УДК 355.233.23
ВКЛАД Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Б.К. Салаев, С.Б. Бадмаев
DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-6-10
Вся научная общественность Юга России готовится отметить 100-летие со дня рождения Юрия Андреевича Жданова - известного ученого, философа и культуролога, организатора науки, инициатора создания научно-образовательных комплексов, доказавших жизнеспособность этой идеи. Он -неординарная личность, стремившаяся к синтезу естественно-научного и гуманитарного знаний.
В 1957 г. Ю.А. Жданов был назначен ректором Ростовского государственного университета. В начале 60-х годов он формирует доктрину развития университета, в основу которой легла его позиция: «Университет - это научное учреждение, в котором также обучаются студенты». По инициативе Ю.А. Жданова были созданы учеб-но-научноые комплексы в связи - факультет -НИИ - химии, физики, биологии, экономики, механики, математики и социологии. Большое место в его творчестве занимали проблемы культурологии, мировоззренческие вопросы развития науки.
В 1983 г. коллективом авторов - А.Б. Гор-стко, Ф.А. Сурковым, Ю.А. Домбровским во главе с академиком И.И. Воровичем и членом-корреспондентом АН СССР Ю.А. Ждановым была создана имитационная эколого-математическая модель Азовского моря, отмеченная Государственной премией СССР в области Науки о Земле.
Ю.А. Жданов вел большую работу в области философии, естествознания, гносеологии, теории исторического процесса. Его философский поиск шел по трем научным направлениям: человек и природа, человек и культура, методологические и мировоззренческие вопросы в развитии науки.
Салаев Бадма Катинович - кандидат педагогических наук, ректор Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, Пушкина, 11, корп. 1А, e-mail: [email protected];
Бадмаев Санал Батыевич - доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления и права Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, Пушкина, 11, корп. 1А.
Уже с 70-х годов Ростовский университет стал ведущим, базовым университетом по подготовке научно-педагогических кадров по всему спектру университетских научных дисциплин для вузов Юга России, особенно для организованных в этот период университетов республик Северного Кавказа и Калмыкии.
Открытие университета в Калмыкии было далеко непростым вопросом. В республике, еще не оправившейся от депортации, с ее небольшим населением и неразвитой социально-экономической структурой народного хозяйства, многого не хватало для полноценного становления нового вуза - университета.
Легче было выделить республике целевые места в вузах других городов - Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Волгограда и др., - что, кстати, и делалось. Руководителю республики Б.Б. Городовикову доказывали нецелесообразность открытия вуза, обещали выделить дополнительные целевые места для калмыцких абитуриентов. Ряд министерств, ведомств, ректоров вузов не поддержали открытие университета в Калмыкии.
Свое весомое слово в открытии университета сказал Юрий Андреевич Жданов. Он, как эксперт ЦК КПСС, организатор науки и образования, ректор известного в стране вуза энергично поддержал предложение Б. Б. Городовикова заявив: «Пусть это и чревато сегодня массой проблем, но надо смотреть в будущее». Именно поддержка Ю.А. Жданова, его авторитет позволили обосновать и получить Б. Б. Городовикову окончательное положительное решение об от-
Badma Salayev - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11/1A, Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: [email protected];
Sanal Badmaev - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11/1A, Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000.
крытии университета. В 1970 г. Калмыцкий государственный университет был открыт*.
Ю.А. Жданов понимал глубину проблем, стоявших перед калмыцким народом. Он был серьезно обеспокоен его судьбой и осознавал последствия депортации калмыков. Он, убежденный сторонник знаний, разума, образования, смотрел далеко вперед и точно знал, что народу нужен свой университет и ему надо помочь встать на ноги.
Как отмечал калмыцкий профессор-историк М.П. Иванов: «Особые отношения - братские и доброжелательные - сложились у Юрия Андреевича, непреклонного интернационалиста, с интеллигенцией и научной общественностью республики. Они своими корнями уходят к суровым годам Великой Отечественной войны, когда в конце 1942 г. - в начале 1943 г. Молодой офицер-политработник политотдела 28-й армии Ю.А. Жданов прошел от берегов Волги до Маныча по территории Калмыкии и принял активное участие в освобождении ее временно оккупированных районов от фашистских захватчиков» [1, с. 66].
Повторная встреча Юрия Андреевича с калмыками и Калмыкией произошла в не менее трудный период жизни народа, когда республика, восстановив свою национальную автономию, взялась за возрождение разрушенного в войну народного хозяйства и национальной культуры. В этот период на одно из первых мест встала задача подготовки квалифицированных специалистов. «Как ректор РГУ, - вспоминает М.П. Иванов, - Ю.А. Жданов оказал в решении этой сложной задачи всестороннюю помощь и поддержку. Через факультеты Ростовского университета прошли десятки и сотни абитуриентов из Калмыкии, которые ныне успешно трудятся на различных участках хозяйственного и культурного строительства республики» [1, с. 67].
Заслуга Ю.А. Жданова и в том, что его неиссякаемая энергия и уважительное отношение к Калмыкии позволили мобилизовать весь коллектив Ростовского университета для работы в республике. Именно Юрий Андреевич инициировал «вахтовый метод», когда на длительные сроки командировал многих ведущих препода-
* Учитывая огромную роль Басана Бадьминовича Городовикова в этом судьбоносном для всего калмыцкого и других народов республики событии, коллектив КалмГУ выступил с ходатайством о присвоении университету его имени. И сейчас Калмыцкий государственный университет носит имя этого крупного партийного деятеля.
вателей РГУ, сначала на вновь организованный педагогический институт (1964-1969), а затем в Калмыцкий университет (1970) для чтения лекций, оказания помощи в учебной и научно-методической работе. И до сих пор ряд кафедр КалмГУ использует ту базу ростовской научной школы, которую заложили ведущие профессора РГУ ПИ. Проценко, АН. Симонов, С.А. Кри-чевская и др.
Большая помощь была оказана Ростовским университетом Калмыцкому пединституту, а затем университету в укреплении их учебно-материальной базы и пополнении библиотеки учебной и научной литературой.
Студенты и аспиранты 70-х годов из Калмыкии благодарны Юрию Андреевичу. Он многим помогал в учебе в аспирантуре. Наши профессора и доценты В.А. Бананова, Л.Х. Сангад-жиева, Л.А. Хулхачиева, С.С. Горяев, Б.П. Эрд-ниев, А.М. Буринов и другие сначала на студенческой скамье, а затем в аспирантуре получили благословение ректора Ю.А. Жданова.
Ростовский университет помог в формировании профессионального ядра в Калмыкии, в подготовке специалистов разного профиля [2, с. 23].
Все 60-е годы, практически целое десятилетие, ректор РГУ Ю.А. Жданов доказывал необходимость создания отделения Академии наук на Юге страны. В одном из писем Ю.А. Жданов, вновь возвращаясь к идее создания Северо-Кавказского отделения РАН, убеждает: «Российская Академия наук практически будет иметь три внешних фасада: первый (Северо-Западный) обращен к Европе, второй - к Дальнему Востоку, а третий - он наш. Северный Кавказ лежит на стыке Запада и Востока, Европы и Азии. Здесь представлены многообразные народы и этнические группы; тут сошлись культура и религии: христианства и ислама, иудаизма и буддизма» [3, с. 8].
В реализации своей идеи Ю.А. Жданов всегда учитывал своеобразие края, его историческую, этническую, культурную роль в развитии экономики и социальной сферы России. Вот почему он настаивал на расширении исследований в области социологии, политологии, социальной психологии, востоковедения, языкознания, взаимодействия культур России и Кавказа, Запада и Востока.
Встретившись с трудностями создания отделения Академии наук на Юге страны, Ю.А. Жданов первым выдвигает идею об интеграции и кооперации вузовской науки в южном
регионе страны, что находит реализацию в Постановлении СССР №724 от 28 августа 1969 г. «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР», в соответствии с которым в 1969 г. в системе Министерства высшего и профессионального образования РСФСР был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), объединивший более 40 вузов и научных учреждений Юга России. Огромную поддержку в создании Центра, развертывании сети научно-исследовательских институтов при ведущих университетах Юга России, Северного Кавказа и Поволжья оказал Министр образования РСФСР И. Столетов.
В октябре 1998 г. Ученый Совет Калмыцкого государственного университета за большие заслуги в подготовке научных кадров Калмыкии, личное участие в организации и становлении Калмыцкого государственного университета присвоил звание Ю.А. Жданову звание «Почетный профессор Калмыцкого государственного университета».
Рассказывая молодежи о первых и сложных годах становления науки и университетского образования, Ю.А. Жданов благословил студентов и университет буддийской молитвой: «Ом-ма-ни-падме-хум», что в свое время выдающийся востоковед академик Б.Я. Владимирцев перевел как «Да будет благословенен рожденный в Лотосе!» [2, с. 21].
С этим благословением патриарха науки и образования Ю.А. Жданова Калмыцкий государственный университет вступил в XXI век. Сегодня Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова вошел в число 33 опорных вузов России.
Геополитическое, геокультурное значение региона Юга России в истории российского государства, исторически сложившиеся и культурно-обусловленные связи Калмыкии с восточным миром формируют основу международного научного сотрудничества, способствуют продвижению позитивного имиджа университета, экспорта российских образовательных услуг в эти зарубежные государства. Вузами-партнерами в этой научной деятельности выступают 22 высших учебных заведений и академических институтов Китая и Монголии.
Международное сотрудничество реализуется в рамках межвузовских договоров и соглашений. В период с 2011 по 2018 гг. заключено более 100 договоров о сотрудничестве с иностранными вузами, увеличилось количество иностранных студентов.
Особое место в международном сотрудничестве занимает взаимодействие с вузами и научными центрами Монголии и Китая по развитию востоковедения. Исторически сложившаяся миссия и уникальное географическое положение позволяют Калмыцкому государственному университету служить научно-образовательным мостом, объединяя европейские и азиатские достижения в области науки и образования, и перспективы их развития.
Большой шаг в расширении международного научно-образовательного сотрудничества был сделан в ходе проведения Международного форума «Университеты Евразии», в рамках которого было учреждено Евразийское научно-образовательное Содружество (1-4 ноября 2015 г.). Оно объединило 20 российских и зарубежных вузов и организаций, заинтересованных в формировании и развитии евразийского научно-образовательного пространства, консолидации усилий сторон в осуществлении научных и образовательных партнерских связей в области комплексного изучения культурного наследия народов Евразии.
Основные направления научного сотрудничества, поддержанные участниками форума «Университеты Евразии», были определены еще Ю.А. Ждановым: исследование культурного наследия тюрко-монгольского народов, изучение проблем евроазиатских миграций, изучение археологического наследия кочевых народов Евразии, исследование проблем алтаистики, тюркологии и монголоведения, исследование проблем русского языка в иноязычном окружении, экологический мониторинг и рациональное природопользование.
В ноябре 2017 г. на базе КалмГУ прошёл I Международный форум «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура». В работе форума приняли участие ученые из Китая, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также из регионов Российской Федерации. По результатам работы форума были подписано Соглашение с ведущими академическими и образовательными востоковедными центрами РФ и зарубежья о создании на площадке КалмГУ Международного научного центра «Комплексные полевые исследования». Международный центр организует работу в области комплексного изучения общеевразийского наследия и создания временных научных коллективов для объединения исследователей языка, литературы, фольклора, истории, письменных памятников и культуры монгольских народов.
Эта деятельность была успешно продолжена на II международном научном форуме «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура» (ноябрь 2018 г.), во время которого были подписаны пять соглашений о реализации научных проектов, направленных на развитие сетевого востоковедения.
Востоковедческие исследования сегодня формируют научно-образовательную повестку сотрудничества КалмГУ в рамках Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран, объединяющей более 50 университетов и НИИ России, ближнего и дальнего зарубежья.
На практический уровень сегодня выходит сотрудничество с Российской академией образования. В центре внимания - проблемы русского языка, экономика образования, подготовка педагогических кадров. Приказом президента РАО Л.А. Вербицкой на базе Калмыцкого государственного университета в 2016 г. создан Калмыцкий научный центр РАО.
В КалмГУ создана региональная система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи. Инициатива реализуется в рамках стратегического проекта «Предунивер-сарий».
Ю.А. Жданов в своей неустанной, кипучей и многогранной деятельности с большим интересом и глубоким уважением относился к истории и культуре народов Северного Кавказа. По его инициативе, начиная с середины 70-х годов, выпускались книги в сериях: «Актуальные проблемы науки», «СКНЦ ВШ - народному хозяйству», «Природные ресурсы производительные силы Северного Кавказа». Они проходили тщательную научную экспертизу и отражали достижения в области фундаментальной и прикладной науки. Постоянный обмен мнений, дискуссий с национальными представителями гуманитарных наук подготовили почву для разработки крупных коллективных трудов. По инициативе и при участии Юрия Андреевича осуществлялось работа по созданию «Истории литератур народов Северного Кавказа», «История журналистики Северного Кавказа», «История христианства и другие». Ю.А. Жданов - главный редактор «Энциклопедии культур Юга России», изданной в 2005 г.
Но все-таки самой важной сферой деятельности Ю.А. Жданова как профессора, педагога высшей школы и культуролога всегда являлись образование, университеты и их культурные функции, содержательная и организационная связь учебного процесса и науч-
ного поиска, академическая свобода. Он исходил из тезиса - «Мыслящий человек есть мера всему» [4]. Поэтому забота и внимание Ю.А. Жданова о развитии университетов Северного Кавказа и Юга России в целом - это проявление государственного ума, понимание того, что именно вокруг университетов формируется живая, динамичная, научная и культурная среда, что оказывает благотворное влияние на социальную и духовную жизнь общества. «Есть университет - есть город, республика, страна» - любил повторять Ю.А. Жданов.
Главной особенностью Ю.А. Жданова как ученого являлась его способность к целостному восприятию всех граней анализируемых задач. Подобный подход к проблемам современной науки требовал энциклопедичности знаний, проникновения в сферу понятий и идей пограничных дисциплин, чем Юрий Андреевич обладал сполна.
Калмыцкий государственный университет, научная общественность Калмыкии, все, кто окончил Ростовский государственный университет, его аспирантуру и докторантуру и долгие годы находился под его благотворным влиянием, помнят и чтят Ю.А. Жданова не только как выдающегося ученого, организатора науки и высшей школы, известного общественного деятеля, но и как простого, скромного и доступного человека, который был готов прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Иванов М.П. Видный ученый. Организатор науки и высшей школы // О личностях с именами громкими и скромными. Элиста: Джангар, 1995. С. 64-70.
2. Борликов Г.М. Ом-ма-ни-падме-хум! // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 20-23.
3. Белоконь А.В. Созидатель: у истоков Южного научного центра РАН // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 3-11.
4. Жданов Ю.А. Мыслящий человек есть мера всему // Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского / Под ред. А.Л. Яшина. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. С. 219-226.
REFERENCES 1. Ivanov M.P. Vidnyy uchenyy. Organizator nauki i vysshey shkoly [Prominent scientist. Organizer of science and higher education]. In: O lichnostyakh s imenami gromkimi i skromnymi [About personalities with names loud and modest]. Elista, Dzhangar, 1995, pp. 64-70.
2. Borlikov G.M. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 20-23.
3. Belokon' A.V. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 3-11.
4. Zhdanov Yu.A. Myslyashchiy chelovek est' mera vsemu [Thinking person is a measure of everything].
In: Nauchnoe i sotsial'noe znachenie deyatel'nosti V.I. Vernadskogo [Scientific and social significance of V. I. Vernadsky's activity]. Ed. by A.L. Yashin. Leningrad, Nauka. Leningrad branch, 1989, pp. 219226.
27 мая 2019 г.
ЧЕЛОВЕК-СОЗИДАТЕЛЬ
Говорить о Юрии Андреевиче, не повторяясь и избегая превосходных степеней, чрезвычайно трудно. Учёный с душой поэта, ему удавалось то, что не удавалось другим: так сконцентрировать свои усилия, довести уровень знаний до такой степени, чтобы дать наиболее точную оценку явлений. Человек-созидатель, чуждый профессиональной замкнутости, творец и организатор, оставивший свой яркий след в истории отечественной науки и культуры.
Химик по образованию, он стоял у истоков ростовской философско-культурологической школы. При всем масштабе личности, Юрию Андреевичу были присущи подлинный демократизм, такт и чуткость к коллегам. Заслуги Юрия Андреевича можно перечислять долго. Но, на мой взгляд, главная заслуга - его ученики, научная школа, которую он создал, научные направления, которые он разработал, его подход к науке, его дух.
Огромного уважения заслуживает преданность Жданова своим мировоззренческим прин-
ципам. Именно по его инициативе в начале 70-х годов Ростов-на-Дону стал притягательным центром для теоретиков, ориентированных на построение философии культуры и культурологии (теории культуры).
На Северном Кавказе под его патронажем и идейно-теоретическим руководством сконцентрировался научный потенциал Юга России. Обладатель уникального дара научного прогноза, он еще сорок лет назад говорил о необходимости интеграции науки и образования, к чему сейчас мы и приходим. Понимая роль и значение университетов, Юрий Андреевич поддерживал становление и развитие Ингушского госуниверситета, образованного в 1994 г., за что мы ему особенно благодарны.
Мартазанов А.М. - доктор филологических наук, профессор, ректор Ингушского государственного
университета
25 апреля 2019 г.
УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ, ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ
Знание истории и особенно отношение человека к историческим событиям бывает двоякое. Когда история становится доступна для интересующегося через архивные документы, воспоминания очевидцев, фильмы и прессу того периода, человек может иметь о том или ином периоде или событиях более или менее объективные знания. Но совсем иное знание и восприятие событий, эпохи или людей, когда человек включен в них, общался с участниками событий напрямую, мог наблюдать события непосредственно или познавать их из первых уст. Например, для меня знание о событиях революции 1917 г. и Гражданской войны на Северном Кавказе, или о периоде депортации целых народов, восстановления Чечено-Ингушской автономной республики и о кризисных со-
бытиях начала 90-х годов насыщены многими персоналиями, деталями, красками, которых не найти ни в каких глубоких научных исследованиях. А если говорить об истории развития высшего образования и науки на Северном Кавказе, то огромный пласт знаний получен мной из бесед с Юрием Андреевичем Ждановым. И это неоценимые знания, ибо получены они из воспоминаний очевидца и одного из творцов современной научно-образовательной сети на Юге России. Или, например, история борьбы с «реакционной наукой генетикой», история трагедии великого ученого Н.И. Вавилова, или драмы самого Юрия Андреевича, пострадавшего за отстаивание истины в противоборстве науки и воинствующего идеологического мракобесия.