УДК 37.035+364-43 ББК Ч440:С9+С9
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Соболева Южно-Уральский медицинский университет (г. Челябинск)
Обострение глобальных проблем человечества обусловило противоречия социального развития. Сложившаяся ситуация требует профессионального вмешательства специально подготовленных людей - социальных работников. Профессиональная деятельность социальных работников зависит от качества их подготовки в системе непрерывного образования. Рассмотрение данного вопроса предполагает изучение теоретических подходов отечественных ученых, раскрывающих исторические аспекты создания системы подготовки специалистов социальной работы, качество подготовки, критерии измерения компетенции в системе непрерывной подготовки социальных работников. Представленная статья носит теоретический характер, так как предполагает поиск научных подходов и определяет перспективы их экспериментального подтверждения.
Ключевые слова: социальная работа, качество подготовки, категории качества, критерии измерения, компетенции, непрерывное образование.
Усиление внимания к социальной работе в мировом сообществе в настоящее время вызвано обострением глобальных проблем человечества в экологической, демографической, коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди них следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства, что, безусловно, сказывается на социальном самочувствии личности и социальном расслоении общества, возникновение социальных конфликтов, снижение достойного уровня жизни социально незащищенных слоев населения, наконец, снижение уровня социальной безопасности. Это требует профессионального вмешательства специально подготовленных людей - социальных работников.
Государство нуждается, во-первых, в социальных работниках, способных оказать квалифицированную помощь, снять социальную напряженность, помогающих человеку выжить в изменяющемся мире. Во-вторых, в необходимости совершенствования профессиональной подготовки социальных работников, так как в социальных службах работают в основном специалисты, не имеющие профильного образования.
В России подготовка таких специалистов может быть отнесена к 90-м годам прошлого столетия, когда квалификационная характе-
ристика специалиста по социальной работе была включена Государственным комитетом по труду в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в апреле 1991 г. Тогда же в высших и средних специальных учебных заведениях России была открыта новая специальность по направлению «Социальная работа». В марте-апреле 1991 г. профессия социального работника была официально зарегистрирована в государственных документах. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе, а с 2011 г. в системе высшего образования начала осуществляться подготовка бакалавров и магистров.
Вопрос теоретической и практической подготовки бакалавров и магистров по социальной работе органично связан с решением важнейших и острейших социальных проблем, с одной стороны, с другой - требуется отработка содержания этой подготовки, усиление ее методологии, создание базы инновационных технологий обучения. В настоящее время развивается многоуровневая подготовка социальных работников в системе высшего и среднего образования по новым образовательным стандартам.
Для обеспечения качества подготовки социальных работников необходимо говорить
об их непрерывном профессиональном образовании, что представляет интерес для научного исследования.
Исследованиями в области непрерывного профессионального образования в разное время занимались многие отечественные ученые.
Так, педагог Т.В. Пищулина отмечает, что потребность в организации непрерывного профессионального образования зафиксирована в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования), в Концепции проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), где отмечается, что необходимо создать условия «для обеспечения участия в непрерывном образовании» [9].
Т.В. Пищулина определяет также непрерывное профессиональное образование как постоянное развитие и саморазвитие личности с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в условиях современного общества, характеризующегося нестабильностью и неопределенностью трудового рынка. Субъект непрерывного профессионального образования понимается ею как личность, способная к осознанной саморегуляции своей деятельности по постоянному развитию и саморазвитию личности. При этом «осознанную саморегуляцию деятельности» она соотносит с постановкой целей, связанных с профессиональным самоопределением и самореализацией, планированием и программированием их достижения, умением учитывать значимые внешние и внутренние условия, оценивать результаты и корректировать свою активность для достижения субъектно-приемлемых результатов [9].
С позиции определения сущности непрерывного образования другой отечественный ученый В.П. Зинченко констатирует: «Непрерывное образование предусматривает преемственность всех структурных элементов системы, взаимодополнение различных форм и типов обучения... Непрерывное образование можно рассматривать как фундаментальный принцип построения новой модели образования. Целостность выступает системообразующим фактором» [3].
Заведующая лабораторией теории непрерывного образования ФГНУ ИТИП РАО Т.Ю. Ломакина определяет принципы непрерывного образования. В частности, в качестве
одного из основных принципов непрерывного образования она называет принцип диверсификации, предполагающий «расширение функций и многообразия профессиональных образовательных программ, форм и методов обучения, типов образовательных учреждений», а диверсификацию рассматривает как эффективную профессиональную педагогическую систему [6].
По мнению В.Л. Аношкиной и С.В. Рез-ванова, понятие непрерывности образования, в том числе и профессионального, можно рассмотреть по отношению к 3 основным составляющим (субъектам).
Во-первых, непрерывность означает, что человек учится постоянно, причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.
Во-вторых, непрерывность характеризуется преемственностью содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида деятельности к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.
В-третьих, непрерывность связана с особой сетью образовательных учреждений, которые создают необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей [1].
Социальная работа требует создания такой системы образования, которая представляла бы собой непрерывный цикл совершенствования знаний. Повышение квалификации должно стать важнейшим звеном в комплексной системе образования социальных работников, что сделает образование действительно непрерывным.
Развитие социальной работы как профессиональной деятельности обуславливает новую парадигму подготовки социального работника, которая определяет его как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическим качествам специалиста.
Как показывает мировой опыт, во всех странах существует строгий отбор на профессию социального работника. Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, уровень интеллекта, выявленный на основе тестов слуха,
зрения и речи, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника. В России в настоящее время к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий, пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность.
Для того чтобы быть высококвалифицированным социальным работником, мало доброго отношения к людям, нужно обладать необходимыми и достаточными профессиональными компетенциями, так как милосердие должно быть эффективным. Поэтому профессиональная подготовка социального работника требует выявления специфики не только его личностных, но и функциональных характеристик.
Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы может стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся социальной среде.
Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельности нужны специальные знания и практические умения, широкий спектр компетенций, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование своих клиентов.
Анализ категории качества образования, активно рассматриваемого в современной педагогической литературе, показывает, что это система взаимосвязанных компонентов, к которым относятся модели образования, содержание и структура образования, свойства и качества личности, востребованные обществом [4].
По утверждению Д.А. Новикова, занимающегося исследованием в области оценки качества образования, «под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [7].
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) качество образования трактуется как «комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стан-
дартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека» [5].
Качественное образование в этом смысле должно давать возможность каждому индивиду получить полноценное непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме [5].
Качество подготовки социальных работников, исходя из этого, можно оценивать по двум направлениям: оценивая непосредственно качество освоения основных образовательных программ студентами и оценивая организацию учебного процесса на уровне кафедры, факультета, вуза, ведущих их подготовку. Оценка качества подготовки студентов в соответствии с ФГОС нового поколения осуществляется в рамках компетентностного подхода - оценивается не уровень квалификации, а степень общей и профессиональной компетентности. Поэтому новый ФГОС по специальности «социальная работа» включает в себя две основные группы компетенций: общекультурные и профессиональные.
Качество подготовки будущих социальных работников не может зависеть только от степени усвоения ими предусмотренных образовательной программой учебных дисциплин. Оно должно включать в себя как непосредственно формирование профессиональной компетенции, так и те условия, в которых проходит обучение студентов. Грамотная, рациональная организация учебного процесса в соответствии с ФГОС по специальности, с учетом особенностей конкретного вуза, позволит интегрировать российскую систему подготовки социальных работников в европейскую и повысить уровень профессиональной и общекультурной грамотности выпускников.
Среди слагаемых качества образования можно выделить ряд следующих компонентов: компетентность, знания и опыт преподавателей; соответствие вузов требованиям государственных и региональных стандартов; собственно образовательные стандарты и программы обучения, определяющие объем знаний, необходимых для усвоения студентом; обеспечение учебного процесса методической, учебной и научной литературой, учебными пособиями нового поколения и новейшими техническими средствами обучения.
В условиях глобализации образовательного пространства, формирования зоны европейского высшего образования, создания национальной двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - 4 года и магистратура - 2 года) актуальной становится разработка образовательных программ по социальной работе на принципах достижения адекватной компетентности. В целях формирования и развития таких профессионалов социальной работы, чья квалификация будет более релевантной общественным изменениям и запросам современной социальной политики, образовательная программа должна ориентироваться на четкие стандарты, в соответствии с которыми может оцениваться как качество подготовки, так и практическая деятельность специалиста. Компетентностный подход к конструированию образовательной программы широко используется сегодня в зарубежных школах социальной работы как принципиально новая технология, позволяющая, как предполагается, связать формальную подготовку с задачами практики.
По словам педагогического деятеля Е.Г. Шаина, занимающегося также вопросами социальной работы, в России, как и во всём мире, растёт потребность в современных компетентных специалистах социальной работы на основе национальных стандартов и международных показателей универсализации. Это предопределяет понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий развития системы непрерывного социального образования [11].
Данный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и в административных структурах; в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией в вузе; в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем; в самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни; разрешении конфликтов. Под компетенцией Е.Г. Шаин понимает личную способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач и готовность к своей профессио-
нальной роли в той или иной области деятельности [11].
Не каждый человек способен осуществлять социальную деятельность; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьезные расхождения во взглядах между своими установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придется посвятить себя какой-то другой деятельности.
Если критериям измерения профессиональных компетенций социального работника посвящено много исследований, то вопрос измерения нравственных компетенций освящен слабо, а это одно из ключевых составляющих профессиональной деятельности социальных работников, поэтому в настоящее время это также составляет проблему исследования.
Что касается подготовки социальных работников, то исследование, проведенное группой Совета учебно-методического объединения вузов России в области социальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляют все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств. По состоянию на март 2000 года среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 82 государственных университета, 10 государственных академий, 11 государственных институтов, 5 негосударственных институтов и университетов. Подготовку социальных работников ведут также 12 средних учебных заведений, в их числе 6 техникумов, 5 колледжей, 1 лицей. Названные учебные заведения действуют в 66 регионах России. Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучается более 30 тысяч будущих социальных работников.
В целом можно выделить несколько уровней подготовки этих кадров.
1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в общеобразовательных школах, лицеях. Выпускники со средним (общим полным) образованием пополняют ряды социальных работников отделений по
обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.
2. Обучение в учреждениях начального профессионального образования (профессиональные училища и профессиональные лицеи), а также в средних специальных учебных заведениях (образовательных учреждениях среднего профессионального образования -техникумах, колледжах). После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т. д.
3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года) [8].
В связи с вышесказанным можно отметить, что подготовка социальных работников ведется на всех уровнях образования и в основном в системе высшего профессионального образования.
Социальная работа во всем мире включает сегодня две разнонаправленные тенденции -специализацию и универсализацию. Специализация определяется внутренним разнообразием профессии, которое обусловлено тем, что она по своей природе контекстуальна и не может не задействовать ресурс специализации. Усиление статуса экспертных сообществ в различных сферах специализации социальной работы выражается, в частности, оформлением различных ассоциаций профессионалов - скажем, социальных работников школ, ювенальных судов, клиник - в США, Канаде, Великобритании. Однако нельзя отрицать и важность общих, универсальных знаний, навыков и принципов деятельности социальных работников, отвечающих стандартам профессии, национальным и международным нормам прав человека [10].
Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной области практической деятельности.
Профессионализм конкретного работника является результатом его самореализации в ходе длительного процесса профессионального становления, для которого характерны индивидуальное своеобразие и уникальность условий протекания.
Для повышения качества подготовки необходимо выстроить систему не только образовательных учреждений, в которых реализуются программы подготовки, но и откорректировать сами эти программы, исключив из них ситуации дублирования тематики, количества часов, распределив освоение компетенций, имея в виду систему дополнительного образования.
По словам М.Г. Блиновой, профессиональное дополнительное образование предполагает непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям. Повышение квалификации - это обновление знаний и навыков. Профессиональная переподготовка предусматривает приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации [2].
Уровень квалификации/Квалификационный уровень - обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности; критериям результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.
Что касается социальной работы, подготовка специалистов ведется, но профессиональный стандарт для данной профессии пока не разработан. Перспективы этих разработок заложены в рамках Соглашения РСПП и Министерства образования и науки РФ (июль 2009 г.) Данным Соглашением утверждены «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательного учреждения производственного обучения», других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», которые регламентируют
эту деятельность. РСПП предлагает создать систему управления качеством рабочей силы, включающую национальную рамку квалификаций, профстандарты (утвержденные в НАРК), ФГОС и систему независимой сертификации профессиональных квалификаций [5].
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что профессиональный стандарт позволяет оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, что, в конечном итоге, означает повышение производительности и качества труда. Таким образом, для оценки качества профессиональной подготовки социальных работников можно использовать механизм разработки и внедрения профессионального стандарта.
В целом, можно заключить, что в настоящее время подготовка социальных работников в России ведется в основном в системе высшего профессионального образования. Обращает на себя внимание недоработанность ФГОС: в стандарте прописаны профессиональные и общекультурные компетенции, но качественные характеристики, которые указывали бы на критерии их оценки, не сформулированы.
В то же время большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, среди которых моральные и личностные качества, что в свою очередь влияет на более качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Это связано и с разными подходами к отбору студентов, разными образовательными стандартами и условиями обучения.
Несмотря на наличие множества работ, посвященных системе непрерывного образования в подготовке высококвалифицированных специалистов, модель системы непрерывного образования социальных работников в России не выстроена, и проанализировать качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования в полном объеме не представляется возможным. Это является серьезной научной проблемой, которая требует своего решения как весьма актуальная и перспективная.
Литература
1. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Рез-ванов. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. -176 с.
2. Блинова, М.Г. Роль дополнительного образования в формировании профессиональных и специальных компетенций специалиста по социальной работе, эффективности его деятельности и конкурентноспособности на рынке труда /М.Г. Блинова // Социальная работа на Урале: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2012. -Вып. 5. - С. 29-34.
3. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. -1997. - № 5. - С. 15-16.
4. Качество образования как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе. - http://www.rcde.ru/method/920.html.
5. Калугина, Т.Г. Управление качеством рабочей силы: Состояние. Позиция. Опыт / Т.Г. Калугина, Г.С. Костыко // Успехи современного естествознания. - М., 2010. - № 3. -С. 168-170.
6. Ломакина, Т.Ю. Концепция непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М.: ИТИПРАО, 2005. - 45 с.
7. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами / Д.А. Новиков. -М. : Нар. образование, 2009. - 452 с.
8. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 395 с.
9. Пищулина, Т.В. Становление студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Пищулина. - Челябинск, 2012. - 48 с.
10. Романов, П.В. Методы прикладных социальных исследований: учеб. пособие / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - Изд. 2-е, доп. - М.: Вариант: Норт-Медиа: ЦСПГИ, 2008. - 255 с.
11. Шаин, Е.Г. Некоторые подходы к
подготовке социальных работников в педвузе / Е.Г. Шаин. - http://www.tsutmb.ru/nu/nauka/
index.php/razdel/meropr/.
Соболева Елена Владимировна, преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики, Южно-Уральский медицинский университет (г. Челябинск), аспирант, [email protected].
QUALITY TRAINING OF SOCIAL WORKERS IN CONTINUING EDUCATION
E.V. Soboleva South Ural Medical University (Chelyabinsk)
The aggravation of global problems of the mankind caused the contradictions in social development. Current social situation demands the professional activity of specially trained people - social workers. Professional activity of social workers depends on the quality of their training in the system of continuing education. The consideration of the matter supposes the analysis of the theoretical approaches suggested by domestic scientists that describe the historical aspects of the creation of the training system of social workers, the quality of preparation, competence measurement criteria of social workers in continuing education. The presented article is a theoretical one as it is aimed at the search of scientific approaches and defines the prospects of their experimental confirmation.
Keywords: social work, the quality of training, quality category, measurement criteria, competence, continuing education.
Soboleva Elena, teacher of the Chair of social work, Psychology and Pedagogy, South Ural Medical University (Chelyabinsk), [email protected].
Поступила в редакцию 17 февраля 2013 г.