В ходе контрольного эксперимента использовались те же диагностические методы, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты данного этапа эксперимента позволяют сделать вывод о том, что формирующие воздействия оказали положительное влияние на воспитание культуры поведения старших дошкольников, что выразилось в повышении уровня культуры поведения. Наметились следующие тенденции: снизился процент дошкольников, у которых наблюдалось рассогласование вербального и реального поведения, повысился общий уровень сформированности представлений о морально-нравственных нормах, в поведении детей проявилось стремление действовать в соответствии с моральными нормами.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников позволяют сделать вывод о том, что предложенное содержание и технология воспитания культуры поведения были эффективны.
Список литературы:
1. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9 - С. 13-15.
2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. - М.: Школ. Пресса, 2003.
3. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2003. - 80 с.
4. Островская Л.Ф. Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10 - С. 15-17.
5. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / C.B. Петерина. - М.: Просвещение, 1986. - 87 с.
6. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение. - 1995. - 320 с.
КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
© Дмитриенко В.Н.*
Кадетская школа г. Сосногорска, г. Сосногорск
В проекте «Кадетский компонент в преподавании русского языка и литературы» представлен опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «Кадетская школа г. Сосногорска» по реализа-
* Учитель русского языка и литературы.
ции кадетского компонента в филологии. Он охватывает разные уровни непрерывного кадетского образования, на каждом из которых определяются адекватные возрасту содержание и формы деятельности в обучении, воспитании, внеклассной работе и дополнительном образовании.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Решению этой проблемы во многом способствует современное кадетское образование.
Кадетское образование - это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на несение военной и гражданской государственной службы и обеспеченное кадетским компонентом содержания образования.
Кадетский компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся кадетской школы.
В работе кадетской школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, одной из важнейших составляющих которого - формирование и развитие патриотических чувств.
Целью проекта является повышение качества патриотического воспитания на основе внедрения кадетского компонента образования в 4-11 классах.
Патриотизм - емкое понятие, «одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность выполнять конституционные обязанности по защите ее интересов. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям» [4, с. 116].
Задачи проекта - разработка содержания кадетского компонента образования и форм деятельности по его реализации в преподавании русского языка и литературы, способствующих развитию в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становлению личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Под содержанием кадетского образования понимается личностный опыт ученика, к компонентам которого относятся деятельность, формирующая гражданские, нравственные, психологические качества как созидателя и защитника интересов государства и личности; знания, необходи-
мые для осуществления этой деятельности; умения, посредством которых используются знания, реализуется активная гражданская позиция; ценностное отношение к миру, обретенное в процессе совместной учебной и творческой созидательной деятельности педагогов и детей по реализации планов и программ кадетского образования, результатом чего является обретение и совершенствование опыта служения Отечеству.
Содержание образования в кадетской школе, строящееся на патриотической идее, представлено во всех основных элементах содержания образования (знаниях; опыте осуществления способов деятельности; опыте творческой деятельности; эмоционально-ценностном отношении к миру), каждый из них выполняет определенные функции. Рассмотрим, как они реализуется в данном проекте.
1. «Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека» [2, с. 97]. Достижению целей воспитания гражданина, патриота и будущего защитника Отечества способствует реализация дополнительных возможностей учебного предмета литературы и русского языка.
И одной из форм получения таких знаний является работа с текстами патриотического характера. Основная задача состоит в том, чтобы подобрать такой материал для анализа текста, чтобы он не только включал воспитательный аспект, но и был достаточным для дальнейшего пополнения знаний.
Использование предлагаемого сборника текстов не только углубляет, расширяет и интегрирует знания по русскому языку, литературе и истории, но и способствует воспитанию чувства патриотизма на примерах из истории страны.
Целъработы с текстами патриотического характера:
1. Познакомить учащихся с героическим прошлым нашей Родины, казачества, кадетского движения.
2. Заинтересовать патриотической темой с помощью заданий на уроках русского языка и литературы, углублять исторические знания учащихся.
3. Вырабатывать в сознании учащихся ответственность за звание кадета.
4. Знакомить с понятиями, военными терминами, диалектными словами. Вырабатывать умение пользоваться этими понятиями.
Тексты подбираются разновозрастные, с различными видами заданий, для уроков по развитию речи, анализа текста, для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах.
2. Вторым элементом содержания образования является опыт осуществления способов деятельности. Активная деятельность обучающихся ярче всего проявляется в форме игры. Сухомлинский В.А. говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1, с. 95].
Уроки литературы и русского языка требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг, миром родного языка. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей. Игровая форма позволяет учителю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - воздействовать на ученика более активно.
Литературные игры - это познавательные игры, содержанием которых является выяснение различных данных о литературных произведениях и творчестве писателей. К ним относятся: викторины, шарады, кроссворды, ребусы, загадки на литературные темы.
Опыт проведения литературных игр богат, цель их: воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев; развитие и обогащение речи учащихся; творческих возможностей, умению выделять главное, обобщать и делать выводы; формирование отношений учащихся к событиям и героям повести; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел. Кроме этого, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, а соревнования между командами - толерантность и умение отстаивать свою точку зрения. А это и является целью патриотического воспитания школьников.
В таблице представлен список литературных игр, которые были проведены на уроках с 4 по 11 классы. Охваченные произведения - и познавательные, и воспитательные, и развлекательные.
Нестандартная форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал.
Игра - это и средство обучения, и способ контроля, даёт возможность живого общения, стимулирует интеллектуальный рост учащихся, способствует повышению культурного условия школьника. Нетрадиционные уроки позволяют учащимся проявить деятельностный подход к усвоению новых знаний, умений и навыков. Игровая форма используется как на уроках, так и во внеурочной деятельности во время проведения школьных, городских и районных литературных конкурсов.
3. Третий элемент содержания образования - опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем.
Темы исследовательских работ: «Способы выживания героев Ж. Верна «Таинственный остров» и их применение на практике», «Отражение ис-
тории казачества в «Донских рассказах» М. Шолохова», «Образ Дона в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Отражение «русского порока» в истории и литературе», «Способы ориентирования на местности на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», «Значение животных на гербах городов Республики Коми», «Неизвестный известный русский язык (по повести Н.Гоголя «Тарас Бульба») и др.
Таблица 1
Темы игровых уроков по литературе
4 класс Игра «В мире сказок А.С.Пушкина»
4 класс Литературная игра по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
5 класс Литературная игра « На необитаемом острове» по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»
6 класс Литературная игра «Мы в ответе за тех, кого приручили» по сказке «Маленький принц»
6 класс Литературная игра «В мире басен И.А. Крылова»
6 класс Урок-игра «12 подвигов Геракла»
6 класс Урок-спектакль «Смех - главный герой рассказов А.П. Чехова»
7 класс Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Бранное, трудное время»
7класс Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
8класс Литературный КВН по повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка»
9 класс Литературная игра по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»
10 класс Литературная игра «По страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
11 класс Литературная игра по роману «12 стульев»
4. Опыт эмоционально-ценностного отношение к миру проявляется в поведении человека, его отношении к окружающему миру, другим людям, в деятельности практического и интеллектуального характера. Усвоение школьниками перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию в личный опыт на основе деятельности учащихся. Этот опыт составляет «сплав знаний, убеждений и практических действий». При проектировании уроков литературы и русского языка применяется метод обучения в движении, для выполнения определенных учебных заданий используется все пространство школы, а также внеурочные занятия. Ученики кадетской школы анализировали способы ориентирования в лесу в рассказе В.П. Астафьева «Васюткина озеро», проверяя их на местности, способы выживания в экстремальных ситуациях на примерах романа Ж. Верна «Таинственный остров», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Лондона «Любовь к жизни».
Эффективность использования кадетского компонента проверялась в ходе опытно-экспериментального анализа путем тестирования, анализа, наблюдения, анкетирования, оценки учащихся педагогами и родителями. Анализ результатов показал, что кадетский компонент представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально - ценностного отношения к миру, обеспечивающих освоение первичного опыта служения Отечеству, воспитание интеллектуальной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, формирование гражданско-патриотической компетентности.
Список литературы:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
2. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1999. -672 с.
3. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / Под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. - М.: Роспатриот центр; Волгоград: НПИПД «Авторское перо», 2005. - 400 с.
4. Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе: дисс. - Ярославль, 2009. - 201 с.
5. Шубин В.А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза: дисс. ... канд. пед наук / В.А. Шубин; Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2001. - 229 с.
ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА
ЧЕРЕЗ ПОИСКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»
© Казеева О.С.*
Центр образования, г. Москва
В статье приведены практические приемы воспитания читателя-школьника через организацию поисковой деятельности учащихся на материале автобиографическойтрилогииМ. Горького «Детство».
Большое количество открытий, стремительность развития науки и техники требуют от человека развитого, творческого мышления. Изменяется позиция человека и в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая перемена влечёт за собой смену целей и смысла образования, высшей ценностью которого становится образованность и осознание собственной индивидуальности через личностный опыт.
В современной педагогике выделяется поисковый метод, нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Поисковые идеи представляют собой свободное изучение проблемы учениками. Последнее особенно важно при преподавании литературы в школе, так как «изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя ... и направлено на формирование свободы общения с искусством слова...» (В.Г. Маранцман).
* Заместитель директора.