Научная статья на тему 'Калмыцкий государственный университет: 35 лет служения народу'

Калмыцкий государственный университет: 35 лет служения народу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калмыцкий государственный университет: 35 лет служения народу»

Г. БОРЛИКОВ, ректор, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Образование подрастающего поколения - важнейшая часть богатства любого народа. Наши мудрые предки еще в первом своде законов калмыков - «Великом степном уложении» 1640 года - определили, что обучение грамоте всех детей является обязательным. Этот исторический документ, определявший жизнь калмыцкого общества до конца XIX века, показывает высокую степень понимания отцами калмыцкой государственности важности просвещения, которое было пронесено через все этапы трудной судьбы народа.

Мечта о высшем европейском образовании своими корнями уходит к 1920 году, когда на Общекалмыцком съезде Советов было принято решение об «организации Калмыцкого университета как центра, объединяющего и направляющего научно-культурную работу в степи». Понадобились долгих полвека, чтобы мечта воплотилась в жизнь.

Летом 1929 года СНК РСФСР принял решение о создании в 1929/30 учебном году Калмыцкого отделения педагогического

Калмыцкий государственный университет: 35 лет служения народу

факультета при Саратовском университете, куда было принято 30 парней и девушек.

В 1938 году был открыт учительский институт в Астрахани с историческим и физико-математическим отделениями. Через год к ним добавилось отделение русского языка и литературы.

Большая заслуга Калмыцкого отделения в Саратове, учительского и педагогического институтов в Астрахани в том, что они содействовали формированию первого отряда интеллигенции республики. Первые ученые Калмыкии, внесшие заметный вклад в развитие национального образования, науки и экономики, в подавляющем большинстве прошли саратовские и астраханские научные школы.

В августе 1939 года правительство РСФСР удовлетворило просьбу руководства КАССР и издало постановление «Об открытии Калмыцкого педагогического института».

Начавшаяся война внесла большие изменения в деятельность первого высшего учебного заведения Калмыкии. В армию была призвана часть преподавателей: декан исторического факультета и заведующий кафедрой истории Урюбджур Эрдниев, директор института доцент Бата Бадмаев, заведующий кафедрой Джал Орлов и другие.

Призванные в ряды Красной Армии выпускники и студенты института: Петр Ман-джиев, Давид Кугультинов, Борис Надби-тов, Анджа Тачиев, Нимя Манджиев и другие - достойно прошли по трудным дорогам Великой Отечественной войны. Многие студенты Калмыцкого учительского и пе-

дагогического институтов не вернулись с фронта, погибли, защищая Родину.

В начале августа 1942 года пединститут, проработавший в г. Элисте один учебный год, был эвакуирован в Астрахань. Несмотря на серьезные трудности, вплоть до ликвидации Калмыцкой АССР в конце 1943 года первый вуз республики продолжал работать. В декабре 1943 г. студентов и преподавателей коренной национальности вместе со всем калмыцким народом депортировали в Сибирь. В истории Калмыкии начался самый мрачный период, длившийся долгих 13 лет.

После восстановления национальной автономии в 1957 году при Ставропольском пединституте открывается Калмыцкое отделение. Однако оно не могло удовлетворить растущие потребности отраслей экономики и социальной сферы бурно развивающейся республики, и в 1964 году усилиями руководителя республики Б.Б. Горо-довикова был восстановлен Калмыцкий педагогический институт. Бескорыстную помощь в становлении института оказали вузы Москвы, Ростова, Саратова, Ставрополя, Волгограда и других городов. Среди преподавателей института тех лет - видные ученые России: Юрий Жданов, Андрей Попов, Гарма Санжеев, Борис Пашков, Тимофей Бертагаев и др.

Свои лекции по дореволюционной и современной национальной литературе читали народные писатели и поэты Калмыкии: Санджи Каляев, Давид Кугультинов, Аксен Сусеев, Хасыр Сян-Бельгин, Лиджи Инд-жиев, Алексей Бадмаев, Константин Эрен-дженов.

Вклад наших предшественников в историю Калмыцкого госуниверситета невозможно переоценить. Мы в неоплатном долгу перед ними. Уже более пяти лет по решению Ученого совета ректорат осуществляет проект «Звезды над степью. Калмыкия в событиях и лицах. XX век». В настоящее время вышло около десяти книг. В текущем году опубликованы воспоминания Д.Д. Орлова - дань памяти Калмыцкому педагоги-

ческому институту, его ректору и коллективу, подготовившим основу университетского коллектива в первые годы его деятельности. Ведется работа по подготовке к публикации книги о первом ректоре университета Н.П. Красавченко и других видных деятелях высшего образования Калмыкии. В дни празднования юбилея Великой Победы общественности представлены книги -воспоминания о ветеранах войны и Калм-ГУ, профессорах университета У.Э. Эрдни-еве, М.П. Иванове, М.Б. Нармаеве, о поэте-партизане М.В. Хонинове, а также первый опыт научной биографии Б.Б. Городовико-ва. Эта интересная, своеобразная калмыцкая версия ЖЗЛ будет продолжена университетом как дань памяти заслугам выдающихся людей Калмыкии, как символ истории и преемственности поколений XX-XXI веков.

Открытие университета в том далёком 1970-м году было весьма непростой задачей. В Калмыкии, ещё не оправившейся от последствий депортации, с её небольшим населениеми неразвитой социально-экономической инфраструктурой, многого не хватало для полноценного становления нового вуза. Б.Б. Городовикову как руководителю республики доказывали нецелесообразность такого шага, обещали выделять дополнительные целевые места для калмыцких абитуриентов в других вузах. Многие министерства, ректоры не поддержали идею открытия Калмыцкого госуниверситета, за исключением Ю.А. Жданова. Как ректор известного в стране Ростовского госунивер-ситета он взял на себя моральную ответственность и заявил о поддержке предложения Б.Б. Городовикова: «... Пусть это и чревато сегодня массой проблем, но надо смотреть в будущее».

Как и при восстановлении Калмыцкого пединститута, был мобилизован весь коллектив Ростовского госуниверситета - теперь для непосредственной работы в самой республике. Ю.А. Жданов инициировал «вахтовый» метод, когда на неделю, на месяц в наш формирующийся университет

стали приезжать ростовские преподаватели, нередко целыми кафедрами, и вести занятия у наших студентов. Ростовчане передавали только открывшемуся университету всё, что было необходимо для его становления: учебное оборудование, приборы, аппаратуру, учебную и научную литературу.

Примеру Ростовского университета последовали другие вузы. Они также стали делиться с молодым вузом всем, чем могли, -учеными кадрами, опытом, учебной и научной литературой, оборудованием и многим другим. Никто нам не отказывал в помощи! Москвичи, ленинградцы, ростовчане, волгоградцы, саратовцы, учёные из Белоруссии и Украины жили нашими заботами, некоторые связали свою судьбу с Калмыкией навсегда.

Коллектив преподавателей Калмыцкого государственного университета формировался на базе коллектива пединститута, который существенно пополнился учёными из вузов соседних областей и республик. Собственные национальные кадры учёных настойчиво разыскивались руководством республики и ректоратом на необъятных просторах нашей страны и, в прямом смысле слова, призывались строить университет. Рядом с представителями старшего поколения наших учёных у истоков Калмыцкого университета стояли С.Б. Бадмаев, Г.М. Глумов, М.Б. Нармаев, Н^. Бадмаев, П.И. Васькин, А.С. Адамчук, Д.А. Сусеева, У.М. Кулиш, Б.С. и З.С. Куриновы, М.М. Чумаченко, С.С. Кумеев, В.В. Ульчи-нов, В.В. и В.В. Витязевы, Л.М. Кудинова, Н.Э. Горяев, С.М. Васляев, В.М. и В.М. Про-кудины, С.Д. Павлов, В.Н. Поливенко, М.С. Инджиев, В.А. и Л.А. Шаповаловы, Е.А. Шургинов, О.Д. Мукаева, К.Н. Максимов, В.И. Харчевников, Б.П. Савицкий, А.Ш. Кичиков, В.Б. Убушаев, Ю.О. Оглаев, А.В. Бадмаев, Ю.Г. Полтавцев, А.Б. Омша-нов, А.В. Руденко, С.П. Бабкин, Б.К. Кудай-бергенов, В.А. Очиров, Н.П. Серов и многие, многие другие. Они открывали новые специальности, «ставили на ноги» новые ка-

федры, основывали факультеты, строили университетский комплекс, налаживали широкие и перспективные научные связи, растили себе смену.

В развитие университета свой достойный вклад внесли, конечно же, его ректоры. С благодарностью мы вспоминаем имена первых ректоров КалмГУ - профессоров Н.П. Красавченко, А.А. Чапчаева, К.А. Сав-ченко-Бельского, которые возглавляли университет в самый трудный, начальный период его становления.

За последние годы КалмГУ сформировался как высшее учебное заведение, сочетающее подготовку кадров по гуманитарным, естественным, педагогическим, социально-экономическим и техническим специальностям. Становление его происходило одновременно с формированием современной отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса республики, развитием науки и техники, экономики, отраслей социально-культурной сферы. Жизнь подтвердила правильность выбранной схемы развития высшего образования в Калмыкии.

Научно-педагогический коллектив университета, наряду с профессиональным становлением студенчества, обеспечил принципы толерантного воспитания молодежи на основе гражданских, общечеловеческих и общенациональных ценностей. Это особенно важно сейчас. Реформы 90-х привели к тому, что значительная часть взрослого населения потеряла ориентиры, а молодежи трудно найти их без посторонней помощи, и прежде всего без мудрости предков, которая нам подсказывает, что воспитание молодых не должно определяться только курсом доллара.

Сегодня Калмыцкий государственный университет - это самое крупное «предприятие» в республике. На 41 кафедре КГУ работают 485 преподавателей, среди них: 65 докторов наук, профессоров, 287 кандидатов наук, доцентов, 13 академиков и членов-корреспондентов различных Академий России, 34 заслуженных деятеля науки РФ, РК, отраслей хозяйства республи-

ки, заслуженных учителей и деятелей культуры. В настоящее время в университете по 30 специальностям естественнонаучного, филологического, педагогического, юридического, аграрного, инженерного профилей обучаются около 8 тысяч студентов. Университет выпускает также и регионоведов по странам Центральной и Юго-Восточной Азии.

За прошедшие пять лет в университете открыто 10 новых специальностей и направлений (природоохранное обустройство территорий, юриспруденция, менеджмент, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительство, технология и предпринимательство, регионоведение, финансы и кредит и др.), расширен перечень специализаций для большинства педагогических специальностей. Приоритетное внимание уделяется подготовке специалистов высшей квалификации как для отраслей республики, так и для подразделений университета. С этой целью расширен перечень специальностей в аспирантуре, открытой в 1991 году. В настоящий момент под руководством опытных докторов наук обучаются более 90 аспирантов и соискателей по 20 специальностям, только за последние 5 лет защищены 24 докторских и 89 кандидатских диссертаций.

Наши преподаватели и сотрудники принимают участие в выполнении государственных научно-технических программ: «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», Федеральной целевой программы «Русский язык», «Интеграция» и других. КГУ участвует в международных проектах программ Темпус-Тасис, АСП-РЯЛ, МАСКИ, ДААД, «Сельское хозяйство и экологическое равновесие со странами Восточной Европы (Германия)», «Холистическое управление» (США) и др. За прошедшие 5 лет издано 68 монографий и более 30 сборников научных трудов и материалов конференций.

С самого начала университет закладывался и приобретал четкую направленность как системообразующее ядро многонационального региона и калмыцкого этноса. Он превратился в социокультурный центр Калмыкии, стал проводником идей толерантности и взаимодействия культур в молодежной среде, фактором сохранения гражданского мира.

Университет внес весомый вклад в образовательный уровень населения Калмыкии, поднял его многократно, и ныне республика является одной из высокообразованных территорий России. За 35 лет своего существования здесь подготовлены более 24 тыс. специалистов с высшим образованием для республики и регионов страны. Выпускники университета успешно живут и трудятся в ближнем и дальнем зарубежье.

В 90-е годы деятельность Калмыцкого университета, как и всей системы образования РФ, несмотря на трудности, была направлена не только на поиск путей и средств сохранения его потенциала, но и на внедрение новых форм, методов и технологий обучения, а также перспективных механизмов функционирования. В 1996 году была разработана, а затем стала реализовываться программа перестройки университета и превращения его в региональный центр образования, науки и культуры. Программа была утверждена коллегией Минобразования РФ, правительством РК и Народным Хуралом (парламентом) РК, что позволило объединить усилия федерального центра и республиканских органов власти, мобилизовать коллектив на сохранение и развитие единственного высшего учебного заведения республики.

В переходный период нам удалось сохранить кадры, подготовить новых ученых во многом благодаря тому, что правильно были определены социальные приоритеты. 375 семей сотрудников за последние десять лет получили жилье или улучшили жилищные условия. Успешно реализуется программа оздоровления и отдыха сотрудников и студентов вуза. Социальная политика

университета позволила сохранить коллектив, создать нормальные условия для работы, воспитать новые научные кадры, подготовить молодых ученых, добиться значительного снижения среднего возраста докторов и кандидатов наук.

Калмыцкий университет - это разветвленная социальная, учебно-производственная и научно-исследовательская инфраструктура, которая имеет филиалы в разных уголках республики и за ее пределами, большие учебные и производственные комплексы. Создана система повышения квалификации и переподготовки кадров. Работает учебно-методический сектор дополнительного образования и информатизации, выдаются международные компьютерные права. Калмыцкий университет сегодня -это центр образования, науки и культуры республики, который во многом определяет содержание жизнедеятельности многонациональной Калмыкии.

Крепнут связи КалмГУ с ведущими вузами России. Заключеныдоговоры о сотрудничестве в области образования и науки с МГУ, университетами республик Северного Кавказа, региональными университетами Поволжья. Университет является одним из учредителей Ассоциации университетов Прикаспийских государств. Заключены договоры о сотрудничестве с университетами Китая, Монголии, Германии, Финляндии, Франции, идет совместная работа с научными центрами США.

С руководителями вузов решаются проблемы сохранения культур наших народов в сегодняшнем мировом образовательном пространстве. Подготовлены совместные научные и образовательные программы для объединения усилий университетов монголоязычных народов в России, Монголии и Китае. Идет подготовка к созданию представительства КалмГУ в университетах Монголии и Синьцзяне. Калмыцкий государственный университет, стремясь выполнить образовательную миссию связующего моста между Востоком и университетами России, развивает в своих стенах исследо-

вания не только по калмыцкому языку, литературе и культуре, но и рассматривает эту проблему в контексте ее соотнесения с культурой всего Востока и далее - с мировой культурой. В рамках этой программы уже открыта специальность «востоковеде-ние-регионоведение» с четкой ориентацией на восточные страны: Монголию, Китай, Японию, Корею. Намечена обширная целевая программа по организации совместных эколого-культурно-исторических исследований и экспедиций с учеными и студентами университетов этих стран, программа научного и образовательного обмена преподавателями и студентами.

За последние полтора года проведены четыре крупные международные конференции, одна из которых посвящена эпосу «Джангар», международный конгресс «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» в мае этого года, а также международный семинар по проблеме сохранения языков на Северном Кавказе. Проведение таких форумов дает возможность детального обсуждения проблем взаимодействия университетов по широкому спектру программ в области образования, науки и культуры в условиях глобализации.

Источники финансирования научных исследований в КГУ такие же, как у всех классических университетов: задания Минобрнауки России, отраслевые и федеральные программы, гранты государственных и внебюджетных фондов, средства региона, организаций, предприятий. В последние годы расширилось сотрудничество с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований. Ряд разработок поддерживается грантами самого университета. Наиболее перспективные комплексные направления в нашем вузе сегодня: исследования проблемкалмыцкого этноса, этнопедагоги-ки, монголоведения, технологии УДЕ, астрофизики (изучение Солнца), археологии, экосистем Прикаспия, функционирования русского языка в полиэтнической среде, восстановления традиционных пород або-

ригенных животных. Первый опыт рыночных испытаний свидетельствует, что без достаточного развития производственной инфраструктуры, собственной социальной базы вуз выживать, а тем более развиваться не может. Осознавая это, руководство университета взяло четкий курс на развитие опытно-экспериментального и подсобного хозяйства. Созданная агропромышленная инфраструктура уже сейчас начинает вносить ощутимую лепту в бюджет университета. Сегодня КГУ имеет учебно-опытное хозяйство, две базы практик, опытное поле, создает собственный этнографический центр-музей.

Несмотря на имеющиеся достижения, университет находится в самом начале большого и многотрудного пути перехода к новым рыночным реалиям. В этой связи очень ценна поддержка университета руководством Республики Калмыкия, помощь, которую оказывает КГУ Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию.

Сегодня у Калмыцкого университета, функционирующего в национальном регионе, миссия университета-социума. В этом его главная особенность и ответственность. КалмГУ осуществляет долгосрочную программу целевого приема абитуриентов по подготовке специалистов для районов республики и регионов страны. Как российский университет в национальной республике КалмГУ транслирует русскую культуру, русский язык, культуры других народов, формирует идеологию российской государственности. Во многом от университета зависит степень консолидации народа, формирование основ толерантности между этносами в республике.

Калмыцкий университет как часть системы высшего образования РФ участвует в поиске оптимальных моделей её реформирования. Мы уверены, что начинать необходимо с определения социальных приоритетов. Важно сохранить университетскую систему как фундаментальную базу всего образования. Именно академизм позволя-

ет вырастить человека, который умеет извлекать знания, открывать новое и применять его в условиях неимоверно быстро меняющихся реалий.

Изменения должны приращивать достигнутый обществом позитивный потенциал. История калмыков так сложилась, что им пришлось не однажды решать задачу собственного сохранения, а университет оказался в центре такого процесса, начиная с последней трети XX века.

Стоит только без особой осторожности тронуть сложившуюся систему образования, как она может разрушиться, и перед социальной и духовной сферами жизнедеятельности нашего общества встанут трудности, последствия которых придётся преодолевать долгие годы, если не десятилетия. Общество и государство прирастают интеллектом нации, образованностью граждан.

За прошедшие 35 лет развития университета сформирована способность конкурировать в некоторых областях со старейшими вузами нашей страны. Для КалмГУ, образованного, можно сказать, на голом месте совсем недавно, это неплохой результат. Интегральным критерием деятельности вуза является государственная аттестация и аккредитация. Впервые университет прошел такую экспертизу в 1994 году, потом в 1999-м, и вот недавно, в 2004 году, уже при новых, скажем так, правилах игры, он успешно прошел государственное лицензирование, аттестацию и аккредитацию. Наш университет утвержден на очередные пять лет как государственный федеральный университет с правом ведения образовательной деятельности по всем специальностям и выдачей государственного российского диплома. Нам не обязательно становиться МГУ им. Ломоносова или Кембриджем. Это и не требуется, потому что у нас разные миссии. У Сорбонны своя миссия, у МГУ как флагмана российского образования и науки - своя. У Калмыцкого университета - совершенно иная. Наш вуз - это университет в национальном регионе, у него в первую очередь миссия университета-со-

циума. КалмГУ ответствен за образование народа в целом, мы отвечаем за его консолидацию, формируем идеологию российской государственности.

В данной ситуации государственные университеты национальных республик, выполняющие роль интеграторов высшего образования и науки в регионе, являются системообразующими по широкому спектру образовательных программ. Не стоит забывать и о том, что национально-региональные вузы - с одной стороны, основной собиратель, хранитель и пропагандист национально-культурного достояния этноса, а с другой - ключевой инструмент строительства стабильной национальной политики в полиэтническом государстве. Развитие идей толерантности и взаимодействия культур в молодежной среде, сохранение гражданского мира в регионе - одна из главных миссий таких вузов сегодня. Потомки не простят нам, если в погоне за сиюминутной выгодой мы забудем об этих приоритетах, ценность которых трудно измерить в рублях и долларах. Вузы должны составлять костяк образовательной, научной и воспитательной общегосударственной структуры, и государство обязано их финансировать из федерального бюджета.

Задача модернизации образования РФ, выдвинутая правительством в настоящее время как актуальнейшая, не вызывает сомнений. Ей отвечает законопроект о двухуровневой форме профессионального образования. Болонский процесс предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на сближение образовательных систем и способов оценки качества знаний, академических степеней и квалификаций в странах Европы. В результате всех этих преобразований студенты должны будут иметь большую свободу в выборе места и программы обучения, а процесс их трудоустройства на европейском рынке станет более легким.

Но влиться в общеевропейский процесс нашей стране будет очень трудно, поскольку отечественная образовательная система традиционно далека от зарубежной.

Сегодня, пожалуй, трудно спорить с утверждением, что региональный подход к развитию высшего образования имеет глубокие социально-экономические причины и связан с переходом страны к постиндустриальной стадии развития.

Первая причина связана с необходимостью обеспечения более широкого доступа населения любой территории России к качественному образованию. Вторая причина обусловлена установлением прочных связей между уровнем развития образования и развитием производства. И третья - в наличии значительных природных, экономических, социальных, этнокультурных и других особенностей различных регионов, которые необходимо изучать непосредственно на местах.

Такимобразом, регионализация - это не только естественным образом сформировавшаяся в современных условиях тенденция развития образования, но и важный принцип функционирования и развития образовательной сферы в регионе.

Основная идея регионализации высшего образования заключается в том, что каждая республика, край и область должны отвечать не только за реализацию конституционного права россиян на получение образования, но и за эффективное функционирование системыобразования на своей территории, обеспечивающее повышение уровня качества жизни населения путем предоставления все более широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных и культурно-просветительских услуг.

Актуальность создания и развития региональной системы профессионального образования определяется также возникшими противоречиями между требованиями рынка к качеству производительного труда, высокому профессионализму работника, его социально-культурному статусу и уровнем подготовки конкурентоспособного специалиста.

Срочность мероприятий по реорганизации системы образования Республики Кал-

мыкия связана и с началом осуществления федеральным центром новой образовательной политики, направленной на оптимизацию образовательной структуры и упорядочение взаимоотношений с регионами по вопросам организационно-экономического обеспечения этой отрасли.

Промедление с выработкой региональной политики и программы действий чревато тем, что республика окажется плохо подготовленной к принятию значительных обязательств по вопросам профессионального образования, которые прежде были в федеральном ведении. Это непременно скажется не только на финансовой стороне дела, но главным образом может затруднить обеспечение экономики и социальной сферы региона необходимыми кадрами, ухудшит ситуацию на рынке труда и удовлетворение образовательных запросов населения.

Успешность осуществляемых в стране реформ невозможна без рассмотрения образовательного комплекса в широком социальном и экономическом контексте - как важнейшей сферывоспроизводства человеческого капитала. А реформа образования должна быть неотъемлемой частью общей экономической, правовой и социальной реформы страны и региона. Образование нельзя относить к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать собственные средства в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и государства как выразителя взглядов общества. Необходимо отметить, что нигде вузы не находятся на полном самообеспечении. Это миф, что образование может быть прибыльным и кормить само себя.

Создание условий, обеспечивающих бесперебойное функционирование образовательных учреждений республики, предполагает интеграцию всех уровней образования с целью более эффективного использования федеральных, региональных и муниципальных средств. Необходимо создание единой системы образования региона.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы оптимизации высших и средних учебных заведений, в том числе идея создания укрупненных территориально-профессиональных учебных заведений, позволяющих сочетать многоуровневую профессиональную подготовку с преемственностью образовательных структур и возможностью получения интегрированного и дифференцированного по уровню профессионального образования.

Организация такой системы образования в регионе позволит реализовать преемственность и непрерывность образовательных структур, многопрофильность и много-уровневость профессиональной подготовки, полноценность объема знаний, умений, получение высокой квалификации, освоение новых технологий, совмещение профессий. Непрерывность образования позволит обеспечить непрерывность интеллектуального, культурного и нравственного становления специалиста. Такая региональная система профессиональной подготовки имеет ряд преимуществ.

Во-первых, обеспечивается преемственность профессионального образования, появляется возможность последовательно оценить результаты и сделать корректировку педагогической и учебно-производственной деятельности.

Во-втор-ых, создаются условия для интеграции учебно-производственной, воспитательной, методической, научной и коммерческой деятельности.

В-третьих, возрастают возможности совершенствования учебно-производственной и социальной базы за счет концентрации средств, входящих в комплекс учебных заведений.

В-четвертых, в полной мере используются материально-техническая база и трудовой потенциал, обеспечивается социальная защита педагогов и учащихся учебных заведений.

Совершенно очевидно, что развитие региональной системы образования будет происходить только в условиях постоянного

поиска новых форм управленческой, образовательной и научной деятельности университета как центра образования, науки и культуры региона. В этой связи возникла качественно новая академическая и социокультурная структура - университетский образовательный округ, функционирующий как центр развития региональной системы непрерывного образования и реализующий образовательные программы различных уровней - от общеобразовательного до профессионального.

В регионах Российской Федерации накоплен определенный опыт по формированию университетских образовательных округов различных форм. Но при всем их многообразии университетские округа в национальных республиках выполняют ряд общих специфических функций, связанных с социокультурной деятельностью по развитию национальной культуры и образования, региональных социумов, их этносов. Это делает университетские округа ярко выраженными ведущими центрами образования, науки, культуры и высоких технологий для народного хозяйства и социумов национальных республик.

Новые экономические реформы и изменившиеся условия жизни общества сегодня настоятельно требуют адаптации к ним научной и образовательной систем. Реформирование системы профессионального, и в частности высшего, образования в национальном регионе должно идти, на наш взгляд, по нескольким направлениям, исходя из потенциала учебных заведений, учебно-научной направленности подготовки специалистов, текущей и перспективной кадровой потребности регионов. Это может быть корпоративное объединение вузов в крупных городах и регионах, консорциум-ный подход, укрупнение вузов по профилям подготовки, создание структурного университетского «зонтика» профессионального образования. Одно из направлений в этом процессе предполагает укрупнение региональных университетов по профилям подготовки, создание единого струк-

турного университетского образовательного округа, концентрирующего вокруг себя образовательные сферы, включающие профессиональную подготовку от специализированных лицеев, гимназии, школ, колледжей до университетского и постуниверси-тетского уровней. Таким образом выстраивается уникальная образовательная пирамида, в основании которой находятся учебные заведения, дающие общие и профессиональные знания, а на вершине - образовательные заведения, обеспечивающие подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов. Скоординированные учебные планы, единый подход к оценке знаний, совместное управление педагогическими кадрами позволяют более эффективно использовать потенциал такой суперсистемы. Калмыцкий госуниверситет уже имеет наработки в этом направлении. Создана база университетского образовательного округа, включающая школы, лицеи, колледжи. В состав университета уже вошел Башантинский аграрный колледж.

Под университетский «зонтик» еще предстоит перевести некоторые учебные структуры, после чего строительство образовательной пирамиды в республике будет завершено. Тогда практически все успешно сдавшие вступительные экзамены смогут найти себе место на первом уровне этой системы, соответствующее их способностям и наклонностям. Проучившись два года, они сдают квалификационные экзамены. Те, кто хотят продолжать обучение, поступают на уровень бакалавра-специалиста. Те же, кто не вышел на нужный уровень знаний, проходят короткую специализированную подготовку и получают соответствующий диплом уже на этом уровне. То же самое - на уровне бакалавриата. Освоившие данный уровень студенты поступают в магистратуру, а затем и в аспирантуру. Со временем они составят научную элиту нашего общества.

Профессиональное образование всех трех уровней, собранное под университетским «зонтиком», становится по-настояще-

му доступным, и пирамида восхождения по уровням образования обеспечивает качество и конкурентность внутри этой системы. Такая образовательная парадигма имеет многоканальную схему финансирования, включающую федеральный, региональный и местный бюджеты. При этом удается реализовать инновационные подходы, добиться структурного укрупнения учебных заведений, сэкономить материальные и финансовые ресурсы, сконцентрировать научный потенциал. Эта модель может трансформироваться с учетом изменяющихся потребностей общества и новых целевых задач.

Наше поколение осознает свою ответственность за будущее подрастающей молодежи. Более того, мы убеждены: чтобы

вырастить интеллигента, нужен труд нескольких поколений. Чтобы состояться как личность, необходимо постоянно самосовершенствоваться, смолодуиметь значимые жизненные ориентиры, базирующиеся на четких представлениях о завтрашнем дне всего общества, человечества в целом. Только тогда наши лучшие умы смогут организовать всё общество на реализацию адекватного времени общего проекта жизни. Мои коллеги, наши выпускники уверены, что Калмыцкий государственный университет не утратит свою способность помочь молодым людям его осуществить.

Нам есть чем гордиться и есть над чем работать, поэтому весь сплоченный коллектив университета с оптимизмом смотрит в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.