УДК 72.04+745.03/746.3
Акав Е.С.
КАРАИМСКАЯ КЕНАСА: СТРУКТУРА ИНТЕРЬЕРА, РИТУАЛЬНАЯ АТРИБУТИКА И ПРЕДМЕТЫ ЛИТУРГИИ
Аннотация. Анализируются особенности караимского религиозного искусства и его связь со Священным Писанием; воспроизведен процесс литургической церемонии караимов, основанный на законах Бога, обнародованных Моисеем. Выделены общие черты караимских кенаса, а именно - внутреннее разделение здания на четыре части: алтарь, шулхан -центральная часть зала (где молятся мужчины), мошав зеккеним - место для старцев и балкон для женщин (эзрат нашим). Охарактеризованы особенности отделки интерьера: мозаика, роспись, витраж и лепнина. Определены разновидности гехалов, освещение кена-са (светильники и подсвечники). Украшали кенаса: страусовыми яйцами, парохетами, коврами, масахами. Разъяснены особенности украшения и оформления Свитков Торы. Выделены личные предметы верующего караима: арба-кенафот, молитвенник, сумочка, тал-лит.
Ключевые слова: кенаса, эзрат нашим, мoшав-зеккеним, шулхан, гехал, парохет, римо-ним, тапухим, Сефер-Тора, нер-тамид, арон-а-кодеш, талит, арба-кенафот, чичит, масах.
Akav K.S.
KARAITE KENASA: INTERIOR STRUCTURE, RITUAL PARAPHERNALIA AND ITEMS LITURGY
Summary. This article explains the features of the Karaite religious art and its relationship with the Holy Scriptures. An explanation of the Karaite religion and reproduced the process of liturgical ceremonies of the Karaites, based on God's laws promulgated by Moses. Identify common features of Karaite kenasa - namely, the internal division of the building into four parts: the altar, the shulchan - the central part of the hall (where the men pray) zekkenim moshav - a place for elders and a balcony for women (ezrat nashym). The features of interior decoration: mosaics, paintings, stained glass and moldings. Identified species gehalov, kenasa lighting (lamps and candlesticks). Decorated kenasa: ostrich eggs, parohet, carpets, masah. Clarified particular decoration and design of the Torah scrolls. Obtained personal items believer Karaite: arba kenafot, prayer book, handbag, tallit.
Keywords: kenasa, ezrat nashym, moshav-zekkenim, shulkhan, gehal, parohet, rimonim, ta-puhim, Sefer Torah, ner tamid, aaron-a-kodesh, talit, arba-kenafot, chychyt, masah.
Малоиследованность караимского религиозного искусства является проблемой для атрибутирования предметов по караимским признакам. Усложняет проблему тот факт, что, кроме действующих кенаса в Евпатории (Крым), Тракае, Вильнюсе (Литва) и Харькове (Украина), на территории бывшего СНГ действующие храмы отсутствуют. Исследованием богослужения караимов, особенностей обустройства интерьера кенасса и литургических предметов занимались Б. Ельяшевич, И. Казас, И. Смоленский, Д. Тирияки.
Сегодня сохранившиеся здания кенаса не используются по назначению. Одной из причин является отсутствие или немногочисленность караимских групп. Разбросанность по разным музеям, коллекциям, частным собраниям, а также многочисленные потери во время революции, национализации, закрытия храмов, трагических последствий Второй мировой войны усложняют исследование ритуальной атрибутики и воспроизведения структуры и облика интерьера кенаса конца XIX - начала ХХ веков.
Благодаря старым фотографиям, воспоминаниям свидетелей и отдельным сохранившимся предметам можно попытаться воссоздать полную картину интерьерного пространства и внутреннего убранства, систематизировать ритуальную атрибутику и предметы литургии.
Цель данной статьи - определить особенности ритуального оформления интерьера, проанализировать и систематизировать структуру и типы гехалов; определить виды освещения кенаса; изучить особенности оформления и украшения свитков Торы; систематизировать согласно композиционным решениям виды парохетов; масахов; сумочек для молит-веннков; таллитов, арба-кенафот.
Караимские кенасы (ивр, араб. «молитвенный дом») в XVШ-XIX ст. особо отличались контрастом внешнего, довольно аскетического архитектурного решения, и пышного, со вкусом богатого оформленным интерьером, который всегда отвечал религиозным канонам. Кенаса оформляли по подобию Первого Иерусалимского Храма Соломона, который в плане имел форму прямоугольника и условно разделялся на четыре главных помещения: мошав зеккеним (место для пожилых людей) - место около входа со скамейками или креслами для почетных и пожилого возраста караимов; эзрат нашим (женская половина) - галерея для женщин, которая находится над мошав зекеним в виде зарешеченного балкона, вход в него - отдельно с улицы; шулхан (ивр. «стол») - центральная и основная часть кенаса, где собираются для молитвы прихожане-мужчины; гехал (ивр. «алтарь»), тор (караим. «алтарь») - главное место храма, где находится арон-га-кодеш (ивр. «священный ковчег») -место, где хранятся свитки Торы (ивр. «учение, закон»). Арон-га-кодеш завешивают паро-хетом (ивр. «алтарный занавес»). Перед гехалом находится небольшое возвышение, которое ограждается балюстрадой. По бокам от алтаря находились шкафы для молитвенников. По восточному обычаю пол зала застелен коврами. Перед алтарем стоит аналой, накрытый масахом (скатертью), который традиционно вышивается золотыми нитками. Над центральным аналоем висит нер-тамид (ивр. «вечный светильник»). Потолок обычно украшали роскошными люстрами. Под потолком в некоторых кенаса висели страусовые яйца (кенаса Джуфт-Кале, Крым и кенаса Дамаска, Сирия). По обычаю двор кенаса огораживали каменным забором. Перед кенаса обустраивали дворик ожидания, где собирались верующие караимы, перед молитвой обговаривая вопросы религии или общинные проблемы. Перед входом в кенаса находился фонтанчик для мытья рук и ног. Караимы, совершившие омовение, входили в кенаса без обуви. Уровень архитектурно-художественного оформления интерьера кенаса зависел от материального благополучия и щедрости караимской религиозной общины. Стены и потолок всегда украшали утонченным разнообразным геометрическим и растительным орнаментом. Благодаря воспоминаниям караимов и фотографиям мы имеем возможность определить некоторые виды оформления и отделки помещений: декоративные орнаменты геометрические и растительные, рисунки тропических растений, монументальная мозаика, декоративная лепнина, изображение на потолке двенадцати небесных кругов с цитатами пророков, окна некоторых кенаса украшались витражами [1, с. 31; 2, с. 70]. В кенаса Бердянска (Украина), Феодосии (Крым), Тракая (Литва) потолок имитировал ночное небо. Он был окрашен в синий цвет и расписан золотыми пятиконечными звездочками. Над алтарем под потолком рисовали изображение Храма Соломона (Большая кенаса Евпатории, Крым).
Самой главной частью кенаса является гехал, который имеет в основе единую структуру, но отличается особенностями строения формы и размеров. В центре гехала расположена специальная ниша для хранения свитков Торы, она традиционно прикрыта парохетом, изыскано оформленным вышивкой. В некоторых кенаса в верхней части алтаря располага-
ются Скрижали Завета с десятью Божьими заповедями, написанными квадратным письмом на древне-библейском языке. Самые большие гехалы были в кенаса Джуфт-Кале, Феодосии, Евпатории (Крым), где их высота достигала середины, а ширина полностью закрывала южную стену. Киевский гехал имел масштабный и величественный вид, решенный в мавританском стиле. Другой вид алтаря представлен бердянской кенаса, он был изготовлен братьями А.М. и М.М. Пампуловыми с использованием элементов барокко. Гехал имел форму треугольника и условно разделялся на семь вертикальных частей пилястрами, украшенными изысканной растительно-геометрической резьбой. Верхний угол с полукруглой вершиной имитировал аркоподобную форму окон. Центральную часть верхнего яруса украшали стилизованные скрижали, а боковые шкафчики венчали меноры. Шкафчики второго яруса украшали богато орнаментированные медальоны. Величественность алтарю придавала богатая позолота. Следующий вид гехала представлен кенаса города Галич, который ныне находится в Малой кенаса Евпатории. Он имеет прямоугольную форму, напоминающую большой шкаф. Верхняя часть гехала представляет собой сложную треугольную композицию, вершину которой венчает корона. Центральную часть занимают Скрижали Завета, по бокам композицию венчают факелы, символизирующие свет Божий в темноте. Вся поверхность гехала украшена сложным растительным орнаментом с резными колоннами. Все это дополняет изысканный парохет. Четвертый вид алтаря мы находим в кенаса Вильнюса (Литва), Ялты, Бахчисарая, Одессы. Эти кенаса имели специально достроенные ниши, в которые были вмонтированы гехалы. Иной вид алтаря представлен в Тра-кайской кенаса. Он выполнен в неоклассическом стиле из темного дерева, украшенного позолотой, что придает ему богатство и утонченность. Сооружение имеет три яруса: верхний - с двумя колоннами, между которыми декоративная резьба растительного характера; второй - с четырьмя колоннами, в центре которого Скрижали Завета на голубом фоне, от которых расходятся золотые лучи. Под скрижалями находятся пять небольших светильников. В центре нижнего яруса двери, где хранятся свитки Торы. Композицию гехала завершают две симметричные части под окнами с цитатами из Святого Письма. Шестой вид алтаря мы можем увидеть только на старой фотографии Луцкой кенаса, которая не сохранилась. Гехал был выполнен в стиле Ренессанс в конце XVI ст. [1, с. 29]. Строение имело трехъярусную композиционную структуру. Верхняя часть с двумя пилястрами в центре имела овал-медальон; вторая часть большая по размеру тоже с двумя пилястрами имела текст, написанный квадратным письмом; третья, нижняя часть, напоминала форму камина с четырьмя пилястрами. Особое внимание привлекают мастерски выполненные сложным растительным орнаментом дверки арон-га-кодеш, которые украшал парохет. Всю композицию завершали четыре классические вазы, расположенные по краям среднего и нижнего яруса. Седьмой вид алтаря, наиболее простой, имели гехалы Малой кенаса Евпатории и кенаса Паневежеса (Литва). Они представляли собой имитации шкафов, завешенных парохетами. В 1959 г., к сожалению, алтарь евпаторийской Малой кенаса был уничтожен топорами во время нападения воинствующих атеистов. Фотографии алтарей, как и собственно сами гехалы, не сохранились в Харькове, Тернополе, Днепропетровске, Николаеве, Солхате, Симферополе, Карасубазаре, Севастополе, Армянске, Мангуп-Кале и Перекопе.
Длительные литургии по субботам или в праздничные дни нуждались в хорошем освещении кенаса. Традиционно потолок украшали люстры, а маленькие светильники располагали между окон на западных и восточных стенах. Одна из уникальных люстр (подарок караимского благотворителя М.А. Шишмана), которая прежде была в Большой кенаса Евпатории, в настоящее время хранится в ЕКМ. Даритель купил ее в Константинополе (Турция) на распродаже после закрытия мечети. Она была изготовлена в ХУ1-ХУ11 вв. на знаменитой итальянской фабрике стеклянных изделий, которая находится на острове Мурано (Венеция) [3, с. 229]. Эта люстра является шедевром декоративного искусства: из центра-основы расходятся ветки-трубочки из металла с листьями зеленого цвета и стеклянными бело-розовыми цветами, в которых угадывается растение вьюнок. Прозрачные плафоны ва-зоподобной формы декорированы утонченным рисунком. Важными атрибутами литургии являются подсвечники со свечами. В БИКЗ хранятся четыре подсвечника, выполненные из
меди караимскими мастерами (кустарная работа XVШ-XIX вв.). Форма подсвечников одинаковая, разница в элементах декора. Наиболее ярким и главным источником света в кенаса является «нер-тамид» - постоянный, негасимый светильник, который зажигался во время богослужения. В книге Выход [36/1] четко сформулировано, что нер-тамид символизирует Божественное присутствие или духовный свет, который исходит из храма. В 1832 г., после закрытия одной из старейших кенаса в Дамаске, в Евпаторию было перевезено большое количество предметов литургии [4, с. 30]. Среди них были и лампады, в ЕКМ хранится пять таких светильников. Два из них - это прекрасно орнаментированные латунные лампы ажурной чеканки с утонченным растительным орнаментом, обрамляющим вентиляционные отверстия и являющиеся характерным признаком дамасской работы (приблизительно XIII в.). В трех других сохранились только основные части, богато орнаментированные растительным орнаментом и антропоморфными изображениями, которые были свойственны только иранскому искусству (приблизительно XIV в.).
По свидетельству некоторых источников XIX в. в алтарной части Большой кенаса Джуфт-Кале и евпаторийской кенаса между светильниками были подвешены два страусиных яйца. Об этом нет ни слова в Святом Письме. Есть предположение, что эта традиция перешла к караимам от мусульман Крыма, т.к. до сих пор в мечетях Ближнего Востока и Северной Африки непременными атрибутами являются страусиные яйца, символизирующие чистоту и плодородие. В 20-х гг. XX в. в ЦМТ был передан деревянный макет страусиного яйца из кенаса Джуфт-Кале. Он выполнен из дерева, окрашенного в голубой цвет с конусами бордового тона, на обоих «полюсах» яйцо расписано пятиконечными звездами желто-золотистого цвета. В ЛНМ хранится настоящее страусиное яйцо, обвитое кожаными ремешками. Гахам С. Шапшал носил его, прикрепив к поясу, когда приезжал в Крым в середине 50-х годов XX ст.
Наиболее ценными и святыми для верующего караима являются рукописные свитки Торы (Сефер-Тора), которые по обычаю хранятся в арон-га-кодеш. На свитках запрещены декоративные рисунки и украшения, поэтому верующие караимы стараются украсить изысканно и богато футляры и покрытия Сефер-Тора. Такие покрытия существуют двух видов. Первое - прямоугольный отрез ткани с растительным орнаментом, который обматывали вокруг свитка и сверху украшали серебряной короной. Такое покрывало хранится в ЛНМ, оно изготовлено из персидского шелка с рисунком цветков карликовой пальмы, края обшиты каймой. Другой пример покрытия свитка Торы - деревянная шкатулка-ящик цилиндрической формы с резьбой. Чаще всего она расписана красками или обтянута с внешней стороны вышитым бархатом. На катушки сверху надевали серебряное украшение - та-пухим (ивр. «яблоки»). Такое название было принято на территории Ирака и Ирана. К та-пухим подвешивали колокольчики на тоненьких цепочках (хранится в ФМД), которые нежно звучали, когда священник вынимал Тору из футляра. И. Смоленский свидетельствует, что шелковые чехлы для Торы иногда раскрашивали [1, с. 29] контурной краской, как и один из парохетов, который ныне хранится в ЕКМ. Необходимость и особенности изготовления парохета для арон-га-кодеш объясняются в книге Выход (26/31-37, 36/35).
Орнаменты, которыми обычно украшали алтарные занавеси, можно условно разделить на следующие варианты композиции: два дерева-цветка; мелкий (дробный) растительный орнамент; четыре ряда по два дерева-цветка; изображение нер-тамида. В ЕКМ хранятся четыре парохета. На одном из них по атласному полю нарисовано специальным контуром для тканей два дерева-цветка, для создания рисунка использовали контуры серебряного, свинцового и золотого цветов. Поверхности цветков и листьев заполнены штрихами и плавно изогнутыми линиями. Этот парохет обшит розовым узорчатым шелком. К верхней части пришит прямоугольный отрез золотого атласа со знаками квадратного письма, где указана фамилия дарителя «М. Шишман».
В БИКЗ сохраняется шесть парохетов, большинство из них вышиты золотыми нитками караимскими мастерицами, популярный сюжет - деревья-цветки и дробный цветочный орнамент на малиновом атласе или шелке. Наиболее интересным сюжетом двух парохетов из этой коллекции является изображение светильника «нер-тамид». Один из них вышит на
сукне, в рамке размещена основная композиция. Поверхность всех элементов светильника вышита в разных направлениях гладью двух видов. Этот парохет раньше был атрибутирован как мусульманский коврик для молитв «намазлык».
Подобная ситуация остается без изменений и относительно другого парохета, который до сих пор обозначается и публикуется в разных изданиях как предмет татарской культуры, хотя аналогию подобной композиции можно найти только среди караимских парохетов. Парохет выполнен из красного шелка. Работа сложная по техническому решению - использовано несколько видов глади и оттенков золотых ниток, что свойственно технике караимских мастериц.
Описание внутренней обстановки кенаса не будет полным, если мы не вспомним восточную традицию украшения пола коврами, обычно персидскими, а позже российскими или кавказскими, что зафиксировано на старых фотографиях. В БИКЗ сохранялась (ныне отсутствует) трехкаймовая ковровая дорожка, украшенная стилизованными птицами, цветами и геометрическими фигурами. Также в БИКЗ хранится фотография 1951 г. фрагмента войлочного ковра из кенаса Джуфт-Кале. Композиция этого фрагмента имеет сложный растительно-геометрический орнамент. Среди предметов, которые украшали интерьер кенаса, были скатерти (масахи) для аналоев. В БИКЗ хранятся три масаха, изготовленные из красного и малинового атласа, украшенные коленкором, парчой и шелком с цветочным орнаментом. В ЕКМ хранятся два масаха. Один из них имеет интересную композицию: на серовато-голубой хлопчатобумажной ткани золотыми металлизированными нитками пайетками вышита по периметру скатерти тонкая линия растительного бесконечника; в четырех углах -дерево-цветок. В центре скатерти - солярно-цветочный знак с длинными лепестками, которые имеют наклон против часовой стрелки.
Главными атрибутами верующего караима были: Тора, молитвенник, арба-кенафот (для газзана - таллит) и сумочка, куда все эти предметы складывались. Такие сумочки хранятся в ЕКМ (7 ед.), БИКЗ (1 ед.), ЛНМ (2 ед.). Интерес представляет сумочка из коллекции ЕКМ, на которой изображен цветок, вышитый в центре венка, за который клювом держится птичка. Вышивка выполнена аккуратно и изысканно. Большинство сумочек украшено растительным орнаментом, доминантой которого является вазон с деревом-цветком. В Святом Письме особенное внимание уделяется кисточкам - чичит (ивр. «цицит»), которые изготавливают из белых и голубых шерстяных, льняных или хлопчатобумажных ниток (Числа 15/38-40; Второзаконие 22/12). В собственной коллекции автора статьи хранятся четыре современных чичита из белых и синих ниток, выполненные чешским караимом Либором Валко.
Таллит священнослужителя, как отмечает И. Казас, имел такой вид: длинное и широкое полотно из белой шелковой или льняной ткани с длинными синими кистями в четырех его углах и с довольно широкой каймой, на которой вышиты золотом стихи из Торы или имя человека, который пожертвовал это покрывало для кенаса [5, с. 79]. Кроме большого тал-лита, существует малый, фотография которого помещена в КНЭ. Он был популярен у верующих Галича и Луцка (Украины). Малый таллит имеет вид длинного полосатого отреза ткани с вырезом для головы в центре.
В караимских коллекциях музеях Вильнюса, Тракая, Симферополя, Феодосии, Бахчисарая, Евпатории хранятся литургические шарфы (ленты) - арба-кенафот или нашивки для них. Арба-кенафот изготовливали из хлопка в виде шарфа с бархатными нашивками на концах, к углам которых привязывали чичиты. Литургическая лента была традиционным подарком невесты будущему супругу. Бархатные нашивки украшены двумя типами композиций: растительным (цветы в вазоне) и геометрическим (соляный знак).
Большинство караимских кенаса было возведено на границе Х1Х-ХХ вв. Всю атрибутику изготавливали согласно канонам Святого Письма и с учетом особенностей восточного искусства (Персия, Сирия, Турция). Монументальное оформление кенаса обычно состояло из мозаики, витражей, декоративной лепнины, росписей стен и потолка растительно-геометрическим орнаментом. Гехалы делали с использованием элементов неоклассицизма, барокко, ренессанса, мавританского стиля. Среди предметов, освещавших кенаса, пред-
ставлены уникальная люстра XVI-XVII вв. (Мурано, Венеция), подсвечники, изготовленные мастерами-караимами (чеканка, XVIII-XIX вв.), лампады, изготовленные караимами Дамска и Персии.
Сохранился макет деревянного страусиного яйца, орнаментированный геометрическим рисунком. Среди типов оформления свитков Торы следует выделить два овновных: покрывало с серебряной короной и цилиндрический чехол с тапухим. Для оформления парохетов использовали четыре вида вышитых композиций: два дерева-цветка, дробный растительный орнамент, четыре ряда по два дерева-цветка и самое интересное изображение лампады «нер-тамид». Пол шулхана традиционно покрывали персидскими, кавказскими и российскими коврами с растительно-геометрическими композициями. Аналои и подставки-трибуны украшали масахами с изысканной вышивкой. Личными литургическими предметами верующего караима были сумочки, арба-кенафот, большой и малый таллит. Безусловно, исследование караимского религиозного искусства еще нуждается в комплексном и более развернутом исследовании, которое в будущем даст возможность оценить самобытность религиозного искусства караимов и расширить круг информации в следующих публикациях.
Сокращения в тексте: БИКЗ - Бахчисарайский историко-культурный заповедник; ЕКМ - Евпаторийский краеведческий музей; КНЭ - Караимская народная энциклопедия; ТКМ - Тракайский караимский музей; ЛНМ - Литовский национальный музей; ФМД - Феодосийский музей древностей; ФКМ - Феодосийский караимский музей; СКМ - Севастопольский караимский музей; ЦМТ - Центральный музей Тавриды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смоленский И. Караимы и их храм в Луцке / И. Смоленский // Караимская жизнь. - 1912. -№ 12. - С. 21-35.
2. Среди галичских караимов / пер. статьи из немецкого журнала «Ost und West» // Караимская жизнь. - 1912. - № 8-9. - С. 70-74.
3. Ельяшевич Б.С. Караимский биографический словарь (от конца XVIII века до 1960 г.) / Б.С. Ель-яшевич; под ред. М.Н. Губогло, А.И. Кузнецова, Л.И. Миссоновой // Караимы. Материалы к серии «Народы и культуры». - М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1993. - Вып. XIV, кн. 2. - С. 67.
4. Тирияки Д.З. Караимские кенасы Евпатории / Д.З. Тирияки. - Севастополь: Библекс, 2008. - 40 с.
5. Казас И.И. Богослужение караимов / И.И. Казас // Караимская жизнь. - 1911. - № 3-4. - С. 7885.
6. Караимская народная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. М.С. Сарач; сост. тома: М.С. Сарач, М.М. Казас, Ю.А. Полканов. - Т. 6 (в 2-х частях). Ч. II: Караимский (карайский) дом. - Симферополь, 2007. - 396 с.
7. Святе Письмо [Электронный ресурс] / пер. I. Хоменко. - Режим доступа: http://bibliya.in.ua/.