ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
УДК 378.1
Ерофеева Ольга Валентиновна
заместитель декана фармацевтического факультета
Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия,
e-mail: [email protected]
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ СТУДЕНЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Olga V. Yerofeeva
Dean's Assistant of Pharmaceutical Department
Ural State Medical Academy, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
HIGHER EDUCATION QUALITY: STUDENTS' ROLE IN PERFECTING THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация. Данная статья посвящена внедрению системы менеджмента качества в студенческую образовательную среду. Студент рассматривается как равноправный участник образовательного процесса и в этом качестве привлекается к самооценке своей учебной деятельности, к оценке качества образовательных услуг.
Ключевые слова: система менеджмента качества; образовательный процесс; студенческий совет по качеству; сотрудничество; активные участники.
Abstract. This paper highlights implementation of quality management system into the educational environment of students. Students are viewed as equal participants of the educational process, who are engaged into self-evaluation of their academic achievements and evaluation of the quality of the educational services.
Key words: quality management system; educational process; quality council of students; collaboration; active participants.
Сегодня в большинстве стран мира в целом и в России в частности уделяется особое внимание проблеме участия студентов в образовательном процессе. Подтверждением этому является выполнение требований Болонского соглашения по вовлечению студентов в процессы обеспечения гарантии качества высшего образования. Только в этом году в России состоялось несколько форумов, посвященных качеству высшего образования в России:
© Ерофеева О.В., 2014
первый Всероссийский студенческий форум по качеству образования в Санкт-Петербурге собрал представителей студенческих советов, комиссий, участвующих в процессе внедрения систем менеджмента качества в высшем профессиональном образовании Российской Федерации.
Предпосылкой организации форума стали результаты опроса «Левада-центра», который подтвердил, что в адрес системы высшего образования высказывается много нареканий со стороны государства, работодателей, студентов - заказчиков и потребителей конечного продукта, который выпускают вузы.
Цель форума - объединение и вовлечение студентов России в процессы СМК, привлечение к активному участию в мероприятиях по улучшению качества образования и его объективной оценке.
В преддверии студенческого октябрьского форума в сентябре в г. Барнауле прошел Всероссийский студенческий семинар-практикум «Качественное образование - путь к успешной карьере», на котором обсуждались вопросы независимой оценки качества образования, современный опыт России и других стран, роль студенческих общественных организаций в оценке качества образования и были разработаны основные положения концепции системы оценки качества образования.
30 сентября - 2 октября 2014 г. состоялся Всероссийский конгресс высших учебных заведений в рамках VII Петербургского международного форума «Повышение конкурентоспособности российских вузов: инновации. Инвестиции. Маркетинг», где была поднята тема «Рейтинги как инструмент повышения конкурентоспособности вуза».
Таким образом, все российские высшие образовательные учреждения постепенно внедряют систему менеджмента качества, на основе которой осуществляются все процессы и виды деятельности, реализуемые в вузах.
На уровне Уральского государственного медицинского университета и на фармацевтическом факультете в рамках СМК:
- организована внутренняя система оценки качества профессионального образования в соответствии с законом 273-ФЗ «Об образовании»;
- создана нормативно-правовая база внутренней системы качества в соответствии со ст. 28 и 95 закона «Об образовании»;
- организован внутренний мониторинг качества в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 462 от 14.06.2013 «Об
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
утверждении порядка проведения самообследования в образовательной организации»;
- проведена профессионально-общественная аккредитация на основании ст. 96 закона «Об образовании», оценивающая структуру и содержание ООП согласно требованиям ФГОС ВО по основным показателям, нормативно-правовой базе и локальным актам вуза;
- с 2008/09 учебного года студенты участвуют в анкетированиях, целью которых является изучение уровня удовлетворенности студентов по разным процессам, реализуемым в вузе (например, организацией учебного процесса, балльно-рейтинговой системой, организацией воспитательной работы, работой библиотеки, в том числе электронной, и др.);
- в 2014 г. создан студенческий совет по СМК с целью привлечения студентов к разработке новых образовательных программ, участию в проектах мониторинга качества предоставляемых услуг, в том числе аудитов кафедр.
Студенты фармацевтического факультета активно включились в работу СМК факультета. 30 октября на первом заседании студенческого совета был выбран совет ответственных за качество, в который вошли по 2-3 представителя от каждого курса. Перед советом по качеству открываются возможности организационной и исследовательской деятельности, ему предстоит решать задачи, поставленные не только молодежным форумом СМК и УСМК вуза, но и учебно-методическим управлением, в частности, воплощать свои предложения в новых учебных планах по ФГОС +.
Первый студенческий совет СМК фармацевтического факультета рассмотрел следующие вопросы: цель и содержание СМК; как взаимодействовать с УСМК вуза; зачем создаются студенческие движения и комиссии для внутренней оценке качества образования в вузе; каковы, по мнению студентов, их собственные стандарты качества образования; как узнать, почему преподаватель и работодатель предъявляют к ним определенные требования; как обеспечить участие студентов в оценке качества образования. По мнению студентов, существует много сфер, требующих улучшения, например: сделать расписание занятий более эффективным, повысить качество обслуживания столовой, гардероба и т.д. Это вполне правомерные требования, но не следует забывать о том, что студент - не только потребитель, но и активный участник и реализатор всех процессов, происходящих в вузе. Поэтому в первую очередь задача студентов - не только выявлять несоответствия в вузе, но уметь управлять ими: измерять, анализировать,
проводить самооценку своей собственной учебной и внеучебной деятельности. В результате дискуссии первый студсовет по качеству выдвинул следующие задачи:
- организовать анкетирование студентов в форме интервью на тему «Модель выпускника глазами студента-первокурсника»;
- определить рейтинг студентов в номинациях «Лучший в своей группе», «Лучший на курсе», «Лучший по предмету» в целях подготовки и участия в предметных олимпиадах факультетского, вузовского, всероссийского и международного уровней;
- определить и оценить показатели участия студентов фармацевтического факультета в студенческих научных обществах и вузовских внеучебных мероприятиях в рамках воспитательной работы.
В ноябре этого года прошла II научно-практическая студенческая конференция с международным участием «От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи». Один из главных пунктов резолюции - сотрудничество студентов с профессорско-преподавательским составом в области анализа образовательной деятельности и организации мероприятий по ее улучшению.
Очевидно, что повысить качество образования только силами профессорско-преподавательского состава вуза невозможно. Активное и заинтересованное участие самих студентов в данном процессе представляется нам необходимым.