Новые книги
129
«самостояния русского человека в мышлении» (с. 56). Заслуга Данилевского, считает Гиренок, состоит в том, что он поставил под вопрос (попытался «взорвать») мысли и представления, заимствованные с Запада. Леонтьев и Данилевский, по мнению автора книги, были правы в том, что выступали против экстраполяции нравственных требований на государство и политическую сферу. Главным предметом русской мысли было не бытие, а исторический путь России, и началась она с «онтологии русской жизни» (с. 196). Русская мысль существовала не в философии, непременно уводящей на Запад, а в русской литературе, которую занимает прежде всего вопрос о человеке.
Первым русским философом, по мнению Гиренка, был Вл. Соловьёв, который считал, что у России нет самости и собственных интересов. В концепции Соловьёва всё примиряется, утрачивая различия: Восток и Запад, Христос и антихрист, добро и зло, красота и уродство. Книга Гиренка в целом носит антисоловьёвский характер: метафизика всеединства не оставляет места для грёз, хаоса, а значит, творчества, она игнорирует существующий в мире абсурд.
Главными достижениями русской философии являются софиология (отделённая от метафизики всеединства), евразийство и русский космизм. В целом русский дискурс, согласно Гиренку, основан на православии, он не рефлексивен, метафизичен, оперирует не понятиями, а образами, кроме того, он «неустойчив, аморфен, часто повторяет себя» (с. 206), и его наивысшим проявлением является литература.
Заключительная глава книги посвящена философии войны и мира. В основе любого вооружённого противостояния лежит, по мнению философа, война картин мира. Автор книги считает, что государство в России играет роль «духовного предводителя» (с. 366), оно - «последняя опора и надежда Бога» (с. 369), и во благо населения должно быть сильным.
Ксения Ворожихина
Кара-Мурза А.А. Избранные работы по русской философии, политике и культуре.
М.: Согласие, 2024. 728 с.
В новую книгу известного российского философа, историка и политолога А.А. Кара-Мурзы вошли избранные работы по русской философии, политике и культуре, написанные за последнее десятилетие. Несмотря на то, что по мнению автора, многие из статей были созданы «по очень локальному поводу» (с. 7) и стали «попыткой приоткрытия "маленькой правды"» (с. 7), в действительности в книге анализируются актуальные и даже злободневные темы, такие как: соотношение философии и идеологии (или «как идеи превращаются в идеологии?» (с. 67)), проблема поиска и определения российской цивилизационной идентичности и феномен русского «северянства», истоки и становление христианского либерализма и либерального консерватизма в России и др. Основываясь на цивилизационном подходе, Кара-Мурза выявляет специфику российского исторического пути (динамику российской цивилизации) как «преемственность через катастрофы, которые всякий раз заканчиваются новым "цивилизационным выбором"» (с. 8). Под «российской идентичностью» автор книги понимает «совокупность представлений о России её лучших умов» (с. 9). Для обнаружения российской цивилизационной идентичности он обращается к некогда «полуофициальной доктрине» «Россия как Север» (с. 9), при Николае I уступившей парадигме «Россия между Западом и Востоком». Кара-Мурза прослеживает истоки «северянства», зародившегося в елизаветинскую эпоху, и обнаруживает его в поэзии М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, И. Северянина, А. Блока, Б.Л. Пастернака;
130
Критика и библиография
представления о «России как Севере» присутствуют в историософских взглядах Н.И. Тургенева, Н.М. Карамзина, И.И. Бунакова-Фондаминского и др.
Кара-Мурза обращается к вопросам «генезиса и типологии русского либерализма» (с. 46), понимая под либерализмом «идеологический комплекс, аксиологической вершиной которого является свободная личность» (с. 48). У истоков этого лич-ностно-ориентированного направления общественно-политической мысли в России стоят либеральные консерваторы и христианские либералы - Н.М. Карамзин, славянофилы И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, кн. В.А. Черкасский и др. Автор подчёркивает, что между христианством и либеральным проектом может обнаруживаться «глубокая, метафизическая связь» (с. 51), как, например, во взглядах Н.М. Карамзина, И.С. Аксакова, П.Б. Струве, Ф.А. Степуна, Г.П. Федотова и др.
В книге анализируется «процесс превращения "идеи" в "идеологию"» (с. 84), необходимыми и неизменными элементами которого являются политизация идей, их массовизация, нормативизация и монологизация дискурса. Автор замечает, что идеологизация идей является процессом спонтанным и неизбежным для эпохи массового общества (с. 84). Продолжая размышления Н.А. Бердяева о «философской истине и интеллигентской правде», Кара-Мурза отмечает, что философия является мышлением творческим, новаторским и критическим не только по отношению к позиции оппонентов, но и к своим собственным основаниям, в то время как идеология является сознанием апологетическим, «кружковым», «направленческим», озабоченным «достижением утилитаристской корпоративной выгоды» (с. 35). В общем виде различие между философией и идеологией, по мнению Кара-Мурзы, укладывается в формулу: «Философские идеи промысливаются - идеологии постулируются» (с. 36).
Герои статей, написанных «на стыке философского мышления и конкретно исторического знания» (с. 10), а среди них Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, Вл.С. Соловьёв, Ф.А. Степун и др., странствуют, путешествуют, оказываются в ссылке и изгнании. В традиционном для автора жанре «философского краеведения» написаны очерки, вошедшие в заключительный раздел книги.
Ксения Ворожихина
Колеров М.А. Революция и христианский социализм в России.
С.Н. Булгаков в 1904-1907 гг.
Калининград: Изд-во Балтийского федерального университета, 2023. 253 с.
Книга рассказывает о времени наибольшей общественно-политической активности С.Н. Булгакова - одного из трёх деятелей России, как отмечает автор книги, «развернувших христианскую революционную агитацию, сформулировавших основы русского христианского социализма» (два других - священники Г.А. Гапон и Г.С. Петров). Книга охватывает относительно небольшой, но весьма интенсивный период деятельности Булгакова в первое десятилетие ХХ в. (особенно 1901-1905 гг.), и автор книги мастерски выстраивает материал так, чтобы мы явственно увидели Булгакова-«трибуна» с «глубокой природой революционного вождизма», Булгакова-христианского социалиста, Булгакова-политика - причём не отдельно от людей и событий, но в плотнейшем контексте, интенсивном общении, конфликтах и компромиссах.
Во введении автор предлагает обзор пути «от марксизма к идеализму» и его интерпретации, описывает внутреннюю эволюцию Булгакова: «.. .от социал-демократического марксизма - к трансмарксистскому социалистическому идеализму, затем - социалистическому христианству, затем - "христианскому социализму" и так далее» (с. 47). Значительная часть этой эволюции - социалистическое истолкование Булгаковым идей