Научная статья на тему 'Категория «Образ жизни»: понятие, содержание и структура'

Категория «Образ жизни»: понятие, содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14420
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ "ОБРАЗ ЖИЗНИ" / СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ГРУППА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / УКЛАД ЖИЗНИ / СТАНДАРТ ЖИЗНИ / CATEGORY "LIFESTYLE" / SOCIO-CULTURAL GROUP / QUALITY OF LIFE / LEVEL OF LIFE / LIFESTYLE / WAY OF LIFE / STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Илона Валерьевна, Романова Нелли Петровна, Казарян Ирина Рафаэльевна

Раскрыто понятие «образ жизни», отражающее повседневную жизнь людей и служащее для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Рассмотрены объективные (естественные, социальные, культурные) и субъективные (восприятие и оценка представителями различных социальных групп условий своего существования, потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и т.п.) факторы, влияющие на образ жизни. Акцентировано внимание на структурно-объединяющем характере категории «образ жизни» по отношению к таким понятиям, как «качество жизни», выполняющее посредством различных показателей социально-оценочную функцию по отношению к категории «образ жизни»; «уровень жизни», определяемый, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения; «стиль жизни», понимаемый как определенный тип, стандарт, характерную манеру поведения людей; «уклад жизни», характеризующий конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей; «стандарт жизни», представляющее собой теоретическое понятие, образованное, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Выделены различные подходы к анализу качества жизни: философский, экономический, медицинский, экологический, психологический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY «LIFESTYLE»: CONCEPT, CONTENT AND STRUCTURE

The term «lifestyle» that reflects everyday life of people and serves to detect the ratio of steady, typical and changeable, individual characteristics of vital activity of different people in certain areas of culture is revealed. The objective (natural, social, cultural) and subjective (perception and evaluation by the representatives of different social groups of the conditions of their existence, needs, demands, incentives, motives, interests, values, goals, etc.) factors affecting the way of life are observed. The attention is focused on the structural and unifying character of the category «lifestyle» in relation to such concepts as «quality of life», performing a socio-evaluation function by means of different indicators in respect to the category «lifestyle»; «standard of living», defined on the one hand, by the degree of people's needs development, and on the other by the quantity and quality of vital goods and services used to meet them; «lifestyle», is understood as a certain type, standard, characteristic manner of human behavior; «way of life» that characterizes specific historical socio-economic and political aspects of culture in which the mode of life of its carriers is exposed; «standard of living», which is a theoretical concept, formed to provide a reference point when comparing the structure, level and quality of life of representatives of various socio-cultural groups. Different approaches to the analysis of quality of life: philosophical, economic, health, environmental, psychological are highlighted

Текст научной работы на тему «Категория «Образ жизни»: понятие, содержание и структура»

УДК 316.4

КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ»: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

CATEGORY «LIFESTYLE»: CONCEPT, CONTENT AND STRUCTURE

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

И.В. Романова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

Н.П. Романова,

И.Р. Казарян,

Забайкальский государственный университет, г. Чита, [email protected]

I. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

N. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

I. Kazaryan,

Transbaikal State University, Chita

Раскрыто понятие «образ жизни», отражающее повседневную жизнь людей и служащее для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Рассмотрены объективные (естественные, социальные, культурные) и субъективные (восприятие и оценка представителями различных социальных групп условий своего существования, потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и т.п.) факторы, влияющие на образ жизни. Акцентировано внимание на структурно-объединяющем характере категории «образ жизни» по отношению к таким понятиям, как «качество жизни», выполняющее посредством различных показателей социально-оценочную функцию по отношению к категории «образ жизни»; «уровень жизни», определяемый, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой — количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения; «стиль жизни», понимаемый как определенный тип, стандарт, характерную манеру поведения людей; «уклад жизни», характеризующий конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей; «стандарт жизни», представляющее собой теоретическое понятие, образованное, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Выделены различные подходы к анализу качества жизни: философский, экономический, медицинский, экологический, психологический

Ключевые слова: категория «образ жизни», социо-кулътурная группа, качество жизни, уровень жизни, стиль ^жизни, уклад жизни, стандарт жизни

The term «lifestyle» that reflects everyday life of people and serves to detect the ratio of steady, typical and changeable, individual characteristics of vital activity of different people in certain areas of culture is revealed. The objective (natural, social, cultural) and subjective (perception and evaluation by the representatives of different social groups of the conditions of their existence, needs, demands, incentives, motives, interests, values, goals, etc.) factors affecting the way of life are observed. The attention is focused on the structural and unifying character of the category «lifestyle» in relation to such concepts as «quality of life», performing a socio-evaluation function by means of different indicators in respect to the category «lifestyle»; «standard of living», defined on the one hand, by the degree of people's needs development, and on the other — by the quantity and quality of vital goods and services used to meet them; «lifestyle», is understood as a certain type, standard, characteristic manner of human

behavior; «way of life» that characterizes specific historical socio-economic and political aspects of culture in which the mode of life of its carriers is exposed; «standard of living», which is a theoretical concept, formed to provide a reference point when comparing the structure, level and quality of life of representatives of various socio-cultural groups. Different approaches to the analysis of quality of life: philosophical, economic, health, environmental, psychological are highlighted

Key words: category «lifestylesocio-cultural group, quality of life, level of life, lifestyle, way of life, standard of living

В процессе существования каждого общества происходит становление, а затем и развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей, что влечет за собой изменение условий жизнедеятельности членов общества, способов ее организации, т.е. тех факторов, которые применительно к членам общества описываются понятием «образ жизни».

Исследование образа жизни представителей различных социокультурных групп, их проблемных жизненных ситуаций позволяет перейти от анализа непосредственных действий людей, направленных на решение проблем, к обобщению способов их организации в рамках различных уровней и областей культуры, к выявлению социально типичных подходов к социально значимым проблемам.

Определение категории «образ жизни» подразумевает выявление личностной специфики жизненного пути людей в дифференцированной социокультурной реальности.

Категория «образ жизни» обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп — с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры.

Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие

виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни — это динамический социокультурный «портрет» членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

Категория «образ жизни» подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Она связана также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще [1].

Образ жизни охватывает все существенные сферы жизнедеятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения [2]. Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы

экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни — это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Сопоставительный аспект категории «образ жизни» позволяет сравнивать различные способы организации людьми процессов своей жизнедеятельности в рамках не только одной и той же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных по образу жизни носителей культуры может проводиться по ряду параметров. Во-первых, по параметру объективных социально-экономических и культурных условий, в которых реализуется образ жизни. Так, сравнивая современные городские и сельские условия, можно отметить, что первые обеспечивают для человека большее разнообразие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаимодействия и общения, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых, по параметру структурных характеристик организации людьми процессов своей социокультурной жизнедеятельности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т.п. При изучении динамических аспектов культуры основой для сравнения могут стать такие параметры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп.

С позиции оценочного аспекта понятие «образ жизни» можно использовать с целью социально значимой оценки членов общества. Оценке могут подвергаться изменения в образе жизни человека, происходящие во времени. В этом смысле следует понимать высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стандартным и т.п. Представители различных социальных групп (включая общество

в целом) могут оцениваться с точки зрения того, насколько в терминах оценивающего образ жизни одних «лучше», чем других. Как правило, в основе такого оценочного сопоставления лежат конкретно-исторические представления о месте и роли человека в окружающем его мире, о тенденциях развития общественной жизни, о добре и зле. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных нормативных представлений об образе жизни как «лучшем из возможных при данных условиях».

Интегративный (синтезирующий) аспект понятия «образ жизни» определяет это понятие как способ организации людьми своей жизнедеятельности. Оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах жизненного цикла индивида. Причем теоретическому синтезу подлежат виды индивидуальных деятельностей, взаимодействия, общения, поведения во всех тех сферах социокультурного бытия, в которых человек принимает участие в ходе своей жизни. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повседневной жизни членов определенной социокультурной группы. Так, образ жизни различных социальных групп в обществе интегрирует следующие характеристики с точки зрения условий труда и быта — стандарт уровня жизни для каждой группы, с точки зрения структуры потребления товаров и услуг, а также освоенности культурного окружения — стандарт группового качества жизни. С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типичные для группы виды деятельности, поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми члены группы руководствуются в этих процессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечисленных параметров с существующими в обществе нормативными критериями.

«Образ жизни» — категория, наблюдаемая в проявляемых признаках. Обо всех составляющих образа жизни людей и о способе их организации можно судить,

наблюдая за процессами деятельности, поведения, взаимодействия, общения или за их результатами. Доступными наблюдению (прямому или косвенному) являются также компоненты объективных условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей.

Как отмечалось, образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий: объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, характеризующийся определенными политическими и социально-экономическими условиями, подразделяются следующим образом:

— естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т.п.;

— социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация (расслоение) общества;

— культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей — экономических, социально-политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических и т.п.

Теоретическое пересечение этих групп условий и факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, определяет конкретно-исторические сферы реализации их образа жизни в соответствии с фундаментальным разделением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные).

К субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой — их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и т.п. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме обра-

за жизни людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более детально остановиться на рассмотрении факторов и механизмов, обусловливающих эту специфику.

При определении категории «образ жизни» важно подчеркнуть ее структурно-объединяющий характер по отношению к таким понятиям, как «качество жизни», «уровень жизни», «стиль жизни», «уклад жизни», «стандарт жизни». Они раскрывают и конкретизируют структуру категории «образ жизни» при различных уровнях анализа социокультурной динамики [3; 4].

Понятие «качество жизни» подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории «образ жизни». К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественная активность и саморазвитие, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей.

Сюда же можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры [5].

Выделяют различные подходы к анализу качества жизни [6; 7]: философский, экономический, медицинский, экологический, психологический.

Качество жизни отражает определенность, целостность социальных отношений, человеческой деятельности и условий жизни.

Следует различать качество жизни общества и качество жизни отдельного человека. В первом случае это совокупность условий, предпосылок, созданных обществом для своего дальнейшего развития и обеспечивающих жизнедеятельность людей. К ним можно отнести исторические, геогра-

фические, экономические, социальные, демографические.

Качество жизни личности — отношение людей к этим условиям, использование их для удовлетворения своих потребностей. В данном аспекте качество жизни выступает как социальная реальность, существующая в конкретно-историческом времени в социальном пространстве. Отношение людей к экономическому, социально-политическому, экологическому уровням развития общества отражается в степени удовлетворенности (неудовлетворенности) их своей жизнью, т.е. качеством жизни.

Общество создает одинаковые для всех людей условия, использование которых зависит от самой личности, ее творческого потенциала, активности в улучшении своих условий жизни. Однако люди в силу как объективных, так и субъективных факторов по-разному используют эти возможности. К числу субъективных факторов можно отнести психологические качества личности, уровень образования, интеллектуальный уровень, здоровье и т.д. К объективным — уровень жизни, социальный статус, экологическую обстановку, социальное окружение и т.д.

Таким образом, качество жизни социального субъекта — это уровень реализации потребностей, степень комфортности природной и социальной среды.

Категория «уровень жизни населения» является одной из важнейших социально-экономических категорий и используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах. Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, — количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения.

Уровень жизни прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества — рабочей силы трудящихся. Он отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. При количественном определении жизненного уровня обычно используют совокупность абсолютных и относительных показателей, которые

характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

1) реальные доходы на душу населения;

2) общий объем потребления материальных благ и услуг;

3) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;

5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;

6) уровень социального обеспечения;

7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;

8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Выделяется четыре градации уровня жизни населения [8]:

1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

2) нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают дохо ды населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохо-зяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают следующие социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы потребления населением материальных благ и услуг. К основным социальным нормативам относятся минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, престарелым и др.).

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает потребительский спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Рассматривая следующую составляющую интегральной категории «образ жизни» — стиль жизни, следует отметить, что она не нова для социологии. Эта категория разрабатывалась еще социологами классического периода развития социальной мысли, в частности, М. Вебером [9], представлявшим стиль жизни как критерий социальной дифференциации, фактор, интегрирующий данную социальную группу и одновременно выступающий барьером, препятствующим переходу из одной группы в другую.

В современных словарях под стилем жизни понимают определенный тип, стандарт, отличительную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориента-циях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя. «Жизненный стиль» (или «стиль жизни») — исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ, к множеству стилей современного общества.

Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности.

Понятие «стиль жизни» позволяет значительно углубить понятие «образ жизни», детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни [10].

Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жиз-

ни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени.

Стиль жизни — не составная часть образа жизни, а воплощение последнего на уровне личности, — это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано, прежде всего, на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности — внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволяет сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.

Нами разделяется подход Е.Г. Пчелин-цевой к определению данной категории, согласно которому «стиль жизни семьи» — компонент образа ее жизни, характеризующий поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей и их семей (в частности, ритм, интенсивность, темп жизни), а также социально-психологические черты быта и взаимодействия между людьми, которые нередко выражают национально-этнические и социально-профессиональные черты социальной общности, группы [11].

Категория «стиль жизни семьи» выполняет не только функцию дифференцирующую, выделяя, во-первых, вариантное в образе жизни, но одновременно обобща-

ющую, в частности, обобщение касается группы, определенного множества людей, одинаково ведущих себя, использующих общие, единые способы жизнедеятельности; во-вторых, стиль жизни семьи отражает не один из видов ее деятельности, а особенности ее образа жизни в целом; в-третьих, стиль жизни является научной категорией, которая фиксирует не единичное, случайное, а отражает устойчивое, повторяющееся в способе жизнедеятельности семьи на протяжении длительного отрезка времени.

Понятие «уклад жизни» характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации.

«Стандарт жизни» — это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая «мода» этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени.

Говоря о структуре и составляющих элементах образа жизни людей, следует помнить, что они не остаются неизменными во времени, их изменения на протяжении жизни человека также происходят под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды деятельности, в которых они принимают участие и которые на определенный период жизненного цикла являются устойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т.п.).

Субъективные факторы связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятельности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать больший интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-либо из доступных ему видов деятельности (например, после нескольких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире.

Таким образом, обобщающую категорию «образ жизни» можно определить как систему наиболее существенных, типичных характеристик способа жизнедеятельности, активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития общества.

Практическое исследование образа жизни целесообразно реализовывать с позиции нормативно-сравнительного подхода. При этом проблема оценки многообраз-

Список литературы_

ных репрезентированных моделей образа жизни, их типологизации и соотнесения между собой предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение.

Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во времени, они различаются не только по социокультурным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла. Изучение смены субъективных состояний и структур активности людей в подвижном социокультурном контексте придает анализу образа жизни динамический характер.

При определении категории «образ жизни» важно подчеркнуть ее интегратив-ный характер по отношению к таким понятиям, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории «образ жизни» при различных уровнях анализа социокультурной динамики.

1. Толстых В.И. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы. М.: Политиздат, 1975. 184 с.

2. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории образ жизни. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М., 1979. С. 15.

3. Основы изучения человеческого развития. М.: Права человека, 1988.

4. Белов Е.М. Некоторые вопросы категории «образ жизни» («уровень жизни», «качество жизни») по материалам зарубежной социологической литературы / / Тезисы докладов на конф. «Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах». Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С. 47-49.

5. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2002. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. М.: Гардарики, 2006. 223 с.

7. Лига М.Б., Щеткина И.А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект. Новосибирск: Наука, 2011. 227 с.

8. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2002. 480 с.

9. Вебер М. Хозяйство и общество // Избранные произведения. М., 1990. С. 575.

10. Ануфриева P.M., Головаха Н.И., Донченко Е.А. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 1982. С. 45.

11. Пчелинцева Е.Г. Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2005. 22 с.

List of literature_

1. Tolstykh V.I. Obraz zhizni: Ponyatie, realnost, problemy [Lifestyle: concept, reality, problems]. Moscow: Politizdat, 1975. 184 p.

2. Bestuzhev-Lada I.V. Soderzhanie i struktura kategorii obraz zhizni. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy issledovaniya obraza zhizni [The content and structure of the category «lifestyle». Theoretical and methodological problems of lifestyle research]. Moscow, 1979, p. 15.

3. Osnovy izucheniya chelovecheskogo razvitiya [Learning the basics of human development]. Moscow: Human Rights, 1988.

4. Belov E.M. Tezisy dokladov na konf. «Sovremennye problemy prikladnoy sotsiologii i sotsialnoy psi-hologiivtrudovyhkollektivah» (Sociological abstracts of the conf. «Recent developments in applied sociology and social psychology in the workforce»). Leningrad: Publishing House of Leningrad. University Press, 1984, pp. 47-49.

5. Sotsialnaya statistika [Social statistics]. Moscow: Finance and Statistics, 2002. 480 p.

6. Liga M.B. Kachestvo zhizni kak osnova sotsialnoy bezopasnosti [Quality of life as the basis of social security]: monograph. Moscow: Gardariki, 2006. 223 p.

7. Liga M.B., Shchetkina I.A. Kachestvo zhizni: organizatsionno-upravlencheskiy aspekt [Quality of life: organizational and administrative aspect]. Novosibirsk: Nauka, 2011. 227 p.

8. Sotsialnaya statistika [Social statistics]. Moscow: Finance and Statistics, 2002. 480 p.

9. Weber M. Hozyaystvo i obshhestvo [Economy and society]: Selected works. Moscow, 1990, p. 575.

10. Anufrieva P.M., Golovakha N.I., Donchenko E.A. Stilzhiznilichnosti. Teoreticheskieimetodologicheskie problemy [Person lifestyle. Theoretical and methodological problems]. Kiev: Naukova Dumka, 1982. 45 p.

11. Pchelintseva E.G. The dynamics of family life style in transformation of the Russian society [Dinamika stilya zhizni semii v period transformatsii rossiyskogo obshhestva]: Abstract diss. ... cand. sociolog. sciences. Saratov, 2005. 22 p.

Коротко об авторах_

Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры «Социально-правовые дисциплины«, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: тендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации il.romanova2 [email protected]

Романова Нелли Петровна, д-р социол. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации [email protected]

Казарян Ирина Рафаэльевна, канд. полит. наук, зав. кафедрой «Управление персоналом», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: управление персоналом, конфликтология ikazaryan@yandex. ru

Briefly about the authors _

Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of singleness, business communication

Nelli Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications

Irina Kazaryan, candidate of political sciences, head of Human Resource Management department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: human resource management, conflict

Образец цитирования _

Романова И.В., Романова Н.П., Казарян И.Р. Категория «образ жизни»: понятие, содержание и структура // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 3. С. 76—84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.