ЮБИЛЕИ
КАФЕДРЕ АВТОМОБИЛЕЙ ХНАДУ □ 80 ЛЕТ
Кафедра автомобилей □ одна из старейших кафедр Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.
В октябре 1931 года был издан приказ, в то время директора ХАДИ Тысячного П.К., об организации кафедры «Автомобили и двигатели»] которая объединила все автомобильные дисциплины. Современному студенту даже трудно представить себе кафедру автомобилей без хорошо оснащённой по последнему слову техники лабораторной базы □ для проведения лабораторных работ студентам тех лет приходилось пользоваться лабораторными установками Харьковского политехнического института. Перед коллективом кафедры того периода и заведующим кафедрой Воейковым А.И. стояла первоочередная задача формирования собственной лабораторной базы и методического обеспечения дисциплин кафедры. Постепенно стали появляться собственные лабораторные установки, а кабинеты кафедры оснащались макетами и плакатами. В 1933 году кафедру возглавил Денисенко Н.П., который продолжил развитие материальной базы и совершенствование методического обеспечения. Некоторыми сотрудниками кафедры начала выполняться научная работа. Решение правительства того времени о присвоении учёных степеней и званий стимулировало процесс выполнения научных исследований. И уже в 1935 году кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент Любарский И.Е., который активизировал научную работу кафедры. Во время работы заведующим кафедрой Любарский И. Е. приложил немало усилий по организации аспирантуры на кафедре. В частности, с 1939 года аспирантом кафедры был Решетников Б.В., который впоследствии возглавил кафедру автомобилей, а со временем □ и институт. Правда, закончить в срок аспирантуру ему не удалось □ началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт, а кафедра была эвакуирована в г. Саратов. После окончания войны кафедра возвратилась в Харьков, она стала называться просто «Автомобили» и её возглавил в 1945 году Решетников Б. В., который защитил впоследствии кандидатскую диссертацию.
Решетников Б.В. руководил кафедрой до 1956 года. В период времени с 1953 по 1967 г. кафедра неоднократно реорганизовывалась и работала как кафедра «Автомобили и мотоциклы □ «Автомобили и электротехника□ и наконец, вновь □ «Автомобили и двигатели»] С 1956 года кафедру возглавил Гредескул А. Б., который 31 мая 1950 года защитил кандидатскую диссертацию. В феврале 1952 года он получил учёное звание доцента кафедры автомобилей. Во время творческого отпуска Гредескула А. Б. с 1962 по 1964 год кафедрой заведовал Сухоруков А. Р. Полноценно использовав творческий отпуск, Гредескул А.Б. 25 мая 1964 года защитил докторскую диссертацию и, по сути дела в этом же году, им была создана научная школа, специализирующаяся на тормозных системах и динамике торможения. Об известности этой научной школы среди специалистов □ нет необходимости говорить, её авторитет является общепризнанным. Вначале 1960-х годов возникла идея исследовать распределение тяговых и тормозных сил между осями автомобилей. Это стало началом формирования комплексной темы кафедры. Научная деятельность Гредескула А.Б. была весьма плодотворной, полезной и, главное, эффективной.
Достаточно привести такую информацию, что Андреем Борисовичем опубликовано 138 научных работ по основной тематике, получено 14 авторских свидетельств на изобретения,
5 из которых внедрены в производство. Под руководством и с участием Гредескула А. Б. кафедрой автомобилей внедрен ряд научных разработок, причём большинство из них имели значительный экономический или социальный эффект. Вот лишь некоторые данные. В 1977П981 годах кафедра, совместно с заводом КрАЗ, разработала и внедрила новую систему пневматического привода тормозов автомобилей КрАЗ; заводом подтверждён экономический эффект □ свыше 350 тысяч рублей. Разработана, совместно с представителями ЗАЗ, новая конструкция
дискового тормоза с внутренней скобой для автомобиля ЗАЗ-1102, что принесло экономический эффект в размере приблизительно по 800 тысяч рублей ежегодно. Научной школой в 1980П 1982 годах переработана и усовершенствована тормозная система малого лесовозного трелёвочного трактора на базе самоходного шасси ХЗТСШ, внедрена Елгавским заводом лесовозных тракторов (Латвия); подтверждённый экономический эффект □ свыше 550 тысяч рублей. Также разработана система гидравлического привода тормозов с гидравлическим усилителем для новой модели легкового автомобиля Шайка» которая принята к внедрению Горьковским автозаводом. Помимо перечисленных заводов, работавших с кафедрой автомобилей на основе хозяйственных договоров, выполнялись научные исследования и в рамках договоров о сотрудничестве. Кафедра в то время поддерживала научные связи со следующими заводами Минавтопрома СССР: ЗИЛ, МАЗ, ЛАЗ, ВАЗ, БелАЗ, КАЗ, ЛиАЗ, КамАЗ, УАЗ, РАФ, ПААЗ, РААЗ, ГЗАА и др.
Наряду с научными исследованиями, в это время велась работа по совершенствованию учебного процесса. Преподавателями кафедры разработаны новые курсы дисциплин, улучшилась лабораторная база, модернизировалась структура и содержание лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов. Были созданы учебно-методические комплексы по всем дисциплинам кафедры, в которые включены новые учебные пособия и методические указания. Были также разработаны курсы лекций по новым дисциплинам, таким как «Прикладная теория движения автопоездов» «Специализированный подвижной состав» «Проектирование специализированного подвижного состава»и др.
В 1986 году, проработав ровно 30 лет на должности заведующего кафедрой, Гредескул А. Б. передаёт руководство кафедрой своему ученику, кандидату технических наук, доценту Алексеенко В.Н., занимавшему до этого должности заместителя декана и декана автомобильного факультета. И он был не единственным из учеников Андрея Борисовича, который СЬырос» до руководящих должностей. Нынешний ректор университета Туренко А. Н. был деканом автомобильного факультета, а потом □ проректором по учебной работе. Ломака С. И. возглавлял деканат факультета заочного обучения, а затем работал в должности проректора по работе с иностранными студентами. Плеяду учеников, занимающих руководящие должности в университете, продолжает Ходырев С. Я. □ проректор по учебной работе, а до этого он работал заместителем декана автомобильного факультета и деканом факультета заочного обучения. Нынешний проректор по научной работе Богомолов В. А. также является учеником Гредескула А. Б. и довольно эффективно работает в этом качестве. В настоящее время деканом автомобильного факультета является Алёкса Н. Н., также ученик Гредескула А. Б., до этого работавший заместителем декана автомобильного факультета и деканом факультета заочного обучения.
За тридцать лет работы заведующим кафедрой под руководством Гредескула А. Б. подготовлено и защищено 32 кандидатских диссертации.
В период работы заведующим кафедрой Алексеенко В. Н. не разрушил лучших традиций, заложенных предшественниками. Это было трудное время (распад Советского Союза), и в течение двух сроков работы на должности заведующего он сохранил коллектив кафедры, её научный и преподавательский потенциал. В это время была открыта специальность «Автомобиле-и тракторостроение □ со временем название было изменено на «Колёсные и гусеничные транспортные средства» Открытие специальности повлекло за собой разработку новых для кафедры курсов лекций по дисциплинам этой специальности, подготовку методических указаний и лабораторных работ. Научная работа в этот период времени также не приостановилась, а наоборот, получила развитие за счёт выполнения хозяйственных договоров с заводом имени В. И. Малышева и областным ДОСААФ.
В 1995 году на кафедре защищена докторская диссертация бывшим аспирантом профессора Гредескула А. Б. доцентом Федосовым А. С.
С 1997 года кафедрой автомобилей руководит кандидат технических наук, профессор Клименко В. И. В 1998 году осуществлён первый выпуск специалистов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение □ В этом же году, впервые в истории ХАДИ-ХНАДУ, коллектив авторов, возглавляемый ректором университета, нынешним научным руководителем научной школы □ Туренко А. Н., удостоен Государственной премии Украины в области науки и техники. Среди соавторов □ его ученики: профессор Клименко В. И., профессор Богомолов В. А. и профессор Рыжих Л. А.
Лучшие традиции кафедры автомобилей, заложенные профессором Гредескулом А. Б., не только сохраняются, но и преумножаются и поныне. В 1998 году на кафедре защищена докторская диссертация профессором Туренко А.Н., в 2001 году □ профессором Богомоловым В.А., в 2005 году □ профессором Волковым В.П.
В последние годы на кафедре издано 11 монографий, 3 учебника, 10 учебных пособий, 25 методических указаний по дисциплинам кафедры. Разработаны курсы лекций по таким новым дисциплинам как «История инженерной деятельности» «Прикладная теория колебаний» «Эргономика и дизайн» «Основы САПР в автомобилестроении» «Автотехническая экспертиза^ Подготовлен и издан Государственный стандарт Украины «Пневматические приводы дорожных транспортных средств. Термины и определения» Получено 12 патентов Украины, 6 □ России.
В настоящее время в учебном процессе используется оснащённая современным оборудованием ходовая лаборатория на базе автобуса МАЗ-256200, видеотехника, мультимедийные системы. Класс САПР оснащён 30 современными компьютерами, включёнными в локальную сеть и в сеть Щ;ете1
Визитная карточка всего нашего университета □ лаборатория скоростных автомобилей имени В. К. Никитина. Первого сентября 2011 года студенческое проектно-конструкторское бюро лаборатории скоростных автомобилей отметило своё 50-летие. Об этом подразделении в двух словах не расскажешь □ впору отдельную историю писать. Но отделить эту «Лабораторию скорости и экстрима» от кафедры тоже не представляется возможным □ родные они. В 1973 году кафедре автомобилей от кафедры эксплуатации автотранспорта приказом ректора Решетникова Б.В. была передана лаборатория скоростных автомобилей. Она стала базой для учебных, творческих и научных поисков многих студентов и выпускников университета. Долгое время её возглавлял рекордсмен мира и СССР, талантливый конструктор и не менее талантливый воспитатель молодёжи Владимир Константинович Никитин.
Воспитанники и ученики Никитина В.К. 15 июля 2011 года собрались на площади перед университетом отметить 100-летие со дня рождения своего учителя. Это говорит о многом □ прежде всего об уникальности этой личности нашего университета. А на кладбище, куда пришли почтить память Никитина В. К., собравшиеся □ говорили слова любви и благодарности этому человеку за всё, что он сделал. Марка «ПСА КАДИ» стала известной всему миру как уникальная школа подготовки студенческой молодёжи в области конструирования и эксплуатации специальных автомобилей для спорта. За 50-летнюю историю существования ЛСА было спроектировано и изготовлено более 30 различных автомобилей, которые принимали участие в соревнованиях по установлению рекордов скорости, на кольцевых автомобильных гонках, а также в последние годы в соревнованиях по топливной энергоэффективности. Самые известные из этих автомобилей:
□ спортивно-туристические автомобили «КАДИ-2» «КАДИ-15»
□ рекордные «КАДИ-3» «КАДИ-4» «КАДИ-5» «КАДИ-7» «КАДИ-9»
□ шоссейно-кольцевые и гоночные автомобили «КАДИ-8» «КАДИ-10» «КАДИ-31» «КАДИ-33Ц
□ рекордные электромобили «КАДИ-11ЭЦ «КАДИ-13Э» «КАДИ-21ЭЦ «КАДИ-23ЭЦ
□ дрегстеры «КАДИ-22» «КАДИ-26» «КАДИ-27«
Каждый из перечисленных автомобилей □ уникален по своей конструкции. Так, «КАДИ-2» □ первый советский автомобиль, кузов которого изготовлен из стеклопластика «КАДИ-3»□ самый маленький рекордно-гоночный автомобиль, занесен в Книгу рекордов Гиннеса; «КАДИ-9 » □ автомобиль с реактивной тягой, предназначенный для установления абсолютных рекордов скорости на суше; «КАДИ-34» □ дважды участвовал в экомарафоне ГГТТеллП установил рекорд Украины по энергоэффективности, проехал 575 километров на одном литре топлива.
За время проведения рекордных заездов студентами и сотрудниками лаборатории установлено 42 всесоюзных рекорда скорости, 16 из которых превышают мировые достижения. Спортивная команда «ПСА ХАДИ» участвует в чемпионатах Украины по шоссейно-кольцевым автомобильным гонкам, и почти каждое участие занимает призовые места.
Нельзя обойти вниманием и лабораторию экспертизы транспорта.
Это хозрасчётное структурное подразделение кафедры занимается оценкой соответствия автотранспортных средств, самостоятельно изготовленных или переоборудованных, □ требованиям нормативных документов и выдаёт заключение о возможности их эксплуатации.
На кафедре эффективно работает структурное подразделение, занимающееся подготовкой рабочих профессий, □ курсы водителей. Студенты нашего университета, других ВУЗов, а также граждане города Харькова в аудиториях кафедры и учебных автомобилях имеют возможность получить профессию водитель категории «ВЦ «ВиСЦ «СП Функционирование курсов позволяет укреплять материальную базу кафедры и дополнительные рабочие места □ так как это структурное подразделение также является хозрасчётным.
Главный показатель оценки эффективной работы коллектива любой кафедры □ это количество и качество подготовки специалистов и научных работников. За все годы своего существования кафедра выпускала ежегодно в среднем 25СВ0 инженеров и, таким образом, дипломы получили более 3700 молодых специалистов, из них более 50 □ иностранные граждане. Из всего количества выпущенных специалистов □ 265 выпускников по специальности «Колёсные и гусеничные транспортные средства» □ среди которых 2 иностранных гражданина. Гордость кафедры □ это её выпускники. Дипломы с отличием получили 213 выпускников. Кафедра гордится тем, что в её коллективе выросли инженеры, будущие заведующие кафедрами Коротенко Б.Е., Генбом Б.Б., Холодов А.М., Гречко Л.П., Перегон В.А., Подригало М. А., Волков В.П., декан Тольяттинского технического университета Скутнев В. М.
Многие выпускники возглавляют организации и предприятия различного уровня. Вот уже тринадцать лет кафедра выпускает специалистов и магистров по специальности «Колёсные и гусеничные транспортные средства» Наиболее одарённые выпускники этой специальности пополнили преподавательский корпус кафедры, пройдя через аспирантуру и защитив кандидатские диссертации. В большинстве своём подготовленные кафедрой специалисты востребованы промышленными предприятиями, коммерческими структурами и государственными учреждениями.
В настоящее время на кафедре работает 62 человека, в том числе 4 доктора технических наук, 10 профессоров, 18 кандидатов технических наук (из них 13 доцентов), 1 доцент ХНАДУ,
6 ассистентов, 7 работников учебно-вспомогательного персонала, 7 инженерно-технических работников лаборатории скоростных автомобилей, 10 работников курсов водителей. На кафедре функционирует аспирантура и докторантура. В аспирантуре обучается в настоящий момент три аспиранта, а в докторантуре □ два докторанта. Кафедрой подготовлено 55 кандидатов технических наук, из них 3 кандидата технических наук □ иностранные граждане. Коллектив кафедры смотрит в будущее с новыми планами и грандиозными идеями, так как есть творческий потенциал и учёные, способные воплотить в жизнь самые смелые мечты и начинания.
В день 80-летнего юбилея желаю всему коллективу кафедры автомобилей крепкого здоровья, счастья и дальнейших творческих успехов.
Клименко В.И., заведующий кафедрой автомобилей, к.т.н., профессор, лауреат Государственной премии Украины