Научная статья на тему 'Лабораторная работа. Обобщая опыт ведения ПИПЛ (проектноисследовательской педагогической лаборатории)'

Лабораторная работа. Обобщая опыт ведения ПИПЛ (проектноисследовательской педагогической лаборатории) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / исследование / наставнические практики / наблюдение / упаковка / тренд / педагогическая лаборатория / ПИПЛ / Краефест / опыт / project / research / mentoring practices / supervision / design / trend / pedagogical laboratory / PIPL / Kraefest / experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленская Мария Михайловна

Изучая историю края, традиции, местные особенности, мы часто обращаемся в прошлое и мало мечтаем о будущем. Хотелось бы организовать общее поле проектов, исследований, чтобы они, подобно элементам мозаики, собирали наши представления о том, как развивать будущее, свой край. Чтобы складывались комплексные программы, которые уже сейчас изменят нашу жизнь, чтобы разные проектные и исследовательские группы в духе кооперации и созидания стали значимыми и заметными драйверами региона создан сборник «Проектно-исследовательская педагогическая лаборатория «Топос. Краеведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laboratory Work. Summarizing the Experience of Managing PIPL (ProjectResearch Pedagogical Laboratory)

Studying the history of the region, traditions, and local peculiarities, we often turn to the past and dream little about the future. It is of great desire to organize a common field of projects and research so that, like the elements of a mosaic, they collect our ideas about how to develop the future, our region. In order to develop comprehensive programs that will change our lives right now, so that different project and research groups in the spirit of cooperation and creation become significant and noticeable drivers of the region, the Project-Research Pedagogical Laboratory “Topos. Local Studies” was created.

Текст научной работы на тему «Лабораторная работа. Обобщая опыт ведения ПИПЛ (проектноисследовательской педагогической лаборатории)»

Ленская Мария Михайловна

Лабораторная работа. Обобщая опыт ведения ПИПЛ (проектно-исследовательской педагогической лаборатории)

Laboratory Work. Summarizing the Experience of Managing PIPL (Project-Research Pedagogical Laboratory)

Аннотация. Изучая историю края, традиции, местные особенности, мы часто обращаемся в прошлое и мало мечтаем о будущем. Хотелось бы организовать общее поле проектов, исследований, чтобы они, подобно элементам мозаики, собирали наши представления о том, как развивать будущее, свой край. Чтобы складывались комплексные программы, которые уже сейчас изменят нашу жизнь, чтобы разные проектные и исследовательские группы в духе кооперации и созидания стали значимыми и заметными драйверами региона создан сборник «Проектно-исследова-тельская педагогическая лаборатория «Топос. Краеведение». Ключевые слова: проект, исследование, наставнические практики, наблюдение, упаковка, тренд, педагогическая лаборатория, ПИПЛ, Краефест, опыт

Abstract. Studying the history of the region, traditions, and local peculiarities, we often turn to the past and dream little about the future. It is of great desire to organize a common field of projects and research so that, like the elements of a mosaic, they collect our ideas about how to develop the future, our region. In order to develop comprehensive programs that will change our lives right now, so that different project and research groups in the spirit of cooperation and creation become significant and noticeable drivers of the region, the Project-Research Pedagogical Laboratory "Topos. Local Studies" was created.

Keywords: project, research, mentoring practices, supervision, design, trend, pedagogical laboratory, PIPL, Kraefest, experience

Ленская

Мария Михайловна,

педагог, краевед, методист, главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», соучредитель АНО МКС «Топос. Краеведение», г. Санкт-Петербург

e-mail:

[email protected]

Maria

Lenskaya,

Teacher, Local History and Culture Expert, Methodologist, Editor-inChief of the Video Journal "I Speak Like a Local Studies Expert", Co-Founder of the Workshop of Local Studies and Sociotechnics "Topos. Local Studies", Saint Petersburg

«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания»

С. Т. Шацкий

ПИПЛ — проектно-исследовательская педагогическая лаборатория — объединение, которое возникло в рамках работы межрегионального и Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест» 2021-2023 и продолжающее свои исследования в рамках АНО МКС «Топос. Краеведение». В этой статье я, как бессменный руководитель ПИПЛ, хочу подвести небольшой итог, чтобы наметить новые горизонты.

Лаборатория как формат, образует поле исследовательских вопросов, создает учебные и творческие объединения, разрабатывает технологии и, конечно, отрабатывает практические задачи. Мы задумывали лабораторию как многослойный эксперимент.

Первый слой — это контекст, общее поле деятельности. В нашем случае все участники ПИПЛ являются педагогами-практиками, методистами, работающими в области краеведения. В брошюре «Образовательный дизайн программ и проектов в туризме и краеведении» команда Метаверситета в итогах опроса среди педагогов ТКД (туристско-краеведческой деятельности) отметила: «Краеведение может стать основой образования для устойчивого развития, если восстановить распадающиеся связи между дисциплинами. Мы обнаружили, что многие специалисты понимают область как междисциплинарную и межпредметную, однако не справляются связать между собой разные части ТКД: природную, социальную, этническую картину, историю и наследие края, брендирование и имиджа. Если связать их, можно развивать системное мышление, заинтересованность в своем регионе, видение его связи с миром и взаимовлияния».

Поэтому начиная работу в ПИПЛ в рамках проведения «Краефеста» 2021-2023, мы ставили для себя экспериментальную задачу — посмотреть на краеведение, как на процесс ведения и ведения краем. Сложная комплексная задача. Сейчас, по прошествии времени, я могу сказать, что тот уровень, на который вышли многие участники ПИПЛ — руководители команд, объединений, клубов, муниципальных и региональных центров туризма и краеведения, подтвердил верно выбранный вектор в самом начале.

Но это было не просто. Почему? Потому, что все новое начинается с формирования нового языка. Так мы начали осваивать

I Ленская Мария Михайловна

новые понятия: форсайт, фасилитация, трек, соты, хакатон, мета-компетенции и пр. Сразу отмечу готовность коллег двигаться вперед, штурмовать новые понятия и разбираться в новых для них технологиях и подходах, а значит становиться в позицию ученика.

В основе еще одного слоя формирования педагогической лаборатории мы выбрали общие принципы построения деятельности. Потому, что убеждены в том, что вовлечение в исследовательскую культуру может происходить на разных уровня погружения. Этот подход мы использовали, проектируя и проводя все этапы межрегионального и всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест» 2021-2023. Это позволяет нам вовлекать участников в исследовательскую культуру, формирует устойчивый интерес, повышает уровень освоения новых методов. Каждому уровню соответствуют различные типы образовательных и деятельностных тактов.

И, наконец, еще одним слоем в проектирование ПИПЛ мы включили компетентностный подход. Мы воспользовались исследованиями команды Метаверситета, которые выделили следующие компетенции, которые необходимы в наставнических практиках сопровождения краеведческой проек-тно-исследовательской деятельности. Из этой диаграммы выделим некоторые актуальные метакомпетенции: • коммуникативные — все, что касается установления и поддержания человеческого и делового контакта, передачи и восприятия информации в процессе общения, социального имиджа;

Диана Куваева

• исследовательские - работа с информацией — систематизация (классификация), способность к постановке гипотез и подбору методов;

• компетентность в проектной деятельности - выделение этапов реализации проекта, планирование, стратегирование и умение соотносить свою деятельность с деятельностью других;

• педагогические компетенции - в первую очередь способность видеть развитие других и помогать им на пути развития. Мы посмотрели с вами на основы, которые мы шаг за

шагом закладывали и отрабатывали в работе ПИПЛ, пришло время посмотреть на результаты. Мы с вами будем двигаться в логике построения «лабораторных работ» — сводных отчетов о работе ПИПЛ в разных форматах: офлайн, онлайн, смешанного типа — с моими комментариями и выводами.

Лабораторная работа 1

Дано: офф-ПИПЛ в рамках проведения Первой исследовательской школы «Краефест 2021», г. Екатеринбург.

Состав лаборатории: педагоги-наставники, руководители муниципальных, региональных команд.

Руководители ПИПЛ

Мария Ленская — педагог, сказкотерапевт, методист лаборатории «Топос. Краеведение», главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», г. Санкт-Петербург;

Лариса Крапивина — кандидат педагогических наук, член союза журналистов России, педагог дополнительного образования, почетный работник сферы молодежной политики, руководитель отряда «Каравелла», г. Екатеринбург;

Диана Куваева — тренер, методист по сопровождению проектной деятельности, руководитель центра тестирования и профориентации Дворца молодежи, г. Екатеринбург.

Цели

• дать возможность наставникам и педагогам получить собственный опыт работы над проектами и исследованиями в разновозрастных и межрегиональных командах;

• перевести педагогов ПИПЛ в позицию активного наблюдателя;

• оснастить педагогов новейшими наставническими практиками;

• познакомить с различными форматами, помогающими работать с командами на всех стадиях сопровождения проек-тно-исследовательской деятельности.

Ленская Мария Михайловна

Исследования и опыты

Работа лаборатории началась с формирования команд. Нам было важно, чтобы участники получили опыт именно командного взаимодействия. Мы спроектировали лабораторию так, чтобы педагогические команды прошли тем же маршрутом, что и команды участников исследовательской школы: замысел - конференция АЗС - работа над проектом - защита. В нашей первой очной педагогической лаборатории все было апробировано впервые, во всем был эксперимент. Мы ожидали самой разной реакции педагогов и наставников на идею образовать лабораторию. Но эта идея была воспринята очень эмоционально — педагоги соскучились по собственным проектам и исследованиям. Работа закипела!

Формируя состав ведущих первой очной лаборатории ПИПЛ, мы наметили три главных направления исследований: наставнические практики в разновозрастных объединениях, стадии работы над проектом и постановка задач открытого типа. Участники объединились в разновозрастные команды, это позволило им самим погрузиться в изучаемый материал. В этих командах были сформированы замыслы, найдены общие темы. Стараясь уйти от рутины, от стандартных задач, мы вышли на более осознанный подход к тому, что хотелось бы изучить. Времени у нас было немного, и мы понимали, что нам важно держать в фокусе исследовательские вопросы и подобрать точные методы работ.

Представив свои замыслы, проводя исследования, опросы, мозговые штурмы, попутно слушая лекции от специалистов, педагогические команды формировали свои гипотезы, проводили наблюдения за тем, как работают трекеры и наставники с межрегиональными командами — участниками «Краефеста». При этом для нас была важна сама позиция, которую занимали педагоги лаборатории — выйти за пределы привычной позиции ведущего, посмотреть, в том числе и на себя со стороны. Этот опыт деятельной саморефлексии и рефлексии был очень высоко оценен всеми участниками. Нам же, ведущим ПИПЛ, было невероятно интересно наблюдать за тем, как шла работа в командах, как они проходили те же самые стадии развития группы, что и ребята, принимали вызовы и работали при этом в высочайшем темпе.

Итоговые работы

• мини-исследование «Роль наставника в проектно-исследо-вательской работе. Форматы и методы работы с межрегиональными временными группами в условиях Краефеста»;

• мини-исследование «Разновозрастная группа в проектно-исследовательской деятельности: цели, формы работы, состав сопровождающей группы»;

Ирина Винокурова

• мини-исследование «Постановка задач открытого типа как форма работы на этапе замысла в проектно-исследова-тельской деятельности»;

• проект «Визуализация и упаковка краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности».

Как вы видите, педагоги выбрали в большей степени исследовательскую позицию, им было интересно изучить новые роли в практике наставничества — трекер и наставник +.

Как еще можно показать итоги работы ПИПЛ? С моей точки зрения именно коллективная работа в межрегиональных разновозрастных педагогических командах мотивировала многих педагогов. За последующие годы мы увидели выход на новый уровень проектной деятельности социальных школьных и молодежных объединений г. Екатеринбурга под руководством Ларисы и Анастасии Добротворских. Член ПИПЛ Екатерина Александрова, педагог истории и обществознания МАОУ СШ № 16 г. Павлово Нижегородской области, стала победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе — традиции и новации», стала наставником молодых учителей, экспертом, советником директора по воспитанию. Как отметила Екатерина: «Во многом мне помог вдохновляющий опыт сотрудничества в ПИПЛ, саморефлексия, я словно увидела, что именно мне нужно дотянуть, какие новые методы и подходы к подаче накопленного материала я могу использовать при защите своей педагогической работы». Приведенные мною примеры — лишь малая часть. Мы наблюдаем устойчивый рост педагогического мастерства у всех участников первой лаборатории.

Лабораторная работа 2

Дано: офф-ПИПЛ в рамках проведения 2-й исследовательской школы «Краефест 2022», г. Ульяновск.

Состав лаборатории: педагоги-наставники, руководители муниципальных, региональных команд.

Руководители ПИПЛ

Мария Ленская — педагог, сказкотерапевт, методист лаборатории «Топос. Краеведение», главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», г. Санкт-Петербург;

Ирина Винокурова — учитель словесности, методист, игротехник, автор учебных пособий, г. Москва;

Татьяна Ситникова — преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж», кандидат филологических наук, г. Волгоград;

Татьяна Ситникова

Ленская Мария Михайловна

Дарья Фомина — кандидат биологических наук, заведующая отделом природы ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А. Гончарова», научный сотрудник ФГБУ Национальный парк «Сенгилеевские горы».

Цели

• дать возможность наставникам и педагогам получить собственный опыт работы над проектами и исследованиями в разновозрастных и межрегиональных командах, от формирования замысла до представления итогов;

• новые форматы упаковки проектно-исследовательской деятельности в краеведении: музейные практики — иммер-сивные, интерактивные экскурсии, игротехника;

• брендирование в краеведение: новые практики на примере работы различных объединений г. Ульяновска, как новый акцент организации краеведческой «упаковки».

А какие цели и задачи ставили себе участники ПИПЛ? Представляем вам цитаты из анкеты-саморефлексии — «Какие вопросы вам интересны? Какие навыки вы хотели бы «прокачать?»:

• умение легко ставить цели в проекте;

• как провести этапы замысла и рефлексии, структуру исследовательской работы?

• интересные форматы, мотивирующие детей;

• мотивация на всех этапах проектной деятельности;

• технологии исследовательской работы в гуманитарных предметах;

• игротехнические технологии, создание прототипов игр для школьных музеев;

• отработать навыки работы с микро-группами, разными стадиями в работе с долговременными командами. Учитывая итоги работы ПИПЛ 2021 года, мы понимали,

что нам необходимо выделить время для живого обмена опытом. Мы отметили огромное желание коллег быть друг другу полезным. Мы провели анкетирование и выяснили список практик и тем, которыми коллеги готовы были поделиться друг с другом:

• опыт создания школьных музеев разного типа;

• проведение муниципальных конференций, организации полевых детских учебных лагерей, разнообразных практик организации летнего отдыха; «фишки» публичных выступлений, блокинг; опыт создания работоспособной команды; неудобные вопросы и риски в проектной деятельности; стимулирование активности детей;

опыт волонтерской деятельности в сельской местности, социально-проектной деятельности.

Дарья Фомина

Исследования и опыты

И снова закипела работа в межрегиональных разновозрастных командах по привычным для нас опорным точкам маршрутной карты треков! Общие лекции сменились групповой работой, команды посетили многие музеи и организации Ульяновска. Это помогло им выйти на итоговые прототипы проектов и мини-исследований. Нам предстояло успеть дать основы теоретических знаний по новым направлениям для коллег, организовать команды, выбрать конкретные задачи. В этот раз команды работали с местным краеведческим материалом, тренировали свои навыки наблюдения, анализа, обобщения. И в итоге представили несколько разработанных матриц настольных игр, показали интересные задумки в области брендирования территории, провели исследовательскую аналитическую работу:

• мини-исследование «Портрет личности наставника»;

• мини-исследование «Вектор развития гибких навыков»;

• прототипы игр «Ульсон», Краеведческие метафоры слеш-игры «Апгрейт»;

• разработка брендовых продуктов;

• бренд-проект «Идем своим путем»;

• проект «Дорожная карта ВДШМ».

Конечно, за несколько дней работы исследовательской школы невозможно провести полноценное исследование или сделать игру, но начало было положено. И снова хочу сказать о тех невидимых итогах. Хотя почему невидимых? Очень даже ощутимых! Когда мы проектировали лабораторию, мы прежде всего мечтали о сообществе единомышленников, о том, чтобы мы стали помогать друг другу находить новые цели и брать новые вершины в своей профессии. Многие педагоги ко времени завершения этой школы имели опыт работы в нескольких педагогических лабораториях, успели поработать трекерами на исследовательском марафоне.

Поэтому с гордостью представляю наши «долговременные» итоги:

• муниципальный марафон «Краефест» 2022-2024 в Дебесском районе Республики Удмуртия, организатор методист И. С. Югова;

• организация и проведение всероссийских археологических школ в 2023 и 2024 годах. Организаторы А. В. Непомнящий и О. В. Непомнящая — педагоги дополнительного образования г. Полевской Свердловской области;

• региональный фестиваль Сурский Краефест 2023-2024;

• исследовательский марафон «Краефест по-кстовски» 2023-2024;

• многочисленные победы на региональных и всероссийских конкурсах как у ребят, так и у наших педагогов. Все они отмечали, что марафоны и фестивали, участие

Ленская Мария Михайловна

в лаборатории дали им новый импульс, понимание, как можно выйти на новый уровень подготовки и работы над проектами. Именно поэтому мы считаем эти успехи закономерными! И всегда радуемся за коллег!

• стало доброй традицией прирастать новыми направлениями — и эта лаборатория дала старт уникальному и современному направлению 3D Краеведение, который стартовал на межрегиональном марафоне «Краефест 2023», трекером его стал Сергей Спицын (г. Благовещенск);

• не только участники, но и сами ведущие лаборатории отмечали эффект послевкусия: подъем сил, новые идеи! Так Дарья Фомина весной 2023 года презентовала большой краеведческий игротехнический проект «Под парусом Паллады» и мы, зная, какой большой труд стоит за этим, очень рады за коллег!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие педагоги и наставники освоили разные компетенции и теперь выпускают фильмы и мультфильмы, краеведческие игры и брендовую продукцию. Мы не привыкли измерять итоги только победами, но гордимся всеми нашими участниками, которые получают заслуженные награды, путешествуют по нашей стране, проводят с пользой время в профильных сменах. Мы радуемся и той глубине, которая появилась у команд и педагогов. Например, спецкоры видеожурнала «Говорю как краевед» выпустили спецвыпуск боевого листка «Бренды вашей территории», и это точно результат работы нашей лаборатории.

Теперь пришло время посмотреть итоги работы онлайн ПИПЛ. Этот формат был нами апробирован в 2020 году в условиях локдауна как образовательный трек исследовательского марафона «Образовательная среда», а в 2021 мы выделились в ПИПЛ.

Лабораторная работа 3

Дано: трек ПИПЛ в рамках проведения всероссийского исследовательского марафона «Краефест 2023».

Состав лаборатории — педагоги-наставники, методисты, руководители школьных, муниципальных региональных краеведческих объединений.

Трекер Мария Ленская — педагог, сказкотерапевт, методист лаборатории «Топос. Краеведение», главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», г. Санкт-Петербург.

Вызов формата: задумывая эту лабораторию мы хотели использовать более продолжительный по времени формат лаборатории (15 марта — 15 апреля 2021) для отработки разных компетентностных позиций. Сейчас, когда мы видим частое использование смешанного формата, мы понимаем, что педагог и наставник не должен отставать от своих учеников. Необходимо укрепить не только техническую подготовку, но и компетент-ностную. Поэтому при проектировании работы мы обращали

внимание на разные роли — фасилитатор, фиксатор, модератор, транслятор, просветитель, эксперт, методолог — вот перечень отработки некоторых позиций, которые мы закладывали в работу онлайн лаборатории ПИПЛ.

наставник техно- и соц.

предпринимателей, исследователей научных лаблораторий

наставник наставников(средолог)

наставник проф. I подготовки

наставник-просветитель

экспертный наставник

мероприятиях

наставник-тренер

проектных смен

наставник-стажёр «+1» наставник-инициатор

Цели

• обобщить личный опыт участников лаборатории, найти общие темы;

• создать матрицы и прототипы методического сопровождения проектно-исследовательской деятельности;

• оснастить педагогов новейшими наставническими практиками, познакомить с различными форматами, помогающими работать с командами на всех стадиях сопровождения проектно-исследовательской деятельности.

В этот раз в работе ПИПЛ принимали участие не только педагоги, наставники, но и методисты, руководители. Вот какие запросы были у них на работу в лаборатории:

• организовать работу в муниципалитете по работе над общим проектом «Создание интерактивной карты» с большим количеством участников, понять, как решить вопрос с большой текущей загруженностью;

• сделать проект тетради-навигатора по этапам работы над исследованием или проектом, сконструировать и апробировать с единомышленниками;

• выстроить систему разработки проекта: вовлечение — работа — погружение — создание — развитие проекта;

Лабораторная работа. Обобщая опыт ведения ПИПЛ

(проектно-исследовательской педагогической лаборатории)_

Ленская Мария Михайловна

• создать инструменты для «взращивания поля идей» у ребят и взрослых;

• как построить логику работы трека? Какие подобрать темы и виды занятий для разных групп? Общая схема для всех или индивидуальный маршрут по точкам?

• построить дорожную карту проекта историко-краеведче-ского марафона для своего учебного заведения на основе опыта работы в «Краефесте» в разных ролях;

• понять и методически обосновать разницу между позициями трекера, наставника и др.;

• рефлексия на разных этапах, в разных командах, используя игровые способы.

В ходе работы команды создавали и проводили опросы среди участников. Опрос от И. Н. Медведевой:

1) Что побудило Вас заняться краеведением?

2) Как и чем можно привлечь школьников к исследовательской работе?

3) Как эффективно организовать работу команд?

4) Какие инструменты Вы используете в своей работе с командами, когда начинается рутина?

5) Как удержать эмоциональный настрой команды на протяжении всей работы?

6) Назовите качества личности наставника команды в треке? В рамках работы ПИПЛ была организована и проведена

методическая конференция «Топос 38» - площадка открытого типа, созданная на базе областной библиотеки в г. Иркутске.

Итоги работы онлайн лаборатории ПИПЛ:

• методическое пособие по работе над замыслом «Книга рецептов о вкусных и продуктивных рецептах Замысла проектов» на доске padlet https://ru.padlet.com/mashalenskaya/padlet-fx5mork1xzfywgro;

• методическое пособие по рефлексии в проектно-исследовательской деятельности «Лото Рефлексия» на доске padlet

https://ru.padlet.com/mashalenskaya/2022-aqth8bylgs6e42v7;

• прототип игры по подготовке треков «Дорожное путешествие по треку» на доске padlet https://padlet.com/chahterov/padlet-57c5mmzg3fqk16yp;

• мини-исследование «Легко ли быть наставником»: анализ представленных визиток команд

https://vk.com/s/v1/doc/Rta6Hv1oC8vRgZcT74RdI0zbf44ttiOfJ0PbYuzPkJbyVfeHY6E.

Эти продукты мы не раз использовали в своей работе, например, использовали прототип игры при подготовке исследовательской школы в Ульяновске.

Ссылка на запись конференции. Часть 1

Ссылка на запись конференции. Часть 2

Подводя итог, что же я могу сказать как руководитель лаборатории? Чем для меня был этот опыт ?

За цифрами, ссылками и описанием того, что прошли педагоги и наставники, на самом деле, кроется настоящая бурлящая, живая работа, общение в кругу единомышленников. Это самый, пожалуй, важный результат. И, конечно, сообщество. Прежде всего образование среды, в которой мы можем обмениваться опытом, не живя в парадигме соревнования и конкуренции. На самом деле педагогический коллектив, который живет общими идеями, целями — это большое счастье и большая редкость. Очень благодарна всем, кто поддерживает наши идеи открытых площадок для сотрудничества. Мне бесконечно повезло — я дружу с удивительными педагогами-подвижниками, которые многие годы ведут клубы и развивают школьные музеи. Их сложно застать дома. Они в лесах и в горах. Это настоящие краеведы, которые знают и ведают своим краем. И, главное, передают эти знания из рук в руки своим воспитанникам. И несмотря на все вышесказанное, они умеют учиться. В том числе у своих учеников.

А что же впереди? Работа ПИПЛ не закончилась, теперь, когда начала работу МКС «Топос» — мастерская краеведения и социотехники, мы будем рады открыть новые направления для педагогических исследований.

Быть с теми, кто разделят с тобой цели...

Быть с теми, кто знает не понаслышке обо всех трудностях и современных вызовах.

Быть с теми, кто не сдается.

Литература:

БФ, 2022 — БесКРАЙний ФЕСТиваль / Ред. О. В. Глазунова. М.: Исследователь/Researcher, 2022. 130 с.

Глазунова и др., 2020а — Глазунова О. В., Обухов А. С., Проценко Л. М., Кожаринов М. Ю. Проектно-исследовательская педагогическая лаборатория Топос: Сборник. М.: ФЦДЮТиК, 2020. 72 с.

Глазунова и др., 2020б — Глазунова О. В., Обухов А. С., Проценко Л. М., Павлов А. В. Типовая модель для создания новых дополнительных мест в туристско-краеведческой направленности М.: ФЦДЮТиК, 2020. 68 с.

Сурикова и др., 2020 — Сурикова А., Забелин М., Муромцев О., Чекалова Л. Образовательный дизайн программ и проектов в туризме и краеведении. М.: ФЦДЮТиК, 2020. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.