УДК 304.3 ББК Ю6 87.6
Александр Владимирович Исаков,
соискатель учёной степени кандидата наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)
e-mail: [email protected]
Формирование образа жизни ребёнка как главная цель родительства с точки зрения деятельностного подхода
Основными задачами исследования, поставленными автором, являются: анализ сформировавшегося на стыке философии и социологии понятия «образ жизни ребёнка» и проблемы формирования образа жизни ребёнка в семье; обоснование ключевого для данной статьи тезиса о том, что формирование образа жизни ребёнка является главной целью родительства. Решение указанных задач обеспечивается посредством применения деятельностного подхода - именно этот методологический приём составляет главную новизну исследования и позволяет вывести педагогическую, психологическую, социологическую проблематику из узкодисциплинарного контекста в трансдисциплинарное исследовательское поле философии. Трансдисциплинарный взгляд на анализируемые проблемы усиливает социальную и научную злободневность статьи. Деятельностный подход трактуется в статье как совокупность способов и методов исследования, скрепляющей основой которой является категория «деятельность», рассматриваемая автором как ключевая в научно-философском анализе осуществляемого родителями процесса формирования образа жизни ребёнка. Под деятельностью в статье понимается специфическая форма отношения людей к окружающей их действительности, к другим людям и самим себе, направленная на целесообразное преобразование мира, общественного и индивидуального сознания. Не менее важным для понимания проблемы формирования образа жизни ребёнка родителями, как отмечается в статье, является исследование понятия «условия жизни», а также близкородственных понятий «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни».
Ключевые слова: родительство, образ жизни, деятельностный подход, деятельность, условия жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
Aleksandr Vladimirovich Isakov,
Competitor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
Formation of Child's Life Way as a Main Goal of the Parenthood according to the Activity Approach
The author of the article refers to the actual theme for modern society. The main objectives of his research are: analysis of the concept of "child's life way", which was formed at the intersection of philosophy and sociology; analysis of the problem of child's life way forming in family; justification of the key thesis for this paper, that formation of a way of child's life is a main goal of the parenthood. Solving these objectives is provided by the use of the activity approach - this is the methodological technique is the main novelty of the research; it allows bringing of pedagogical, psychological, sociological problems out of narrow-disciplinary context in a trans-disciplinary research field of philosophy. The trans-disciplinary view of the analyzed problems increases social and scientific topical character of the paper.
Activity approach is treated in article as set of ways and methods of research; the category "activity" is the fastening basis here. This category is considered by the author as key in the scientific and philosophical analysis of the formation of child's life way which is carried out by parents. The article noted, the concept "living conditions", and also the concepts "standard of living", "quality of life" and "lifestyle" is not less important for understanding of the aforesaid problem.
For confirmation of the conclusions the author of article addresses to authority of modern Russian philosophers, sociologists, political scientists which have the subject of research: life way, activity, personal formation of the child, family education, parenthood phenomenon, quality of life.
Keywords: parenthood, way of life (life way), activity approach, activity, standard of living, quality of life, lifestyle.
В науке и философии интерес к категории «образ жизни» появляется уже в XVIII-XIX вв. (Р. Дэвис, Дж. Синклер и М. Бут - Англия;, Ф. Лепле и О. Лоран-Дюшатле - Франция; О. Лонгарде и К. Маркс - Германия).
В отечественной науке в советское время данную категорию исследовали Г. С. Баты-гина, И. В. Бестужев-Лада, А. П. Бутенко, Г. Е. Глезерман, И. Т. Левыкин, М. Н. Рутке-вич, Р. В. Рывкина, В. И. Толстых, А. С. Цип-
© Исаков А. В., 2015
155
ние образа жизни предполагает обращение к анализу трудовой, общественно-политической и культурной сфер жизнедеятельности, стиля жизни человека (мотивы и особенности поведения), условий жизни (материальное благосостояние, социальное обеспечение и здравоохранение, охрана окружающей среды и т. д.). Другой учёный, белорусский социолог и социальный философ В. Л. Абушенко, определяет образ жизни как «понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов... отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в её интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического» [6, с. 651]. Как мы можем видеть, все приведённые выше трактовки образа жизни опираются на два ключевых момента: жизнедеятельность индивида и условия, в которых эта жизнедеятельность протекает. Таким образом, применение нами деятельностного подхода в рамках нашего исследования вполне обосновано.
Вообще деятельностный подход первоначально был применён в советской психологии А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. В соответствии с ним деятельность является главным объектом научного анализа в психологии, поскольку она опосредует все психические процессы. В философии деятельност-ный подход можно рассматривать как совокупность способов и методов исследования, скрепляющей основой которой является категория «деятельность».
Исследователь Г. Н. Соколова определяет «деятельность» как «одно из базовых понятий классической философской традиции, отражающее акт взаимодействия целепола-гающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия - с другой» [6, с. 272]. Деятельностью можно назвать специфическую форму отношения людей к окружающей их действительности, к другим людям и самим себе, направленную на целесообразное изменение и преобразование мира, общественного и индивидуального сознания. Характер, интенсивность и результативность деятельности отдельного человека или группы лиц всегда обусловлена условиями, в которых эта деятельность осуществляется, с другой стороны, она всегда направлена на изменение условий жизни человека, какой-либо социальной группы (семьи, например), общества.
ко, Ю. Ц. Тыхеева и др. Для многих из работ этих авторов характерно идеологическое наполнение рассматриваемого нами понятия. В них оно часто используется в словосочетании «социалистический образ жизни». Как отмечается «"важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни" западной социологии» [6, с. 651]. Этот термин употреблялся в пропагандистских целях «прежде всего, как антипод "всего буржуазного"» [4, с. 651].
Из более поздних отечественных работ, касающихся образа жизни, можно назвать: К. А. Абульханова-Славская «Стратегия жизни» (2000); А. А. Возьмитель «Образ жизни: Концепция, сущность, динамика (2000); В. Д. Патрушев «Время, связанное с питанием, и его динамика. Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях» (2002). Можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития отечественной науки рассматриваемое нами понятие не относится к числу популярных объектов со-циогуманитарного исследования. Нам же подобные исследования представляются чрезвычайно важными, особенно применительно к образу жизни отдельных социальных групп (образ жизни военнослужащих, образ жизни мигрантов, образ жизни пенсионеров и т. д.). Мы обратимся к понятию «образ жизни ребёнка», проанализируем проблему формирования образа жизни ребёнка в семье и обоснуем ключевой для нашей статьи тезис о том, что формирование образа жизни ребёнка является главной целью родительства - в этом заключается основная задача нашего исследования, решение которой мы обеспечиваем посредством применения деятель-ностного подхода.
Определить «образ жизни» можно как категорию, сформировавшуюся на стыке философии и социологии. Философский энциклопедический словарь определяет её так: «философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни» [8, с. 432]. Определение данного понятия в социологии принципиально не отличается от философского. Так, социолог и политолог А. Н. Данилов пишет: «Образ жизни, совокупный показатель жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, который берётся в единстве с условиями жизни, на определённом этапе исторического развития» [7, с. 229]. По его мнению, исследова-
Несмотря на то, что в настоящее время, как мы уже отмечали выше, серьёзных работ по исследованию образа жизни не много, тем не менее, данная категория очень часто используется исследователями и специалистами самых разных дисциплин, затрагивающих общественную жизнь: философии, социологии, социальной психологии, экономики, истории культурологии и т. п. Это понятие относится к числу общепринятых и часто употребляемых.
Актуальность научного исследования образа жизни современного человека, прежде всего, связана с теми социокультурными изменениями, которые происходят в настоящее время. Общество - это сложная система, находящаяся в постоянном движении и претерпевающая постоянные трансформации, связанные с накоплением и формированием соответствующих элементов экономической, политической, культурной жизни людей. Изменения образа жизни: привычного порядка и уклада повседневности, поведенческих установок, вкусов и т. п. - напрямую обусловлены происходящими в обществе трансформациями, создающими новые условия жизнедеятельности членов этого общества. Наиболее чутко воспринимают любые изменения в окружающей их социокультурной действительности дети, они не способны противостоять травмирующему воздействию кризисных общественных ситуаций. Отсутствие стабильности жизненного уклада негативно отражается на личностном становлении ребёнка. В этой ситуации помочь ему может только ближайшее социальное окружение, ключевыми фигурами которого являются отец и мать. Таким образом, определяющим началом социализации и социальной адаптации ребёнка является родительство.
Понятие «родительство» в большей степени характерно для таких наук как психология и педагогика. Тем не менее, его осмысление с позиций социальной философии представляется не менее важным. Современный психолог Р. В. Овчарова определяет это понятие так: «Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/ли матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [4, с. 22]. Все указанные Овчаровой составляющие роди-тельства являются важными факторами формирования образа жизни ребёнка.
Образ жизни любого человека, в том числе и ребёнка, определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным мы отнесём естественные (климат, экологическое благополучие/неблагополучие региона, демографическая ситуация, здоровье и т. д.) и социальные (условия труда/учебы, расслоение общества, объём информации, уровень культуры и приоритет ценностей социального окружения и т. д.). Субъективные факторы - это, с одной стороны, восприятие и оценка человеком объективных условий своего социального бытия; а с другой стороны, то, что человек желает и может взять от общества: потребности, интересы, идеалы и цели, реализацию которых он ожидает увидеть или осуществить и т. д. Взаимодействие объективных и субъективных факторов определяет различия в образе жизни разных людей. Создание родителями благоприятных внешних условий для развития ребёнка (объективные факторы), духовно-нравственное воспитание (субъективные факторы) следует рассматривать как две генеральные линии выстраивания образа жизни ребёнка.
Содержание образа жизни ребёнка обусловливается тем, как и чем живёт его семья, чем заняты его родители, братья и сёстры, если таковые имеются, он сам, какие виды деятельности и взаимодействия наполняют каждодневно его жизнь. Роль семьи в становлении человека всегда была огромной, не стала она менее значимой и в настоящее время. Сошлёмся на мнение современного исследователя С. И. Голода: «Трудно согласиться с негативной оценкой современного статуса семьи. Институт семьи - о чём свидетельствует его многовековая история (подтвержденная изысканиями от Л. Моргана, Б. Малиновского, Ф. Энгельса и Ф. Ле Пле до У. Гуда, Р. Хилла, Л. Русселя и А. Харче-ва) - оказался наиболее стабильной общностью» [2, с. 43]. Конечно же, кризис семьи как социального института имеет место быть, и пути выхода из него должны быть всесторонне рассмотрены - эта проблема обсуждается в исследовательской литературе [1], но этот кризис не разрушает семью как важнейший социализирующий и личностноформирую-щий институт, а скорее меняет её, заставляя приспосабливаться к постоянно возникающим новым обстоятельствам и реалиям современной цивилизации.
Форма образа жизни ребёнка определяется теми способами, которые взрослые применяют для организации содержания его жизнедеятельности, т. е. организации его по-
Как уже отмечалось выше, образ жизни определяется не только через категорию деятельности - не менее важным является и обращение к анализу условий жизни: «образ жизни выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности» [6, с. 653].
Культурные, социальные, природные условия имеют значительное влияние на организацию человеком своих жизненных проявлений. С одной стороны, они ограничивают, с другой - обеспечивают возможности выбора форм самореализации. Условия организации жизнедеятельности ребёнка зависят напрямую от родителей. Таким образом, одной из главных задач родительства является создание максимально благоприятных условий для успешного развития детей, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Нельзя анализировать понятие «условия жизни» вне его соотнесения с такими близкородственными понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».
Уровень жизни ребёнка - это комплексная характеристика возможностей и объёма его материального и духовного потребления. Эта категория в большей степени экономическая, чем социально-философская. Тем не менее, уровень жизни всегда является важным показателем образа жизни. Если у семьи нет необходимых материальных средств, жилищно-бытовых условий, достаточного количества свободного времени, то удовлетворение основных материальных, духовных, нравственных, эстетических, физических потребностей детей становится невозможным и ни о каком их полноценном образе жизни говорить не приходится. В этом смысле образ жизни ребёнка напрямую зависит от достигнутого родителями уровня благосостояния.
В то же самое время не стоит преувеличивать связь между полноценным развитием ребёнка и уровнем жизни его родителей. Во-первых, не всё в жизни зависит от материального благополучия: многообразие, полнота и насыщенность образа жизни не всегда определяется высоким уровнем достатка (богатые люди могут вести достаточно ущербный в духовном смысле образ жизни); во-вторых, богатство родителей само по себе не делает их заботливыми и мудрыми воспитателями и ребёнок в очень состоятельной семье может быть несчастным или предоставленными самому себе. Правильнее будет утверждать, что высокий уровень жизни семьи создаёт предпосылки для обеспечения полноценно-
ведения, общения с окружающими людьми, учёбы, отдыха. Иными словами, образ жизни ребёнка - это динамический социокультурный портрет его семьи, родителей.
Возможности проявления своей жизнедеятельности, жизненной активности, которые предоставляют ребёнку родители, на каждом этапе возрастного развития и взросления имеют разную качественную определённость. Они представляют собой социально значимые сферы приложения усилий как самих родителей, так и ребёнка: спорт, искусство, техническое творчество, рукоделие, ораторское мастерство и т. д.
Уровни, формы и способы организации жизнедеятельности ребёнка можно типоло-гизировать на основе функций, обеспечивающих и организующих его повседневную жизнь:
1) создание материальных и социальных условий для успешной учёбы, саморазвития, дополнительного образования, развивающего труда - здесь усилия родителей в первую очередь связаны с приобретением товаров и услуг;
2) организация успешной социализации: получение общего образования, воспитание социальной активности, занятия спортом, посещение творческих мероприятий, хобби и т. д.;
3) обеспечение социальной коммуникации: формальное взаимодействие (школа, медучреждения), неформальное общение (родственники, друзья), путешествия, прогулки, доступность средств массовой коммуникации как источника полезной информации и т. д.;
4) восстановление жизненных сил: употребление качественной пищи, пассивный отдых, полноценный сон, личная гигиена и т. д.
Структура образа жизни ребёнка, выстраиваемая, прежде всего, родителями, рассматривается нами как совокупность устойчивых связей между разнообразными пространствами его существования и видами его деятельности. Пространства существования и виды деятельности, являющиеся структурными элементами образа жизни, служат ребёнку основой переживаемого и осознаваемого им жизненного опыта в конкретной ситуации; помогают ему двигаться от одной ситуации к другой, приобретать свою социальную репутацию, определять своё место среди других людей. Участвуя в них, ребёнок усваивает социальные и культурные нормы, образцы поведения, социальные знания, ценности, изучает своё предметное окружение.
го образа жизни каждого из её членов, но не обеспечивает его в полной мере.
Уровень жизни указывает на количественные характеристики образа жизни, другое дело качество жизни - его исследование даёт нам сведения о сущностно-содержа-тельной стороне образа жизни человека.
Учёные выделяют множество показателей качества жизни. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает методику оценки качества жизни как «жизнеспособности народов» [3, с. 21]. Эта методика включает в себя следующие критерии: «установленная возможность сохранения генофонда, физиологический и интеллектуальный потенциал развития нации, характер и результаты социально-экономического развития, экологическая обстановка» [3, с. 21].
Качество жизни той или иной семьи следует рассматривать как фактор формирования детского благополучия. Высокое качество жизни создаёт благоприятные условия для здорового образа жизни ребёнка: хорошее питание, возможность полноценного отдыха, профилактика заболеваний, занятия спортом, высокий уровень гигиенической культуры, доступность качественного образования и медицины, широкие возможности для саморазвития и самореализации и т. п. Отметим также, что качество жизни во многом зависит от того, как государство относится к образу и уровню жизни своих граждан.
Понятие «качество жизни» характеризует не только ситуацию внутри отдельно взятой семьи, но и состояние общества в целом -уровень его экономического, политического, экологического, правового развития, способного или неспособного удовлетворить основные потребности людей.
Ещё одной важной теоретической проблемой, связанной с обсуждением образа жизни, является проблема стиля жизни.
Стиль жизни «характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объёмы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами» [6, с. 653]. Данное понятие используется для характеристики поведения человека в конкретных ситуациях повседневной жизни.
Оно включает в себя регулярно воспроизводящиеся склонности, привычки, вкусы, манеру поведения. Стиль жизни подчёркивает социально-психологические стороны поведения индивида.
О стиле жизни часто судят по внешним признакам: как человек одевается, как устроен его быт, как он организует своё рабочее время и время отдыха, какие развлечения предпочитает, как и на что тратит деньги, каков круг его общения и т. д. Одним словом, стиль жизни представляет собой конкретизацию образа жизни на уровне индивидуального поведения человека. Но, несмотря на то, что стиль жизни проявляется внешним образом, он свидетельствует о том, как выстроено внутреннее «Я» личности.
Взрослый, состоявшийся человек вырабатывает стиль своей жизни целенаправленно, то есть вполне сознательно. Когда же речь идёт о ещё только становящейся личности - ребёнке, стиль жизни является результатом многих и многих усилий со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь родителей.
Какой стиль жизни ребёнка будет сформирован усилиями родителей: активно-де-ятельностный, творческий или же потребительский? На это может повлиять многое: поступки и поведение, знания и опыт, способности и убеждения, ценностные ориентации отца и матери и др. В то же самое время в стиле жизни, характерном для конкретной семьи, отражаются специфические черты социальной группы, к которой эта семья принадлежит. В этом смысле родители для своего ребёнка являются трансляторами тех идеалов и ценностей, мировоззренческих установок и культурных норм, которые присущи их социальному окружению. Воспитание ребёнка -это задача не только семейная: воспитывает детский коллектив, школа, СМИ, общество, наконец весь совокупный социокультурный опыт человечества. Национальная идея «не только для России, но и для всего человечества - воспитание людей облагороженного образа» [5, с. 166]. Но главную роль в этом процессе играют, конечно же, родители.
Список литературы
1. Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М.: Ин-т социол. АН СССР, 1990.
36 с.
2. Голод С. И. Семья, прокреация. Плюрастичность эротического ландшафта // Человек. № 4. 2010. С. 43-54.
3. Лига М. Б. Социологический анализ основных направлений эволюции концептуального осмысления понятий и оценки качества жизни во второй половине ХХ-ХХ1 веков: автореф. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2006. 32 с.
4. Овчарова Р В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. 496 с.
5. Штеренберг М. И. Кризисы и проблемы воспитания // Вопросы философии. № 4. 2010. С.158-168.
Источники
6. Новейший социологический словарь. Минск: Книжный дом, 2010. 1312 с.
7. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. Минск: БелЭн, 2003. 384 с.
8. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
References
1. Antonov A. I., Borisov A. L. Krizis sem'i i puti ego preodoleniya. M.: In-t sotsiol. AN SSSR, 1990. 36 s.
2. Golod S. I. Sem'ya, prokreatsiya. Plyurastichnost' eroticheskogo landshafta // Chelovek. № 4. 2010. S. 43-54.
3. Liga M. B. Sotsiologicheskii analiz osnovnykh napravlenii evolyutsii kontseptual'nogo osmysleniya ponyatii i otsenki kachestva zhizni vo vtoroi polovine XX-XXI vekov: avtoref. ... d-ra sotsiol. nauk: 22.00.01 / Altaiskii gos. un-t. Barnauk, 2006. 32 s.
4. Ovcharova R. V. Roditel'stvo kak psikhologicheskii fenomen: ucheb. posobie. M.: Mosk. psikhol.-sots. in-t, 2006. 496 s.
5. Shterenberg M. I. Krizisy i problemy vospitaniya // Voprosy filosofii. № 4. 2010. S.158-168.
Istochniki
6. Noveishii sotsiologicheskii slovar'. Minsk: Knizhnyi dom, 2010. 1312 s.
7. Sotsiologicheskaya entsiklopediya / pod obshch. red. A. N. Danilova. Minsk: BelEn, 2003. 384 s.
8. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1989. 815 s.
Статья поступила в редакцию 20.02.2015