Список литературы:
1. Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч. 1. (Истоки). - М.: Перспектива, 2009.
2. Мильшгейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. - М.: Музыка, 1975.
3. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 1. - М., 1955. - 516 с.
4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся. - М.: Интерпракс, 1994.
5. Щербакова А.И. Музыка. Человек. Культура. - М.: РГСУ, 2009.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Грудинская И.А.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск
В статье рассматривается проблема воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста. Описывается опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование эмоционально-мотивационно-го, когнитивного и практического компонентов культуры поведения старшего дошкольника. Предложена технология воспитания культуры поведения, ориентированные на формирование осознания значимости правил культурного поведения и умений применять усвоенные правила в повседневной деятельности.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Культуру поведения дошкольника определяют как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка [5].
Исследователями установлено, что у детей дошкольного возраста моральные представления «опережают» моральное поведение, что проявляется в расхождении между вербальным и реальным поведением. Наличие моральных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм, а решающее значение отводится способности ребенка регулировать и контролировать свое поведении в соответствии с принятой в обществе системой ценностей [1, 4].
К настоящему моменту отечественная педагогика накопила достаточный арсенал методов, приемов, средств нравственного воспитания дошкольников (Р.С Буре, В.К. Котырло, Л.И. Божович, A.M. Виноградова, В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова, С. А. Козлова и др.) и, в частности, воспитания их культуры поведения (C.B. Петерина, С.О. Николаева, И.Н. Курочкина и др.).
Между тем, проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в России. Переходное состояние общества привело к возникновению идеологического вакуума, к отчуждению человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, накопленных предшествующим поколением. Такая ситуация ставит общество перед опасностью моральной деградации.
Решение данной проблемы предполагает переосмысление самой системы нравственного воспитания дошкольника. Также требуются другие технологии нравственного воспитания, где акцент делался бы не на формирование нравственных представлений, а на создание условий, позволяющих принять нравственные нормы на эмоционально-личностном уровне, внутренне-осознано.
Таким образом, цель настоящего исследования заключалась в обосновании и экспериментальной апробации педагогических условий, направленных на воспитание культуры поведения у старших дошкольников.
Была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой воспитание культуры поведения старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если реализуются следующие педагогические условия:
- воспитание культуры поведения осуществляется в русле компетент-ностного подхода, включающего формирование её эмоционально-мотивационного, когнитивного и практического компонентов;
- реализуется деятельностный подход, предполагающий формирование культуры поведения в разнообразных видах детской деятельности, прежде всего в игровой;
- используются проблемные методы формирования осознанного культурного поведения.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности культуры поведения у старших дошкольников.
2. Определить педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих успешность воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялось в ходе констатирующего, формирующего и контрольно-оценочного этапов исследования.
Целью констатирующего эксперимента было изучение уровня сформированное™ навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно выдвинутой гипотезе, воспитание культуры поведения предполагает формирование трех её компонентов: мотивационно-эмоционально-го («Я хочу следовать правилам культуры поведения»); когнитивного, который связан с усвоением норм и правил морали («Я знаю правила культурного поведения») и поведенческого, предполагающего выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения («Я умею культурно вести себя») [2, 5]. Наша задача заключалась в том, чтобы посмотреть, как эти компоненты проявляются в культуре поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности представлений о морально-этических нормах у старших дошкольников была использована диагностическая методика Г. А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [6]. Обследование предполагало предъявление испытуемому проблемных ситуаций нравственно-этического содержания. Ребенку необходимо было предложить решение проблемы и обосновать его. Были получены следующие результаты: у 27 % был выявлен высокий уровень, у 60 % - средний уровень и у 13 % - низкий уровень сформированности представлений о морально-этических нормах.
С целью выявления мотивационно-эмоционального и поведенческого компонентов культуры поведения, мы применили метод наблюдения за детьми в естественных условиях.
В содержание наблюдения входили следующие показатели:
1. особенности культуры общения;
2. желание выполнять правила поведения;
3. регуляция поведения в соответствии с общепринятыми нормами культуры поведения.
Результаты наблюдения показали, что 8 % детей имеют высокий уровень, 72 % - средний и 20 % детей - низкий уровень сформированности навыков культурного поведения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети не всегда в своем поведении руководствуются усвоенными правилами и нормами поведения. Полученные данные определили стратегию формирующего эксперимента. Ведущими линиями воспитания культуры поведения старших дошкольников должны быть: 1) формирование осознания значимости правил культурного поведения, 2) формирование умений применять усвоенные правила в повседневной деятельности.
Формирующий эксперимент состоял из подготовительного и трех основных этапов.
Подготовительный этап формирующего эксперимента предполагал создание условий, побуждающих детей к сближению друг с другом и взрослым. Результатами данной работы было преодоление негативизма, агрессивности, создание положительной атмосферы.
Первый этап исследования предполагал развитие мотивационно-эмо-ционального компонента культуры поведения. Цель деятельности состояла
в том, чтобы вызвать у детей старшего дошкольного желание овладеть нравственным качеством, т.е. возникли мотивы для освоения правил культуры поведения. На данном этапе использовались разнообразные методы и приемы, стимулирующие эмоциональный отклик, желание «быть хорошим»: положительный пример, рассматривание и обсуждение сюжетных картинок (« О хороших людях»), этические беседы («Как мы помогали малышам», « Как мы вместе трудились на участке», «Кого можно назвать культурным человеком?»), чтение художественной литературы (рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»; стихотворений А. Барто «Медвежонок невежа», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.).
Так как на основе знаний формируются представления о сущности нравственного качества, второй этап формирующего эксперимента был направлен на расширение и уточнение системы знаний о нормах культуры поведения в социуме (в быту, транспорте, общественных местах и т.д.). На этом этапе проводились дидактические игры и специальные занятия («Магазин вежливых слов», «Здравствуйте - до свидания», «Как поступить?», «Окажи помощь», «Школа культурного поведения», «Уроки этикета» и др.) [2, 3, 5].
Мотивы, чувства, знания порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. С целью формирования умений применять правила поведения в повседневной жизни, регулировать своё поведение, ориентируясь на нравственные нормы, на третьем этапе формирующего эксперимента создавались проблемные ситуации в разнообразных видах детской деятельности. Особый акцент мы сделали на использование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевой игре, так как в процессе моделирования социальных отношений, путем проигрывания ролей, осуществляется активная ориентировка в нравственных нормах, осознание нравственных основ межличностных отношений. В игровой и других видах детской деятельности (продуктивной, бытовой и т.д.), педагог создавал ситуации, которые требовали от ребенка понимание нравственных норм и умения применить их в конкретной ситуации (распределить роли, обратиться с просьбой и отреагировать на неё, предложить помощь, быть вежливым и доброжелательным и т.д.). Особую эффективность имели проблемные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей. При разрешении предложенных ситуаций дети высказывались о поведении сверстников с точки зрения моральных правил, принятых в обществе. В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) создавались ситуации, решение которых требовало от детей умения договориться, распределить этапы работы, проявить терпение, действовать согласованно. На данных занятиях дети демонстрировали способность к сотрудничеству, они совместно решали, кто будет раскатывать «тесто», кто будет лепить изделия, а кто украшать (лепка по теме «Кондитерский цех»).
Эффективность работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста устанавливалась на контрольно-оценочном этапе исследования.
В ходе контрольного эксперимента использовались те же диагностические методы, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты данного этапа эксперимента позволяют сделать вывод о том, что формирующие воздействия оказали положительное влияние на воспитание культуры поведения старших дошкольников, что выразилось в повышении уровня культуры поведения. Наметились следующие тенденции: снизился процент дошкольников, у которых наблюдалось рассогласование вербального и реального поведения, повысился общий уровень сформированности представлений о морально-нравственных нормах, в поведении детей проявилось стремление действовать в соответствии с моральными нормами.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников позволяют сделать вывод о том, что предложенное содержание и технология воспитания культуры поведения были эффективны.
Список литературы:
1. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9 - С. 13-15.
2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. - М.: Школ. Пресса, 2003.
3. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2003. - 80 с.
4. Островская Л.Ф. Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10 - С. 15-17.
5. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / C.B. Петерина. - М.: Просвещение, 1986. - 87 с.
6. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение. - 1995. - 320 с.
КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
© Дмитриенко В.Н.*
Кадетская школа г. Сосногорска, г. Сосногорск
В проекте «Кадетский компонент в преподавании русского языка и литературы» представлен опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «Кадетская школа г. Сосногорска» по реализа-
* Учитель русского языка и литературы.