Научная статья на тему 'Проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании'

Проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностная парадигма образования / компетенции / профессиональная подготовка / федеральный государственный образовательный стандарт / ступени профессиональной подготовки / непрерывное образование / федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3+ / федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++. / competence paradigm of education / competencies / professional training / federal state educational standard / levels of training / continuing education / federal state educational standard of higher education 3+ / federal state educational standard of higher education 3++.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Елена Александровна, Поддубная Татьяна Николаевна, Минченко Владимир Гаврилович

Интеграция России в единое европейское образовательное пространство детерминировало смену традиционной парадигмы образования с гуманистической на компетентностью, квинтэссенцию которой составляет формирование у обучающихся системы компетенций на основе учета глобальных тенденций достижения качества образования. Главным признаком реализации программ профессиональной подготовки выпускников в контексте Европейского образовательного стандарта считается ответственность образовательных организаций за качество учебно-воспитательного процесса, ориентированного на компетентностью парадигму современного образования. Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каковы проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании? Цель исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в системе непрерывного профессионального образования как условия эффективного перехода на ФГОС 3 ++. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии. Полученные результаты: осуществлен анализ реализации ФГОС 3+ по уровням профессиональной подготовки колледж-бакалавриатмагистратура; выявлены проблемные аспекты реализации федеральных образовательных стандартов третьего поколения на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма (колледж-бакалавриатмагистратура), внесены предложения по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки обучающихся в системе непрерывного профессионального образования в контексте перехода на ФГОС 3++. Ключевые выводы: выявленные проблемные аспекты могут выступить ориентиром при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++ в системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Елена Александровна, Поддубная Татьяна Николаевна, Минченко Владимир Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FSES 3+ IMPLEMENTATION AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TOURISM INDUSTRY WORKERS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Integration of Russia into a single European educational space has determined the shift of the traditional education paradigm from a humanistic to a competencebased one, the quintessence of which is the formation of a competence system for students based on global trends in the achievement of education quality. The main feature of graduate vocational training programs implementation in the context of the European educational standard is the responsibility of educational organizations for the quality of the educational process, focused on the competence paradigm of modern education. This circumstance has formulated the research problem: what are the problems of FSES 3+ implementation at different levels of professional training of future workers in tourism industry in the context of a competence-based approach in education? The purpose of the research is to substantiate proposals for improving the process of training future tourism industry employees in the system of continuing professional education as a condition for an effective transition to FSES 3++. During the study, the following methods were used: analysis, synthesis, method of analogy. The results obtained: analysis of the FSES 3+ implementation according to the levels of professional training of college-baccalaureate-magistrature; problematic aspects of the implementation of federal educational standards of the third generation at different levels of professional training of future employees of the tourism industry (collegebaccalaureatemagistrature) have been identified, measures to improve the process of professional training of students in the system of continuing professional education in the context of the transition to FSES 3+ + have been proposed. Key conclusions: the identified problem aspects can guide the development of educational programs in accordance with FSES 3++ in the system of continuing professional education.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

УДК 338.48:378.01

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12006

Еремина Е.А., Поддубная Т.Н., Минченко В.Г.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3+ ИА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Еремина Елена Александровна, декан факультета сервиса и туризма, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия E-mail: eremina-otdel-k@mail.ru тел.: 8(918) 443 95 85

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия E-mail: tpodd@mail.ru тел.: 8(928) 468 43 58

Минченко Владимир Гаврилович, заведующий кафедрой социально-культурного

сервиса и туризма, кандидат педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма», Краснодар, Россия

E-mail: janepopernyak@yandex.ru

тел.: 8(967) 673 60 84

Интеграция России в единое европейское образовательное пространство детерминировало смену традиционной парадигмы образования с гуманистической на компетентностную, квинтэссенцию которой составляет формирование у обучающихся системы компетенций на основе учета глобальных тенденций достижения качества образования. Главным признаком реализации программ профессиональной подготовки выпускников в контексте Европейского образовательного стандарта считается ответственность образовательных организаций за качество учебно-воспитательного процесса, ориентированного на компетентностную парадигму современного образования. Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каковы проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании? Цель исследования заклю-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

чается в обосновании предложений по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в системе непрерывного профессионального образования как условия эффективного перехода на ФГОС 3++. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии. Полученные результаты: осуществлен анализ реализации ФГОС 3+ по уровням профессиональной подготовки колледж-бакалавриат-магистратура; выявлены проблемные аспекты реализации федеральных образовательных стандартов третьего поколения на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма (колледж-бакалавриат-магистратура), внесены предложения по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки обучающихся в системе непрерывного профессионального образования в контексте перехода на ФГОС 3++.

Ключевые выводы: выявленные проблемные аспекты могут выступить ориентиром при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++ в системе непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, компетенции, профессиональная подготовка, федеральный государственный образовательный стандарт, ступени профессиональной подготовки, непрерывное образование, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3+, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++.

Для цитирования: Еремина Е.А., Поддубная Т.Н., Минченко В.Г. Проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 57-66. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12006.

Eremina Е.А., Poddubnaya T.N., Minchenko V.G.

PROBLEMS OF FSES 3+ IMPLEMENTATION AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TOURISM INDUSTRY WORKERS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Yeremina Elena Alexandrovna, Dean of the Faculty of Service and Tourism, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism

FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar, Russia

E-mail: eremina-otdel-k@mail.ru tel.: 8(918) 443 95 85

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Poddubnaya Tatyana Nicolaevna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Social and Cultural service and Tourism

FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar, Russia

E-mail: tpodd@mail.ru tel.: 8(928) 468 43 58

Minchenko Vladimir Gavrilovich, head of the Department of Social and Cultural Services and Tourism, Candidate of Pedagogics, Professor

FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar, Russia

E-mail: janepopernyak@yandex.ru tel.: 8(967) 673 60 84

Integration of Russia into a single European educational space has determined the shift of the traditional education paradigm from a humanistic to a competence-based one, the quintessence of which is the formation of a competence system for students based on global trends in the achievement of education quality. The main feature of graduate vocational training programs implementation in the context of the European educational standard is the responsibility of educational organizations for the quality of the educational process, focused on the competence paradigm of modern education. This circumstance has formulated the research problem: what are the problems of FSES 3+ implementation at different levels of professional training of future workers in tourism industry in the context of a competence-based approach in education? The purpose of the research is to substantiate proposals for improving the process of training future tourism industry employees in the system of continuing professional education as a condition for an effective transition to FSES 3++. During the study, the following methods were used: analysis, synthesis, method of analogy. The results obtained: analysis of the FSES 3+ implementation according to the levels of professional training of college-baccalaureate-magistrature; problematic aspects of the implementation of federal educational standards of the third generation at different levels of professional training of future employees of the tourism industry (college- baccalaureate- magistrate e) have been identified, measures to improve the process of professional training of students in the system of continuing professional education in the context of the transition to FSES 3++ have been proposed.

Key conclusions: the identified problem aspects can guide the development of educational programs in accordance with FSES 3++ in the system of continuing professional education.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Key words: competence paradigm of education, competencies, professional training, federal state educational standard, levels of training, continuing education, federal state educational standard of higher education 3+, federal state educational standard of higher education 3++.

For citation: Eremina E.A., Poddubnaya T.N., Minchenko V.G. Problems of FSES 3+ implementation at different stages of professional training of future tourism industry workers in the context of competence approach in education // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2 (41). P. 57-66. DOI: 10.24411 / 20781024-2019-12006.

Современное образование сегодня претерпевает качественные изменения в ответ на вызов времени. Интеграция России в единое европейское образовательное пространство детерминировало смену традиционной парадигмы образования с гуманистической на компетентностную, квинтэссенцию которой составляет формирование у обучающихся системы компетенций на основе учета глобальных тенденций достижения качества образования. Главным признаком реализации программ профессиональной подготовки выпускников в контексте Европейского образовательного стандарта считается ответственность образовательных организаций за качество учебно-воспитательного процесса, ориентированного на компетентностную парадигму современного образования [4; 5]. В настоящее время в ряде нормативных документов отражена приоритетность реализации компетент-ностного подхода в образовании - Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 (с изм. и доп) "Об образовании в Российской Федерации", федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС-3+, ФГОС-3++), в которых указывается необходимость перестройки отечественной образовательной стратегии на новый международный уровень [1; 3].

Компетентность сегодня рассматривается как некий психологический критерий непрерывного образования, критерий формирования заданного федеральными государственными образовательными стандартами набора соответствующих знаний, умений и навыков, как форма профессиональной деятельности и ее результат. Компетентность актуализирует и непрерывность профессионального образования, что особым образом актуализирует непрерывность повышения профессиональной компетентности будущих работников сферы туризма, как условие эффективности международного сотрудничества в туристской индустрии нашего государства [2; 4; 6].

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Подготовка квалифицированного работника туристкой отрасли выступает целевым ориентиром организации образовательного процесса в системе непрерывного образования. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществляет профессиональную подготовку бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций является неотъемлемой частью профессиограммы выпускников факультета сервиса и туризма. Это позволит им оптимально и более эффективно реализовывать профессиональные задачи на практике с учетом особенностей клиентов, партнеров. Вызовы современности определяют уровень профессиональной компетентности бакалавра туризма. В связи с этим система непрерывного образования колледж-бакалавриат-магистратура позволяет более продуктивно отвечать запросам времени. Наш собственный опыт работы позволил выявить основополагающие пробелы в системе непрерывного образования колледж-бакалавриат-магистратура по профилю/направлению подготовки Туризм, решение которых будет способствовать повышению содержательного контента профессиональной подготовки бакалавров [1].

Важной проблемой является содержание самих стандартов ФГОС 3+ всех уровней подготовки (таблица 1).

Таблица 1- Компетентностный состав ФГОС 3+ (профиль/направление подготовки Туризм)

Вид ФГОС по ступеням образования Состав компетенций Квалификация/ уровень подготовки

OK опк ПК

ФГОС СПО 9 - 28 специалист по туризму

ФГОС во (уровень бакалавриата) 8 3 13 бакалавр

ФГОС (уровень магистратуры) 3 2 14 магистр

Из таблицы 1 видно, что формирование наибольшего состава компетенций осуществляется на ступени среднего профессионального образования (29 компетенций), наименьшего - на уровне магистратуры (19). Между тем, на ступени среднего профессионального образования ФГОС СПО не предусмотрено формирование общепрофессиональных компетенций, что, на наш взгляд, было бы более обосновано и уместно для данной ступени образования. С другой стороны, большинство компетенций носит формальный характер, дублируя друг друга [1].

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Вторая проблема касается видов практик и их содержания на всех ступенях образования согласно ФГОС 3+ по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (таблица 2).

Странным кажется наличие вида учебной практики: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков на уровне магистратуры. Общеизвестно, что магистратура представляет собой второй уровень высшего образования, поэтому обучающиеся магистры уже должны владеть первичными профессиональными умениями и навыками, которые у них необходимо формировать на ступени СПО и бакалавриата.

Таблица 2 - Виды практик во ФГОС 3+ (направление/профиль подготовки Туризм)

Вид ФГОС

по ступеням образования Виды практик

Производственная:

ФГОС СПО Учебная - по профилю специальности; - преддипломная практика.

Учебная практика: Производственная практика:

- практика по получению - практика по получению профес-

ФГОС ВО первичных профессиональ- сиональных умений и опыта про-

(уровень ных умений и навыков, фессиональной деятельности

бакалавриата) в т.ч. первичных умений и (в том числе технологическая);

навыков научно-исследова- - научно-исследовательская работа;

тельской деятельности. - преддипломная практика.

Производственная практика:

- практика по получению профес-

Учебная практика: сиональных умений и опыта про-

ФГОС ВО - практика по получению фессиональной деятельности;

(уровень первичных профессиональ- - технологическая практика;

магистратуры) ных умений и навыков. - педагогическая практика; - исполнительская практика; -НИР.

Преддипломная практика

Интересен также тот факт, что прохождение ступени колледжа дает право обучающемуся получить квалификацию «специалист по туризму». Однако, если говорить о традиционной системе российского образования, то квалификация специалиста присваивается по окончании 5 лет вузовской подготовки. В этом нам

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

видится некий алогизм. Приведем пример зарубежного опыта. Так, в США выпускник по результатам завершения программы колледжа получает степень кандидата в бакалавры. Это может быть степень кандидата в бакалавры искусств, степень кандидата в бакалавры прикладных наук (в случае завершения программы технического обучения). Подобный опыт можно было использовать в практике средних профессиональных учебных заведений и присваивать выпускникам колледжа, например, степень кандидата в бакалавры туризма.

Сегодня актуализируется вопрос о переходе к новым федеральным образовательным стандартам ФГОС ВО 3++. Поэтому проблема компетентности самих научно-педагогических работников в вопросах методологии и методики проектирования компетентностно ориентированного образовательного процесса, определении содержания рабочих программ в соответствии с ФГОС ВО 3++, фондов оценочных средств, адекватных новой модели профессиональной подготовки будущих работников, является актуальной. ФГОС ВО 3++ изменены требования кадровых условий реализации образовательной программы. Так, в системе высшего образования реализация ООП предусматривает наличие научно-педагогических кадров, занимающихся непосредственно научной, учебно-методической и (или) практической деятельностью, соответствующей профилю читаемой дисциплины (модуля). Процент сотрудников, которые привлечены к реализации ООП, должен быть не менее 70%. Доля сотрудников - руководителей и (или) работников других организаций, которые осуществляют трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей той, к которой готовят выпускников вуза, должна составлять не менее 5%. Другим критерием для привлечения к реализации ООП сотрудников является наличие у них профессионального стажа не менее 3 лет. Важным является и наличие ученой степени и (или) ученого звания для не менее 60% педагогических работников. Педагоги должны быть компетентны в выборе и реализации адекватных педагогических технологий, разработке индикаторов достижения компетенций в контексте оценочной процедуры качества профессиональной подготовки обучающихся. На педагогов, привлекаемых к реализации ООП, возложены функции разработки индикаторов достижения компетенций в соответствии с профессиональным стандартом. Между тем, в сфере туризма имеются существенные пробелы, касающиеся отсутствия утвержденных профессиональных стандартов в туристской индустрии. Существующий единственный узкопрофессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», предусматривающий одну обобщенную трудовую функцию (проведение экскурсий), не позволяет удовлетворить запросы образовательных организаций в разработке профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» на уровне бакалавриата.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Другая проблема касается диагностической процедуры оценки сформиро-ванности компетенций. Переход на ФГОС ВО 3++ обусловил более легитимное обоснование в высшем образовании, так как квинтэссенцией данного стандарта выступает принципиально иная методология - методология компетентностных результатов, а качественная роль в ней принадлежит балльно-рейтинговой системе оценки сформированности результатов обучения, которая внедряется каждым университетом, как правило, опытным путем. Оценивание должно включать постоянный мониторинг соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Это говорит о том, что акцент образовательного процесса должен быть перенесен на оценочно-контрольную составляющую, позволяющую систематически мониторить процесс обучения. Начальный этап проектирования дисциплины должен сопровождаться четким пониманием выбора адекватных способов и средств оценки индикаторов достижения компетенций, что выступает подтверждением достижения цели образовательных программ по соответствующему направлению подготовки. Современный педагог высшей школы выполняет функцию ментора, проецирующего теоретические знания в практическую плоскость, осуществляющего подготовку обучающихся в инновационном формате. В связи с этим на повестке дня стоит вопрос: насколько современный преподаватель колледжа и высшей школы готов к серьезной трансформации образовательного процесса? Поэтому вопрос о критериях и показателях данной оценки в целом остается абсолютно открытым. Единого механизма количественной оценки уровней сформированности компетенций (к тому же чтобы они соответствовали международным стандартам) еще не выработано. Наиболее оптимальная контрольно-измерительная процедура оценки сформированности компетенций сегодня отражена в фонде оценочных средств дисциплины, предусматривающий критерии оценки сформированности каждой компетенции. Предметом педагогического дискурса является разработка прозрачной технологии оценивания образовательных результатов на основе индикаторов и дескрипторов, обеспечивающей открытость самого образовательного института, содействуя, тем самым, повышению качества высшего образования.

В целом, ФГОС ВО 3++ ориентирован на трансформацию системы высшей школы, оптимизацию результатов освоения образовательных программ, когда организация учебного процесса предусматривает смещение вектора с обучающей деятельности педагога на учебную деятельность обучающегося, активизируя тем самым субъективную компоненту собственной учебной деятельности обучающихся. Такой подход направлен на осмысление и своевременную корректировку обучающимися своих образовательных результатов. В условиях социокультурных интеграционных процессов ориентация на унификацию образовательных резуль-

64

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

татов рассматривается как необходимое условие менеджмента процессов профессиональной деятельности.

В данной статье отражены лишь некоторые проблемные зоны, с которыми авторы столкнулись в процессе реализации ФГОС ВО 3+ по профилю/направлению подготовки «Туризм» на разных ступенях профессионально образования. Данные проблемы необходимо учитывать при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО 3++ с целью поднятия на более высокий уровень образовательного процесса профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в системе непрерывного профессионального образования с ориентацией на компетентностную парадигму образования [3].

Литература:

1. Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21-27 июня 2016 г., г. Краснодар). Краснодар: КГУФКСТ, 2016. С. 117-119.

2. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Поддубная Т.Н., Агошкова О.В., Хатит Ф.Р., Ожева С.Б. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 76-81.

3. Шпырня О.В. Аналитический обзор федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 4. С. 68-73.

4. Saliha С. The Competency-based Approach in Higher Education [Electronic resurs], URL: http://dspace.univ-biskra.dz:8080/jspui/bitstream/123456789/320/l/30.

5. Tuning educational structures in Europe/ Line 1. Learning Outcomes [Electronic resurs] / Competencies methodology, 2001-2003. Phase 1. URL: http://www.Relint.Deusto.es/TuningProject/index.htm.

Literature:

1. Minchenko V.G., Poddubnaya T.N. Implementation of the competence approach in education at different levels of vocational training in the field of training of "Tourism": on the way of finding solutions // Materials of the scientific-methodical conference of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (June 2127, 2016, Krasnodar). Krasnodar: KSUFCST, 2016. P. 117-119.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

2. Indicators and criteria for assessing the formation of competencies among bachelors in the field of training of 43.03.02 "Tourism" in the context of the FSES HE 3+ / Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V., Khatit F.R., Ozheva SB. // Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 1. P. 76-81.

3. Shpyrnya O.V. Analytical review of the federal state educational standard of higher education 3 ++ in the field of training of 43.03.02 "Tourism" // Bulletin of Maikop State Technological University. 2017. Vol. 4. P. 68-73.

4. Saliha C. The Competency-based Approach in Higher Education [Electronic resurs], URL: http://dspace.univ-biskra.dz:8080/jspui/bitstream/123456789/320/l/30.

5. Tuning educational structures in Europe / Line 1. Learning Outcomes [Electronic resurs] / Competencies methodology, 2001-2003. Phase 1. URL: http://www.Relint.Deusto.es/TuningProject/index.htm.

УДК 378.016:796/799 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12007

Леонтьева H.C., Леонтьева Л.С., Коренева M.B., Махинова М.В. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Леонтьева Надежда Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

истории физической культуры, спорта и олимпийского образования

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», Краснодар, Россия

E-mail: nadejda_14071977@mail.ru

тел.: 8(916) 736 10 59

Леонтьева Любовь Сергеевна, преподаватель кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», Краснодар, Россия E-mail: luba_leontieva@mail.ru тел.: 8(916) 920 94 89

Коренева Мария Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия E-mail: maria_koreneva@list.ru тел.: 8(918)340 77 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.