Научная статья на тему 'Региональный учебный округ в истории в\звития'

Региональный учебный округ в истории в\звития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный учебный округ в истории в\звития»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

говорил Герберт Гувер, 31-й Президент своей целью создание единой образова-

США. А великий Виктор Гюго сказал: «Тот, тельной среды, в которой подрастающее

кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы». Сомневаться в актуальности этих выводов сегодня вряд ли приходится.

В настоящее время в Республике Мордовия имеется 8 высших учебных заведений и их филиалов, где на всех отделе-

поколение сможет не только получать профессиональные навыки, но и становиться полноправным членом общества. Ведущая роль в формировании такой среды принадлежит университету.

Университет - это мобильная структу-

ниях получают образование около 35 тыс. ра, которая при известном и полезном кон-

студентов по 88 специальностям; в 21 техникуме и колледже обучается около 13 тыс. будущих профессионалов среднего звена по 57 специальностям; 37 профессиональных училищ и лицеев готовят кадры массовых профессий. Уже второй год практикуется

серватизме, как правило, является законодателем в области новых решений. МГУ им. Н.П. Огарева в этом отношении не является исключением. Его можно назвать флагманом развития образования не только в Республике Мордовия, но и в России, целевой заказ вузам на подготовку специа- Ведь именно на его основе в 1993 г. был

листов с возмещением затрат и др. Все это создан Региональный учебный округ,

говорит о том, что профессиональная шко- объединивший более 70 образовательных

ла, благодаря имеющемуся потенциалу и учреждений республики, в том числе выс-

поддержке Правительства, располагает шие учебные заведения, учреждения сред-

всеми возможностями для того, чтобы на- него общего и профессионального образо-

чать работу по обеспечению экономики вания, ряд научных учреждений, хозяй-

республики необходимыми профессиональ- ственных и коммерческих организаций.

ными кадрами.

Учителя школ, преподаватели училищ, техникумов и вузов в достаточно трудных условиях решают сегодня стоящие перед ними задачи. Интеграция общеобразовательной школы, начальных и средних специальных профучилищ, вузов призвана по-

Объединив свои усилия, ученые, преподаватели, учителя, сотрудники этих учреждений и организаций работают над созданием единого образовательного пространства республики. Их работа стала объектом самого пристального внимания со стороны руководства не только республиканского, но

мочь им в решении этих задач, она имеет и федерального уровня.

РЕГИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Н.П. Макаркин, ректор Мордовского государственного

университета им Н.П. Огарева, профессор,

В.И. Ивлев, директор Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева, профессор

В новейшей истории России региональ- центры, о

ный учебный округ был впервые создан ний. Напрі

при Мордовском государственном универ- входила и

ситете им. Н.П. Огарева в 1993 г. Наш уни- Мордовт

верситет обратился к этой идее, используя учебными

атывающие несколько губер-ер, Казанский округ (в который 1СТЬ территории современной включал 6 губерний. Всеми

функционирования университетских учебных округов, сыграв ших большую роль в становлении просве

щения в стране.

Уирйные окт/га в папской России пред

попечитель и группа инспекторов.

Такая система управления была возможной, пока число учебных заведений было невелико. В наше время, когда в пре*

инистративной

учебно-административные работают сотни и даже тысячи

© Н.П. Макаркин. В.И. Ивлев 2001

общеобразовательных и профессиональных школ, она уже давно стала неэффективной. Поэтому появились министерства, областные, районные, городские управления образования. Произошло разделение систем управления общим и профессиональным образованием. К тому же управление профессиональным образованием стало осуществляться по отраслевому принципу. Так, в нашей республике функционируют 22 средних профессиональных учебных заведения, которые принадлежат 6 различным министерствам и ведомствам российского и регионального подчинения. На определенном этапе развития системы образования в этом была объективная необходимость. Однако в последние десятилетия прошедшего XX в. стала ош>шаться потребность в более тесном взаимодействии отдельных подсистем государственной системы образования. Именно это и послужило толчком к появлению идеи возрождения учебных округов.

Создание Регионального учебного округа (РУО) при Мордовском \ ниверситете было обусловлено следующими причинами:

- объективной необходимостью широкой интеграции региональных образовательных учреждений:

-традиционной направленностью Мордовского госуниверситета на разработку и внедрение в систему образования передовых идей и новаций;

- опытом предшествующего сотрудничества ученых ряда факультетов Мордовского госуниверситета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики, а также вкладом >ченых университета в разработку науч ных рекомендаций по комплексной программе Госкомвуза РФ «Университеты России», сочетающей два направления: «Университеты как центры науки. культуры и образования» и «Университеты как учебно-методические центры».

Решение об организации округа было принято 28 января 1993 г. учредительной конференцией, на которой присутствовали представители государственных органов управления, образовательных учреждений, других организаций. На конференции было принято Положение об учебном округе Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, сформированы

2оо1шттттт$ттшф

попечительский и научно-методический

а#'

советы, утвержден перечень из девяти секций по профилям образования: экономического, национального, естественного, гуманитарного, инженерного, аграрного, медицинского, художественного воспитания и многопрофильного образования. Статус учебного округа Положением был определен как «общественное объединение учебных заведений республики». Его основной целью провозглашалось интегрирование интеллектуального потенциал университета и ведущих образовательных учреждений республики для решения следующих актуальных задач:

- прогнозирование и разработка стратегии развития образования в Мордовской ССР:

- содействие развитию сети новых типов общеобразовательных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений повышенного уровня;

- разработка новых поколений образовательных программ, ориентированных на интеграцию личности учащегося в системы мировой и национальной кулыур;

-создание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- вовлечение учителей и преподавателей учебных заведений в научно-исследовательскую работу.

В Положении об учебном округе содержалась ссылка на единственный юридический документ - Закон Российской Федерации «Об образовании», введенный в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 июля 1992 г.

В мае 1995 г. в Саранске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования», собравшая представителей

к к

68 вузов страны. Участники конференции одобрили опыт РУО как экспериментальной формы академической интеграции образования и рекомендовали его для внедрения в практику работы других вузов страны.

Спустя два с половиной года со времени создания учебного округа опыт его работы был рассмотрен и одобрен Госкомитетом России по высшему образованию. 12 июля 1995 г. Госкомвузом совместно с Министерством образования Российской Федерации,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственным Собранием и Прави- обеспечения учебно-воспитательного протел ьством Республики Мордовия было при- цесса. Авторы публикаций раскрывают как

нято решение «О работе и перспективах методологию проблем, так и конкретный

развития Регионального учебного округа научно-методический опыт их решения в

при МГУ им. Н.П. Огарева». В этом ре- практике образовательных учреждений

шении появилась ссылка еще на один до- России и других стран.

кумент: постановление Правительства Рос-

13 ноября 1996 г. прошла вторая респуб-

сийской Федерации от 23 мая 1995 г. № 498 ликанская конференция по интеграции регио-

«О развитии системы высшего и среднего нальных систем образования. Она приняла

профессионального образования в Россий- новую редакцию Устава Регионального учеб-

ской Федерации». Постановляющая часть ного округа при Мордовском государствен-

решения содержала пункт: «Создать опти- ном университете им. Н.П. Огарева. Уста-

мальные условия для дальнейшего развития деятельности Регионального учебного округа Мордовского государственного уни-верситета имени Н.П. Огарева как экспериментальной формы академического самоуправления региональной системы образования на территории субъектов Рое-

вом было определено, что «Региональный учебный округ является структурным компонентом системы образования Республики Мордовия, который функционирует при Мордовском госуниверситете как добровольное самоуправляемое объединение дошкольных, общеобразовательных, про-

сийской Федерации». Решением были оп- фессиональных и других учебных заведе-

ределены основные направления академической деятельности учебного округа на 1995 - 2000 гг., намечены конкретные ме- Федерации и Республики Мордовия»

нии, реализующих свои задачи в соответствии с законодательством Российской

роприятия по их реализации.

Официальное признание Регионального учебного округа послужило толчком для создания аналогичных объединений во многих регионах России. Таким образом, Мордовский госуниверситет стал инициатором формирования учебных округов в образовательной системе современной России.

Пунктом 1.5 Устава предусматривалось, что РУО «наделяется правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном Уставом Мордовского государственного университета, имеет самостоятельный баланс, печать, угловой штамп». Однако практика дальнейшей работы показала нецелесообразность предоставления РУО статуса юридичес-

С 1996 г. РУО издается федеральный кого лица, и этот пункт устава не был

научно-методический журнал «Интеграция образования». Учредители журнала: Министерство образования РФ, Правительство

реализован.

На основании решения Президиума Академии педагогических и социальных

Республики Мордовия, Мордовский госу- наук от 3 сентября 1997 г. с целью «содей-

дарственный университет им. Н.П. Огаре- ствия развитию фундаментальных и при-

ва, Региональный учебный округ при Морн кладных научных исследований в области

довском госуниверситете.

Основным назначением журнала «Ин-

образования, научной интеграции и культурного развития» на базе Регионального

теграция образования» являются со- учебного округа было открыто Волго-Вят-

ское региональное отделение АПСН. Согласному его Уставу, утвержденному реше-

вершенствование и распространение опыта интеграции региональных систем образования на территории Российской Феде- нием Президиума АПСН, отделение «яв-рации. В журнале публикуются результа- ляется общественной научно-методической организацией ученых и практиков систем образования. В Уставе содержится

ты исследований проблем формирования региональных систем образования, управ-

ления образованием, вертикальной и гори- пункт, предусматривающий непосредствен-

зонтальной интеграции, материалы по ис- ное участие отделения «в подготовке и из-

тории систем и учреждений образования, дании Региональным учебным округом

прикладным проблемам образования и вое- федерального научно-методического жур-

питания, информатизации и технического нала “Интеграция образования”, в распро-

странении с его помощью опыта научных разработок отделения».

В связи с 5-летием Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева 22 июня 1998 г. была проведена очередная республиканская научно-методи-ческая конференция. В ее работе приняли участие ученые вузов Мордовии, руководители органов образования РМ, директора учебных заведений, входящих в состав округа, члены его попечительского и научно-методического советов, руководители научно-методических блоков и секций по профилям и предметам образования. Обобщив опыт работы Регионального учебного округа за истекшее пятилетие, участники конференции приняли обстоятельные рекомендации. В одном из пунктов решения было сформулировано очень важное для будущей деятельности РУО положение: «Просить Государственное Собрание Республики Мордовия о ежемесячном финансировании деятельности Регионального учебного округа и издаваемого им федерального научно-методического журнала “Интеграция образования" в соответствии с проектом 48 "Региональный учебный округ" Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 - 2000 гг.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1999 г. начался новый этап в истории университетских образовательных комплексов. Вопросы их организации и функционирования оказались в центре внимания и педагогической (прежде всего вузовской) общественности, и органов государственного управления. Опыт организации учебного округа оказался востребованным настолько, что на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 3 ноября 1999 г. президент Российского союза ректоров академик В.А. Садовничий внес предложение о создании в регионах образовательных округов. По результатам обсуждения Председатель Правительства поручил Минобразованию рассмотреть это предложение и при необходимости представить в Правительство РФ соответству ющие наработки.

Подготовленный к этому времени про-екг Программы стратегии развития Российской Федерации до 2010 г. предусмат-

2 0 01

ривал «...осуществить отработку трех моделей интеграции и взаимодействия интегрируемых в составе университетского комплекса учебных заведений и других структур: во-первых, создание комалекса как > ни-верситетского образовательного округа (в том числе с правом юридического лица), в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений разных уровней, повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду, ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сфер региона:

во-вторых, формирование комплекса как ассоциации образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридического лица:

в-третьих, создание комплекса как единого автономного учебного завеления с развитой структурой, в которой органически объединены подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования), НИИ и КБ, производственные и другие подразделения».

В 1999 г. стала очевидной необходимость пересмотра уставных документов Регионального учебного окру га в соответствии с изменяющейся ситуацией и появлением новых нормативных документов. Такая работа была проведена силами РУО в конце 1999 - начале 2000 г.. и в .V I журнала «Интеграция образования» за 2000 г. были опубликованы проекты четырех документов:

- Примерный учредительный договор о создании Ассоциации «Региональный учебный округ»;

- Примерный устав Ассоциации «Региональный учебный округ»;

- Примерный договор о совместной деятельности в области образования;

- Примерное положение об Ассоциации «Региональный учебный окру г».

Два первых документа относятся к варианту образования округа со статусом юридического лица, третий и четвертый документы - к варианту формирования ок-

п

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УУХ

руга без предоставления статуса юридического лица.

На основании двух последних проектов были разработаны, а затем приняты на конференции 13 сентября 2000 г. Договор о создании Ассоциации «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева» и Устав ассоциации. Таким образом, в целях приведения в соответствие с последними нормативными документами РУО преобразован в ассоциацию «расположенных в Республике Мордовия организаций различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования».

Доклад ректора Мордовского госуни-верситета Н.П. Макаркина об опыте работы университетского округа в Республике Мордовия был заслушан 1 марта 2000 г. на заседании Правления Российского союза ректоров в Москве. Правление отметило «...большое значение опыта создания и практической деятельности университетских (учебных) округов для реализации комплексного подхода к проблемам образования с учетом задач социально-экономического развития страны и каждого региона».

Состоявшийся 6 декабря 2000 г. VI съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений также рассмотрел этот вопрос и в своем обращении отметил: «Следует глубоко изучить и всесторонне проверить на опыте целесообразность объединения учебных заведений различных типов в единые комплексы. Принципиально важно, чтобы такие объединения создавались с согласия самих учебных заведений, и прежде всего университетов, не подменяли органы управления, не стали “службами спасения" при местных органах образования, а превратились в интеллектуальные центры своих регионов, консолидирующие научно-педагогическую общественность на ключевых проблемах науки, культуры, образования и воспитания, духовной жизни местных сообществ. Особо важно обеспечить создание университетских округов как составной части федеральных округов и движущей силы их интеллектуального и

культу рного развития».

25 - 2~ мая 2000 г. в Элисте на базе Калмыцкого госуниверситета прошла науч-

но-практическая конференция «О роли университетов в социально-экономическом

развитии республик в составе Российской Федерации». В рекомендациях этой конференции содержался пункт: «Распространить среди университетов республик в составе Российской Федерации представленные на конференции нормативно-правовые документы комплексов при Мордовском госу-[арственном университете, Кабардино-Балкарском государственном университете, Петрозаводском государственном университете, других университетах».

21-22 декабря 2000 г. в Нальчике состоялась Всероссийская конференция «Интеграция - эффективный путь формирования университетских комплексов», на которой было подчеркнуто, что вопрос об интеграции в образовании стоит в планах Правительства. В частности, намечена подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации о создании университетских комплексов.

О том, что Министерство образования 1еляет большое внимание проблемам университетских комплексов, свидетельствует тот факт, что в 2001 г. оно присвоило статус федеральной экспериментальной площадки четырем вузам: Мордовскому университету по проблеме «Региональный учебный округ при Мордовском университете - системообразующий элемент региональной системы образования», Казанскому государственному университету, Казанскому государственному техническому университету и Казанскому государственному технологическому университету по проблеме «Система университетских комплексов Республики Татарстан». НИИ ре-гионологии при Мордовском университете Минобразованием России поручена разработка проекта «Модели и механизмы создания и развития университетских комплексов как академических и социокультурных центров».

Региональные органы управления также не оставляют университетские комплексы без внимания. В частности, Правительство Республики Мордовия уже второй год выделяет в республиканском бюджете отдельной строкой средства на поддержку деятельности Регионального учебного округа. Для решения интеграци-

I

>

V О и О 4/

№ 4, 2001

онных проблем в Мордовском университе- гармоничного цивилизованного развития

те создана научно-исследовательская лаборатория «Интеграция образования».

региональных социумов, активизировать исследования по различным вопросам ин-

Рассмотрению задач формирования теграции региональных систем образова-

регионапьных систем, объединяющих образовательные учреждения всех уровней, направлении ведомственного подчинения, была посвящена и Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Интегра-

ния, а также просить органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть перспективы формирования и развития университетских комплексов как ведущих федерально-региональных

ция региональных систем образования», ко- центров образования, науки, культуры и на-

торая состоялась в Саранске I - 2 октября 2001 г. В работе конференции приняли учас-

укоемких технологии.

Завершающим актом последнего эта-

тие ректор МГУ им. М.В. Ломоносова па процесса комплексообразования можно

В. А. Садовничий, начальник управления выс- считать постановление Правительства

шим образованием МО РФ Ю.А. Новиков, Российской Федерации от 17 сентября

представители руководства Республики Мор- 2001 г. № 676 «Об университетских ком-

довия. На основании проведенного на кон- плексах». Этим постановлением созда-

ференции обсуждения было рекомендовано на нормативная база для организации

одобрить опыт субъектов Российской Фе- комплексов, что позволяет перейти к сле-

дерации по созданию образовательных, в дующему этапу - формированию регио-

том числе университетских, комплексов, нальных систем образования с использо-

ориентированных на ведущую роль в фор- ванием университетских комплексов в

мировании современных целостных регио- качестве академического структурообра-

нальных систем Образования как основы зующего центра.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ КАК АКАДЕМИЧЕСКИЕ

И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ

Л. И. Сухарев, директор НИИ регионологии

- I при МГУ им. К П. Огарева, профессор

Первый учебный год XXI в. отечественная система образования начала в условиях существенного повышения внимания к проблемам ее развития со стороны общества и государства. Свидетельством этого факта явилось заинтересованное обсуждение концепции модернизации системы образования на заседании Государственного совета при Президенте Российской Федерации 29 августа 2001 г. Как известно, в проекте государственного бюджета на 2002 г. предусмотрены значитель-

тельных учреждений, реализация проекта компьютеризации сельской школы.

Важными приоритетами нового этапа развития российской системы образования признаны «возвращение» государства в образование, а образования - в общество для создания условий справедливой доступ-

ности образования всем слоям общества, повышения качества образовательных услуг и воспитания молодых поколений. Фундаментальным средством реализации этих и других направлений обновления отечественного образования является создание во всех субъектах Российской Федерации современных целостных систем образования как основы гармоничного цивилизованного развития региональных социумов, их трансформации в «информационное» сообщество. Все более очевидно, что стержнем этого процесса становится формирование региональных университетских комплексов, интегрирующих деятельность образовательных учреждений всех уровней, направлений и ведомств, а также научных, производственных и иных учреждений и организаций социокультурных систем регионов.

© А.И. Сухарев, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.