отечественного кинообразования в средней школе*. Существует и давний опыт создания учебных пособий, ориентированных на школьников**, и опыт организации школьных киноклубов и факультативов, проведения компаративных молодежных конференций, посвященных искусству интерпретации кинопроизведений***... Однако этот накопленный в 1990-2000-х гг. кинообразовательный опыт (подчеркну еще раз: и опыт отдельных педагогов, и опыт педагогических и научных коллективов) оказался до сих пор государством и обществом не востребованным. Необходимость обязательного изучения киноязыка и кинофеноменов в школе все еще приходится доказывать.
В этой связи возникают вопросы: А как обстоят дела с кинообразованием в других странах? Стал ли кинофильм (и киноязык в целом) хоть где-нибудь предметом специальной дисциплины?
Думаю, статья преподавателя Фрайбургского педагогического университета Натальи Хан о кинодидактике и киноканоне, разработанных в Германии на основе семиотических, феноменологических и социокультурных подходов, позволит многим читателям, связанным с образованием, не только с горечью осознать, что «мы навсегда отстали» от современных продуктивных подходов к гуманитарному образованию, но и обнаружить стратегии развития российской кинодидактики, имеющей собственные традиции.
Наталья Хан
кинодидактика и кинематографический канон в системе среднего школьного образования: опыт германии
Осознанная работа с художественными фильмами и школьное кинообразование — наиболее актуальные аспекты в дискуссионном контексте современного образования Германии. К фильмам как произведениям искусства обращаются и в рамках школьных междисциплинарных проектов, и на киноуроках и мастер-классах, появляются первые кинематографические дидактические модели, которые учитываются при разработке
* Назову лишь некоторые из трудов известного российского кинопедагога, медиапедагога, доктора педагогических наук, профессора Юрия Николаевича Усова (1936-2000), с 1970-х гг. активно занимавшегося проблемами кинообразования: О современных моделях киновоспитания и кинообразования//Юный зритель. Проблемы социологии кино/Ред. С. В. Малинина. М., 1981; Школа, киновоспитание, кинообразо-вание//Кино — детям. 1981. № 3. С. 35-47; Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989; Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1-11 классов средней образовательной школы. М., 1991 (в соавторстве с Л. М. Баженовой, Е. А. Бондаренко); Мастерская «Киноведение и кинопедагогика»//Специалист. 1993. № 5. С. 10-11.; Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). М., 1995; Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993; В мире экранных искусств. М., 1995. Программа учебного курса «Основы экранной культуры» для школьников 9-11 классов общеобразовательной школы. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской академии образования, 1998. С. 90-107.; Экранные искусства — новый вид мышления//Искусство и образование. 2000. № 3. С. 48-69.; Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. 2000. № 6. С. 3-6; 2001. № 1. С. 27-34; Экранные искусства в эмоционально-интеллектуальном развитии школьников//Современные подходы к теории эстетического воспитания. М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской академии образования, 1999. С. 139-141; Медиаобразование. Программа для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы// Основы экранной культуры. Цикл программ/Рук. Ю. Н. Усов. М., 2000. С. 55-59; Об освоении языка экранного повествования // Искусство в школе. 2001. № 5. С. 38-39.
** См., напр., учебные пособия для школьников и учителя: Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. М., 1994; Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. М., 1994; Баранов О. А., Пензин С. Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь, 2005; Баженова Л. М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. М., 1992; Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы): Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004.
*** См., напр.: Диалог кино и литературы: фильм Олега Тепцова «Господин оформитель» и рассказ Александра Грина «Серый автомобиль». Материалы Первой гуманитарной конференции в гимназии № 45 г. Москвы (8 апреля 2005 г.) / Сост. С. П. Лавлинский. М., 2006.
учебных планов. Школьная кинодидактика развивается стремительными темпами и за короткий срок создала своего рода педагогический бум, активно завоевала образовательное пространство.
Новейшая история преподавания кино и развития кинокомпетенций в немецких школах насчитывает всего лишь десять лет. Однако за этот небольшой для любой образовательной системы отрезок времени сделано многое. Обратимся к истории развития кинодидактики в Германии.
В марте 2003 г. прошел конгресс «Учиться на примере кино: Кино и школа» («Kino macht Schule»), организаторами которого стали федеральное центральное ведомство по политобразованию (Bundeszentrale für politische Bildung/bpb) и федеральная ассоциация по развитию кино (Film för der ungsanstalt/FFA). На конференцию были приглашены более 320 заинтересованных лиц и 30 экспертов из сферы кино, политики, науки и образования. В рамках конгресса обсуждались перспективы развития кинокомпетенций немецких школьников; подходы к созданию различных кинопроектов в рамках школьной и внешкольной системы образования, а также возможности внедрения элементов кинообразования в немецкие учебные планы. Конгресс принял декларацию по развитию кинокомпетенций. В ней акцентировалось особое внимание на стратегии и условиях реализации государственного кинодидактического проекта*:
1. Министерство образования должно содействовать включению темы «Фильм — история кино, язык кино и влияние кино» в образовательные планы школ, университетов и институтов повышения квалификации.
2. Образовательной целью является при этом умение расшифровывать коды динамических изображений — на междисциплинарном уровне, независимо от конкретного школьного предмета.
3. Развитие кинокомпетенции должно являться интегральной составляющей любого педагогического университетского образования. Семинары такого рода должны предполагать свидетельство об успеваемости.
4. Экспертная комиссия, состоящая из компетентных представителей киноиндустрии, киноведов, киноисториков и увлеченных темой кино педагогов, должна создать обязательный кинематографический канон.
5. Доступ к историческому и актуальному материалу по данной теме должен быть гарантирован всем педагогам. В этой связи можно поднять вопрос о создании киномедиа-центра. Поддержку этого центра могут обеспечить уполномоченный федерального пра-вительтва по вопросам культуры и медиа при сотрудничестве с федеральной ассоциацией по развитию кино, федеральными центрами по развитию кино, федеральным центральным ведомством по политобразованию, союзами кинопродюсеров, союзами кинопроката и кинообъединений. Этот центр может стать педагогическим центром кинопроката. Кинокопии могут быть предоставлены киномедиацентру действующими центрами кинопроката на специальных условиях**.
Четыре месяца спустя, в июле 2003 г. появляется кинематографический канон федерального центрального ведомства по политобразованию, который включает 35 выдающихся фильмов международного кинофонда. Кинематографический канон был призван создать базу для обязательной педагогической работы с художественными фильмами, определения роли кино в искусстве и современном обществе, освоения истории кино и киноэстетики в школе***.
* Здесь и далее перевод автора статьи.
** См.: http://www.bpb.de/veranstaltungen/ROLDTY,0,Filmkompetenzerkl%E4rung_vom_21_Mai_2003.html (24.06.2012).
*** См.: vgl.http://www.kinofenster.de/materialundfortbildung/filmkanon/ (24.06.2012).
В кинематографический канон Германии были внесены следующие фильмы:
• «Носферату. Симфония ужаса» (Германия 1922, режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау),
• «Золотая лихорадка» (США 1925, Чарльз Чаплин),
• «Броненосец "Потемкин"» (СССР 1925, режиссер: Сергей Эйзенштейн),
• «Вы — проклятый Тутин» или «Твое дело — труба!» (США 1928, режиссер: Эдгар Кеннеди),
• «Эмиль и сыщики» (Германия 1931, режиссер: Герхард Лампрехт),
• «M — Город ищет убийцу» (Германия 1931, режиссер: Фриц Ланг),
• «Дилижанс»(США 1939, режиссер: Джон Форд),
• «Волшебник страны Оз» (США 1939, режиссер: Виктор Флеминг),
• «Гражданин Кейн» (США 1941, режиссер: Орсон Уэллс),
• «Быть или не быть» (США 1942, режиссер: Эрнст Любич),
• «Германия, год нулевой» (Италия/Германия 1948, режиссер: Роберто Росселлини),
• «Расемон» (Япония 1950, режиссер: Акира Куросава),
• «Дорога» (Италия 1954, режиссер: Федерико Феллини),
• «Ночь и туман» (Франция 1955, режиссер: Ален Рене),
• «Головокружение» (США 1958, режиссер: Альфред Хичкок),
• «Мост» (ФРГ 1959, режиссер: Бернхард Викки),
• «Квартира» (США 1960, режиссер: Билли Уайлдер),
• «На последнем дыхании» (Франция 1960, режиссер: Жан-Люк Годар),
• «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (США 1964, режиссер: Стенли Кубрик),
• «Фотоувеличение» (Великобритания 1966, режиссер: Микеланджело Антониони),
• «Книга джунглей» (США 1967, режиссер: Вольфганг Рейтерман),
• «Мне было девятнадцать» (ГДР 1968, режиссер: Конрад Вольф),
• «Дикий ребенок» (Франция 1970, режиссер: Франсуа Трюффо),
• «Алиса в городах» (ФРГ 1974, режиссер: Вим Вендерс),
• «Таксист» (США 1976, режиссер: Мартин Скорсезе),
• «Замужество Марии Браун» (ФРГ 1979, режиссер: Райнер Вернер Фасбиндер),
• «Сталкер» (СССР 1979, режиссер: Андрей Тарковский),
• «Бегущий по лезвию» (США 1982, режиссер: Ридли Скотт),
• «Без солнца» (Франция 1982, режиссер: Крис Маркер),
• «Катастрофа / Shoah» (Франция 1985, режиссер: Клод Ланцманн),
• «Короткий фильм об убийстве» (Польша 1987, режиссер: Кшиштоф Кесьлевский),
• «Где дом друга?» (Иран 1988, режиссер: Аббас Киаростами),
• «Ледяной ветер» (США 1997, режиссер: Энг Ли),
• «Славное будущее» (Канада 1997, режиссер: Атом Эгоян),
• «Все о моей матери» (Испания 1999, режиссер: Педро Альмодовар).
Представленный список состоит из названий фильмов, отражающих историю развития кино с 1920-х гг. Выбранные специалистами фильмы отличаются тематическим и жанровым разнообразием и, по мнению комиссии, оптимально подходят для работы со школьниками с целью формирования киноэстетических знаний, аудиовизуальной кинорецепции и кинокомпетенции в целом. Кинокомпетенция (filmliteracy) интерпретируется как «умение читать динамичные изображения, интерпретировать акустические сигналы аудиовизуальных форматов, а также критично рассматривать фильмы, "пользоваться" "фильмом" как типом медиа и произведением искусства и создавать собственные фильмы» [16 : 64]. В целом преодоление «аудиовизуальной безграмотности» провозглашается одной из главных целей современной кинопедагогики.
Вскоре после создания кинематографического канона на интернет-сайте федерального центрального ведомства по политобразованию были представлены первые дидактические материалы для работы с избранными фильмами*. Сегодня в банке данных педа-
и О О 1 и
гоги могут найти дополнительный учебный материал в форме отдельных «кинотетрадей», в которых на 16-24 страницах анализируется содержание, тематика и киноэстетика фильмов, система персонажей, предлагаются транскрипты и раскадровки избранных сцен, а также проектные идеи. Кинотетради доступны для скачивания с интернетсайта в формате PDF. На онлайн-портале медиапедагогики, медиаобразования и медиакульту-ры можно также найти подробное описание всех фильмов кинематографического канона и дополнительные материалы на тему «основы киноанализа»**. Кроме того, по итогам утвержденного киноканона в 2005 г. издана книга «Киноканон. 35 фильмов, которые Вы должны знать» (Holighaus 2005) с подробным описанием всех 35 фильмов, включая (кино)цитаты и списки дополнительной литературы к отдельным фильмам.
Федеральный союз молодежи и кино мгновенно реагирует на возникновение киноканона и сразу же после его появления высказывает одно из первых критических замечаний относительно выбора фильмов. Главная претензия к составителям киноканона заключалась в следующем: в списке практически отсутствуют фильмы для детей в возрасте до 12 лет. Созданная рабочая группа из 25 экспертов в области детского кино дополнила кинематографический канон и внесла в список еще 14 фильмов для детей в возрасте от 6 до 12 лет:
• «Малыш» (США 1921, режиссер: Чарли Чаплин; возрастное ограничение***: с 6 лет),
• «Приключения принца Ахмеда» (Германия 1926, режиссер: Лотте Райнигер; возрастное ограничение: с 6 лет),
• «Эмиль и сыщики» (Германия 1931, режиссер: Герхард Лампрехт; возрастное ограничение: с 6 лет),
• «Волшебник страны Оз» (США 1939, режиссер: Виктор Флеминг; возрастное ограничение: с 8 лет),
• «Приключения маленького Мука» (ГДР 1953, режиссер: Вольфганг Штаудте; возрастное ограничение: с 6 лет),
• «Книга джунглей» (США 1967, режиссер: Вольфганг Рейтерман; возрастное ограничение: с 6 лет),
• «Дикий ребенок» (Франция 1969, режиссер: Франсуа Трюффо; возрастное ограничение: с 10 лет),
• «Три орешка для Золушки» (Чехословакия/ГДР 1973, режиссер: Вацлав Ворличек; возрастное ограничение: с 6 лет),
• «Инопланетянин» (США 1982, режиссер: Стивен Спилберг; возрастное ограничение: с 8 лет),
• «Речная прогулка с курицей» (ФРГ 1983, режиссер: Аренд Агте; возрастное ограничение: с 8 лет),
• «Рони, дочь разбойника» (Швеция/Норвегия 1984, режиссер: Таге Даниэльсон; возрастное ограничение: с 8 лет),
• «До свидания, дети» (Франция 1987, режиссер: Луи Маль; возрастное ограничение: с 10 лет),
• «Где дом друга?» (Иран 1988, режиссер: Аббас Киаростами; возрастное ограничение: с 8 лет),
* См.: http://www.bpb.de/shop/lernen/filmhefte/ (24.06.2012).
** См.: http://www.mediaculture-online.de/Filmkanon.36.0.html (24.06.2012).
*** Указанные возрастные ограничения на просмотр фильмов действительны в рамках законодательной политики Германии.
• «Кирику и колдунья» (Франция/Бельгия/Люксембург 1998, режиссер: Мишель Оце-ло; возрастное ограничение: с 8 лет)*.
Таким образом, рождается кинематографический канон для детей [7].
Необходимо заметить, что киноканон(ы) вызвал(и) наряду с многочисленными положительными откликами профессиональной публики и волну критических замечаний — не только относительно выбора фильмов, но и относительно возникновения киноканона как такового.
В качестве основных недостатков называются следующие [1, 5, 6]:
— не учтены так называемые мейнстрим-фильмы (а это важно для отражения комплексности кинопродукции);
— в списке фильмов нет ни одного фильма женщины-режиссера;
— большинство фильмов имеют возрастное ограничение «с 14 лет» и не предназначены для работы с детьми;
— в экспертную комиссию не были приглашены педагоги и дидакты;
— и, пожалуй самое главное, критерии выбора фильмов для киноканона нигде не были опубликованы и остались, таким образом, известны только членам комиссии.
На обсуждение выдвигается вопрос «А нужен ли вообще киноканон?». «Киноканон (как и любой другой какон), — по мнению одних специалистов, — всегда являет собой редукцию комплексности», а по мнению других, «один обязательный канон не может отразить разнообразие кинокультуры» [14 : 9]. В ходе спора высказывается предложение: в качестве альтернативы к обязательному киноканону вести в рамках школьных классов так называемые кинодневники, куда учителя отдельных предметов могут вносить заметки, какие фильмы были просмотрены со школьниками и какие кинематографические аспекты были обсуждены. При выборе фильмов учителя и школьники могут ориентироваться как на существующий киноканон, так и учитывать собственные интересы [5 : 28].
Однако, несмотря на оживленные дискуссионные споры, все сторонники и противники кинематографического канона едины в одном: кинематографический канон положил начало кинообразованию в педагогическом контексте, привлек внимание к развитию кинодидактики в системе школьного образования Германии, признал фильм как отдельный самостоятельный предмет обучения и тем самым создал основу для образовательных планов, учитывающих работу с кинопроизведениями (ср., напр., [12 : 119; 13 : 5] и др.).
Еще в 2003 г. Керн сделал вывод о том, что «кинодидактики для школьного предмета "немецкий язык" не существует, есть только условные посылки и многочисленные дидактические поурочные разработки на материале отдельных примеров» [4 : 217].
В 2012 г. ситуация изменилась. Киноканон 2003 г. вызвал большой интерес со стороны дидактиков и педагогов к «фильму» как типу медиа и художественному явлению. На смену дидактическим поурочным разработкам на материале отдельных кинопримеров пришли кинодидактические концепты для отдельных классов, избранных школьных предметов или комбинации нескольких школьных предметов, а также системы школьного образования в целом. Повсеместно признанного концепта пока еще не существует.
Одна из проблем — отсутствие в немецких школах отдельного предмета «фильм/ медиа». Неоднозначно решено, в рамки какого школьного предмета или каких школьных
* См.: Ьир://шшш.ше^асикиге-оп1те^е/К1^еШ1шкапоп.1094.0.Ьгш1 (24.06.2012).
предметов можно/необходимо включать кинообразовательные элементы. Оптимальными для работы с кинофильмами наряду с родным (немецким) языком/литературой как образовательным предметом выделяются следующие обязательные учебные дисциплины: музыка, искусство, иностранный язык. Залогом успеха является тематическая координация кинодидактических аспектов между всеми задействованными предметами. Кинообразование становится интегральной частью школьного образования в целом и объявляется задачей (в большей или меньшей степени) всех школьных предметов [6].
концепт интегративной кинодидактики (2008)
Первый интегративный кинообразовательный концепт появляется в 2008 г. и определяется как концепт интегративной кинодидактики [3]. Рабочая группа педагогического университета Фрайбурга поставила перед собой задачу создать междисциплинарный концепт кинодидактики, объединяющий три школьных предмета: родной язык/литературу (немецкий язык), искусство и музыку. Концепт представлен в форме спиралевидной кинообразовательной схемы, обозначающей специфику взаимодействия трех указанных предметов. В центр схемы помещен фильм как комплексное произведение искусства (Gesamtkunstwerk), которое подлежит анализу с точки зрения трех параметров: изображение школьный предмет искусство), текст школьный предмет немецкий язык) и звук (^ школьный предмет музыка) (см. рис. 1).
Для каждого класса, включая начальную школу, и для каждого из трех предметов определяются соответствующие кинокомпетенции (теоретические и практические знания в области кино, восприятия кино, производства фильмов и т. д.), которыми должны овладеть школьники по окончании определенного класса, и прописываются тематические и методические аспекты (см. табл. 1).
Рис. 1. Фильм как комплексное произведение искусства в рамках модели интегративной кинодидактики. (Fuchs и др. 2008 https://www.ph-freiburg.de/projekte/filmdidaktik/) (08.07.2012)
Таблица 1
Интегративная кинодидактика: старшие классы [3 : 90]
Старшие классы, средняя школа, ступень II
Немецкий язык Музыка Искусство
Компетенции Компетенции Компетенции
Школьники умеют/могут • Определять различные теории видеомонтажа. • Анализировать временную структуру киноповествования. • Различать важные исторические вехи развития кино. • Распознавать сходства и различия при сравнении литературного и кинематографического произведения. • Различать важные кинодраматургические средства (трехактная структура, путешествие героя). • Адаптировать короткую историю для киносъемок (экспозиция, сценарий, раскадровка и т. д.). Содержание/Материалы • Избранные фильмы киноклассики (например, из киноканона) и современные художественные фильмы • Литература на тему «История кино», «Теория кино» (например, теория монтажа Эйзенштейна). Школьники умеют/могут • Анализировать музыку к кинофильмам и музыкальные клипы с точки зрения аспектов семиотики. • Различать главные техники компонирования музыки, стили и функции музыки кино и сопоставлять их с историческими вехами развития кино. • На примере известной киномузыки давать описание отдельным композиторам музыки кино. • Работать с литературой на тему «Киномузыкальная эстетика» и обсуждать прочитанные статьи. • Применять на практике техники музыки кино и саунд-дизайна. • Создавать музыку к отдельным кинофрагментам с помощью аналоговых и цифровых средств и обрабатывать ее на компьютере. Содержание/Материалы • Музыкальные фигуры, теория аффектов, музыкальная семиотика. • Музыка из фильмов киноканона. • Литература на тему «Киномузыкальная эстетика». Школьники умеют/могут • Создавать анимационные фильмы на основе какой-либо истории. • Разбираться в таких экспериментальных формах видеоискусства, как Expanded Video и Videoperformance и использовать отдельные идеи для собственных работ. • Анализировать и создавать киноплакаты различных стилей и направлений. • Подготовить и снять короткометражный фильм с подробно проработанной композицией кадра и светорежиссурой. • Производить постпродакшн и монтаж фильма. • Различать важные исторические вехи развития кино. Содержание/Материалы • Художественные фильмы из киноканона и современные художественные фильмы. • Литература на тему «Теория монтажа». • Анимационные фильмы (например, фильмы Уолта Диснея, Освальдо Кавандоли, Хайнца Едельманна).
Школьники старших классов должны, например, овладеть следующими знаниями и умениями:
> в рамках школьного предмета немецкий язык: объяснять различные теории видеомонтажа; анализировать временную структуру кинофильма; воспроизводить важные исторические вехи развития кино; распознавать сходства и различия при сравнении литературного и кинематографического произведения и т. д.;
> в рамках школьного предмета музыка: анализировать музыку к кинофильмам и музыкальные клипы с точки зрения аспектов семиотики, различать главные техники компонирования музыки, стили и функции музыки кино и сопоставлять их с историческими вехами развития кино; на примере известной киномузыки давать характеристики отдельным композиторам музыки кино и т. д.;
> в рамках школьного предмета искусство: создавать анимационные фильмы на основе какой-либо истории; разбираться в таких экспериметнальных формах видеоискусства, как Expanded Video и Videoperformance и использовать отдельные идеи для собственных работ; анализировать и создавать киноплакаты различных стилей и направлений и т. д.
При этом на уроках используются как теоретические тексты по истории кино, кинематографическим аспектам, киномузыкальной эстетики, так и художественные фильмы, входящие в киноканон или же недавно вышедшие в прокат, анимационные фильмы, музыка к кино- и анимационным фильмам и пр.
Таким образом, интегративная кинодидактика предлагает оптимальную модель включения кинематографических элементов в учебные планы различных предметов с целью развития кинокомпетенции школьников. К сожалению, школьный предмет иностранный язык остался за рамками представленной модели.
концепт школьного кинообразования, ориентированный на компетенции школьников (2009)
В 2009 г. объединение медиацентров различных федеральных земель Германии поручает рабочей группе, занимающейся вопросами кинообразования и состоящей из кинодидактиков, педагогов и киноведов, разработать модель школьного кинообразования, которая будет ориентироваться на различные навыки и умения школьников. В результате появляется концепт школьного кинообразования, ориентированный на компетенции школьников [11]*. При этом выделяются четыре дидактических параметра или сферы компетенций: кинопроизводство и кинопрезентация; киноанализ; фильм в медийном обществе; использование фильма как типа медиа/просмотр фильмов (см. рис. 2).
Рис. 2. Концепт школьного кинообразования, ориентированный на компетенции школьников: кинодидактические параметры/сферы компетенций [11 : 4]
* См. также http://www.laenderkonferenz-medienbildung.de/sites/filmbildung.html (25.06.2012).
В данном концепте представлены не готовые предметные учебные планы — в модели прописываются кинематографические знания, навыки и умения, которыми должны овладеть школьники по окончании начальной школы (4 класс), первой ступени (10 класс) и второй ступени (12 класс) средней образовательной школы (см. табл. 2).
Таблица 2
Концепт школьного кинообразования, ориентированный на компетенции школьников: параметр «киноанализ» ^ аспекты «киноэстетика» и «язык кино» [11 : 5]
Сфера компетенции Компетенции 4 класс Компетенции 10 класс Компетенции 12 класс
Киноэстетика — Обозначать и обосновывать чувства и впечатления (сфера компетенции «Пользование фильмом / Просмотр фильмов»). — С помощью простых примеров описывать фильм как структурированное произведение. — Описывать и обосновывать эстетическое воздействие фильма. — Анализировать фильм как структурированное произведение. — Объяснять эстетическое воздействие фильма. — Анализировать и давать оценку целостному эстетическому оформлению фильма.
Язык кино / Структура фильма Киножанры — Различать избранные киножанры на основе некоторых специфических признаков фильма. — Различать существующие киножанры на основе соответствующего киноповествования, киноструктуры и функций фильма. — Анализировать жанровые характеристики фильма, особенности киноповествования, структуру и функции фильма и оценивать их воплощение, в том числе при сравнении с другими фильмами того же самого жанра или фильмами другого жанра.
Например, при анализе фильмов (раздел «киноанализ ^ язык кино ^ киножанры») школьники четвертого класса должны уметь различать избранные киножанры на основании специфических характеристик; школьники десятых классов должны уметь различать существующие киножанры на основании соответствующего киноповествования, киноструктуры и функций фильмов; а школьники двенадцатых классов должны уметь анализировать жанровые признаки фильма и оценивать их воплощение, в том числе при сравнении с другими фильмами того же самого жанра или фильмами другого жанра.
В настоящее время этот концепт является одним из самых убеждающих дидактических концептов школьного кинообразования.
модель школьного кинообразования: активная и рецептивная работа с фильмами в 5-9 классах средней школы
В 2010 г. Бьерн Маурер представляет в рамках своего диссертационного проекта горизонтальную модель школьного кинообразования в форме учебного плана активной и рецептивной работы с фильмами в 5-9 классах средней школы [12]. Дидактическое структурное описание его модели основывается на двух параметрах: формирование аудиовизуальных навыков (техника; киноэстетика; драматургия; киножанры; кинопроизводство; мировоззрение, действительность и манипуляция; интермедийность; символы)
и формирование личности (личное участие; самовыражение; анализ ролей и персонажей; эстетическое формирование личности; способность к критическому рассмотрению)*. Автор рассматривает свою модель как открытый учебный план, а не как «дидактический корсет» и предлагает различные варианты внедрения его модели в практику: работа с избранными модулями, планомерная учебная деятельность в течение целого учебного года с адаптированными годовыми планами или принятие целого концепта в рамках кинообразовательного профиля отдельной школы [12 : 13].
кинодидактика: аспект кинопроизводства (2011)
В 2011 г. Рафаэль Шпильманн защищает диссертацию на тему «Кинодидактика: аспект кинопроизводства (школьная кинообразовательная модель)» [15]. Эту модель можно, пожалуй, назвать «кинодидактикой в действии». Если почти все прежние модели концентрируются на киновосприятии (пусть даже активном) и представляют собой рецептивные модели, то за основу данного концепта берется активный учебный процесс и кино-/видеопроизводство. Описание базируется на Фрайбургской модели интегративной дидактики, объединяющей три школьных предмета: немецкий язык, искусство и музыку. Автор призывает к созданию школьниками собственных кино-/видеопродуктов и, используя уже существующую модель интегративной кинодидактики, прописывает продуктивные кинокомпетенции школьников.
Например, согласно проекта кинообразовательного учебного плана школьники второго класса должны уметь**:
— создавать к небольшому тексту (стихотворению и т. п.) визуальное сопровождение в форме серии изображений и делать презентацию этого изобразительного ряда в форме озвученной визуальной истории;
— представлять отдельные сцены текста (сказки или пр.) в виде динамичного видеоряда с помощью простейших мультипликационных техник (например, cut out animation).
При этом:
> в рамках школьного предмета искусство школьники разрабатывают эскизы кулис и персонажей и создают мультипликацию, например, с помощью техники Stop-motion-Animation, используя цифровой фотоаппарат и штатив;
> на уроке музыки занимаются поиском соответствующего музыкального/звукового сопровождения, используя различные музыкальные инструменты и координируя создаваемые музыкальные звуки и изобразительные ряды или кинофрагменты;
> а на уроке немецкого языка делают презентацию своего кинопродукта.
В качестве рабочих материалов автор предлагает использовать литературные произведения, комиксы, анимационные фильмы (например, фильмы Лотте Райнигер, Фердинанда Лежера) и систему освоения киноведческих понятий (кинотитр, кадр, монтаж, персонаж, актер, мультипликация, план и др.).
* См.: http://www.ph-ludwigsburg.de/fileadmin/subsites/1b-mpxx-t-01/user_files/maurer/Das_didaktische_ Strukturgitter. pdf (25.06.2012).
** Кинодидактика — аспект кинопроизводства: проект кинообразовательного учебного плана (второй класс) [15 :132].
кинообразовательный учебный план начальной и средней (первая и вторая ступень) образовательной школы
Медиацентры федеральных земель Германии также подхватывают инициативу развития школьной кинодидактики и выдвигают ряд предложений по адаптации существующих моделей кинообразования в соответствии с действующими в данных федеральных землях образовательными стандартами. Так, например, в 2011/2012 г. медиацентр федеральной земли Баден-Вюртемберг публикует подробный кинообразовательный план [8, 9, 10], в основу которого положен концепт школьного кинообразования, ориентированный на компетенции школьников. Программа определяет, какими именно знаниями, навыками и компетенциями должны овладеть «кинообразованные» школьники [8 : 1]. При этом детально прописываются кинообразовательные компетенции школьников первого/второго, третьего/четвертого (начальная школа), пятого/шестого, седьмого/восьмого, девятого/десятого (первая ступень, средняя школа) и одиннадцатого/двенадцатого (вторая ступень, средняя школа) классов на междисциплинарном и межпредметном уровне (ср. табл. 3).
Таблица 3
Кинообразовательный учебный план начальной школы, Баден-Вюртемберг
(первый/второй класс) [9]
Киноанализ 1/2 классы
Школьники знакомятся с киноэстетикой и структурой кинофильмов — на уровне, соответсвующим возрастным особенностям школьников
Тематические сферы: Компетенции и содержание:
Киноэстетика
Эстетическое воздействие фильма (сфера компетенций Восприятие / Просмотр фильмов) Чтение изображений Школьники могут спонтанно назвать свои чувства и первые впечатления после просмотра фильма/кинофрагмента: ^ Настроение, атмосфера, реквизиты. Школьники могут развивать воображение: ^ рисуя ментальные изображения, как могло бы выглядеть место действия фильма; ^ представляя и словесно комментируя перед классом свои видения. Школьники могут рефлектировать свое визуальное восприятие: ^ рассматривая отдельные кинокадры и проговаривая отдельные детали, такие как персонажи, одежда, цвета, предметы.
* * *
Как показывает краткий обзор существующих дидактических киноконцептов последних десяти лет, вопросу кинообразования в школьном контексте Германии уделяется в настоящее время серьезное внимание. Художественные фильмы стали признанным объектом изучения и заняли достойное место в образовательных планах. Важно подчеркнуть, что немецкая кинодидактика предлагает педагогам стратегию и методику учебной деятельности не только с содержательной стороной фильма, но и с языком кино
как искусства, кинематографической грамматикой, семиотическими и феноменологическими аспектами фильма.
Многочисленные педагогические кинопорталы на немецком языке подтверждают усиленное внимание к вопросу освоения кино в образовательном пространстве Германии:
• www.kinofenster.de
(Кинопортал с описанием многочисленных современных фильмов и дидактическими материалами для уроков, тематическими досье, представлением «фильма месяца», киномероприятиями и пр.);
• www.fi1mporta1.de
(Кинопортал с описанием классических и современных фильмов в алфавитном порядке);
• http://www.bpb.de/gesenschaft/kultur/filmbildung http://www.bpb.de/shop/1ernen/fi1mhefte/
(Портал Федерального ведомства по политобразованию с отдельной рубрикой на тему кинообразование: киноканон, учебные кинообразовательные планы и пр.);
• www.visionkino.de
(Портал Ассоциации кино- и медиакомпетенции, в том числе с описанием фильмов и ссылками на всевозможные материалы к представленным фильмам);
• www.fi1m-ku1tur.de
(Интернет-сайт института кино и кинокультуры);
• www.kinomachtschu1e.at
(Австрийский педагогический кинопортал с описанием фильмов в соответствии с возрастными категориями и школьными классами);
• http://www.fi1mernst.de/Fi1me/Fi1mdatenbank.htm1
(Кинобаза с возможностью поиска фильмов по школьному предмету, теме или школьной классной параллели);
Итак, художественный фильм в школах Германии перестает выполнять функции исключительно незамысловатого сопроводительного материала (экранизированной иллюстрации к текстам литературных произведений; страноведческого текста на уроках иностранного языка; «развлекательного средства», заполняющего пустоты уроков) и рассматривается, прежде всего, как комплексный предмет освоения, имеющий специфический аудиовизуальный язык и особые правила рецепции, которыми и должны овладеть педагоги и школьники в ходе продуманного и увлекательного кинообразовательного путешествия. Анализ путей реализации каждой из предложенных моделей требует отдельного рассмотрения.
Список литературы
1. Abraham, Ulf (2010): Filmkanonals Spiegeleiner Filmgeschichte? Geschichte und Gegenwart des Mediums Film im Deutschunterricht. In: Kepser, Matthis (Hrsg.) (2010): Fächer der schulischen Filmbildung Deutsch, Englisch, Geschichte u. a. München: kopaed, 39-54.
2. Holighaus, Alfred (Hrsg.) (2005): Der Filmkanon. 35 Filme, die Sie kennen müssen. Berlin: Bertz + Fischer Verlag.
3. Fuchs, Mechtild; Klant, Michael; Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael; Spielmann, Raphael (2008): Freiburger Filmcurriculum. Ein Modell des Forschungsprojekts «Integrative Filmdidaktik». In: Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael (Hrsg.) (2008): Der Deutschunterricht. Fimdidaktik. Heft 3, 8490. (http://cineschool.ph-freiburg.de/ Filmcurriculum.255. 0.html) (25.06.2012).
4. Kern, Peter Christoph (2003): Film. In: Bogdal, Klaus-Michael; Korte, Hermann (Hrsg.): Grundzüge der Literaturdidaktik. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 217-229.
5. Kepser, Matthis (2008): Brauchen wir einen Filmkanon? Ein Vorschlag für eine schulinterne Initiative. In: Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael (Hrsg.) (2008): Der Deutschunterricht. Fimdidaktik. Heft 3, 20-32.
6. Kepser, Matthis (Hrsg.) (2010): Fächer der schulischen Filmbildung. Mit zahlreichen Vorschlägen für einen handlungs- und produktionsorientierten Unterricht. München: kopaed.
7. Kinder- und Jugendfilmzentrum in Deutschland (KJF) und Kinderkino München e. V. /Kinder- und Jugendfilm Korrespondenz (Hrsg.) (2003): Filmkanon für Kinder: mit Textbeiträgen von Manfred Hobsch, Gudrun Lukasz-Aden, Christel Strobel und Hans Strobel. Sonderheft, Sonderdrucke der KJK — Themenhefte — Medienpädagogik / Filmreihen. München: Das freie Buch München.
8. Landesmedienzentrum Baden-Württemberg (Hrsg.) (2011): Filmbildungscurriculum Klasse 5-10.
9. Landesmedienzentrum Baden-Württemberg (Hrsg.) (2012): Filmbildungscurriculum Grundschule.
10. Landesmedienzentrum Baden-Württemberg (Hrsg.) (2012a): Filmbildungscurriculum Sekundarstufe II.
11. Länderkonferenz Medienbildung (2009) (Hrsg.): Filmbildung. Kompetenzorientiertes Konzept für die Schule. (http://www.laenderkonferenz-medienbildung.de/sites/filmbildung.html) (25.06.2012).
12. Maurer, Björn (2010): Schulische Filmbildung in der Praxis. Ein Curriculum für die aktive und rezeptive Filmarbeit in der Sekundarstufe I. München: kopaed.
13. Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael (2008): Zur Situation der Filmdidaktik. Einführung in das Themenhaft. In: Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael (Hrsg.) (2008): Der Deutschunterricht. Fimdidaktik. Heft 3, 2-7.
14. Pfeiffer, Joachim; Staiger, Michael (2010): Grundkursfilm 2. Filmkanon. Filmklassiker. Filmgeschichte. Braunschweig: Schroedel.
15. Spielmann, Raphael (2011): Filmbildung! Traditionen. Modelle. Perspektiven. Produktionsorientierte Filmdidaktik — ein Modell zur Förderung der Filmbildung an Schulen. München: kopaed.
16. Surkamp, Carola (2010): Filmkompetenz. In: Surkamp, Carola (Hrsg.): Metzler Lexikon. Fremdsprachendidaktik. Stuttgart/Weimer: Verlag J. B. Metzler, 64-65.
Интернет- сайты
1. Кинообразовательный портал: www.kinofenster.de (31.07.2012).
2. Медиаобразовательный портал: www.mediaculture-online.de (31.07.2012).
3. Объединение медиацентров федеральных земель Германии: www.laenderkonferenz-medienbil-dung.de (31.07.2012).
4. Педагогический университет г. Людвигсбург: www.ph-ludwigsburg.de (31.07.2012).
5. Педагогический университет г. Фрайбург: www.ph-freiburg.de (31.07.2012).
6. Федеральное ведомство по политобразованию: www.bpb.de (31.07.2012).
Ю. А. Комарова, Е. И. Бражник
зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета
Важность изучения зарубежного опыта в области проектирования, создания и развития научно-образовательной среды университета обусловлена возможностями использования наиболее ценных достижений педагогической науки и практики за рубежом в контексте преобразования и обновления научно-образовательной среды высших учебных заведений России. Следует отметить, что современный вуз все чаще оказывается на