Научная статья на тему 'Выпускник-экономист: старт карьеры'

Выпускник-экономист: старт карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПЕРВИЧНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРА / ПРОФПРИГОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оконникова Ирина Михайловна, Рябов Михаил Александрович, Галямова Эльмира Фаритовна

Представлены данные социологического исследования, характеризующие начало профессиональной деятельности выпускников-экономистов. Рассматривается проблема профпригодности выпускников с точки зрения скорости трудоустройства, готовности работать по специальности, удовлетворенности профессиональным статусом и карьерой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оконникова Ирина Михайловна, Рябов Михаил Александрович, Галямова Эльмира Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate-economist: start of the career

In the article authors carry out facts, which characterize the beginning of university graduates career.

Текст научной работы на тему «Выпускник-экономист: старт карьеры»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА

187 2007. №2

УДК 316.334.2 (045)

И.М. Оконникова, М.А. Рябов, Э. Ф. Галямова ВЫПУСКНИК-ЭКОНОМИСТ: СТАРТ КАРЬЕРЫ

Представлены данные социологического исследования, характеризующие начало профессиональной деятельности выпускников-экономистов. Рассматривается проблема профпригодности выпускников с точки зрения скорости трудоустройства, готовности работать по специальности, удовлетворенности профессиональным статусом и карьерой.

Ключевые слова: рынок труда, первичное трудоустройство, карьера, профпригодность.

По данным регулярных опросов студентов УдГУ, примерно 2/3 студен-тов-пятикурсников признают, что столкнутся с проблемой трудоустройства. Основания для этого, безусловно, есть. Как правило, трудности первичного трудоустройства связывают с отсутствием опыта работы. Между тем по данным опроса, проведенного в 2006 г., опыт работы, в том числе и во время обучения в вузе, имели 40% студентов 1-3-го курсов и 80% студентов 5-го курса (выпускников). Для 21% студентов и 58% выпускников это была работа по специальности.

Можно сказать, что соответствующая часть студенчества уже во время обучения начала движение по карьерной лестнице. Каково продолжение этого процесса? К сожалению, оценка этого затруднена в силу отсутствия информации о дальнейшей судьбе выпускников. Как правило, нет точной информации даже о месте работы выпускника, хотя это фиксируется во время распределения. В 2006 г. был проведен опрос выпускников ИЭиУ УдГУ, начавших свою трудовую деятельность в 2004 - 2005 гг. Цель исследования -получение информации относительно профессиональной состоятельности выпускников ИЭиУ. По имеющимся данным, из 268 выпускников 2004 -2005 гг. 60% устроились на работу в г. Ижевске, 14% уехали в другие города России и за границу, об остальных выпускниках информация отсутствует.

Было опрошено составил 135 человек, что составляет 50% от общего количества выпускников, завершивших обучение в 2004 - 2005 гг. Выборка сформирована на основе данных, полученных во время распределения выпускников соответствующих лет. В опросе приняли участие 125 работающих и 10 неработающих выпускников 2004 - 2005 гг. выпуска. Сбор информации проводился методом телефонного опроса в сентябре 2006 г.

Нами исследовались такие составляющие профессиональной состоятельности специалистов-экономистов, как скорость трудоустройства, желание работать по специальности, период адаптации на рабочем месте, удовлетворенность профессиональным статусом и карьерой.

Как показывают полученные во время опроса данные, 60% выпускников на момент распределения имели место работы. Следует отметить, что для выпускников 2005 г. этот показатель составил 68%, тогда как для 2004 г. -примерно 50%.

2007. №2 ЭКОНОМИКА

Пятая часть опрошенных искала работу менее одного месяца, для трудоустройства 13% потребовалось от 1 месяца до полугода и 6,4% искали работу более полугода. Можно видеть, что выпускники 2005 г. демонстрируют более высокие показатели в скорости трудоустройства (табл.1).

Таблица 1

Период трудоустройства (в % от числа опрошенных)

Как долго Вы искали работу после окончания вуза? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

Уже работал на момент выпуска 49,0 67,6 60,0

Менее 1 месяца 25,5 17,6 20,8

От 1 до 3 месяцев 9,S 9,5 9,6

От 4 до 6 месяцев 5,9 1,4 3,2

Более полугода 9,S 4,1 6,4

Всего 100 100 100

Для 60% выпускников имеющееся на сегодня рабочее место является первым после окончания университета, для 40% - вторым или третьим. Вполне понятно, что доля успевших сменить большее количество рабочих мест выше у выпускников 2004 г. (43% и 38% соответственно).

Успешность трудоустройства - результат взаимодействия нескольких факторов. Признавая наличие проблемы трудоустройства, выпускники должны были определить причины того, что выпускник не может найти работу. Более трети выпускников считают, что успех в процессе трудоустройства зависит от умения искать работу, 16% - от наличия у претендента на рабочее место необходимых для трудоустройства связей, по 6,5% отметили влияние спроса на соответствующих специалистов на рынке труда, а также наличия знаний по специальности.

Не всем выпускникам удается найти работу по специальности. По имеющимся данным примерно 9% опрошенных выпускников работают не по специальности. Среди тех, кто работает по специальности, 7,5% ответили, что им не нравится их специальность, еще 5% затруднились с ответом. В целом выпускники довольны полученным образованием, три четверти опрошенных не стали бы менять свою специальность на другую. Но заметна доля тех, кто в случае повторного выбора специальности изменил бы первоначальное решение. В представленной выборке эта категория представлена 22% респондентов. В дальнейшем 60% выпускников планируют работать по специальности, причем 53% из них предполагают продвижение в должности. Примерно 30% выпускников думают о смене рабочего места, 16% из которых - со сменой специальности (табл. 2).

Таблица 2

Профессиональное будущее выпускников (в % от числа опрошенных)

Каким Вы видите свое профессиональное будущее? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

Буду работать по своей прежней специальности в той же должности 5,9 5,4 5,6

Буду работать по своей специальности, но возможно продвижение в должности 47,1 56,8 52,8

Не исключено, что придется сменить свою специальность и место работы 21,6 12,2 16,0

Возможно, придется сменить место работы с сохранением специальности 19,6 12,2 15,2

Возможно, останусь без работы 2,0 0 0,8

Другое 3,9 13,5 9,6

Всего 100 100 100

Начало профессиональной деятельности, как показал опрос, для 31,2% респондентов сопровождалось определенными трудностями. Причем соответствующий показатель у выпускников 2005 г. оказался на 6,3% выше, чем у выпускников 2004 г. (табл. 3).

Таблица 3

Адаптируемость выпускников (в % от числа опрошенных)

Возникали ли у Вас проблемы в период адаптации на рабочем месте? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

Да 27,5 33,8 31,2

Нет 68,6 66,2 67,2

Затрудняюсь ответить 3,9 0 1,6

Всего 100 100 100

Среди тех, кто почувствовал трудности периода адаптации, 27% определили, что это связано с проблемами вживания в новый коллектив, 22% - с недостатком знаний. Отсутствие узкоспецифической информации затруднило адаптацию 13,5% респондентов, причем все они оказались выпускниками 2005 г. Далее, по мере убывания следуют: большой объем информации (8,1%), недостаток опыта общения, неудобный график работы, недостаток практических навыков (по 5,4%), психологические проблемы, большая ответственность, неопределенность должностных обязанностей, необходимость совмещения работы и учебы, неумение организовать свою работу (по 2,7% от общего числа тех, кто испытывал трудности в период адаптации).

Таким образом, 40% от общего числа тех, кто испытывал трудности на старте карьеры, считают, что проблемы адаптации - это проблемы недостатка

2007. №2 ЭКОНОМИКА

профессиональных знаний и умений. Начав трудовую деятельность, многие из вчерашних студентов корректировали уровень своей подготовки, получая дополнительное образование (табл. 4).

Таблица 4

Наличие дополнительного образования (в % от числа опрошенных)

Получали ли Вы дополнительное образование? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

Да 47,1 36,5 40,8

Нет 52,9 63,5 59,2

Всего 100 100 100

Для определения проблем в области формирования конкретных профессиональных знаний и умений требовалось выяснить, какие профессиональные и личностные характеристики выпускники считают важными для успешной профессиональной деятельности. Названные характеристики респонденты должны были оценить по степени важности. Наиболее часто в качестве важных критериев оценки специалиста выпускники отмечали умение применять на практике полученные знания (90,4% респондентов) и желание и умение учиться (87,2%). Третью позицию по степени важности заняли следующие критерии: практический интеллект, высокая ответственность и дисциплинированность, заинтересованность в выбранной профессии (по 78,4%). Рейтинг предложенных к оценке критериев представлен в табл. 5.

Таблица 5

Рейтинг наиболее важных качеств, необходимых для успешной практической работы молодых специалистов экономического и управленческого профиля (в % от числа опрошенных)

Критерии оценки Рейтинг

Умение применять на практике полученные знания 1

Желание и умение учиться 2

Практический интеллект, умение быстро принимать решения в новых ситуациях 3

Высокая ответственность и дисциплинированность 3

Заинтересованность в выбранной профессии 3

Активность, инициативность 4

Социальная компетентность 5

Адекватность самооценки, соответствие амбиций и способностей 6

Знания и навыки в области современных информационных технологий 7

Личностная зрелость, способность четко ставить личные цели и достигать их 8

Окончание табл. 5

Здоровая амбициозность, стремление к успеху, высокие притязания 9

Теоретические знания по выбранной специальности 10

Наличие фундаментальной подготовки 11

Опыт работы по специальности 12

Здоровье 13

Навыки командной работы, готовность быть хорошим членом команды 14

Лидерские и организаторские способности 15

Творческие способности, способность генерировать оригинальные идеи 16

Знание иностранных языков 17

Насколько успешны выпускники-экономисты на старте профессиональной деятельности? Во время опроса выпускникам было предложено оценить степень удовлетворенности своим профессиональным статусом и карьерным ростом. Давая оценку своего профессионального статуса, работающие выпускники выразили удовлетворенность своим профессиональным статусом. Доля недовольных составила 4%. Доля неудовлетворенных своей карьерой оказалась несколько выше - 7%.

Среди тех, кто в той или иной степени доволен своей карьерой, примерно 14% таких, кто оценивает ее максимально положительно. Сравнение выпускников 2004 - 2005 гг. показывает, что суммарный показатель, объединяющий тех, кто не сомневается в успешности своей карьеры, в 1,8 раза выше у выпускников 2004 г. (62,7% против 35,2%) (табл. 6).

Выпускники 2005 г. в большей степени удовлетворены своим профессиональным статусом, нежели карьерой (16,2% и 9,5% соответственно). У выпускников 2004 г. оценки статуса ниже, чем оценки карьеры (13,7% и 17,6%).

Таблица 6

Удовлетворенность карьерой (в % от числа опрошенных)

Насколько Вы удовлетворены на сегодняшний день своей карьерой? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

Полностью удовлетворен 17,6 9,5 12,8

Удовлетворен 45,1 25,7 33,6

Скорее удовлетворен 29,4 58,1 46,4

Не удовлетворен 7,8 6,8 7,2

Всего 100 100 100

Повышение заработной платы в той или иной степени коснулось большей части молодых специалистов, этот факт отметили 91,2% респондентов, в том

2007. №2 ЭКОНОМИКА

числе существенный рост оплаты отметили две трети опрошенных выпускников (табл.7).

Таблица 7

Рост уровня заработной платы (в % от числа опрошенных)

Изменилась ли Ваша заработная плата с момента поступления на работу? Г од выпуска В среднем по выпускникам

2004 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не изменилась 5,9 10,8 8,8

Повысилась незначительно 37,3 31,1 33,6

Повысилась существенно 56,9 58,1 57,6

Всего 100 100 100

Анализ информации, полученной во время опроса выпускников, дает основания для достаточно оптимистичной оценки начала профессиональной деятельности выпускников-экономистов. Выпускники отмечают удовлетворенность своим профессиональным статусом и карьерным ростом.

Вместе с тем нельзя не отметить, что существует ряд проблем, связанных с качеством подготовки специалистов. Опрос показал, что более трети начинающих работать испытывают трудности адаптационного периода. При этом значительная доля этих трудностей обусловлена недостатком профессиональных знаний и практических навыков, поэтому необходимо создание актуальных образовательных программ с ориентацией на формирование практических навыков.

Выпускники в 40% случаев не имеют работы на момент распределения, что приводит к увеличению сроков первичного трудоустройства. Для каждого десятого выпускника начало карьеры откладывается на срок от 3 до 6 и более месяцев. Поэтому необходимо способствовать ускорению процесса трудоустройства, используя все имеющиеся для этого возможности. Для решения этой проблемы требуется создание эффективной инфраструктуры трудоустройства выпускников.

Поступила в редакцию 20.11.06

I.M. Okonnikova, M.A. Riabov, E.F. Galiamova Graduate-economist: start of the career

In the article authors carry out facts, which characterize the beginning of university graduates career.

Оконникова Ирина Михайловна,

Рябов Михаил Александрович,

Г алямова Эльмира Фаритовна Лаборатория РЭО,

Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4 Тел. 91-60-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.