Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов (региональный опыт)'

Адаптация иностранных студентов (региональный опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1762
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ / FOREIGN STUDENTS / ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS / KALMYK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марзаева М. Б.

В статье рассматривается опыт адаптационной программы для иностранных студентов, реализуемой в Калмыцком государственном университете. На основе данных полевых материалов автора и интернет-ресурсов рассматриваются условия адаптации иностранных студентов в КалмГУ. Анализируются этапы адаптационного процесса, роль различных структур университета в развитии социального взаимодействия студентов-иностранцев в условиях новой социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марзаева М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of Foreign Students (Regional Experience)

On the basis of field materials of the author and Internet resources the article analyses the conditions of foreign students adaptation at Kalmyk State University. The Adaptation Program implemented at the university contributes to the successful adaptation of foreign students to Russian educational system and more rapid adaptation to different culture conditions. The Adaptation Program for foreign students accepted in Kalmyk State University, consists of five important areas: organizational, documentary, informational and methodological, educational, sports. The work with foreign students at the University is organized at all structural levels: student groups, faculty, University, as well as student hostels. Due to effective organizational solutions the initial period of adaptation of foreigners to a new social environment becomes easier. One of the important conditions for more rapid integration of foreign students into Kalmyk State University is their active involvement in the sociocultural environment of the University. The adaptive nature of the ongoing activities of the various structures of Kalmyk State University, facilitates the process of entry of foreign students into a new culture. The participation of foreign students in social life of the University allows them to feel more comfortable in social and cultural space of the university. Various forms of extracurricular activities contribute to the development of skills of intercultural communication of foreign students in a new sociocultural environment. Among favorable conditions for sociocultural adaptation of foreign students at Kalmyk State University is the organization of intercultural interaction and cooperation of students in educational space of the University.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов (региональный опыт)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGICAL STUDIES

УДК 316.4.051 ББК 60.561

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ) Adaptation of Foreign Students (Regional Experience)

М. Б. Марзаева (M. Marzaeva)1

1младший научный сотрудник отдела этнологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Researcher of the Ethnology Department at the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS). E-mail: mbm.08@ yandex.ru.

В статье рассматривается опыт адаптационной программы для иностранных студентов, реализуемой в Калмыцком государственном университете. На основе данных полевых материалов автора и интернет-ресурсов рассматриваются условия адаптации иностранных студентов в КалмГУ. Анализируются этапы адаптационного процесса, роль различных структур университета в развитии социального взаимодействия студентов-иностранцев в условиях новой социокультурной среды.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация иностранных студентов, Калмыцкий государственный университет.

On the basis of field materials of the author and Internet resources the article analyses the conditions of foreign students adaptation at Kalmyk State University. The Adaptation Program implemented at the university contributes to the successful adaptation of foreign students to Russian educational system and more rapid adaptation to different culture conditions. The Adaptation Program for foreign students accepted in Kalmyk State University, consists of five important areas: organizational, documentary, informational and methodological, educational, sports. The work with foreign students at the University is organized at all structural levels: student groups, faculty, University, as well as student hostels. Due to effective organizational solutions the initial period of adaptation of foreigners to a new social environment becomes easier. One of the important conditions for more rapid integration of foreign students into Kalmyk State University is their active involvement in the socio-cultural environment of the University.

The adaptive nature of the ongoing activities of the various structures of Kalmyk State University, facilitates the process of entry of foreign students into a new culture. The participation of foreign students in social life of the University allows them to feel more comfortable in social and cultural space of the university. Various forms of extracurricular activities contribute to the development of skills of intercultural communication of foreign students in a new sociocultural environment. Among favorable conditions for sociocultural adaptation of foreign students at Kalmyk State University is the organization of intercultural interaction and cooperation of students in educational space of the University.

Keywords: foreign students, adaptation of foreign students, Kalmyk State University.

Приоритетным направлением в развитии современного высшего образования России является расширение международного сотрудничества в области образовательных программ. Присоединение нашей страны к Болонской декларации в 2003 г.

активизировало академическую мобильность студентов, что способствовало вовлечению многих отечественных вузов в международное образовательное пространство. В условиях открытого образовательного пространства численность иностранных

студентов, обучающихся в российских вузах, увеличивается. Поэтому исследования по проблемам адаптации иностранных студентов к условиям проживания и обучения в России являются актуальными. Научные изыскания по данной тематике также важны для всестороннего рассмотрения проблем межэтнических и межкультурных взаимодействий, возрастающих в условиях интенсивной международной миграции в мире.

Исследование адаптации иностранных студентов носит междисциплинарный характер и занимает особое место в работах отечественных и зарубежных ученых. В зарубежной историографии проблемы адаптации и интеграции иностранных студентов в новых условиях стали изучаться со второй половины ХХ в. [Forstat 1951; Davis 1960]. Теоретические подходы многих ученых к этой проблеме основываются на концепции культурного шока, разработанной американским антропологом К. Обергом [Oberg 1960]. В зарубежных работах большое внимание уделяется проблемам культурной адаптации студентов, обучающихся в новой социокультурной среде [Furnham 2004; Cemalcilar, Falbo, Stapleton 2005; Brown, Holloway 2007; Williams, Johnson 2011]. Среди них особого внимания заслуживает международное исследование, проведенное в 11 странах — Бразилии, Канаде, ФРГ, Франции, Гонконге, Индии, Иране, Японии, Кении, Великобритании и США [Klineberg, Hull 1979]. В данной коллективной работе проанализированы дружеские, национальные и этнические отношения студентов-иностранцев, выходцев из разных стран. В западной историографии также широко исследуются проблемы физического и психического состояния здоровья студентов-иностранцев в процессе адаптации к новой среде обитания [Bradley 2000; Sümer, Poyrazli, Grahame 2008; Molinsky 2007; Tung 2011].

Различные аспекты адаптации и интеграции иностранных студентов в принимающее общество исследуются во многих отраслях российской науки. Современные отечественные исследования по проблемам адаптации иностранных студентов представлены работами социологов [Вит-ковская, Троцук 2005; Дорожкин, Мазито-ва 2007; Камара 2012], педагогов [Быкова 2008; Куликова 2015], психологов [Джа-мирзе 2012; Иванова, Титкова 1993] и других специалистов. Активно изучаются процессы адаптации иностранцев к учебному

процессу в региональных вузах [Неклюдова 2015; Кривцова 2011; Шеина 2011].

В рамках данной работы процесс социокультурной адаптации зарубежных учащихся в российском образовательном пространстве будет рассмотрен на примере Калмыцкого государственного университета. Источником для написания статьи послужил полевой материал автора и данные сайта Калмыцкого государственного университета, социальных групп интернет-ресурса «ВКонтакте».

Калмыцкий государственный университет (КалмГУ) — один из национальных вузов Юга России, в котором «осуществляется подготовка студентов по 24 специальностям, 35 направлениям бакалавриата, 13 направлениям магистратуры, по 14 специальностям среднего профессионального образования» [Калмыцкий государственный университет].

Процессы интернационализации в сфере высшего образования способствовали вовлечению многих вузов России в мировой рынок образовательных услуг. Среди них и Калмыцкий госуниверситет, успешно привлекающий к обучению иностранных граждан. В КалмГУ иностранные студенты представлены на всех ступенях образовательных программ: на факультете довузовской подготовки, отделениях основной формы обучения, на уровне магистерской ступени и по программе межвузовского взаимодействия в рамках стажировки.

История обучения иностранных граждан в Калмыцком университете начинается с последней четверти ХХ в., когда в университет прибыла группа студентов-монголов, которые обучались на отделениях гуманитарного факультета: историческом, русской филологии и романо-германской филологии.

Большую роль в привлечении зарубежных студентов в университет сыграло открытие в 2001 г. курсов по русскому языку для иностранных граждан при факультете довузовской подготовки и обучения Калм-ГУ. Если первоначально группа учащихся-иностранцев была немногочисленной и состояла преимущественно из слушателей курсов русского языка, то за последние годы значительно возросла не только их общая численность, но изменилось количество обучающихся иностранцев на различных степенях обучения, расширилась и география прибывших зарубежных студентов.

В 2011-2012 учебном году в КалмГУ обучались 73 иностранных студента из Бенина, Ирака, КНР, Конго, Мали, Чада, Киргизии, из них 28 — на бюджетной основе, 27 — на договорной основе и 18 в качестве стажеров. В 2012-2013 учебном году в университет прибыло 146 студентов, стажеров и аспирантов из 18 стран — Азербайджана, Бенина, Вьетнама, Ганы, Германии, Грузии, Ирака, Казахстана, Киргизии, Китая, Конго, Литвы, Мали, Монголии, США, Таджикистана, Японии [Международная деятельность]. Из них в 2012-2013 учебном году только на курсах довузовской подготовки занимались 26 студентов, прибывших из Вьетнама, Ганы, Германии. Китая, Монголии, Туркменистана. В настоящее время в Калмыцком госуниверситете по разным программам подготовки обучаются и проходят стажировку свыше 400 иностранных граждан из 36 государств. Анализ численного состава студентов-иностранцев в КалмГУ показывает, что среди них преобладают выходцы из азиатских и африканских стран. Данный факт объясняется не только более доступными условиями обучения для данной категории студентов, но и более комфортными безопасными условиями проживания в г. Элисте в отличие от крупных мегаполисов страны. Элиста — столица Республики Калмыкия, которая характеризуется исследователями как поликультурное сообщество с высокой степенью толерантности [Бадмаева 2006; Лиджиева 2012; Лиджиева, Немгирова 2014; Кальди-нова, Марзаева 2007]. Немаловажную роль в увеличении численности иностранных учащихся играет также адаптационная программа, реализуемая в вузе.

Для успешной адаптации в университете действует программа поддержки иностранных студентов, направленная на ознакомление с общероссийской историей, региональными традициями и особенностями. Агентами социализации иностранных студентов в вузе являются как преподаватели, сотрудники университета, так и общественные студенческие организации. Важно отметить, что учебно-воспитательный процесс в КалмГУ в целом ориентирован на личностное формирование студентов, на развитие их познавательного, творческого потенциала. Этому способствует четко структурированная система студенческих общественных объединений. Так, Совет студенческих объединений КалмГУ в сво-

ем составе объединяет Студенческий совет, первичную профсоюзную организацию студентов (III ЮС), старостат, Штаб студенческих отрядов «Джангар» (ШСО «Джан-гар»), клуб «Умник», спортивный клуб «Буревестник», Лигу интеллектуальных игр, Ассоциацию иностранных студентов (АИС), Центр поддержки и развития творчества студентов, студенческий граждан-ско-патриотический и волонтёрский отряд КалмГУ «Старт» (СГПВО «Старт»).

Программа адаптации иностранных студентов, принятая в Калмыцком государственном университете, состоит из пяти важных направлений: организационное, документальное, информационно-методическое, воспитательное, спортивное. На первоначальном этапе прибывших иностранцев опекают кураторы групп, сотрудники отделов международного сотрудничества, молодежной политики, члены студсоветов общежитий, профкома студентов, актив Ассоциации иностранных студентов. Работники отдела международного сотрудничества, владеющие иностранными языками, оказывают им помощь в постановке на миграционный учет, визовом оформлении, медицинском обслуживании. Кураторы групп и студенческий актив университета проводят с ними инструктаж по инфраструтуре города, маршрутам передвижения, пунктам обмена валюты, местам продаж товаров первой необходимости, операторам связи. Старосты студенческих групп знакомят их с историей, структурой, системой учебного процесса факультета, с особенностями и графиком работы университетских библиотек, помогают с оформлением банковских карт.

Калмыцкий государственный университет располагает 7 общежитиями, а также имеет Дом отличника, куда могут заселяться студенты, получившие рекомендацию от Совета студенческих объединений за отличную успеваемость и общественную активность. Все иностранные учащиеся проживают в студенческих общежитиях. Студсоветы общежитий проводят инструктаж иностранных студентов по правилам внутреннего распорядка, пожарной безопасности. При распределении зарубежных студентов по комнатам в общежитиях заведующие по возможности стремятся учитывать социобытовой фактор адаптации. Так, одна из заведующих студенческим общежитием в интервью автору статьи сообщи-

ла, что при заселении иностранцев принимают во внимание страну происхождения, религиозную принадлежность. При этом респондент отмечает, что не все иностранные студенты хотят проживать со своими земляками, некоторые из них просят разместить их со студентами из Калмыкии для совершенствования навыков владения русским языком. Таким образом, можно отметить, что на I адаптивном этапе работа с зарубежными учащимися в КалмГУ налажена на всех структурных уровнях университета: студенческой группы, факультета, университета, а также в студенческих общежитиях. Предпринимаемые эффективные организационные решения облегчают первоначальный период адаптационного процесса иностранцев к новой социальной среде.

На II этапе для успешного вхождения зарубежных студентов в студенческую среду мероприятия проводятся как на уровне всего университета, так и в общежитиях, учебных группах. Комплекс мероприятий для иностранных учащихся состоит из психологических тренингов по адаптации студентов-иностранцев, тренингов для знакомства и сплочения в общежитиях, спортивных и культурных мероприятий.

Одним из важных условий успешной интеграции иностранных студентов в Калмыцком госуниверситете является активное вовлечение их в социокультурное пространство вуза. Так, первым мероприятием для них становятся загородные лагерные сборы на базе РОЛ «Сайгачонок». Профкомом студентов совместно с АИС КалмГУ разработана воспитательно-образовательная программа для осеннего обучающего лагеря «Студенческий меридиан» [Студенческий меридиан]. В данном мероприятии принимают участие и студенты, и сотрудники университета. В проведении психологических тренингов, игр на сплочение коллектива, мастер-классов, творческих конкурсов активное участие принимают студенты. Условия равного общения во время сборов являются важным фактором, влияющим на развитие дружественных отношений иностранцев с местными студентами.

В 2014 г. в работе лагеря «Студенческий меридиан» приняли участие около 100 иностранных студентов из более чем 10 стран мира [Ассоциация иностранных]. Кураторами этого мероприятия были не только российские студенты, но и иностранцы. В рамках сбора были проведены дискуссион-

ная площадка «Правовые аспекты обучения в Российской Федерации: права и особенности», лекция о межкультурном общении, спортивные соревнования и проектный конвейер. Такие мероприятия помогают иностранцам-первокурсникам адаптироваться к процессу обучения в новых социокультурных условиях.

В университете иностранных студентов успешно вовлекают в коллективную творческую деятельность — их активное участие отмечено призовыми местами за работы в конкурсах студенческих проектов. Так, в осеннем обучающем лагере для студенческого актива КалмГУ «Навигатор ССУ» (2013) в конкурсе по социальному проектированию проект по адаптации иностранных студентов «Калмыцкий хотон», представленный студентами общежития № 1, в числе которых были и иностранные студенты, занял IV место. Опыт сотрудничества студентов-иностранцев в коллективной деятельности способствует включению их в систему социальных связей образовательной среды вуза [Кошелева].

Члены Ассоциации иностранных студентов КалмГУ активно участвуют и в других мероприятиях. Так, в конкурсе студенческих социальных проектов «Успех начинается сегодня» в 2014 г. выступили Ансельм Хундайи с проектом «Создание штаба филиала АИС в г. Элиста», Валерий Аль-Килани с проектом «Камера хранения», Евгений Чубыкин с проектом «Сердцу близкая Калмыкия» — «ЖYрeккe жакын Калмыкия» (на кыргызском языке), который был признан лучшим и занял I место [Чубыкин].

В Калмыцком государственном университете разработана система спортивных мероприятий, в которых участвуют и иностранные студенты. В интервью автору статьи сотрудники отдела молодежной политики вуза отмечали, что сборные команды иностранных студентов принимают участие в общеуниверситетских соревнованиях, посвященных Дню первокурсника, дню Защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта, Дню Победы и других, уясняя смысл и значимость данных праздников. В период зимнего каникулярного времени, согласно плану работы кафедры физической культуры и спортивного клуба для иностранных учащихся, проводятся занятия и соревнования по различным видам спорта [Новогодние праздники]. Необходи-

мо отметить, что проведение спортивных мероприятий имеет адаптогенный характер, так как выполняет компенсаторную функцию. Награждение грамотами, ценными призами победителей турниров и другие виды поощрения способствуют процессу сближения иностранных студентов между собой и с российскими студентами, приспособления к новым условиям, уменьшения чувства отчужденности студентов-иностранцев в условиях длительного проживания в инокультурной среде.

Социально-психологическая поддержка иностранных учащихся в университете осуществляется через студенческую психологическую службу, где студенты-иностранцы могут получить индивидуальную психологическую консультацию. На основе анализа материалов группы АИС КалмГУ в социальной сети «ВКонтакте» можно сделать вывод, что важным моментом, способствующим преодолению психологических трудностей, связанных с социокультурными различиями прибывших студентов-иностранцев и принимающего общества, является знакомство с местной культурой через организацию досуга: посещения кино, театра, концертов; встречи с известными личностями республики; проведение фестивалей, дней национальных культур [Ассоциация иностранных].

Большую работу в этом направлении проводит Ассоциация иностранных студентов КалмГУ. Филиал Ассоциации иностранных студентов в Калмыцком государственном университете был создан в апреле 2013 г. [В КалмГУ открыт]. До этого периода в университете действовал Клуб интернациональной дружбы, который объединял всех иностранных студентов университета.

Одним из главных мероприятий, проводимым АИС КалмГУ, является Фестиваль иностранных студентов «Диалог культур». Каждая национальная группа представляет свою страну, знакомит со своей национальной кухней, рассказывает о традициях, обычаях, культуре, показывает номера художественной самодеятельности [Немеева]. АИС университета совместно со студенческим профкомом регулярно проводит мастер-классы по традиционным видам народного творчества и национальным танцам.

Как отмечает президент АИС КалмГУ Хундайи Ансельм Нунаньон Харольд (Бенин), в течение учебного года члены ассоциации участвуют в широком спектре как

культурно-массовых, так и в особых социально значимых проектах — таких общеуниверситетских мероприятий, как «Студенческая весна в КалмГУ», концерт Дружбы народов КалмГУ, посвященные Дню Победы, волонтерские акции СГПВО «Старт», «Студенческий профнавигатор».

Для межкультурного обмена среди студентов организовываются мероприятия и на уровне общежитий: конкурсы, соревнования между общежитиями. Во время совместного проведения национальных праздников в общежитиях гостями бывают не только иностранные учащиеся, но и российские студенты приходят в качестве приглашенных на вечера, проводимые студентами-иностранцами [ПМА].

Важно подчеркнуть, что администрация и студсоветы стремятся создать благоприятные условия в общежитиях. Университетские общежития оборудованы не только учебными комнатами, но и располагают комнатами отдыха, спортивными уголками. Так, например, в конкурсе среди студенческих общежитий университета общежитие № 3 заняло I место за создание атмосферы «доброго дома» для студентов. Оформление внутреннего пространства общежития отличается уютом, созданием домашнего тепла. Помимо традиционных цветов, занавесок на окнах, на стенах размещены картины с пейзажами и достопримечательностями Калмыкии, создана студенческая мини-мастерская для рукоделия [ПМА].

III этап адаптационного процесса характеризуется включением иностранных студентов в новую социокультурную среду принимающего общества. Успешная адаптация прибывших студентов-иностранцев формирует интерес к культуре, истории народа принимающего общества. В приобщении студентов-иностранцев к российской культуре и истории большую работу проводят преподаватели факультета довузовской подготовки и обучения иностранных граждан (ФДПОИГ) [Факультет довузовской].

В своей деятельности преподаватели ФДПОИГ применяют различные формы и методы проведения мероприятий. Например, в 2015 г. на одно из заседаний разговорного клуба, посвященного теме «Знакомство. Моя профессия», были приглашены студенты-старшекурсники инженерно-технологического факультета. Вечер, посвященный Году литературы, был проведен в литературной гостиной Калмыцкого

медицинского колледжа. В 2014 г. студенты ФДПОИГ принимали участие в заседании английского клуба гуманитарного факультета КалмГУ, посвященного 450-летию Шекспира [Студенты разных].

Иностранные студенты — частые гости и в общеобразовательных учреждениях города. Например, в феврале 2015 г. слушатели ФДПОИГ посетили Русскую национальную гимназию имени Сергия Радонежского. В гимназии во время экскурсии по музею русской народной культуры они узнали много интересного об истории, культуре, быте и декоративно-прикладном творчестве русского народа [Факультет довузовской]. На таких мероприятиях происходит взаимный межкультурный обмен. Школьники выступают со своей культурной программой, а иностранные студенты рассказывают о своей стране. Практика посещения образовательных учреждений республики способствует расширению социальных связей студентов-иностранцев. Такие встречи имеют важное значение и для формирования толерантности молодого поколения.

Иностранные учащиеся КалмГУ неоднократно становились призерами различных творческих межрегиональных конкурсов. Так, в 2014 г. студенты-иностранцы, обучающиеся в Калмыкии, стали призерами конкурса чтецов и исполнителей русских песен, организованного на базе Пятигорского государственного лингвистического университета.

Для расширения общего кругозора иностранных студентов организовываются экскурсии в соседние города Астрахань, Волгоград, Ставрополь, во время которых они знакомятся с достопримечательностями и посещают музеи.

Калмыцкий госуниверситет нередко становится площадкой проведения межрегиональных, всероссийских, международных научно-академических мероприятий, в том числе и студенческих, в которых принимают и студенты-иностранцы КалмГУ. Одним из значимых мероприятий для них стало проведение Фестиваля иностранных студентов Юга России в 2013 и 2014 гг. в г. Элисте [Халгинова]. Участники фестиваля 2014 г. обсуждали вопросы адаптации иностранных студентов, проблемы освоения русского языка. Участие студентов-иностранцев в подобных масштабных мероприятиях расширяет межличностные

связи, контакты в новом социокультурном пространстве.

Иностранные студенты активно участвуют и в профориентационной работе университета. Участие иностранных учащихся в студенческих агитбригадах по проведению профориентационной работы среди выпускников общеобразовательных школ республики способствует их полной идентификации себя с вузом.

Таким образом, адаптационная программа, реализуемая в Калмыцком государственном университете, способствует успешной адаптации иностранных учащихся к российской системе образования и более быстрой их адаптации к инокультурным условиям. Адаптивный характер мероприятий, проводимых различными структурами КалмГУ, облегчает процесс вхождения иностранных студентов в новую культуру. Участие студентов-иностранцев в общественной жизни университета позволяет им чувствовать себя более комфортно в социокультурном пространстве вуза. Различные формы внеучебной деятельности способствуют развитию умений и навыков межкультурного взаимодействия студентов-иностранцев в новой социокультурной среде. Благоприятным условием для социокультурной адаптации иностранных учащихся в КалмГУ является организация межкультурного взаимодействия и сотрудничества студентов в образовательном пространстве вуза.

Источники

Полевые материалы автора (ПМА)

Литература

Ассоциация иностранных студентов КалмГУ [электронный ресурс] // URL: http://vk.com/ club45940183 (дата обращения: 06.04.2015). Бадмаева Н. В. Проблемы этнической толерантности в этнокультурном взаимодействии (по итогам социологического исследования) // Молодежь и наука: третье тысячелетие. Материалы II респ. науч.-практ. конф. Элиста: Джангар, 2006. С. 292-300. Быкова Т. Л. Особенности социальной и профессиональной адаптации иностранного студента к российским условиям образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 42-56. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и

учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 267-283.

В КалмГУ открыт филиал Ассоциации иностранных студентов в России // Фестиваль иностранных студентов вузов Юга России «Мы такие разные, но мы вместе!» [Электронный ресурс] // URL: http://www. ка1т5и.гаЛ^ех.рЬр?орйоп=сот_с ontent &view=artic1e&id=2072:2013-04-27-12-14(дата обращения: 26.09.2014).

Джамирзе Н. К. Психологические особенности адаптации иностранных студентов в вузе // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Сборник научных работ. Майкоп: Адыгейск. гос. ун-т. 2012. C. 73-84.

Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73-77.

ИвановаМ. А., Титкова Н. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. Методические рекомендации СПб.: СПбГТУ. 1993. 6 с.

Кальдинова Г. П., МарзаеваМ. Б. Толерантность и воспитание культуры межнационального межрелигиозного общения в условиях Республики Калмыкии // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности. Элиста: КТИ (филиал) ГОУ ВПО ПГТУ. 2007. С. 63-72.

Камара И. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 82-85.

Калмыцкий государственный университет — основной центр образования, науки и культуры, самое динамично развивающее высшее учебное заведение в Калмыкии // [Электронный ресурс] // URL: http:// www. ka1msu.ru/index.php?option=com_content &view=artic1e&id=21&Itemid=179 (дата обращения: 26.09.2014).

Кошелева Ю. «Мой самый лучший опыт». Осенний обучающий лагерь «Навигатор ССУ» // [Электронный ресурс] URL: http:// www.ka1msu.ru/index.php?option=com_ content &view =artic1e&id=2371:q-q-q&catid=1:news& Itemid =333 (дата обращения: 16.11.2015).

Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской ака-

демии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 284-288.

Куликова О. В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе [Электронный ресурс] // URL:http://jurna1.org (дата обращения: 04.06.2015).

Лиджиева И. В. Этническая толерантность как фактор формирования гражданского общества в полиэтничном регионе // Вестник ИКИАТ. 2012. № 1 (24). С. 81-86.

Лиджиева И. В., Немгирова С. Н. Этнокультурное развитие региона: мониторинг этнокон-фесиионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия // Вестник КИГИ РАН. 2014. № 1. С. 15-22.

Международная деятельность [Электронный ресурс] // URL:http://www.ka1msu.ru /index. php?option=com_content&view=artic1e&id=1 45&Itemid=86 (дата обращения: 06.04.2015).

Неклюдова В. В. Адаптация иностранных студентов (на примере студентов пермской ГСХА) // Современный город: власть, управление, экономика. 2015. Т. 1. С. 337-345.

Немеева В. В единстве — наша сила [Электронный ресурс] // URL: http://www.ka1msu.ru/ index.php?option=com_сontent&view=artic 1e&id=4401:2015-11-04-15-56-28&catid=1: news &Itemid=333 (дата обращения: 10.11. 2015).

Новогодние праздники провели вместе [Электронный ресурс] // URL: http:// www.ka1msu.ru/index.php?option=com_ с ontent&view = artic1e&id=3 625:-qq-&catid=1:new (дата обращения: 06.04.2015).

Студенты разных стран — о творчестве Шекспира [Электронный ресурс] // URL: http:// www.ka1msu.ru/index.php?option=com_ content&view = artic1e&id = 3 1 19: 2014-04-24-13-31-39&catid=1:news&Item id=333 (дата обращения: 06.04.2015).

Студенческий меридиан для иностранцев [Электронный ресурс] // URL: http:// www.ka1msu.ru/index.php?option=com_ content&view=artic1e (дата обращения: 06.04.2015).

Факультет довузовской подготовки и обучения иностранных граждан — хроника [Электронный ресурс] // URL: http://www.ka1msu. ru/index.php?option=com_сontent&view=artic 1e&id=171&Itemid=35&1imitst (дата обращения: 06.04.2015).

Халгинова Н. Из вузов Юга России — в Калмыкию, на фестиваль иностранных студентов [Электронный ресурс] // URL: http://www. ka1msu.ru/index. php?option ^om^ontent&v

iew=article&id=2007:2013 -04-17-07-37 (дата обращения: 06.04.2015).

Чубыкин Е. Записки иностранца о КалмГУ [Электронный ресурс] // URL: http:// vk.com/public78631997 (дата обращения: 06.04.2015).

Шеина М. С. Адаптация иностранных студентов в социокультурной среде Приморского края // Высшее образование сегодня. 2011. № 10. С. 17-19.

Bradley G. Responding effectively to the mental health needs of international students // Higher Education. 2000. № 39. Pp. 417-433.

Brown L., Holloway I. The initial stage of the international sojourn: Excitement or culture shock? // British Journal of Guidance and Counselling. 2007. № 36 (1). Pp. 33-49.

Cemalcilar Z., Falbo, T., Stapleton L. Cyber communication: A new opportunity for international students' adaptation? // International Journal of Intercultural Relations. 2005. № 29. Pp. 91-110.

Davis F. J. Cultural perspectives of Middle Eastern students in America // Middle East Journal. 1960. № 14. Pp. 256-264.

Forstat R. Adjustment problems of international students // Sociology and social research. 1951.

№ 36. Pp. 25-30.

Furnham A. Foreign students: Education and culture shock // Psychologist. 2004. №17 (1). Pp. 16-19.

Klineberg O., Hull W. At a foreign university: An International Study of Adaptation and Coping. New York: Praeger, 1979. 211 p.

Molinsky A. Cross-cultural code-switching: The psychological challenges of adapting behaviour in foreign cultural interactions // Academy of Management Review. 2007. № 32 (2). Pp. 622640.

Oberg K. Culture Scock // Practical Anthropology. 1960. № 7. Pp. 177-182.

Sümer S., Poyrazli S., Grahame K. Predictors of depression and anxiety among international students // Journal of Counselling & Development. 2008. № 86. Pp. 429-437.

Tung W. Acculturative stress and help-seeking behaviors among international studens. Home Health Care // Management Practice. 2011. № 23. Pp.383-385.

Williams C. T, Johnson L. R. Why can't we be friends? Multicultural attitudes and friendships with international students // International Journal of Intercultural Relations. 2011. № 35 (1). Pp. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.