Научная статья на тему 'БесКРАЙний ФЕСТиваль'

БесКРАЙний ФЕСТиваль Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / краеведение / топос / проект / исследовательская школа / погружение / трек / трекер / наставник / Краефест / разновозрастная команда / research / local studies / topos / project / research school / immersion / track / tracker / mentor / Kraefest / age-diverse team

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быкова Алина Александровна

Статья написана в 2021 году по итогам проведенной в Екатеринбурге I Всероссийской проектно-исследовательской школы «Краефест-2021» — федерального этапа Всероссийского фестиваля краеведческих объединений. В статье дано подробное описание подготовки и проведения самой школы глазами наставника одной из команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boundless Festival

The article was written in 2021 following the results of the First All Russian Project Research School, “Kraefest-2021”, held in Yekaterinburg, the federal stage of the All Russian Festival of Local History and Culture Associations. The article provides a detailed description of the preparation and the school itself through the eyes of a mentor of one of the teams.

Текст научной работы на тему «БесКРАЙний ФЕСТиваль»

н

Краефест

Быкова

Алина Александровна,

выпускница и капитан разновозрастного Кра-пивинского Отряда «Кречет», педагог, студентка 2-го курса Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, наставник I Всероссийской исследовательской школы «Краефест», г. Екатеринбург

e-mail:

[email protected]

БесКРАИний ФЕСТиваль

Boundless Festival

Аннотация. Статья написана в 2021 году по итогам проведенной в Екатеринбурге I Всероссийской проектно-исследовательской школы «Краефест-2021» — федерального этапа Всероссийского фестиваля краеведческих объединений. В статье дано подробное описание подготовки и проведения самой школы глазами наставника одной из команд.

Ключевые слова: исследование, краеведение, топос, проект, исследовательская школа, погружение, трек, трекер, наставник, Краефест, разновозрастная команда

Abstract. The article was written in 2021 following the results of the First All Russian Project Research School, "Kraefest-2021", held in Yekaterinburg, the federal stage of the All Russian Festival of Local History and Culture Associations. The article provides a detailed description of the preparation and the school itself through the eyes of a mentor of one of the teams.

Keywords: research, local studies, topos, project, research school, immersion, track, tracker, mentor, Kraefest, age-diverse team

Предисловие к статье «БесКРАЙний ФЕСТиваль»

Оксана Глазунова, руководитель оргштаба

I Всероссийской исследовательской школы «Краефест» в Екатеринбурге

2021 год — это год рождения фестиваля «Краефест». Именно в этот год сформировались основные форматы проведения Фестиваля: весенний марафон (смешанный формат) и исследовательская школа (очный формат).

Провести очное всероссийское мероприятие в 2021 году было делом непростым. Страна восстанавливалась после эпидемии ковида. Чиновники на местах сильно перестраховывались, не разрешая очные мероприятия. Поэтому решение Министерства образования Свердловской области, Дворца Молодежи Екатеринбурга оказалось смелым и очень ответственным. Ведь пришлось взять на себя и дополнительные хлопоты, связанные с безопасностью в это непростое время. Большая благодарность и активистам-краеведам, и руководителям региональных команд. До сих пор мы поддерживаем плотную связь с организаторами и активистами I Исследовательской школы.

БесКРАЙний ФЕСТиваль_

Быкова Алина Александровна

I Всероссийская проектно-исследовательская школа «Краефест-2021» — это еще и экспериментальная программа для краеведов. Во-первых, мы поставили себе дерзкую цель — попробовать за ограниченные сроки вместе с командами погрузиться в проблемы Свердловской области, выполнить проект/исследование в одном из предложенных треков. Во-вторых, ребятам из межрегиональных команд было предложено «перемешаться» и поработать уже в межрегиональных проектных группах. Это для краеведов тоже было новым. Трекерами — ведущими направлений, у нас были люди, у которых был действительно мощный опыт — это были не только педагоги, но и историки, краеведы со всей Свердловской области. Фактически, это был реальный Проект эффективного межведомственного взаимодействия.

Наставниками в этой исследовательской школе выступали выпускники, инструкторы и старший состав разновозрастных объединений Свердловской области, таких как отряд «Каравелла» (Екатеринбург), «Кречетъ» (Нижний Тагил) и медиа-студия «Громко» (Екатеринбург). В типологии наставничества, представленной в статье О. Глазуновой «О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ» этих наставников называют «Наставник+» [Глазунова, 2020].

У нас было множество сомнений, опасений — как это будет? Что получится? Но, несомненно, первая наша Школа дала пищу для ума, вдохновение для всех участников, дружбу и связи, не только на уровне педагогов, наставников, трекеров, но и школьников. А совсем недавно, в 2023 году, мы отпраздновали первую краефестовскую свадьбу наших подросших наставников. Так что «Краефест» соединяет еще и сердца!

Исследовательская школа — конечно, не про «длинный» исследовательский цикл, но она может стать отличным стартом или каким-либо другим пиковым событием жизни сообщества краеведов и исследователей, площадкой обмена опытом между разными командами, между краеведами разных возрастов, специализаций и регионов. И возможно, Школа откроет новый взгляд, понимание важности, красоту и научный потенциал того, что называют таким емким словом «краеведение».

По окончании Школы я много раз подступала к теме статьи: хотя бы описать, как можно проводить исследовательскую школу. Но пока я размышляла, статью написала Алина Быкова — наставник одной из команд. Получился очень внятный, понятный текст, с которого точно можно начать знакомство с этим форматом. Примериться к нему и попробовать провести нечто подобное.

На момент написания статьи Алина Быкова училась в 9-м классе. Тем не менее — это очень глубокая, содержательная работа. А еще с легкой руки Алины появилось внятное, лаконичное и понятное объяснение, что такое «Краефест» — БесКРАЙний ФЕСТиваль. Теперь понимаете, почему мы так называемся?!

С 7 по 11 октября 2021 года в детском оздоровительном лагере «Зарница» города Березовский прошел Фестиваль краеведческих объединений «Всероссийская проектно-исследо-вательская школа «Краефест». Его целью стало развитие туристской, краеведческой и исследовательской деятельности школьников со всей России.

Наставниками (а по-простому — вожатыми) стали ребята из отрядов «Каравелла» и «Кречетъ», а также студии молодежных медиа «Громко!». «Каравеллу» представляли: Кирилл Колтышев, Дамир Камалетдинов, Олеся Кабакова, Евгений Печеный, Никита Смирнов и Анастасия Мещерякова.

Alina

Bykova,

Graduate and Captain of the Krechet Krapivinsky Group of different ages, Teacher, 2nd-year Student of the Yekaterinburg College of Economics and Technology, Mentor of the First All Russian Research School "Kraefest", Yekaterinburg

Наставниками от «Кречета» стали я, Ксения Брайман и Александр Кочетков. Медиастудия «Громко!» отправила в качестве наставников Анастасию Шинкаренко, Тимофея Куваева и Алена Носкова. Руководили наставниками, а также всячески поддерживали их, флагманы «Каравеллы»: Дарья Габдулганиева и Дмитрий Василика.

В роли трекеров (или же преподавателей) выступили специалисты со всей Свердловской области:

• Алена Чехомова, руководитель студии молодежных медиа «Громко!», руководитель трека «Пресс-центр»;

• Светлана Толмачева, журналист и экскурсовод, автор книги «Музыкальный Екатеринбург в движении времени», руководитель трека «Свердловский рок-клуб на карте Екатеринбурга»;

• Ольга Березина, педагог дополнительного образования, старший методист Регионального центра детско-юношеского туризма и краеведения Свердловской области, структурного подразделения Дворца молодежи, координатор региональной команды краеведческой лаборатории «PRO-край», руководитель трека «Верхняя Пышма»;

• Евгений Бурденков, историк, заведующий научно-информационного центра музея в Музее истории Екатеринбурга, руководитель трека «Увидеть невидимое» — исследование истории города Екатеринбурга;

• Александр Савичев, педагог дополнительного образования, краевед, экскурсовод, один из создателей пространства «Лето на заводе» в городе Сысерть, руководитель трека «Сысерть и новая жизнь старых заводов»;

• Оксана и Александр Непомнящие, создатели Полевского археологического отряда «Беркут», авторы аудиогида «Легенды горы Азов», руководители трека «Полевской и археология».

Приехавшие на «Краефест» участники распределялись на шесть треков (то есть направлений) — по количеству трекеров — и уже внутри них делились на подгруппы для создания исследований, которые интересны самим ребятам, а не только трекерам и наставникам.

Также работал специальный трек для педагогов, который возглавили Лариса Крапивина, руководитель пресс-центра и парусной флотилии «Каравелла», кандидат педагогических наук, почетный работник сферы молодежной политики РФ, член Союза журналистов России, член Общественной палаты Свердловской области; Мария Ленская, главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», методист Федерального ресурсного центра по направлению исследовательского краеведения ФГБОУ ДО ФЦДО и Диана Куваева, тренер, методист, разработчик курсов по сопровождению проектной

Быкова Алина Александровна

деятельности. Каким проектом занимались педагоги, осталось для нас тайной.

Незадолго до отъезда, 3 октября, организаторы фестиваля встретились друг с другом, чтобы подготовиться к проведению такого крупного мероприятия. В тот день мы, наставники, впервые встретились с организаторами. Помимо трекеров от группы организаторов присутствовали Мария Ленская, педагог, географ, главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед» и Оксана Глазунова, руководитель организационного штаба фестиваля. Я приехала в новый коллектив, где знала буквально пять человек из множества сидящих в зале. В первые десять минут мне казалось, что в воздухе лопаются электрические заряды, настолько обстановка была накаленной. Но появились Маша и Оксана, которые сразу начали шутить, разбавив напряженную обстановку. Стало уже более комфортно. С самого начала мы не понимали, что ждет нас на фестивале, а самое главное — как же работать с будущими подопечными, которые будут в наших командах.

«Будем решать проблемы по мере их поступления», — подумали все наставники, потому что сразу же втянуться в совершенно новый процесс было сложно всем.

Как выяснилось, это было самым правильным решением. Потому что с течением времени стало ясно, какова наша роль на этом фестивале. Мы — наставники, люди, которые с самого утра до ночи находятся с детьми, с командами. Выступаем в роли вожатых и тех, кто доносит до команды информацию, своего рода заместители и помощники педагогов. Тех, с кем нам пришлось познакомиться далее.

Трекеры

Они такие классные! Взрослые, серьезные люди, но в общении они с нами на одной волне. Мы совмещали работу с шутками и разговорами обо всем на свете. В этот же день мы распределились по тройкам: трекер и два наставника. Каждая тройка отвечала за свою команду, которая будет делать исследования по теме трека. Тогда я не была знакома с большинством из них, поэтому я понимала, что необходимо будет искать подход и общий язык. Тогда я не задумывалась, как удачно подвернется случай, и как классно мы сработаемся с Женей Печеным, моим напарником.

За день накопилось столько информации, что мозг готов был взорваться от переполнявших его задач и эмоций. К концу дня я была выжата, как лимон, но очень довольна. И с радостью и предвкушением феста отправилась домой, в Нижний Тагил, морально готовиться к предстоящему.

Просто сказать, что наставники готовились — это ничего не сказать!

Нужно было придумать вожатский танцевальный флеш-моб, вспомнить командные игры, в которые можно поиграть с ребятами из своей команды в свободное от работы время. Пока придумывали танец, репетировали его, помогали тем, кто не особо умеет танцевать, играли в разные игры, мы не заметили, насколько сблизились сами. Начали общаться те, кто был не знаком еще два дня назад. Это было так странно, но так круто, что за несколько часов, проведенных вместе, мы смогли провести время с пользой, еще раз подготовиться и подружиться.

Моя совесть даже после такого плодотворного подготовительного дня меня мучила, и по приезду домой я снова села за компьютер и уже совместно с Женей, моим напарником, мы начали составлять список того, что проведем с детьми и углубляться в тематику нашего направления. Мы подошли основательно, ведь уже тогда чувствовали ответственность на своих плечах.

Задачи на предстоящий фестиваль ставились большие

Наладить взаимоотношения внутри команды, сработаться с трекером и своим напарником, самому вникнуть в тему, разобраться в азах написания исследовательских проектов, суметь сжать информацию и донести ее до детей так, чтобы они не только поняли ее, но и смогли переработать для своего проекта.

Казалось бы, что за пять дней Школы не может произойти большое количество событий. Но «Краефест» доказывает обратное. Программа была невероятно насыщенной, настолько, что вздохнуть и детям, и наставникам, и организаторам получилось только в последний день.

Сам фест уникален тем, что участникам предстояло создать свои собственные проекты и исследования в течение всего четырех дней и сделать это самостоятельно по принципу «Учимся, делая».

Но и на этом отличительные черты исследовательской школы не закончились. Ко всему добавляется то, что всех ребят из территориальных команд перемешали, создав межрегиональные разновозрастные объединения.

Все наставники на фестивале думали, что их команда — самая лучшая, активная, веселая, любимая и вообще самая-самая на свете. Я не стала исключением. В вечер первого дня, после знакомства с командой я поняла, насколько мотивированные, решительные и крутые ребята у меня в команде. Тогда я подумала, как же я рада и счастлива, что попала вожатой именно на это направление и на этот «золотой» отряд. С первого дня я видела интерес, я видела отдачу, обратную связь. К нам попали те, кто

Быкова Алина Александровна

хотел именно на этот трек. Ведь распределение проходило таким образом, чтобы дети максимально могли выбрать, куда они хотят попасть.

Очень интересную схему придумали организаторы

Это была своеобразная вертушка, когда дети за первый тур могут послушать анонс по всем направлениям, за второй — выбрать три направления, которые больше всего им понравились и зарабатывать жетончики на этих треках. На третьем туре по максимальному количеству собранных жетонов ребята и распределялись между направлениями. Такой вариант разделения на команды очень хорошо сказался на результате: в команду шли заинтересованные ребята, которые понимали, что им хочется работать в данной теме. Следствием грамотного распределения и подачи направления была обратная связь, отклик от учащихся, которые мы получали ежечасно, что не могло не радовать и не прибавлять проценты любви к своим ребятам.

По итогу феста команды должны были представить свой собственный проект, реализацию замысла, который родился у них в первые дни фестиваля. Для них это было довольно сложной задачей. Очень много факторов влияли на сложность выполнения поставленных задач — ребята внутри команд не были знакомы, им было непривычно работать с теми, кого видят в первый раз. Тем более по теме, которую они также увидели впервые. Все было в новинку, со всем пришлось знакомиться и разбираться по ходу событий. Страх, стресс и волнение — основные эмоции ребят в первый день слета. Но к середине второго дня весь негатив прошел, ребята поняли, что им предстоит делать, подружились, нашли общий язык между собой и даже организаторами, привыкли, что с ними нет педагогов, с которыми они приехали. А с момента разделения на новые команды педагогов, родителей и друзей им заменили мы, наставники.

Будни «Краефеста» проходили не только за сбором информации и написанием проектов

Была целая масса мероприятий, которые успевали проходить между временем на работу-работу-работу. Каждое утро — танцевальная зарядка и построение, на котором объявлялся план на день, в перерывах — игры с вожатыми на свежем воздухе и спорт.

Но один из вечеров запомнился особенно. Он был завершен очень интересным и необычным событием — просмотром фильма «Тень Каравеллы», а также встречей со съемочной группой и актерами. Фильм был снят силами «Каравеллы», большинство ролей сыграли не профессиональные актеры, а самые обычные дети, воспитанники отряда. После просмотра

фильма участники задавали вопросы съемочной группе, казалось, что их было миллион!

И представители «Каравеллы» терпеливо и очень искренне отвечали на все вопросы. Чувствовалась обратная связь и эмоции как детей, так и взрослых. После завершения мероприятия все те, кто задавали вопросы, получили на память уникальные билеты с первого показа фильма с автографами актеров! А каждый участник «Краефеста» получил номер журнала «Уральский следопыт» с авторской статьей Ларисы Крапивиной, командора «Каравеллы», о фильме.

За день до защиты проектов все участники фестиваля отправились на экскурсии по местам, о которых они и писали свои исследования. В программе нашего трека был выезд в Верхнюю Пышму, в музейный комплекс УГМК. Кто бы мог подумать, что изучать технику и ее историю настолько увлекательно! Многие там были, но я была одна из того малого количества людей, кому не удавалось посетить этот музей, но всегда очень хотелось. И на «Краефесте» я получила такую возможность. Наравне с командой я по пятам ходила за экскурсоводом и внимательно слушала, показывая детям пример заинтересованности, после чего они тоже стали подтягиваться и внимательно вслушиваться в рассказы о музее. И потом они поняли, как это круто и интересно! Все мы по достоинству оценили масштабы музея, и удивляет то, что в таком небольшом городе, как Верхняя Пышма, стоит такой великий музей. Который, между прочим, входит в десятку лучших музеев России.

Сразу после приезда с экскурсии все ребята, воодушевленные и полные сил, отправились на свои рабочие места — писать, монтировать, рисовать, склеивать и публиковать. Их невозможно было оторвать: настолько заинтересованы они были в написании проекта. Даже после отбоя участники программы не хотели отправляться спать: столько хотелось доработать, ведь уже на следующее утро была защита проектов!

Невозможно перечислить все, чем мы были заняты на «Краефесте». Эти пять дней перевернули скучные рабочие будни детей и взрослых. Определенная «перезагрузка», в которой нуждались все, прилив новых сил, знаний, эмоций и, конечно же, новые знакомства. Теперь у каждого есть товарищи, прошедшие нелегкие дни фестиваля с тобой плечом к плечу, со всей России. Мы получили колоссальный опыт, причем абсолютно для всех. «Краефест» задел душу и сознание каждого, кто там находился. 11 октября все уехали в свои города и регионы с частичкой фестиваля в душе и с огромным багажом знаний и желаний продвигать проекты, которые берут начало там, дальше. Именно за это можно любить «Краефест», он дает свободу и очень много возможностей.

Быкова Алина Александровна

В ходе работы были созданы совершенно разные проекты, но каждый был интересен и уникален по-своему

Ребята на треке «Сысерть и новая жизнь старых заводов» сделали три проекта:

1) «Маленький Бажов».

2) «Будущее Сысертского железоделательного завода».

3) «Кухня малоизвестных городов на примере Сысерти».

Участники трека «Пресс-центр» выполнили такие работы:

1) «Березовский — Родина Российского золота».

2) «Золотая лихорадка. Фотопроект».

3) «ЛонгРид. История золотодобычи в городе Березовском».

Дети с направления «Увидеть невидимое» создали четыре разных исследования:

1) «Хороший краевед».

2) «Злой краевед».

3) «Увидеть невидимое».

4) «Увидеть видимое».

Трек «Железная эпоха» представил два проекта на итоговой конференции:

1) «Музейный комплекс УГМК — визитная карточка Верхней

Пышмы».

2) «Уникальные объекты музейного комплекса УГМК».

Команды, представляющие «Полевской», создали такие проекты:

1) «Страхи думной горы».

2) «Думная гора — послание полевчан».

3) «Уралец Археопарк».

4) «Видеоприглашение в Полевской» (рекламный ролик).

Ребята, представляющие направление «Свердловский рок-клуб на карте Екатеринбурга», написали две работы:

1) «Рок-влог».

2) «Рок раньше был другим». Ш

Послесловие

Оксана Глазунова,руководитель

Мастерской краеведения и социотехники «Топос»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С момента проведения первой Школы прошло уже больше трех лет. В 2022 году Исследовательская школа как федеральный этап Всероссийского фестиваля краеведческих объединений прошла в Ульяновской области. Она была совсем другая: другие треки, другой материал, другой регион. Но дух «Краефеста» вместе с символичным «Каменным цветком» был передан в город Ульяновск, во Дворец детей и творчества, который принял эстафету «Краефеста». И уже «Аленький цветок» с Ульяновской земли готов отправиться в путешествие!

В Ульяновске трекерами уже выступили местные краеведы, педагоги, исследователи. Также, как и в Свердловской области, Школа дала старт новым трекам, направлениям развития краеведения теперь уже в Ульяновской области. Алина, автор статьи, вместе с некоторыми наставниками Екатеринбурга, присоединилась к команде наставников II Школы «Краефест-2022». На этой Школе родилась песня «Это наш Краефест», которую поют сейчас краефестовцы в разных концах нашей страны.

Исследовательская школа превратилась в своеобразную школу краеведческого актива. Ведь многие команды, которые приезжали на «Краефест», продолжали заниматься краеведением, вовлекая в свои ряды новых участников. Они становились центрами, организовывали клубы, кружки, большие краеведческие события.

В 2023 году региональные школы «Краефест» стали проводить в разных регионах. К сожалению, федеральный этап, по решению организаторов, теперь не проводится в этом формате. Однако, активисты-краеведы вместе с межрегиональным движением «Исследователь», Мастерской краеведения и социотехники «Топос» выступили с инициативой проведения межрегиональных Исследовательских школ. И одна из первых таких школ прошла в Москве 15-17 февраля в рамках Международной научно-практической конференции «ИДУ-2024» под названием «Школа краеведческого актива «Топос».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.