Научная статья на тему 'Категории конкретности и абстрактности в языке и в речи младших школьников (concreteness categories of concreteness and abstractness in language and speech of junior schoolchildren)'

Категории конкретности и абстрактности в языке и в речи младших школьников (concreteness categories of concreteness and abstractness in language and speech of junior schoolchildren) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ КОНКРЕТНОСТИ / КАТЕГОРИЯ АБСТРАКТНОСТИ / ЯЗЫК / РЕЧЬ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / THE CATEGORY OF CONCRETENESS / THE CATEGORY OF ABSTRACTNESS / LANGUAGE / SPEECH / THE NOUN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельницкая Ирина Михайловна

В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной и письменной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в языке (в данном случае в учебных материалах для начальной школы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of concreteness and abstractness categories' functioning in oral and written speech of junior schoolchildren compared with the way these categories are expressed in the language (in this case in educational materials for primary school).

Текст научной работы на тему «Категории конкретности и абстрактности в языке и в речи младших школьников (concreteness categories of concreteness and abstractness in language and speech of junior schoolchildren)»

Педагогические н ну ки

КАТЕГОРИИ КОНКРЕТНОСТИ И АБСТРАКТНОСТИ В ЯЗЫКЕ И В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

И. М. Омельницкая

CONCRETENESS CATEGORIES OF CONCRETENESS AND ABSTRACTNESS IN LANGUAGE AND SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Omelnitskaya I.M.

The article presents the results of concreteness and abstractness categories' functioning in oral and written speech of junior schoolchildren compared with the way these categories are expressed in the language (in this case - in educational materials for primary school).

Key Words: the category of concreteness, the category of abstractness, language, speech, the Noun.

В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной и письменной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в языке (в данном случае - в учебных материалах для начальной школы).

Ключевые слова: категория конкретности, категория абстрактности, язык, речь, имя существительное.

УДК 801.55

В связи с интенсивным развитием антропоцентрического направления языкознания в современной онтолингвистике открылись новые перспективы. На первый план при изучении становления детской речи выступает интерес к процессам формирования личности «человека говорящего» после завершения у него этапа самонаучения языку. Становление языковой личности нельзя представлять как однонаправленное движение, ибо разные его периоды характеризуются различными доминантами, определяющими эволюцию речевого поведения. В младшем школьном возрасте, как отмечает К. Ф. Седов, такой доминантой становится дискурс. Реальность получает свое отражение в высказывании.

Постигая родной язык, человек постепенно знакомится с богатством и разнообразием окружающего мира, начиная с конкретных предметов, элементарных норм поведения, доходя до абстрактных понятий и закономерностей мироздания. Онтогенетически конкретное предшествует абстрактному, и имена вещей выделяются ребенком раньше, чем имена качеств, что раскрывает общее свойство сознания выделять конкретное прежде абстрактного.

В философии абстракция считается одной из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Процессы абстрагирования проявляются в способности обнаруживать общее в различных явлениях действительности. В конкретных понятиях обобщены сами

предметы материального мира, в абстрактных - отдельные стороны, свойства, отношения этих предметов. В грамматической традиции не принято различать абстрактную и отвлеченную лексику. Но многие современные лингвисты считают, что абстрактные и отвлеченные имена нужно разграничивать, так как они выделяются по разным основаниям. По мнению Л. О. Чернейко, в отличие от абстрактного имени, отвлеченное имеет опору в виде производящего слова (бег, движение, краснота, мойка). Абстрактное же слово обобщает такие стороны материальной действительности, которые ничем, кроме мысли, не объединены. «Абстрактное имя - результат длительного наблюдения коллективного разума этноса за проявлением мира внешнего и мира внутреннего» (8,8 0), что обусловливает сложную концептуальную структуру этих слов. Но большинство абстрактных имен (имена психических реакций, этических и этнических понятий, отношений) имеют эмоциональную составляющую, что гарантирует усвоение хотя бы фрагмента этих понятий в обыденном сознании.

Осмысление абстрактных слов требует определенных интеллектуальных усилий и способствует речевому становлению носителя языка. Поэтому целесообразно выяснить, как категории конкретности и абстрактности реализуются в языке и в речи детей младшего школьного возраста.

Язык, как известно, получает свое отражение в словарях и грамматиках. А противопоставление категорий абстрактности и конкретности наиболее четко проявляется в области имени существительного. Поэтому, чтобы выяснить, как реализуются категории конкретности и абстрактности в языке, необходимо проанализировать учебные материалы, предназначенные для младших школьников, с точки зрения представленности в них лексико-грамматических разрядов имен существительных. В применении к начальной школе - в данном случае - это «Учебный словарь русского языка»

В. В. Репкина и учебники русского языка для 4 класса Т. Г. Рамзаевой (традиционная система обучения) и А. В. Поляковой (развивающая система обучения).

В «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина представлено 2023 заглавных существительных, каждому из которых посвящена словарная статья. Этим существительным в словаре соответствует 3226 значений. Чтобы дать по возможности полную характеристику лексико-грамматических разрядов существительных, пришлось учитывать все толкования многозначных слов, поскольку разные лексико-семантические варианты одного слова нередко относятся к разным лексико-грамматическим разрядам: БУРЯ - 1. Ненастье - конкретное существительное;

2. Проявление чувств - абстрактное существительное. КАПЛЯ - 1. Частичка жидкости - конкретное существительное;

2. Жидкое лекарство - вещественное существительное;

3. Малое количество - абстрактное существительное.

МОРЕ - 1. Водное пространство - конкретное существительное; 2. Обозначение количества - абстрактное существительное.

Следует отметить, что в словарных статьях словаря указания на лексико-грамматические разряды существительных не даются.

При анализе учебников классифицировались все существительные, представленные в текстах упражнений. Результаты распределения существительных по разрядам отражены в таблице 1.

Сравнивая данные учебников и словаря, видим некоторые различия в процентном соотношении конкретных и абстрактных существительных, содержащихся в них. Это объясняется, в первую очередь, спецификой материала этих учебных пособий.

Таблица 1

№ Лексико - грамматический Словарь Учебник Учебник

разряд существительных В. В. Репкина Т. Г. Рамзаевой А. В. Поляковой

1 конкретные 2151 1164 (4160) 1212 (4302)

66,7% 73,8% 72,7%

2 абстрактные 704 248 (541) 286 (599)

21,8% 15,7% 16,7%

Всего 3226 1577 (5333) 1679 (5534)

Исследования, проводимые в области функционирования абстрактных и конкретных существительных, показали, что их соотношение зависит от стилистической принадлежности текста: в художественном стиле на каждые 100 существительных приходится 15 абстрактных, в научном же -число абстрактных существительных колеблется от 30 до 70%. Поскольку основную часть текстов, представленных в учебниках, составляют отрывки из художественных произведений, то такое соотнесение абстрактной и конкретной лексики в них вполне закономерно.

Сравнивая данные учебников Т. Г. Рамзаевой и А. В. Поляковой, следует отметить, что в учебнике А. В. Поляковой, предназначенном для школьников, обучающихся по развивающей системе, несколько шире представлены как конкретные, так и абстрактные существительные. Это предоставляет учащимся, занимающимся по развивающей системе, более широкие возможности в овладении категориями конкретности и абстрактности, по сравнению со школьни-

ками, обучающимися по традиционной системе.

В младшем школьном возрасте главным способом самовыражения языковой личности является дискурсивная деятельность, поэтому, чтобы выяснить, как реализуются категории конкретности и абстрактности в речи, были проанализированы все существительные, встречающиеся в письменных творческих работах и записях разговорной речи учащихся четвертых классов.

В ходе анализа существительных было сделано по 8 выборок из сочинений учащихся, обучающихся по традиционной программе и по развивающей программе. В каждой из выборок, содержащей по 100 предикативных единиц, все существительные были распределены по лексико-грамматическим разрядам, определено количество неповторяющихся слов и количество повторов, а также их процентное соотношение. Аналогично обрабатывались и записи устной речи. Результаты анализа приведены в таблице.

№ Лексико-грамматический разряд существительных Устная речь Письменная речь

Традиционная система обучения (ТС) Развивающая система обучения (РС) Традиционная система обучения (ТС) Развивающая система обучения (РС)

1 конкретные 687 (1056) 80,7% 708 (1341) 79% 801 (1269) 77% 849(1402) 71,3%

2 абстрактные 74 (117) 8,9% 91 (227) 13,4% 115 (170) 10,3% 162 (336) 17%

Всего 850 (1307) 888 (1697) 1006 (1647) 1105 (1965)

Анализируя полученные данные, можно отметить, что устная речь, по сравнению с письменной, характеризуется более частым использованием конкретных существительных и менее частым - абстрактных существительных. Очевидно и то, что письменная речь характеризуется более частотным использованием как различных, так и повторяющихся имен существительных.

Такое соотношение существительных в устной речи вполне оправдано. Ведь условия бытования устной речи - неофициальное непосредственное общение, не оставляющее времени на обдумывание, поиск слова, - объясняют бесконечные повторы одних и тех же слов, замену существительных местоимениями, иногда даже неоправданную, а также почти полное отсутствие синонимов. Предельная конкретность си-

туации, в которой происходит устное общение, а также спонтанность устной речи позволяют сделать вывод, что устная речь -это сфера употребления конкретных существительных. Письменная же речь более абстрактна уже потому, что она совершается без собеседника, у пишущего есть возможность для обдумывания и редактирования содержания текста, причем нет никаких дополнительных невербальных средств выражения, а поэтому здесь более полно используются все языковые средства.

Сравнительный анализ письменных и устных работ показал, что при необходимости передать одинаковую информацию в устной речи дети чаще используют глаголы или прилагательные, а в письменной речи -абстрактные существительные с аналогичным значением.

Устная речь Письменная речь

На море мы купались, отдыхали, веселились. Когда мы уехали из деревни, мы потом поехали на базу. Мой кот очень любит охотиться на птичек. Я надеюсь, что летом мне подарят щенка. Кот побежал быстрее всех. Солдат был сильный и храбрый. Эта картина была очень большая и красивая. Лягушонку стало грустно. Это кино очень печальное. Мама мне во всем помогает. Больше всего мне запомнился отдых в горах. После отъезда из лагеря, мне стало грустно. На следующий день лесник опять пошел на охоту. Солнце, разгоняя тучи, встает из моря, и люди думают, что у них появилась надежда на спасение. Лошадь неохотно начинает бег. Геракл отличается своей огромной физической силой, выносливостью и храбростью. Вообще, картина мне понравилась, так как в ней много чувств и красоты. Глаза Василисы полны грусти и печали. Сейчас я могу плавать без помощи.

Однако обойтись совсем без абстрактных существительных в устной речи даже младшим школьникам невозможно, так как большинство из них обозначают понятия, жизненно необходимые для любого человека: физическое и душевное состояние (здоровье, самочувствие, настроение, счастье, горе), психофизиологические свойства (сознание, внимание, память), виды трудовой деятельности человека (работа, самодеятельность, профессия, специальность), названия конкретных наук (литература, риторика, математика), природные явления (природа, погода, жара, холод). В уст-

ной речи мы пользуемся языком большей частью неосознанно, но мысль человека работает постоянно, и если требуется хотя бы элементарное обобщение жизненных фактов и впечатлений, то используются абстрактные существительные. В устной речи детей количество абстрактных существительных составляет ~11%, в письменной ~14%.

Сравнивая результаты, полученные при анализе работ учащихся по традиционной системе обучения и по развивающей системе, видим, что абстрактные существительные встречаются как в устной, так и в письменной речи школьников, обучащихся

по РС, почти в два раза чаще, чем в речи школьников, обучащихся по ТС. Это свидетельствует о более высоком уровне речевого развития детей, занимающихся по РС, демонстрирует более широкие потенциальные возможности школьников в области овладения категорией абстрактности.

Безусловно, в количественном отношении конкретных слов в речи детей всегда будет больше, чем абстрактных. Во-первых, просто потому что их больше в языке, а во-вторых, потому что в младшем школьном возрасте еще только формируется отношение к окружающей действительности, ребенок только начинает осваивать мир духовной культуры, идеи которого «отлиты в абстрактные имена» (8,71). Сложность освоения абстрактных имен обусловливается отсутствием у них какой бы то ни было опоры в материальном мире. Поэтому запас абстрактных слов у младших школьников довольно мал. Но осознание содержания абстрактных слов необходимо для формирования языковой личности. Поэтому очень важно при работе с младшими школьниками уделять внимание обогащению их словарного запаса за счет абстрактной лексики. На начальном этапе обучения эту задачу помогают решить учебники русского языка и словари.

На основании анализа существительных, содержащихся в учебниках и словаре, можно сделать вывод, что требуемый словарный запас младших школьников в области имени существительного очень обширен: 1600 - 3200 лексических единиц, причем в «Учебном словаре» В. В. Репкина дается толкование более 700 абстрактных слов. Учащиеся же этого возраста, как показывает анализ письменных и устных работ, владеют 900 - 1100 различными существительными (количество конкретных существительных

колеблется в пределах 700 - 850 слов, абстрактных - в пределах 90 - 160 слов). Безусловно, категории конкретности и абстрактности реализуются в языке более полно, чем в речи. Но поскольку роль обучения заключается в том, чтобы определять зону ближайшего развития, то очевидно, что предложенные учебные пособия для начальной школы обеспечивают возможность успешно построить школьное обучение детей в области овладения этими языковыми категориями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1998.

2. Краткий философский словарь / Под ред. Алексеева А. П. — М.: Проспект, 1998.

3. Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы. — М.: Просвещение, 2007.

4. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. — М.: Дрофа, 2001.

5. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. — М.: Инфолайн, 1999.

6. Седов К. Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: Автореф. дис... д-ра филол. наук. — Саратов, 1993.

7. Сиротинина О. Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

8. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. — М.,1997.

Об авторе

Омельницкая Ирина Михайловна, Таганрогский государственный педагогический институт, соискатель. Сфера научных интересов - детская речь.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.