JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОРПОРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
СУЛЕЙМЕНОВА ГУЛИМЖАН КЕНШИЛИКОВНА,
доктор экономических наук, доцент Академия государственного управления при Президенте РК,
г. Астана, Республика Казахстан Электронный адрес: [email protected]
В статье выделены основные идеологии, закладывающиеся в основу стратегии территориального развития. Рассмотрены функции социально-предпринимательских корпораций. Проанализировано создание институтов развития в виде холдинговых компаний, в том числе социально-предпринимательских корпораций.
Ключевые слова: социально-предпринимательская корпорация, технопарки, бизнес-инкубаторы, институты.
The article highlights the main ideologies to base a strategy of territorial development. Functions of social-entrepreneurial corporations are considered. Creating of the development institutions in the form of holding companies, including social-entrepreneurial corporations is analyzed.
Keywords: social-entrepreneurial corporations, technology parks, business incubators, institutions.
Коды классификатора JEL: B52, M21, R11.
В социалистический период в Казахстане рамках единого народнохозяйственного комплекса были сформированы три достаточно автономных экономических пространства. При этом западный регион входил в систему Уральского ТИК, северный, восточный и центральный регионы — Западно-Сибирского ТИК, южный регион — СреднеАзиатского ТИК. Автономность экономических пространств, отсутствие замкнутых производственных циклов обусловили особую остроту экономического шока, произошедшего из-за разрыва хозяйственных связей вследствие распада СССР.
В первые годы независимости попытки проведения структурной политики с выделением приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов и отраслей с целью повышения экономической активности хозяйствующих субъектов и оптимизации оборота материальных, финансовых и трудовых ресурсов как внутри регионов, так и вне не давали ощутимых результатов. Высокие темпы роста экономики республики обеспечивались, прежде всего, опережающим развитием горнодобывающей промышленности. Иоэтому на уровне государства была поставлена задача о смене приоритетов в экономической политике и принятии активных мер по диверсификации казахстанской экономики в соответствии со Стратегией индустриальноинновационного развития РК на 2003-2015 гг., Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года1.
1 См.: Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. (http://www.minplan.kz);
Стратегия территориального развития РК до 2015 года (http://www.minplan.kz).
© Г.К. Сулейменова, 2010
В мировой практике принято в основу стратегии территориального развития закладывать определенную идеологию. Таких идеологий три:
♦ концепция поляризованного развития территории, более известная как концепция «полюсов роста», или кластеров. Она базируется на том, что регион обладает набором отраслей или предприятий, имеющих конкурентный потенциал роста. И эти предприятия должны образовать полюса, или точки, рост которых стимулирует рост других предприятий и отраслей. Лидирующие отрасли порождают эффект агломерации, группируя в рамках определенной территории объединения дополняющих друг друга видов деятельности «зоны влияния»;
♦ концепция нового индустриального района, когда экономический рост достигается благодаря снижению издержек производства за счет близкого территориального расположения предприятий;
♦ инновационная концепция, связывающая экономический рост региона с проведением инновационной политики, то есть осуществление мер, направленных на поддержку разработки и внедрения нововведений. В современных условиях это означает поддержку, прежде всего, инновационной деятельности, а также высокотехнологичных отраслей и предприятий, базирующихся на ее результатах (Большаков 2005).
В стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг. и стратегии территориального развития РК до 2015 года ясно просматривается попытка совмещения кластерной и инновационной концепций. Это обусловлено объективной необходимостью технико-технологического перевооружения промышленности и создания технологических и производственно-сбытовых межрегиональных связей. Реализация указанных концепций будет:
• сопровождаться формированием трех осей развития: северная, южная и центральная, важнейшими узлами которых станут города-лидеры и опорные города, такие как г. Алматы, г. Астана и г. Актау;
• осуществляться в разрезе экономических макрорегионов, состоящих из двух или более областей, сгруппированных в зависимости от географического положения, экономической специализации, уровня кооперации и общности транспортных систем2.
На данном этапе определены семь макрорегионов: северный, каспийский, уральский, иртышский, сарыаркинский, жетысуйский, южный. Ответственность за их развитие и интегрирование в национальную хозяйственную систему возложена на социально-предпринимательские корпорации (СПК), которые по организационноправовой форме представлены в виде холдингов со 100% участием государства.
Социально-предпринимательские корпорации представлены как своеобразные институты развития регионов, управляющие государственными активами на местном уровне. Как и другие институты развития, они входят в структуру Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».
В официальных документах целевое предназначение социально-предпринимательских корпораций сформулировано следующим образом: на принципах государственно-частного партнерства, оказания содействия развитию экономики региона, ее интегрированию в национальную хозяйственную систему, создания условий для предпринимательской деятельности путем консолидации государственных и частных капиталов, а также реализации социальных проектов. В конечном счете, их деятельность должна оказать содействие:
♦ развитию предпринимательской деятельности в регионах и повышению инвестиционной привлекательности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
2 См.: Стратегия территориального развития РК до 2015 года (http://www.minplan.kz).
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
♦ развитию конкурентоспособных производств, в том числе на основе реабилита-
ции, реструктуризации нерентабельных организаций с участием государства;
♦ реализации проектов, направленных на социальное развитие региона;
♦ организации информационного обслуживания субъектов предпринимательской деятельности в научной и технологической сфере.
К функциям социально-предпринимательских корпораций относятся:
♦ управление государственными активами, в том числе в форме государственночастного партнерства;
♦ создание институциональных условий для развития малого и среднего бизнеса;
♦ участие в инвестиционных проектах с земельными активами;
♦ реабилитация и реструктуризация организаций, переданных государством в оплату уставного капитала, создание на их основе новых производств;
♦ участие в разработке и реализации инвестиционных проектов в партнерстве с частным бизнесом;
♦ разведка, добыча, переработка полезных ископаемых, в том числе общераспространенных;
♦ развитие межрегиональных экономических связей и проектов;
♦ развитие индустриальных зон, технопарков, специальных экономических зон;
♦ разработка и реализация программ, направленных на развитие социальной сферы соответствующего региона3.
Если в 2006 году первая социально-предпринимательская корпорация в качестве пилотного проекта была создана на территории Акмолинской и Карагандинской областей, то в других регионах они были образованы в 2007 году. Сейчас в стране действуют семь социально-предпринимательских корпораций (см. табл. 1). Уставный капитал сформирован из: финансовых средств, выделенных государством; земельных участков; прав недропользования; инфраструктурных объектов, инженерных коммуникаций и сетей; объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; акций акционерных обществ, доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью и предприятиях, находящихся в государственной собственности.
Многопрофильная (финансовая, производственная, учредительская, инвестиционная, инновационная, страховая, коммерческая) деятельность социально-предпринимательских корпораций должна способствовать достижению главной цели — развитию экономики регионов. При этом максимальное участие их активов в проектах не должно превышать 49% при наличии у партнера экономически эффективного бизнес-плана, административных ресурсов и опыта в области осуществляемого проекта.
Из вышеизложенного можно заключить, что перед социально-предпринимательскими корпорациями поставлены разноплановые и амбициозные задачи. Эти структуры одновременно должны стать эффективным рыночным механизмом реализации коммерческих проектов на долгосрочную перспективу, снижающим риски для бизнеса от политической конъюнктуры, и новым инструментом развития несырьевых секторов экономики.
3 См.: Проект Закона РК «О социально-предпринимательских корпорациях» (http://www.zakon.kz).
СПК«Сарыарка» СПК «Ертю» СПК «Отст1к» СПК«Жетюу» СПК «Каспий» СПК «Тобыл» СПК «Батые»
Территориальный охват Акмолинская, Карагандинская области и г. Астана Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Южно-Казахстанская, Жамбылская и Кызылординская области Алматинская область и г. Алматы Атырауская и Ман-гыстауская области Северо-Казахстанская и Костанайская области Западно-Казахстанская и Ак-тюбинская области
Центр г. Астана г. Семей г. Шымкент г. Талдыкорган г. Актау г. Костанай г. Актобе
Миссия (цели создания) Повышение эффективности управления государственными активами и реализация социальных программ в регионах. Содействие социально-экономическому развитию регионов Содействие экономическому развитию региона Содействие экономическому развитию региона Реализация прорывных проектов в различных отраслях экономики и социальной сфере и привлечение дополнительных инвестиций в интересах успешного развития региона с его дальнейшей интеграцией в национальный воспроизводственный процесс Обеспечение прорывного развития регионов путем диверсификации экономики, создание эффективной системы корпоративного управления, консолидация государственных активов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач Эффективное бизнес-управление региональными госактивами для социально-экономического развития региона Содействие экономическому развитию Актюбин-ской и Западно-Казахстанской областей, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем консолидации государственного и частного сектора, создание единого экономического рынка на основе кластерного подхода, прилечение инвестиций и инноваций, разведка, добыча и переработка полезных ископаемых, участие в разработке и реализации социальных программ
Примечание. Составлено автором.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, №2. 2010
U1
Социально-предпринимательские корпорации: региональные институты развития
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
В их обязанности входят выявление и финансирование прорывных проектов, реанимирование действующих нерентабельных производств и реинвестирование полученной прибыли в социальные, экономические и культурные проекты регионов.
Несмотря на разноплановые задачи, с момента создания социальнопредпринимательскими корпорациями пройдены организационный этап, этап инвентаризации государственных активов, этап определения приоритетов инвестиционной деятельности в сырьером и несырьервых секторах и начато финансирование свыше 140 инвестиционных проектов (Темирбекова 2008). Например, АО «НК «СПК «Каспий» занимается реализацией более 30 проектов, в том числе строительством базы технической поддержки дноуглубительного флота (партнер — ТОО «Строительная компания «Ideal Construction Company», ТОО «Тениз Сервис»), завода по производству КНАУФ-листов (партнер — KNAUF International GmbH), национального центра хранения серы, товарно-осетровой фермы (партнер — крестьянское хозяйство «НУР»), мукомольного завода (партнер — Акимат Мангистауской области).
АО «НК «СПК «Сарыарка» отвечает за развитие индустриального парка «Металлургия — металлообработка», строительство ТЭЦ-4 (г. Караганда), транспортнологистического центра, трех сервис-центров по трассе Астана — Щучинск.
В концепции создания социально-предпринимательских корпораций акцент сделан на то, что эти структуры будут внедрять механизмы кластерного развития, усиливать сетевые связи между субъектами малого и среднего бизнеса и крупными финансово-стабильными предприятиями4. В то же время в проекте закона РК «О социально-предпринимательских корпорациях» формы и механизмы их участия в формировании кластеров определены нечетко. Данный момент очень важен для социально-предпринимательских корпораций, занимающихся реализацией кластерных проектов. В АО «НК «СПК «Сарыарка» ведется работа по созданию плодоовощного кластера. Для этого им учреждено ТОО «Сарыарка Агро», которое совместно с ТОО «Kirol ImpeX GmbH» и ТОО «Аграрий» планирует выращивать овощи в открытом грунте и тепличном комплексе, строительство овощехранилищ в поселках Кощи и Катарколь и торговых павильонов в г. Астана.
АО «НК «СПК «Батыс» уделяет огромное внимание созданию животноводческого кластера, для которого кооперируются различные проекты в области животноводства и производства продукции. В частности, выделено 40 млн тенге в ТОО «Тандем W» на строительство мясокомбината в г. Актобе мощностью 2400 тонн в год.
АО «НК «СПК «Онтустик» подготовлен широкомасштабный проект «Региональный агрокомплекс «Ошуспк», предполагающий создание 17 сервиснозаготовительных центров (партнеры — 1115 крестьянских хозяйств и фермеров), транспортно-логистической компании (партнер — АО «Банк Развития Казахстана»), строительство тепличных комплексов на 10 гектарах (партнер — АО «Казагрофи-нанс»), откормочных, молочно-товарных комплексов (партнер — АО «Мал eнiмдерi корпорациясы»), реконструкция и ввод в эксплуатацию элеватора «Алтын камба» (партнер — HypoVeinserBank).
Вице-премьер Республики Казахстан У. Шукеев считает, что формирование сетевых структур в сельскохозяйственном секторе — наиболее предпочтительный вариант по сравнению с разработкой месторождений, находящихся в ведении социальнопредпринимательских структур. По его мнению, в настоящее время у корпораций должны быть три главных проекта: сетевые проекты в продовольственном секторе;
4 См.: Концепция создания региональных социально-предпринимательских корпораций (http://www. zakon.kz).
проекты в рамках программы «Нурлы кош»; развитие инфраструктуры на территориях, отведенных под строительство индивидуального жилья5.
Несомненно, смена приоритетов в деятельности социально-предпринимательских корпораций диктуется велением времени.
Вместе с тем в научной среде и среди общественности широко обсуждаются вопросы, связанные с объективной необходимостью этих структур, их сходства и различия с зарубежными аналогами (EDS — Региональная корпорация экономического развития, CRDC — Сертифицированная корпорация регионального развития, LVEDC — Корпорация по экономическому развитию в США, social enterprises в Дании, ADA — Агентство развития территорий, DREE — Департамент регионального промышленного развития в Канаде), непроработанность механизмов, принципов их создания и функционирования (Берентаев, Искандеров, Константинов 2006; Мергалиева 2009).
Государство осознает, что функционирование социально-предпринимательских корпораций на уровне макрорегиона имеет ряд нерешенных вопросов, связанных с формированием единых подходов управления, механизма взаимодействия с другими институтами развития, местными исполнительными органами, критериев оценки совместной деятельности, обеспечением открытости и прозрачности работы6. Как следствие, нормативная правовая база, регулирующая деятельность СПК, находится на стадии совершенствования.
В свою очередь, мы хотели бы отметить, что в деятельности СПК особое внимание следует уделить разработке механизмов разрешения отношенческих проблем, которые могут возникнуть из-за конфликта интересов. Конфликт интересов может быть между СПК и местными исполнительными органами. СПК, имея статус института развития, в отличие от местных исполнительных органов, отвечают за реализацию интересов «государства» в коммерческих проектах. Интерес «государства» в этих проектах связан с необходимостью жизнеобеспечения территории макрорегиона и развития его производственно-экономического и социального потенциала, с получением ресурсов на производство общественных благ. В то же время каждая область, входящая в состав макрорегиона, имеет собственную местную властную элиту и традиции, которые в определенной степени влияют на «правила игры» на региональном рынке и в некоторой степени являются гарантами их исполнения. Интерес местной властной элиты заключается в сохранении способности регулировать и контролировать процессы, происходящие в локальной социально-экономической системе. Однако эти способности (административный ресурс) в значительной мере сокращены с появлением СПК (передачей им земельных участков, прав недропользования, объектов инфраструктуры, объектов движимого и недвижимого имущества, акций и долей участия в предприятиях).
По замыслу авторов концепции, запуск механизма СПК завершает этап административной реформы местных государственных органов и направлен на снижение прямых контактов исполнительной власти с субъектами частного предпринимательства. В этой связи возникает необходимость в изучении готовности местных предпринимателей работать с СПК, процесса изменения вектора поведения предпринимателей при полноценном функционировании СПК в регионах.
По мнению А. Б. Темирбековой, взаимодействие СПК и частного бизнеса должно основываться на доброй воле. ...Нельзя допустить, чтобы вхождение в состав СПК
5 См.: СПК должны отдавать предпочтение системным, сетевым проектам (http://www.minagri.kz).
6 См.: Главная идея СПК — реализация государственно-частного партнерства (http://www.inform.kz); Темирбекова А.Б. (2008). Теоретико-практические аспекты развития социально-предпринимательских корпораций в РК. // III Рыскуловские чтения. Бизнес, наука, образование: грани сотрудничества. Часть 1, 19-23 мая. Алматы: Экономика, 583-587.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
рассматривалось как обязательное условие реализации того или иного проекта (Те-мирбекова 2008).
Поддержка малого предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной экономической политики. И СПК должны заниматься созданием институциональных условий для субъектов малого предпринимательства.
В институциональной теории под институциональными условиями подразумеваются те условия, которые создаются за счет действия совокупности политических, экономических, юридических и социальных правил. Следовательно, создание институциональных условий предполагает деятельность, направленную на разработку моделей институтов (норм и правил), сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное поведение. Если исходить из данного подхода, то СПК должны пересмотреть или конкретизировать свои функции.
Кроме этого, СПК отвечают за развитие индустриальных зон, технопарков, специальных экономических зон. В таком случае неизвестными остаются два момента:
• механизмы развития этих специализированных структур и зон;
• насколько проекты СПК согласуются с мероприятиями, начатыми ранее, такие как: создание 7 пилотных кластеров, 7 национальных и 7 региональных технопарков, 12 технологических бизнес-инкубаторов при университетах, 8 учебных центров при технопарках.
При этом национальные технопарки должны иметь строгую отраслевую направленность и действовать только на территориях специальных экономических зон. Их целевое предназначение — создание новых отраслей экономики.
В качестве системообразующего ядра региональных технопарков взяты промышленные предприятия, вузы и научные организации, расположенные на территории областей Казахстана. Их целевое предназначение — развитие инновационного потенциала и конкурентоспособности регионов.
Помимо этого в республике функционирует порядка 50 бизнес-инкубаторов, созданных по инициативе местных исполнительных органов. И если некоторые из них показывают определенные положительные результаты, то функционирование технологических парков на базе НИИ, производственных объединений еще не дает позитивных эффектов, так как большинство из них находятся во временном простое.
На наш взгляд, наличие детально проработанного институционального механизма создания и функционирования технопарков, специалистов с интерспецифическим ресурсом — еще не залог достижения успеха. Необходимо учесть пассивность и низкую заинтересованность местных предпринимателей в участии в работе этих структур. Местные предприниматели зачастую не спешат участвовать в проектах долгосрочного характера. Для них наиболее притягательными видами деятельности остаются те области рынка, где объем перераспределяемой ренты высок.
Например, масштабы казахстанского сектора малого предпринимательства сопоставимы с его размерами в экономически развитых странах. Порог отметки в 90% по доле числа субъектов малого предпринимательства в экономике достигнут почти во всех областях. Вместе с тем самым многочисленным субъектом сектора малого предпринимательства в Казахстане в целом и во всех регионах является индивидуальное предпринимательство, на втором месте — предприятия малого бизнеса, затем — крестьянские (фермерские) хозяйства. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства свидетельствует, что в данном секторе доминируют предприятия, специализирующиеся на торгово-посреднических операциях, деятельность которых ориентирована в основном на внутренний рынок и создает относительно незначительную добавленную стоимость. В промышленном обрабатывающем секторе его удельный вес составляет не более 3%.
В целом такие институциональные образования, как технопарки, бизнес-инкубаторы, начнут активизировать свою деятельность при появлении насущной потребности в их деятельности со стороны предпринимателей, желающих расширить и укрепить позиции собственного бизнеса в определенных нишах рынка.
Что касается кластерных инициатив СПК, то они совместно с местными исполнительными органами должны стимулировать создание сетевых форм бизнеса путем использования административного механизма. Имея необходимый уровень активов, финансовых ресурсов, СПК обязаны взять на себя функцию генератора сети. В частности, при экспертизе инвестиционных проектов они должны отдавать предпочтения тем проектам, которые планируют активное межфирменное сотрудничество с различными региональными предпринимательскими структурами.
Для полноценного и эффективного выполнения функций по развитию межфирменной кооперации целесообразно в структуре СПК открыть подразделения субконтрактации. В их функциональные обязанности включить:
■ составление перечня предприятий малого и среднего бизнеса, производственные возможности которых позволяют участвовать на конкурсной основе в производстве и поставке отдельных видов продукции и товаров (услуг);
■ ведение реестра о технологических возможностях и временно свободных производственных мощностях предприятий макрорегиона, потенциальных заказчиках субконтрактной продукции и услуг;
■ ведение реестра о подержанном оборудовании, сдаваемых в аренду производственных помещениях и т.д.;
■ оказание содействия крупным и малым предприятиям в установлении тесных и доверительных контактов для развития долгосрочных взаимоотношений и проектов, в том числе сопровождение полученных субконтрактных заказов (оказание помощи малым предприятиям в проведении переговоров, подготовке контрактов, консультирование по вопросам маркетинга, технологии, услуги в области проектирования и промышленного дизайна);
■ предоставление информации о потенциальных иностранных партнерах, имеющих желание и возможности помогать развитию предпринимательства в регионе;
■ аналитическую и методическую деятельность, то есть изучение и прогнозирование регионального рынка субконтрактации, обеспечение малых предприятий региона адекватными методиками для получения и выполнения субконтракт-ных заказов.
Огромное значение для преодоления проблемы внутрирегиональной разобщенности имеет создание единого информационного поля с целью облегчения процесса поиска: потенциальных субпоставщиков и субконтракторов; потенциальных арендаторов и арендодателей помещений и оборудования; потенциальных инновационных проектов, требующих инвестиций; потенциальных инвесторов для создания или развития бизнеса.
Таким образом, создание институтов развития в виде холдинговых компаний, в том числе СПК, в основном, обусловлено необходимостью проведения сильной государственной политики. СПК являются своеобразной формой прямого участия государства в управлении развитием регионов, рычагом проведения государственной политики на местах. Однако успех их деятельности будет зависеть от уточнения политики и механизма их работы на уровне макрорегиона.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 2, № 2. 2010
ЛИТЕРАТУРА
Берентаев К.Б. К проекту Закона РК «О социально-предпринимательских корпорациях» (http://www.iwep.kz).
Большаков С.Н. (2005). Политика регионального экономического развития: методы и механизмы. М.
Главная идея СПК — реализация государственно-частного партнерства (http:// www.inform.kz).
Заключение по проблемам развития частного предпринимательства в РК (http:// www.parlam.kz).
Искандеров Р. Социально-предпринимательские корпорации в Казахстане.
Константинов А. Административный фантом (http://www.expert.ru).
Константинов А. (2006). Практика не совпадает с теорией // Эксперт Казахстан, № 46.
Концепция создания региональных социально-предпринимательских корпораций (http://www.zakon.kz).
Мергалиева Л.И. (2009). Государственная собственность в условиях глобализации экономики (на материалах РК): автореф. дис. ...д-ра экон. наук: 08.00.05. Алматы: Ун-т «Туран».
О концепции создания СПК в Казахстане (http://www.iwep.kz).
Проект Закона РК «О социально-предпринимательских корпорациях» (http://www. zakon.kz).
СПК должны отдавать предпочтение системным, сетевым проектам (http://www. minagri.kz).
Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. (http://www. minplan.kz).
Стратегия территориального развития РК до 2015 года (http://www.minplan.kz).
Темирбекова А.Б. (2008). Теоретико-практические аспекты развития социальнопредпринимательских корпораций в РК. // III Рыскуловские чтения. Бизнес, наука, образование: грани сотрудничества. Часть 1, 19-23 мая. Алматы: Экономика.
Хмельницкий А. «Дорожная карта» для лидеров (http://www.kazpravda.kz).