Научная статья на тему 'Использование категории конкретности/абстрактности как показатель уровня речевого развития'

Использование категории конкретности/абстрактности как показатель уровня речевого развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ КОНКРЕТНОСТИ / КАТЕГОРИЯ АБСТРАКТНОСТИ / РЕЧЬ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельницкая Ирина Михайловна

В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в речи взрослых носителей языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Омельницкая Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование категории конкретности/абстрактности как показатель уровня речевого развития»

УДК 373.3.016:811.161.1 ББК 74.261.3-2 О 57

И.М. Омельницкая

Соискатель кафедры русского языка и методики начального обучения Таганрогского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИИ КОНКРЕТНОСТИ/АБСТРАКТНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в речи взрослых носителей языка.

Ключевые слова: категория конкретности, категория абстрактности, речь, имя

существительное, языковая личность, тематическая группа.

I.M. Omelnitskaya

Competitor fpr Candidate degree of Department of Russian and Technique of Elementary Education of the Taganrog State Pedagogical Institute; E-mail: iomelnitskaya@mail. ru

USE OF THE CATEGORY OF CONCRETENESS/ABSTRACTNESS AS THE INDICATOR OF LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT

Abstract. Basing on a noun material the paper provides results of functioning of categories of concreteness and abstractness in oral speech of younger pupils. The author compares these categories in oral speech of younger pupils and adult native speakers.

Keywords: a category of concreteness, a category of abstractness, speech, a noun, the language person, a lexical set.

Интенсивное развитие антропоцентрического направления в языкознании приводит к тому, что языковые явления рассматриваются в тесной взаимосвязи с человеком, его сознанием и миропониманием.

На первый план при изучении становления детской речи выступает интерес к процессам формирования личности «человека говорящего» после завершения у него этапа самонаучения языку. Становление языковой личности нельзя представлять как

однонаправленное движение, ибо разные его периоды характеризуются различными доминантами, определяющими эволюцию речевого поведения. В младшем школьном возрасте, как отмечает К.Ф. Седов, такой доминантой становится дискурс - «определенный набор речевых произведений отрывочного характера, собранный за достаточно длительный промежуток времени» [2, с. 6]. Реальность получает свое отражение в высказывании.

Лингвистический анализ речевого материала позволяет конструировать модель языковой личности. Потенциал языковой личности в большей степени вербализуется за счет устойчивых речевых образцов, и так называемые речевые привычки «являются бессознательными маркерами личности или некоей части языкового коллектива, объединенной общими (социальными, возрастными, половыми) признаками» [4, 12].

Постигая родной язык, человек постепенно знакомится с богатством и разнообразием окружающего мира, начиная с конкретных предметов, элементарных норм поведения, доходя до абстрактных понятий и закономерностей мироздания. Онтогенетически конкретное предшествует абстрактному, и имена вещей выделяются ребенком раньше, чем имена качеств, что раскрывает общее свойство сознания выделять конкретное прежде абстрактного.

Наиболее четко противопоставление внутри категории конкретности/абстрактности проявляется у имен существительных.

В конкретных понятиях обобщены сами предметы материального мира, в абстрактных — отдельные стороны, свойства, отношения этих предметов. Сложность освоения абстрактных имен обусловливается отсутствием у них какой бы то ни было опоры в материальном мире. Осмысление абстрактных слов требует определенных интеллектуальных усилий и способствует речевому становлению носителя языка, поэтому при характеристике уровня языкового развития личности нельзя обойтись без понятий конкретности -абстрактности.

В младшем школьном возрасте решающим фактором эволюции языковой личности становится обучение в школе. Поэтому, чтобы выяснить закономерности функционирования абстрактных и конкретных существительных в речи детей младшего школьного возраста и определить уровень их речевого развития, целесообразно проследить, как категория конкретности/абстрактности реализуется в речи детей с первого по четвертый класс, и сопоставить с результатами, полученными в ходе аналогичного исследования речи взрослых носителей языка, являющихся представителями элитарной речевой культуры. В младшем школьном возрасте главным способом самовыражения языковой личности является дискурсивная деятельность, поэтому были проанализированы устные спонтанные речевые произведения детей 1-4 классов, обучающихся по традиционной и развивающей системам.

В ходе анализа из записей устной речи младших школьников всех классов, обучающихся по традиционной и по развивающей системам, было сделано по десять выборок, каждая из которых состоит из ста предикативных единиц. Общий объем исследуемого материала составил 8 000 предикативных единиц (по 1 000 предикативных единиц из речи учеников каждого класса). В каждой из выборок все существительные были распределены по лексикограмматическим разрядам, определено количество повторяющихся и неповторяющихся слов и их процентное соотношение. Результаты анализа приведены в таблице.

Лексико- грамматический разряд существительных Традиционная система обучения (ТС) Развивающая система обучения (РС)

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Конкретные 884 (420) 91,5% 869 (412) 86,6% 967 (480) 88,5% 924 (455) 85,5% 895 (434) 90,9% 914 (467) 89,4% 988 (540) 90,1% 953 (512) 85,7%

Абстрактные 56 (41) 5,8% 71 (50) 7% 80 (56) 7,3% 122 (67) 11,3% 59 (43) 6% 73 (54) 7,1% 82 (58) 7,5% 142 (75) 12,8%

Всего: 966 (521) 1004 (603) 1092 (690) 1080 (687) 985 (544) 1022 (612) 1096 (683) 1112 (702)

Как видим, в речи детей от класса к классу не просто увеличивается количество конкретных и абстрактных существительных, но и происходит определенное перераспределение их в процентном соотношении: снижается процент конкретных

существительных (с 91% до 85,5%) и почти в два раза увеличивается процент абстрактных существительных, что свидетельствует о росте в речевом развитии школьников.

Сравнивая результаты, полученные при анализе устной речи учащихся по традиционной и развивающей системе обучения, видим, что в начале обучения разница в использовании абстрактных существительных совершенно незначительна и составляет лишь 0,1-0,2%, но к концу четвертого класса она постепенно увеличивается до 1,5%. То, что абстрактные существительные встречаются в речи школьников, обучащихся по РС, чаще, чем в речи школьников, обучащихся по ТС, свидетельствует о более высоком уровне речевого развития детей, занимающихся по РС, и демонстрирует потенциальные возможности школьников в области овладения категорией абстрактности.

Для того чтобы выявить специфику функционирования абстрактных существительных в

устной речи взрослых носителей языка (См.: Русская разговорная речь. Тексты, 2006), из их речи нами были проанализированы также десять выборок, каждая из которых содержит по сто предикативных единиц. Общий объем исследуемого материала составил 1000 предикативных единиц. Следует отметить, что в использованных текстах представлена речь людей с высшим (преимущественно филологическим) образованием, а значит, в текстах отражена литературная разговорная речь, которую можно считать за образец. Результаты анализа отражены в таблице.

Лексико-грамматический разряд существительных Устная речь взрослых носителей языка

Количество слов Процентное соотношение

Конкретные 698 (530) 68%

Абстрактные 195 (118) 19%

Всего: 1027 (679)

Сравнивая полученный результат с результатами анализа речи детей младшего школьного возраста, следует подчеркнуть, что общее количество существительных, функционирующих в речи взрослых и детей, приблизительно одинаковое, но различно соотношение конкретных-абстрактных: в речи детей конкретные существительные составляют ~ 85,5%, абстрактные ~ 12,5%; в речи взрослых конкретных существительных 68%, абстрактных — 19%. Однако эта разница такова, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне речевого развития учащихся четвертых классов.

В связи с этим интересно сопоставить результаты данного исследования с теми, которые были получены М.Р. Львовым в ходе изучения грамматического строя речи младших школьников, проводимого в 70-х годах ХХ века. По данным М.Р Львова, количество абстрактных существительных в речи детей составляет во II классе 1%, в III классе — 2 %, в IV классе — 4 % от общего числа существительных. В ходе нашего исследования установлено, что в речи учащихся I классов содержится 5,9 % абстрактных существительных, II классов — 7 %, III классов — 7,4 %, IV классов — 12 %. Можно предположить, что события, произошедшие за последние 30 лет в нашем обществе, значительно повлияли на процесс увеличения абстрактных слов в речи современных людей. Информационный бум, развитие науки и техники способствовали проникновению в нашу речь многих терминов и понятий, пополнивших класс абстрактных существительных. В анализируемых текстах дети рассказывали о своих любимых фильмах, компьютерных играх, о том, как проводят свободное время, довольно часто используя такие нетипичные для разговорной речи (еще 15-20 лет назад) абстрактные существительные, как магия, волшебство, превращение, энергия, символика, стрелялки, ужастики, ад, бездна и др.

Для разговорной речи вообще несвойственно употребление большого количества абстрактных существительных. Еще Ш. Балли отмечал, что «абстрактные образования противоречат духу разговорной речи» [1, с. 347]. Однако для разговорной речи характерна функция экономии языковых средств, что способствует распространению в ней абстрактных существительных, преимущественно отглагольных, которые, заменяя целые придаточные предложения, создают большую компактность речи (приход, уход, помощь, извержение, продажа, розыск, пение и т.д.). По этой же причине в разговорной речи появляются окказиональные образования: говорящему проще построить слово по существующей модели, чем прибегнуть к громоздкому описательному обороту (хотенье, восклицательность, хорошесть, сдвиг, подскок, улыбчивость, поедание, шумность и др.)

Чтобы выяснить, какого характера абстрактная лексика актуальна для разговорной речи, все абстрактные существительные, встретившиеся в речи детей и взрослых, были распределены по тематическим группам. В результате было выделено 11 тематических групп. В речи взрослых и в речи детей они представлены различным количеством вербальных реализаций. Представим результаты в виде таблицы.

№ п/ п Тематическая группа Речь детей Речь взрослых

1. Виды деятельности человека 22% 25%

2. Природные состояния и явления 19% 3%

3. Время и пространство 13% 12%

4. Психофизиологические свойства человека 9% 11%

5. Чувства и эмоции человека 8,5% 10%

6. Физическое и душевное состояние человека 8% 14%

7. Виды спорта и игры 8,5% 3%

8. Названия наук и учебных дисциплин 6% 3%

9. Этические понятия 3% 11%

10. Черты характера человека 2% 7%

11. Цвета и оттенки 1% 1%

Как видим, и в речи детей, и в речи взрослых больше всего абстрактных существительных, обозначающих различные виды деятельности человека, меньше всего -существительных, обозначающих цвета и оттенки, что вполне закономерно, так как названия цвета и свойств характера в русском языке наиболее полно реализуются в области имени прилагательного.

В детской речи самым большим количеством вербальных реализаций представлены тематические группы «Природные состояния и явления», «Время и пространство», «Психофизиологические свойства человека», «Чувства и эмоции человека, «Виды спорта и игры» и «Физическое состояние человека».

Взрослые чаще пользуются абстрактными существительными, обозначающими физическое и душевное состояние, этические понятия, психофизиологические свойства человека, чувства и эмоции человека, а также временные и пространственные отношения. Меньше всего в их речи абстрактных слов, называющих виды спорта, игры, природные состояния и явления, названия наук и учебных дисциплин.

Таким образом, расположение тематических групп позволяет судить о степени актуальности и значимости понятий, обозначенных абстрактными существительными, в речевой картине мира детей и взрослых.

На основании анализа существительных, содержащихся в речи младших школьников, можно сделать вывод, что реальный словарный запас младших школьников в области имени существительного составляет 520-900 различных слов (количество конкретных

существительных колеблется в пределах 400-580 слов, абстрактных — в пределах 40-75 слов). В речи взрослых представлено 530 неповторяющихся конкретных существительных и 118 — абстрактных на 1000 предикативных единиц. Поскольку абстрактные

существительные являются своеобразными маркерами речевого развития, то можно сделать вывод, что уровень речевого развития младших школьников от класса к классу повышается и к концу четвертого года обучения становится достаточно высоким. Осознание содержания абстрактных слов способствует формированию языковой личности, поэтому при работе с младшими школьниками важно уделять внимание обогащению их словарного запаса за счет абстрактной лексики.

Примечания:

1. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Высш. шк., 1961. 284 с.

2. Караулов Ю.И. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1998. 262 с.

3. Львов М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся. М.: Просвещение, 1977.

248 с.

4. Наумов В.В. Лингвистическая идентификация личности. М.:URSS: Комкнига, 2007. 237с.

5. Русская разговорная речь. Тексты / авт.-сост. Г.Г. Инфантова. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2006. 274 с.

6. Седов К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, 1993. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.