ISSN 1994-5094 ♦-
175 -♦
Anastasia Nikolaevna Komarova,
postgraduate student of the department of philosophy and sociology, South-West State University
УДК 316.34
Анастасия Николаевна Комарова,
аспирантка кафедры философии и социологии, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
жр zaunka@bk.ru
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ
Статья является теоретико-методологическим анализом факторов формирования социального здоровья молодежи в процессе киберсоциализации. Киберсоциализация на сегодняшний день является важнейшей частью становления личности в обществе и может как способствовать формированию социально здоровой личности, так и выступать разрушающим его элементом. Существует множество способов реализоваться в киберпространстве, а также использовать его как мощный инструмент общественной жизни. Оно помогает адаптироваться молодежи в современном обществе и сформировать нравственный потенциал при грамотном использовании интернета и социальных сетей агентами социализации. Несмотря на это, в киберпространстве существует множество антисоциальных элементов, которые оказывают деструктивное влияние на процесс формирования социального здоровья молодежи. Следовательно, анализ каждого фактора, влияющего на формирование социально здоровой личности в процессе киберсоциализации, не дает нам возможности сказать о первичности продуктивности или деструктивности этого процесса в современном обществе.
Ключевые слова: социальное здоровье, факторы социального здоровья, киберсоциализация, киберпространство, интернет, социальные сети.
SOME FACTORS OF SOCIAL HEALTH OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF CYBER-SOCIALIZATION
The article presents a theoretical and methodological analysis of the factors that determine social health of young people in the process of cyber-socialization. Today, cyber-socialization is an important part of personal growth and can both contribute to developing a socially healthy person and act as a socially destructive element. There are many ways to enrich your life in cyberspace and use it as a powerful tool of social life. Cyberspace helps young people to adapt to society and develop moral values provided that they use the Internet and social networks selectively and sensibly. The author warns that in cyberspace there are many antisocial elements that have a destructive effect on the social health of young people. Thus, analysis of each factor that affects social health in the process of cyber-socialization does not give sufficient evidence to make conclusions about beneficial character or destructiveness of this process in modern society.
Keywords: social health, social health factors, cyber-socialization, cyberspace, Internet, social networks.
На сегодняшнем этапе развития общества актуальность проблемы социального здоровья молодежи постоянно возрастает. Вопросы социализации и становления молодой личности стоят на первых позициях социологии культуры [5]. Проблематикой изучения феноменологии социального здоровья ученые озабочены с древних времен и по настоящее время. На наш взгляд, самыми яркими представителями, освещавшими этот аспект здоровья человека, являются: Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Э. Берк, Г.С. Никифорова, А.А. Реан, О.А. Зобов, В.Н. Ке-ласьев, А.А. Козлов, Т.Г. Поспелова и др. [10].
Существует множество взглядов на понимание феноменологии социального здоровья человека и подходов к его изучению. Мы выделяем основные три: философский, психологический и социологический [6]. На основании изучения и анализа вышеуказанных направлений исследования явления социального здоровья можно утверждать о многогранности и междисциплинарности данного термина, но основную роль в его формировании играет процесс социализации человека в обществе.
Итак, социальное здоровье человека - это совокупность характеристик, определяющих соответствие социального взаимодействия членов общества, их удовлетворенность жизнью, уровень их нравственности, социальной активности, адекват-
ности восприятия себя и окружения, а также высокий уровень адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности [6].
Социальное здоровье человека формируется на протяжении всей жизни и является результатом процесса социализации в обществе [1]. Продуктивный процесс социализации молодежи обеспечивается эффективным функционированием как традиционных, так и нетрадиционных институтов социализации [7], таких как киберпространство - интернет. Сетевое пространство на современном этапе развития общества оказывается чуть ли не основным источником информации, коммуникации и самореализации современной молодежи. Среди наиболее востребованных источников информации респонденты называют центральное телевидение (61,9%) и интернет (43,5%), в меньшей степени -местное телевидение (28,1%) и общение с друзьями и родственниками (27,6%) [4]. Это виртуальное пространство, предоставляющее молодому поколению возможность полностью самореализоваться и сформировать собственные взгляды, установки и ценности. Оно способствует новому способу адаптации к современным социальным условиям окружающей действительности в виртуальном обществе, при этом в некоторых случаях снижая уровень адаптированности в реальном [2]. Кроме того, по-
176 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦
мимо классического понимания социализации человека в обществе, сегодня в социологии появляется новое понятие - киберсоциализация. Эта проблема наиболее остро возникла в последние несколько десятилетий, когда интернет стал общедоступным для всех желающих. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях [3]. Актуальность изучения процесса киберсоциализации крайне важна сегодня, так как детальное понимание данного процесса даст возможность использовать киберпространство в роли мощного инструмента, влияющего на продуктивное становление личности молодых субъектов, а в частности, формировать их социальное здоровье и качественно повышать его уровень [8].
Киберсоциалиация как процесс понимается в качестве локальных качественных изменений структуры личности, происходящих в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей интернет-среды, т.е. процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в интернете, в том числе в социальных сетях [9].
Итак, как и на любое динамично развивающееся явление, на формирование социального здоровья влияет множество факторов. На все эти факторы оказывает свое воздействие киберсоциальное пространство. Такие факторы можно разделить на две группы:
1) социокультурные. Это факторы, к которым относятся отражающие основные (преобладающие) жизненные ценности, установки, культурные традиции, а также соответствующие этническим, социальным и культурным ценностям и приоритетам человека;
2) социально-экономические. Эти факторы отражают влияние на формирования социального здоровья, уровня жизни.
В свою очередь, социокультурные факторы мы разделяем на пять блоков:
1. Факторы образа здоровья. К ним относятся факторы отношения к здоровью, менталитет здоровья, отношения к нормам здорового образа жизни и уровень культуры здоровья. Эта группа факторов подвержена различным трендам, диктуемым обществом. Основную информацию о том, что такое здоровье и каким оно должно быть, а также о том, как его сформировать и поддерживать молодежь черпает в интернете, в большей части в социальных сетях. Это наиболее простой, а самое важное интересный способ получения подобной информации, так как в данных источниках она представлена не столько в научном виде, сколько в развлекательном либо презентуется «экспертами мнения», которыми могут выступать различные медийные личности, популярные и модные организации. Подражая им, молодежь повышает свою популярность в киберпро-
странстве. Но, к сожалению, не всегда такой способ формирования взглядов, образцов поведения и установок на собственное здоровье оказывает положительное влияние на конечный результат формирования социального здоровья.
2. Социально-деятельностные факторы. К ним можно отнести социально полезную активность молодежи, социальную компетентность и общественную оценку личности и деятельности человека. В данном случае вопрос о положительной и отрицательной роли киберсоциализации как неотъемлемой части социализации человека в обществе спорный, так как киберпространство может стать продуктивной площадкой для формирования данных направлений общественной активности человека. Посредством интернета многие общественные организации привлекают молодежь к активной деятельности в жизни общества, информируют о важных событиях, прививают определенные образцы идеальной личности, социально активной и социально компетентной. Помимо этого, общественные организации мотивируют молодежь посредством социальных сетей на формирование активной социальной и гражданской позиции, как правило, такая мотивация представлена в интерактивной форме (конкурсы, опросы), наиболее привлекательной для молодежи.
3. Микросоциальные факторы. Они включают в себя влияние на человека микросоциальных групп и агентов социальных институтов, актуальных для молодежи. Как и в предыдущем блоке, сложно сказать о том, как именно - положительно или отрицательно - киберсоциализация влияет на человека посредством микросоциальных факторов. С одной стороны, ее роль положительна, так как с появлением интернета и социальных сетей молодежь может более активно общаться, высказывать свое мнение и интересоваться чужим, в сети можно найти большое количество информации, представленной в различном виде (научном, художественном, публицистическом или развлекательном), необходимой для формирования собственных жизненных позиций и уровня адаптации в обществе. Однако с появлением социальных сетей резко снизился уровень личного, «живого» взаимодействия между членами микросоциальных групп. Кроме того, социальные сети провоцируют человека быть несколько иным, чем в реальной жизни, так как стираются границы между социальной активностью в реальном и виртуальном обществе (возрастные, территориальные, моральные, например). Помимо этого, социальные сети нередко пропагандируют вредные привычки, аборты, безнравственность и вседозволенность, агрессию и терроризм. Несмотря на постоянную борьбу с такими источниками информации, их количество непрерывно растет, они оказывают негативное влияние на формирование целостной, социально здоровой личности, что является однозначно отрицательным влиянием киберсо-циализации на формирование социального здоровья молодых субъектов.
4. Личностные. Данный блок включает в себя такие факторы, как адаптированность, социальная направленность, самопрезентация, самооценка. Как
ISSN 1994-5094 ♦-
177 -♦
отмечалось выше, социальные сети могут провоцировать человека быть несколько иным в кибер-пространстве, презентовать себя в свете, наиболее одобрительном обществом, это влечет за собой общественное признание и, как следствие, повышение самооценки. Кроме того, виртуальная самопрезентация (фото, видео, высказывания в сети) за счет информационных технологий осуществляется легче и проще, чем самопрезентация в контексте реальных общественных связей и отношений, следовательно, привлекает все большее количество молодежи. Адаптированность и социальная направленность личности может быть в корне отличной в интернете и реальном обществе. Полностью адаптированный молодой субъект с четкой социальной позицией в рамках киберпространства может в реальности быть социально низко активным субъектом, как, впрочем, и наоборот, киберсоци-альное пространство может служить своеобразным инструментом, помогающим повышать уровень адаптации молодежи в обществе и делать их деятельность социально направленной.
5. Информационные факторы. Это, прежде всего, информационная напряженность и информационная пресыщенность современной молодежи. Данный фактор, влияющий на формирование социального здоровья, становится на сегодняшний день полноценной проблемой. Огромное количество информации на просторах интернета провоцирует пресыщение мозга информацией, снижая общую активность человека и, как правило, интерес ко всему происходящему, а это в первую очередь микросоциальное окружение и социальная активность индивида. Учитывая данный факт, отметим, что киберсоциализация отрицательно влияет на формирование не только социального, но и психического здоровья человека.
Группа социально-экономических факторов менее подвержена влиянию интернета, в связи с тем что в основном обеспечивается государством и социальными организациями.
К социально-экономическим факторам мы относим два блока, которые также оказывают влияние на формирование социального здоровья молодежи через призму киберсоциализации.
1. Факторы, отражающие качество жизни. К ним можно отнести удовлетворенность условиями жизни (бытовые, благоустройствои урбанизация территорий и др.), качество рекреационных ресурсов, доступных для молодежи, развитие социальной помощи, ориентированной на улучшение качества жизни молодежи. В процессе социализации человека данные факторы становятся наиболее актуальными в молодом возрасте. Молодежь нуждается в поддержке со стороны общества, а также качественном обеспечении условий жизни. Таким образом, интернет и социальные сети помогают сформировать идеальный образ, опираясь на который молодой субъект может судить о том, насколько он удовлетворен качеством всех аспектов своей социальной жизни.
2. Профессионально-образовательные. К блоку данных факторов относится удовлетворенность профессией и качеством образования. Молодежь
нуждается в качественном обеспечении информацией, возможности самореализации в науке, а также интересной и высокооплачиваемой профессии, которая не только позволит реализовать профессиональные интересы, но и создаст материальную базу для удовлетворения личных интересов и обеспечит высокий уровень качества жизни. В процессе киберсоциализации молодежь получает определенную информацию об идеалах, которые можно сравнить в реальности со своим положением в обществе, кроме того, киберпространство позволяет получить образование и профессию дистанционно, тем самым полностью реализовать себя как субъекта общественной жизни: получить образование, стать востребованным специалистом и строить карьеру в киберпространстве.
Анализ двух групп факторов (социокультурных и социально-экономических), влияющих на формирование социального здоровье в контексте киберсо-циализации, позволяет нам сделать вывод о том, что киберсоциализация играет важную роль в формировании и развитии не только личности молодого поколения, но и его социального самочувствия и здоровья в целом. Теоретико-методологический анализ данного процесса не дает возможности с достоверностью сказать о том, какова эта роль: в большей степени положительна или отрицательна, так как для каждого фактора киберсоциализация может стать как пагубным фактором, приводящим к разрушению социального здоровья молодежи, так и мощным инструментом, способствующим его формированию.
1. Зобов Р.А. Социальное здоровье и социализация человека: учеб. пособие для вузов / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб.: Химиздат, 2005.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2001.
3. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003.
4. Килимова Л.В., Нишнианидзе О.О., Ветрова О.А., Гайдукова И.Б. Состояние гражданского общества в курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 1 (14). С. 80-88.
5. Кондакова Н.А. Здоровье и условия жизни подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1. С. 151-161.
6. Комарова А.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «социальное здоровье» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. Т. 7. С. 106-110.
7. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2007.
8. Плешаков В.А., Верейкина С.Н. Ценность здоровья как фактор успешной киберсоциализации человека // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 26 февраля 2017 г.) / под общ. ред. В.Е. Цибульниковой. М.: МПГУ, 2017. С. 36-40.
9. Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал . 2017. № 1 (2). URL: http:// journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_ duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocial-izacii_obshhestva_i_cheloveka.
10. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье человека: философский аспект: учеб. пособие. Ставрополь: СГМА, 2003.