лание использовать более яркое оформление страниц).
6. Какие материалы Вы предпочитаете использовать при подготовке к индивидуальной практической работе (зачету, экзамену): электронные или законспектированные под диктовку? (Электронные — 45 %, законспектированные под диктовку — 15 %, все вместе — 50 %).
В условиях доброжелательного отношения преподавателя к студентам, применения в учебном процессе электронных материалов и новых информационных технологий, проведения занятий в форме диалога, обсуждения проблемных ситуаций активны студенты, уверенные в своих знаниях или не стесняющиеся ошибиться, так как они способны обнаружить и исправить ошибку. Поэтому описанный выше эксперимент отражает в какой-то степени и уровень подготовленности как преподавателей, так и студентов, а также психологический климат как в отдельно взятой группе, так и на потоке в целом [2].
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: интерес студента к информатике и новым информационным технологиям и мотивация к их изучению во многом зависят от того учебного материала, который предлагает преподаватель во время занятий, а также от способа подачи этого материала. Процесс изучения данной дисциплины является достаточ-
но сложным и специфическим, поэтому перед преподавателем ставится серьезная задача — поддерживать заинтересованность студентов в изучаемых дисциплинах, используя многообразие методов и приемов обучения работе с различными программными средствами. Качество учебного материала имеет большое значение в данном процессе, поскольку он входит в содержание курса обучения, является важной опорой в данном процессе. Правильно и грамотно выбранные учебная информация и способ ее подачи способствуют большей заинтересованности студентов в компьютерных технологиях, повышению мотивации как к изучению данной дисциплины, так и к учебному процессу в целом.
Миронова В. Е., Гейвус А. С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (15). — С. 106-110. Токарева О. В. Некоторые аспекты формирования мотивации к изучению дисциплины «математика и информатика» у студентов гуманитарных факультетов [Электронный ресурс]. — http://aeli.altai.nu/nauka/ зЬогтк/2001Аокагеуа.1"Лт1.
Баданина Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Юриспруденция». — Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2015.
УДК/UDC 377.5
С. Ю. Алашеев S. Alasheev
КАРЬЕРА ВЫПУСКНИКОВ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА
PROFESSIONAL CAREER OF GRADUATES: COMPONENTS AND FACTORS OF SUCCESS
На материалах социологического исследования выпускников по программам среднего профессионального образования проанализированы факторы успешности выпускников при выстраивании профессиональной карьеры в течение полутора лет после окончания профессиональных образовательных организаций. Представлены результаты регрессионного моделирования, которые позволяют выявить наиболее значимые критерии профессиональной успешности молодых специалистов.
On materials of sociological research of graduates on programs of vocational education and training we analyzed factors of success for graduates in building of their professional careers on an interval of one and a half years after graduating from professional educational organizations. The results of the regression modeling which allow us to identify the most significant factors for the success of the professional careers of graduates in the labor market are submitted.
Ключевые слова: профессиональный успех, среднее профессиональное образование, трудовая карьера, трудоустройство выпускников.
Keywords: professional success, vocational education and training, labor career, employment of graduates.
Проблема качества профессионального образования часто становится темой публичных обсуждений и предметом эмпирического анализа. Это обстоятельство связано с тем, что выпускники профессиональных училищ, колледжей, техникумов не всегда находят себя на рынке труда или занимают рабочие места, не соответствующие уровню и направлению подготовки. Нам представляется важным подробнее рассмотреть и проанализировать процесс трудоустройства молодых людей: какие из факторов профессиональной подготовки играют большую или меньшую роль в практике занятия того или иного рабочего места. Необходимо понимать, что влияет на успехи и неудачи вступления молодежи в трудовую жизнь.
Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи [1; 4-6], однако выпускники системы довузов-ского1 профессионального образования оказывались в фокусе внимания социологов не часто [2; 3]. Наиболее подробно первые шаги выпускников среднего профессионального образования на рынке труда рассматривались в исследованиях, проведенных самарским Центром исследований рынка труда [7-11].
В 2014 г нами было проведено социологическое обследование выпускников образовательных организаций Самарской области через полтора года после завершения обучения по программам среднего профессионального образования. В настоящем исследовании, результаты которого представлены в статье, мы пытались проанализировать факторы успешности выпускников в выстраивании своей профессиональной карьеры на интервале полутора лет после получения подготовки в организациях профессионального образования.
В научной литературе под профессиональным успехом понимается совокупность пози-
тивных результатов, накопленных в течение трудовой деятельности, как в психологическом плане (субъективном), так и в плане объективных профессиональных достижений. Объективным успехом называется положительный результат в карьере, который может быть оценен окружающими людьми. Как правило, он измеряется такими характеристиками, как размер заработной платы, количество продвижений по службе и уровень занимаемой должности в иерархии организации. Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о его профессиональных достижениях и результатах; он измеряется параметрами удовлетворенности работой и удовлетворенности карьерой [12, с. 147].
В предыдущих исследованиях нами были проанализированы жизненные ценности молодых специалистов2. В итоговом рейтинге ценностей «успешная профессиональная деятельность» располагалась на четвертом месте, уступая таким ценностным ориентациям, как «материальное благополучие», «здоровье» и «счастливая семейная жизнь».
В настоящем опросе мы попытались выяснить, какие детерминанты влияют на определение оценки профессиональной деятельности, в каких случаях она воспринимается выпускниками как «успешная». В исследовании реализована стратифицированная, пропорционально распределенная по территории региона, гнездовая выборка с выбором гнезд отбора методом основного массива и набором респондентов пропорционально выпуску по профессиям подготовки. Если рассматривать полученный массив как случайную выборку, ее средняя ошибка составляет 1,76 %. Предельная ошибка репрезентативности — 3,44 % для уровня значимости 0,05. В анализ включены 754 анкеты выпускников по основным образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих — 267 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена — 487 выпускников. Опрос выпускников проходил в марте — мае 2014 г.
По истечении полутора лет после завершения обучения по программам среднего профес-
1 Термин «довузовское» профессиональное образование использовался нами применительно к программам подготовки по профессиям начального профессионального образования (НПО) и по специальностям среднего профессионального образования (СПО). В соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2013 года начальное профессиональное образование ликвидировано как образовательный ценз и стало частью подготовки по программам среднего профессионального образования - как программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
2 Конкурентоспособность специалиста как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда, грант РГНФ проект № 05-03-26300а/В.
сионального образования выпускникам было предложено ответить на вопрос: «Можете ли Вы назвать свою профессиональную карьеру после окончания колледжа/техникума успеш-
ной?». Распределение ответов показывает, что оценки собственных профессиональных успехов разнообразны и не имеют однозначного вектора направленности (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов выпускников 2012 г. на вопрос «Можете ли Вы назвать свою профессиональную карьеру после окончания колледжа/техникума успешной?»
Количество ответов Доля ответов ( %)
Пожалуй, да 244 36,1
Скорее, успешная, чем нет 207 30,6
Не могу сказать определенно 225 33,3
Всего 676 100
Поиск детерминант восприятия успешности профессиональной деятельности приводит к следующим наблюдениям.
Составляющие успеха
Одним из факторов, влияющих на самооценку успешности трудовой карьеры, несомненно, является удовлетворенность местом работы и ее характеристиками. На первом этапе выявления составляющих успешности карьер выпускников был проведен анализ ответов на вопрос о степени удовлетворенности
характеристиками занимаемого места работы. Результаты дисперсионного анализа3 позволяют сделать следующие выводы. Наибольшее влияние при самооценке успешности профессиональной карьеры оказывает удовлетворенность содержанием труда, интерес к работе. Далее следуют такие характеристики, как возможность для профессионального, карьерного роста и проявление самостоятельности, инициативности на работе. Четвертую позицию занимает удовлетворенность размером заработной платы (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление средних баллов удовлетворенности характеристиками настоящего места работы в зависимости от оценки профессиональной карьеры выпускниками
(среднее значение по пятибалльной шкале от 1 — полностью не удовлетворен
до 5 — полностью удовлетворен)
Характеристики места работы Можете назвать свою профессиональную карьеру успешной Ранг по Р-критерию (значимости различий) F-критерий
Пожалуй, да Скорее успешная, чем нет Не могу сказать определенно
Размер зарплаты 4,15 3,73 3,38 4 29,547
Содержание труда, интерес к работе 4,58 4,22 3,80 1 45,772
Условия труда 4,44 4,19 3,87 7 21,225
Соответствие работы моим способностям и знаниям 4,59 4,18 4,02 5 22,774
Возможность для профессионального и служебного продвижения 4,37 3,86 3,44 2 37,550
3 Различия средних значений по уровням оценки успешности профессиональной карьеры (по Р-критерию) на высоком уровне значимости (< 0.01).
Окончание таблицы 2
Удобство графика, режима работы 4,48 4,10 4,01 9 14,463
Возможность приобретения жилья 2,70 2,53 2,07 12 7,792
Социальные и профессиональные льготы 3,56 3,34 2,99 14 7,013
Самостоятельность в работе, возможность проявить инициативу 4,39 4,06 3,53 3 31,763
Отношения с коллегами 4,78 4,58 4,51 11 10,131
Отношения с руководителем 4,70 4,25 4,24 6 22,376
Близость места работы к дому 4,08 3,81 3,75 15 4,460
Стабильность предприятия 4,45 4,26 4,07 13 7,739
Трудовая нагрузка (интенсивность и тяжесть труда) 4,27 3,92 3,70 8 16,264
Возможность продолжения образования 4,38 4,31 3,78 10 13,534
Наименьшее влияние на оценку успешности профессиональной деятельности оказывают такие характеристики места работы, как отношения с коллегами, стабильность предприятия, предоставление социальных льгот.
Таким образом, соответствие места трудоустройства полученной профессии является самым важным фактором оценки профессионального успеха выпускников. Работа по специальности расценивается как успех профессиональной деятельности. Под успешностью адаптации молодых людей к условиям рынка труда следует понимать нахождение полноценного вакантного рабочего места, соответствующего полученной профессии и уровню квалификации, устраивающего по заработной плате, возможностям карьерного роста и творческой самореализации.
Регрессионная модель
В ходе анализа результатов исследования были обнаружены корреляции оценок успешности профессиональной карьеры с некоторыми характеристиками трудовой биографии выпускников. Мы попытались выяснить, какие именно моменты в недолгом трудовом пути выпускников оказываются значимыми для оценки своей карьеры как успешной. Важно понимать, какие факты подготовки к выходу на рынок труда и факторы поиска работы и первого трудоустройства объясняют, повышают самооценку успеха профессиональной деятельности.
Попытаемся проанализировать, какие факторы влияют на успешность профессиональных карьер молодых людей. Возникает потребность в выстраивании прогностических
моделей, описывающих успешные карьеры молодежи на рынке труда.
Для исследования влияния тех или иных факторов трудовой биографии на успешность профессиональной карьеры использовался метод множественной линейной регрессии. Регрессионная модель позволяет оценить, насколько хорошо можно объяснить зависимую переменную (оценку профессиональных успехов), зная значения независимых переменных, а также попытаться выяснить, какой набор из используемых объясняющих переменных позволяет наиболее эффективно предсказать зависимую переменную.
В анализ включены анкеты выпускников, которые имели трудовой опыт и на момент исследования работали в тех или иных организациях на постоянной основе, включая обучающихся заочно (безработные, домохозяйки и продолжившие обучение в дневной форме не отвечали на вопрос анкеты).
В качестве независимых переменных (объясняющих факторов) использовались:
характеристики выпускника:
— пол,
— возраст (количество полных лет) и квадрат возраста выпускника,
— время профессионального выбора: когда возник интерес к профессии,
— прослушал курс «Эффективное поведение на рынке труда» в образовательном учреждении,
— уровень полученного профессионального образования;
каналы поиска работы (используемые и результативные):
— способ поиска: государственная служба занятости, частные биржи труда, просмотр объявлений в СМИ, давал объявления в СМИ, вакансии в Интернете, разместил резюме в Интернете, ходил или звонил на предприятия, помогли родственники или знакомые, проходил практику, помощь оказывало учебное заведение, целевая подготовка;
— способ поиска, приведший к трудоустройству: государственная служба занятости, частные биржи труда, просмотр объявлений в СМИ, давал объявления в СМИ, вакансии в Интернете, разместил резюме в Интернете, ходил или звонил на предприятия, помогли родственники или знакомые, проходил практику, помощь оказывало учебное заведение, целевая подготовка;
— количество мест обращений по вопросу трудоустройства;
первое трудоустройство:
— время первого трудоустройства,
— соответствие первой работы полученной профессии,
— оценка уровня профессиональной подготовки,
— торг (договоренность) с работодателем по вопросу условий и оплаты труда;
настоящее место работы:
— количество мест работы после окончания (число мест трудоустройства),
— удовлетворенность характеристиками настоящего места работы (табл. 2),
— продолжение обучения сейчас.
Первоначально в регрессионную модель
в качестве независимых переменных были включены все исследуемые характеристики.
Построенная модель обладает достаточно высокой объяснительной силой — коэффициент детерминации (Я2) показывает, что использовавшийся набор независимых переменных объясняет более 38 % вариации изменений зависимой переменной. Довольно высокое значение Р-статистики в таблице дисперсионного анализа указывает на то, что независимые переменные помогают объяснять вариацию оценки успешности профессиональной карьеры. Линейная связь значима на уровне значимости Б1д. < 0,0005.
При первом, самом приблизительном рассмотрении таблицы регрессионных коэффициентов можно обнаружить значимые влияния характеристик выпускников и их трудовых биографий на оценку успешности профессиональной карьеры.
1) Уровень профессиональной подготовки взаимосвязан с успешностью профессиональной карьеры. Выпускники, получившие полтора года тому назад начальное профессиональное образование (по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих), оценивают успехи своих профессиональных достижений ниже, чем выпускники со средним профессиональным образованием (по программам подготовки специалистов среднего звена).
2) Чем раньше произошел профессиональный выбор, тем чаще профессиональная карьера выпускника представляется ему успешной. Это наблюдение можно иллюстрировать таблицей сопряженности ответов на вопросы о времени, когда возник интерес к профессии, и оценкой успешности профессиональной карьеры в настоящем (табл. 3).
Таблица3
Оценки трудовой карьеры в зависимости от времени возникновения интереса
к профессии (в %)
Когда возник интерес к специальности обучения Можете назвать профессиональную карьеру успешной N (100 %)
Пожалуй, да Скорее, успешная, чем нет Не могу сказать определенно
До школы 54,8 23,8 21,4 42
В школе 39,0 33,7 27,3 249
Перед поступлением 31,1 34,0 34,9 209
Во время учебы 38,3 23,3 38,3 120
На рабочем месте 36,7 33,3 30,0 30
Нет интереса 15,4 - 84,6 26
N = 244 206 220 670
Поскольку число определившихся с профессиональными предпочтениями до поступления в общеобразовательные организации незначительно, то основную профориентаци-онную нагрузку на профессиональное самоопределение (и как следствие, профессиональную карьеру в будущем) принимает на себя основная общеобразовательная школа. Профессиональное самоопределение во время обучения в школе (как результат профориентаци-онной работы) значимо сказывается на оценке успешности профессиональной карьеры.
3) Среди различных каналов поиска работы лишь один оказывает влияние на самооценку успеха профессионального продвижения. Это относительной новый способ поиска работы — размещение своего резюме в банке вакансий в сети Интернет.
Казалось бы, использование информационно-коммуникационных технологий должно способствовать результативности поиска мест трудоустройства и, соответственно, успешности профессиональной карьеры. Однако пассивный вариант обращения к Интернету — просмотр вакансий — не оказывает значимого влияния. В то же время активная форма участия в сети Интернет — размещение своего резюме — оказывает отрицательное влияние на будущие профессиональные успехи как форма поиска, но положительно сказывается на успешности профессиональной карьеры как эффективная форма нахождения работы. Здесь же отметим слабую распространенность использования этого канала трудоустройства: размещение резюме — 12 %, результативность — 4 %.
Таким образом, выпускники, которые размещали свои резюме в Интернете оценивают свою карьеру менее успешной, но те из них, которые трудоустроились при помощи резюме в Интернете, оказываются более успешны в профессиональной деятельности (через полтора года после выпуска).
4) Среди факторов удовлетворенности работой, определяющих высокую самооценку профессионального успеха выпускников, положительное влияние оказывают: удовлетворенность зарплатой, удовлетворенность самостоятельностью в работе (возможность проявить инициативу), удовлетворенность возможностью приобретения жилья и лишь на четвертой (по значимости) позиции содержание труда (интерес к работе). То есть если работник (выпускник) получает устраивающую его зарплату, достаточно самостоятелен в работе и оценивает перспективы приобретения жилья, то такие
условия труда оцениваются как успешные для выстраивания профессиональной карьеры.
Отрицательное влияние на оценку успешности оказывает удовлетворенность социальными и профессиональными льготами. Казалось бы, наличие льгот должно придавать уверенность в профессиональном будущем, однако мы фиксируем, что удовлетворенные социальными льготами выпускники чаще затрудняются назвать свою профессиональную карьеру успешной.
Мы склонны интерпретировать полученные данные таким образом, что стимулирующие, инициативные условия труда (зарплата, самостоятельность, жилье) создают ощущение успеха, профессионального роста, уверенности в сегодняшнем дне. Патерналистские условия труда, такие как социальные и профессиональные льготы, ставят работника в зависимую позицию и негативно сказываются на оценке успешности профессиональной карьеры.
5) Самое главное и значимое влияние на оценку своей профессиональной карьеры как успешной оказывает трудоустройство по специальности. Соответствие профессии по первому месту работы специальности/профессии, полученной в профессиональной образовательной организации, является ведущим фактором для того, чтобы выпускник назвал свою профессиональную карьеру успешной.
Отметим, что здесь важен не только сам факт трудоустройства по специальности профобразования, но и закрепление на данном рабочем месте, поскольку исследование проводилось по прошествии полутора лет после окончания обучения. Напомним, что среди работающих на момент опроса 58,4 % работают по первому месту работы, а 41,6 % выпускников уже сменили место работы. В предпринятом анализе вместо предиктора соответствия первого трудоустройства полученной специальности была использована переменная соответствия настоящего места работы полученной специальности. Результаты регрессионных построений показывают, что включенная переменная также является ведущим значимым фактором в объяснительной модели, но с чуть меньшим коэффициентом.
Таким образом, работа по специальности — важнейший фактор успешности профессиональной карьеры, а небольшая разница значений коэффициентов линейной регрессии, на наш взгляд, объясняется некоторым перемещением выпускников на новые места работы «с повышением» (при сохранении
в большинстве перемещений специализации полученной профессиональной подготовки).
Корректировки модели
Для избежания мультиколлинеарности предикторов в итоговую модель были включены каналы поиска, но исключены каналы результативности поиска по каналам, поскольку закономерна корреляция между переменными использования каналов поиска работы («Искал:...») и результативных каналов нахождения работы («Нашел:.»), ведь результативным оказывается лишь один канал трудоустройства, тогда как остальные используемые каналы поиска не участвуют в модели успешности карьеры выпускников.
Включенные на предварительном этапе анализа в качестве предикторов характеристики удовлетворенности настоящим местом работы, хотя и дали интересные результаты для понимания успешности профессиональной карьеры в представлениях выпускников, тем не менее не были включены в итоговую модель из следующих соображений: во-первых, успешность карьеры уже есть некий обобщенный показатель удовлетворенности теми или иными сторонами профессиональной деятельности (о чем свидетельствует корреляция между зависимой «успешная карьера» и независимыми «удовлетворенность характеристиками работы» переменными), во-вторых — обнаружена сильная корреляция между самими характеристиками удовлетворенности настоящего места работы (их нельзя считать независимыми), в-третьих, включение удовлетворенности на-
стоящим местом работы ограничивает наши поиски предшествующих шагов выпускников, определяющих оценку успешности дальнейшей профессиональной карьеры.
Из каналов поиска рабочих мест исключена «целевая подготовка», потому что целевая подготовка по заявкам работодателей, как правило, обеспечена местами будущего трудоустройства и не включает выпускников в ситуацию поиска. Кроме того, обнаружена корреляция этого канала поиска с вариантом «помощь в трудоустройстве оказало учебное заведение». В целом использование процедуры пошагового включения/исключения переменных (STEPWISE) для подгонки регрессии не принесло желаемого результата — были исключены некоторые «незначимые» в модели переменные, но не повлекло существенного улучшения модели.
Итоговая модель (табл. 4)
Качество итоговой модели несколько ухудшилось по сравнению с первоначальным вариантом. Согласно коэффициенту детерминации набор отобранных переменных позволяет объяснить около 15,4 % вариации оценки успешности профессиональной карьеры. В то же время объяснительная способность подстроенной модели (по критерию Фишера F-статистика) возросла в полтора раза. Т. е. линейная модель успешнее выявляет зависимость оценки успешности (зависимая переменная) от объясняющих факторов («независимых» переменных) (табл. 4). Линейная модель значима на высоком уровне Sig. < 0,0005.
Таблица 4
Коэффициенты итоговой регрессионной модели успешности профессиональных карьер выпускников
Коэффициент B
(Constant) 1,832 *
Пол (мужской) 0,088
Возраст -0,080
Квадрат возраста 0,001
Время профессионального выбора 0,066 **
Слушал курс «Эффективное поведение на рынке труда» -0,099
Уровень профобразования (НПО) 0,177 **
Искал: каналы поиска работы (не искал — референтная группа)
Искал: служба занятости -0,250
Окончание таблицы 2
Искал: частные биржи труда 0,321
Искал: смотрел объявления -0,047
Искал: давал объявления -0,243
Искал: вакансии в Интернете 0,155
Искал: резюме в Интернете 0,029
Искал: ходил, звонил на предприятия, рассылал резюме 0118
Искал: родственники, знакомые -0,012
Искал: производственная практика 0,037
Искал: помощь учебного заведения 0,054
Количество мест обращения 0,009
Время первого трудоустройства -0,028
Первое место работы: соответствие профессии обучения 0,310 ***
Переговоры с работодателем 0,166 ***
Количество мест работы после окончания -0,051
N = 550 № = 0,154 Р (21] = 4,59 81д. = 0,000
Уровни значимости: * Р<0.1, ** Р<0.01, *** Р<0.001.
Анализ стандартизированных остатков регрессии показывает, что их распределение является нормальным. Нормальность распределения остатков говорит о корректности использования линейной регрессионной модели.
Учитывая не очень высокое качество модели, говорить о точных цифрах предсказаний не вполне закономерно, поэтому корректнее отмечать значимость, направленность и относительную силу этих зависимостей.
Выводы
1. Включенные в анализ демографические характеристики выпускников не оказывают значимого влияния на оценку успешности профессиональной карьеры. Как юноши, так и девушки примерно в равной степени оценивают успешность своих профессиональных карьер. Возрастная специфика карьерного роста в когорте выпускников 2012 г. среднего профессионального образования не прослеживается. Иными словами, нельзя утверждать, что по прошествии полутора лет после окончания профессиональных образовательных организаций профессиональные достижения мужчин выше или ниже, возраст выпускников также не оказывает влияния на успешность их карьеры (при том, что в массе своей он примерно одинаков для опрошенных).
2. Время профессионального самоопределения оказывается значимым фактором
профессиональных карьер выпускников. Чем раньше молодые люди проявляют интерес к той или иной профессии, чем раньше они осуществляют профессиональный выбор, тем успешнее продвижение выпускников образовательных организаций в дальнейшей профессиональной деятельности.
Основной вклад в профессиональное самоопределение приходится на период обучения в общеобразовательной школе: как правило, профессиональный выбор происходит во время обучения в школе либо непосредственно перед поступлением в профессиональные образовательные организации (после окончания школы). Однако успешность профессиональной карьеры через полтора года после получения профобразования в большей степени обеспечивается теми профессиональными выборами (как результатами профориентационной работы), которые были сделаны молодыми людьми именно в школе. Таким образом, мы фиксируем взаимосвязь профориентационной работы в школе и успешность профессиональной карьеры после получения профессионального образования.
3. Выпускники по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (прораммы НПО) ниже оценивают успешность своей профессиональной карьеры по сравнению с выпускниками по программам подготовки специалистов среднего звена (программы СПО). Выявленная зависимость может пока-
заться странной, поскольку известно, что востребованность специалистов с НПО на рынке труда достаточно высока, соответственно, проблемы с трудоустройством и профессиональным продвижением должны возникать реже.
Более высокий уровень профессионального образования выпускников чаще воспринимается как успешность профессиональной карьеры. Именно воспринимается, поскольку нам известно, что выпускники по программам СПО порой находят рабочие места, не требующие столь продвинутого уровня профессиональной подготовки (достаточные для программ НПО). Возможно, в связи с этим оценка своей карьеры выпускниками НПО ниже, поскольку им приходится конкурировать со специалистами СПО, и выигрыш оказывается в пользу конкурентов. В то же время, вероятно, что уровень карьерных устремлений выпускников НПО ниже.
4. Введение курса «Эффективное поведение на рынке труда» в программы профессиональной подготовки в качестве регионального компонента не оказывает влияния на успешность профессиональной карьеры выпускников через полтора года после выпуска.
5. Использование тех или иных каналов поиска работы никак не отражается на успехах профессиональной карьеры выпускников. Регрессионная модель не обнаруживает какого-то уникального способа поиска и нахождения работы, который бы значимо влиял на профессиональную карьеру выпускника. Количество мест обращения на предприятия/в организации по вопросам трудоустройства также не отражается на самооценке успешности профессиональной карьеры. Более активные по числу обращений выпускники не оказываются более успешными в профессиональной деятельности. Таким образом, широта использования и частота обращения к тем или иным каналам поиска работы не существенны при дальнейшей самооценке карьерного роста. В целом этап поиска работы не оказывает влияния на профессиональную карьеру в будущем, в отличие от этапа устройства на работу.
Этап поиска работы не оказывает значимого влияния на оценку профессиональной карьеры в будущем (в отличие от этапа устройства на работу): широта использования и частота обращения к тем или иным каналам поиска работы не существенны при дальнейшей самооценке карьерного роста
6. Два аспекта на этапе трудоустройства оказывают ключевое влияние на професси-
ональную карьеру выпускников. Один из них связан с содержанием труда — трудоустройство по специальности, другой процедурный момент — переговоры с работодателем.
Соответствие места трудоустройства полученной профессии является самым важным фактором оценки профессионального успеха выпускников. Работа по специальности расценивается как успех профессиональной деятельности. Под успешностью адаптации молодых людей к условиям рынка труда следует понимать нахождение полноценного вакантного рабочего места, соответствующего полученной профессии и уровню квалификации, устраивающего по условиям и режиму труда, заработной плате, гарантиям занятости, возможностям карьерного роста и творческой самореализации
Ситуация торга с работодателем по поводу условий и оплаты труда и успешное ее разрешение как составляющая процедуры трудоустройства выступает вторым по значимости фактором профессиональной успешности. Умение вести переговоры с работодателем и добиваться приемлемых условий труда — одна из составляющих курса «Эффективное поведение на рынке труда». Регрессионная модель показывает, что прослушивание этого курса не обеспечивает профессиональную успешность выпускников, но столкновение при трудоустройства с ситуацией торга и достижение договоренности по вопросам условий найма обеспечивает будущую профессиональную успешность трудовой деятельности.
Выявлены факторы, которые не отражаются на оценках профессиональной успешности: время первого трудоустройства не корреспондирует с успешностью профессиональной карьеры и количество мест работы (от 1 до 6) в течение полутора лет после окончания обучения.
Иначе неважно, когда ты нашел работу после получения профобразования, и неважно, сколько мест трудоустройства ты испробовал, но существенно, чтобы место работы соответствовало полученной специальности и переговоры с работодателем по поводу условий и оплаты труда были успешны.
7. Таким образом, наибольший вклад в формирование оценки успешности карьеры (по стандартизированному коэффициенту В) вносят: в первую очередь — аспекты первого трудоустройства, а именно: трудоустройство по специальности обучения (0,279) и ведение переговоров с работодателями по вопросам условий и оплаты труда (0,183). Вторыми, чуть менее значимыми, факторами успеха карьеры
выступают: более высокий по сравнению с начальным профессиональным уровень среднего профессионального образования (0102) и фактор раннего профессионального самоопределения (0,089).
Итак, с большой долей вероятности можно предсказывать, что трудоустройство выпускников по специальности обучения (особенно первое трудоустройство) и активное участие в переговорах в процедуре найма обеспечивают высокую оценку успешности профессиональной карьеры молодых людей на этапе вхождения в трудовую жизнь. В свою очередь успешность профессиональной карьеры в представлениях выпускников предполагает удовлетворенность содержанием труда, возможностями профессионального и служебного продвижения и самостоятельностью в работе.
1. Выбор молодежью жизненного пути (опыт межрегионального социологического исследования) / под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. — Минск : Наука и техника, 1998.
2. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Выпускники довузовского профессионального образования Самарской области: портрет на фоне кризиса. — Самара : ЦПО, 2010.
3. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г. А. Чередниченко. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
4. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСПиМ, 2014.
5. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности (профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация). — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
6. Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. — М.: Институт социологии РАН, 1994.
7. Кутейницына Т. Г. Выпускники учреждений начального профессионального образования: полтора года после выпуска // Журнал исследований социальной политики. — 2008. — Т. 6, № 3. — С. 397-416.
8. Кутейницына Т. Г. Трудовая мобильность выпускников учреждений начального профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. — 2007. — № 2 (38). — С. 9-13.
9. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Первые шаги на рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. доклад. по мат-лам Третьей Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-26 октября 2006 г.) : Кн. 2. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006. — С. 19-37.
10. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Трудовая карьера выпускника учреждения начального профессионального образования (полтора года на рынке труда) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. доклад. по мат-лам Третьей Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-26 октября 2006 г.) : Кн. 2. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006. — С. 38-53.
11. Репринцева Е. Г. Динамика трудовых ориентаций выпускников начального профессионального образования от кризиса до кризиса // От новой образовательной политики к новой экономической политике: мат-лы конф. «Вторые Сабуровские чтения». — М. : Логос, 2012. — С. 157-164.
12. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С. 147-153.
УДК/UDC 331.5(470.41)
И. В. Юсупова I. Yusupova
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЗДАНИИ ДЕЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE CREATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM TO ENSURE CONSISTENCY OF SUPPLY AND DEMAND IN THE LABOUR MARKET
В статье рассматриваются пути преодоления дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу при помощи государственного регулирования подготовки
требуемого количества квалифицированных кадров посредством внедрения прогрессивного механизма учета потребности предприятий и организаций Республики Татарстан, в том числе