Общественная деятельность учительской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны
Н. В. Малхасян
Статья посвящена анализу общественно полезной, культурно-массовой и пропагандистской деятельности учительской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны, освещению ее форм, методов и основных направлений.
Ключевые слова: учительская интеллигенция; Великая Отечественная война; общественно полезная, культурно-массовая, пропагандистская деятельность.
Sociable Activity of Teacher Intelligentsia during the Great Patriotic War
N. V. Malkhasyan
This article is devoted to the analysis of sociable, cultural work among the masses and propaganda activity of teacher intelligentsia during the Great Patriotic War, presentation of its forms, methods and main trends.
Key words: teacher intelligentsia; Great Patriotic War; sociable, cultural work among the masses; propaganda activity.
Актуальность темы общественно полезной, культурно-массовой и пропагандистской деятельности учительской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны объясняется тем, что опыт, накопленный учительством в этой области, приобретает сегодня, в условиях реформирования российского общества, преодоления духовного кризиса в стране, поисков эффективной модели динамичного и устойчивого развития государства, особую остроту. В советской [1; 5; 6; 9; 10; 11; 13; 15; 21; 25 и др.] и новейшей отечественной историографии [3; 4; 7; 24 и др.] эта проблема еще не получила своего полного и объективного анализа. В данной статье ставится задача проанализировать с учетом достижений отечественных исследователей общественно полезную, культурно-массовую и пропагандистскую деятельность учительской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны, осветить ее основные направления, формы и методы. Источниковую базу работы составляют материалы государственного архива и центра новейшей документации Ярославской области, в которую в годы войны входила Костромская область.
Важнейшим направлением идейно-политической деятельности советской интеллигенции в годы войны стала агитационно-пропагандистская работа. Не случайно в журнале «Партийное строительство» отмечалось: «Роль интеллигенции в нашей стране очень велика: она является проводником нашей идеологии в массы» [12, с. 7]. Крупнейшим формированием советской интеллигенции являлось учительство. Летом 1941 г. «Учительская газета» писала: «Каждый учитель должен стать агитатором, ближайшим помощником партийных организаций в политико-массовой работе среди масс» [18]. Каждый третий агитатор Петровского района Ярославской области являлся работником народного образования [14, с. 25]. Учителя использовали в своей деятельности все многообразие агитационных форм: организовыва-
ли митинги, собрания, делали доклады, читали лекции, вели индивидуальные беседы, устраивали коллективные читки и др. За годы войны только в г. Ярославле было проведено около 40 тыс. бесед, в которых приняли участие 3 млн 249 тыс. человек; состоялось 5738 митингов и 4 717 рабочих собраний с охватом 730 тыс. человек [11, с. 5960]. В среднем за каждый военный год в городах и селах Ярославской области проводилось более 400 тыс. бесед и коллективных читок [1, с. 56]. В своих выступлениях учителя рассказывали населению о зверствах гитлеровцев, пропагандировали героические подвиги солдат и офицеров Красной армии, тружеников тыла. Под руководством педагогов широкую агитационно-пропагандистскую работу вели и школьники региона [24].
Тысячи работников народного образования помогали в работе местных Советов. Они входили в состав постоянно действующих комиссий по народному образованию, культуре, здравоохранению, оказывали многоплановую помощь в проведении важнейших военно-политических мероприятий. Видная роль принадлежала учителям в общественно-политической работе профсоюзов [6].
Приоритетным направлением общественно-политической деятельности учительства с первых дней войны являлась оборонно-массовая работа. Ярославские и костромские педагоги выступали организаторами различных оборонных мероприятий, обучали население по программе противовоздушной и противохимической обороны, осуществляли руководство группами самозащиты [26].
Учителя-агитаторы были в авангарде движения по укреплению связи фронта и тыла. Представители учительской интеллигенции активно участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Народный учитель» и других военных объектов, в подписке на государственные займы и в денежно-вещевых лотереях, в сборе теплых вещей, лекарственной посуды, лыж для отправки на фронт [7, с. 15-16; 19; 20].
Н. В. МалхасШ
Исключительное место в общественно полезной деятельности учительства в годы войны принадлежало сельскохозяйственному труду. Учителя и учащиеся самоотверженно трудились на полях, пасли колхозный скот, ухаживали за птицей и т. д. [2, л. 51-54; 15, с. 45; 16, с. 5; 23, л. 23, 32]. Принимая участие в уборке урожая 1941 г., 75820 учащихся и 2660 учителей школ Ярославской области выработали 382415 трудодней. В школах была развернута широкая сеть кружков по изучению основ агроминимума и по подготовке кадров машинистов сельскохозяйственных машин. Руководителями большинства кружков были учителя [22, л. 56]. Помимо осуществления сельскохозяйственных работ, педагоги принимали активное участие в субботниках и воскресниках, подготовке школ к новому учебному году, в работах на торфоразработках и лесозаготовках.
Широкая общественно полезная деятельность учительства приводила нередко, особенно в период посевных, уборочных работ, к срыву учебных занятий (особенно в сельских школах), снижению уровня качественного изучения программного материала, но это было неизбежно в условиях военного времени. Тем не менее, учительская интеллигенция делала все возможное для того, чтобы успешно и высококвалифицированно вести дело обучения и воспитания подрастающего поколения.
Важность и значимость общественно полезной, культурно-массовой, просветительской и пропагандистской деятельности учительской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить: халатность, недооценка значения политической работы как важнейшего условия в деле мобилизации масс на выполнение государственных заданий, неумение организовать и развернуть агитационно-массовую, общественно полезную работу в соответствии с требованием военного времени были просто недопустимы в критический для СССР момент истории. Изучение и осмысление богатейшего опыта, накопленного учительством в те годы, приобретает сегодня особый теоретический и практический смысл. Многие аспекты этого опыта имеют непреходящее значение и могут быть востребованы в деле обеспечения морально-политического и социального единства нации, утверждения идеологии государственного патриотизма.
[Текст] // Социальные и духовные ресурсы Победы : сб. докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 17-18 марта 2005 г. / гл. ред. В. Н. Маин ; сост. В. Н. Маин, В. А. Кудинов. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
5. Кострома - фронту [Текст]. - Ярославль, 1975.
6. Маин В. Н. Общественно-политическая деятельность учителей в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В. Н. Маин // Советская педагогика. - 1985. -№ 3. - С. 90-94.
7. Муниципальная система образования [Текст]. -Ярославль, 2001.
8. Народное просвещение и культурное строительство Ярославской области за 30 лет [Текст]. - Ярославль, 1947.
9. Очерки истории Ярославского края [Текст]. -Ярославль, 1974.
10. Очерки истории Ярославской организации КПСС [Текст] ; гл. ред. П. В. Волков. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1967.
11. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965 [Текст] / науч. ред. В. Т. Анисков. -Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990.
12. Партийное строительство [Текст]. - 1944. -№ 15-16. - С. 7
13. Патоличев Н. С. Испытание на зрелость [Текст] / Н. С. Патоличев. - М. , 1977.
14. Политическая агитация [Текст]. - 1983. - № 8.
15. Розова С. Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы [Текст] / С. Н. Розова. - М. , 1954.
16. Спасибо русским женщинам [Текст] // Ветераны и молодежь. - № 6-7. - Март 2008.
17. Традиций связующая нить [Текст] // Учебный год, апрель 2006.
18. Учительская газета. - 1941. - 1 августа.
19. Учительская газета. - 1942. - 25 июня.
20. Учительская газета [Текст]. - 1942. - 16 июля.
21. Хохлов А. Юность мужает в борьбе. Из истории Ярославской организации ВЛКСМ. - Ярославль, Верх. - Волж. Кн. изд-во, 1978.
22. Центр документации новейшей истории Ярославской Области (ЦДНИЯО). - Ф. 272. - Оп. 224. - Д. 423.
23. ЦДНИЯО. - Ф. 2795. - Оп. 1. - Д. 29.
24. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны [Текст]. - Ярославль, 2007.
25. Ярославская область за 50 лет: 1936-1986 [Текст] : Очерки, документы и материалы. - Ярославль, 1986.
26. Ярославский педагогический вестник [Текст]. -1998. - № 4. - С. 42-47.
Библиографический список
1. Анисков, В. Т. С полей колхозных на поля сражений [Текст] / В. Т. Анисков. - Ярославль, 1970.
2. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. Р-2224. - Оп. 1. - Д. 110.
3. Ефремова, Л. Д. К портрету нашего поколения [Текст] / Л. Д. Ефремова. - Рыбинск, 1995.
4. Кондаков, Н. И. Советская система образования в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
77
Н. В. Малхасян