чии такового Таможенный союз дал бы нам быстрое развитие казахстанских производственных мощностей», - сказал г-н Акулов.
Интересно, какой смысл будет иметь Таможенный союз, если все государства-участники установят «особые условия» для национальных предприятий? Что касается утверждения относительно «особых условий» Китая, то это недоразумение, вызванное недостаточным знанием положения дел в этой стране. Однако подробно разбирать здесь этот сюжет нет смысла. Речь идет о Казахстане и Таможенном союзе. Таможенный союз - во многом действительно неоднозначное объединение. «Отдельные отрасли производства могут попасть в трудное положение, например, легкая промышленность, кондитерская и ликероводочная, пищевая и т. п. Им придется конкурировать с российскими производителями на территории Казахстана. Особенно это относится к приграничным областям республики», - говорит экономист Берентаев. В то же время, как иногда представляется, некоторые авторы упускают из виду, что смысл созданного Таможенного союза заключается не только в таможенном сотрудничестве, но и в создании единого экономического пространства.
Что касается спорных вопросов, то их возникновение является естественным при столь масштабной перестройке экономического взаимодействия нескольких стран. Они могут быть разрешены в ходе четкой, планомерной и взаимовыгодной работы всех членов союза.
«Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России», М., 2010 г., с. 25-38.
А. Большаков,
политолог
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗИИ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Большинство постсоветских стран проводит в последние не сколько лет ярко выраженную многовекторную внешнюю политику. Однозначно прозападный вектор развития характерен, пожалуй, только для Грузии и государств Балтии, которые уже стали частью Европейского союза. Целостной пророссийской ориентации не существует в полной мере ни в одном государстве постсоветского пространства. Не является исключением в этом плане и
Киргизия. Кроме того, экономическое положение Киргизской Республики настолько бедственно, что геополитические игры элиты являются едва ли не единственным способом эффективного пополнения бюджета республики. Экономика Киргизии не может отказаться от финансовой помощи ведущих держав и международных организаций.
Киргизия в значительной степени зависит от более сильных соседей, стремящихся играть по отношению к маленькой стране роль «старших братьев» (исключение составляет только Таджикистан). Север Киргизстана тесно связан с Казахстаном и Китаем. На юге роль главных партнеров играют соседние области Узбекистана и Таджикистана. Границы с этим странами делят Ферганскую долину наподобие средневековой Германии. Киргизстан вынужден лавировать между интересами данных стран, периодически заявляя о стратегическом партнерстве с Россией, США, странами Европейского союза. Показательным в этой связи является наличие авиабазы «Манас» на территории Киргизстана. Сама авиационная база - это комплекс различных геополитических проблем:
Во-первых, столкновение интересов базисных ведомств США, России и Китая.
Во-вторых, проблема Афганистана, которую необходимо решать.
В-третьих, интересы стран, расположенных к югу от Кир-гизстана, которые понимают, что в Киргизской Республике существует иностранная авиабаза, которая может быть рассмотрена как потенциальная угроза.
Весь этот комплекс проблем сопряжен с реальными национальными интересами Киргизстана, хотя дискутируется, прежде всего, вопрос арендной платы.
Донорами Киргизстана являются Российская Федерация, США, Китай, Германия, Великобритания, Турция, Швейцария и Япония, а также Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирный Банк и Программа развития ООН. Ни одна страна современного мира пока не в состоянии полностью обеспечивать все необходимые для Киргизстана финансовые вливания в одиночку, а потому лавирование киргизского истеблишмента в лабиринтах современной геополитики будет продолжаться.
Этнические и религиозные конфликты на постсоветском пространстве в настоящее время стали менее многочисленными и интенсивными, чем в предшествующие десятилетия. На первый план выходят межгосударственные противостояния, некоторые
интернационализированные конфликты самоопределения. Не является исключением и Центральная Азия.
Основными причинами конфликтности на постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX в. были: распад единого государства - СССР; строительство новой государственности бывшими советскими республиками; этнический национализм; ухудшение экономического положения большинства граждан; крах старого общественного порядка, становление новых политических и социальных институтов. Конфликты на постсоветском пространстве были многочисленными, различными по масштабу, отличались друг от друга своей интенсивностью, процессом протекания, затрагивали не только проблемы этничности и веры, но и политические, экономические, социокультурные вопросы. В середине 90-х годов XX в. большинство подобных конфликтов оказываются в состоянии «замороженности», а основной конфликт перемещается на территорию Российской Федерации, где наиболее разрушительным по своим последствиям становится чеченский кризис. После его относительного урегулирования возникает новый виток конфликтности уже на всем Северном Кавказе, который стал еще более интенсивным в настоящее время.
В начале XXI в. «цветные революции» в ряде постсоветских стран и энергетическая экспансия российских государственных корпораций приводят к усилению напряженности на всем пространстве СНГ. Начинаются многочисленные информационные, торговые, газовые «войны» (конфликты) между постсоветскими государствами, которые приводят и к первому вооруженному конфликту между Россией и Грузией, и изменению территориальных границ одной из бывших республик СССР. Вооруженный конфликт между государствами СНГ окончательно разбалансировал статус-кво на постсоветском пространстве.
Причинами конфликтов новой волны можно назвать: различное геополитическое влияние; многовекторность политики всех государств СНГ; националистические интересы элит независимых государств; стремление к продаже ресурсов и их транзиту по ценам мирового рынка; отсутствие заинтересованности в ряде интеграционных проектов СНГ из-за их малой реалистичности и экономической неэффективности; влияние кризиса на уменьшение ресурсов ряда стран СНГ, в том числе наиболее развитых (Белоруссии, Казахстана, России, Украины).
Межгосударственные конфликты характерны для всего постсоветского пространства и не ограничиваются открытыми
столкновениями России и новых независимых государств. Так, Туркмения противоборствует с Азербайджаном по ряду вопросов в использовании Каспия, три страны Центральной Азии постоянно конфликтуют между собой на территории Ферганской долины и т. п., возросла экономическая конкуренция между постсоветскими государствами, которая раньше не была столь заметной. В современных постсоветских странах остались старые и возникли новые межэтнические и межконфессиональные конфликты, но они не имеют, как правило, значительных масштабов, не интенсивны, практически не носят вооруженного характера. В некоторых центральноазиатских государствах значительно вырос экстремизм религиозного толка.
Множественность пересекающихся конфликтов 90-х годов XX в. обеспечивало относительную стабильность постсоветского пространства, поскольку оно было в значительной степени интегрировано советскими традициями, а Россия была неформальным лидером практически для всех государств СНГ. Диверсифициро-ванность современного постсоветского пространства, все более сильное противостояние ряда стран СНГ российскому доминирования позволяют сделать вывод о том, что его (пространства) стабильность минимальна, а количество стран, которые тяготеют к общей интеграции, незначительно. Влияние России существенно в большинстве стран ОДКБ, но и здесь в последние годы возникли большие разногласия и противоречия.
Конфликты на постсоветском пространстве во многом определяются геополитическим противостоянием США, ЕС, России, Китая. Американцы претендуют на влияние на всем постсоветском пространстве, ЕС уже включил в свой состав страны Балтии и высказывает явную заинтересованность процессами в европейских странах СНГ. В последнее время ЕС активно влияет на регион Южного Кавказа и налаживает сотрудничество со странами Центральной Азии. Последний регион давно находится и в сфере влияния Китая, который прилагает значительные усилия для доминирования в бывших восточных советских республиках. Внешнее воздействие на постсоветское пространство и отдельные его регионы оказывают Иран и Турция. Россия рассматривает постсоветское пространство как зону своих важнейших геополитических интересов, что достаточно естественно. Однако неумение договариваться с другими странами, постоянные проявления «имперского синдрома» ставят под сомнение российскую стратегию действий на всем диверсифицированном постсоветском пространстве.
Основной причиной, которая привела к значительному увеличению межгосударственных конфликтов различного толка на постсоветском пространстве, стало противоречие между расширением интересов национальных политических элит, идентифицирующих себя с государствами в целом, с одной стороны, и ограниченным количеством ресурсов для реализации данных интересов, с другой стороны.
В настоящее время в политическом развитии на постсоветском пространстве прослеживаются процессы как интеграции, так и дезинтеграции, причем и те, и другие обусловлены как внутренними факторами, так и разнонаправленным влиянием извне. Расстановка внешних сил, участвующих в разработке будущей конфигурации экономического пространства СНГ, более-менее определилась. Россия более не является безальтернативным партнером для совместного развития стран СНГ. Экономически эту роль готовы взять на себя Китай и Европейский союз.
Концепция внешней политики выделяет следующие основные приоритеты современного Киргизстана: укрепление национальной безопасности внешнеполитическими методами; формирование благоприятных внешних условий для реализации национальных приоритетов развития; укрепление положительного международного имиджа Киргизстана; формирование эффективной системы внешнеполитической деятельности во главе с Министерством иностранных дел Киргизской Республики и в партнерстве с другими заинтересованными ведомствами и институтами гражданского общества.
Имея в виду подобные приоритеты, рассмотрим взаимоотношения Киргизии с ведущими государствами и региональными организациями современного мира.
Цели американцев в Центральной Азии достаточно очевидны. Для США важно формирование проамериканской ориентации региона; сдерживание влияния Китая и России; создание условий для открытого столкновения российских и китайских интересов; использование регионального потенциала для выстраивания долгосрочно го диалога с исламским миром. Киргизстан в американском внешнеполитическом дискурсе за 18 лет постсоветского развития прошел путь от «островка демократии» - витрины возможного центральноазиатского либерального развития, созданного с помощью Запада, и прежде всего США, до союзника по антитеррористической коалиции, точнее, военной операции американцев в Афганистане. При этом следует иметь в виду, что
территория и услуги для создания военной базы были предоставлены американцам прежним киргизским правительством практически бесплатно. Интерес Киргизстана и соответственно его политика в отношении США за все годы независимости не выходили за пределы коммерческих пристрастий. Каких-либо политических, экономических либо иных интересов Киргизстан не конструировал. Намерения экономического сотрудничества, привлечение американских инвестиций камуфлировали стихийное стремление использовать США в качестве нового спонсора и кредитора. Персонифицированный образом и действиями президента А. Акаева демократический выбор Киргизстана достаточно активно был поддержан США. Очевидно, что к числу акций поддержки относится и вступление страны в ВТО.
В рамках сотрудничества Киргизстана с МВФ, Всемирным банком и другими международными экономическими и финансовыми организациями содействие американцев также было очевидным. Следует, конечно, упомянуть и о безвозмездной, грантовой помощи со стороны США Киргизстану. Общая сумма за 17 лет составила примерно 1 млрд. 100 млн. долл. Но иллюзии демократии быстро разрушились. Именно США позволили прежнему президенту Киргизстана А. Акаеву превратить демократию в коммерцию, в инструмент наживы. Система политического плюрализма как возможный формат и смысл отношений между Киргизстаном и США ушла в прошлое, хотя объективно Киргизская Республика является единственной в Центральной Азии страной, остающейся в пределах демократического транзита.
В настоящее время экономическое присутствие американцев в Киргизстане достаточно мало и вряд ли в ближайшем будущем увеличится. Американский университет Центральной Азии, открытый при поддержке правительства США и Института открытого общества, постепенно превратился в заурядное образовательное учреждение. Он остается без внимания правительств обеих стран и не является предметом переговоров между ними.
Взаимоотношения Киргизстана с США во многом зависят от российско-американских отношений, деятельности региональных международных организаций, участником которых является Киргизская Республика, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ и ВБ, которые находятся в значительной степени под американским контролем. Полностью отказаться от сотрудничества с данными организациями современное правительство Киргизстана не
может, поэтому единственный возможный выход - совместная работа при жесткой защите интересов киргизского общества. К этому фактору относится и проблема государственного долга Киргиз-стана, основной объем которого приходится на МВФ и ВБ. Списание или реструктуризация долга зависит от позиций стран-доноров. Очевидно, что абсолютная масса долга не так уж и велика. Однако в условиях финансово-экономического кризиса давление фактора долга возрастает, прежде всего, в психологическом плане. Для решения проблемы долга необходим не только диалог с позиции национальных интересов с США, МВФ и ВБ, но и развитие собственной экономики Киргизстана.
Продвижение связей с Европейским союзом (включающим в свой состав 25 стран), особенно с Германией как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики Киргизстана. На сегодняшний день Европейский союз является важным торговым и инвестиционным партнером. После распада СССР европейские государства начали оказывать помощь молодым независимым государствам, в том числе и Киргизстану. Была создана специальная программа технической помощи «ТАСИС», в рамках которой осуществляются различные программы и проекты по развитию стран СНГ, в том числе Киргизии.
За годы партнерства с Европейским союзом Киргизстан получил около 200 млн. евро на реализацию различных программ и проектов. Сохраняется ежегодная техническая помощь. Вопросы киргизско-европейского партнерства, торгово-экономических отношений двух сторон, включая вопросы доступа киргизских товаров на европейский рынок, инвестиций, энергетики и транспорта, а также охраны окружающей среды. В качестве перспективных направлений сотрудничества можно выделить решение таких задач, как борьба с терроризмом и наркотрафиком, незаконной миграцией и торговлей людьми. В данном направлении уже работают программы Европейского союза по предотвращению производства и сбыта наркотиков в Центральной Азии (СЛОЛР) и управлению границами в Центральной Азии (ВОМСА).
Принимая во внимание особую важность водной проблематики в Центральной Азии, Министерство иностранных дел Киргизской Республики проводит работу по осуществлению обмена опытом и передовыми технологиями в области рационального и эффективного использования водных ресурсов, имеющихся у стран Европейского союза. Помощь в данной области осуществляет программа Европейского союза по управлению водными ресур-
сами и сельскохозяйственным производством в Центральной Азии <^АКМАР».
Учитывая устойчивое развитие сферы высшего и профессионального образования в Киргизстане и наличие достаточно развитой вузовской системы, Европейский союз принимает активное участие в образовательной политике Киргизии путем реализации учебных программ и поддержки качественной образовательной системы. Таким образом, дальнейшее сотрудничество Киргизской Республики с Европейским союзом отвечает национальным интересам республики и позволит в значительной степени повысить авторитет Киргизстана в мировом сообществе.
Сотрудничество между Киргизией и Китаем, начавшееся в постсоветский период с нулевой отметки, в настоящий момент достигло достаточно высокого уровня. Оно характеризуется устойчивой динамикой визитов на различных уровнях государственной власти. На протяжении последних лет развивается транспортная инфраструктура, связывающая Китай и Киргизстан, устойчиво растет товарооборот, между странами. Китай и Киргизстан активно взаимодействуют в международных организациях, среди которых особо выделяется сотрудничество в ШОС. Основные проблемные вопросы между двумя странами, которые отягощали двустороннее взаимодействие и препятствовали развитию двусторонних отношений, были сняты в период до 2005 г., после решения проблемного вопроса о границе и подписания основного политического документа - Договора «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве».
У руководства КНР серьезные опасения вызвали события «революции тюльпанов» 2005 г. в Киргизстане, приведшие к неожиданной смене высшего руководства страны и приходу к власти оппозиционных сил. Китай занял выжидательную позицию, отдав в определенной степени дипломатическую инициативу новым властям. Несмотря на то что отдельные киргизские политики продолжали выступать за пересмотр отношений с Китаем, и прежде всего киргизско-китайских соглашений по границе, президент Киргиз-стана К. Бакиев вернул отношения двух стран в привычный формат. Это было сделано в результате его официального визита в Китай в 2006 г. Вновь были налажены контакты между министерствами и ведомствами, участились взаимные визиты на всех уровнях, начал расти товарооборот, который достиг рекордной отметки в 3,5 млрд. долл. США в 2007 г.
КНР не рассматривает Киргизстан в числе главных экономических партнеров в регионе. Приоритетные для Киргизской Республики экономические проекты - строительство железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан и экспорт киргизской электроэнергии в КНР не находят реальной заинтересованности у китайской стороны.
В рамках долгосрочной десятилетней программы торгово-экономического сотрудничества в настоящее время Китай и Кир-гизстан работают над реализацией пакета экономических проектов.
Особую роль в развитии современной Киргизии играют ее взаимоотношения с центральноазиатскими странами. Интеграция в постсоветской Центральной Азии отсутствует, существуют кооперация и взаимодействие ряда международных игроков. Структура экономики и номенклатура товаров большинства стран региона идентичны, поэтому интеграция объективно заменена конкуренцией. Казахстан - это 65% всей региональной экономики. Исходя из своего экономического потенциала, Казахстан претендует на роль лидера в Центральной Азии. Энергетика не является фактором интеграции в Центральной Азии.
Приоритетными в этом регионе для Киргизии являются взаимоотношения с Казахстаном. Эти две страны связаны особыми культурными и историческими узами. Духовная и языковая близость киргизского и казахского народов является общепризнанным фактом. Две страны активно сотрудничают в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Если не считать проблем, возникающих из-за регулирования стока Сырдарьи, киргизско-казахские отношения в эпоху А. Акаева развивались почти без конфликтов. Казахи были представлены в элите Киргизстана. В 90-е годы XX в. страны договорились о возвращении всех земель, арендованных в советский период. К 2001 г. была в основном завершена демаркация между двумя государствами. В январе 2000 г. Киргизстан и Казахстан подписали договор о совместном использовании воды рек Чу и Талас. Несмотря на то что свергнутый в результате политической революции 2005 г. А. Акаев бежал сначала в Казахстан, отношения между двумя странами не стали кризисными. В декабре 2005 г. на встрече премьер-министров двух стран было подтверждено право собственности Казахстана на несколько объектов около озера Иссык-Куль, принадлежавших Казахской ССР до 1991 г. Удалось договориться об упрощенном порядке трудовой
миграции из Киргизстана в Казахстан, было образовано совместное предприятие «Казкыргаз», создание которого сняло угрозу необеспечения Киргизстана узбекским газом зимой. Однако киргизско-казахские отношения далеки от идеальных. Казахские власти ужесточают меры в отношении киргизских граждан, проезжающих по территории соседей. Так, например, дорога из Таласской области Киргизстана пролегает через территорию Казахстана. Пассажиры-киргизы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана.
Киргизская Республика и Таджикистан являются партнерами по ряду постсоветских международных региональных организаций (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ), активно взаимодействуют в рамках ШОС, официальные переговоры и встречи представителей двух стран проходят в дружественной обстановке и служат укреплению дипломатических, торгово-экономических, культурных и гуманитарных контактов между странами. По ряду экономических, военно-технических и геополитических параметров обе страны являются слабейшими в регионе Центральной Азии. Их экономики конкурируют друг с другом, основные миграционные потоки из этих стран устремлены прежде всего в Россию, хотя многочисленные диаспоры киргизов и таджиков существуют и в других странах СНГ. Ситуация в Таджикистане напрямую связана с перманентной гражданской войной в Афганистане. Политические элиты Киргиз-стана и Таджикистана стремятся выйти из ореола «несостоявшихся государств», доказать свое экономическое и военное превосходство друг другу, занять более-менее устойчивые позиции.
Географические параметры двух стран, наличие ограниченности или неравномерности в распределении природных ресурсов подстегивают часть населения на экспансию с последующим освоением соседних территорий. Так, Таджикистан при наличии территории 143,1 тыс. км2 (из которых 93% - горная местность) имеет более 7 млн. человек населения (плотность населения более 45 человек на 1 км2). В свою очередь у Киргизстана 198,5 тыс. км2 территории с населением около 5 млн. человек (плотность -25 человек на 1 км2).
Список взаимных претензий Киргизстана и Таджикистана начинают земельно-территориальные участки на спорных приграничных территориях, преимущественно в Баткенской области. В Киргизстане находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. км2 про-
живает более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С каждым годом ожесточенное противостояние между жителями приграничных районов двух стран заканчивается попытками их правительств хоть как-то урегулировать ситуацию. Однако все безуспешно, так как Киргизстан и Таджикистан не могут прийти к общему согласию по вопросу определения принадлежности спорных приграничных участков.
Важно отметить, что Киргизстан и Таджикистан уже имеют горький опыт длительного конфликта, в основе которого лежит застарелый спор вокруг земельно-водных ресурсов. С 80-х годов XX в. имели место серьезные столкновения между таджиками и киргизами, например, в селениях Ворухе-Танги (1982) и Матче-Актатыре (1988). Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались различные требования, вплоть до передачи спорных земель Таджикистану, привели к новой эскалации напряженности (1989-1991), угрожая перерастанием в открытый двусторонний конфликт. В 1998 г. на территории Баткенского района отмечались новые столкновения из-за распределения воды. При неблагоприятном развитии событий подобные «малые конфликты» могут привести к применению вооруженной силы. В условиях участившихся беспорядков на пограничных территориях и конфликтов при определении принадлежности земельных участков, водных спорах любые односторонние действия со стороны Таджикистана или Киргизстана без учета мнения друг друга могут привести к межэтническим конфликтам. Надо полагать, что подобное развитие событий не входит в интересы правящих элит двух государств, которые постараются решить спорные вопросы в рамках региональных организаций или при посредничестве России.
Киргизская Республика и Туркмения представляют собой своеобразные полюса в плане общественно-политической открытости. Киргизстан можно смело называть наиболее открытой и свободной страной региона Центральной Азии, Туркмения является самым закрытым государством региона и всего постсоветского пространства. Противоречия военного и геополитического характера практически отсутствуют во взаимоотношениях двух стран, но разные модели экономического и политического развития способствовали настороженному отношению к действиям друг друга на протяжении большей части постсоветского периода. Политические изменения, которые произошли в Туркмении за последние несколько лет, позволили руководству Киргизстана наладить бо-
лее конструктивные взаимоотношения с данным государством в экономической сфере. Культурно-гуманитарное, торгово-экономическое сотрудничество двух стран стало развиваться в последнее время более интенсивно, удалось наладить взаимодействие в области развития туризма.
Китай заинтересован импортировать природный газ из Туркмении по киргизской территории, а не через Казахстан, и готов инвестировать в этот проект. Киргизия, которая, как и Казахстан, имеет общую границу с Китаем, полностью зависит от единственного источника поставок газа - Узбекистана - и хочет диверсифицировать импорт. Киргизия, Таджикистан и Туркмения подписали рамочную конвенцию об охране окружающей среды. Это стало одним из итогов многолетней работы Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала. Конвенция «предполагает единые требования в сфере осуществления природоохранной деятельности для всех стран Центральной Азии». Особое внимание в документе отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по сохранению биологического разнообразия. Разработана и принята схема сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях.
Узбекистан традиционно играет значительную роль для Киргизии в ряде политических и экономических вопросов. Отношения между двумя государствами на дипломатическом уровне носят преимущественно дружеский и взаимовыгодный характер. Известно, что в 1998 г. Киргизстан, Узбекистан и Казахстан подписали соглашение «О вечной дружбе и сотрудничестве», которое в определенной степени способствовало решению общих центральноазиатских проблем: региональной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, социального развития. Регулярно встречались президенты и премьер-министры трех стран, но реального экономического сближения не происходило. После приостановки Узбекистаном в 2008 г. своего участия в Евразийском экономическом сообществе обе страны остались членами влиятельных региональных организаций ШОС, СНГ и ОДКБ.
Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество Киргизстана и Узбекистана упорядочивается подписанными соглашениями о свободной торговле, стимулировании и защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и другими важными двусторонними документами. Несмотря на расширение торгово-экономического сотрудничества в последние годы, общие
показатели не удовлетворяют обе стороны. В Киргизской Республике и Узбекистане есть немало возможностей для создания совместных предприятий по освоению природных месторождений, производству строительных материалов. Не использованы имеющиеся резервы и в сфере транспортных коммуникаций и гидроэнергетики. Необходимо укрепление взаимосвязей представителей предпринимательства, науки, культуры и искусства, а также в области спорта, здравоохранения, туризма, средств массовой информации.
При этом события еще советского периода в Оше (киргизо-узбекский этнический конфликт 1990 г.), т.е. фактор проживания значительной общины узбеков на Юге Киргизстана и сравнительно небольшого числа киргизов в Узбекистане, в значительной степени осложняют двусторонние отношения. Реализация прав этнических меньшинств (узбекского, киргизского) является основой не только двусторонних соглашений, но и стабильности в Центрально-Азиатском регионе в целом.
В последнее время сотрудничество Киргизстана с Российской Федерации находится на явном подъеме во всех сферах общественной жизни. За последнее время, лавируя между Россией и США, Киргизстан сумел оставить военную базу антитеррористических сил в стране, более чем в три раза увеличил доход от ее пребывания, добился списания внешнего долга России, получил российский грант, а также часть кредита на льготных условиях. При всем этом руководство Киргизии сохранило возможность дальнейшего торга вокруг авиабазы. Ведь договор о присутствии натовских военных заключается на год с возможностью продления или непродления, если какая-нибудь другая заинтересованная страна, например Россия, пожелает сделать киргизским властям более выгодное предложение.
Киргизстану в рамках современных реалий Центральной Азии объективно необходимо тесное сближение с Россией. Соседи Киргизстана - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан - постоянно ужесточают пограничные претензии к республике. Противостоять более сильным в экономическом и военном отношении странам, которые предъявляют жесткие территориальные ультиматумы,
возможно только в союзе с Российской Федерацией.
* * *
Многовекторность внешней политики является признаком определенной зрелости национального государства, при этом она
изначально является конфликтогенным фактором, поскольку ориентирована на различные силы в современной мировой политике. Но это - реальность, с которой приходится мириться. Рассчитывать на союзников, которые будут моноцентричны в своем внешнеполитическом выборе, просто не приходится. Киргизия объективно является одним из близких к современной России государств. Не обладая большими энергетическими ресурсами, не имея развитой экономики, она будет ориентироваться на Российскую Федерацию в ряде военно-политических и экономических вопросов. России может выгодно использовать географическое положение Киргизии для реализации своих интересов в Центральной Азии.
Россия не сможет переломить дезинтеграцию постсоветского пространства только с помощью военных и политических механизмов, она должна предлагать своим партнерам по СНГ реалистичные проекты в сфере экономики, которые могут первоначально охватывать лишь несколько государств, находящихся в наиболее близких союзнических отношениях. Скорее всего, на постсоветском пространстве России следует вести речь о разработке и вынесении на совместное рассмотрение государств новой доктрины отношений, достаточно подробно отражающей представления национальных государств о конфигурации экономического сообщества, которое они хотели бы создать. Ее центральным элементом могла бы стать зона свободной торговли, которая переломила бы существующие тенденции к дезинтеграции постсоветского пространства.
«Политэкс: Политическая экспертиза», СПб., 2010 г., Т. 6, № 2, с. 100-114.
Хаким Рахнамо,
кандидат политических наук (Таджикский национальный университет) МЕСТО И РОЛЬ В ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ВЗГЛЯД ИЗ ТАДЖИКИСТАНА)
К числу спорных вопросов, возникающих в последнее время, относится оценка роли и места ислама в истории и современной жизни народов Центральной Азии. При освещении тематики, связанной с историей распространения ислама в центрально-азиатских землях, мы неумолимо сталкиваемся с проблемой выбо-