УДК 316.614 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-230-234
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК С РЕДСТВО У ПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Рачипа доктор социологических наук, профессор кафедры социологии,
Андрей истории и политологии, Институт управления в экономических,
Валерьевич экологических и социальных системах Южного федерального университета (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42], профессор-совместитель кафедры 109 «б», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет] (125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4). E-mail: rachipa@sfedu.ru Брусенцева аспирант кафедры региональной социологии и моделирования Дарья социальных процессов, Институт социологии и регионоведения
Михайловна Южного федерального университета (344022, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160]. E-mail: bru.dasha@yandex.ru
Фаткулина магистрант Академии психологии и педагогики, Лариса Южный федеральный университет (344002, Россия,
Анатольевна г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42]. E-mail: vmiredetstva3@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматриваются важные вопросы, посвященные современным Интернет-технологиям как средству управления процессом медиасоциализации молодежи. В качестве основных направлений использования Интернет-технологий в практике управления процессом медиасоциализации молодежи в статье выделены следующие семь направлений: социально-педагогическое освоение досугового пространства сети Интернет, оформление киберпространства, управление мультимедийными потоками, управление медийной культурой, освоение информационной составляющей пространства Интернет, управление игровой деятельностью, проведение профилактических мероприятий.
Ключевые слова: медиасоциализация, социализация, молодежь, управление, сеть Интернет, Интернет-технологии, киберпространство, информационные потоки, коммуникативно-интерактивные функции Интернет-пространства.
Современный подход к процессу социализации молодежи заключается в выявлении и изучении новых механизмов и институтов, которые обеспечивают сегодня передачу социального опыта от поколения к поколению, в определении социально типического в разнообразных процессах интеграции нынешней молодежи в общество [1].
Трансформация базовых институтов социализации - семьи, образования и воспитания, средств массовой информации и коммуникации привели к изменению процесса социализации и его составляющих, что способствовало отклонениям в социализации молодежи, и возникновению новых агентов социализации молодежи.
Поэтому на уровне социально-психологической рефлексии значительное внимание привлекают проблемы, связанные процессом социализации молодых поколений, сформировавшихся в эпоху информационной революции и бурного развития компьютерных и коммуникативных технологий в изменяющемся обществе [2], для которого характерно многообразие социализаци-онных практик и траекторий.
На сегодняшний день уже нет оснований сомневаться в несомненном и очевидном влиянии сети Интернет и его ресурсов на процесс социализации молодежи. Темпы прироста информационных потоков стремительно приумножаются, и в научный обиход вошло понятие «информационный взрыв», оказывающий дезориентирующее, рискогенное травмирующее влияние [3], в первую очередь, на молодых людей, не имеющих пока устоявшихся мировоззренческих установок. Все увеличивающееся повышение интенсивности информационных потоков в пространстве Интернет обусловливает неопределенность ценностных ориентаций в молодежной среде. Отсюда возникает острая потребность в обеспечении качественного управления различными социальными процессами и явлениями [4]. Требуются эффективные средства управления медиасоци-ализацией, позволяющие компенсировать негативные воздействия сети Интернет на молодых
людей, стимулировать их культурный рост, личностное развитие и способность успешной социализации в киберпространстве. По нашим представлениям, одним из таких средств могут стать современные Интернет-технологии. Как подчеркивает А.В. Жожиков, «Интернет становится сегодня той информационной средой, которую ежедневно посещают миллионы людей и, как правило, основной контингент составляет подрастающее поколение, на воспитание, развитие и образование которого государство должно ставить свои приоритеты» [5, с. 125].
Исследователи характеризуют киберпространство как особый социализирующий сегмент культуры, поскольку в нем сейчас реализуется значительная часть процессов, связанных с научной, образовательной, социокультурной, политической, торговой деятельностью [5].
Действительно, молодежь является наиболее активным пользователем Интернета, так, например, по данным фонда «Общественное мнение», «доли суточной, недельной и месячной аудитории Интернета среди молодежи почти вдвое (точнее в 1,9; 1,8 и 1,9 раза соответственно] превышают доли аналогичных аудиторий среди всех взрослых в целом»1.
Свое осмысление медиасоциализация получает из изначального понятия процесса социализации молодежи, существенный вклад в изучение которого внесли отечественные исследователи Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, В.А. Луков, А. В. Мудрик, Е.Л. Омельченко, В.И. Чупров и многие другие. Определяя социализацию как контекст воспитания, А.В. Мудрик, выделяет в этом процессе четыре составляющие, в частности: стихийная социализация; относительно направляемая социализация; относительно социально контролируемая социализация; более или менее сознательное самоизменение человека [6]. Отсюда очевидно, что социализация - довольно широкое понятие, которое предполагает не только сознательное усвоение молодым индивидом готовых форм и способов взаимодействия, адаптацию к изменяющемуся социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни в новых условиях. Об инновационных формах социализации в киберпространстве сегодня пишут Чванова М.С., Анурь-ева М.С., Киселева, утверждая, что воздействие социальных сетей на процесс социализации молодежи напрямую связан с виртуальной компьютерной социализацией [7], или киберсоциализаци-ей, причем артикуляция последней принадлежит В.А. Плешакову, который ввел в научный оборот дефиницию киберсоциализация [8].
Киберсоциализация определяется В.А. Плешаковым как «социализация в киберпространстве как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [8, с. 14].
По результатам исследования В.С. Алексеевой, наиболее «популярными местами пользования Интернетом среди молодежи являются дом (28%), учеба/работа (21%) и транспорт (14%]», что свидетельствует о медиасоциализации молодых людей [9, с. 311].
Интернет-технологии обладают притягательными для молодых людей функциями - коммуникации и интеракции. Благодаря сети Интернет коммуникативно-интерактивное пространство молодежи, во-первых, расширяется за счет появления новых виртуальных контактов и обмена разноплановой информацией; во-вторых, углубляется за счет новых сфер совместной интерактивной деятельности, реализуемых в киберпространстве.
Именно функциями коммуникативности и интерактивности обусловлено возникновение различных форм Интернет-общения, таких как чаты, форумы, службы мгновенных сообщений, а также масштабные интернет-проекты типа «Одноклассников» «Facebook», и т.п., представляющие мощнейшую коммуникативно-интерактивную медиасоциализирующую среду.
В связи со сказанным выше, нельзя игнорировать тот факт, что Интернет-пространство выступает новым агентом социализации молодежи, поэтому существует необходимость в использовании его позитивного социально-психологического и педагогического потенциала.
Можно выделить ряд направлений, в которых представляется возможным реализовать задачу использования интернет-технологий как средства управления процессом медиасоциализации молодежи. Какова же специфика данных направлений?
Итак, в числе направлений использования интернет-технологий в практике управления процессом медиасоциализации молодежи можно обозначить следующие:
1 Подростки и Интернет. - Результаты опроса подростков в возрасте от 14 до 17 лет. - 2008. (Материалы сайта фонда «Общественное мнение» http://bd.fom.ru/report/cat/podinter0801.
1) Социально-педагогическое освоение досугового пространства сети Интернет, поскольку, как свидетельствуют социологические опросы, киберпространство с его информационными потоками становится сегодня неотъемлемой частью молодежного досуга. Современная молодежь проводит в Интернете значительную часть своего времени, используя его с целью удовлетворения различных социальных потребностей, в частности, потребности общения и досугового времяпрепровождения в социальных сетях [10, с. 25]. Между тем известен факт, что досуг, его содержание и наполнение оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности всякого молодого индивида, на становление его базовой культуры. По этой причине социально-педагогическое освоение досугового пространства сети Интернет, управление организацией досуга, формирование интернет-ресурсов, направленных на удовлетворение досуговых потребностей молодежи - это первейшая задача управления процессом медиасоциализации молодежи.
2) Указанные выше коммуникативно-интерактивные функции Интернет-пространства предоставляют широкие возможности оформления киберпространства в практике управления процессом медиасоциализации молодежи для реализации социально и психолого-педагогически ориентированных проектов.
Оформление киберпространства с целью создания определенной благоприятной атмосферы, формирование сообществ с заданными конструктивными характеристиками, модераторская функция и иные способы воздействия позволяют организовать коммуникативно-интерактивный процесс и управлять его развитием согласно замыслу разработчиков [11].
3) Управление мультимедийными потоками. В силу того, что сеть Интернет все в большей степени берет на себя функции традиционных медийных институтов, сегодня там можно найти кинофильмы, видео, фотографии, музыку и т.п. практически любой тематики. Все большее количество людей, прежде всего молодых, претворяют в жизнь свои мультимедийные потребности посредством Интернет-технологий. Бесспорно, видео и фильмы, которые смотрит молодежь; музыка, которую она активно слушает, оказывают определенное социализирующее воздействие на формирование личности всякого молодого человека. В этой связи управление мультимедийными потоками, имеющими место в киберпространстве, также является важным направлением.
4) Поскольку медиаканалы наращивают свое присутствие в культуре и усиливают свое влияние на социокультурные процессы, в том числе и на социализацию молодежи, возникает потребность в грамотном управлении медийной культурой. Причем управление медийной культурой, на наш взгляд, должно реализовываться специалистами по управлению молодежной политикой, по информационным технологиям (ИТ], по информационной безопасности на базе принципов целесообразности, системности, информационной безопасности, гуманности, инновационного развития, разрабатываются группы методов управления информационной культурой: общие (внутренний PR, политика допуска к ИТ, установление лимитов использования ИТ], методы управления трудом пользователей ИТ. Практикуется выкладывание мультимедийных материалов, видеороликов, обмен ими, обсуждения этих материалов в рамках определенных чатов и т.п. Так, широкое распространение получают видеоролики мировоззренческой, нравственно-этической направленности.
5) Пятой задачей управления процессом медиасоциализации молодежи посредством интернет-технологий является освоение информационной составляющей глобального пространства Интернет с целью создания качественных информационных ресурсов. Это объясняется тем, что молодежь, устремленная получить массу информации по самым разнообразным интересующим ее вопросам все чаще, как показывает практика, прибегает к интернет-ресурсам [12]. Гипертекстуальное пространство предоставляет большие возможности доступа к информации, которые в корне изменяют концепцию информационных воздействий и, в конечном итоге, обусловливают принципиально новые взаимоотношения человека с окружающим миром.
К сожалению, материалы, представленные в Интернете, далеко не всегда корректны и зачастую оказывают на молодых людей негативное влияние, вводя их в заблуждение и приводя к неверным выводам. Поэтому стоит задача, во-первых, создания качественных информационных ресурсов, подбора и структурирования материалов таким образом, чтобы максимально способствовать правильному осмыслению молодыми людьми интересующих их вопросов; а во-вторых, обеспечения высокой посещаемости этих ресурсов и их превосходства над сайтами с сомнительной информацией.
6) Управление игровой деятельностью. Применение интернет-технологий в качестве средства управления процессом медиасоциализации молодежи, по мнению Е.И. Махровой, представляют такие виды социально-психологической деятельности, как: познавательная, коммуникативная и, конечно, игровая [13]. Игровая деятельность обладает значительным социально-
психологическим и педагогическим потенциалом. Использование игр позволяет осуществлять широкий спектр социально-педагогических функций, что обусловливает их применение в различных видах работы с молодежью и компьютерные игры (с учетом некоторой специфики] не являются исключением. Как подчеркивает С.А. Шмаков, «игровая компьюторика» - перспектива развития целенаправленного досуга молодежи» [14, с. 122]. Поскольку в настоящее время Интернет-игры приобретают все большее распространение в молодежной среде, представляется целесообразным освоение этих игровых форм, тем более что они обладают рядом возможностей, недоступных «традиционным» играм.
7) В качестве еще одного, на наш взгляд, немаловажного направления использования интернет-технологий в практике управления процессом медиасоциализации молодежи, следует назвать проведение профилактических мероприятий. В частности, нам представляется полезным вывешивание в онлайновом режиме на различных сайтах, к которым наиболее часто обращается молодежь, разнообразных диагностических опросников и шкал с тем, чтобы молодые пользователи сети Интернет получали возможность самостоятельно идентифицировать, насколько они приблизились в плане формирования и развития онлайновой зависимости (аддиктивного расстройства] в процессе медиасоциализации [15].
В заключение скажем, что социальное и психолого-педагогическое использование интернет-ресурсов, разумеется, не может исчерпываться обозначенными направлениями в практике управления процессом медиасоциализации молодежи. Требуется тщательнейшая проработка различных аспектов данной задачи посредством теоретического обоснования и разработки соответствующих технологий, а также их реализация на практике. Интернет содержит в себе огромные потенциальные возможности и, будучи грамотно использован, может оказать существенную помощь в управлении процессом медиасоциализации.
Таким образом, перед учеными стоит важнейшая задача создания в пространстве Интернет культурного конструктивного сегмента высокого качества, целенаправленно ориентированного на молодежь и конкурирующего с деструктивными низкокультурными ресурсами.
Литература
1. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146-157.
2. Красноруцкий Л.П. Специфика сетевого поколения в России: социокультурный образ и ценностные ориентации. Ростов н/Д.,2017. 162 с.
3. Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa, Gennadiy A. Vorobyev, Valéry V. Kasyanov, Tatyana M. Cha-purko, Irina I. Pavlenko, Sergei I. Samygin. Socio-Political Changes as a Socio-Cultural Trauma for the Social Health of Russian Youth (2018) // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 5, May 2018. Pp. 602-609.
4. Белов М.Т., Рачипа А.В., Самыгин С.И. Специфика управленческих решений в системе управления организацией // Гуманитарные социально-экономические и общественные наук. 2018. №2. С. 13 - 16.
5. Жожиков А.В. Формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет: дисс. д.п.н. Якутск, 2004.
6. МудрикА.В. Социализация человека. М. - Воронеж, 2011. 623 с.
7. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Новые формы социализации студенческой молодежи в Интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. 2017. Т. 22. Вып. 6(170).С. 32 - 40.
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens^ до Homo Cyberus^: монография. М., 2012. 45 с.
9. Алексеева В.С. Маркетинговые исследования Интернет-активности молодежи // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №2. С. 311 - 313.
10.Гафиатулина Н.Х., Рачипа А.В., Самыгин С.И. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №1. С. 23 - 27.
11.Брусенцева Д.М., Гафиатулина Н.Х. Модель противодействия освещению деятельности террористической организации в медиапространстве. Ростов н/Д., 2018.
12.Богатырева А.А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 678.
13.Махрова Е.И. Психолого-педагогические особенности применения Интернет-ресурсов в университетском образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №2 (138]. С. 129 - 135.
14.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
15.Гафиатулина Н.Х., Гнатченко Б.А. Компьютерные игры в молодежной среде: зависимость или новые возможности? // Национальное здоровье. 2016. № 1-2. С. 102 - 111.
Rachipa Andrey Valeryevich, doctor of sociological sciences, professor of department of sociology, history and political science of Institute of management in economic, ecological and social systems, Southern federal university (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]; professor-associate of the department 109 «b», Moscow Aviation Institute (National Research University] (4, Volokolamsk Highway, Moscow, 125993, Russian Federation]. E-mail: rachipa@sfedu.ru Brusentseva Darya Mikhaelovna, Graduate student in Sociology, Department of Regional Sociology and Social Process Modeling, Institute of Sociology and Regional Studies of Southern federal university (160, Pushkinskaya Str., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation]. E-mail: bru.dasha@yandex.ru Fatkulina Larisa Anatolyevna, Master student of the Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: vmiredetstva3@yandex.ru
INTERNET TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MANAGING THE MEDIA SOCIALIZATION
PROCESS OF YOUNG PEOPLE Abstract
This article discusses important issues on modern Internet technologies as a means of managing the process of media socialization of young people. The main directions of using Internet technologies in the practice of managing the process of media socialization of young people in the article are the following seven areas: social and pedagogical development of the leisure space of the Internet, design of cyberspace, management of multimedia streams, management of media culture, development of the information component of the Internet space, game management, preventive measures.
Keywords: media socialization, socialization, youth, management, the Internet, Internet technologies, cyberspace, information flows, communicative and interactive functions of the Internet space.
References
1. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146-157.
2. Krasnoruckij L.P. Specifika setevogo pokoleniya v Rossii: sociokul'turnyj obraz i cennostnye orientacii. Rostov n/D.,2017. 162 s.
3. Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa, Gennadiy A. Vorobyev, Valery V. Kasyanov, Tatyana M. Cha-purko, Irina I. Pavlenko, Sergei I. Samygin. Socio-Political Changes as a Socio-Cultural Trauma for the Social Health of Russian Youth (2018] // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 5, May 2018. Pp. 602-609.
4. Belov M.T., Rachipa A.V., Samygin S.I. Specifika upravlencheskih reshenij v sisteme upravleniya organi-zaciej // Gumanitarnye social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauk. 2018. №2. S. 13 - 16.
5. ZHozhikov A.V. Formirovanie informacionnoj kul'turno-obrazovatel'noj sredy v regio-nal'nom segmente global'noj seti Internet: diss. d.p.n. YAkutsk, 2004.
6. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. M. - Voronezh, 2011. 623 p.
7. CHvanova M.S., Anur'eva M.S., Kiseleva I.A. Novye formy socializacii studencheskoj molodezhi v Internet-prostranstve / / Vestnik Tambovskogo universiteta. 2017. T. 22. Vyp. 6(170]. P. 32 - 40.
8. Pleshakov V.A. Kibersocializaciya cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a: monografiya. M., 2012. 45 p.
9. Alekseeva V.S. Marketingovye issledovaniya Internet-aktivnosti molodezhi // Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. 2016. №2. P. 311 - 313.
10. Gafiatulina N.H., Rachipa A.V., Samygin S.I. Informacionnaya setevaya sreda kak faktor vliyaniya na so-cial'noe zdorov'e rossijskoj studencheskoj molodezhi // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. №1. P. 23 - 27.
11. Brusenceva D.M., Gafiatulina N.H. Model' protivodejstviya osveshcheniyu deyatel'nosti terroristicheskoj organizacii v mediaprostranstve. Rostov n/D., 2018.
12. Bogatyreva A.A. Problemy kibersocializacii sovremennoj molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №2. P. 678.
13. Mahrova E.I. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti primeneniya Internet-resursov v universitetskom obrazovanii // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №2 (138). P. 129 - 135.
14. SHmakov S.A. Igry uchashchihsya - fenomen kul'tury. M.: Novaya shkola, 1994. 240 p.
15. Gafiatulina N.H., Gnatchenko B.A. Komp'yuternye igry v molodezhnoj srede: zavisimost' ili novye vozmozhnosti? // Nacional'noe zdorov'e. 2016. № 1-2. P. 102 - 111.