Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности'

Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2095
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / СТАНОВЛЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ / SELF-ACTUALIZATION / SELF-DEVELOPMENT / FACTORS OF SELF-REALIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-FORMATION IN ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимирова Ю. В.

В статье представлен анализ феномена самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание уделяется детерминантам самореализации в различные периоды онтогенеза, а также описанию условий, необходимых для формирования самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

The analysis of the phenomenon of self-actualization in the works of Russian and foreign scientists is given in the article. Special attention is paid to the determinants of self-realization in different periods of ontogenesis, as well as the description of the conditions necessary for the formation of self-realization. On the basis of the retrospective analysis and generalization of scientific approaches to explore the essence of self-realization criteria of the studied phenomenon, given the characteristics actualizing personalities. Self-realization is interpreted as a set of instrumental style and motivationally-semantic features, ensure the success of personal expression in various spheres of vital activity in the process of ontogenesis. Summarizing the materials analyzed the author comes to the conclusion about the need to study the phenomena from the point of view of system approach for detailed, in-depth and comprehensive analysis of the peculiarities of the phenomenon of self-realization that gives an opportunity to reveal its structural relations and the internal mechanisms.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности»

УДК 519.9

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© Ю. В. Владимирова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: + 7 (3472) 252 27 24.

E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ феномена самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание уделяется детерминантам самореализации в различные периоды онтогенеза, а также описанию условий, необходимых для формирования самореализации личности.

Ключевые слова: самореализация личности, самоактуализация, саморазвитие, факторы формирования самореализации, становление самореализации в онтогенезе.

Обращаясь к проблеме изучения самореализации личности, нельзя не коснуться проблемы содержания данного термина. В работах Л. А. Коростыле-вой, Е. А. Денисовой, С. И. Кудинова отмечается факт первичного приведения термина «самореализация» (self-realisation) в Словаре по философии и психологии 1902 г. издания, определяемого как «осуществление возможностей развития «Я» [1].

На современном этапе в отечественной справочной литературе данный термин как таковой отсутствует. Однако необходимо отметить повыше -ние интереса российской науки к проблематике самореализации личности, которое можно отследить в условиях увеличивающегося количества исследований и публикаций. Так, например Л. А. Ко-ростылева определяет феномен самореализации как «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, со-деятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом [1].

Для более глубокого понимания природы этого феномена обратимся к истокам его познания. Так, упоминания о самореализации можно обнаружить в трудах древних философов, среди которых особое внимание привлекают Аристотель и Платон. Здесь предлагаются практические пути и способы индивидуального самоосуществления наряду с теоретическим анализом феномена.

Позднее к разработке проблематики самореализации обращалась классическая немецкая философия в лице Г. Гегеля. Несмотря на то что Г. Гегель трактовал самореализацию достаточно умозрительно, как реализацию некоего духа, им было предложено представление о самореализации как о важнейшей потребности человека, осуществляя которую, он получает удовлетворение. Также необходимо заострить внимание на том, что он одним из первых обращает внимание на значимость деятельности в самореализации личности. Так, по мнению философа, «истинное бытие» и «истинный человек» проявляются через «действие».

В работах Л. Фейербаха также обнаруживается идея самореализации. Автор усматривает особое предназначение человека в выполнении им жизненных целей. По его мнению, каждый человек имеет склонность к выполнению той или иной деятельности, и в реализации этой склонности и проявляется человеческое предназначение.

К рассмотрению проблемы самореализации личности оказались неравнодушны представители

экзистенциального направления в философии (А. Камю, Ж-П. Сартр, К. Ясперс, С. Кьеркегор и др.). В отличие от Аристотеля и его последователей эссенсиалистов, трактовавших самореализацию как осуществление человеком своей сущностной природы, отрицая при этом его право на авторство своей жизни, представители экзистенциализма утверждали, что нет никакой «природы», определяющей человеческое развитие. По их мнению, человек создает себя самостоятельно, руководствуясь собственным выбором.

Особый интерес к изучению самореализации возникает в рамках социальной философии на рубеже 80-х 90-х гг. 20 столетия и прослеживается в работах И. Г. Чевтаевой, И. Ведина, И. А. Идинова, Г. К. Чернявской. Так, в докторской диссертации Г. К. Чернявская дает следующее определение интересующему нас понятию: «Под самореализацией... понимается практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом... самореализация... продолжается всю... жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов - «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации...» [2].

Проблемой самореализации в разные времена интересовались представители различных научных направлений, будь то философия, педагогика, психология или социология.

Например, в педагогической науке родственными понятиями «самореализации» являются «самосовершенствование» и «самовоспитание». Под самовоспитанием понимается «осуществляемое субъектом управление деятельностью, направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями». Данный термин встречается в работах основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского.

А. С. Макаренко также применял термин «самоуправление», который трактовался более широко - как управление целой группой самими воспитанниками. Под термином «самостоятельность» автор понимает ответственность за свое поведение и поступки.

В современной педагогике феномен самореализации оказывается все более актуальным для изучения. Так, самореализация рассматривается применительно к личности как ученика, так и педагога. Чаще данный феномен исследуется в контек-

сте удовлетворенности-неудовлетворенности самореализацией в рамках современных социально-экономических условий.

В социологических исследованиях термин «самореализация» не смотря на эпизодическую встречаемость и в более ранних работах особую популярность приобретает в 1970-е годы. Понятие «самореализация» применялось для описания «активности строителя коммунизма». Позднее акцент сместился на профессиональную самореализацию. А в период конца 80-х начала 90-х годов феномен самореализации рассматривался в рамках изучения клиентов службы занятости. Параллельно проблема самореализации начинает встречаться в политических исследованиях, прежде всего в качестве синонима «успешности».

Проблемой самореализации в разные времена интересовались представители различных научных направлений, будь то философия, педагогика, психология, социология. Можно сделать вывод, что данный феномен носит междисциплинарный характер. Однако нельзя отрицать очевидное - самореализация имеет под собой психологический фундамент. И поэтому основной пласт знаний о природе самореализации, об особенностях и закономерностях ее развития может быть получен в рамках психологических исследований.

Тем не менее, статус непосредственно психологической проблемы, самореализация приобрела не так давно. Взгляды представителей зарубежной и отечественной психологии на самореализацию несколько разнятся. За рубежом вопросы самореализации рассматривались преимущественно в рамках гуманистического направления и одним из первых, кто начал использовать термин «самореализация» был А. Адлер. Не смотря на то что автор не дает собственного определения данному понятию, он описывает человека, стремящегося к самореализации в первую очередь, как обладающего самосознанием, ответственного за свои действия и поступки, и творящего свою жизнь и себя самого. А. Адлер считал, что стремление к самореализации оказывается врожденным и представляет собой основной закон людской жизни.

Идея самореализации представлена в работах и других зарубежных психологов гуманистического направления, которые использовали термин «самоактуализация», предложенный К. Гольдштейном.

Сам автор термина понимал под самоактуализацией биологический процесс организма, который может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для индивидуума. Он считал, что организмом движет тенденция максимально реализовать свои возможности. Однако автор утверждал, что удовлетворение любой потребности, которая на данном этапе была ведущей, является предпосылкой к самореализации всего организма. Позже Гольдштейн переместил акцент на сущностную реализацию человека.

Так, например, К. Роджерс постулирует, что тенденция к самоактуализации является врожденной. Он описывает ее в терминах «организм», «Я», «Идеальное Я», «Реальное Я», «конгруэнтность-неконгруэнтность» и вводит характерные ей свойства такие как «активность», «осознание» и «адекватность». По мнению К. Роджерса, самоактуали-

зация представляет собой высшую ступень потребностей человека, в результате достижения которой, человек осуществляет свое предназначение. К. Ро-ждерс исходил из идеи, что двигаться в направлении самореализации человек может исключительно по собственной воле и самостоятельно, при этом роль окружения и благоприятных условий никоем образом не приуменьшается. Важным исходным условием для самоактуализации, по мнению автора, является безусловное принятие со стороны родителей или значимых лиц, что создает чувство доверия к себе и к попыткам реализовать свой потенциал. Так, человек, доверяющий себе, уверенный в себе, стремления которого соответствуют общей тенденции к самоактуализации, не склонен к защитным действиям и искажению действительности. И напротив, опыт отсутствия безусловного принятия может привести к снижению собственной ценности и недоверию себе, что препятствует развитию творческого потенциала, являющегося условием самоактуализации. К. Роджерс предложил портрет «полноценно функционирующей личности», включающий в себя следующие характеристики: 1) открытость «внутреннему опыту». Предполагается, что личность, обладающая данной характеристикой, принимает себя и свои переживания и может их рационально оценивать и делать на их основе рациональные заключения; 2) «экзистенциальная жизнь» - непосредственное переживание жизненного опыта, творческое и спонтанное отношение ко всему происходящему; 3) «органическое доверие»

- доверие к самому себе, способность принимать ответственность за себя, свои поступки и собственные решения; 4) «ощущение свободы»; 5) «креативность». Таким образом, в концепции К. Роджерса стремление к самоактуализации - это процесс реализации человеком собственного потенциала на протяжении всей жизни, с целью приблизиться к уровню полноценно функционирующей личности. Однако автор упоминает, что абсолютная самоактуализация невозможна [3].

А. Маслоу, ученик К. Гольдштейна, разработал наиболее популярную концепцию самоактуализации. Так, им была предложена иерархия потребностей, венчающаяся наивысшей потребностью в самоактуализации. Самоактуализация представляет собой и потребность, и процесс, и результат всего человеческого бытия, это способ жизни, отношения к миру и труду. Маслоу относит к характеристикам самоактуализирующегося человека: более эффективное восприятие реальности, принятия себя, других и природы, непосредственность, простата и естественность, независимость, потребность в уединении и пр. Например, более «эффективное восприятие реальности» заключается в способности адекватно ее оценивать; «принятие себя» проявляется прежде всего в отсутствии оборонительной позиции и неестественности - искусственности в поведении; «центрирование на проблеме» характеризует человека, сосредоточенного на решении каких-либо внешних проблем, а не центрированного на собственном Эго; «склонность к уединению»

- умение абстрагироваться от проблем и самостоятельно принимать решения; «автономия» - относительная независимость от окружения и наличие мотивации к личностному росту; «пиковые пере-

живания» - автор их характеризует как «самые счастливые и волнующие моменты в жизни человека, но также и моменты величайшей зрелости, индиви-дуации, реализации...» Вместе с тем, отмечается, что самоактуализирующиеся люди не лишены неконструктивных привычек, чувства вины, тщеславия и т.д. [4].

По мнению Э. Фромма, самореализация оказывается присущей всем людям и предполагает наличие продуктивной активности. Фромм считает, что человек сам творит себя и свою жизнь и стремится при этом к продуктивности, т.е. к наибольшим достижениям. Неотъемлемой характеристикой самореализации он считает «продуктивную самореализацию», что можно обозначить как желание «быть» вместо, желание «казаться» и «иметь». При этом отмечается, что самоактуализация собственного «Я» - это скорее побочный продукт реализации трансцендентных ценностей, таких как креативные ценности, ценности переживания и пр. По мнению Фромма, стремление к постижению смысла бытия есть ведущее человеческое стремление, отсутствие которого вызывает экзистенциальный вакуум и депрессию. Кроме того, отмечается, что позитивной формой утверждения среди людей выступает творчество, и если человек оказывается лишен такой возможности, то стремление реализовать себя проявляется через разрушение [5].

В рамках психоаналитической концепции проблема самореализации рассматривалась основоположником психоанализа З. Фрейдом как влечения, которые регулируются принципом удовольствия. З. Фрейд утверждал, что у человека имеется сильная тенденция к принципу удовольствия, которому противостоят другие силы и условия. Соответственно, если рассматривать самореализацию как результат, то он будет оцениваться по критерию «успех-неуспех». По мнению Э. В. Галажин-ского, теория З. Фрейда представляет собой одну из первых системных концепций, где в качестве сложной энергетической системы выступает организм человека. В данной системе управляющим звеном оказывается закон сохранения энергии. А самореализация понимается как результат борьбы между Я-идеальным и Оно. Э. В. Галажинский считает, что важным в теории З. Фрейда является идея невозможности развития и самосовершенствования личности вне взаимодействия, которое оказывается стимулятором самореализации.

Понятие самореализации часто связывают с именем Э. Эриксона и его представлениями об идентичности. Так, Э. Эриксон трактует идентичность как «осознаваемый и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильно -го владения собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к самореализации и полноценному решению задач, которые возникаю у нее на определенном этапе развития». Так, цитируя Г. А. Цукермана, Е. А. Денисова пишет, что самореализация связана с осознанием личностью своей идентичности.

Р. Ассаджоли рассматривает самореализацию в рамках психосинтеза, трактуя ее как «...психическое развитие и созревание личности, проявление и пробуждение скрытых способностей человека, например, относящихся к этическому и религиозному

опыту или деятельности». Также Р. Ассаджоли считает, что переход к самореализации осуществляется при условии идентификации Я с трансперсональным Я, под которым понимается некое высшее Я - некий объединяющий центр.

В трудах Р. Ассаджоли выделены так называемые «критические стадии» самореализации.

1. Первая стадия характеризуется кризисом духовного пробуждения, который проявляется в неудовлетворенности и нереальности, пустоты жизни. Часто сопровождается кризисом нравственности.

2. Вторая стадия обусловливается духовным пробуждением. Здесь наблюдается так называемое «открытие каналов между сознательным сверхсознательным, между Я и высшим Я». При этом отмечается, что человек испытывает удивительное облегчение.

3. Третья стадия - реакция на духовное пробуждение. На данном этапе «поток трансперсональной энергии» иссякает и неизбежно вызывает болезненные переживания. Завершить эту стадию необходимо приобретением понимания того, что данная реакция нормальна, что должно в свою очередь принести человеку успокоение и интеллектуальное облегчение и воодушевить его к дальнейшим преодолениям на пути к самореализации.

4. Четвертая стадия - фазы процесса преобразования личности. Данная стадия наступает по завершению предыдущей, в случае осознания человеком необходимости выполнения определенных условий для достижения подлинной «высшей Самореализации». Это одна из более длительных и трудных стадий [6].

По мнению Р. Ассаджоли, человек со временем достигает полного осознания реальности и своей высшей природы. Самореализация при этом оздо-равливает, дает чувство облегчения, радости и открытости, являя собой реализацию сущности Бытия.

В отечественной науке проблема самореализации стала рассматриваться не так давно.

Первые упоминания термина «самореализация» встречаются в работе Б. Д. Парыгина. При этом трактовки термина в психологической литературе не приводилось.

Зарождение представлений о самореализации личности связаны с введением в обращение понятия «личность» в отечественной психологии. Так, академик В. М. Бехтерев в своих изысканиях обращается к проблематике личности, ее здоровья, движущих сил ее развития.

Методологической базой изучения самореализации в отечественной психологии являются дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева, культурно -историческая теория Л. С. Выготского, концепция личности как активного субъекта жизни и деятельности С. Л. Рубинштейна, Л. И. Анцыферовой, К.

A. Абульхановой-Славской.

Б. Г. Ананьев, опираясь на учение В. М. Бехтерева, предложил комплексный подход к человеку, а также включил понятие потенциала в процесс развития человека как субъекта деятельности.

Б. Ф. Ломов под потенциалом понимал совокупность способностей, знаний, умений и навыков человека. Его взгляды были успешно реализованы в работах его последователей В. А. Пономаренко и

B. А. Барабанщикова.

По мнению Л. С. Выготского, развитие психики осуществляется благодаря воздействию культурно-исторического процесса и сопутствующего приобретения общечеловеческих ценностей. В ходе деятельности, создавая и приобретая ценности, человек становится способен изменить как окружающий мир, так и самого себя.

С. Л. Рубинштейн трактует процесс самореализации как творческую деятельность субъекта, в результате которой он создает самого себя: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проверяется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть». По его мнению, самореализация является важнейшим мотивом человеческой деятельности. С. Л. Рубинштейн рассматривал самоопределение в контексте проблемы детерминации. То есть с его точки зрения, самоопределение является самодетерминацией («внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия») [7].

Автор выделяет два возможных способа существования человека. Так, один из возможных способов представляет собой реализацию непосредственных отношений (в семье, в коллективе и пр.). Другой же являет собой непосредственное отношение к жизни. Для данного способа необходима как самореализация, так и философское отношение к жизни, которое является как бы обратной связью, самоконтролем над своими поступками и над практическим выражением своего Я, т.е. философское осмысление жизни регулирует самореализацию.

Развивая идеи С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская рассматривает самоопределение как определение самим субъектом своего «способа жизни» или собственную жизненную «стратегию». По мнению автора, осознание собственной позиции, стратегии жизни и есть самоопределение. Также Абульханова-Славская большое значение придает понятию «объективация». Под объективацией понимается непосредственное участие личности в деятельности и общественном производстве, в которой собственно и самовыражается, самореализуется личность. Объективация и стратегия жизни оказываются соотнесены между собой. Тот или иной способ самовыражения может быть адекватен способностям и потребностям личности или же нет. Существующие противоречия объективации, такие как неадекватный способ самовыражения, непринятие данного способа самовыражения обществом и пр. либо же активно разрешаются, либо тормозят активность [8].

Интересными воззрениями на проблематику самореализации представляются работы М. Р. Гинзбурга. Так, под самореализацией автор понимает «психологическое настоящее в рамках самоопределения, «активное участие в различных сферах жизнедеятельности». В психологическое настоящее оказывается включено помимо самореализации и самопознание. Самопознание представляет собой присвоение и осознание тех или иных ценностей, а самореализация - их воплощение в конкретных видах деятельности. По мнению Гинзбурга, самореализация имеет следующие параметры: пространство и характер самореализации. Так, самореализация, имеющая широкое пространство и об-

ладающая творческим характером, может считаться благоприятной. И напротив, самореализация с ограниченным пространством и нетворческим (репродуктивным) характером является неблагоприятной [9].

Можно заключить, что предпосылки исследований самореализации в отечественной психологии базируются на двух основных направлениях: влиянии мотивационно-потребностной сферы личности и ее смысложизненных ценностных ориентациях. Например, Выготский впервые ставит проблему смысла и отмечает наличие динамических смысловых систем, а Леонтьев вводит понятие жизненного смысла, развивая его применительно к деятельности, и понятие личностного смысла (применительно к личности).

В последующем (70-80 гг. ХХ века) обнаруживается тенденция к изучению самореализации не как отдельно взятого явления, а как составной части более сложно организованных феноменов. Так, самореализация начинает рассматриваться во взаимосвязи с такими родственными ей понятиями как «самоактуализация», «самовыражение», «самоопределение», «самопознание» и пр.

Предполагается, что основой самореализации является самопознание, как приобретение, присвоение определенных ценностей. Однако оно оказывается возможным лишь в процессе самореализации, тем самым образуется особого рода единство этих двух процессов. В дальнейшем, в зависимости от особенностей протекания процесса самопознания, возможно либо самоопределение, либо самовыражение.

Самоопределение трактуется как становление личности как субъекта собственного развития, возможное лишь в том случае, если образ «Я» уже сформирован и самопознание завершено, в противном случае незавершенное самопознание предстает в виде самовыражения. Таким образом, «самоопределение» является более обширным понятием по сравнению с «самоактуализацией» и включает его в свою структуру.

Так, В. Ф. Сафин выделяет следующие функции в самоопределении субъекта: 1) целеполагание как постановка цели на основе взаимодействия субъекта с социальной действительностью, на основе которой формируются программа и средства ее достижения; 2) самооценивание проявляется в ценностном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности с учетом внешних воздействий и требований; 3) саморегуляция выступает как интегрирующая функция всей психической деятельности и направляющая ее на достижение цели, поставленной субъектом; 4) самореализация рассматривается как функция объективирования самосознания в субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях. Таким образом, автор рассматривает самореализацию как проявление саморегуляции на поведенческом уровне [10].

А. В. Снегуров, В. В. Гулякина подтверждают, что самореализация является поведенческим аспектом самоопределения.

Следующий виток в исследованиях отмечается в начале 1990-х гг., он был связан с выделением «самореализации» в качестве самостоятельного предмета познания.

Л. Г. Брылева опирается на целостный культурологический подход и понимает под самореализацией оптимальное целостное самоосуществление личности, выделяя при этом две ее стратегии: 1) включение, 2) встраивание. Стратегия включения подразумевает самоосуществление личности по компенсаторному принципу, критериями данного типа самореализации выступают: субъективность, динамичность, разноуровневость, непрерывность и саморефлексия, а встраивание - по гармоническому принципу, здесь критериями самореализации являются: объективность, стабильность, разносторонность, дискретность, самоорганизация. При этом данные стратегии являются взаимодополняющими в совокупности образуют «самореализационное поле». Также Л. Г. Брылева отмечает, что самореализация движется по двум траекториям: по прямой и по круговой и ей свойственны противоречия и чередование зон активности и покоя, кризисных периодов и периодов их разрешения. Особенно важно подчеркнуть, что Л. Г. Брылева отмечает именно культуру в качестве процесса и результата самореализации личности, то есть если человек будет отчужден от общества и культуры, то соответственно вопрос о его самореализации автоматически может быть снят [11].

Проблемы самореализации касается О. И. Пустовит. Он прибегает к использованию понятия личностного потенциала для раскрытия сути самореализации, в результате дает ей следующее определение: «чрезвычайно сложный динамический процесс реализации личностного потенциала на всем протяжении жизненного пути». Детерминантами самореализации он называет ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценку лично -сти. Также автор рассматривает возможные сферы развертывания самореализации, среди которых отмечает профессиональную сферу, семейную, общественную и сферу увлечений.

При рассмотрении проблемы самореализации некоторые авторы делают акцент на соотношении внутренних и внешних ее условий. Так, Н. Л. Кулик отмечает, что важной стороной реализации личностью своих потенциальных возможностей оказывается воля, т.е. автор выделяет волевой компонент как способствующий успешной самореализации. Л. Н. Коган определяет самореализацию следующим образом: «... самореализация как сознательный и активный процесс возможна тогда, когда человек осознает свои интересы, потребности и способности, которые он и воплощает, опредмечивает в практической деятельности». Здесь мы обнаруживаем мысль о внутренней потребности в самореализации личности. Что также подтверждается рассуждениями В. В. Зотова о потребности в самореализации как в «стремлении к жизни».

Большой вклад в разработку проблемы самореализации внесла Л. А. Коростылева. Ею были проанализированы разнообразные подходы к изучению данного феномена в философии, социологии, педагогике и психологии. По Коростылевой, самореализация - это интегральный показатель, характеризующий жизнедеятельность личности в целом. «Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных уси-

лий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достигается только тогда, когда у человека есть сильный побудительный мотив».

К изучению отдельных аспектов самореализации прибегали отечественные исследователи: самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л. В. Попова, Л. И. Ожигова), специфика профессиональной самореализации (Р. Г. Гаджиева, С. А. Воломеев, О. И. Пустовит), самореализация личности студентов в процессе профподготовки (И. В. Костакова, З. Ш. Мухтарова), самореализация личности в зрелом и пожилом возрасте (Т. З. Козлова, И. В. Солодникова, Н. Г. Шевченко). Прослеживается определенная избирательность в исследовательских стратегиях, рассматривающая самореализацию с какой-либо одной точки зрения. Все эти предпосылки объективно приводят исследователей к потребности изучать самореализацию как комплексное явление, то есть, опираясь на системный подход.

Данная тенденция отражается в работах Л. А. Коростылевой (самореализации как осуществление возможностей развития «Я»), Э. В. Галажинского (самореализация как одно из проявлений самоорганизации личности), С. И. Кудинова (самореализация как функциональная система).

Э. Г. Галажинский рассматривает самореализацию в контексте системного подхода и связывает ее с ригидностью: «Мы склоняемся к представлению ригидности как общесистемном свойстве, детерминирующем личностную самореализацию как процесс, в котором осуществляется перевод открывающихся возможностей действовать в действительность». Самореализация, по мнению автора, представляет собой явление общесистемного порядка, для понимания которого необходимо разобрать систему разноуровневых детерминант, среди которых -и уровень ригидности. И чем выше ригидность, тем в большей степени игнорируются возможности самореализации, открывающиеся при взаимодействии человека со средой. Автор утверждает, что самореализация предполагает самоопределение, которое опирается на личностную рефлексию [12].

П. П. Горностай в качестве системного образования называет психологическую готовность к самореализации и выделяет три уровня развития человека: созревание, формирование и самореализацию. Отмечается, что эти этапы могут быть непоследовательны и скорее отражают качественный результат развития, нежели его развертывание во времени. Так, например, автор считает, что элементы самореализации могут проявляться довольно рано, еще в детстве.

Психологическая готовность представляет собой системное явление, включающее в свою структуру личностную, функциональную, оценочную и содержательную стороны. Автором также были предложены блоки - формы готовности.

1) Первый блок - отношение к себе. Этот блок включает в себя элемент самосознания лично-

сти, оценку своих возможностей, образ идеального «Я». Самосознание может быть как осознанным, так и неосознанным.

2) Второй блок - направленность. Представляет собой мотивы и ценностные ориентации личности. В этом блоке представлены мотивы двух типов: творить «что-то» и творить «себя».

3) Третий блок - творческие способности личности. Творческие способности представляют собой основу самореализации.

4) Четвертый блок - операциональная система. Данный блок представляет собой своего рода инструментарий, который инициирует реализацию потребностей в самореализации. В этот блок также включены установки и диспозиции личности, которые определяют направленность активности человека [13].

П. П. Горнастай отмечает, что самореализацией является только то развитие, которое подразумевает высокую активность субъекта. И даже неблагоприятные внешние условия могут отойти на задний план. Однако же при недостаточной активности субъекта развитие проходит по принципу адаптации.

В работе С. И. Кудинова и А. И. Крупнова предлагается полисистемная модель изучения самореализации личности. В данном контексте феномен самореализации рассматривается как состоящий из частей, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на другие ее элементы. Автором были выделены следующие компоненты этого феномена: мотивационно-смысловой, инструментально-стилевой, установочно-целевой и компетентно-личностный. Обозначены условия самореализации личности: социальные, педагогические, психофизиологические и психологические. Также С. И. Ку-динов дал определение понятию «самореализация личности». «Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смыс-ловых характеристик, обеспечивающих успешность самовыражения личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [14].

Таким образом, разработанная модель самореализации представляется инновационным решением для детального, глубокого и всестороннего анализа своеобразия феномена самореализации личности и дает возможность раскрыть ее структурные связи и внутренние механизмы.

Анализируя труды, посвященные изучению самореализации личности, можно констатировать,

что в этой области по-прежнему имеют место быть пробелы в понимании этого вопроса. Так, например, по сей день отсутствует единая концепция самореализации, а что касается определения, так в противовес вышесказанному - огромное их количество.

Осталось без внимания также исследование в ракурсе влияния профессиональной идентичности на успешную самореализацию личности. Исследования в этой области будут продолжены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коростылева Л. А., Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психолог, наук. СПб, 2001. 398 с.

2. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра. СПб, 1994. 19 с.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.

6. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Гроф Ст. Духовный кризис. М., 1995. С. 42-61.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 688 с.

8. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

9. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52.

10. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск.: СГПИ, 1986. 142 с.

11. Брылева Л. Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи: дис. ... д-ра культуролог. наук. СПб., 1998. 464 с.

12. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул: БГПУ, 2002. 43 с.

13. Горностай П. П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика. Сб. науч. трудов. Депонировано в ИНИОН АН СССР №42525 от 27.07.1990. С. 126-138.

14. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2008. №1. С. 28-37.

15. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. №11. С. 337-346.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

17. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ралф-бук: Ваклер, 1997. 304 с.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 266 с.

Поступила в редакцию 20.03.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

709

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

© Y. V. Vladimirova

Bashkir State University 32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (3472) 252 27 24.

E-mail: [email protected]

The analysis of the phenomenon of self-actualization in the works of Russian and foreign scientists is given in the article. Special attention is paid to the determinants of self-realization in different periods of ontogenesis, as well as the description of the conditions necessary for the formation of self-realization. On the basis of the retrospective analysis and generalization of scientific approaches to explore the essence of self-realization criteria of the studied phenomenon, given the characteristics actualizing personalities. Self-realization is interpreted as a set of instrumental style and motivationally-semantic features, ensure the success of personal expression in various spheres of vital activity in the process of ontogenesis. Summarizing the materials analyzed the author comes to the conclusion about the need to study the phenomena from the point of view of system approach for detailed, in-depth and comprehensive analysis of the peculiarities of the phenomenon of self-realization that gives an opportunity to reveal its structural relations and the internal mechanisms.

Keywords: self-realization, self-actualization, self-development, factors of self-realization, self-formation in ontogenesis.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Korostyleva L. A., Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti [Psychology of Self-Realization of Personality: the Main Spheres of Life]: dis. ... d-ra psikholog, nauk. Saint Petersburg, 2001.

2. Chernyavskaya G. K. Samopoznanie i samorealizatsiya lichnosti. Metodologicheskie problemy [Self-Knowledge and Self-Actualization. Methodological Problems]: avtoref. dis. ... d-ra. Saint Petersburg, 1994.

3. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [View on Psychotherapy. The Human Development]. Moscow: Progress, 1994.

4. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody [New Frontiers of Human Nature]. Moscow: Smysl, 1999.

5. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti [Anatomy of Human Destructiveness]. Moscow: Respublika, 1994.

6. Assadzhioli R. Grof St. Dukhovnyi krizis. M., 1995. Pp. 42-61.

7. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of General Psychology]. Saint Petersburg: Piter, 1998.

8. Al'bukhanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Life Strategy]. Moscow: Mysl', 1991.

9. Ginzburg M. R. Voprosy psikhologii. 1994. No. 3. Pp. 43-52.

10. Safin V. F. Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti [Psychology of Self-Identity]. Sverdlovsk.: SGPI, 1986.

11. Bryleva L. G. Ontologiya samorealizatsii lichnosti kak predmet prikladnoi kul'turologi: dis. ... d-ra kul'-turolog. nauk. Saint Petersburg, 1998.

12. Galazhinskii E. V. Sistemnaya determinatsiya samorea-lizatsii lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Barnaul: BGPU, 2002.

13. Gornostai P. P. Problemy samorazvitiya lichnosti: metodologiya i praktika. Sb. nauch. trudov. Deponirovano v INION AN SSSR No. 42525 ot 27.07.1990. Pp. 126-138.

14. Kudinov S. I., Krupnov A. I. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". 2008. No. 1. Pp. 28-37.

15. Kudinov S. I. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2007. No. 11. Pp. 337-346.

16. Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoi psikhiki [Farther Reaches of Human Nature]. Saint Petersburg: Evraziya, 1997.

17. Maslou A. Psikhologiya bytiya [Psychology of Being]. Moscow: Ralf-buk: Vakler, 1997.

18. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow: Progress, 1990.

Received 20.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.