СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.14
ББК Ч448.94 ГСНТИ 14.01.11; 14.01.75 Код ВАК 13.00.01
Середа Владислав Антонович,
кандидат педагогических наук, проректор по социальной и воспитательной работе, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Шевелева Наталья Леонидовна,
директор центра менеджмента качества и мониторинга, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Попп Иван Александрович,
кандидат исторических наук, директор центра реализации студенческих проектов и программ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Попко Богдан Андреевич,
аналитик центра реализации студенческих проектов и программ, магистрант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
УРГПУ ЗА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТАНДРАТА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: требования студентов, независимая оценка, общественная оценка, общественная аккредитация, самообследование, внутренняя оценка, студенческий стандарт качества образования, студенческий стандарт качества педагогического образования, требования обучающихся к педагогическому образованию.
АННОТАЦИЯ. В декабре 2014 года комиссия по качеству образования Студенческого совета УрГПУ начала разработку студенческого стандарта качества педагогического образования. Проект Стандарта представляет собой совокупность требований студенческого сообщества вузов, реализующих образовательные программы педагогической направленности к образовательному процессу. Требования Стандарта являются общими и предназначены для применения любым педагогическим вузом. Механизмами применения Стандарта на практике станут: проведение анкетирования обучающихся педагогических вузов об уровне удовлетворенности образовательным процессом; разработка и внедрение студенческих проектов, направленных на совершенствование качества образования в вузах; проведение самообследований образовательных организаций, общественную и независимую оценку качества образования. Стандарт прошел процедуру апробации и был принят за основу на Всероссийском педагогическом форуме «За качественное образование» 25-26 сентября 2015 года в г. Екатеринбурге студентами из 19-ти образовательных организаций, реализующих программы педагогической направленности. Окончательное принятие Стандарта состоится в конце декабря 2015 года на итоговом заседании Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи.
Sereda Vladislav Antonovich,
Candidate of Pedagogy, Deputy Rector for Social and Educational Work, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Sheveleva Natal'ya Leonidovna,
Director of the Center for Management of Quality and Monitoring, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Popp Ivan Aleksandrovich,
Candidate of History, Assistant Lecturer of Department of Advertising and Public Relations; Director of Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Popko Bogdan Andreevich,
Master's Degree Student, Analyst of the Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
USPU STANDS FOR THE QUALITY OF EDUCATION:
TO THE QUESTION OF DESIGN AND IMPLEMENTATION
OF THE STUDENTS' STANDARD OF THE QUALITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION
KEYWORDS: demands of students, independent assessment, public assessment, public accreditation, self-assessment, internal assessment, student standard of quality of education, student standard of quality of pedagogical education, requirements of students to pedagogical education.
ABSTRACT. In December 2014, the quality Commission of USPU Student Council began developing a student quality standard of pedagogical education. The draft standard is a set of demands of the student
community of universities offering educational programs of pedagogical orientation to the education process. The requirements of the standard are general in nature and are to be realized in any Pedagogical University. The following mechanisms of realization of the standard in practice may be important: conducting questionnaires of those studying pedagogy about the level of satisfaction with the education process; development and implementation of student projects, aimed at improving the quality of education at universities; conducting self-assessment of the quality of education provided by educational organizations by the general public and independent experts. The Standard passed the procedure of approbation and was adopted as a basis at the Russian Pedagogical Forum "For the Quality Education" 24-25 September 2015 in Ekaterinburg by students from 19 organizations that implement programs of pedagogical orientation. The final adoption of the Standard will take place in late December, 2015 at the final meeting of the Commission on the quality of education of the Council of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for youth issues.
В Федеральной целевой программе р азвития образования на 20162020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497 отражена государственная политика, направленная на развитие и совершенствование системы образования в России, создание условий, обеспечивающих высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [1].
Одной из задач Федеральной целевой программы является «формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов». Реализация этой задачи требует «услышать голос» главного потребителя образовательной услуги - студента, требования которого до настоящего времени нигде не были официально признаны. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов.
Проблемы качества современного российского образования обсудили на Совете ректоров в октябре 2014 года. Президент РФ В. В. Путин отметил, что «наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование...» [2], для этого «нужна большая открытость, понятные механизмы и пути внедрения эффективных механизмов оценки качества обучения».
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается определение понятию «качество образования» - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического лица, констатируется предоставление возможности проведения «независимой оценки качества образования», «общественной и профессионально-общественной аккредитации» [3].
Согласно п. 5.2. Национального стандарта РФ ГОСТ ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества», высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Поручение Президента РФ В. В. Путина от 22 мая 2014 года № 1148 п. 2 предполагает создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего возможного учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [4].
В этой связи Общероссийское общественное движение «За качественное образование», консолидирующее наиболее активные группы студенчества, инициировало создание и широкое обсуждение студенческого стандарта качества образования, проект которого в октябре 2014 года был презентован и получил поддержку на форуме Общероссийского народного фронта в г. Пенза и утвержден 21 ноября 2014 года на открытом заседании Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи [4]. У администраций образовательных организаций появился официальный документ, на основании которого можно проводить анкетирования обучающихся на удовлетворенность образовательным процессом, а «удовлетворенность обучающихся» - это восприятие обучающимися степени выполнения их требований.
После утверждения студенческого стандарта качества образования началась разработка отраслевых модификаций студенческого стандарта, что позволяет учитывать специфику подготовки специалистов, предъявлять требования обучающихся к их профессиональной подготовке, совершенствованию определенных общекультурных и профессиональных компетенций.
В декабре 2014 года комиссия по качеству образования Студенческого совета УрГПУ начала разработку студенческого стандарта качества педагогического образования. При обсуждении показателей стан-
© Середа В. А., Шевелева Н. Н., Попп И. А., Попко Б. А., 2015
дарта обучающиеся обратили внимание на развитие личностных качеств студентов, приобретение ими психолого-педагогических компетенций, наличие которых гарантирует выпускнику педагогического вуза эффективную деятельность в качестве высококлассного педагога дошкольного образования (воспитателя), педагога начальной, основной и старшей школы. Современный учитель должен обладать не только знаниями по педагогике и психологии, владеть инновационными образовательными технологиями, но и получить базовую подготовку в области технологии управления качеством образования.
В связи с этим стандарт представляет собой совокупность требований студенческого сообщества вузов, реализующих образовательные программы педагогической направленности (далее - вузы, реализующие ОППН), к образовательному процессу. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения любым вузом, реализующим ОППН. Стандарт может применяться образовательной организацией, которая имеет намерение:
• наиболее полно реализовывать социальную ответственность по отношению к главным потребителям образовательной услуги - обучающимся;
• повышать удовлетворенность обучающихся качеством образования в данной организации;
• самостоятельно (через внутренние проверки) подтверждать соответствие своей деятельности настоящему стандарту и заявить об этом соответствии всем заинтересованным сторонам - участникам образовательных отношений, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;
• демонстрировать соответствие стандарту путем внешней независимой оценки,
• улучшать менеджмент для достижения устойчивого развития организации;
• повышать эффективность системы менеджмента качества в организации.
Стандарт является основой для разработки общественной оценки состояния и результатов образовательного процесса в вузах, реализующих ОППН. Настоящий стандарт может также служить ориентиром для организаций, экспертов и привлекаемых внешних специалистов при осуществлении независимой и общественной оценки качества и составления рейтинга образовательных организаций.
Стандарт может быть положен в основу деятельности:
• руководителей вузов, реализующих ОППН, отвечающих за результативность и качество подготовки обучающихся;
• научно-педагогических работников, разрабатывающих и реализующих ОППН;
• обучающихся по программам педагогической направленности.
Стандарт направлен на обеспечение единства образовательного процесса в вузах, реализующих ОППН на территории Российской Федерации; повышение качества условий профессиональной подготовки будущих педагогов; определение требований к образовательному процессу и ее участникам для обеспечения достижения высоких результатов освоения ОППН; вовлечение обучающихся по программам ОППН в процесс оценки и повышения качества образования.
Студенческий стандарт качества педагогического образования предъявляет требования к:
• научно-педагогическим работникам;
• учебному процессу;
• интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью;
• научно-исследовательской и инновационной деятельности;
• образовательной среде;
• социокультурной среде и социальной поддержке;
• досуговой и воспитательной работе с обучающимися;
• инфраструктуре образовательной организации;
• требования к обучающимся.
1. Требования к научно-педагогическим работникам
1.1 Демонстрировать профессиональную компетентность в процессе выполнения профессиональных задач:
• Активно использовать в повседневной профессиональной деятельности современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, проектные технологии и др.
• Быть готовым к поддержанию обратной связи со студентами во внеучебное время.
• Демонстрировать владение культурой речи, навыками деловой коммуникации педагога.
1.2 Иметь практический опыт в сфере общего образования (обязательно для НПР, преподающих психолого-педагогические дисциплины).
1.3 Быть образцом порядочности, высокой профессиональной культуры, морали и нравственности при выполнении профессиональных обязанностей.
1.4 Способствовать сохранению и развитию культурных традиций России и ее исторических ценностей.
1.5 Быть компетентными в вопросах качества образования и демонстрировать на
примере свою приверженность ценностям и культуре качества образования.
1.6 Проявлять личную заинтересованность в высоком качестве подготовки выпускников и принимать активное участие в деятельности по улучшению качества.
1.7 Применять современные методы анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения ОППН, степень сформированно-сти у обучающихся качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности и получения устойчивых выгод для заинтересованных сторон (выпускника, образовательной организации, работодателя, общества, государства).
1.8 Организовывать совместно со студентами учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на модернизацию педагогического образования.
1.9 Формировать у студентов интерес к педагогической деятельности.
2. Требования к учебному процессу
2.1 Реализовывать индивидуальные маршруты обучения на очном отделении с правом совмещения работы по профилю обучения (для педагогических направлений).
2.2 Обеспечивать прохождение практик всех видов в образовательных организациях города и региона, лидирующих по результатам внешней оценки качества образования.
2.3 Обеспечивать студентов возможностью академической мобильности, в том числе через сетевое обучение (возможность пройти часть обучения в другом вузе, в том числе за рубежом).
2.4 Предоставлять обучение в вузе по широкому спектру программ дополнительного образования, способствующих формированию надпрофессиональных компетенций педагога (иностранный язык, менеджмент, ораторское мастерство, детское творчество и др.).
2.5 Организовывать программы дополнительного профессионального обучения для студентов и выпускников прошлых лет по подготовке к работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (обучающиеся, проявившие выдающиеся способности; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья), а также по подготовке к Единому государственному экзамену.
2.6 Осуществлять индивидуальную работу со студентами, испытывающими сложности в освоении ОППН, и со студентами, проявившими выдающиеся способности.
3. Требования к интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью
3.1 Привлекать к работе в вузе работников образования разных уровней, других регионов, победителей конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Лучший в профессии» и др.
3.2 Организовывать конкурс и проект профессионального мастерства для студентов педагогического вуза совместно с обучающимися и педагогами среднего общего и среднего профессионального образования.
3.3 Создавать условия для развития и поддержки движения студенческих педагогических отрядов или иных общественных объединений профессионально-педагогической направленности.
3.4 Привлекать обучающихся к реализации совместных мероприятий и проектов (в том числе НИР) с другими образовательными организациями.
3.5 Поддерживать эффективную работу подразделения, оказывающего помощь в трудоустройстве обучающимся в период обучения и выпускникам по направлению подготовки.
3.6 Обеспечить обязательными практи-коориентированными модулями, предполагающие освоение теоретического содержания материала при максимальной самостоятельной работе обучающихся, с последующей отработкой приемов, методов в учебно-лабораторной среде или на практике.
4. Требования к научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза
4.1 Оказывать организационно-финансовую поддержку участия обучающихся в форумах, конференциях, лагерях-семинарах регионального, всероссийского и международного уровней, направленных на развитие образования и профессиональное становление педагога.
4.2 Оказывать финансовую поддержку студенческих публикаций в ведущих периодических изданиях и участии в межвузовских олимпиадах по направлениям подготовки.
4.3 Организовать работу малых инновационных предприятий с участием студентов в образовательной сфере.
4.4 Привлекать обучающихся к проектной и научно-грантовой деятельности, поддерживать инициативы обучающихся в поиске и получении грантов и субсидий для реализации социально значимых научно-исследовательских проектов и программ в образовательной сфере.
4.5 Проводить мониторинг научной активности обучающихся с целью формиро-
вания научного рейтинга студентов и учебных подразделений вуза.
4.6 Обучать проектной деятельности и управлению социально значимыми проектами, содействуя их реализации.
5. Требования к образовательной среде
5.1 Использовать в учебном процессе современные средства обучения, соответствующие уровню оснащенности образовательных организаций, где предстоит работать выпускникам.
5.2 Обеспечивать современную информационно-образовательную среду, включающую: электронный каталог библиотеки, электронные ресурсы с выходом в другие электронные библиотеки, учебный портал, систему видеоконференцсвязи и др.
5.3 Обучать работе с электронными ресурсами образовательной среды с первых дней обучения в вузе.
5.4 Обеспечивать доступ к полному комплекту методических материалов по всем образовательным программам на учебном портале вуза.
5.5 Обеспечивать свободный доступ в сеть Интернет в любой точке вуза.
5.6 Обеспечивать наличие единой интегральной балльно-рейтинговой системы.
5.7 Организовывать эффективную электронную систему учета индивидуальных достижений обучающихся (портфолио учебных и общественных достижений).
5.8 Предоставлять доступ к услугам копирования и тиражирования в вузе.
5.9 Поддерживать многоканальную информационную систему, позволяющую получить полную информацию о различных направлениях деятельности в вузе, в том числе внеучебной.
5.10 Обеспечивать библиотеку образовательной организации современной научной, учебной, периодической литературой, методическими материалами, электронными средствами обучения по всем образовательным программам.
6. Требования к социокультурной
среде и социальной поддержке
6.1 Обеспечивать наличие дифференцированной и прозрачной системы материальной поддержки обучающихся (материальная помощь, социальные стипендии, компенсации и др.).
6.2 Поддерживать эффективную систему оздоровления обучающихся.
6.3 Обеспечивать открытую систему поощрения обучающихся.
6.4 Организовывать прозрачную систему распределения мест в общежитиях.
6.5 Наделять органы студенческого самоуправления действенными полномочиями (Представительство ССУ в Ученом Совете вуза).
6.6 Обеспечивать качественными условиями проживания в студенческих общежитиях.
7. Требования к досуговой и воспитательной работе
7.1 Обеспечивать наличие большого выбора творческих студий, клубов по интересам, спортивных секций.
7.2 Обеспечивать наличие помещений, их пригодность и доступность для занятий внеучебной деятельностью (спортивных залов, актового зала, помещений для клубов и секций)
7.3 Организовать соответствие системы воспитательной работы проекту «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО)».
7.4 Содействовать активной работе ассоциации выпускников (выделение помещения для проведения мероприятий, информационная поддержка и др.).
7.5 Публично признавать и поощрять общественную и социальную деятельности обучающихся (в том числе волонтерской), направленную на развитие образования в регионе (городе).
7.6 Обеспечить наличие музея истории вуза.
7.7 Создавать условия для неформального образования, направленного на развитие будущего педагога:
- приглашение ведущих педагогов для проведения семинаров/тренингов;
- выделение помещения и необходимых средств;
- информационная поддержка и др.
8. Требования к инфраструктуре
образовательной организации
8.1 Поддерживать безбарьерную среду для обеспечения возможности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
8.2 Обеспечивать наличие зон самоподготовки, совместной работы и общения студентов.
8.3 Приближать учебную среду к производственной среде педагога (оформление спецкабинетов, рекреаций, коридоров должно отражать атмосферу образовательной организации, где предстоит работать выпускнику).
8.4 Создавать комфортные условия для обучения и отдыха: эргономичная мебель, достаточная освещенность и температура в учебных помещениях, наличие
столовых в каждом учебном корпусе и современно оборудованных санузлов.
9. Требования к обучающимся
9.1 Быть активным участником образовательного процесса.
9.2Быть ответственным и дисциплинированным во всех аспектах своей деятельности: соблюдать правила трудовой и учебной дисциплины, проявлять тактичность и уважительное отношение к преподавателям и обучающимся.
9.3Постоянно совершенствовать навыки владения иностранными языками.
9.4Быть ответственным за образовательные результаты.
9.5 Настойчиво овладевать знаниями, умениями и навыками проектной и исследовательской деятельности.
9.6Быть образцом порядочности, высокой культуры, морали и нравственности, следить за своим внешним видом и речью, быть носителем духовной культуры и лучших традиций интеллигенции.
9.7 Признавать приоритеты духовно-нравственных ценностей при осуществлении любой деятельности в стенах вуза и за его пределами. Активно пропагандировать и продвигать образовательные ценности и культурные традиции России.
9.8 Поддерживать имидж и авторитет университета путем сохранения и развития вузовских традиций, активно участвовать в общественных и внеучебных мероприятиях.
9.9Принимать участие в деятельности общественных советов, профессиональных сообществ, студенческих клубов и других общественных образований.
«Стандарт качества педагогического образования. Требования студентов» дополняет требования нормативных документов с позиции обучающихся по образовательным программам педагогической направленности в вузах Российской Федерации и ставит своей целью повышение удовлетворенности обучающихся образовательным процессом в образовательной организации.
Механизмами применения Стандарта на практике станут проведение анкетирования обучающихся педагогических вузов об уровне удовлетворенности образовательным процессом; разработка и внедрение студенческих проектов, направленных на совершенствование качества образования в вузах; проведение самообследований образовательных организаций с несколькими видами оценок: общественной и независимой оценок качества образования.
Стандарт уже прошел процедуру апробации и был принят за основу на Всероссийском педагогическом форуме «За качественное образование» 25-26 сентября 2015
года в г. Екатеринбурге студентами из 19-ти образовательных организаций, реализующих программы педагогической направленности. В течение двух дней работы мероприятия форум посетили порядка 300 представителей разных образовательных организаций, органов государственной власти, управлений образования регионального и муниципального уровней, руководители образовательных организаций.
Участники форума обсудили актуальные проблемы, тенденции развития российского педагогического образования и отметили, что одной из наиболее значимых задач, стоящих в настоящее время перед российским обществом, является развитие системы образования, поскольку ее действенность и результативность служат основой для технологического развития нашего государства и его конкурентоспособности на международной арене. Особо значимую роль при этом играет педагогическое образование, благодаря которому создается основа для профессиональной подготовки российской молодежи.
В важнейших нормативно-правовых документах отражена государственная политика, направленная на развитие и совершенствование системы педагогического образования в России, создание условий, обеспечивающих высокое качество российского образования в соответствии с программой модернизации педагогического образования и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Программа форума была насыщенная и площадки делились между обучающимися и педагогическим сообществом. Форум начал свою работу с пленарной сессии «Качество педагогического образования», где каждый из экспертов высказал свое мнение об уровне качества педагогического образования в нашей стране и участии студентов в его оценке. Закончилась пленарная сессия представлением проекта «Стандарта качества педагогического образования. Требования студентов». Его обсуждение с обучающимися других университетов состоялось на форсайт-сессии «Модель студенческого стандарта качества педагогического образования».
На круглом столе «Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация в системе повышения качества педагогического образования» участники рассмотрели общественную аккредитацию, как один из механизмов реализации студенческих стандартов. Впервые в РФ представили критерии профессионально-общественной аккредитации, разработанные ООО «Всероссийское педагогическое собрание». Участники пришли к
194
единому мнению, что обе аккредитации только в тандеме могут наиболее полно отразить уровень качества образования в образовательной организации. Итогом форума стало принятие резолюции и утверждение проекта «Стандарта качества педагогического образования. Требования студентов» [6; 7; 8].
В конце сентября 2015 года проект Стандарта, принятый за основу, был разослан в 34 вуза, реализующих программы педагогической направленности, для его обсуждения органами студенческого само-
управления и внесения собственных предложений. Проект стандарта получил одобрение на Всероссийском форуме будущих педагогов сельских школ 8-11 октября 2015 года в г. Орле, в Школе студенческого актива РГППУ 8 октября 2015 года и Школе Качества УрГПУ 12 ноября 2015 года г. Екатеринбург [9; 10].
Окончательное принятие Стандарта состоится в конце декабря 2015 года на итоговом заседании Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government.ru/docs/l8268/.
2. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании X съезда Российского союза ректоров. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46892.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: / / минобрнауки.рф/документы/ 2974
5. Владимир Путин подписал перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/2lll2.
6. Документы комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи. URL: http://www.kkomon.ru/docs.
7. В Свердловской области стартовал Всероссийский педагогический форум «За качественное образование». URL: http://www.oblgazeta.ru/pressreleases/l2l0l/
8. УрГПУ за качественное образование. URL: http://uspu.ru/novosti/item/2303-za-kachestvennoe-obrazovanie.html.
9. Стандарт как знак качества: в рамках Всероссийского педфорума был принят проект нового профильного стандарта качества педагога. URL: http://uspu.ru/novosti/item/2396-standart-kak-znak-kachestva-v-ramkakh-vserossijskogo-pedforuma-byl-prinyat-proekt-novogo-profilnogo-standarta-kachestva-pedagoga.html.
10. Взаимодействие вузов в рамках проекта «Качественное образование». URL: http:// www.uspu.ru/novosti/item/2452-vzaimodejstvie-vuzov-v-ramkakh-proekta-kachestvennoe-obrazovanie.html.
11. Обучающиеся внесли новые предложения в Студенческий стандарт качества образования. URL: http://www.uspu.ru/novosti/item/25l2-obuchayushchiesya-vnesli-novye-predlozheniya-v-studencheskij-standart-kachestva-obrazovaniya.html.
REFERENCES
1. Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 20l6-2020 gody. URL: http://government.ru/docs/l8268/.
2. Vladimir Putin prinjal uchastie v plenarnom zasedanii X s#ezda Rossijskogo sojuza rektorov. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46892.
3. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: http: / / minobrnauki.rf/dokumenty/ 2974
5. Vladimir Putin podpisal perechen' poruchenij po voprosam povyshenija kachestva vysshego obrazovanija. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/2lll2.
6. Dokumenty komissii po voprosam kachestva obrazovanija Soveta Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii po delam molodezhi. URL: http://www.kkomon.ru/ docs.
7. V Sverdlovskoj oblasti startoval Vserossijskij pedagogicheskij forum «Za kachestvennoe obrazovanie». URL: http://www.oblgazeta.ru/pressreleases/l2l0l/
8. UrGPU za kachestvennoe obrazovanie. UR : http://uspu.ru/novosti/item/2303-za-kachestvennoe-obrazovanie.html.
9. Standart kak znak kachestva: v ramkah Vserossijskogo pedforuma byl prinjat proekt novogo profil'nogo standarta kachestva pedagoga. URL: http://uspu.ru/novosti/item/2396-standart-kak-znak-kachestva-v-ramkakh-vserossijskogo-pedforuma-byl-prinyat-proekt-novogo-profilnogo-standarta-kachestva-pedagoga.html.
10. Vzaimodejstvie vuzov v ramkah proekta «Kachestvennoe obrazovanie». URL: http://www.uspu.ru/ novosti/item/2452-vzaimodejstvie-vuzov-v-ramkakh-proekta-kachestvennoe-obrazovanie.html.
11. Obuchajushhiesja vnesli novye predlozhenija v Studencheskij stan-dart kachestva obrazovanija. URL: http://www.uspu.ru/novosti/item/25l2-obuchayushchiesya-vnesli-novye-predlozheniya-v-studencheskij-standart-kachestva-obrazovaniya.html.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Симонова.