ВЛАСОВА Наталья Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервисной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-90 e-mail: [email protected]
ВЕЧКИНЗОВА Елена Анатольевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
Карагандинский университет «Болашак»
470061, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Ерубаева, 16 Контактный телефон: (343) 221-17-90 e-mail: [email protected]
Казахстанский опыт государственно-частного партнерства в системе индустриально-инновационного развития
территорий
Ключевые слова: индустриально-инновационное развитие; регион; государственно-частное партнерство.
В статье проводится анализ создания и функционирования региональных социально-предпринимательских корпораций как формы государственно-частного партнерства в индустриально-инновационном развитии.
На современном этапе существенным потенциалом для привлечения частных инвестиций и обеспечения устойчивого индустриально-инновационного развития территорий располагает механизм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), который является одним из популярных инструментов при реализации проектов в традиционных сферах ответственности государства. С одной стороны, механизм ГЧП открывает новые ниши для приложения наработанных возможностей, обеспечивает доступ к новым источникам доходов и баланс рисков для бизнеса, с другой - создает условия для использования ресурсного и интеллектуального потенциала частного сектора в интересах государства. Общество, в свою очередь, получает «бонус» в форме ускоренного инфраструктурного развития для активизации инновационной деятельности в регионе. Это особенно актуально в посткризисный период развития, посколь- о ку именно такое партнерство бизнеса и власти во многих развитых странах стало прочной базой для модернизации экономики.
Сегодня в Казахстане практически завершен подготовительный этап развития ГЧП ° и имеется основа для его внедрения. В частности, разработана законодательная база § по вопросам концессии, работает Казахстанский центр государственно-частного пар- Ц тнерства как специализированная организация по вопросам концессии, осуществля- ^ ется подготовка и реализация концессионных проектов. Наибольшее распространение д получило ГЧП в инфраструктуре и энергетике. §
В Казахстане на региональном уровне задача консолидации государственного § и частного секторов была возложена на социально-предпринимательские корпорации
6 (56) 2014
Известия УрГЭУ < 81
(далее - СПК), чья деятельность направлена на решение организационных и финансовых проблем, препятствующих социально-экономическому развитию регионов на инновационной основе, таких как:
• затрудненный доступ субъектов предпринимательства к инвестициям государственных институтов развития;
• недостаточный уровень управленческих навыков ведения инновационной и инвестиционной деятельности как у частных предпринимателей, так и у органов местного государственного управления;
• потребность в координации между органами местного государственного управления и инициаторами инновационных бизнес-проектов;
• неэффективность стимулов для активизации инновационной деятельности предпринимательских структур в регионе.
Первый опыт создания СПК в Казахстане был реализован в 2006 г. в Карагандинской области (СПК «Сарыарка»), после чего согласно стратегиям территориального развития были организованы еще шесть СПК. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 16 региональных СПК [1].
Модель функционирования СПК рассчитана на реинвестирование в социальные, экономические и культурные проекты региона той прибыли, которая была получена за счет реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов с привлечением финансовых средств государства и частных инвесторов, а также на восстановление рентабельности действующих производств в регионе [2; 3].
Проведенный сравнительный анализ создания и функционирования СПК в Казахстане и за рубежом показал наличие существенных отличий в казахстанской модели (см. таблицу).
По оценкам экспертов и аналитиков, а также представителей контрольных органов, управление активами в СПК осуществляется неэффективно, нормативно-правовая база деятельности находится в зачаточном состоянии, в вопросах развития отсутствуют единая стратегия и системность. Это сказывается на результативности деятельности. Так, по данным Счетного комитета за первые три года функционирования СПК в Казахстане реализован всего 21 инвестиционный проект, из них 16 - СПК «Сарыарка». При этом общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 6,3 млрд тенге [4].
Как показывает практика, существует несколько системных причин неэффективности деятельности СПК, сдерживающих их развитие:
1) отсутствие четкого видения и противоречивость задач и направлений деятельности СПК - от реабилитации нерентабельных государственных активов и активизации инновационной деятельности в регионах до выполнения функций представителя социально ответственного бизнес-игрока от государства;
2) отсутствие законодательной базы функционирования СПК. Концепция создания региональных СПК пересматривалась трижды [2; 5; 6] и на сегодняшний день утратила легитимность; отсутствует закон об СПК, не регламентирован механизм распределения прибыли СПК и ее дальнейшего инвестирования в социальные проекты и т. д.;
3) отсутствие стратегического и среднесрочного планирования деятельности СПК, что не позволяет реализовать долгосрочные инновационные проекты в индустриальных отраслях экономики регионов;
4) отсутствие системы оценки эффективности деятельности и ответственности за достижение результатов деятельности СПК в связи с частой сменой органов управления. В 2008 г. органом государственного управления СПК было Министерство индустрии и новых технологий, в 2009 г. куратором СПК стал Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», а с 2011 г. СПК переданы в управление местным исполнительным органам власти.
Сравнительный анализ создания и функционирования СПК в Казахстане и за рубежом
Критерий Опыт Казахстана Международный опыт
Определение Экономически устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли путем производства и продажи товаров и услуг с обязательным реинвестированием части прибыли СПК для реализации социальных, экономических или культурных целей населения Обычно некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по созданию условий для развития бизнеса и инфраструктуры в регионах
Принципы создания Участие государства в формировании уставного капитала СПК Региональные корпорации без участия государства в уставном капитале, мобилизующие ресурсы частного сектора
Направления деятельности Развитие новых рынков в неэнергетических и недобываюгцих секторах. Создание условий для производства товаров с защищенными торговыми марками и правами интеллектуальной собственности. Создание кластеров и объединение действующих предприятий в кластеры, предоставление земельных участков и объектов инфраструктуры. Привлечение инвестиций и внедрение инноваций. Создание маркетинговой базы, снижение себестоимости продукции за счет оптовых закупок сырья. Внедрение международных стандартов безопасности переработки сырья и реализации конечной продукции Создание новых постоянных мест работы. Увеличение доходов населения. Расширение налоговой базы при создании новых предприятий за счет частного инвестирования
Миссия Содействие экономическому развитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов. Создание единого рынка на основе кластерного подхода Освоение земель для поддержки нового и существующего бизнеса и стимулирования расширения существующего бизнеса. Внедрение программ выдачи ссуд для содействия экономическому развитию. Создание и стимулирование местной экономики, обеспечивающей занятость и возможность инвестирования
Источники финансирования Средства государственного и регионального бюджетов, объекты республиканской и коммунальной собственности, земля Компании-участники, поддержка спонсоров, привлеченные инвестиции, гранты, в том числе государственные, а также незначительная доля из государственного фонда (федеральная власть одобряет проект и вносит до 50% общей стоимости проекта в виде гранта)
Государственное участие Прямое участие государства и назначение руководителей СПК Инициатор создания - местная власть; присутствие местной власти в совете управления обязательно
Законодательная основа Закон об акционерных обществах Акты о функционировании СПК в форме общественных организаций
Новый этап развития государственно-частного партнерства в Казахстане связан с принятием постановления Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 г. № 266 «О вопросах социально-предпринимательских корпораций» [7]: в целях точечной реализации индустриально-инновационной политики государства на региональном уровне принято решение о передаче государственных пакетов акций действующих СПК равными долями в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц.
Рациональность и актуальность передачи полномочий СПК на региональный уровень обусловлены разграничением политических и хозяйственных полномочий, а также реализацией механизмов форсированного индустриально-инновационного развития территорий [8; 9]. Это позволит обеспечить региональную актуальность проектов и оперативный контроль полноты их реализации, а также решить на качественно новом уровне вопросы ответственности за результативность и эффективность реализации инвестиционных проектов.
Новый этап развития сфокусировал деятельность СПК «Сарыарка» в Карагандинской области на двух целевых направлениях [10]:
1) формирование в рамках СПК и его структурных подразделений ключевых инфраструктурных элементов стимулирования инвестиционной и инновационной активности в регионе;
2) формирование на базе СПК «организации-проводника» инвестиций и инновационных технологий в регион, способного формировать инвестиционные и технологические альянсы с иностранными партнерами для реализации проектов диверсификации региональной экономики.
В соответствии с данными целевыми направлениями необходимо решение следующих задач:
1) пересмотр и коррекция существующих целей, задач и направлений инвестиционно-инновационной деятельности в рамках реализации региональных проектов государственной «Программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан»;
2) формирование совокупности инструментов и механизмов, обеспечивающих развитие конкурентоспособных, ориентированных на экспорт производств на основе ГЧП с учетом сложившейся экономической структуры и экспортной специализации соответствующего региона, что потребует консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы на базе СПК;
3) принятие рядом местных исполнительных органов формы акционерного общества и оказание ими поддержки региональной администрации в реализации программы индустриализации, реализуемой Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан;
4) формирование эффективной системы отбора, сопровождения, реализации и оценки инвестиционных проектов. При этом акцент должен быть сделан на построении и формализации эффективных бизнес-технологических цепочек взаимодействия с инвесторами через оптимизацию структуры как самой организации, так и применяемого ею проектного управления. Критерием отбора проектов для реализации СПК помимо экономической эффективности (прибыльности, рентабельности, ликвидности и др.) должна быть его стратегическая значимость для региона;
5) активное участие СПК в формировании и совершенствовании региональной индустриально-инновационной инфраструктуры. Роль СПК в повышении инвестиционной активности видится в становлении компании как «первого адреса обращения» и «единого консультанта» в регионе для инвесторов;
6) разработка механизмов развития основных элементов инвестиционно-инновационной инфраструктуры региона (технопарк и индустриальный парк) и включение в эту систему вузов и НИИ, «бизнес-ангелов», «эндаументов» и др.;
7) разработка системы комплексного взаимодействия инфраструктурных организаций СПК с остальными участниками инвестиционно-инновационной деятельности в регионе с целью их активизации;
8) организация мониторинга спроса на инновационные технологии со стороны хозяйствующих субъектов региона, сотрудничество с технопарком, учебными заведениями и исследовательскими институтами;
9) максимальное соблюдение интересов экономики региона и внедрение ресурсосберегающих технологий при реализации проектов по недропользованию. Это обусловлено специализацией Карагандинского региона как индустриального центра горнодобывающей промышленности Казахстана. Для привлечения инвестиций в сферу недропользования проработаны и внедрены механизмы акционирования предприятий, реализующих добычные проекты, и их дальнейшего вывода на фондовый рынок;
10) создание эффективной системы корпоративного управления, в том числе формирование прозрачной системы мониторинга дочерних и зависимых предприятий, повышение рыночной капитализации вверенных в управление активов через использование инструментов рынка ценных бумаг, а также оптимизация расходной части предприятий СПК путем вывода не свойственных им функций на аутсорсинг;
11) активное участие СПК в решении социальных и экологических проблем регионального развития.
Сегодня экономика и государство находятся в поиске оптимального соотношения государственного регулирования и сохранения стимулов либерального развития рынка. В этой связи казахстанский опыт государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития может быть интересен муниципалитетам и регионам России, как с точки зрения создания инструментов, доказавших свою эффективность, так и в части анализа практического опыта, не подтвердившего свою успешность.
Источники
1. Газалиев А. А. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе на базе социально-предпринимательских корпораций // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. 2011. № 3 (22).
2. О Концепции создания региональных социально-предпринимательских корпораций: постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2006 г. № 483.
3. О создании Специализированного совета по вопросам региональных социально-предпринимательских корпораций при Правительстве Республики Казахстан: постановление Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2006 г. № 1114.
4. О проекте Закона Республики Казахстан «О социально-предпринимательских корпорациях»: постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2008 г. № 660.
5. Калабин В. СПК расставили по местам // Эксперт Казахстан. 2010. № 6. Режим доступа: http://expert.ru/kazakhstan/2010/06/spk.
6. О вопросах социально-предпринимательских корпораций: постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 г. № 266.
7. Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций: постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 г. № 1382.
8. Обзор инновационного развития Казахстана. Изд. Организации Объединенных Наций, 2012. Режим доступа: www.un.org/ru/publications/pdfs/innovative_development_ survey_kazakhstan_rus.pdf.
9. Социально-предпринимательские корпорации в Республике Казахстан. Режим доступа: www.vneshmarket.ru/content/document_r_491867E4-DDCD-4991-B1F1-6382854B32BB.html.
10. Официальный сайт АО «НК СПК «Сарыарка». Режим доступа: www.spk-saryarka.kz/.
6 (56) 2014
Известия УрГЭУ < 85