3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: Академия, 2004. - 32 с.
4. Крылова, Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей [Текст] /
Н.Б. Крылова. - М.: Сентябрь, 2007. - 191 с.
5. Макеева, С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета [Т екст]: монография / С.Г. Макеева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. - 331.
6. Новицкая, М.Ю. Традиционная отечественная культура в Российской школе [Текст] / М.Ю. Новицкая // Школа духовности. - 1997. - № 1. - С. 32-34.
7. Тайчинов, М.Г. Формирование личности учащегося на духовно-нравственных ценностях народа [Текст]: монография / М.Г. Тайчинов. - М., 1999. - 199 с.
8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинении [Текст]: в 2 т. / К.Д. Ушинский. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1954. - 731 с.
Л.Н. Чиркова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются основные подходы к организации непрерывного кадетского образования и обоснование необходимости учета гендерных отличий учащихся при проектировании содержания кадетского образования в современной муниципальной общеобразовательной кадетской школе.
L.N. Chirkova
DESIGN OF THE CONTENTS OF EDUCATION IN THE CADET SCHOOL
The article is devoted to the specific teaching of the cadet education through the unique methods of teaching on the ground of gender approaches to the organization of the uninterrupted cadet education; underlines the necessity of taking in confederation gender differences of students in projecting the cadet education in modern municipal secondary cadet school.
Потребность современного общества в развитии кадетского образования определяется необходимостью подготовки подрастающего поколения к государственной службе, возможностью обеспечения эффективного формирования мужского характера, физических и духовных качеств личности в кадетских общеобразовательных учреждениях.
Тяга к военизированной форме обучения у детей и их родителей вполне понятна. За ней стоит, прежде всего, стремление к порядку, желание определить раннюю профориентацию подростка, получить качественное образование и прочный барьер от влияния негативных явлений жизни, наконец, даже элемент увлекательной игры.
Альтернативой закрытому кадетскому корпусу, в котором весь учебно-воспитательный процесс предопределен соответствующими приказами и инструкциями Министерства обороны, нацелен на использование технологий «казарменной» педагогики и обязательное продолжение обучения в военных
вузах, являются кадетские школы. В них обучение происходит без отрыва от семьи, а воспитание отличается выраженным патриотическим и духовно-нравственным компонентом с учетом индивидуальных особенностей кадетов. Выпускники кадетской школы в соответствии с личными интересами продолжают обучение в техникумах, лицеях и вузах как военного, так и гражданского направлений. Присутствие в кадетских классах 5-10% девушек обеспечивает возможность эффективного формирования андрогинии личности.
При проектировании содержания кадетского компонента образования в такой школе учитывается опыт элитного образования мальчиков в военных гимназиях дореволюционной России и приоритетные направления образования, определенные в «Концепции модернизации Российского образования» и государственной программе «Патриотическое воспитание на период 2006-2010 г.», в которых особая роль отводится воспитанию.
Под содержанием образования мы понимаем педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностное отношение к миру. По мнению Г.К. Селевко, содержание образования представляется средой становления и развития личности, в которой создаются условия для сотрудничества, творчества и социализации личности [7].
В качестве кадетского образования мы будем рассматривать реализацию дополнительных образовательных программ с целью предоставления первичных военных знаний; реализацию программы патриотического воспитания, которая способствует социализации и формированию андрогинии личности, освоению опыта творческой деятельности и обеспечивает подготовку выпускников к выполнению функций патриота и защитника отечества.
Следовательно, основной задачей проектирования модели кадетского образования является интеграция общеобразовательного и кадетского компонентов в системе непрерывного кадетского образования, стержнем которого выступает патриотизм. Патриотическая идея, являясь мощным мотивом сплочения различных социальных групп, обеспечивает развитие морально-волевых качеств, организаторских способностей, формирование потребности быть носителями культуры и духовно-нравственных ценностей.
Современное содержание кадетского образования фактически учитывается в структуре учебного плана кадетской школы, в котором выделяются три компонента: федеральный, региональный и школьный.
Федеральный компонент — базисный учебный план с фиксированной системой требований к качеству образования в соответствии с Законом «Об образовании» — определяет образовательный стандарт как гарантированный минимум содержания образования в едином образовательном пространстве России, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.
Региональный компонент в содержании образования отражает специфику региона и реализуется путем включения учебных модулей «История Коми края», «Природа Коми края», «Экономика Коми края», «Культура
Коми края» в учебные курсы федерального компонента по истории, географии, общест-вознанию и искусству.
Компонент образовательного учреждения («кадетский компонент») устанавливается образовательным учреждением и отражает специфику школы. В проектировании содержания кадетского компонента образования необходимо иметь в виду, что проблемы предпрофильной подготовки будут решаться последовательно и непрерывно в течение всего срока обучения и во взаимосвязи с образовательной средой школы.
В ходе формировании кадетского компонента образования мы выделили ряд особенностей, учет которых, с нашей точки зрения, является необходимым в образовательных программах кадетской школы. К ним относятся: совмещение образования, преду-
смотренного базисным учебным планом, с кадетским образованием; пропедевтика пред-профильной подготовки в начальной школе и организация предпрофильной подготовки в основной школе путем включения специфических модулей в общеобразовательные программы; введение предмета «Основы военной службы»; внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и личностноориентированных технологий с учетом гендерных отличий учащихся; реализация учебно-воспитательного процесса как в школе полного дня; развитие системы дополнительного образования на базе кадетской школы. В связи с этим учебные часы, предусмотренные в БУП для занятий по выбору, используются для обеспечения кадетского компонента образования.
В практике работы кадетской школы выявилась необходимость пропедевтики предпрофильной подготовки. Мы обнаружили подтверждение своих идей в психологопедагогических исследованиях Д. Сьюпера, в которых обоснованы возможности «ранней профилизации» и дальнейшей профориентации образования [6]. Мы построили непрерывное кадетское образование как систему разных уровней, соответствующих возрасту учащихся, в каждом из которых создаются необходимые условия для развития, воспитания и самовоспитания личности. На каждом уровне ученики осваивают соответствующий тип деятельности.
Схема 1.
Модель непрерывного кадетского образования в кадетской школе
На первом уровне «вице-кадетства», совпадающем в профессиональной структуре Д. Сьюпера с «фазой фантазий», учащиеся 14-х классов овладевают общими навыками культурного поведения, общения, принципами добра и милосердия, грамотностью, знаниями о природе и мироздании под руководством учителя. Пропедевтика профиля осуществляется в игровой и трудовой деятельности, в которой возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессии родителей. Основное содержание проектируемой деятельности — проигрывание профессиональных ролей в детской фантазии, знакомство с военными людьми (полководцами, героями военных сражений), военизированные игры «Русские богатыри», «Если б я был командиром...», конкурсы патриотической песни, конкурс конструкторов военной техники, смотры строя и песни и другое. Учебный план начальной школы включает в предмете «Музыка» учебный модуль «Патриотическая песня» (2 класс), который преподает автор патриотических песен С.И. Пахтушкин. В 3-ем классе
в предмет «Изобразительное искусство» включен учебный модуль «Изобразительное искусство с элементами истории российской армии»; в курс «Окружающий мир» включен модуль «История российской армии и кадетских корпусов» (4 класс).
Второй уровень кадетского образования в 5-6-х классах основной школы обозначен также, как у Д. Сьюпера, «школой интересов» Введение в профессию основывается на практической познавательной и трудовой деятельности, осознании интересов, способностей, общественных ценностей, формировании профессиональных предпочтений. В этом возрасте ученик овладевает основами знаний, приучается к физическому и интеллектуальному труду, проявляет интерес к культурному наследию. Основное содержание проектируемой деятельности направлено на знакомство с профессиями, формирование профессиональных интересов и мотиваций, формирование элементов воинского поведения в повседневной жизни и в отношении со сверстниками одного пола и со старшими. Учебный план предусматривает введение но-
вого предмета «Основы военной службы», в рамках которого проводятся военно-полевые сборы, а в программах дополнительного образования изучаются строевая подготовка, стрелковая подготовка и рукопашный бой.
Третий уровень кадетского образования (предпрофильная школа в 7-9-х классах) совпадает в классификации Д. Сьюпера с «фазой способностей». Он предусматривает развитие умений учащихся, формирование личных привычек, ответственности за свои поступки, осознание потребности в будущей деятельности, начало формирования профессионального самосознания, соотношение идеалов и реальных возможностей с общественными целями, выбор сферы будущей профессии. В этом возрасте складывается понятие субъективной вероятности успеха. Основным содержанием проектируемой деятельности становится активная познавательная и трудовая деятельность по совершенствованию умений и навыков по избранному профилю и диагностика выбора профессии. Кроме того, кадетский компонент активно внедряется в содержание образования общеобразовательных предметов как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. Это объясняется тем, что современные вооруженные силы оснащены разнообразной техникой, которая должна надежно и эффективно работать, что возможно при условии, что она находится в руках знающих свое дело людей и требует предъявления более высоких требований к морально-психологическим качествам, общеобразовательной и технической подготовке будущего воина. Для этого в учебном плане в 9-го класса предусматривается введение элективных курсов «Физика в военном деле», «Здоровье - залог успеха в жизни», «Основы этики» и других.
Особая роль отводится спорту, который традиционно используется для формирования личности, становления характера, развития самодисциплины, умения управлять собой, воспитания честности, уважения, ответственности. Опыт классической греческой школы, труды М. Монтеня, Ж. Ж. Руссо, П.Ф. Лес-гафта позволяют обратить внимание на взаимосвязь умственного и физического развития ребенка, что требует смены одного вида деятельности другим, перераспределение умственных и физических занятий таким образом, чтобы они служили отдыхом друг другу, под-
держивая бодрость ребенка [4]. В связи с этим появилась необходимость введения дополнительного урока физической культуры.
На четвертом уровне в профильной школе (по Д. Сьюперу — «проба сил», адаптация к профессиональной деятельности) ученики 10-11-х классов ориентированы на оборонно-спортивный профиль обучения, происходит подготовка и адаптация к службе в армии. Основным содержанием проектируемой деятельности становится овладение основами необходимых в будущей профессии знаний, совершенствование своих умений и навыков.
Профильные курсы «ОБЖ», «Физическая культура», «Основы военной службы», которые ведутся с привлечением профессиональных военных, позволяют подготовить кадетов к службе в вооруженных силах, обеспечить формирование сознательного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков поведения и общения в экстремальных ситуациях. На профильном уровне в старшей школе изучаются также математика и физика, что способствует повышению конкурентоспособности юношей при поступлении в высшие учебные заведения военного и технического профилей и соответствует природе мужского мышления.
Для всех учащихся кадетской школы предусмотрены дополнительные образовательные программы предпрофильной военной подготовки, которые включают спортивносекционную работу; программу военно-патриотического воспитания; военно-спортивные игры «Русские богатыри» (для учащихся 1-4-х классов), «Юный атаманец», «Школа безопасности», «Школа-антитеррор», «Школа выживания», «Зарница» и другие для учащихся основной и средней школы. Интеграция учебных программ основного и предпро-фильного кадетского образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития учащихся и обеспечивает целостность всей образовательной системы школы.
Следующей проблемой проектирования содержания кадетского компонента образования является организация способов учебной деятельности, учитывающих гендерные особенности учащихся. Для достижения творческого и делового взаимодействия учащихся и педагогов потребовалось отказаться от сложившихся стереотипов ведения уроков и вне-
дрять новые формы, методы и приемы обучения.
В педагогике понятие «гендерный аспект» характеризует обозначение пола как социального явления. Известно, что половые гормоны регулируют не только половое созревание, но и влияют на поведение, которое обеспечивается эндокринной системой в тесной взаимосвязи с нервной системой. Нервные связи способны перестраиваться под влиянием факторов окружающей среды, в том числе и через воспитание и обучение [1]. При создании такой образовательной среды, в которой мальчикам будет комфортно обучаться, перед учителем ставится задача с учетом гендерной доминанты личности изменить структуру построения уроков, воздействуя на эмоциональную сферу и чувства учащихся. Это предполагает необходимость информирования учителей о темпах обучения мальчиков, которые отличаются от темпа обучения девочек по психолого-биологическим особенностям.
Основываясь на исследованиях психологов в области мозга, мы пришли к осознанию необходимости поиска технологий обучения для мальчиков. «Для того, чтобы развиваться, мозгу необходимо движение тела. Разуму требуется движение, он будет “мстить” за его отсутствие» [2. С. 131]. С этой целью необходимо чаще использовать на уроке раздаточный материал, давая мальчикам больше вещей потрогать или ощутить иным образом. Физкультминутки, одновременная работа учащихся у доски, организация интеллектуальных эстафет, деловых «путешествий», подвижных игр на переменах позволяет мальчикам больше двигаться в течение учебного дня. От учителя требуется умение использовать энергию мальчиков, а для этого необходимо строго определить правила деловой игры при применении метода «обучение в движении». Эффективными для повторения учебного материала и применения его на практике являются, например, интегрированные уроки физики и физкультуры. Обучение в движении происходит во время занятий по физике в бассейне, спортивном зале или на спортплощадке. При проведении учений в «Школе выживания» и на военнополевых сборах в программу включаются блоки «Физика у костра», «Физика в военном деле» и другие. Эти занятия способствуют
ненавязчивому повторению учебного материала и являются источниками конструирования нестандартных экспериментальных задач для физического практикума или научно -исследовательской деятельности учащихся.
В групповом методе обучения предпочтительнее работать с командами, состоящими только из мальчиков. Личностное общение является ведущей деятельностью подростков и реализуется среди собеседников при групповом решении задач. Авторитетный партнёр может повысить учебную активность одноклассника, если он считает себя значимым в его глазах. Чтобы помочь мужскому мозгу развивать воображение и вербальные навыки, а также способствовать развитию качеств лидера и ответственности, необходимо интерактивное обучение, то есть такая организация деятельности мальчиков в кадетских классах, чтобы они могли больше говорить и рассуждать.
При выборе стиля обучения в кадетском классе учитель должен учитывать различия, имеющиеся у девочек и мальчиков. К ним относятся различия: в темпах, выстраивании стратегии, переработке и усвоении информации, в распределении внимания, в продолжительности «вхождения в урок», в преимущественном формировании различных видов мышления, в уровнях адаптивных возможностей организма и психики, в отношении к самооценке своей работы, в уровне природной агрессивности и др.
Таким образом, при проектировании урока в классах мальчиков надо делать упор на логику изложения, рациональные и доказательные примеры, визуализацию информации, располагая ее столбиками; учитывать, что обучаемые с маскулинным гендером более индивидуальны в учебно-познавательной деятельности, более постоянны в парной работе с конкретным партнером, способны к продуктивной деятельности. Организация диалога и дискуссии в ходе изучения нового материала в группах способствует лучшему его усвоению. С учетом того, что мальчикам необходимо предоставлять как можно больше пространства, среда обучения должна включать пребывание вне стен школы на свежем воздухе, возможность использования всего пространства школы для выполнения творческих заданий во время уроков.
При проектировании урока для мальчиков учитель должен обеспечить высокий темп и нестандартную подачу информации; разнообразие предлагаемых для решения задач; большое количество нестандартных, логических и практических заданий; минимизированное повторение пройденного материала. Кроме того, работа на уроке должна проходить в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений; включать использование групповых форм работы с элементами соревнования и обязательной сменой лидера. Дозированная эмоциональность подачи материала, подход к формулированию правил, выявление закономерностей через практические действия с материалом и положительная, конструктивная оценка выполненной работы соответствует природе мужского мозга [5], способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке и повышению качества образования кадетов.
В связи с этим возрастают требования к педагогическому коллективу. В классах мальчиков работают учителя с умеренной эмоциональностью, присутствием в стиле педагогического общения разумной доли авторитарности и волевого начала, нестандартно мыслящие, способные обучать детей в высоком темпе, на высоком уровне сложности. Андрогинная женщина-учитель легче общается с мужской аудиторией. Учет специфики психологических особенностей мальчиков, использование гендерного подхода в кадетских классах позволяет повысить качество и эффективность обучения и способствует раз-
витию андрогинной личности, способной к саморазвитию, реализации в жизни «Я-концепции»; личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществляющей поисковую деятельность, владеющей средствами и способами исследовательского труда, обладающей разносторонним интеллектом, те есть соответствующей модели выпускника кадетской школы.
Учет гендерных особенностей учащихся в образовательном процессе способствовал повышению качества образования (на 12%). Внедрение системы непрерывного кадетского образования позволило добиться повышения уровня воспитанности подростков на 24%. Возрос и уровень занятости учащихся в общественной жизни школы и города на 58%. В течение пяти лет отсутствуют правонарушения среди подростков, нет случаев уклонения выпускников от службы в армии.
Таким образом, специфика кадетской школы позволяет реализовать идеи непрерывности и преемственности профильного обучения на разных возрастных этапах от пропедевтики к предпрофильной подготовке и далее к профильному обучению. Это происходит за счет внедрения в содержание образования кадетского компонента, разнообразия форм организации образовательной деятельности, использования новых технологий обучения на основе учета гендерных особенностей и объединения образовательных ресурсов школы с учреждениями дополнительного образования.
Библиографический список
1. Бреслав, Т.М. Половые различия и современное школьное образование [Текст] / Т.М. Бреслав,
Т.И. Хасан // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 64-69.
2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному [Текст] / М. Гариен. - М.: Издательство «АСТ», 2004. - 301 с.
3. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб.: Питер, 1998. - 124 с.
4. Зайцева, Н.В. П.Ф. Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического развития [Текст] / Н.В. Зайцева // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 92-95.
5. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1980. - 268 с.
6. Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [Текст] / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1988. - № 2 - С. 156-159.
7. Селевко, Г.К. Технологии развивающего обучения [Текст] / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных тех-
нологий, 2005. - 192 с.