УДК 316
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент,
докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com
Киберсоциализация
как рискогенный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий
Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,
Head of chair of History of Russia, Kuban State University culture@kubsu.ru
Natalya Kh. Gafiatulina
Candidate of Sociological Science, Associate Professor,
Doctoral Candidate of Department Regional Sociology and Modeling Social Processes, Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University gafiatulina@yandex.ru
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociological Sciences,
Professor of Department of management
Personnel and Sociology,
Rostov State Economic University (RINH)
darya.maksimovich@gmail.com
Cyber socialization
as a riskogenic influence factor on the social health of russian youth in the epoch of digital technologies
Аннотация. В статье киберсоциализация рассматривается в качестве рискогенного фактора, влияющего на формирование социального здоровья российской молодежи. Среди рисков выделены: столкновение с социально деструктивной информацией, риски нарушения основных функций социализации, девальвация системы ценностей, риск формирования инфантильной безответственной личности; коммуникационные риски,снижение общего культурного уровня; формирование Интернет-зависимости; риски возникновения агрессивных форм поведения.
Ключевые слова: социальное здоровье, молодежь, киберсоциализация, риски, факторы киберсоциализации, цифровые технологии, социальное взаимодействие, Интернет-сети.
Annotation. The article considers cyber-socia-lization as a risk factor influencing the formation of the social health of Russian youth. Among the risks highlighted: a collision with socially destructive information, risks of violation of the basic functions of socialization, the devaluation of the value system, the risk of the formation of an infantile irresponsible person; communication risks, a decrease in the general cultural level; the formation of Internet addiction; risks of aggressive forms of behavior.
Keywords: social health, youth, cyber socialization, risks, cyber socialization factors, digital technologies, social interaction, Internet networks.
ХХ1 век характеризуется циркуляцией масштабных объемов информационных потоков в обществе и появлением новых цифровых технологий, их незаменимости в создании картины мира. Российская молодежь, воспитанная в такой ин-
формационно-культурной среде, является носителем ценностных ориентаций, норм, установок, правил поведения и форм восприятия окружающей среды, сформированных на пересечении реального и виртуального миров. Как подчерки-
вает Л.В. Килимова, информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь молодежи, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях [1].
Инновационные социокультурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности молодежи. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации молодого человека. Известно, что социализация - это многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение молодого индивида, если говорить в широком смысле, к «всеобщему социально-культурному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
В современном мире наблюдаютсясерьезные изменения, вследствие чего меняются и факторы социализации молодых поколений.В эпоху развития компьютерных технологий, особенно, благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный человек как НотоЭарюпБ на рубеже ХХ-ХХ1 вв., фактически, превращается в уникальный новый вид - «НотоСуЬешБ» (человек киберсоциализи-рующийся), а гуманитарная наука обогатилась появлением инновационного социального феномена -процесса киберсоциализации человека. И, как свидетельствует практика последних десятилетий, наиболее явно включенным в процесс киберсоциализации (или интернет-социализации) оказалось молодое поколение: дети, подростки и молодежь.
Каким же образом можно охарактеризовать ки-берсоциализацию?
Термин «киберсоциализация»возник недавно (изначально - виртуальная компьютерная социализация) и был введен в научный оборот отечественным ученым В.А. Плешаковым в 2005 г.
Под киберсоциализацией В.А. Плешаков подразумевает процесс качественных изменений структуры самосознания личности и ее потреб-ностно-мотивационной сферы, «происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [2, с. 14].
Киберсоциализация затрагивает процесс использования ресурсов виртуального пространства и коммуникации с виртуальными агентами социализации [3, с. 33]. Т.е., киберсоциализацию молодежи можно определить как виртуальную социализирующую цифровую среду.
Модель киберсоциализации молодежи в современном информационном обществе можно представить как единство 3-х ипостасей:
1) как объекта киберсоциализации (влияние киберпространства на жизнедеятельность и состояние здоровья молодежи);
2) как субъекта киберсоциализации (удовлетворение потребностей в киберпространстве);
3) как жертвы неблагоприятных условий киберсоциализации (опасности киберпространства и негативные последствия для самочувствия и социального здоровья молодежи).
Следовательно, рост влияния цифровых технологий на социализацию молодежи сопровождается ростом рисков их использования, поскольку цифровые технологииявляются не только универсальным средством коммуникации, но и источником возникновения рисков и угроз социальному самочувствию и здоровью многих социальных групп, и особенно это касается молодежи, которой присуще стремление ко всему новому, необычному и неизведанному. Обратной стороной молодежной киберсоциализации стало появление новых типов и способов социального взаимодействия, характеризующихся, в том числе, и социально опасными проявлениями. Эти проявления выражаются, с одной стороны, в отсутствии системы санкций и контроля над распространением информации любого типа в Интернет-пространстве, с другой - угрожают психическому и социальному здоровью молодых поколений россиян.
В рамках данной публикации социальное здоровье рассматривается в контексте теории социализации. Характеризуя социальное здоровье молодежи, первоначально стоит обратиться к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая интерпретирует здоровье в качестве междисциплинарного понятия, исходя из социальной модели здоровья, в которую включаются не только физические и физиологические возможности человека, но и социальные, а также личностные ресурсы [4].
Поскольку доминирующую роль в формировании здоровья молодежи играют социальные факторы, это ориентирует нас на рассматривание социального здоровья в более широком контексте -как состояние, обусловленное конкретной социально-экономической средой и ситуацией в обществе.
Социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом, и зависит от места и роли молодого человека в межличностных отношениях [5]. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, выступает формой активного, деятельного отношения к миру, включенности индивида в общество, в разнообразные социальные связи и отношения, в том числе, и в сетевое (цифровое) взаимодействие. Кроме того, взгляд современных социологов на социальное здоровье как совокупность усвоенных ценностей, норм и этало-
нов поведения очень тесно связан с процессом социализации, и это особенно важно учитывать при исследовании социального здоровья молодежи.
Подобные вопросы находятся в фокусе внимания научных интересов зарубежных социологов, а именно: Д. Вейрей, Н. Лунта, Т. Майза, О. Ма-нор; а также отечественных социологов: Р.А. Зобо-ва, И.В. Кузнецовой, Л.В. Колпиной, И.Н. Комаровой, Т. Б. Сергеевой, Т. Б. Соколовой, А.Н. Сошнева и других. Так, для нас интерес представляет определение социального здоровья молодежи с точки зрения взаимодействия личности и общества, предложенное Т. Б. Сергеевой и И.Н. Комаровой. Причем, важным моментом для формирования социального здоровья молодежи является наличие социальных контактов.Так, И.Н. Комарова определяет социальное здоровье как уровень социальной активности в процессе социального взаимодействия и адекватности восприятия себя и окружения, а также высокий уровень адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности [б].
Как и поведение в сфере здоровья, само социальное здоровье молодежи формируется в результате всего хода воспитательного и социали-зационного процесса, оно обусловлено существующими в обществе социальными нормами в области отношения к здоровью. В этом плане социальное здоровье молодежи можно рассматривать как совокупность усвоенных молодежью социальных норм, ценностей, приобретение опыта в процессе киберсоциализации.
Таким образом, социальное здоровье молодежи формируется и развивается вместе со становлением личности, отражая совокупность усвоенных ценностей, норм и эталонов поведения в процессе взаимодействия в киберпространстве. Кроме того, оно детерминировано социальными отношениями, господствующими в той или иной социальной группе в той или иной сфере (в том числе и в сфере сетевого поведения). Социальная составляющая здоровья отражает социальные связи, межличностные отношения и сетевые контакты [7].
Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина и О.А. Поворз-нюкрассматривают процесс формирования социального здоровья российской молодежи через призму процесса ее социализации (в т.ч., и процесса киберсоциализации) [8].
Результатом киберсоциализации как фактора влияния на социальное здоровье молодежи является:
- становление самосознания и жизненной позиции молодежи;
- развитие сетевых контактов в киберпространстве;
- сформированность тех черт, которые характеризуют новую эпоху информационно-культурной среды.
Цифровые технологии на современном этапе развития информационного общества оказыва-
ются чуть ли не основным источником информации, коммуникации и социализации современной молодежи. Срединаиболее востребованных источников информации молодые респонденты называют центральное телевидение (61,9 %) и сеть Интернет (43,5 %), в меньшей степени -местное телевидение (28,1 %) и общение с друзьями и родственниками (27,6 %) [1]. Это виртуальное пространство (киберпространство) предоставляет молодому поколению россиян возможность полностью социализироваться, сформировать собственные взгляды, установки и ценности; оно способствует новому способу адаптации к современным социальным условиям окружающей действительности в виртуальном обществе, при этом, снижая уровень социального здоровья в реальном пространстве [9].
Отсюда, целесообразным является обзор положительных и отрицательных факторов киберсо-циализации, влияющих на формирование социального здоровья современной российской молодежи.
Итак, в качестве положительных факторов ки-берсоциализации можно обозначить следующие факторы:
1. Появление новых образовательных цифровых технологий, что значительно экономит время учащейся и студенческой молодежи, затрачиваемое на поиск и обработку академической информации.
2. Возможности для общенияи социальных контактов в процессе взаимодействия молодого индивида и общества. В качестве примера можно привести следующие факты: так, чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету - 4 года, ¡Рос1 - 3 года, а социальной сети «РаееЬоок» - всего 2 года. Что же так тянет молодежь к общению через киберпространство? Как показал опрос пользователей социальных сетей среди молодежи в возрасте от 14 лет до 21 года, 36 % из них легче говорить о своих личностных проблемах в Сети онлайн, а не в непосредственном межличностном взаимодействии [10].
3. Возможности для познания мирового пространства дистанционно, без необходимости затрачивать материальные средства.
4. Возможности для поиска подходящей работы. Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест для молодежи, что, некоторым образом, помогает решать проблему молодежной безработицы. Так, например, по данным ВЦИОМ, 10 самых востребованных работ в 2015 г. не существовало в 2004 г. В эту десятку как в 2014 г., так и в настоящее время входят 1Т-специалисты, руководители 1Т-проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям [11].
5. Возможности для досугового времяпровождения. Кроме социальных сетей для формирования общения и социальных контактов, в ин-
тернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет - магазинов, сайтов с фото, музыкой и видео.
В целом, проанализировав положительные факторы, можно сделать вывод о том, что информационные технологии делают российскую молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на социокультурные и социально-экономические изменения, происходящие вроссийском обществе, а главное - способной воспринимать большой объемразноплано-вой информации.
Однако наряду с положительными факторами существуют и отрицательные:факторы риска киберсоциализации, влияющие на социальное здоровье российской молодежи, в качестве которых можно обозначить следующие информационные рискогенные факторы:
1. Риски, заключающиеся в столкновении с социально деструктивной, а зачастую и противоправной информацией, нарушающей социальные связи и межличностные отношения молодежи в системе «личность - общество», что представляет угрозу для жизни и социального здоровья молодежи (например, скрытые или явные призывы к суициду, девиациям на транспорте, опасным селфи и т.д.) [12].
2. Риски нарушения основных функций социализации, поскольку социальные сети занимают немаловажную часть в жизнедеятельности современной молодежи, так как социальное общение в Интернет-сетизанимает важное место, и именно на это молодежь тратит свой досуг. Это подтверждают данные наших исследований. Так, в результате авторского социологического опроса по изучению факторов влияния на социальное здоровье и уровней рискогенности социального здоровья российской студенческой молодежи, мы обнаружили, что весьма значимым фактором социализации для опрошенной студенческой молодежи является «общение в сети интернет» (56,6 % общаются часто) [13].
3. Риск девальвации системы ценностей в сознании российской молодежи в результате преувеличения виртуальных ценностей, формирования потребительских установок и девальвации нравственного поведения: известно, что социальные сети нивелируют у молодежи основные традиционные общечеловеческие ценности. Как результат - их отрицательное влияние не только на социальное, но и психическое здоровье молодежи - формирование ощущения вседозволенности, культуры агрессивности, насилия и жестокосердия, искажение морально-нравственных установок; плохая ориентация в реальном мире, т.н. «интернет-идиотия» или неспособность к принятию разумных решений.
4. Риски утраты жизненной позиции молодежи, самостоятельности и ответственности, и, как результат, формирование типа инфантильной безответственной личности. Как подчеркивает Бол-дакова И. А., виртуальный мир не требует от молодых людей обязательной ответственности за
свои поступки [14]. Действительно, потребляя огромное количество информации, молодежь, в силу своих возрастных особенностей, молодежь не задумывается о ее содержании и последствиях реагирования на тот или иной информационный контент.
5. Риск нарушения процесса включения индивида в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Молодежь, пребывая в виртуальном пространстве, может удовлетворить свои потребности, не затрачивая на это больших усилий. Ей легче реализовать себя там, чем в реальности, так, например, М.В. Ростовцева, А. А. Машанов и З.В. Хохрина считают, что следствием этого является рост уровня алкоголизма, наркомании, суицида и безработицы [15].
6. Риск вытеснения и ограничения традиционных форм коммуникации, а также подмены реальных социальных связей и отношенийна виртуальные. Как следствие этого, - отрицательное влияние на социальное здоровье молодежи -возникновение рисков ограничения эмоциональных контактов и традиционных форм общения, а также нарушения реальных социальных коммуникаций.
7. Обесценивание, обеднение творческого мышления молодежи и снижение общего культурного уровня [16].
8. Формирование интернет-зависимости и ад-диктивныхформ поведения в результате воздействия киберинформациидевиантной и делин-квентной направленности [17]. Причем зависимость в результате киберсоциализации может носить деструктивный характер для социального здоровья молодежи: кибермания, игромания, киномания, интернетмания, мания цифровых технологий. В частности, в силу неудовлетворенности реальным миром компьютерная зависимость среди молодежи постепенно усугубляется, приводя к тому, что онаначинает отдавать предпочтение именно киберпространству, как наиболее приемлемому для него.
9. Риск возникновения агрессивных форм поведения, культивирования экстремистских настроений, социальной напряженности и кон-фликтогенности в молодежной среде, что, так или иначе, нарушает процесс социального взаимодействия молодежи, тем самым отрицательно сказываясь на качестве социального здоровья молодежи.
10.Изменение поведения молодых людей в совокупности с потребительской идеологией и социальной разобщенностью.
Из сказанного выше следует, что виртуальная реальность является благоприятной средой для формирования и активизации различных форм девиантного поведения, что препятствует социальному здоровью молодежи. Причем, девиант-ное поведение, вызванное именно негативными факторамикиберсоциализации молодежи, может
проявляться как в реальном мире, так и в виртуальном.
В целом, необходимо дальнейшее исследование киберсоциализации как фактора влияния на социальное здоровье российской молодежи, ибо
Литература:
1. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003.
2. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3.
3. Плешаков В.А. Ценность здоровья как фактор успешной киберсоциализации человека / В.А. Плешаков, С.Н. Верейкина // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017.
4. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
5. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи как ресурс развития социального партнерства в структуре дополнительного профессионального образования // Образование, наука, инновации: Южное измерение. 2014. № 3 (35). С. 111-117.
6. Комарова А.Н. Факторы формирования социального здоровья молодежи в контексте кибер-социализации // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 175-177.
7. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория, практика : монография. Рязань, 2011. 224 с.
8. Ведерникова Л.В. Социальное здоровье студентов: сущность и основные направления его формирования / Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырди-на, О.А. Поворзнюк // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 117-121.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 600 с.
10. Макеев А.Э. Исследование роли информационных технологий в формировании процесса социализации молодежи. М., РАН Институт социологии, 2010. URL : http://www.isras.ru/analytical _report.
11. Виртуальная реальность vs реальная жизнь: выбор интернетчиков // ВЦИОМ Пресс выпуск № 2090. 2015. URL : http://wciom.ru/index.php
12. Natalya Kh. Gafiatulina. Socio-Political Changes As A Socio-Cultural Trauma For The Social Health Of Russian Youth (2018) / Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa, Gennadiy A. Vorobyev, Valery V. Kasyanov, Tatyana M. Chapurko, Irina I. Pavlenko, Sergei I. Samygin // Modern Journal of
детальное понимание данного процесса даст возможность использовать киберпространство в роли мощного инструмента, влияющего на становление личности и формирование социального здоровья молодых субъектов, а также качественного повышения его уровня.
Literature:
1. Kilimova L.V. Influence of information technologies on self-development of personality : author. dis. ... cand. sociol. sciences. Kursk, 2003.
2. Pleshakov V.A. Cyber socialization as an innovative socio-pedagogical phenomenon // Teacher XXI century. 2009. № 3.
3. Pleshakov V.A. The value of health as a factor in successful cyber socialization of a person / V.A. Pleshakov, S.N. Vereikina // Psychological and pedagogical support of an individual in education: a union of science and practice: materials of the V Intern. scientific-practical conf. M., 2017.
4. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
5. Gafiatulina N.Kh. Social health of young people as a resource for the development of social partnership in the structure of additional professional education // Education, science, innovations: The Southern Dimension. 2014. № 3 (35). P. 111-117.
6. Komarova A.N. Factors of the formation of social health of young people in the context of cyber-socialization // Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University. 2018. № 4. P. 175-177.
7. Baykova L.A. Social health of children and youth: methodology, theory, practice : monograph. Ryazan, 2011. 224 p.
8. Vedernikova L.V. Social health of students: the nature and main directions of its formation / L.V. Vedernikova, O.G Byrdina, O.A. Povorznyuk // Siberian Pedagogical Journal. 2015. № 2. P. 117121.
9. Castells M. Information Age: economy, society and culture. M., 2000.
10. Makeev A.E. Study of the role of information technology in shaping the process of youth socialization. M., RAS Institute of Sociology, 2010. URL : http://www.isras.ru/analytical_report
11. Virtual reality vs real life: the choice of Internet users // VTsIOM Press edition No. 2090. 2015. URL : http://wciom.ru/index.php.
12. Natalya Kh. Gafiatulina. Socio-Political Changes As A Socio-Cultural Trauma For The Social Health Of Russian Youth (2018) / Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa, Gennadiy A. Vorobyev, Valery V. Kasyanov, Tatyana M. Chapurko, Irina I. Pavlenko, Sergei I. Samygin // Modern Journal of
Language Teaching Methods. Vol. 8. Issue 5. May 2018. P. 602-609.
13. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиа-тулина, А. В. Рачипа, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.
14. Болдакова И.А. Основные риски киберсоциа-лизации молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. С. 151 — 155. URL : http://e-koncept.ru/2015/95653.htm
15. Ростовцева М.В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества / М.В Ростовцева, А. А Машанов, З.В. Хохрина // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-5.
16. Касьянов В.В. Социология культуры. Москва-Краснодар, 2013; Касьянов В.В. Государственная идеология современной России // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3—4.
17. Оганисян Л.А. Современная молодежь в сети Интернет // Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2015. 418 с.
Language Teaching Methods. Vol. 8. Issue 5. May 2018. P. 602-609.
13. Gafiatulina N.Kh. Information network environment as a factor in influencing the social health of Russian students / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2018. № 1. P. 2327.
14. Boldakova I.А. The main risks of cyber-socialization of youth // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2015. Vol. 37. P. 151155. URL : http://e-koncept.ru/2015/95653.htm.
15. Rostovtseva M.V. Socio-philosophical problems of socialization of the individual in the conditions of informatization of modern society / M.V. Rostov-tseva, A.A. Mashanov, Z.V. Khokhrina // Fundamental research. 2013. № 6-5.
16. Kasyanov V.V. Culture sociology. Moscow-Krasnodar, 2013; Kasyanov V.V. State ideology of modern Russia // Society: philosophy, history, culture. 2011. № 3-4.
17. Oganisyan L.A. Modern youth on the Internet // Social behavior of youth on the Internet: new trends in the era of globalization: materials of the Intern. scientific-practical conf. Samara, 2015. 418 p.