Научная статья на тему 'Культ преподобного трифона Вятского как историко-культурный феномен: возникновение и развитие'

Культ преподобного трифона Вятского как историко-культурный феномен: возникновение и развитие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трифонова Ирина Олеговна

Представленная статья посвящена истории возникновения и развития культа прп. Трифона Вятского в XVII-XIX вв. Рассмотрение в комплексе агиографии и иконографии святого, традиции почитания мощей преподобного позволило автору выявить взаимосвязь этих аспектов культа. Изуче­ние исторического контекста возникновения и бытования списков Жития и икон местночтимого святого, почитания святых источников прп. Трифона, устройства часовен в честь святого и т.д. дало возможность определить основные тенденции и факторы развития культа в целом. В статье также определяется роль церковных деятелей Вятского края (архимандрита Иоакима, первых Вят­ских епископов) в становлении традиции почитания святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Trifon Vyatsky's Cult as a historical and cultural phenomenon: origins and devel­opment

The paper deals with the study of the origins and evolvement of St Trifon Vyatsky's cult in the 17-19 th centuries, The author aims to prove that the saint's lives, iconography and veneration of Trifon's relics form a complex system of religious practices, its elements being inextricably interrelated. The detailed analysis of the historical context of creation, spread and perception of copies of the live and icons of this locally venerated saint, as well as veneration of the holy springs dedicated to St. Trifon, erection of chap­els in honour of the saint, etc. reveals the major trends in the cult development and the factors that fa­cilitated and affected the process. Another issue addressed in the paper is the role of the "Vyatka Region clergy (namely archimandrite Ioakim and the first bishops of Vyatka) in formation of St. Trifon's cult.

Текст научной работы на тему «Культ преподобного трифона Вятского как историко-культурный феномен: возникновение и развитие»

И. О. Трифонова

КУЛЬТ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В современной историографии русской культуры культ святых все чаще становится предметом исследования. Обращение современных исследователей к изучению культа как самостоятельного явления весьма плодотворно, что подтверждают работы М. Ю. Парамоновой1, Е. В. Ухановой2, А. Г. Мельника3, И. И. Калиганова4.

Наиболее значимыми работами о почитании преп. Трифона Вятского являются статья И. М. Осокина5 и исследование иконографии преп. Трифона Н. В. Кривошеи-ной6. Вопросу прославления святого посвящены статьи А. К. Одоева, В. Я. Струмин-ского7 и VII шава монографии Л. В. Зубарева8. Начало изучению Жития преп. Трифона Вятского было положено издателями памятника П. Д. Шестаковым9, В. Я. Струмин-ским10 и И. М. Осокиным11, продолжено В. В. Низовым12, а также М.Д, Каган13.

Преп. Трифон Вятский (Трофим Дмитриевич Подвизаев, ок. 1546 — 8 октября ст. ст. 1612 гг.), постриженик Пыскорского Преображенского монастыря, вошел в историю Пермских и Вятских земель как просветитель местных язычников и основатель монашества: в 1580 близь г. Хлынова14 им был устроен монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь архимандрит Трифон и был погребен в 1612 г. Почитание подвижника в основанном им монастыре началось вскоре после его смерти.

В середине XVII в. при архимандрите Иоакиме (1650-1653 гг.) в Хлыновском Успенском монастыре было составлено Житие основателя обители. В него вошли записи об архимандрите Трифоне, сделанные еще при его жизни. Согласно «Дозорной книге» монастыря 1601 г., эти рукописные материалы хранились в келье самого Трифона: «...въ техъ же тетратехь житье архимарига Трифана отъ роженье... его, и какъ онъ леталъ со ангиломъ, не видялъ ни неба, ни земли...»15. Возникновение автобиографических записок архимандрита Трифона нельзя считать явлением исключительным. Среди агиографических произведений ХУ1-ХУП вв. известны автобиографические жития Елиазара Анзерского, Матририя Зеленецкого, Герасима Болдинского16

«Дозорная книга» 1601 г. указывает, что в монастырской часовне был «образъ, 5 пядей, на краске, писанъ архимаритъ Трифань..,»17. Н. В. Кривошеина предположила, что это был прижизненный портрет Трифона18, подобный образам преп. Кирилла Белозерского и Евфросина Псковского19. Известно, что в Описи Кирилло-Белозерского монастыря упоминается в Успенской церкви монастыря «образ, пядница, преподобна-го Кирилла чюдотворца, а писал преподобный Деонисей Глушитцы при чюдотворце Кирилле...»20. Однако икона с изображением архимандрита Трифона, указанная в «Дозорной книге», была в пять раз больше «пядницы» с изображением Кирилла. Данное обстоятельство заставляет усомниться в верности предположения. Издатель «Дозорной книги» А. С. Верещагин еще в 1902 г. высказал мнение, что под «образом» архимандрита Трифона «разумеется образ, где преп Трифон изображен молящимся Пречистой»21.

© И. О. Трифонова, 2007

На иконах этого иконографического типа Трифон Вятский изображается коленопреклоненным в молитве перед Богородицей у г. Хлынова и Хлыновского Успенского монастыря. Предположение А. С. Верещагина косвенно подтверждается размером иконы (5 пядей—ок. 89 см), что вполне соответствует высоте четырех подобных икон, находящихся в настоящее время в музейных собраниях г. Кирова. Иконография Богоматери на иконе восходит к образу Богоматери Боголюбской22, «Молебной», как ее называют церковные описи XVII в.23 Иконы такого типа на Руси имели значение обет-ных, «их нередко заказывали для вклада за здравие и за упокой»24. Таким образом, возможно, что «Дозорная книга» зафиксировала начальную стадию развития иконографии преп. Трифона—портрет, на котором был «писанъ архимаритъ Трифанъ» в молении Богоматери, без наименования его святым и указания чина святости25.

Сохранилась Духовная грамота преп. Трифона26. Она завершалась просьбой умирающего настоятеля: «Бога ради по моем животе мене грешнаго не забудите, но поминание творите, в литиях и в понахидах болших и менших поминайте всегда...»27. Это поминовение усопшего архимандрита стало основой почитания преп. Трифона в основанном им монастыре. До середины XVII в. это почитание было сугубо монастырской традицией. Для развития культа месточтимого святого было необходимо участие епархиальной власти,

В 1657 г. в Хлынове была открыта епископская кафедра. Первый Вятский епископ Александр (1658-1674 гг.) был знаком с жизнью архимандрита Трифона еще до прихода на кафедру: он, постриженик Николо-Коряжемского монастыря, в котором бывал преп. Трифон, в период его настоятельства в этом монастыре (1643-1651 гг.), постриг в монашество автора Жития преп. Трифона. Однако святым архимандрита Трифона епископ Александр не считал: в челобитной царю Алексею Михайловичу 1659 г. он указывал: «а в моей, государь, области во всей ныне ни единаго не вЬмъ православнаго святаго...»28. Вопрос о наличии мощей святых в пределах епархии был для епископа Александра весьма важным, поэтому, в частности, он добивался присоединения к Вятской епархии Усть-Вьмской десятины, где почивали мощи Пермских святителей Герасима, Питирима, Ионы29 (местное празднование им установлено ок. 1607 г.). Но он ничего не предпринимал для прославления архимандрита Трифона. При епископе Александре в Успенском монастыре лишь была построена новая деревянная церковь над могилой архимандрита Трифона30 и освящен придел в честь великомученика Трифона, его небесного покровителя31.

Иной в отношении почитания преп. Трифона Вятского оказалась позиция приемника Александра, епископа Ионы Баранова (1675-1700 гг.; с 1682 г. архиепископ). Влияние, оказанное этим архиереем на формирование культа Хлыновского архимандрита, отмечали И. М. Осокин, А. В. Эммаусский. Владыка также понимал важность наличия в епархии местных святынь и пытался добиться присоединения к Вятской епархии Усть-Вымской десятины. Однако решением Собора 1681-82 гг, Устъ-Вымь с 1685 г. передавалась Устюжской и Тотемской епархии32. Главная святыня края—мощи Пермских святителей—оказалась за пределами Вятской епархии. Это, вероятно, способствовало активизации деятельности архиепископа Ионы в связи с развитием почитания местных Хлыновских святых—преп. Трифона Вятского и блаж. Прокопия Вятского: в 1684 г. при прокладывании рвов под строительство нового Успенского собора Хлыновского монастыря были обретены мощи преп. Трифона. В 1890 г. при участии архиепископа Ионы мощи были торжественно перенесены в новую Успенскую церковь. Очевидно, с этого времени преп. Трифон Вятский стал считаться местночтимым святым.

Вероятно, по инициативе архиепископа Ионы, была создана и новая редакции Жития преп. Трифона: И. М. Осокин, М. Д. Каган, А. В. Эммаусский33 связывали ее появление с переносом мощей архимандрита Трифона. К 1690-м гг. И. М. Осокин предположительно относил и составление службы святому34. Вскоре после переноса мощей преп. Трифона была написана икона Богоматерь с Трифоном Вятским (Кировский Областной Музей Краеведения, № 37138 (2425), 1692-1695 гг.35). Икона примечательна тем, что иконописец поместил на свиток моления преп. Трифона к Богоматери молитву святого из его Жития (редакции, написанной при архиепископе Ионе)36. На икона имеется, кроме того, надпись над изображением города: «стольный (т. е. кафедральный—И. Т.) градъ Хлыновъ». Эта надпись выражала идею заступничества преп. Трифона за всю епархию. Указанные факты говорят о том, что в 1684-1690-х гг. архиепископ Иона предпринял ряд мер, которые в совокупности можно рассматривать как местное прославление преп. Трифона. Стараниями Вятского владыки традиция монастырского почитания усопшего подвижника перерастала в культ святого покровителя Вятской кафедры.

Понадобилось немало времени, чтобы преп Трифон стал почитаться на территории всей епархии. Раньше всех святого стали почитать в вотчинах Хлыновского Успенского монастыря: с. Вобловицы, с. Вятские Поляны.

О постепенном распространении почитания преп. Трифона Вятского говорят скромные сведения о бытовании списков Жития этого святого. Судя по записям, сделанным в рукописях, большинство списков были распространены на территории Вятской епархии. Так, рукописи XIX в. имеют записи: «Священника Илш Рязанцова Августа 28-ш 1887 г. Села Татарова, Нолинского уезда»37; «Священник(овъ) Верхоп(ожем) скаго Кот[ельнического] у [езда]»; «съ подленникомъ вЪрно. Усердаемъ и трудами пи-салъ Вятской мЪщанинъ Василей Петровъ Прозоровъ»38; «7-ш октября 1833 года писал сие житие с рукописи Вятской семинарии ректор Успенского Трифонова монастыря Архимандрит Иероним»39. Рукопись ВятГГУ № 101218 XVIII в. принадлежала архимандриту Вятского Успенского монастыря Феофилакту (1824—1829)40.

В целом, локализация списков в пределах одной епархии, малое их количество (19 списков с учетом ранее опубликованных и утраченных) являются характерными для культа местночтимого святого.

Центром культа преп. Трифона в. ХУШ-ХГХ вв. оставались Успенский монастырь и Вятский архиерейский дом. Особым почитанием было окружено место погребения преп. Трифона в Успенском соборе монастыря. Согласно Описи церковного имущества 1853 г., при раке над погребением преп. Трифона Вятского, покрытой плащаницей с его изображением и медной ризой 1850 г., находились старинный крест, Евангелие, «ковчежец серебряный в виде креста..., в нем хранятся часть схимы и часть зуба препод. Трифона,... устроен в 1708 г., с серебряною цепочкою, весом 20 % золотников», «вериги железныя, с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе преп. Трифон, весом 8 3Л фунта»41. В начале XX в. паломники молились у раки прп. Трифона в его веригах и получали исцеление42. В монастыре растет число икон преп. Трифона, его изображение появляется на хоругвях43. В апреле 1762 г. был отлит колокол с изображениями Успения Божией Матери и преп. Трифона Вятского44. В 1879 г. северный придел Успенского собора был освящен в честь преп. Трифона Вятского. Это был поворотный момент в развитии культа преп. Трифона—был создан прецедент. В 1881 г. в честь преп. Трифона освящен придел теплого храма с. Нестино Нолинского уезда, к 1912 г., согласно данным И. М. Осокина45, преп. Трифон был почитаем в 400 церквях Вятской епархии из 726. При этом более чем

в 40 церквях день преставления преп. Трифона «стал праздноваться только в последние 20-30 лет», т, е. в 1880-е гг., а в 50-ти церквях епархии память преп. Трифона Вятского праздновалась в день прибытия в село крестного хода (с иконой преподобного) и почитание это возникло лишь в последние 15-20 лет. Таким образом, важным фактором распространения культа преп. Трифона на территории Вятской епархии были крестные ходы.

С 1775 г. раз в два года в Вятской епархии проходил крестный ход с особо почитаемыми иконами Вятского Успенского Трифонова монастыря. Позднее в их число вошла икона преп. Трифона Вятского, Как явление массовой религиозной культуры, крестный ход имел огромное влияние на почитание святого. Документом, отразившим это влияние, является письмо от 6 октября 1839 г. Автор его, неизвестный по имени священник Ижевского завода, пишет иеромонаху Вятского Архиерейского дома Серафиму, что в Ижевском заводе «в Августе месяце 16, 17 и 18 чис(е)лъ, не помню в которомъ изъ нихъ числе, были Вятские святые иконы,... между ними была Преподобного Трифона Икона, Святаго, почти не известнаго для нашихъ не любопытныхъ

о святости людей, Заводскихь жителей, а потому и естественно иметь празднымъ умамъ о ней различные толки»46. Ижевский Завод находился в составе Вятской епархии, но здесь ничего не знали о жизни Вятского архимандрита и лишь «слышны были отголоски о святости Трифона».

К началу XX в. почитание преп. Трифона получает все более широкое распространение в епархии. Появляются второстепенные центры культа святого: часовни (в с. Каменное Заделье, в д. Унтем Глазовского уезда47), святые источники преп. Трифона: у д. Красная Слудка и у с. Муллы (Пермская обл.), на р. Чепце, у с. Каменное Заделье (Удмуртия). Их почитание в народе опиралось на традицию паломничества к источнику преп. Трифона Вятского Успенского монастыря. Эта давняя традиция нашла отражение в каноне преп. Трифону Вятскому: «...омьггіемь воды, исходящія во обители твоей, трясавичная болезнь отъ человікь отгоняется, и всякъ вредь бісовскій молитвами твоими потребляется...»48; «Місто во обители твоей безводное, якоже вто-рый Моисей, молитвами твоими многоводно сотворилъ еси и цЬлбоносно показалъ еси приходящимъ съ вірою, черплющимъ, піющимь, и Христу зовущимъ...»49.

В 1912 г, исполнялось 300 лет со дня кончины преп. Трифона Вятского. В связи с этим 8 октября 1910 г. по инициативе епископа Вятского и Слободского Филарета был создан Комитет «для собрания необходимых материалов и выработки программы юбилейного торжества»50. Работа Юбилейного комитета над текстом службы и акафиста преп. Трифону стала важным этапом в развитии традиции почитания святого. Обзор рукописных источников, сравнение их в ноябре 1910 г. были поручены члену Комитета ректору семинарии протоиерею Н. М. Кибардину51. 21 ноября 1911 г. исправленные служба и акафист преп. Трифону Вятскому были представлены на рассмотрение Св. Синода. К юбилею акафист был издан и введен в употребление.

История почитания преп. Трифона Вятского является ярким примером развития такого сложного явления социально-культурной, религиозной жизни общества как культ святого. Общецерковное признание святого, традиция почитания которого развивалась на протяжении трех веков, произошло в начале XX в.: в 1901 г. Синод провел своеобразную ревизию культов местночтимых святых, в ходе которой выяснилось, что «в Вятской епархии чтутся торжественными литургиями и молебнами из числа святых неканонизованных преподобный Трифон и блаженный Прокопий, Вятские чудотворцы»52. В 1903 г. имя преп. Трифона Вятского было впервые внесено в Месяцеслов синодального издания.

1 Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. 405 с.

2 Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы Римского как отражение политической концепции Византии и Руси 1Х-Х1 вв.: опыт комплексного источниковедческого анализа: Автореф. канд. дисс. М., 2000. 27 с.

3 Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых в ХП-ХУП вв.: Дис. канд ист. наук. Ярославль, 2003. 260 с.

4 Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. 800 с.

5 ОсокинИ.М. Исторический очерк почитания прп. Трифона, Вятского Чудотворца//Труды Вятской Ученой Комиссии (ТВЖК). 1912. Вып. 1-П. Рефераты и сообщения. С. 1-64.

6 КривошеинаН.В. Иконография прп. Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи ХУП-ХХ вв. Дисс. канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2004. С. 73. Она же. Святой прп. Трифон, Вятский Чудотворец в иконографии ХУП-ХХ вв. Киров, 2006. 120 с.

7 О доев А. К канонизации пр. Трифона и блаж. Прокопия, Вятских чудотворцев //Вятские Епархиальные Ведомости (ВЕВ). 1903. № 10. Отд. неоф., С. 422-434; Струминский В. Я. Был ли канонизирован преп. Трифон Вятский? //Пермские Епархиальные Ведомости (ПЕВ). 1904. Отд. неоф. № 22. С. 261-267; № 49. С. 546-552; 1905. № 5. Огд. неоф. С. 30-39; Он же. Предварительные сведения о житии прп. Трифона и сравнительная историческая ценность его повествований//ПЕВ. 1904. Отд. неоф. .№ 26. С. 305-312; № 29. С. 331-342; № 31. С. 357-362; № 33. С. 379-391.

8 Зубарев Л. В. Прп. Трифон, Вятский Чудотворец. Вятка, 1912. С. 109-133.

9 Шестаков П. Д. Житие прп. отца нашего Трифона, Вятского Чудотворца как памятник русской духовной письменности. Казань, 1868. 160 с,

10 Труды Пермской Ученой Архивной Комиссии (ТПУАК). 1905. Вып. IX. С. 55-75.

11 «Месяца октомбрия въ восьмый день житие и подвизи и отчасти чюдеса преподобнаго отца нашего Трифона Вятцкаго чюдотворца...» //Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии (ТВУ-АК). 1912. Вып. 1-П. Вятка, 19Ц. Отд. П. С. 1-110.

12 «Житие... прп... Трифона, Вятского чудотворца...» / Публ., предисл. В.В. Низова; Пер. со ста-рослав. В. В. Низова, А. М. Коковихина//Выбор. Киров, 1991. № 39. С. 8; № 40. С. 8; № 42. С. 8; № 43. С. 8; 1992. № 8. С. 10; № 10. С. 11.

13 Каган М. Д. Житие Трифона Вятского//СКК. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 386-391.

14 Город Хлынов с 1780 г. называется Вяткой.

15 Вятский Успенский монастырь при прп. Трифоне: По подлинному документу 1601 г. / Предисл., коммент. А. С. Верещагина. Вятка, 1902. С. 16-17.

16 Каган-Тарковская М. Д. Развитие жигайно-биографического жанра в ХУЛ веке (жития Адриана и Ферапонта Монзенских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского) // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 122-132.

17 Вятский Успенский монастырь... С. 12.

18 КривошеинаН.В. Иконография прп. Трифона Вятского... С. 73.

19 Маркелов Г. В. Святые древней Руси: Материалы по иконографии (прориси и переводы, иконописные подлинники: В 2 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 6.

20 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост. 3.В. Дмитриева, М. Н, Шаромазов. СПб., 1998. С. 44.

21 Вятский Успенский монастырь... С. 15.

22 МенчиковаН. Иконы с изображением Трифона Вятского и города Хлынова к. XVII—первой половины ХУП1 вв. К вопросу об эволюции иконографии «Богоматерь Боголюбская» //Кировский Художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых. Материалы и исследования (1994-1997). Киров, 2000. С. 136. Кривошеина Н. В. Святой прп. Трифон... С. 77-90.

23 МаханъкоМ. «Богоматерь Боголюбская». Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI века//Искусствознание. 1998. № 2. М., 1998. С. 246.

24 «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образы Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 177.

25 Трифонова И. О. Образ «Прп. Трифон Вятский перед Богоматерью»: иконография, агиография, предание. В печати (сборник кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ «Культура и история»),

26 БАН. Арханг. собр. Д. 406. Л. 179 об.—186. Духовная грамота издана П. Д. Шестаковым и И. М. Осокиным.

27 Шестаков П. Д. Житие... С. 110. Просьба эта неукоснительно исполнялась даже в XIX в. у гроба преп. Трифона служились панихиды, что противоречило факту почитания его как святого.

28 ТВУАК. 1908. Вятка, 1909. Вып. II. С. 65.

29 Власов А. Н. Миссия Русской Православной Церкви в Пермском крае (по материалам древнерусской письменности) // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Исследования и материалы. Сыктывкар, 1996. С. 10.

30 «Месяца октомбрия...»//ТВУАК. 1912. Вятка, 1912. Вып. 1-П. Отд. П. С. 104.

31 Струминский В. Я. Указ. соч. С. 36-37.

32 ДмитриевА.А. По поводу столетия Пермской епархии//ТПУАК. Пермь, 1901. Вып. IV С. 92.

33 ЭммаусскийА.В. Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII вв. Киров, 1956. С. 199.

34 ОсокинИ.М, Указ. соч. С. 21.

35 Такую датировку, основанную на внешнем виде архитектуры, предложил А. Г. Тинский. Она принята многими исследователями и широко используется в литературе. Сама икона имеет на обороте позднюю надпись вязью о том, что написана в 1618 г., что, вероятно, отражает монастырское предание.

36 Цитата из Жития преп. Трифона Вятского по редакции, изданной П. Д. Шестаковым.

37 БАН. Вятское собр. 139. Л. 1.

38 Национальная Библиотека Кировской области (НБКО). № 121. Форзац; Л. 1.

39 КОМК. № 3782. Л. 59 об.

40 Вятского Государственного Гуманитарного Университета. № 101218. Л. 1.

41 Государственный Архив Кировской области (ГАКО). Ф. 247. Оп. 1. Д. 89. Л 12 об.—13.

42 Осокин И. М. Преподобный Трифон, Вятский Чудотворец. По случаю 300-летнего юбилея со дня его блаженной кончины. Вятка, 1912. С. 40-41.

43 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 120. Л. 8-9.

44 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 89. Л. 66 об.

45 ОсокинИ.М. Указ. соч. С. 59.

46 БАН. Вятское собр. 139. Л. 65.

47 Центральный Государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1001. Л. 348 об,—349; 152-153.

48 ГИМ. Епарх. собр. № 801. Л. 134-134 об.

49 ГИМ. Епарх. собр. № 801. Л 138-138 об.

50 Трехсотлетие со дня блаженной кончины св. преподобного Трифона, Вятского Чудотворца//ТВУАК. 1913. Вып. 1-П. Отд. П1. С. 1.

51 ГАКО. Ф. 237. Оп. 76. Д. 1366. Л. 46-62.

52 ОсокинИ.М. Указ. соч. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.