. Симау А.Г., Фокеев А.Г. Развитие железных дорог в республике Ангола: история и перспективы // На-
ука и образование транспорту. 2023. № 1. С. 115119.
12. Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 5. С. 119-141. - DOI 10.23932/2542-0240-201811-5-119-141
13. Burroughs D. Seven Signatories for Lobito Corridor Extension MoU // International Railway Journal. October 26, 2023. https://www.railjournal.com/infrastructure/ seven-signatories-for-lobito-corridor-extension-mou/ (accessed 05.09.2024)
14. Mvile B.N., Bishoge O.K. Mining and Sustainable Development Goals in Africa // Resources Policy 2024. March, Volume 90. 104710. DOI https://doi.org/10.1016Zj.re-sourpol.2024.104710.
THE LOBITO CORRIDOR IN US-CHINA COMPETITION FOR AFRICA'S MINERAL RESOURCES
Khlopov O.A.
Russian State University for the Humanities
In recent years, the rivalry between the United States and China has intensified. New areas of competition related to the technology race are becoming increasingly important, including access to mineral resources that are becoming indispensable for high-tech industries and the formation of new international infrastructure transport routes.
The US-European-backed initiative to create the Lobito Corridor in Africa that reflects strategic interests and counteraction to the growing influence of China and acts as an alternative route to China's One Belt, One Road (BRI) infrastructure project. The author argues that the Lobito Corridor envisages the expansion of the transport infrastructure of three African countries (Angola, Congo, Zambia) in order to increase the volume of exports of their mineral resources to international markets through the Angolan port of Lobito. The US support this project as an opportunity for American and Western companies to counter Chinese and gain broad access to mineral development in Africa. The difficulty for the U.S. is that Chinese companies have already had significant stakes in the mining industry and minerals projects in Congo and other African countries.
Keywords: transport corridor, Lobito, mineral resources, strategic competition, international markets, Africa, USA, China, Angola, Congo, Zambia.
References
1. Africa in the face of modern challenges and threats / A. Yu. Bor-zova, N.G. Gavrilova, S.N. Volkov [and others]. M. Institute for African Studies RAS, 2021. 216 p. (In Russ.)
2. Deich T.L. China in Africa in the Context of the Formation of Multipolarity and the Interests of Russia // Africa - the Rising Center of the Emerging Multipolar World: Collection of Articles. Moscow, Institute of Africa, Russian Academy of Sciences, 2024. P. 154-165 (In Russ.)
3. Lu di. Washington Wants to Revive a Critical Minerals Mega-Railway Through Africa // The Foreign Policy. February 28, 2024. https://foreignpolicy.com/2024/02/28/lobito-corridor-angola-critical-minerals-us-china- i nfrastructure-investment/ (accessed 05.09.2024)
4. Deich T.L. China in Africa in the Context of the Formation of Multipolarity // Bulletin of International Scientists. 2023. No. 4(26). P. 219-226. (In Russ.)
5. Eisenman J. Shinn D.H. China's Relations with Africa: A New Era of Strategic Engagement. 2023. Columbia University Press. 504 p.
6. Blishchenko V.I. China: a new geopolitical force in Africa // Observer. 2024. No. 2(403). P. 37-46. DOI 10.48137/2074-2975_2024_2_37. (In Russ.)
7. Deich T.L. China's Economic Ties with Africa: Problems and Prospects // Asia and Africa Today. 2022. No. 7. P. 48-56. DOI 10.31857/S032150750020975-4. (In Russ.)
8. Shalal A., Psaledakis D., Martina M.Biden says U.S. is 'all in' on Africa's future // CNBC Africa. 15 Dec. 2022. https://www.
cnbcafrica.com/2022/biden-says-u-s-is-all-in-on-africas-future/ (accessed 05.09.2024)
9. Sutter G.R.US-China Relations: Perilous Past, Uncertain Present. Rowman & Littlefield Publishers. 2022. 420 p.
10. Hillman J., Sacks D. China's Belt and Road: Implications for the United States (Independent Task Force Report). Council on Foreign Relations. 2021. 188 p.
11. Simau A.G., Fokeev A.G. Development of railways in the Republic of Angola: history and prospects // Science and education in transport. 2023. No. 1. P. 115-119. (In Russ.)
12. Deitch, T. L. China in Africa: "Neocolonialism" or "Win-Win" Strategy? // Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law. 2018. Vol. 11, No. 5. Pp. 119-141. - DOI 10.23932/25420240-2018-11-5-119-141 (In Russ.)
13. Burroughs D. Seven Signatories for Lobito Corridor Extension MoU // International Railway Journal. October 26, 2023. https:// www.railjournal.com/infrastructure/seven-signatories-for-lobito-corridor-extension-mou/ (accessed 05.09.2024)
14. Mvile B.N., Bishoge O.K. Mining and Sustainable Development Goals in Africa // Resources Policy 2024. March, Volume 90. 104710. DOI https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2024.104710.