Научная статья на тему 'Механическому факультету ХНАДУ 60 лет'

Механическому факультету ХНАДУ 60 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механическому факультету ХНАДУ 60 лет»

ЮБИЛЕИ

Механическому факультету ХНАДУ - 60 лет Кириченко И.Г., декан механического факультета, профессор

Механический факультет Харьковского национального автомобильно-дорожного университета - один из старейших, был создан на базе двух специальностей, переданных в ХАДИ из Харьковского инженерно-строительного института еще в 1947 году.

Первым деканом механического факультета в 1052 году стал Андрей Михайлович Холодов - участник Великой Отечественной войны, впоследствии доктор технических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники Украины. Именно его имя сегодня носит кафедра строительных и дорожных машин, которую он возглавлял более 20 лет. В дальнейшем факультетом руководили Константин Филиппович Абросимов один из конструкторов легендарного танка Т-34 < ]955— 1964 гг.), Сергей Николаевич Деревянко (1965 1968 п.), Георгий Николаевич Кузнецов (1965-1981 гг.). 15 лет факультетом руководил Владимир Петрович Емельянов - профессор, кандидат технических наук, на долю которого выпали наиболее сложные годы, связанные с перебазировкой полигона, строительством нового учебного корпуса, переводом образовательного процесса на новые учебные планы.

С 1996 года деканом механического факультета является Игорь Георгиевич Кириченко.

Механический факультет всегда был ориентирован на подготовку' специалистов для машиностроительного комплекса и дорожного строительства СССР и Украины. Диапазон знаний, полу чаемых в процессе обучения на всех специальностях факультета, высокий уровень теоретической и практической подготовки позволяет не только проектировать и эксплуатировать дорожно-строительную технику, но и решать любые другие научно-технические задачи. Факультет обеспечивает возможность трудоустройства во всех сферах народного хозяйства Украины. Сегодня выпускников факультета можно встретить на руководящих постах в органах государственной власти, крупных промышленных предприятий и строительных организаций в Украине, странах СНГ, а также во многих странах Европы. Америки. Африки.

Факультет активно сотрудничает с машиностроительными предприятиями Украины, такими как Ново-Краматорский машиностроительный завод, Крюковский вагоностроительный завод. Харьковскими заводами ХТЗ. им. Малышева, «Свет шахтера». Маи ¡гидропривод, ХЗ ГО, ЗАО «Манометр», НПП «Кобальт» и другими. Наиболее эффективное сотрудничество сложилось между механическим факультетом и ХМЗ «Свет шахтера». В результате этого сотрудничества создан учебно-научно-производственный комплекс. Благодаря инициативе и вниманию со стороны ректора ХНАДУ профессора Туренко Анатолия Николаевича и генерального директора завода Высоцкого Геннадия Васильевича этот комплекс обеспечивает не только подготовку инженерных кадров для завода, но и выполнение научно-исследовательских работ, повышение квалификации как сотрудников завода, так и профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Успехи факультета определяются плодотворной деятельностью кафедр, и в первую очередь выпускающих. Флагманом факультета является кафедра строительных и дорожных машин, которая была основана в 1936 году и готовила и нженеров-механ и ков по строительным и дорожным машинам еще в довоенный период. В послевоенный период кафедру возглавляли С.В. Пинтер, А.М. Холодов. В.И. Сухинин, В.В. Ничке, J1.B. Назаров. В.А. Шевченко. Сейчас кафедрой заведует доктор технических наук, профессор Венцель Евгений Сергеевич. Сегодня эта кафедра укомплектована высококвалифицированными преподавателями, 80% которых имеют ученые степени и звания. Кафедра привлекает для чтения лекций и выполнения дипломного проектирования известных в Украине и за рубежом докторов технических наук, профессоров Л.А. Хмару. О.В I ригорова. И.А. Емельянову, А.П. Нестерова, A.B. Леусенко, а также представителей промышленных предприятий кандидатов технических наук А.Н. Ковальчука, P.A. Бережного, А.И. Веретенникова. В.П. Супонева, А.З. Ульяновского. Золотыми буквами в истории кафедры записаны имена Соломона Борисовича Питера, Бориса Тимофеевича Беседина. Андрея Михайловича Холодова, Михаила Владимировича Бунина, Георгия Николаевича Кузнецова, Вячеслава Ивановича Сухинина, Владимира Никифоровича

Киреева, Бориса Игнатьевича Вощен ко, Леонида Владимировича Назарова. Вильгельма

Вильгельмовича Ничке. которые до последних дней своей жизни являлись членами кафедры и передавали свои неоценимый творческий опыт новым поколениям преподавателей и студентов. С 1962 по I988 год кафедрой руководил Андрей Михайлович Холодов, который в 1%8 году защитил докторскую диссертацию и сформировал несколько перспективных научных направлений. Эти научные направления возглавили доценты кафедры М.В. Бунин,

СЛI. Деревянко. В.К. Руднев, В.В. Ничке и Л.В. Назаров. В 1978 году Вячеслав

Константинович Руднев защитил докторскую диссертацию и возглавил вновь образованною кафедру эксплуатации строительных и дорожных машин. С 1993 по 1996 год 'этой кафедрой заведовал кандидат технических наук, профессор Леонид Владимирович Назаров. В начале 1988 года А.М. Холодов передал полномочия заведующего кафедрой Вилыельму

Вильгельмовичу Ничке. который в этом же году успешно защитил докторскую диссертацию и продолжал руководить кафедрой до 1996 года. В 1996 году названные кафедры были объединены, и заведующим кафедрой был назначен Л.В. Назаров. Под руководством профессора Л.В. Назарова группа преподавателей и студентов активно работала над созданием первого отечественного автогрейдера ДЗк-250 и унифицированного с ним погрузчика ПФ-04 на Крюковском вагоностроительном заводе. Результатом этих исследований и разработок была успешная защита докторской диссертации в 1998 году. С 2006 по 2008 год кафедрой заведовал выпускник механического факультета, ученик Л.В. Назарова кандидат технических наук, доцент Валерий Александрович Шевченко. В 2008 году для заведования кафедрой был приглашен доктор технических наук, профессор Венцель Евгений Сергеевич, ранее работавший на этой кафедре. За короткий промежуток времени профессору Е.С. Венцелю удалось сконцентрировать работу кафедры в направлении подготовки кадров высшей квалификации. При его активном содействии и участии состоялись защиты кандидатской и 2 докторских диссертаций, сданы в совет еще 2 кандидатские диссертации, активно работает аспирантура. Материальная база кафедры строительных и дорожных машин не ограничивается аудиторным фондом и лабораториями в корпусе механического факультета. В распоряжении этой кафедры - полигон дорожно-строительной техники. На полигоне представлены музейные экспонаты машин и оборудования, а также современные средства механизации, на которых студенты проходят практическую подготовку и приобретают навыки управления этими машинами. Полигон дорожно-строительной техники был создан еще в довоенный период, а в 1986 году перебазирован с поселка Артема в 519 м/р. Сегодня полигоном руководит выпускник механического факультета, опытный инженер и наставник молодежи Николай Петрович Сотников.

На десять лег моложе факультета - кафедра автоматизации и компьютерноинтегрированных технологий. В 1962 году по инициативе проректора ХАДИ Д.М. Холодова была создана кафедра автоматики, и возглавил ее кандидат технических наук Виктор 11авлович Ломакин. Этот человек был образцом преподавателя и ученого. Ему были присущи высокая интеллигентность, предельная порядочность и скромность, чувство чести и собственного достоинства, глубокое уважение к людям, в общении с которыми он был корректен и доброжелателен. В то же время он был требователен и взыскателен к себе и своим коллегам, что вызывало особое уважение и еще больше укрепляло его авторитет. У истоков создания кафедры стояли ее первые преподаватели Д.А. Каминская, Н.Я. Пучкова. Л.М. Симбирская, Н.Я. Фаустова и другие. Крут научных интересов кафедры определялся исследованием режимов работы карьерных шагающих экскаваторов, и выполнялись эти работы в тесном содружестве с Ново-Краматорским машиностроительным заводом. Параллельно с этим научным направлением кафедра автоматики вела активную работу но внедрению в учебный процесс новых вычислительных средств. Была открыта лаборатория аналоговых вычислительных машин. Первые вычислительные машины «Проминь», «Наири-2» использовались в учебном процессе и научно-исследовательской работе именно на этой кафедре. Вследствие этого кафедра получила новое название кафедра «Автоматики и вычислительной техники». В штат кафедры влились первые профессиональные программисты Г.Я. Зуб. А.Д. Яковлева. О.В. Копенкина. С приходом на должность заведующего кафедрой доктора технических наук, профессора Валентина Квстафьсвича Гырсы было развернуто новое научнее направление в области автометрии. Были разработаны и изготовлены уникальные лазерные информационно-измерительные системы. Объем хоздоговорных научно-

исследовательских работ достигал фантастических (по нынешним измерениям) размеров и приближался к миллиону рублей. Штаг кафедры, с учетом работников сектора НИС, превысил 50 человек. По инициативе заведующего кафедрой была открыта специальность «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии». Высокий уровень научных исследований позволил обеспечить лавинообразный процесс защиты кандидатских и докторских диссертаций. Докторские диссертации защитили О.П. Алексеев, С.А. Канцедат. A.A. Сушко» A.B. Панишев. К.И. Ьогатыренко, а кандидатские - более 20 человек. В 1992 году от кафедры автоматики отделилась кафедра информатики, которой заведовали бывшие сотрудники кафедры автоматики A.R. Панишев и А.И. Левтеров. В настоящее время на самом молодом факультете мехатроники транспортных средств работает много выпускников механического факультета и бывших сотрудников кафедры автоматики и вычислительной техники. Ведущую кафедру этого факультета возглавляет доктор технических наук, профессор Олег Павлович Алексеев, деканом факультета является кандидат технических наук, профессор Андреи Иванович Левтеров. С 1996 по 2002 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор Константин Иванович Ботатыренко - человек высокой технической эрудиции, любимец студенческой молодежи, на долю которого выпали самые сложные годы постперест реечного периода. Именно в это время кафедра была переведена в корпус механическою факультета в 519 м/р, и по сути заново создавались учебные лаборатории и компьютерные классы, осваивались новые производственные площади. Огромный объем работ по созданию лаборатории микропроцессорной техники, развитию материальной базы и методического обеспечения выполнен доцентом Плахтсевым А.П. Последние 10 лет кафедрой руководит доктор технических наук, профессор Леонид Иванович Нефедов, который обеспечил настоящий прорыв в деле подготовки кадров высшей квалификации. Он обеспечил научное руководство аспирантов и сотрудников кафедры по новой для этой кафедры научной специальности «Управление проектами и развитие производства». Благодаря его усилиям и настойчивости кандидатами наук стати Т.В. Плугина. М.В. Шевченко, Е.П. Бабенко. Н.Ю. Филь, A.A. Осьмачко, А.Б. Ьиньковская. Д.А. Маркозов; завершает работу над докторской диссертацией 10.А. Петренко. Нельзя не отметить огромные заслуги доцента Богданова Николая Ивановича - выдающегося ученого в области искусственного интеллекта, автоматизации и робототехники, который более 40 лет работал на кафедре

В 2001 году на факультете была открыта кафедра безопасности жизнедеятельности, которую возглавил доктор технических наук, профессор Селиванов С.Е. Эта кафедра обеспечивала комплекс дисциплин, связанных с охраной труда и техникой безопасности, защитой окружающей среды, гражданской обороной, безопасностью жизнедеятельности и экологической безопасностью. Впоследствии эта кафедра была преобразована к кафедру метрологии и безопасности жизнедеятельности. В 2004 году был осуществлен первый набор студентов на новую для механического факультета специальность «Метрология и измерительная техника». Открытию этой специальности предшествовав кропотливая работа по аккредитации и лицензированию, эффективно проведенная инициативной группой, которую возглавил кандидат физико-математических наук, доцент В.И. Молявко. Руководит кафедрой метрологии и безопасности жизнедеятельности выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва), доктор технических наук, профессор Полярус Александр Васильевич. С открытием этой специальности общий лицензионный прием на первый курс составил 210 человек, что позволяет при благоприятной демографической ситуации обеспечить коптнгенг факультета более 1000 человек.

Кафедра технологии метаплов и материатоведения была основана в 1931 году. Ее в разные годы возглавляли С.М. Борц, А.Г. Селезнев, ПЛ. Иванов. С 1951 по 2001 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Алексей Максимович Петриченко, чье имя сегодня носит эта кафедра. Успехи и авторитет этой кафедры в прошлые годы связан с работой доцентов Л.А. Солнцева. М.В. Можарова. Г.А. Прошина. A.A. Новика. Были сформированы научные школы профессоров Л.М. Петриченко. С.С. Дьяченко. Л.А. Солнцева. Эстафету руководителя кафедры принял ученик Алексея Максимовича - профессор Гладкий Иван Павлович, который с 1992 года совмсщат руководство кафедрой с работой в качестве первою проректора университета. В эти годы особое внимание уделялось методическому обеспечению учебного процесса. Издано более 50 методических разработок. Сегодня на кафедре работают опытные преподаватели

83

Вестник ХНАДУ, вып. 57, 2С12

И. В. Дощечки на, Д.Б Глушкова. В.П. Тараканова, С.И. Бондаренко. С 2002 ¡ода кафедр} возглавляет кандидат технических наук, профессор Мощенок Василий Иванович. За последние Ю лет кафедра существенно улучшила свою материальную базу, и этот процесс беспрерывно продолжается. Активизировалась работа по использованию компьютерных технологий в учебном процессе Созданы учебно-демонстрационные классы, разработаны электронные учебники нового поколения, используются трехмерные графические модели режущих инструментов. Круг научных интересов кафедры и ее руководителя лежит в области новых методов измерения твердости материалов и создания соответствующих приборов и измерительных систем. По этой тематике В.И. Мощенок подготовил к защите докторскую диссертацию.

Кафедра инженерной и компьютерной графики была основана в 1930 году и носила тогда название «Кафедра начертательной геометрии и черчения». В довоенный период кафедрой руководили И.Л. Жемеров, В.Л. Андреев, Г.К. Марков, В.Д. Долгов. В послевоенный период кафедру возглавляли А.Е. Токарь. П.В. Панов, И.Ф. Никитин, В.Н. Сердюк. М.И. Бинькова. A.B. Леусенко, А.Ф. Кириченко. С 1950 по 1969 год кафедрой заведовап Георгий Константинович Николаевский, который во главу деятельности кафедры поставил выполнение научных исследований. Под его руководством подготовлено 22 кандидата наук, а сам он защитил докторекчю диссертацию. Его почин более чем через 30 лет был поддержан иыпешиим заведующим кафедрой инженерной и компьютерной графики доктором технических наук, профессором Черниковым Александром Викторовичем, открывшим аспирантуру и избравшим кругом своих научных интересов компьютерное моделирование рабочих процессов строительных и дорожных машин.

В 2006 году на факультете была открыта кафедра иностранных языков во главе с кандидатом педагогических наук, доцентом Натальей Витальевной Саенко. Состав кафедры за очень короткий период сумел внести неоценимый вклад в развитие материальной базы корпуса механического факультета и совершенствование учебного процесса. Преподаватели этой кафедры расширяют общие знания студентов, обучая их не только иностранным языкам, но и привлекая молодежь к участию в различных конкурсах студенческих научных работ, конференциях, «круглых столах» и т.п. Кафедра поддерживает тесные творческие связи с Белгородским технологическим университетом им. Шухова. На специальности «Подъемно-транспортные. строительные, дорожные машины и оборудование» успешно завершен эксперимент по усиленному изучению английского языка на протяжении всего периода обучения. Специализированные группы с усиленным изучением английскою языка стали основными поставщиками кандидатов для поступления в магистратуру.

Сегодня механический факультет - по 800 студентов, 100 преподавателей, 4 специальности, 6 кафедр. Факультет помнит свою историю, успешно решает текущие задачи и уверенно смотрит в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.