УДК: 7(477.83-25)
Левицкая В. А.
Соискатель по специальности «Искусствоведение», ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет
СПЕЦИФИКА ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ КАРАИМСКИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В статье исследуются особенности караимской религии и ее влияние на декоративное оформление караимских текстильных изделий религиозного назначения.
Ключевые слова: караимские текстильные изделия, караимская вышивка, предметы культа, караимская религия.
Ценность предметов культа в определении художественного творчества караимов огромна. Чем стариннее предметы культа, тем вернее их караимское происхождение, так как религиозная нетерпимость не допускала в дом молитвы изделия рук иноверца [9].
Проблемой в рассмотрении данной темы является малое количество печатной литературы о караимах, в частности о декорировании текстильных изделий религиозного культа, к которым относятся: одежда священнослужителей — газзанов, и предметы убранства храмов — кенас, и молельные коврики, и сумочки для молитвенников. Авторы нередко путают этнических крымских караимов с караимами по религии. В источниках даются противоречивые сведения о вероисповедании караимов: от иудейской секты до монотеистического синкретизма с преобладанием языческих ритуалов. Объяснить это можно ограниченностью информационного поля и недоступностью сведений. Различные точки зрения на караимское вероучение и культуру в целом не способствуют объективному восприятию и искажают историю народа, тем самым определяют актуальность подтверждения тюркского происхождения крымских караимов, а их религии — караимизма как совершенно самостоятельной на основе трудов известных ученых и религиозных деятелей.
Обзор и характеристика источников
На основе разносторонних исследований появились многочисленные публикации. Среди них наиболее достоверную, точную и обширную информацию о караимах несут вышедшие 6 томов Караимской Народной Энциклопедии (1995-2007гг.), изданные в Москве, Париже и Крыму, главными редакторами которых были академик М. Сарач (Париж), М. Казас (Москва), акад. Ю. А. Полканов (Крым). В шести томах с максимально возможной научной достоверностью изложены вопросы происхождения и религии караимов, их образ жизни, язык и мировоззрение, материальная культура, обряды и традиции и очень кратко народный костюм; рассмотрены также биографии видных представителей караимского народа, их вклад в науку, культуру, общественную жизнь и другие сферы человеческой деятельности. Выдающийся караимский ученый С. М. Шапшал написал труд, в котором на основании научных данных изложил особенности этнического происхождения караимов, а также их веры и культуры, быте и фольклоре. Первая работа С. М. Шапшала «Караимы в Чуфут-Кале в Крыму» вышла в свет в 1896 г. в Петербурге на русском языке. Большое значение имеет книга «Караи — караимы -тюрки» (1997г.) председателя научного Совета Ассоциации Крымских Караимов академика Ю. А. Полканова. Именно он внес значительный вклад в исследования происхождения, становления караимов как этноса, их культуры и религии. Вопросы происхождения и религии крымских караимов рассматриваются в работах академиков В.Алексеева, акад. М. Сарача, акад. В. Радлова, акад. В. Григорьева, акад. Т. Ковальского, акад. В. Гордлевского, проф. М. Рейхера, проф. К. Джинни, проф. А. Башмакова, проф. Я. Чекановского, проф. Ф. Штейнигера, проф. К. Ефетова и др.
Полученные результаты
Особенности декоративного оформления караимских декоративных изделий религиозного культа обусловлены особой религией караимов — караимизмом (караизмом). Многие ученые и религиозные деятели рассматривают караимизм — как монотеистическую религию со своими догматами, духовной иерархией, традициями восходящую к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединения верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид, философ и богослов из Багдада. Он верил в учение Моисея, признавая Иисуса Христа и Магомета пророками [4, с.131]. Расцвет караизма пришелся на УШ-Х11 в.в. Караизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. Караимы Крыма приняли вероучение Анана-бен-Давида в X в., но принятие Моисеева закона нисколько не способствовало установлению близости между ними и евреями. Караимы чтут и Иисуса Христа, и Магомета как великих пророков, в то же время, совершенно отвергают основную базу иудаизма — Талмуд. В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте и с главными принципами — любви к Богу и ближнему. Неукоснительно следуют словам Пророка — «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того». В прошлом приверженцев учения называли Сынами Священного Писания. Служители культа выводили термин «караим» от семитских слов того же корня, переводя его как «читающие», «призывающие» или «знатоки» Священного Писания. Главный принцип учения — самостоятельное изучение Священного Писания, не полагаясь на мнение других.
Богослужение у караимов совершалось вначале на древнееврейском языке, доступном ограниченному числу газзанов, но около 100 лет назад священные книги переведены на тюркский язык. Интересный литературный памятник — Библия на караимском языке, изданная в Евпатории в 1841г. по рукописи 1676г. Академик Зайончковский утверждает, поскольку древнееврейский язик Ветхого Завета, принятого при царе Булане хазарами к исповеданию, массе народа — тюркам — был не понятен, не позже XI в. был сделан перевод всего Ветхого Завета на тюркский язык [2]. На этом языке произносятся проповеди и молитвы. Караимские храмы — кенаса, имеют некоторое сходство с мусульманской мечетью. А. И. Полканов в своей книге «Крымские караимы» отмечает: «Караимские храмы подобно мечетям, всегда ориентированы на юг, а не на восток». В северной части здания — зарешеченный балкон для женщин с отдельным входом (до замужества женщины не посещали кенаса). Храм убран коврами. Перед молитвой совершают омовение. В храм входят без обуви. Молятся утром и вечером, стоя или преклонив колени. Словесному раскаянию предпочитают добрые дела, следуя мудрости «Путь на Небо начинается с Земли» [7].
Современные исследователи, напрямую знакомые с крымскими караимами и их верой, едины во мнении о ее самостоятельности и независимости. Возникновение этой монотеистической религии, основанной на нравственных заповедях Ветхого Завета относят ко времени земной жизни Иисуса Христа и полагают, что оно формировалось под влиянием основателя христианства.
В России своеобразная религия караимов признана самостоятельной, близкой к раннему христианству. В XIX веке эту проблему изучала в России специальная Высочайшая Комиссия. В нее входили ведущие ученые, высшие чиновники и иерархи православия. Решения комиссии легли в основу законодательных актов. Например, в акте «О распространении на караимов правил о почетном гражданстве» (1843 г.) указано, что «Караимы в образе их жизни и вере существенно различествуют от Евреев Раввинистов». В другом документе говорится: «Караимы пользуются всеми правами, представленными коренным русским подданным и принадлежат к призванному вероисповеданию...» (1881г.), подтверждая полную религиозную обособленность караимской религии.
Вера и религиозная практика караимов лучше всего раскрыта в работах акад. С. Шапшала, акад. А. Зайончковского, проф. А. Дубинского, улу газзана М. Фирковича.
Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий в 1942 г. говорил: «Российская Православная церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную...Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд» [3, с. 13].
Протоиерей Семен Стариков хорошо знавший крымских караимов отмечал, «что их Библией считалось пятикнижие Моисеево, особенно почиталась книга «Левит», и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов...» [8].
Духовный и светский глава Гахам и священники — газзаны выбирались. Гахам возглавлял Караимское Духовное Правление (г. Евпатория). В его ведении было около 40 общин России. В XIX — начале XX в. Крым являлся всемирным центром караизма, поставлял духовных пастырей за рубеж. В Евпатории находилось Александровское караимское духовное училище. Издавались Известия Духовного Правления.
Священнослужителем — газзаном мог быть любой, кто обладает хорошим знанием древнееврейского языка, достаточно разбирается в религии и нравственно чист.
Многие путешественники, побывавшие в Крыму, утверждали, что одежда караимского духовного лица, кроме цвета, ничем не отличается от одежды мулл. У мулл одежда разного цвета, у газзанов — преимущественно черная. Головной убор по форме напоминает чалму, но отличается цветом [1].
С. Шапшал так описывает костюм газзана: «Постоянный костюм караимского духовенства состоит из кафтана (антери), подпоясанного кушаком; поверх кафтана одевается короткая до пояса фэрмана и уже сверх нее длинная до пят мантия — джубе (или бунюш). На голову одевают низенькую круглую шапку из темного цвета бархата, крытую сверху белым сукном» [10].
Облачение газзана отличается простотой и строгостью и является традиционным для караимских общин Крыма, Тракая, Галича, Луцка, но все же есть небольшие отличия.
Кафтан шили обычно с прямым воротником из черного или фиолетового сукна, бархата или другого материала. В торжественных случаях облачались в кафтан со светлой подкладкой, иногда кафтан расшивали орнаментом вдоль бортов в верхней части до пояса, реже и по подолу [5, с. 173].
Атрибутом газзанов на время службы была белая накидка — таллет — это длинное широкое покрывало из белой шелковой или льняной материи с длинными синими, белыми или голубыми кистями, висящими на шелковых шнурах по четырем углам и широкой полосой, на которой золотом вышиты стихи из Святого Писания. Иногда таллет заменяют на чичит — это таллет сложенный в несколько раз и накидываемый на плечи так, чтобы его концы ниспадали спереди почти до колен. На концах чичита расположены вышитые парные квадраты (нашивки) со шнурами и белыми и голубыми кистями. Именно так выглядит костюм Б.С. Ельяшевича, старшего газзана Большой (Соборной) кенасы в экспозиции караимского музея в Евпатории.
Костюм газзана в караимском музее в городе Тракае (Литва) состоит из суконных штанов темного цвета, длинного кафтана из черного бархата, жилета из золотой парчи, застегивающегося спереди на ряд навесных петель и пуговиц. Низ рукавов оформлен широкими манжетами из золотой парчи. Головной убор — круглая шапочка из черного бархата с белым околышем. Костюм дополняет белый шарф — чичит с нашивками в виде парных квадратов из бархата бордового цвета. Они вышиты растительным орнаментом золотыми нитями в технике гладь, «телли», по центру расположена корзина с цветами и колосьями в обрамлении переплетенных лент.
Красочной и строгой была праздничная одежда Гахана — высшего духовного и светского главы. В. Жуковский в 1837 году упоминает, например, «красный камзол и зеленое бархатное нижнее платье Гахана С. Бабовича» [6].
Праздничный наряд Гахана С. Шапшала включал верхний кафтан строгого покроя, из-под которого выглядывали расшитая золотым орнаментом кофта, широкая красочная перевязь и широкий орнаментированный пояс из парчи.
Украшение караимских храмов составляли росписи растительного и геометрического орнамента, лепнина, семисвечники, светильники, серебряная утварь, а также ковры, тканевые вышивки шелком, серебром и золотом.
Форма и композиционное решение алтаря являются традиционными для караимских общин: объемная деревянная конструкция со сложным резным декором — коронами, скрижалями, колонками, капителями, растительными и геометрическими орнаментальными композициями. Алтарь составлен из трех частей. Срединная часть алтаря является хранилищем Сефер-Тора, устроена в нише наподобие шкафа — арон гаккодэш — святой ковчег. Эта часть алтаря, а именно арон гаккодэш, скрыта от взоров за алтарною завесою.
Алтарные занавеси выполнялись из дорогих шелковых, атласных и парчовых тканей и богато декорировались вышивкой золотыми и серебряными нитями. Золотой орнамент расположен на однотонном поле шелковой и атласной ткани прямоугольной или квадратной формы, нежных или ярких оттенков. Это лимонный, малиновый, светло-голубой, насыщенный лиловый и другие. Орнаментальная композиция состоит из отдельных фрагментов, многократно повторяющихся в шахматном порядке по всему полю. Орнамент представляет собой отдельную ветвь с бутонами, цветами, побегами, листьями. Мотивы располагаются на определенном расстоянии друг от друга, Расстояние бывает настолько небольшое, что создается впечатление сплошного, в определенном ритме заполненного узором пространства, при котором отчетливо проступает фон. Вышивка золотыми нитями расположена на лицевой стороне. По периметру поле занавеси обрамляет кайма из шелковой ткани контрастного цвета, часто обшитая по краю золоченой бахромой и украшенная четырьмя кистями по углам. Подкладка обычно выполнена из однотонного сатина, реже из грубого домотканого холста. Вышивка выполнялась ручным способом высоким швом, известным как турецкий вид шва, золотыми или серебряными нитями.
Вышивка на предметах религиозного культа обычно вырабатывается характерной манерой тамбурного старо-дамасского шитья с вливанием тона в тон, что привилось лишь на вышивках караимов Крыма. Караимы имели постоянное сношение с зарубежными караимами Сирии, Палестины и Египта. Караимские вышивки непосредственно перенесли влияние, орнаментного шитья Дамаска, Багдада и Иерусалима (Сирии, Палестины) в Крым и привили караимам особую изысканность шитья и сложность орнаментной композиции [9].
В 1728 г. дамасская община передает караимам Крыма священные предметы культа из кенас Сирии и Палестины. Так большое количество дорогих персидских ковров и высокохудожественных тканевых вышивок дамасских караимок попали в крымские кенасы. Может быть из этой коллекции в евпаторийской кенасе между двумя центральными колоннами находится искусной работы вышитый золотом бархатный парохет (занавесь), подаренный караимом В. Б. Тонгуром.
Позднее вместо дорогих персидских ковров и высокохудожественных тканевых вышивок стали применять фабричные изделия. В ХХ веке во многих кенасах для священных занавесей и аналоев использовали церковную парчу, которую специально вырабатывали на фабриках для русских православных церквей. Такую парчу можно было увидеть на аналоях в Евпаторийской кенасе [3, с. 77-78].
Вывод
Своеобразие верований и обрядов караимов дало повод видеть в их вероисповедании особую «караимскую религию», которая оказала огромное влияние на декоративное оформление текстильных изделий религиозного культа.
Таврический научный обозреватель
www.tavr.science № 11 (16) — ноябрь 2016
Литература
1. Демидов А. Путешествие в Южную Россию и Крым. — М.: 1853.
2. Зайончковский А. Хазарская культура и ее наследники. Журнал «Acta orientalia», XXII, 1961.
3. Караимская народная энциклопедия, Том 2, Париж, 1996. — 165 с.
4. Караимская народная энциклопедия, Том 4, Москва, 1998. — 184 с.
5. Караимская народная энциклопедия, Том 6, часть II, Крым, 2007. — 397 с.
6. Маркевич А. Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский в Крыму // Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1902, N 34.
7. Полканов А. И. Крымские караимы — Париж, 1995 — 245 с.
8. Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь: прилож. к журн. «Православная Русь». — 1966. — № 5. — С. 9 — 10.
9. Чепурина П. Я. Татарская вышивка // Искусство, №2-1935, с. 103-108.
10. Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. Спб., 1896.