ключевых навыков учащихся, а также обеспечить доступность образования для всех категорий обучающихся.
Таким образом, развитие ключевых навыков учащихся в современной школе является важным аспектом образовательного процесса, требующим системного подхода, инновационных решений и партнерства всех участников образовательного процесса. Он направлен на подготовку учащихся к успешной адаптации в современном информационном обществе и эффективному участию в жизни общества.
Список использованной литературы:
1. Пол, Р., & Элдер, Л. Критическое мышление: Краткое введение. СПб.: Питер. 2007,
2. Браун, А. Эффективные стратегии развития коммуникативных навыков учащихся. Журнал педагогических наук, 2019, 15(2), 55-68.
3. Джонсон, Ч. Психология креативности: Теория и практика. Москва: Когито-Центр. 2016
©Гайипназарова Б.Д., Аманмаммедова О.Т., 2024
УДК 1174
Гураль А.И.,
учитель математики МБОУ «Подсинская СШ», с. Подсинее, Республика Хакасия, РФ
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ БУЛЛИНГА Аннотация
В данной статье рассматриваются причины психологического и физического преследования подростка в школе и дома и пути устранения буллинга.
Ключевые слова: тревога, страх, унижения, душевные травмы, эмпатия, дружба.
Каким вырастет маленький человек: сильным и уверенным в себе или нелюдимым и замкнутым, эмоционально неустойчивым, зависит от атмосферы в классе, школе и дома.
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Профилактика буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».
Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.
Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, низкий интеллект и трудности в обучении. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Формы буллинга:
• физический буллинг, данный тип травли включает в себя избиение, ущемление прав или
повреждение собственности человека;
• вербальный буллинг, он состоит из обзывания, оскорбления, насмешек, запугивания, и словесного унижения;
• кибербуллинг, это действия с использованием Интернета, которые производят с целью испугать другого человека, высылая ему злостные сообщения;
• семейный буллинг;
Наиболее популярные виды травли в семье:
• обесценивание, родители и родственники обращают внимание только на ошибки и не замечают успехов: ребенку постоянно говорят, что можно было сделать лучше, быстрее, качественнее. В качестве примера приводят детей своих друзей или известных персонажей.
Многие из нас считают, что таким образом можно мотивировать ребенка, но на самом деле это лишь обесценивает и его личность, и его достижения.
• вербальная агрессия, очень часто родители и другие родственники считают, что только они могут сказать всю «правду» ребенку, и, не стесняясь в выражениях, говорят о лишнем или недостаточном весе, неаккуратности, отсутствии каких-то навыков или стремлений, близким кажется, что таким образом помогают ребенку. Но, на самом деле, они просто убивают его самооценку.
• физическая агрессия, подзатыльники, шлепки, толчки — многие родители не видят ничего страшного в таких физических наказаниях.
Нездоровая атмосфера в семье отражается на всех сферах жизни ребенка. На родительском примере он строит отношения с окружающим миром. Если нет других примеров, он тоже начинает взаимодействовать с миром через насилие и буллинг.
Самым частым исходом буллинга становятся психические проблемы у детей: тревога, конфликты, тяжелые эмоциональные состояния, душевные травмы, ощущение одиночества, поведенческие нарушения.
В итоге родительское раздражение или высмеивание ранит подростка, формирует у него стеснение за себя и мысль о том, что он не имеет человеческой ценности. Например, подросток думает, что его чувства никому не интересны, а имеют значение лишь достижения, внешний вид и оценки.
Дом должен быть самым безопасным местом в жизни ребенка, но в случае с буллингом он становится угрозой. Жертве семейной травли не хочется идти домой, поэтому он пропадает у друзей или на кружках. Дети, которых травят дома, имеют очень низкую самооценку и живут без мотивации что-либо делать.
Чтобы прекратить травлю ребенка, начните с себя, если агрессор вы сами, постарайтесь изменить свое поведение. Поговорите с ребенком. Объясните, что не хотели причинить ему вред, а действовали из лучших побуждений.
Извинитесь перед ребенком и скажите, что постараетесь все исправить. Начните с малого — откажитесь от принуждения и физической агрессии, если они есть, предложите ребенку прав голоса и старайтесь выбирать выражения.
Для ребенка естественным " полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано.
Для того, чтобы предупредить агрессию в школе, в классе нужно создать такую атмосферу, чтобы у детей не возникало чувство недовольства, желания обидеть одноклассника.
Проанализируем базовые потребности человека: потребность в любви и в чувстве собственного достоинства, потребность ощущения значимости собственного Я.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Эмерсон, американский мыслитель XIX века, говорил, что секрет успешного воспитания лежит в
уважении к ученику.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель должен строить по этому принципу:
• быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;
• уважать личность ученика, его интересы и чувства;
• хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине.
• совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
• "мажор" (положительный эмоциональный настрой).
Эти принципы эффективнее реализовывать с детьми, которые бывают вместе не только на уроках, но и во внеучебное время: совместные игры на природе, походы, восхождения на вершины гор, регулярные лыжные походы.
В такой обстановке трудности в учебе не приводят к деформации личности подростка, к возникновению чувства неполноценности. Подросток чувствует себя защищенным в кругу равных себе, потому что имеет возможность проявить себя в походе, на лыжне, показать свою ловкость и смелость, оказать помощь менее ловким и ощутить собственную значимость.
Предотвратить буллинг в детском коллективе поможет тренинг:
Разминка. "Любимое занятие".
Педагог - У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: "Я люблю...."
Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Педагог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.
Упражнение «Любовь и злость»
Инструкция учащимся: «Представьте, что сейчас вы разговариваете с тем, на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что вы на него рассердились. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что вы ожидали от него. Поговорите с ним про себя, так, чтобы никто не мог услышать. Скажите четко и точно, что именно рассердило вас.
Скажите человеку, с которым вы разговаривали, что вам в нем нравится, причем как можно конкретнее. Подумайте о том, кто в группе вас иногда злит. Представьте, что вы подходите к этому человеку и четко и конкретно говорите ему, чем он вывел вас из себя. Мысленно опять подойдите к этому человеку и скажите ему, что вам нравится в нем. Откройте глаза и оглядите круг. Внимательно посмотрите друг на друга.
Поделитесь чувствами и эмоциями, которые вы испытали во время выполнения упражнения. Расскажите, что вы пережили в своем воображении».
Упражнение «Покажи ситуацию»
Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары. На подготовку парам дается (2 мин).
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали, когда представляли ситуации?
• Всегда ли понятно то, что происходит, если мы просто смотрим на ситуацию?
• Что хотелось сделать больше всего?
• Почему так важно точно говорить, что именно происходит?
• Когда проще помочь в ситуации, которая может произойти?
Завершение.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.
• У нас не выясняют отношения с кулаками.
• Не оскорбляют друг друга.
• Не смеются над чужими недостатками.
Педагог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас. Итог занятия.
Упражнение "Спасибо за прекрасный день"
Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: "Спасибо за приятный день!"
Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство, формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков, приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе. Улучшится социальное самочувствие. Список использованной литературы:
1. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.
2. Хухлаев О.И. Не такой, как все. // Школьный психолог. - 2008, №3.
3. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.
4. Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. - СПб.:Питер, 2007
5. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступa:http://www.sexology.narod.ru/info18.html
6. http://www.proshkolu.ru
7. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. Довиденко А.Е. и др. -Екатеринбург: «Семья детям», 2014.
© Гураль А.И., 2024
УДК 37
Дангатаров К.,
старший преподаватель кафедры туркменского языка.
Меретдурдыев М., преподаватель кафедры педагогики. Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Аннотация
Учитель - это человек, который организует и осуществляет воспитательную работу школы. Педагог