голосовании, что вызывает недовольство государственных чиновников.
Приверженцев некоторых «нетрадиционных» конфессий обвиняют в уклонении от участия в выборах. Но ведь государство сегодня занимает по сути дела нейтральную позицию в вопросе о явке на голосование граждан, ибо оно отменило нижний барьер при учете поданных голосов избирателей. Но тогда спрашивается, а причем здесь религиозные убеждения? Вывод напрашивается совершенно определенный: необходимо более внимательное и дифференцированное отношение к религиозным нетрадиционным объединениям. И здесь нужны совместные усилия ученых-религиоведов и государственных чиновников для того, чтобы предметно выработать некие вполне конкретные критерии, точнее их систему, которая позволяла бы если не четко, то хотя бы более определенно отделять деструктивные нетрадиционные религиозные объединения от лояльных, не наносящих вред ни государству, ни правам и свободам личности.
Можно возразить против этого на том основании, что это практически сделать сложно, если невозможно. Может быть, и так. Но тем не менее создание подобного итогового документа, на наш взгляд, создало бы некие общепризнанные принципы видового характера, которые позволили бы государству принимать меры против действительно деструктивных религиозных объединений.
«Евразийское пространство: Прошлое, настоящее, будущее», М., 2012 г., с. 131-134.
Е. Бородин,
кандидат экономических наук (ИРП) КИРГИЗСТАН В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ
Географическое расположение и достаточно слабый экономический потенциал Киргизстана определяют зависимость республики от более крупных соседей. Географическое разделение на Север и Юг, отсутствие транспортной инфраструктуры для связи регионов Киргизской Республики определяют разнонаправленный вектор экономической и политической ориентации частей Киргиз-стана. Север Киргизстана тесно связан с Казахстаном и Китаем. На
79
Юге роль главных партнеров играют соседние Узбекистан и Таджикистан.
Основными донорами Киргизстана являются Россия, США, Китай, Германия, Великобритания, Турция, Швейцария и Япония, а также Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирный банк и Программа развития ООН. Важность геополитического положения Киргизской Республики определяет заинтересованность основных «игроков» в присутствии в республике, однако ни одна страна современного мира пока не берется полностью обеспечивать все необходимые для Киргизстана финансовые вливания в одиночку. Как следствие, киргизское лавирование продолжается в целях получения максимальных экономических дивидендов от всех «игроков».
Киргизстан последовательно выполнял свои союзнические обязательства в тех структурах постсоветского пространства, где доминирующее положение занимает Россия: СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. В последнее время сотрудничество Киргизстана с Российской Федерацией находится на подъеме во всех сферах общественной жизни. Руководителями, отдельными депутатами парламента и общественными деятелями Киргизстана высказываются идеи конфедерации Киргизской Республики с Россией, вхождения ее в Союз России и Белоруссии. Представляется, что подобные проекты достаточно перспективны и должны детально обсуждаться на уровне экспертных сообществ двух стран.
Интерес Киргизстана и, соответственно, его политика в отношении США за все годы независимости не выходили за пределы коммерческих пристрастий. Каких-либо политических, экономических либо иных интересов Киргизстан не конструировал. Намерения экономического сотрудничества, привлечение американских инвестиций камуфлировали стихийное стремление использовать США в качестве нового спонсора и кредитора. Персонифицированный образом и действиями президента А. Акаева и демократический выбор Киргизстана достаточно активно был поддержан США. Очевидно, что к числу акций поддержки относится и вступление страны в ВТО.
В настоящее время экономическое присутствие американцев в Киргизстане достаточно мало и вряд ли в ближайшем будущем увеличится. Американский университет Центральной Азии, открытый при поддержке правительства США и Института открытого общества, постепенно превратился в заурядное образовательное
80
учреждение. Он остается без внимания правительств обеих стран и не является предметом переговоров между ними.
Важнейшее место в реализации планов присутствия США в Киргизской Республике отводилось и отводится американским, международным и иным иностранным неправительственным организациям (НПО). Такие организации, как Корпус мира, Международный республиканский институт США, «Восточноевропейский демократический центр» (ВЕДЦ), «Каунтерпарт Консорциум», «Корпус мира», «Фонд Евразия», Институт по освещению войны и мира, осуществляют свою деятельность на территории республики «в целях развития демократии», а по сути, сотрудники данных организаций исполняют роль «инструкторов революций». Национальный демократический институт США оказывал финансовую, техническую и методическую помощь практически всем оппозиционным партиям и организациям Киргизской Республики.
Взаимоотношения Киргизстана с США во многом зависят от российско-американских отношений, деятельности региональных международных организаций, участником которых является Киргизская Республика; сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ и Всемирным банком, которые находятся в значительной степени под американским контролем. Полностью отказаться от сотрудничества с данными организациями современное правительство Киргизской Республики не может, поэтому единственный возможный выход - в совместной работе при жесткой защите интересов киргизского общества.
К этому же фактору относится и проблема государственного долга Киргизстана, основной объем которого приходится на МВФ и Всемирный банк. Списание или реструктуризация долга зависят от позиций стран-доноров. Очевидно, что абсолютная масса долга не так уж и велика. Однако в условиях финансово-экономического кризиса давление фактора долга возрастает, прежде всего в психологическом плане. Для решения проблемы долга необходим не только диалог с позиции национальных интересов с США, МВФ и ВБ, но и развитие собственной экономики Киргизстана.
Продвижение связей с Европейским союзом (включающим в свой состав 25 стран), особенно с Германией как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики Киргизстана. На сегодняшний день ЕС является важным торговым и инвестиционным партнером Киргизской Республики. После распада СССР ЕС начал оказывать помощь молодым неза-
81
висимым государствам, в том числе и Киргизстану. Была создана специальная программа технической помощи ТАСИС, в рамках которой осуществляются различные программы и проекты по развитию стран СНГ, в том числе Киргизской Республики.
ЕС является крупнейшим донором и доверительным партнером Киргизстана, оказывающим помощь в сфере экологии, демократизации и прав человека, социально-экономических, гуманитарно-образовательных реформ, усиления безопасности границ и борьбы с наркотрафиком, а также обеспечения продовольственной безопасности. За годы партнерства с ЕС Киргизстан получил около 200 млн. евро на реализацию различных программ и проектов. Сохраняется ежегодная техническая помощь Киргизской Республике в размере 10 млн. евро.
Имеются перспективы для осуществления совместных киргизско-европейских инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных месторождений, создание энерго-транс-портных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса экономического и энергетического развития Киргизской Республики. Перспективной также является возможность привлечения европейских инвестиций для развития гидроэнергетического потенциала Киргизстана.
Принимая во внимание особую важность проблемы недостатка водных ресурсов в Центральной Азии, Министерство иностранных дел Киргизской Республики проводит работу по осуществлению обмена опытом и передовыми технологиями в области рационального и эффективного использования водных ресурсов, имеющихся у стран ЕС. Помощь в данной области осуществляет программа ЕС по управлению водными ресурсами и сельскохозяйственным производством в Центральной Азии <^АКМАР».
Сотрудничество между Киргизстаном и Китаем, начавшееся в постсоветский период с нулевой отметки, в настоящий момент достигло достаточно высокого уровня. Оно характеризуется устойчивой динамикой визитов на различных уровнях государственной власти. На протяжении последних лет развивается транспортная инфраструктура, связывающая Китай и Киргизстан, устойчиво растет товарооборот между странами.
У руководства КНР серьезные опасения вызвали события «революции тюльпанов» 2005 г. в Киргизстане, приведшие к неожиданной смене высшего руководства страны и приходу к власти оппозиционных сил. Китай занял выжидательную позицию, отдав в определенной степени дипломатическую инициативу новым вла-
82
стям Киргизской Республики. Несмотря на то что отдельные киргизские политики продолжали выступать за пересмотр отношений с Китаем, и прежде всего киргизско-китайских соглашений по границе, президент Киргизстана К. Бакиев вернул отношения двух стран в привычный формат. Вновь были налажены контакты между министерствами и ведомствами, участились взаимные визиты на всех уровнях, начал расти товарооборот, который достиг рекордной отметки в 3,5 млрд. долл. в 2007 г. КНР не рассматривает Киргизстан в числе главных экономических партнеров в регионе. Приоритетные для Киргизской Республики экономические проекты - строительство железной дороги Китай-Киргизстан-Узбеки-стан и экспорт киргизской электроэнергии в КНР - не находят реальной заинтересованности у китайской стороны. По мнению китайской стороны, оба проекта являются спорными с точки зрения экономической и финансовой эффективности и достаточно затратными (в общей сложности необходимо более 2 млрд. долл.). Киргизская сторона не смогла предоставить убедительных доказательств наличия необходимого резерва мощностей для стабильных экспортных поставок электроэнергии.
Правительствами обеих стран осуществляются проекты по реабилитации автомобильных дорог Ош-Сары-Таш-Иркештам и Торугарт-Нарын-Бишкек. Китай возобновил оказание ежегодной грантовой помощи Киргизстану на социально-экономическое развитие в размере 50 млн. юаней в год. Активизировались и предприниматели обеих сторон, реализуя многочисленные, малые и средние, проекты в различных областях.
В современном мире Индия является одной из великих мировых держав. В начале 90-х годов XX в. во внешнеполитической стратегии появилось новое направление - Центральная Азия. Для достижения своих политических целей Индия стремится к укреплению и экономических связей со странами региона, которые являются огромным потенциальным рынком сбыта промышленной продукции, а также перспективным источником топливно-энергетических ресурсов и полезных ископаемых, прежде всего цветных и драгоценных металлов. Киргизская Республика известна своими запасами золота, а Индия, являющаяся крупнейшим мировым потребителем золота, может инвестировать значительные средства в модернизацию золотодобычи. Кроме того, Центрально-Азиатский регион является весьма удобным «коридором» для транспортировки индийских товаров в Россию, страны СНГ и государства Европы.
83
Очевидно, что в обозримой перспективе укрепление связей со странами Центральной Азии будет оставаться приоритетным направлением внешней политики Индии, причем ее интересы в этом регионе не будут ограничиваться только экономической сферой, в дальнейшем все большее значение будут приобретать соображения безопасности и стратегические интересы. Индийский истеблишмент убежден, что американское присутствие в регионе объясняется, прежде всего, желанием установления своего контроля над энергетическими ресурсами Центральной Азии и Ближнего Востока. Индия с одобрением восприняла предложение Киргизстана о проведении международной конференции по мирному урегулированию в Афганистане. Стороны выразили убеждение, что без этого невозможны мир и стабильность в Юго-Восточной и Южной Азии.
Индия заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса в Киргизстане. Наибольший интерес она проявила к организации туризма на озере Иссык-Куль в самое жаркое время года. Есть у индийцев и предложения по разработке в республике информационных технологий - создание Индо-Киргизского центра информационных технологий в Бишкеке, а также по созданию предприятий по переработке сельхозпродукции. Наиболее плотное сотрудничество осуществляется в сфере образования. Несколько лет в Ош-ском государственном университете обучаются юноши и девушки из Индии, открыт индийский центр исследования, где работы ведут по программам индийских ученых. Существует заинтересованность киргизской стороны в скорейшем решении вопросов, связанных с реализацией проектов по строительству картофеле-перерабатывающего завода в Таласской области и созданию Горно-медицинского центра в Бишкеке.
Киргизстан является, пожалуй, наиболее светской из всех стран региона Центральной Азии. Это не является препятствием для многогранного сотрудничества Киргизской Республики с рядом мусульманских государств, в том числе и теократическим Ираном, где большинство населения исповедует ислам шиитского толка. За последние годы взаимоотношения Киргизской Республики и Ирана вышли на новый уровень, в особенности в сфере экономического взаимодействия. Значительно возросло число иранских предпринимателей, работающих в Киргизстане, свой бизнес на территории центральноазиатской республики осуществляют более 180 совместных киргизо-иранских и иранских фирм. Предметами совместного производства киргизских и иранских бизнес-
84
менов являются электротехническое оборудование, инкубаторы, осветительные приборы, керамика, упаковка для пищевых продуктов, автошины. Известно, что в Иран осуществляются регулярные поставки электрических лампочек из Киргизстана.
Турецкая Республика была фактически первым мусульманским государством, которое признало независимость всех централь-ноазиатских государств в 1991 г. К 2009 г. Киргизстан надежно укрепил свои взаимоотношения с Турцией. К настоящему времени Турция является для Киргизской Республики одним из важных внешнеполитических партнеров, заметно уступая, однако, России, Китаю, Казахстану и Узбекистану, США, Японии, странам ЕС. Тем не менее можно наблюдать определенные всплески этой активности по отдельным вопросам или проблемам. Так, руководство Турции проявляет особый и настойчивый интерес к оборонным отраслям промышленности республики, откровенно предлагая свои услуги и участие в деятельности ВПК. Традиционными являются подготовка в Турции военных кадров для Киргизстана и оказание ей гуманитарной и военно-технической помощи.
Особое значение для обеих стран имеет сфера военно-технического сотрудничества. Так, 10 июля 2008 г. в Анкаре был подписан протокол между Министерством обороны Киргизстана и Генеральным штабом Турции о предоставлении материально-технической помощи для Вооруженных сил Киргизстана, предусматривающий реализацию соглашения между правительством Киргизстана и правительством Турции о безвозмездной военно-технической помощи на 2008-2009 гг. в размере 1 млн. 190 тыс. новых турецких лир. Средства использованы для закупки имущества для Минобороны и на приобретение оборудования для Национальной гвардии Киргизстана, оборудования образцовой пограничной заставы и закупки имущества для внутренних войск Министерства внутренних дел. Всего за 15 лет военного сотрудничества Турецкая Республика оказала Киргизстану военно-техническую помощь на сумму более 3 млн. долл. США. Военнослужащие Министерства обороны Киргизстана проходят обучение на курсах подготовки офицеров специального назначения в училище сухопутных войск и военно-медицинской академии Турецкой Республики. При этом расходы на обучение и содержание киргизских военных несет турецкая сторона. В Киргизстане под руководством турецких инструкторов ежегодно проводится обучение киргизских военнослужащих по горной, специальной и снайперской подготовке.
85
Российская Федерация и Киргизская Республика последовательно развивают сотрудничество в различных сферах. Одной из наиболее развитых сфер сотрудничества являются военно-технические контакты. База российско-киргизского военного сотрудничества заложена Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Российской Федерацией и Киргизстаном и конкретизирована подписанным 5 июля 1993 г. Договором о сотрудничестве в военной области. К настоящему времени с Кир-гизстаном заключено более 30 двусторонних документов в военной области.
Россия и Киргизстан успешно взаимодействуют в военной сфере и на многосторонней основе - в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. В Бишкеке дислоцирован орган управления Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона Совета коллективной безопасности (КСБР ЦАР). В октябре 2003 г. была открыта российская авиабаза в городе Кант - авиационный компонент КСБР ЦАР. База в Канте стала первым российским военным объектом, развернутым за пределами ее национальной территории со времени распада СССР. Российская авиационная база на территории Киргизстана создана в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 25 мая 2001 г. А 22 сентября 2003 г. в Москве состоялось подписание Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизстана.
Руководители внешнеполитических ведомств России и Кир-гизстана практически по всем важнейшим международным вопросам занимают идентичные или весьма близкие позиции, тесно взаимодействуя в ООН, ОБСЕ, а также в региональных структурах -СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.
В ситуации мирового финансово-экономического кризиса страны-партнеры стараются помогать друг другу для поддержания жизнедеятельности на высоком уровне. Так, Россия предоставила 30 апреля 2009 г. Киргизской Республике льготный кредит на 300 млн. долл. со ставкой 0,75% годовых сроком на 40 лет и семилетней отсрочкой выплаты. Данные средства должны были пойти на поддержание и развитие многих сфер производства в республике, которые в условиях финансовой нестабильности испытывают определенные трудности в своей деятельности. Кроме того, Российская Федерация планировала вложить 1,7 млрд. долл. в строительство Камбаратинской ГЭС-1 и предоставить Киргизстану без-
86
возмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долл. В свою очередь Киргизская Республика брала на себя обязательства по закрытию американской военной базы «Манас» и по передаче России 48% акций предприятия «Дастан», а также здания под культурный центр Российской Федерации в Бишкеке. Первые 450 млн. долл. киргизская сторона получила весной 2009 г. Однако в связи с нецелевым использованием данных средств Фондом развития Киргизской Республики и невыполнением К. Бакиевым своих политических обязательств по ликвидации базы «Манас» данный проект был заморожен, а революционные события 2010 г. приостановили на время все договоренности.
Киргизстану в рамках современных реалий Центральной Азии необходимо тесное сближение с Россией. Соседи Киргизста-на - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан - постоянно ужесточают пограничные претензии к республике. Противостоять более сильным в экономическом и военном отношении странам, которые предъявляют жесткие территориальные ультиматумы, возможно только в союзе с Российской Федерацией.
Структура экономики и номенклатура товаров большинства стран региона идентичны, поэтому интеграция объективно заменена конкуренцией. Казахстан - это 65% всей региональной экономики. Исходя из своего экономического потенциала, он претендует на роль лидера в Центральной Азии.
Взаимоотношения Киргизстана и Казахстана формируются под влиянием особых культурных и исторических связей. Духовная и языковая близость киргизского и казахского народов являются общепризнанным фактом. Две страны активно сотрудничают в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В январе 2000 г. Киргизстан и Казахстан подписали договор о совместном использовании воды рек Чу и Талас. Несмотря на то что свергнутый в результате политической революции 2005 г. А. Акаев бежал сначала в Казахстан, отношения между двумя странами не стали кризисными. Удалось договориться об упрощенном порядке трудовой миграции из Киргизстана в Казахстан, было образовано совместное предприятие «Казкиргаз», создание которого «сняло угрозу необеспечения Киргизстана узбекским газом зимой».
Однако киргизско-казахские отношения далеки от идеальных. Казахские власти ужесточают меры в отношении киргизских граждан, проезжающих по территории Казахстана. Так, например, дорога из Таласской области Киргизстана пролегает через терри-
87
торию Казахстана. Пассажиры-киргизы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана. Казахские пограничники ввели новое правило, согласно которому легковым автомобилям с киргизскими номерами после 12 часов ночи запрещается проезд по казахской территории.
Известно о ряде экономических проектов центральноазиат-ских стран и Китая, в которых заинтересована участвовать Киргизская Республика. Киргизстан в свое время просил Китай импортировать природный газ из Туркмении по киргизской территории, а не через Казахстан, и был готов инвестировать в этот проект средства. Киргизская Республика, которая, как и Казахстан, имеет общую границу с Китаем, полностью зависит от единственного источника поставок газа - Узбекистана - и хочет диверсифицировать импорт.
Киргизстан, Таджикистан и Туркмения подписали рамочную конвенцию об охране окружающей среды. Это стало одним из итогов многолетней работы Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала. Конвенция предполагает единые требования в сфере осуществления природоохранной деятельности для всех стран Центральной Азии. Особое внимание в документе отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по сохранению биологического разнообразия. Разработана и принята схема сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях. По данным этого фонда, с 1960 по 2004 г. площадь водного зеркала Аральского моря уменьшилась в четыре раза. Из 115,6 км3 суммарного стока рек Аральского бассейна на хозяйственные нужды сегодня забирается 104,9 км3 воды. Обнажено 45 тыс. км2 бывшего дна, из-за чего население Приара-лья потеряло 600 тыс. га угодий.
Отношения между Киргизстаном и Узбекистаном на дипломатическом уровне носят преимущественно дружеский и взаимовыгодный характер. После приостановки Узбекистаном в 2008 г. своего участия в Евразийском экономическом сообществе обе страны остались членами влиятельных региональных организаций ШОС, СНГ и ОДКБ.
Одним из проблемных вопросов между Киргизстаном и Узбекистаном является территориальный. Граница между двумя государствами в настоящее время делимитируется. Произведена делимитация большей части совместной киргизско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1300 км. По всему
88
же ее периметру существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. По отдельным ее пунктам не было достигнуто какого-либо соглашения. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, сталкивается со множеством трудностей в своей работе, исходящих во многом из взаимных противоречий. Узбекская сторона отстаивает принцип проведения границы, основываясь на карте 1924 г. Киргизстан же выдвигает в качестве базы для переговоров как окончательный документ карту 1955 г.
На территории Киргизстана имеется два узбекских анклава -Сох и Шахимардан численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь и в Узбекистане имеется киргизский анклав - село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области с населением 589 человек. Все вышеперечисленные анклавы оторваны от основной территории своих государств, что создает значительные трудности для их населения. В этой связи узбекским руководством была предпринята в свое время попытка заключить с киргизскими коллегами соглашение об обмене территориями, с тем чтобы анклав Сох был присоединен широкой полосой земли к «материковой» части Узбекистана. В обмен Киргизстану предлагалось передать южную часть Соха. Киргизская сторона посчитала для себя невыгодным заключать подобное соглашение, так как в этом случае два района страны - Лейлекский и Баткенский - почти полностью будут отрезаны от остальной территории. Анклавы являются мощным инструментом давления Узбекистана на Киргизстан. Известно, что в Сохе находились подразделения Вооруженных сил Республики Узбекистан, хотя в мировой практике содержание в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым.
Характерно, что недостаточная готовность киргизской армии противостоять вооруженным отрядам боевиков заставляет узбекское руководство предпринимать активные односторонние меры для защиты своих рубежей. Известна практика узбекских властей по минированию своих границ с Киргизстаном. Таким образом, киргизско-узбекское межэтническое равновесие на современном этапе отличается некоторой нестабильностью. Учитывая же, что оба государства соприкасаются друг с другом в самом центре Центральной Азии, можно говорить о том, что напряженность здесь теоретически угрожает стабильности региона в целом.
Киргизская Республика поддерживает дипломатические, военно-технические, торгово-экономические, культурные и гума-
89
нитарные отношения с большим количеством стран. В этой связи можно отметить особые отношения Киргизстана с Белоруссией, Украиной, Японией и др. Но именно великие державы и государства Центрально-Азиатского региона определяют основные тенденции внутреннего и внешнего развития Киргизской Республики.
«Мир и политика», М., 2012 г., № 2, с. 105-111.
Александр Шустов,
кандидат исторических наук (МГСП, Ярославль) ИСЛАМИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ТАДЖИКИСТАН, КИРГИЗИЯ, КАЗАХСТАН)
Центральная Азия - регион, с которым Россию объединяют многочисленные политические, экономические, военные, культурные и семейно-родственные связи, - после распада СССР испытывает растущее влияние радикального ислама. Исламизация Центральной Азии для России - вопрос не только военной безопасности, которая окажется под угрозой в случае дестабилизации ситуации в одной или нескольких странах региона, но и внутриполитической стабильности, тесно связанной с постоянно растущей трудовой миграцией.
Влияние ислама в государствах Центральной Азии всегда было различным. В Узбекистане и Таджикистане - странах с древней земледельческой культурой, оседлым населением и городской цивилизацией, ислам занимал гораздо более сильные позиции, чем в посткочевых обществах - Казахстане, Киргизии и Туркмении. Северная Киргизия и Казахстан были раньше включены в состав Российской империи, испытав более сильное влияние русской культуры. На этих территориях гораздо выше была численность славянского населения, широкое распространение получил русский язык, вследствие чего уровень русификации коренных этносов оказался более значительным.
В постсоветский период республики Центральной Азии стали позиционировать себя как светские государства, исламские - по культуре, историческому и духовно-религиозному наследию. В результате светская идентичность стала быстро вытесняться мусульманской. На территории Центральной Азии были построены сотни мечетей, мектебов, медресе. Однако интересы ислама в политической системе представлены не были. Местные политиче-
90