Научная статья на тему 'Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны'

Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / TEACHER INTELLIGENTSIA / STAFF POLICY / NATIONAL EDUCATION / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малхасян Надежда Вадимовна

Статья посвящена анализу кадровой политики советского правительства в области образования в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются ее основные направления, формы и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff Policy of the Soviet Government in the Field of National Education in the Days of the Great Patriotic War

The article is devoted to the analysis of staff policy of the Soviet government in the sphere of education in the days of the Great Patriotic War, of its basic directions, forms and results are pointed out.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны»

Н. В. Малхасян

Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена анализу кадровой политики советского правительства в области образования в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются ее основные направления, формы и результаты.

Ключевые слова: учительская интеллигенция, кадровая политика, народное образование, Великая Отечественная война. N. V. Malkhasian

Staff Policy of the Soviet Government in the Field of National Education in the Days of the Great Patriotic War

The article is devoted to the analysis of staff policy of the Soviet government in the sphere of education in the days of the Great Patriotic War, of its basic directions, forms and results are pointed out.

Key words: teacher intelligentsia, staff policy, national education, the Great Patriotic War.

В современных условиях, когда происходит переосмысление роли и места учителя в школе, понимание приоритетного значения его профессионально-педагогической и воспитательной деятельности, опыт кадровой политики советского правительства в области народного образования, накопленный в критический для страны момент истории, является весьма актуальным. В статье ставится задача проанализировать политику органов власти в области народного образования в годы Великой Отечественной войны, осветить ее основные направления, формы и результаты. Исследование осуществляется на материалах прифронтового региона Ярославской и Костромской областей.

Приоритетным направлением работы органов власти в сфере народного образования в годы Великой Отечественной войны стала кадровая политика. С началом войны значительная часть учительской интеллигенции ушла на фронт. В 1941/42 уч. г. в ряды Красной армии только в Ярославской области было мобилизовано свыше тысячи работников образования [3, д. 21, л. 49]. Некоторые учителя эвакуировались, многие были востребованы для работы в штабах, политических и общественных организациях [8, с. 5]. Часть учителей направлялась на укрепление детских домов и интернатов, число которых на начальном этапе войны стремительно возрастало [9, д. 1334, л. 1 об.]. С каждым днем контингент учительства стремительно сокращался. Однако процесс обучения и воспитания подрастающего

© Малхасян Н. В., 2010

поколения не прекращался в области ни на один день [7, с. 26]. В сложившихся условиях на работу в школы привлекались люди с низким уровнем профессиональной педагогической подготовки, а иногда и вовсе без нее [2, д. 274, л. 11]. В большей степени недостаток в городских и особенно сельских школах Ярославской области ощущался в учителях истории, физики и математики, немецкого языка, эстетического цикла [10, д. 23, л. 31]. Подобное положение дел в сфере образования требовало от правительства принятия ком -плекса мер с целью стабилизации обстановки.

В 1942 г. правительство принимает постановление о повышении квалификации работников школ (приказ Наркомата РСФСР от 11 ноября 1942 г). Постановлением СНК СССР «Об обеспечении начальных, неполных средних и средних школ РСФСР учителями» (28 июля 1943 г.) на педагогическую работу в школы возвращали всех учителей, работающих не по специальности, за исключением педагогов, состоящих на выборных должностях в советских и общественных организациях. Этим же постановлением запрещалось принимать на работу учителей, не имеющих специального педагогического образования, без особого в каждом отдельном случае разрешения Наркомпроса РСФСР [6, с. 167-168]. Следующим шагом правительства был запрет на призыв демобилизованных учителей на работы в промышленность. Расследовались все случаи невозвращения учителей к месту прежней работы, и виновные строго наказывались. Всех учителей,

Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны

выписанных после ранения из госпиталей, признанных негодными к службе в армии, настоятельно рекомендовалось направлять к месту их прежней работы или в распоряжение местных органов образования [3, д. 187, л. 8]. В результате в сферу образования было возвращено значительное количество учителей, повысился их профессиональный уровень, однако недостаток квалифицированных педагогов в школах Ярославской и Костромской областей ощущался и в 1944/45 уч. г. [1, д. 772, л. 27; 3, д. 190, л. 11].

Ведущая роль в подготовке педагогических кадров, а также в деле повышения квалификации учителей принадлежала в годы войны педагогическим и учительским институтам, институтам повышения квалификации, а также педагогическим училищам [4, с. 9; 3, д. 262, л. 4; 9, д. 1658, л. 31-31 об.]. Их работе правительство уделяло особое внимание [3, д. 95, л. 14; 3, д. 199, л. 82, 86]. Только Ярославский педагогический институт подготовил за годы войны 1500 квалифицированных специалистов [5, с. 35], 1200 из которых подготовлены за первые три года войны [11, д. 84, л. 1].

Институты усовершенствования учителей создавались на базе областных и городских методических кабинетов [14, с. 10]. Деятельность их была широкой: от чтения лекций и докладов, организации консультаций и курсов повышения квалификации учителей различных дисциплин и различных ступеней обучения до проведения совещаний с руководителями районных методических объединений, организации семинаров для школьных инспекторов и проведения научно-педагогических конференций [9, д. 1658, л. 28, 29; 10, д. 23, л. 52]. Методическая работа в районных центрах осуществлялась главным образом через районные педагогические кабинеты, которые в свою очередь руководили работой комиссий методических объединений [9, д. 1334, л. 5, 6].

Несмотря на то, что экономика страны была поставлена на военные рельсы, партия и правительство уделяли особое внимание удовлетворению бытовых нужд учительства, улучшению его материального положения, повышению его социального статуса и укреплению авторитета в школе. Эти вопросы постоянно обсуждались на заседаниях центральных и местных партийных и профсоюзных органов. Исполнение решений по данным вопросам строго контролировалось [2, д. 245, л. 2; 3, д. 237, л. 350 б; 9, д. 1110, л. 7, д. 1134, л. 5, 6, д. 1147, л. 22, д. 1659, л. 17].

В 1943 г. учителям значительно, на 40-50 %, была повышена заработная плата. Только в Российской Федерации это потребовало увеличения бюджетных ассигнований по разделу народного образования с 1 августа 1943 г. до 1 января 1944 г. на 500 млн рублей [13, с. 108]. Однако зарплата учительству часто задерживалась и выплачивалась не в полном объеме. Особенно остро проблема своевременной и полной оплаты труда педагогов стояла в сельской местности [3, д. 226, л. 1; 10, д. 29, л. 3 об.]. В связи с этим правительство приняло специальное постановление, устанавливающее порядок выдачи заработной платы учительству. Предусматривалось привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в ее задержке или неполной выдаче [3, д. 226, л. 1].

Помимо повышения заработной платы и создания условий для ее бесперебойной и своевременной выплаты, органы власти предприняли ряд мер по обеспечению работников образования жилплощадью, а также товарами первой необходимости [2, д. 245, л. 2; 9, д. 785, л. 7,8, д. 1134, л. 5, 6, д. 1147, л. 22].

В первые годы войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.06.1942 г. рабочим и служащим (в том числе и учителям) была временно прекращена выплата на руки компенсаций за неиспользованный отпуск. Компенсации переводились в сберкассы в качестве специальных вкладов [11, д. 75, л. 11]. С лета 1944 г. компенсация за неиспользованный отпуск стала выплачиваться учителям в размере среднего заработка и в счет зарплаты включались все виды вознаграждений за труд [3, д. 89, л. 258]. Учителям, незанятым в сельхозработах с учениками, предоставлялся 2-месячный отпуск [2, д. 239, л. 93], выделялись путевки в дома отдыха, где они могли набраться сил на новый учебный год [10, д. 41, л. 102].

Забота об учительстве проявилась и в таком важном мероприятии правительства, как утверждение 14 ноября 1943 г. Совнаркомом РСФСР положения о нагрудном значке «Отличник народного просвещения». За годы войны этим значком были отмечены десятки ярославских и костромских учителей. Таким образом, в рамках работы с учительством правительство использовало стимулы как материального, так и морального характера.

Однако наряду с этим, идеологическая, социальная работа органов власти среди учительства имела и другие формы и методы: добровольно-принудительные меры, административный на-

296

Н. В. Малхасян

жим, прессинг [3, д. 110, л. 34,35; 9, д. 77, л. 7, д. 1659, л. 8; 12, с. 115-117].

Знакомство с многочисленными источниками личного происхождения, а также с архивными материалами позволяет сделать вывод о том, что ни административные меры, ни система стимулирования не являлись ключевыми факторами активизации профессионально-педагогической и широкой культурно-массовой деятельности советского учительства в годы Великой Отечественной войны. Ее высокую социальную активность и результативность обусловили глубокое осознание учителями степени личной ответственности за осуществление поставленных задач, чувство патриотизма и самоотверженности.

Осветив основные направления, формы и результаты кадровой политики советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны, хотелось бы отметить, что огромный опыт, накопленный в те годы, приобретает особую остроту сегодня, в условиях реформирования российской системы образования, поисков эффективной модели ее динамичного и устойчивого развития. Немало аспектов указанного опыта имеет непреходящее значение и может быть творчески использовано в современной практике работы в этом направлении.

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). - Ф. 765. - Оп. 2.

2. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. Р-1075. - Оп. 1.

3. ГАЯО. - Ф. Р-2224. - Оп. 1.

4. Круглянский, М. Р. Так готовились специалисты в годы войны (1941-1945) [Текст] / М. Р. Круглянский // Вестник высшей школы. - 1975. - № 5.

5. Магарик, Н. Е. К истории высшей педагогической школы в Ярославле [Текст] / Н. Е. Магарик // Ученые записки. - Выпуск № 5. - М. : Педагогика, 1945.

6. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции [Текст]. - М. , 1948.

7. Политическая агитация [Текст]. - 1983. - № 8.

8. Спасибо русским женщинам [Текст] // Ветераны и молодежь. - 2008. - Март. - № 6-7.

9. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). - Ф. 272. - Оп. 224.

10. ЦДНИЯО. - Ф. 2795. - Оп. 1.

11. ЦДНИЯО. - Ф. 2795. - Оп. 3.

12. Церковь и государство: Прошлое и настоящее [Текст] : тезисы докладов и сообщений научной конференции. - Красноярск, 2001.

13. Черник, С. А. Обеспечение общеобразовательной школы педагогическими кадрами в годы Великой Отечественной войны [Текст] / С. А. Черник // Советская педагогика - 1978. - № 6.

14. Шмахута, В. А. Листая страницы исторических документов [Текст] / В. А. Шмахута // Учебный год. - 2006. - Апрель.

Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.