Научная статья на тему 'Андрей Михайлович Холодов. 100 лет со дня рождения'

Андрей Михайлович Холодов. 100 лет со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрей Михайлович Холодов. 100 лет со дня рождения»

ЮБИЛЕИ

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ХОЛОДОВ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Прошло 15 лет, как от нас ушёл человек, оставивший яркий след своей жизнью, научными достижениями, увлечениями, а самое главное,- своими учениками и последователями. Как утверждают астрономы, свет от далёких звёзд ещё долго виден на планетах Вселенной после того, как они угасли. Андрей Михайлович Холодов именно такой человек, которого помнят все, кто был с ним знаком, работал под его руководством, встречался с ним хотя бы однажды. Автор этих строк считает, что ему очень повезло в жизни, поскольку более 30 лет он имел счастье общаться с этим выдающимся человеком, может называть себя его учеником и последователем.

В сентябре 1996 года по инициативе ректора Анатолия Николаевича Туренко университет отмечал 80-летие со дня рождения Андрея Михайловича Холодова. Этот юбилей проходил в очень сложное время для страны, университета, механического факультета и кафедры строительных и дорожных машин, которой юбиляр посвятил значительную часть своей яркой жизни. Было очень много гостей, представителей промышленных предприятий, строительных организаций, выпускников механического факультета самых разных лет, коллег по учебной и научной деятельности. После этого юбилея Андрей Михайлович прожил всего 4 года. Все присутствовавшие в актовом зале и приславшие свои поздравления, понимали значимость этого события не только для юбиляра, но и для тех, кто должен продолжать дело своего Учителя и Наставника.

Родился Андрей Михайлович Холодов 1 августа 1916 года в городе Брацлав (теперь это Винницкая область) в семье служащего. Его отец, Михаил Васильевич был специалистом по обработке статистической информации, а мать, Ксения Павловна - домохозяйкой. Семья очень часто была вынуждена менять место жительства. После Брацлава была Винница, Киев, а с 1929 года - Харьков - первая столица Советской Украины. В 1931 году Андрей Холодов закончил семилетнюю школу и поступил в фабрично-заводское училище при Харьковском тракторном заводе, который только начинал выпуск первых тракторов. В 1930 году начал учебную деятельность в Харьковском автомобильно-дорожном институте, с которым впоследствии будет связана вся жизнь и работа A.M. Холодова. В Харьковский автомобильно-дорожный институт Андрей Холодов поступил через вечерний рабфак. Именно такой была наиболее распространенная форма зачисления в институты того времени. Все студенты должны были пройти определённый этап трудовой деятельности. Первые три года обучения студента Холодова прошли по специальности «Автомобили и автотранспорт», а после третьего курса, когда была открыта специальность «Дорожно-строительные машины», часть контингента студентов была практически принудительно переведена на обучение по этой новой специальности. В этой группе оказался и студент A.M. Холодов.

После окончания института в 1939 году A.M. Холодов работает старшим лаборантом, ассистентом кафедры строительных и дорожных машин, начальником полигона на посёлке Артёма и совмещает это с учёбой в аспирантуре. В октябре 1941 года институт эвакуируют в г. Саратов, где он продолжает свою работу. С декабря 1941 года A.M. Холодов - на воинской службе в авторемонтных подразделениях Советской Армии, а в сентябре 1942 года он назначается командиром автороты 301-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии 4-го Украинского фронта. Ровно через год, в сентябре 1943 года Андрей Михайлович получает тяжелое ранение и

девять месяцев проводит в госпиталях, последним из которых оказался Харьковский. Здесь он заканчивает свою воинскую службу в штабе военного округа в звании капитана, а в 1946 году возвращается в ХАДИ и работает ассистентом кафедры строительных и дорожных машин до декабря 1948 года. 15 февраля 1951 года в Московском автомобильно-дорожном институте A.M. Холодов защищает кандидатскую диссертацию на тему «Динамика трёхвальцевых дорожных катков на основе их взаимодействия с грунтом»

С 1946 по 1952 год в ХАДИ был механический факультет, ориентированный на подготовку инженеров-механиков автомобильного профиля, а секретарём партийного бюро этого факультета был A.M. Холодов, член КПСС с 1940 года. В 1947 году из Харьковского инженерно-строительного института в ХАДИ был передан контингент студентов, которые должны были обучаться по двум специальностям: «Дорожные машины» и «Строительные машины». В том же году создаётся союзное министерство строительного дорожного и коммунального машиностроения. Страна остро нуждалась в специалистах для проектирования, производства и эксплуатации этих машин.

В 1952 году механический факультет, деканом которого был будущий ректор ХАДИ Борис Владимирович Решетников, разделяется на два факультета - автомобильный и механический. Деканом автомобильного факультета назначается доцент Б.В. Решетников, а деканом механического -доцент A.M. Холодов. В новой истории ХНАДУ днём рождения механического факультета принято считать 1952 год, а первым деканом этого факультета - Андрея Михайловича Холодова. В 1955 году доцент A.M. Холодов назначается проректором по научной работе, а деканом механического факультета становится его близкий друг и единомышленник - один из конструкторов легендарного танка Т-34 Константин Филиппович Абросимов. Необходимо отметить, что и после этого все деканы механического факультета были представителями кафедры строительных и дорожных машин и выдвигались на эту должность не без согласования с профессором Холодовым, а это: С.Н. Деревянко (1964-1968), Г.Н. Кузнецов (1968-1981), В.П. Емельянов (1981-1996), И.Г. Кириченко (с 1996).

Андрей Михайлович Холодов всю жизнь был увлечён научной работой. Уже в 1956 году его утверждают в качестве научного руководителя аспиранта Деревянко С.Н. С момента защиты своей кандидатской диссертации он закладывает основы будущей научной школы в области динамики землеройно-транспортных машин. Однако сосредоточиться на оформлении своей докторской диссертации ему не позволяют административные поручения. С 1959 по 1962 год A.M. Холодов является проректором по учебной работе, в 1962 году он с семьёй отправляется в зарубежную командировку в высшую техническую школу имени Отто фон Гёрике (г. Магдебург, ГДР). В 1966 году он посещает Пражский политехнический институт. И всё-таки, несмотря на все препятствия, Андрей Михайлович добивается своей цели и 1964 года интенсивно работает над докторской диссертацией, а в декабре 1967 года защищает её в Московском автомобильно-дорожном институте.

С 1968 года начинается процесс формирования научной школы и кафедры строительных и дорожных машин под руководством доктора технических наук, профессора Холодова Андрея Михайловича. В ХАДИ открывается совет по защите кандидатских диссертаций, а на кафедре появляются молодые на то время выпускники механического факультета, которые сразу после защиты кандидатских диссертаций пытаются формировать направления своих докторских работ. Заведующий кафедрой всегда поддерживает эти устремления и оказывает неоценимую помощь и содействие в продвижении своих учеников к вершинам научных достижений. В то время кафедра выполняла научно-исследовательские работы для Харьковского, Бердян-

ского, Орловского, Брянского заводов дорожных машин, активно сотрудничала с отраслевыми научными учреждениями: ВНИИСтройДорМаш, ВНИИЗемМаш и др. Объём хоздоговорных работ кафедры превышал 1 млн. рублей, а коллектив кафедры, работавший в штате НИС, существенно превосходил численный состав преподавателей. Лидерами в подготовке докторских диссертаций были доценты М.В. Бунин, С.Н. Деревянко, В.К. Руднев, В.В. Ничке и Л.В. Назаров. В 1978 году первым из них защитил докторскую диссертацию в Киевском инженерно-строительном институте доцент Руднев Вячеслав Константинович, что позволило впоследствии открыть свой специализированный совет по защите кандидатских диссертаций в ХАДИ. В этом совете защитили кандидатские диссертации самые молодые выпускники мехфака того времени: И.Г. Кириченко, Н.Д. Каслин, E.H. Лысиков, С.И. Карась. Кафедра стала самой мощной по подготовке кадров высшей квалификации в Украине. Была открыта целевая аспирантура, в которой обучались представители Монголии, Болгарии, Кубы, профильных ВУЗов Кировограда, Полтавы, Кременчуга и других городов Советского Союза.

В 1979 году от кафедры строительных и дорожных машин отделилась кафедра эксплуатации дорожных машин и охраны труда. Получилось так, что весь молодёжный состав переходил на вновь образованную кафедру, а на базовой кафедре оставались ветераны. Автор этих строк, которому тогда было 29 лет, неожиданно для себя обнаружил свою фамилию среди ветеранов и был этим приятно удивлён. И только по истечении многих лет он узнал от Вячеслава Константиновича Руднева, что на этом настаивал Андрей Михайлович Холодов. Руководил кафедрой профессор Холодов до 1988 года и передал руководство ею своему приемнику Вильгельму Вильгельмовичу Ничке перед защитой докторской диссертации. Этот жест был признаком высокого доверия своим ученикам и одним из способов поддержки во время защиты диссертации. В то время Андрей Михайлович был ещё полон сил и мог эффективно руководить кафедрой, но это был его принцип - дать возможность своим ученикам проявить себя.

Одним из серьёзных увлечений Андрея Михайловича было его поэтическое творчество, хотя сам он очень скромно оценивал свои труды. Мы - его ученики и коллеги - имели возможность слушать его стихи в авторском исполнении. Необходимо отметить, что именно его исполнение придавало стихам убедительность и какой-то особый смысл, который донести до слушателя мог только сам автор. Все стихи Андрея Михайловича были напечатаны на портативной пишущей машинке или написаны от руки и хранились в домашнем архиве. В 1989 году появилась возможность сделать эти стихи достоянием кафедры и оформить их в виде сборника. Инициативная группа, втайне от автора, попросила рукописи у его жены Софьи Николаевны на некоторое время. Затем они были отпечатаны на пишущей машинке и размножены с помощью ксерокса. В то время ещё не было возможности набирать и редактировать тексты с помощью компьютерных технологий. Было изготовлено небольшое количество экземпляров, сделан улучшенный переплёт, а на обложке золотом набрано «A.M. Холодов Избранное». Один из этих экземпляров был вручён автору на кафедральной встрече Нового года. Все участники этого процесса остались очень довольными, потому что Андрею Михайловичу этот сюрприз очень понравился и до конца вечера он изучал это издание и удивлялся тому, как эти материалы попали в руки его учеников. Впоследствии он подарил оставшуюся часть тиража самым близким своим друзьям, среди которых был Игорь Андреевич Недорезов. Вскоре в Москве И. А. Недоре-зов издаёт свою версию сборника стихов A.M. Холодова под названием «Переизбранное». К 80-летнему юбилею Андрея Михайловича в 1996 году был издан сборник стихов «Не годами возраст надо мерить...» с предисловием ректора университета А.Н. Туренко. Стихи A.M. Холодова также были опубликованы в поэтических сборниках «Дорога кличе в далечинь» (2000 г.) и «Механический наш факультет» (2007 г.).

Такой человек как A.M. Холодов не мог остаться без наград и почётных званий. Он награждён орденами «Великой Отечественной войны» (I и II степеней), орденом «Знак Почёта», многими медалями. В 1980 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники УССР». Однако те, кто многие годы работал с Андреем Михайловичем, помнят историю с очередным возможным награждением. Его пригласили в партком для согласования некоторых формальностей по очередному наградному делу, и тогда Андрей Михайлович сказал: «Если Вы хотите меня поощрить - дайте квартиру доценту Ничке».

Профессор Холодов был для всех нас Учителем, Наставником и Другом. Он умел дружить по-настоящему, без каких-либо целей, невзирая на различия в возрасте, административном и научном статусе. Как правило, у него были друзья, которые нуждались в его помощи и

поддержке. Он не стеснялся дружбы с молодыми людьми, оценивал их по уровню интеллекта, профессиональным знаниям и всегда в очень корректной форме подсказывал, в каком направлении следует развивать свои способности.

Накануне 100-летия со дня рождения A.M. Холодова кафедра строительных и дорожных машин в лице её заведующего доктора технических наук, профессора Венцеля Евгения Сергеевича обязуется продолжать дело нашего Учителя и Наставника.

Декан механического факультета, профессор И.Г. Кириченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.