Научная статья на тему 'Как провести исследовательский марафон'

Как провести исследовательский марафон Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательский марафон / проектная работа / краеведение / соучастное проектирование / гибридный формат / «Краефест» / рефлексия / обратная связь / research marathon / project work / local studies / collaborative design / hybrid format / Kraefest / reflection / feedback

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глазунова Оксана Владимировна

Статья раскрывает некоторые особенности организации и проведения исследовательских (проектных) марафонов как современного гибридного формата в области сетевого партнерства, товарищества (краеведение). Представлен формат марафона, как возможного транслятора и пикового события в жизни краеведческих сообществ и клубов. Статья продолжает публикации о событиях и мероприятиях «Краефеста» и общественной проектно-исследовательской лаборатории «Топос. Краеведение». Даны актуальные ссылки на архивные страницы и методические материалы Марафона 2021, 2022 и 2023 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Run a Research Marathon

The article reveals some features of organizing and holding research (project) marathons as a modern hybrid format in the field of network partnership and collaborations (local studies). The marathon format is presented as a potential transmitter and a peak event in the life of local history and culture communities and clubs. The article continues the series of publications on the events and activities of Kraefest and the public project-research laboratory “Topos. Local Studies”. Current links to archived pages and methodological materials from the Marathons 2021, 2022, and 2023 are provided.

Текст научной работы на тему «Как провести исследовательский марафон»

Краефест

Глазунова

Оксана

Владимировна,

руководитель общественной проектно-исследова-тельской лабораторией «Топос. Краеведение», разработчик программы Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест (Топос)» и куратор организационного штаба Исследовательских марафонов «Краефест (Топос)» Е-шаП:

[email protected] Сайт:

https://mytopos.su/ Группа в VK:

https://vk.com/mytopos

Как провести

исследовательский

марафон

How to Run a Research Marathon

Аннотация. Статья раскрывает некоторые особенности организации и проведения исследовательских (проектных) марафонов как современного гибридного формата в области сетевого партнерства, товарищества (краеведение). Представлен формат марафона, как возможного транслятора и пикового события в жизни краеведческих сообществ и клубов. Статья продолжает публикации о событиях и мероприятиях «Крае-феста» и общественной проектно-исследовательской лаборатории «Топос. Краеведение». Даны актуальные ссылки на архивные страницы и методические материалы Марафона 2021, 2022 и 2023 года.

Ключевые слова: исследовательский марафон, проектная работа, краеведение, соучастное проектирование, гибридный формат, «Краефест», рефлексия, обратная связь

Abstract. The article reveals some features of organizing and holding research (project) marathons as a modern hybrid format in the field of network partnership and collaborations (local studies). The marathon format is presented as a potential transmitter and a peak event in the life of local history and culture communities and clubs. The article continues the series of publications on the events and activities of Kraefest and the public project-research laboratory "Topos. Local Studies". Current links to archived pages and methodological materials from the Marathons 2021, 2022, and 2023 are provided.

Keywords: research marathon, project work, local studies, collaborative design, hybrid format, Kraefest, reflection, feedback

Глазунова Оксана Владимировна

История вопроса

Кемеровская земля. Проводится очередное совещание (выездное) руководителей и заместителей руководителей региональных и муниципальных центров, курирующих работу по туризму и краеведению. Очень разные люди. Разный опыт. В неформальной программе обычно самые активные амбассадоры туризма. Хотя сами себя обычно они позиционируют как не просто туристы, а туристы и краеведы. Именно там, в декабре 2020 года родилась идея проведения исследовательского марафона как нового формата проведения больших краеведческих событий.

К тому времени уже два года существует лаборатория «Топос. Краеведение», предложившая профессиональному сообществу программу «Топос. Краеведение». Программу подхватили отдельные энтузиасты, краеведы-практики, и даже предложенная и разработанная нами модель и программа развития детско-юношеского исследовательского центра «Точка варения» (Москва, Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», Колледж «26 КАДР», центр дополнительного образования) в адаптированном виде вошла в перечень типовых площадок для создания новых мест в дополнительном образовании (врамках национальной программы «Образование», туристско-краеведческое направление) под названием «Топос».

Программа «Топос. Краеведение» направлена на укрепление позиции КраеВедения сегодня. «Золотой век» краеведения 20-х годов прошлого столетия породил определенный тип форматов работы, позволивших готовить специалистов новой индустриальной России (геологов, археологов, почвоведов, мелиораторов, специалистов лесного хозяйства, культуры, науки), которые помогли молодому государству провести «ревизию» ресурсов (природных, социальных) и привести страну к формату развитой индустриальной мировой державы. Свой «золотой век» краеведы 20-х годов начинали в ситуации, когда по данным Росстата основное население страны составляли сельские жители. И только в конце 50-х — в начале 60-х происходит выравнивание численности жителей города и деревни. И уже потом — гигантский рост городского населения и стремительное снижение численности деревенского.

Почему это так важно для нас, краеведов?

Во-первых, вся образовательная система СССР выстраивалась (как осознанно и объективно, так и без должной рефлексии) под складывающуюся экономику. И не случайно, когда в экономике

Oksana

Glazunova,

Head of the Public Project-Research Laboratory "Topos. Local Studies", Developer of the program of the All-Russian Festival of Local History and Culture Associations "Kraefest (Topos)", and Curator of the organizational staff of the Kraefest (Topos) Research Marathons

усиливался кризис, он «тянул» за собой и сложившийся уклад в образовательной системе, во всех ее проявлениях и сферах.

Во-вторых, поиск новых форм и современные технологии (не только информационные, но и инженерные, строительные, инфраструктурные. логистические и т. д.) требуют тщательного изучения: междисциплинарного, комплексного, системного. И сегодня, как и сто лет назад, точно также есть запрос на проведение «ревизии» существующих ресурсов (не только материальных, социальных, культурных).

Это вызов для современных краеведов и их историческая и культурная миссия — провести «ревизию» и подсветить дороги, ведущие в созидательное и конструктивное будущее. Помним, что новый складывающийся экономический базис, диктует новые правила игры, требует новых «производственных» отношений. И миссия краеведов — помочь нашему обществу выстроить свое развитие грамотно, системно, на основе комплексного межпредметного подхода.

Появление слова «краеведение» связано с периодом «золотого века» краеведения. Именно тогда появилось это слово, описывающее новый подход (до этого, в царской России, эта область называлась «родиноведение»). Сегодня есть множество различных инициативных групп, которые, собственно, и занимаются современным новым краеведением, но зачастую пытаются найти новые слова, которые отделяют их от ретроградной трактовки этого термина.

Так, например, на непаханом поле городского краеведения расцвел урбанизм. И наши ретро-краеведы прямо открещиваются от него — это не краеведение. Да. Этот термин пришел из культурной среды художников, архитекторов. Но в очень прикладном понимании — это про традиции культурного ландшафта городов, про их изменение и развитие (в связи, кстати, с изменением жизненного уклада городского жителя). Урбанисты подарили нам, краеведам, прекрасные смыслы, связанные с изучением, проектированием и развитием городской среды, работы с местными городскими сообществами, технологию «соучастного проектирования», новое видение библиотек, парков, музеев, общественных пространств и т. д.

Возникают и распространяются такие формы работы и направления (треки): «промышленный туризм», «образовательный туризм», «исследовательское краеведение» и т. д. Фактически мы наблюдаем и живем в эпоху формирования культурного контекста и словесного, терминологического описания многих образовательных парадигм, в том числе и в области краеведения.

Можно констатировать тот факт, что форматы работы в туризме и краеведении за прошедшие сто лет сильно изменились из-за того, что: • изменился состав населения и культурные нормы и правила, присущие городским и сельским жителям;

• в самом городе сильно изменился принцип его организации. XX век — индустриальная эпоха, и сердце города, градообразующие предприятия — это заводы, фабрики. А что сейчас? Век рождения и расцвета Мегаполисов. А как должен жить город? Где удобнее развивать новые предприятия, производства? Мегаполис? Город? Новые деревни? Ух ты! Сколько вопросов для КраеВедов!

Теперь взглянем на определение краеведения, которое предложил Шмидт в 90-х годах XX века [Краеведение, 2016]:

«Краеведение, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта — от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома гл. обр. силами местного населения. К. опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретич. науч. положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного историч. опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций. К. — комплексное знание, объединяющее элементы ряда науч. дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) К. — историческое, литературное, географическое К. и др. Как учебная дисциплина К. включается в школьные программы, преподается в вузах»

Очень актуальное определение, на которое опирается программа «Топос. Краеведение»: «Программа «Топос. Краеведение» — о синтезе традиционного подхода краеведов, исследователей и современного экосистемного подхода к развитию открытых образовательных сред, о подготовке наставников и научных руководителей, об организации современного молодежного краеведческого движения подростков и молодежи» [Глазунова и др., 2020].

Вернемся к Кемеровскому совещанию декабря 2020 года. Конечно, в неформальной части совещания велись очень живые дискуссии и споры. И вот однажды я услышала: «Вот, Оксана Владимировна! Вы так красиво говорите! И мы бы вас, конечно, поддержали, но вы покажите, как это на практике? Что значат эти ваши новые направления, новые форматы?!»

И я сказала: «Хорошо! Вот давайте попробуем! Я возьмусь провести Фестиваль краеведческих объединений по-новому!» И я даже не могла себе представить, с каким комплексом проблем придется столкнуться и решать «на ходу», в быстро изменяющемся мире, обстановке! Один из сильно влияющих факторов — это ковид и все ограничения, дистанты и прочее, что было связано с жизнью в ковидное время.

Итак, о родившемся фестивале «Краефест», который идет круглый год:

Это вообще нельзя назвать мероприятием. Это целая огромная жизнь с различными пиковыми событиями, периодами затишья, периодами осмысления, мечтаний, экспедициями, встречами, подготовками, тренингами, образовательными модулями, рефлексиями, исследованиями и прочее. Все это «Краефест».

А Исследовательский Марафон — это пиковое событие, собирающее под определенные цели и задачи разные команды, очень разных людей: специалистов, профессионалов, наставников, новичков, старичков, взрослых, детей, молодежь...

В этой статье расскажу о том, как наша команда проводит Марафон, на какие технологии, приемы обращает внимание при подготовке и проведении. Но сразу отмечу, что сам формат Марафона очень хорошо транслируется и адаптируется под те задачи и цели, которые ставит перед собой команда организаторов.

Исследовательский марафон — отличный формат для технологий соучастного проектирования, потому что большое внимание в нем уделяется самоорганизации, самоуправлению и созидательному характеру принимаемых решений в проектной (или исследовательской) работе.

Из архива мероприятий фестиваля краеведческих объединений «Краефест»

15.03-15.04.2021

Исследовательский марафон-2021: https://kraefest.ru/marathon2021

Проводился как школьный этап Всероссийского фестиваля краеведческих объединений. Официальный организатор: Центр детско-юношеского туризма и краеведения ФГБОУ ДО ФЦДО.

15.03-15.04.2022

Исследовательский марафон-2022: https://kraefest.ru/marathon2022

Проводился как федеральный этап Всероссийского фестиваля краеведческих объединений (тематический поток «Замысел»). Официальный организатор: Центр детско-юношеского туризма и краеведения ФГБОУ ДО ФЦДО.

01.04-30.04.2023

Сетевой открытый межрегиональный исследовательский марафон «Замысел. Краефест»: https://kraefest.ru/marathon2023

Итоговые работы финалистов: https://maraphon2023.kraeved.press/festival. Проводился как региональный этап Всероссийского фестиваля краеведческих объединений. Официальные организаторы: ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодежи» (Ульяновская область), ГАНОУ СО «Дворец молодежи» (Свердловская область), ГБУ ДО «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» (Нижегородская область), научно-методический журнал «Исследователь/Researcher», межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», общественная проектно-исследовательская педагогическая лаборатория «Топос. Краеведение».

Что такое исследовательский марафон. Понятие треков, этапы, СОТы

Про самый первый исследовательский марафон уже была пу-бликациявжурнале«Исследователь/Researcher» [Глазунова,2022]. Очень радостно, что те команды, которые начинали как участники, теперь самостоятельно проводят свои собственные марафоны:

• марафон «Открываем мир» как первый этап проведения Международных интеллектуальных игр, 2022 (Якутия). Куратор методической программы Марафона — Обухов А. С., трекер первого исследовательского марафона «Краефест-2021»;

• дебесский проектно-исследовательский марафон «Краефест. Дебесы» (Удмуртская республика, муниципальное мероприятие, декабрь 2022 — январь 2023). Организатор Марафона — Югова И. С., наставник команд Марафона «Краефест-2021», трекер Марафона «Краефест-2022»;

• летние профориентационные марафоны в Ульяновском Дворце творчества детей и молодежи, лето 2023. Организаторы и кураторы программы: Галушкина Т. В., директор Алексеева Т. В., зам директора ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодежи» (Ульяновская область);

• краеведческий марафон экскурсий (Нижегородская область), организатор — центр детско-юношеского туризма и краеведения, ГБУ ДО «Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», весна-лето 2023 год. Организаторы Марафона: Грузинцев С. Ю., руководитель ЦДЮТК и Жаббарова Г. Р., педагог-организатор ГБУ ДО РЦ «Вега».

Наша команда разработала программу подготовки организаторов проведения Марафона, которые самостоятельно адаптируют формат проведения для своих образовательных, исследовательских и проектных задач.

Слово Марафон у большинства образованных людей естественно ассоциируется с легендой про греческого воина, который пробежал без остановок от города Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков над персидским войском, и конечно с марафонскими дистанциями, ставшими неотъемлемой частью Олимпийских игр. Однако слово марафон, часто используют и тогда, когда хотят с помощью образов и ассоциаций разъяснить сложность выполнения какой-то задачи на протяжении длительного промежутка времени, как много сил и энергии уходит на ее выполнение, когда требуется разъяснить, что дело, за которое вы беретесь, требует большого темпа и усилий. В словаре русского языка (толково-словообразовательный) Т. Ф. Ефремова определяет следующие значения слова Марафон:

1) м. разг.

а) Марафонский бег.

б) Состязание конькобежцев, лыжников и т. п. в беге на длинные дистанции.

в) Длительное, многоступенчатое состязание, соревнование в чем-л.

2) перен. Какая-л. продолжительная деятельность, длительная кампания и т. п.

Собственно, понятие марафон в переносном смысле нами и используется. В последнее время марафонов проводится великое множество. Например, в области ЗОЖ — марафоны здоровья (всякого рода диеты, тренировки и т. д.), марафоны как предпринимательские тренинги, тренинги личностного роста — когда под руководством опытных инструкторов, консультантов и тренеров, участники осваивают новые области. Вот примеры марафонов, которые были актуальны и проходили в 2022 году, в том числе и марафоны «Краефеста».

Рисунок 1. Многообразие марафонов от разных организаторов

Провести марафон в 2021 году нас подтолкнула и ситуация с ограничениями по проведению очных мероприятий, связанная с ковидом. «Говорящие головы» преподавателей не нравились ни школьникам, ни родителям, ни самим преподавателям. Марафон же дал возможность провести работу в смешанном режиме: частично в онлайн, частично в офлайн.

Исследовательский марафон оказался наиболее удачным форматом для проведения общих согласованных действий между удаленными командами, а также позволил привлекать специалистов по различным профилям для консультаций по актуальным и современным направлениям краеведческих работ и исследований.

Исследовательский марафон — наиболее удачный формат работы региональных мероприятий:

• гибридный формат; • использование совместных ресурсов;

• доступ к удаленным территориям; • сетевое взаимодействие.

• «живой дистант» (не говорящая голова);

Марафон — сложное комплексное мероприятие, в котором участвуют добровольно и без принуждения. Именно поэтому, требуется новая не директивная система управления, где принятие решений делегируется разным участникам: командам, наставникам, трекерам. Чем больше участников марафона, тем больше потребностей в определенном цифровом сервисе сопровождения проектной деятельности, в котором не просто «спускаются» директивные распоряжения, и «экспертные оценки». Управление таким мероприятием скорее напоминает управление игрой: задаются правила, задаются нормы «честной игры» и дается свобода принятия ответственных решений.

В марафоне победитель тот, кто «добежит» до финиша!

Удивительным эффектом для нас, как организаторов, стало то, что некоторые команды из отдаленных поселков, небольших городов, которые ярко и эффективно работали на Марафонах, стали не просто «хорошими командами», но и определенными смысловыми «хабами», которые стали задавать культурные нормы в своей среде, в своем топосе, наставники становились значимыми и узнаваемыми в профессиональных кругах не только своей школы, своего клуба, своего поселка, но и в других регионах.

Сетевая топология компьютерных сетей, стала прообразом складываемой сетевой модели организации современного деятельного сообщества.

Краткая характеристика формата «Марафон»

• смешанный (гибридный формат);

• проходит примерно месяц (оказалось это оптимальная длительность для получения значимого результата и не только);

• погружение (в нашем варианте в исследовательскую проектную деятельность);

• определяются направления (треки) и ведущие (трекеры);

• темы и расписание формируются внутри трека;

• определяется и задается норма проектной деятельности (в виде этапов с четкими критериями — чего нужно достичь на каждом этапе);

• образ результата и форма предъявления результата работы команды;

• задается система оценивания (может быть сложной, накопительные баллы);

• техническое сопровождение (онлайн встречи, цифровой сервис, где собираются результаты и социальная сеть для коммуникаций и взаимодействий);

• оргштаб: курирует трекеров, консультирует наставников, решает оргвопросы;

• принципы и правила (приоритет);

• СОТы (сетевое образовательное товарищество) как форма взаимодействия и коммуникации между командами.

Организационная структура Марафона

Проектная команда — главная «ячейка» Марафона. У каждой команды есть наставник.

Наставник — часть команды. Ведь он вместе с командой работает над проектом, исследованием. Просто у него немного больше опыта.

В Марафонах «Краефеста» часто встречаются такие случаи, когда наставники, вместе с командой начинают работать в таком треке, который и для них является новым и неизведанным.

Команды вместе с наставником выбирают свой трек — направление, в рамках которого они будут делать свою работу. Как правило, для марафона, в котором участвуют от 500 до 1000 человек таких треков может быть 8-10. То есть в каждом треке примерно 10-15 команд.

Работу трека курирует ведущий трека — трекер. Трекер — это профессионал именно в этом направлении краеведения. Важно, чтобы этот человек сам реализовывал эффективные и содержательные программы, проекты и исследования в данной области. Это — не обязательно педагог. Это может быть предприниматель, краевед, исследователь, музейный специалист, археолог, палеонтолог и т. д. Главное, чтобы этот человек был компетентен в содержании трека и мог реально подсказать что-то командам, поделиться своим опытом. У каждого трекера, как правило, есть помощник, который держит в фокусе внимания организационные вопросы: время встреч и техническую подготовку встречи трекера и команд, курирование рабочих чатов, поступающих вопросов и своевременность ответов на них, курирование тайминга и этапов работы над проектом и т. д.

Оргштаб марафона тоже имеет сложную структуру. Например, есть 2-3 человека, которые отслеживают организационное сопровождение:

• создание цифровой среды сопровождения (группы в ВК, чаты, еженедельные видеобъясняшки и разъяснения, отслеживание и ответы на вопросы, организация общих событий и отдельных встреч в онлайн, протоколы на каждом этапе марафона);

• формирование разъяснительного и методического медиаконтента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение отдельных встреч и консультаций для разных орггрупп: трекеров, наставников, волонтеров;

• подведение итогов, рассылка грамот и возможных призов, благодарностей, писем и т. д.

Глазунова Оксана Владимировна

Решения по Марафону, связанные с содержанием и методическим сопровождением, принимает сбор трекеров и оргштаб.

Все решения, которые касаются непосредственно работы команды, принимает команда со своим наставником. Это связано и с методами и технологиями, которые команда использует в работе над своим проектом, и с формой организации рефлексии и обсуждения, и со временем — сколько, когда, где и как работает команда. То, что говорит трекер, является для всех только рекомендацией, ведь ответственность за результат находится в зоне влияния самой команды и ее участников.

Марафон — это динамическая система, и поэтому часто приходится принимать решения, исходя из разных факторов и условий существования команд. Для каждой команды эти условия очень разные: климат, место проживания, доступность интернета, доступность ресурсов, занятость и загрузка участников, погода, уровень подготовки и т. д.

И все-таки существуют правила, которые прописаны в Регламенте. И на эти правила ориентируются все участники: и оргштаб, и трекеры, и наставники, и участники. Для того, чтобы изменить то или иное правило, должны быть очень веские причины у большинства заинтересованных сторон.

Кстати, в этом Марафон напоминает игру, где есть правила, но есть и большой выбор для игроков (участников), где они самостоятельно принимают решения и определяют локальные правила, нормы для взаимодействия, принципы принятия решений.

В Регламенте прописаны основные этапы и реперные точки для Марафона. Каждый этап имеет четкий образ, что должно получиться на этом этапе. При этом команда сама определяет свой темп и степень участия в каждом этапе.

Рисунок 3. Этапы исследовательского Марафона «Замысел. Краефест». 2022 г.

О рефлексии и обратной связи

Давайте разберемся! Оценка, обратная связь и рефлексия. Есть ли разница? И почему одно ругают (оценку), а другое приветствуют (рефлексию)?

В последнее время в педагогической среде и в родительском сообществе часто ругают систему оценок — когда за какое-либо задание (действие) ребенок получает оценку (баллы). Как об альтернативе часто говорят о критериальном оценивании или качественной обратной связи в формате рефлексии.

Спор об этом напоминает спор о том, что лучше «молоток», «шуруповерт» или «инструмент для производства дырок в стене».

Существуют разные формы обратной связи об успешности той или иной деятельности, событии, в том числе выполнения проекта, исследования, решения определенных задач. Обстоятельства, характер деятельности, уровень доверия, уровень мастерства требуют в различных ситуациях разных видов этой обратной связи. В ситуациях, где требуется сохранить высокий темп, например тестирование оборудования или прохождение дистанции на соревнованиях, сложно себе представить обстоятельный и детальный, затянувшийся разговор. И наоборот: представьте себе приятный летний вечер, костер, вы сидите со своими воспитанниками или коллегами, неспешно и обстоятельно разбираете проведенное мероприятие или поход — что получилось, что нет, кто внес какой вклад и т. д. В нашей педагогической копилке должны быть разные способы проведения рефлексии и обратной связи, в том числе и быстрые, и неспешные, и многокритериальные, и ассоциативные, и зачетные... В этом смысле оценка — упрощенная форма (самая простая и быстрая) критериального оценивания. Но общее для всех видов обратной связи — это договор между всеми участниками — что значит каждый критерий или каждый балл. Ведь если этого понимания нет, то и нет и внятного аргументированного возражения и, собственно говоря, нет никакого оценивания и обратной связи. Стороны друг друга не слышат.

В Марафоне есть разные виды обратной связи: для всех (они прописаны в Регламенте) и внутри группы (могут быть очень разные). В команде организаторы рекомендуют проводить более детальный разбор полетов хотя бы 2-3 раза за Марафон.

На каждом этапе в Марафоне свои формы обратной связи (закрепленные в Регламенте), которые относятся к конкретному результату команды для этого периода работы на Марафоне.

Глазунова Оксана Владимировна

Формы обратной связи

Этап на Марафоне Вид обратной связи и количество баллов, которые команда получает после каждого этапа. Закреплено в Регламенте

Первый этап. Связан с представлением команды о себе, с кратким анализом себя — зачем она участвует в этом событии, почему выбрала тот или иной трек. «Визитка проекта/исследования» Самооценка, но не больше 12 баллов. Команда самостоятельно выставляет баллы по заданным критериям

Второй этап. Команда уже начала работать над своим проектом, сформировала образ результата своей работы в выбранном треке и представляет этот замысел перед другими командами. Основная задача для команды — к концу этого этапа либо «приземлить» свой проект, либо, наоборот, выйти за пределы стандартного понимания решения поставленных задач. На этом этапе проводим конференцию, где команды в процессе конференции выступают одновременно и в роли автора проекта, и в роли критика (судьи, оппонента), и в роли защитника. Конференция «АЗС» Взаимооценка команд, но не больше 10 баллов. Взаимооценка происходит в группах по 3-5 команд (СОТы), и принимается коллективное решение о выставлении баллов другим командам по заданным критериям. За время проведения Марафонов не было ни одного случая апелляции по данному виду оценивания!

Третий этап как продолжение предыдущего этапа. Команда самостоятельно работает над проектом. Трекер выступает консультантом и отвечает на вопросы команд, обращает внимание на пути решения проблем. «Дело» Без оценок в виде баллов происходит внутренняя рефлексия в команде вместе с наставником. Выбор форм рефлексии определяет наставник и сама команда

Скорее не этап, а возможность получить во время Марафона бонусные баллы за «Дневник марафона» Возможность получить бонусные баллы за ведение дневника — это еще одна форма саморефлексии (при ведении дневника в виде блога, текста и т. д.), и самоанализ внутри команды — насколько хорошо это получилось. Самооценка (по регламенту), но не больше 10 баллов

Заключительный и самый важный этап, связанный с представлением результатов перед внешней аудиторией — перед другими командами, трекерами, приглашенными друзьями, экспертами. «Защита» Взаимооценка, экспертная оценка (критериальная), не более 25 баллов

4ый исследовательский марафон

' - - Ж Всероссийский фестиваль VI

I краеведчески* объединений

КраеФест ч

Ду*а« гибмм. имепу» локально' и»

■ ^ ч 4

пвательский марзФоН

Исследователе

В рамках данной статьи сложно рассказать обо всех нюансах. Поэтому, хоть и в Регламенте марафона обычно довольно четко прописываются все критерии, сроки, но всегда рекомендуется включать здравый смысл, учитывать особенности каждого члена, специфику, а не просто следовать шаблону и инструкциям — это ответственность наставника.

И еще: в Марафоне каждый, кто дошел до финиша, то есть сделал свой проект (исследование) — в числе лауреатов. Потому что самое главное — это не место, не баллы, а полученные результаты, товарищество, взаимодействие, социально-значимое действие, которое получается от реализации проекта.

Мы не отказываемся от мест. Но решение выделить какие-то команды из числа других делается не по подсчету баллов, которые команда набрала за Марафон. Баллы остаются с командой. Решение о том, что команда заняла какое-то место принимает совет трекеров — специалистов. И это фактически признание в профессиональной среде результатов работы команды. А набранные баллы — это повод для проведения внутренней ревизии. Совпадает ли твоя самооценка или оценка тебя другими, равными тебе по статусу участниками, с мнением экспертов, которые действительно добились значительных результатов в своих треках в профессиональной среде. Иногда встречаются команды, которые сильно завышают мнение о себе, но мы заметили, что как правило, это команды, где наставник не допускает команду до принятия решений и самостоятельно выставляет все баллы, формально подходя к делу (иногда, как не грустно это звучит, за диплом или грамоту). Но большинство команд и та среда, которую они задают — это благоприятная, деловая, критическая атмосфера, рабочая обстановка.

В этой статье не отражены многие аспекты. Например, индивидуальная траектория участников в рамках командного взаимодействия. Более подробно нужно осветить технологию организации СОТ (сетевое образовательное товарищество) в рамках Марафона. Некоторые аспекты организации СОТ описаны в статье «Исследовательский марафон Краефеста 2021» [Глазунова, 2022].

В 2022 году была разработана программа подготовки организаторов исследовательских и проектных марафонов. Было подготовлено более 150 организаторов таких мероприятий, которые проводят свои Марафоны, используя как базовый формат или его отдельные элементы, наш исследовательский Марафон. Мы приветствуем данное начинание. И существует возможность организовать подготовку команд для проведения таких Марафонов с привлечением организаторов, которые могли бы поделиться своим опытом, из разных регионов.

А в качестве эпилога — небольшой бонус, наш чек-лист подготовки Исследовательского Марафона 2023 года.

Чек-лист подготовки Исследовательского Марафона 2023 года

Трекеры

1.1 Определение актуальных и интересных направлений для треков. Предварительные переговоры с потенциальными трекерами Начинается за полгода до Марафона, иногда раньше

1.2 Работа с трекерами по подготовке программы на Марафон, которая включает: • анонс трека: возможные направления проектов и исследований (видеовизитка на 2-3 минуты и текст для размещения на сайте на 2-3 абзаца); • подготовку тем и форм представления материала (обычно это 15-30 минутные блоки, содержательный видеоконтент с предварительным пониманием в какой последовательности его можно давать, расписанные примерные темы и форматы мастер-классов и возможный график открытых консультаций); • встречи с трекерами и их помощниками по обсуждению этапов и примерное представление образов результатов команд на каждом этапе; • заключение договоров (если есть ресурсы); • подготовку онлайн-площадки для работы команд в данном треке (у нас есть примерный шаблон того, как должна выглядеть эта группа ВКонтакте, но трекер вправе внести изменения). Иногда набор идет не через официальную регистрацию, а через ВКонтакте или «сарафанное радио», а потом уже идет регистрация. У нас сложился принцип «открытой регистрации» — можно зарегистрироваться и после старта, только от тебя зависит — догонишь ты или нет, главное, не нарушать темп других участников

Наставники и команды

2.1 Предварительная встреча с потенциальными наставниками, рассказ о том, как будет проходить Марафон конкретно в этом году. Предварительное обозначение возможных треков Обычно в ноябре — декабре, за 2-3 месяца до старта Марафона

2.2 Образовательный модуль по подготовке наставников или серия онлайн-семинаров для наставников. Иногда среди наставников мы находим потенциальных трекеров, помощников, волонтеров В течение месяца, 3-5 встреч для актива

2.3 Встреча «Накануне» Примерно за неделю до старта с подробным разъяснением о регистрации и выборе треков

2.4 Клубные встречи «Наставник». Проходят в открытом режиме с трансляцией и размещением записи в свободном доступе для тех, кто не смог присутствовать в это время. На встречу допускаются любые члены команды! Три встречи за Марафон: • после первой недели; • после второй; • и после окончания Марафона (рефлексивная по всему Марафону)

2.5 Сопровождение в чате «Вопросы» Ежедневно во время Марафона

Медиа и цифровое сопровождение

3.0 Разработка брендбука Марафона: логотипы, фоновые картинки, надписи, заготовки под фоны, дизайн всех групп, сайтов За 3 месяца до начала (желательно), но иногда что-то меняется на ходу

3.1. Создание посадочной страницы с размещением актуальной информации: регламент, информация обо всех треках, трекерах, организаторах, актуальных ссылок на все чаты, группы За 1-2 месяца до старта. Не позднее 1 февраля

3.2 Настройка среды цифрового сопровождения под заданный Регламент: https://maraphon2023.kraeved.press/festival (можно заменить другим, если есть, или появится необходимость создавать «протокольную службу» для сбора предварительных результатов, что очень сильно увеличивает потребность в количестве оргштаба, занятого рутинной и монотонной работой, которую может выполнить цифровое приложение) Тестирование должно закончиться за 2-3 недели до начала. Начало работ — не позже, чем за 2-3 месяца до старта

3.3 Запись роликов с объяснениями на всевозможные темы, например: • как работать с сервисом сопровождения; • как зарегистрировать проект; • что значат те или иные критерии для каждого этапа Получается 20-40 за марафон

3.4 Публикация основных тегов для поиска публикаций ВКонтакте и возможности их репоста на главную страницу Марафона В течение марафона — публикации на главной странице ежедневно, иногда по несколько в день. Есть примерный график публикаций и порядок «закрепленных постов» (медиа-план)

3.5 Подготовка и проведение старта (официального открытия) Трансляция не больше 15-30 минут. С чатом участников. Не скучные говорящие головы! Должна быть динамика! Поэтому готовим заранее, хотя бы за пару недель

3.6 Проведение закрытия (финиша). Закрывается возможность выставлять баллы. После закрытия проводится сбор трекеров и объявление результатов позже (но не более чем через неделю после финиша)

Работа оргштаба

4.1 Поиск ресурсов и партнеров. Внесение в регламент основных организаторов За 3 месяца до старта должно быть все определено

4.2 Координация всего, что написано выше и «затыкание дыр», привлечение дополнительных ресурсов, энергии, задора В течение всего срока подготовки и проведения

4.3 Координация всех договоров и прочая бумажная работа

4.4 Формирование итогового протокола, доведение результатов до всех команд, размещение на всех официальных ресурсах

4.5 Подписание, рассылки всех дипломов и прочее

4.6 Подумать, что дальше! Наша задача — не провести Мероприятие, а провести пиковое событие для целого сообщества энтузиастов, поэтому Марафон обычно дает старт какой-то программе (летним экспедициям, большим краеведческим программ), либо подводит его итоги!

Краеведение — удивительный мир. Среди краеведов вы встретите людей удивительных профессий и специальностей — археологов, экскурсоводов, режиссеров, журналистов, библиотечных работников, архивариусов, туристов, игротехников, исследователей, учителей, ученых, геологов, предпринимателей, экономистов, художников, урбанистов, поэтов. Мир вокруг нас — очень разный, и краеведение, как наш топос, наша среда обитания, может играть разными красками научных знаний, житейских компетенций, наблюдений и опыта. Ни одно серьезное изменение общества не обходится без комплексного междисциплинароного подхода команды специалистов из совершенно разных областей. Миссия КраеВедов — создавать такие команды, которые способны подарить своим землякам дорогу в будущее созидания и надежного товарищества. Ш

Литература:

Глазунова, 2022 — Глазунова О. В. Исследовательский марафон Краефеста 2021 // Исследователь/Researcher, 2022. № 1-2 (37-38). С. 68-85.

Глазунова и др., 2020 — Глазунова О. В., Обухов А. С., Проценко Л. М., Кожаринов М. Ю. Концепция «Топос». Исследовательское краеведение // Исследователь/Researcher, 2020. № 1(29). С. 46-87.

Краеведение, 2016 — Шмидт С. О. Краеведение // Большая российская энциклопедия [электронный ресурс], 2016. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2105499 (дата обращения: 25.07.2024).

0ЙКЙ0

Видео о завершении Исследовательского марафона «Замысел. Краефест-2023»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.