Н. С. Новожилова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
В статье рассматриваются показатели, оценивающие уровень и качество жизни, основные индикаторы социального развития и их связь с инновационным процессом.
Ключевые слова: инновационная система, человеческий потенциал, конкурентоспособность.
В современных условиях активная научно-техническая политика, государственная инновационная стратегия, а также способность государства и общества обеспечивать развитие и реализацию человеческого потенциала граждан значительно влияют на темпы научно-технического и социально-экономического прогресса. Инновационная стратегия в конечном итоге ориентирована на человека и общество, а в целом - на повышение уровня и качества жизни. В условиях формирования постиндустриального общества резко возрастает зависимость экономической эффективности производства от величины и качества человеческого капитала. Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является качество жизни. Это ведет к необходимости формирования принципиально новой стратегии государственной социальной политики, направленной на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации. Уровень социально-экономического развития страны зависит в первую очередь от качества человеческого потенциала.
Достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение социально-экономического и технологического отставания от развитых стран возможны лишь в рамках реализации инновационного сценария развития отечественной экономики.
Целью государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 г. является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Результатом должны стать прогрессивные сдвиги в структуре экономики, возрождение и реструктуризация научного потенциала на основе интеграции науки, высшего образования и инновационно ориентированного производства, инновационное обновление основного капитала, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ниш и на этой основе ускорение темпов экономического роста,
повышение уровня и качества жизни населения, укрепление позиций России на мировом рынке высоких технологий, усиление национальной и экономической безопасности страны.
Институциональной основой, обеспечивающей достижение поставленной цели, выступает национальная инновационная система. Ее формирование, как указано в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.
Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Для решения поставленных задач государство использует различные методы организационного и правового характера, например, разрабатываются инновационные проекты. Важнейший инновационный проект государственного значения представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. Основные особенности важнейших инновационных проектов государственного значения заключаются в следующем:
- проекты призваны обеспечить конкурентоспособность продукции российских производителей, а также способствовать усилению их позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
- в рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ: от создания перспективного инновационного продукта, имеющего значительный потенциал для коммерциализации, до освоения промышленного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке;
- проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных проектов, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом, а также распределение между ними рисков.
Из трех основных функций, которые выполняет в социальном государстве социальная политика: защитной (прямая поддержка доходов слабых, остро нуждающихся), активной (создание условий для трудо-
вой активности, мотивация к труду, рост потребительского спроса, снятие социальных противоречий и социальная солидарность общества), конструктивной (развитие личности, повышение образовательного уровня, поддержание здоровья, повышение культуры), - эффективность рынка обеспечивает активная функция социальной политики, а защитная и конструктивная функции, направленные на удовлетворение социальных потребностей людей, обеспечиваются за счет экономического роста.
Решение проблемы сохранения и развития человеческого потенциала возможно лишь при условии повышения благосостояния населения, в первую очередь за счет роста заработной платы, увеличения бюджетного финансирования на образование, здравоохранение, культуру, экологические программы.
Также нельзя забывать о развитии регионов. Наряду с необходимостью федеральной поддержки наиболее кризисных территорий целесообразно осуществить маневр по стимулированию саморазвития субъектов Федерации, городов и административных районов на основе поддержки региональных «точек роста».
При выборе стратегии развития региона, направленной прежде всего на сбережение и развитие человеческого потенциала, главными критериями развития территорий, показателями эффективности деятельности региональных и местных структур власти и управления становятся уровень и качество жизни. Это ведет к необходимости поиска и внедрения в практику управления показателей, характеризующих эффективность и результативность выполнения государственных социальных функций на территории региона.
Общеизвестно, что в качестве одного из главных интегральных индикаторов социального развития применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, или индекс человеческого развития).
Индекс развития человеческого потенциала 1чп представляет собой среднее арифметическое значение трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни /ж, уровня образования 1о и валового внутреннего продукта на душу населения ВВПн:
Ли = (1ж + 1о + ВВПн) / 3.
ИРЧП является наиболее простым, доступным и универсальным инструментом мониторинга прогресса в области развития человека. Кроме того, достоинство использования этого индикатора для комплексной оценки страны или территории состоит в том, что, увязывая воедино экономико-финансовые показатели с показателями, характеризующими основные жизненные ценности человека - здоровье, долголетие, образование, этот индекс является своего рода отражением ком-
промисса, временным балансом между экономическими возможностями и реальными вложениями в развитие социальной сферы.
Индикатором качества жизни служит также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных регионах превосходит капитал воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой в стране на момент обследования. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. В таблице приведены коэффициенты жизнеспособности населения.
Коэффициенты жизнеспособности россиян в 1950-2009 гг.*
Год Коэффициент Коэффициент Коэффициент
рождаемости населения смертности населения жизнеспособности
на 1000 чел. на 1000 чел. (ниже 1 -нежизнеспособности)
1950 26,9 10,1 2,7
1960 23,2 7,4 3,1
1970 14,6 8,7 1,7
1980 15,9 11,0 1,5
1990 13,4 11,2 1,2
1992 10,7 12,2 0,9
1995 9,3 15,0 0,6
1999 8,3 14,7 0,6
2002 9,7 16,2 0,6
2006 10 16 0,6
2009 11,2 16 0,7
* Источник: www.gks.ru
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответст-
вующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944. ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
На территориальном уровне региональную социальную политику следует строить исходя из следующих приоритетов:
- повышение качества жизни населения как условие для развития человеческого потенциала территории;
- сохранение и наращивание человеческого капитала с высоким уровнем образования, здоровья и квалификации;
- закрепление постоянного населения, адаптированного к определенным природно-климатическим условиям жизнедеятельности;
- сохранение самобытной культуры и традиций, отражающих своеобразие и уникальность территорий.
Сегодня государство должно играть важную роль в поддержке науки. В развитых странах государство берет на себя от 20 до 50% всех расходов на науку.
Возможность перехода к реализации стратегии активного инновационного развития экономики РФ напрямую зависит от созданных государством необходимых и достаточных условий и способов их поддержки как на государственном уровне, так и на уровне субъектов экономики в следующих сферах:
- финансово-экономической;
- организационно-правовой;
- налоговой;
- институциональной;
- экспортно-импортной.
Только за счет достижений отечественной науки российские предприятия могут активно поддерживать конкурентоспособность своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а следовательно, и конкурентоспособность экономики страны в целом.
С другой стороны, создание инновационной экономики, эффективное использование в производстве научно-технических достижений определяются не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом определенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс. Технологическое развитие как фактор конку-
рентоспособности компаний и стран диктует интерес к исследованию инноваций.
По абсолютному объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает не только развитым странам мира, но и таким, как КНР, Индия, Венгрия и т. д. Ее выручка от экспорта лицензий в 6 раз меньше, чем в Италии, в 418 раз - чем в США.
Российские инновационно-технологические центры занимаются в основном продажей (или разными формами передачи) идей и технологий, они не могут осуществлять производство новых изделий. Как правило, это не способствует получению высоких и устойчивых прибылей, но провоцирует так называемый «вывоз мысли», эквивалентный «утечке мозгов». Конечным итогом является использование иностранной промышленностью новых российских технологий и завоевание на этой основе соответствующих сегментов мирового инновационного рынка. Впоследствии новый продукт возвращается в Россию путем импорта из-за границы. В таких условиях сами инновации теряют заложенный в них прогрессивный потенциал.
Инновационный процесс состоит из трех фаз относительно нового продукта: разработки, освоения и распространения. В стране за прошедшие годы не была сформирована связь между двумя завершающими фазами - освоением и распространением инноваций.
Главная идея национальной инновационной системы (НИС) - создание условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных принципов в эту сферу и ее реструктуризации. НИС рассматривает сферу науки и техники как элемент рынка, производящий товар - новые знания, ориентированные на спрос.
В процессе формирования НИС государство играет решающую роль, выполняя следующие функции:
- разработку стратегии инновационного развития экономики;
- определение условий развития инновационного бизнеса;
- определение научно-технических приоритетов государства на основе прогноза технологического развития;
- поддержку развития инновационной инфраструктуры;
- участие в развитии фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе путем прямого финансирования научной сферы.
Основными элементами НИС признаны следующие подсистемы: генерации знаний; образования и профессиональной подготовки; производства продукции и услуг; инновационной инфраструктуры; рынка наукоемкой продукции и услуг.
Необходимо обратить особое внимание на детальную проработку научно-методологической базы формирования НИС России; повышать эффективность управления инновационными процессами; способствовать налаживанию эффективного механизма обеспечения инновационной деятельности финансовыми ресурсами; совершенствовать российское банковское законодательство, устанавливать льготы для банковских и небанковских кредитных организаций, выдающих долгосрочные кредиты наукоемким отраслям; устанавливать четкие связи между вузами и производственными предприятиями, что будет способствовать притоку в отрасль молодых специалистов.
Одной из ключевых проблем на сегодняшний день в развитии инноваций как части структурной политики России является отсутствие не финансовых ресурсов, а мотивации бизнеса к изменению структуры экономики. Необходимо создание среды, побуждающей частные компании к инвестированию средств в инновационную деятельность, поскольку в инновационной экономике основная роль отводится получению высокого экономического эффекта и формированию на этой основе условий для качественного повышения уровня жизни.
Инновационный путь развития, к которому стремится наше государство, практически невозможен без соответствующего приоритета творческой деятельности. Постановка серьезного акцента на инновацию призвана обеспечить развитие экономики практически вне зависимости от сырьевых ресурсов страны, повысить уровень развития производительных сил, рационально сконцентрировать трудовые ресурсы, снизить уровень физического посягательства на жизнь и здоровье человека.
Список литературы
1. Аметистов Е. Высокие технологии - путь к процветанию // Инновации. - 2004. - № 5.
2. Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации : материалы 4-й ежегодной международной конференции (24-26 мая 2006 г.). - М. : Изд-во МГУ, 2006.
3. Иванов В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. - 2004. - № 5.
4. Терехов А. Перспективы развития приоритетных направлений фундаментальных исследований // Проблемы прогнозирования. - 2005. - № 1.
5. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учебное пособие. - М., 2007.